а) Так, мы пали в Адаме, главе человечества, по естественному, греховному рождению: восстановлены во втором или новом Адаме, главе человечества, по благодатному возрождению. «Первее от земли создан бысть Адам пречистыма рукама Вседержителя: от Тебе же, Богородице Дево, родися без семене новый Адам, зиждитель человечества» (Окт. гл. 5, в четв. на повечерии Кан. Богор. пес. 1, троп. 3). – «Нов Адам воистину быв, Адамов Содетелю, Иже клятву бо Адамову един потребил еси» (Окт. гл. 1, в субботу утра канона усопшим пес. 7, троп. 2). – «Единым убо человеком, первым Адамом, древле в мир вниде смерть и единым воскресение Сыном Божиим явися» (Окт. гл. 2, в неделю утра кан. воскресного пес. 6, троп. 2). – «Иже падение Адамова един воздвигл еси Христе, нов быв Адам» (Окт. гл. 3, в пят. утра канона Кресту, пес. 4, троп. 1). б) Мы пали чрез древо: чрез древо же и восстановлены. «Гряди первосозданная двоице, лика отпадшая горних завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением: се всечестное воистину древа предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, кресте всечестный, древо богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом Едема перваго, приемше известно, и велию милость» (в нед. 3 Вел. Поста на вечер, стихира на Госп. воззв.). «Древом древле смерть обретохом, ныне же паки жизнь древом крестным» (во втор, вечера 5 нед. Вел. Поста на Госп. воззв. стихира). – «Древо изгна мя древле из рая, ныне же древо к раю возведе, Тебе распеншуся Христе» (Окт. гл. 7, вторн. вечера на Госп. воззв. стих, крестны). «Древом древле Адам осудися: древом же ныне крестным оправдася, вхождение прием в рай и сладости восприятие» (Окт. гл. 7, в пяток утра кан. Ересту пес. 6. троп. 2). – «Древом Адам рая бысть изсолен: древом же крестным разбойник в рай вселися» (Окт. гл. 4, в неделю утра, – на литургии блаженны). «Поскольку чрез древо взошла смерть, – говорит св. Иоанн Дамаскин , – то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение» (Точное изложение правосл. веры, – книги IV гл. XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Поэтому, когда ребенка, принесенного в 40-й день, священник возносит к алтарю Господню, а потом возвращает матери, мать, принимая его из рук священника, получает как бы новое творение из рук Божиих. О важнейшем событии нашей жизни напоминает нам сегодня праздник Сретения Господня. Он говорит нам о том, что мы некогда, принесенные в храм, отданные Богу и получившие новую жизнь в таинстве крещения, и ныне вместе с Господом должны войти в храм, чтобы жить в нем благодатной жизнью, которая открывается каждому, непосредственно участвующему в богослужении. «Свет благодати Христовой просия нам, хотя ввести в Храм Свой» говорится в каноне предпразднества (песнь 8-я). Поэтому вчера, готовясь встретить праздник Сретения, мы обращались к Господу с молитвой: «Душевными руками сподоби мя, Благодетелю, Тя восприяти, якоже древле Симеон, и насладитеся Твоей благодати. Ты бо еси Един желание и сладость Привозжеленный» (Канон, песнь 9). Но сегодня Св. Церковь говорит нам не только об этом. Она напоминает нам о нынешнем нашем состоянии, которое многим из нас мешает входить в храм Господень и жить в нем благодатной жизнью. Для этого она предлагает нам образы притчи о блудном сыне. Вспомним блудного сына. Было время, когда и он, подобно старшему брату, жил в доме отца и наслаждался всеми благами, которые доставляло ему богатство отца. Но он не захотел оставаться в отчем доме и, взяв следующую ему часть имения, «пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно» ( Лк. 15:13 ). Живя «на стране далече», он «посеял грех , серпом пожал класы лености и, связав снопы своих грешных дел, постлал их не на гумне покаяния» (Служба нед. о блудн. сыне, стихира на Госп. воззв. 1-я). Томимый духовным гладом, он, как говорит церковная песнь, «прилепился страстей делателем» (Канон, песнь 3-я) и «поработился гражданам странным», обитавшим в этой «тлетворной стране» (песнь 5-я). Однако Евангельская притча повествует не только об уходе блудного сына из отчего дома и о его жизни в «тлетворной стране» страстей и греха. Мы узнаем из нее, что, когда духовный голод его достиг крайнего предела, он, «придя в себя», сказал: «...Встану и пойду к Отцу моему» ( Лк. 15:18 ). Он действительно встал и пошел к Отцу своему (Стих 20-й) или, как говорит церковная песнь, «в безгрешную страну и животную вверился...» и хотя за плечами у него было тяжкое бремя грехов, он обратился с молитвой к Отцу. Смысл этой молитвы так передает церковное песнопение: «Ветром Твоего любоблагоутробия развей плеву дел моих и пшеницу даждь душе моей – оставление, и небесную отворяя ми житницу и спаси мя» (На Госп. воззв. стих 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Такое усиление подготовительных к Рождеству Христову песнопений начинается тоже с знаменательного дня Филиппова поста – с памяти первозванного апостола Андрея. Служба ап. Андрея имеет три таких предпраздничных стихиры, причем они заменяют собою богородичны; следовательно, занимают самые видные места в службе (даже вместо догматика поется одна из этих стихир). Стихиры дышат самым теплым чувством и высокой поэзией, выделяясь из ряда вообще отличающихся этими качествами наших церковных песнопений. «Вифлееме, благоукрасися! отверзи врата, Едеме! И волсви идите видети спасение, в яслех повиваемое», восклицает одна из них. «Восприими Вифлееме Божию митрополию (сделайся Божией митрополией). Свет бо незаходимый в тебе родитися приходит. Ангели, удивитеся на небеси. Человецы прославите на земли» (стих, на Госп. воззв.), прибавляет другая. Но особенно смела по замыслу третья: «Иосифе, рцы нам: како, от святых (из храма) юже приял еси, Деву непраздну приводиши в Вифлеем? Аз, глаголет, пророки испытав, и ответ прием от Ангела, уверихся, яко Бога родит Мария несказанно» (стих, на стих.). Такие же стихиры и в таком же точно количестве появляются затем в службе св. Николаю Чудотворцу 6-го декабря. Замечательно при этом, что такими стихирами устав минует день св. Саввы Освященнаго, – праздник не меньший 6 декабря, но по виновнику его – строгому подвижнику и постнику – не могущий иметь слишком радостного характера (ср. 29 августа). Предпраздничные стихиры 6 декабря заглядывают в приближающееся великое событие еще глубже стихир 30 ноября, рисуя уже почти полную картину его как будто еще с большей поэзией: «Безневестная Дево, откуду пришла еси? кто родивый Тя? кто и мати Твоя? Како Зизждителя носиши на руку? Како не растлилася еси утробою»? (на стих.). «Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет, чревоносящи Христа... Явися Господь из Девы Матере, Ему же и приникши рабски Мати поклонися и привещаше (приговаривала) к держимому на объятиях Её: како всеялся еси во Мне? или како прозябл еси во Мне, Избавителю Мой и Боже» (на Госп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

на Господ. воззв. 2.    Служб. декабр. 23, утра кан. 1, п. 8, троп. 1.    Служб. декабр. 24, утр. кан. 1, п. 7, троп. 3.    Служб. декабр. 23, повеч. трипеснец, п. 9, троп. 4.    Хр. чт. 1837 г., ч. 1, стр. 261.    Постная триодь, 5 седы. великого поста, пяток, стихир. на Госп. воззв. слава.    Сочин. Филар., митроп. москов. Слова и речи, Москва, 1877 г., т. 3, стр. 312.    Например в символе, сохранившемся в «Постановлениях апостольских: верую в Господа Иисуса Христа «в последок дний (Евр. 1:2) сшедшего с небес, воспринявшего плоть и родившегося от Святой Девы Марии» (Постанов. апостол. кн. 7, гл. XLI); в символе иерусалимском: верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божие единородного... воплотившегося и вочеловечившегося“ (огласит. поуч. св. Кирилла Иерусалим. 6); в символе римском: верую в Бога Отца Вседержителя, и в Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего, родившегося от Духа Святого и Девы Марии» и др. (Binghami Origines eccles. Halae, 1727, vol. IV. рар. 79 – 119).    Таковы вселенские соборы I, II, III, IV, и V, из поместных – антиохийский (269 г.) против Павла Самосатского и др.    Твор. св. отцов М. 1844 г., т. 3, ст. 245. В церковной службе 25 марта (стих. на лит. 4) поется: „во утробу вселися девичу, предочищенную Духом».    Примеч. Здесь уместно будет изложить догматическое послание св. Льва папы римского, разоблачающее ересь монофизитекую ( Примеч. Евтихий, престарелый константинопольский архимандрит, опровергая Нестория, сам впал в противоположную крайность я начал учить, что в Господе нашем И. Христе человеческое естество совершенно было поглощено Божеством, и потому, по лжеучению этого ересиарха, в Нем следует признавать одно Божеское естество (отсюда и название ереси – монофизитство). ). IV вселенский собор смотрел на это послание с особенным уважением и им главнейше руководился и составлении вероопределение. Позднее, в своем вероопределении собор им говорит об этом послании: „послание Льва, это как бы некий общий стол против зломыслящих, для утверждение православных догматов; потому что он поражает тех, которые стараются разделить таинство домостроительства на его Сына (несториане) и изгоняет из священного состояние тех, которые дерзали говорить, что божество Единородного страдательно, и выдумывают слияние и смешение двух естеств Христа» (монофизиты) (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

В службе предпразднства и попразднства любопытно и чередование гласов и напевов (подобнов). Нижеследующая таблица наглядно представляет это чередование, давая видеть какие гласы и напевы для каких групп песнопений преобладают и какие совершенно обходятся. Число Госп. воззв. стих. веч. сед. по 1 каф. сед. по 2 каф. сед. по 3 каф. стих. утр. 1 . Небесных чинов 8 . О преславнаго чудесе 1 . Камени запечатану 5 . Собезна-чальное 8 . Повелен-ное тайно 2 . Доме Евфрафов 1 . Небесных чинов 2 . Егда от древа 3 . Дева днесь 4 . Скоро предвари 5 . Собезна-чальное 8 . О преславнаго чудесе 1 . Небесных чинов 4 . Скоро предвари 8 . Повелен-ное тайно 4 . Удивися Иосиф 2 . Доме Евфрафов 2 . Доме Евфрафов 1 . Камени запечатану 4 . Явился еси 5 . Собезна-чальное 1 . Небесных чинов Служба праздника Из прочих песнопений канон предпразднства, как замечено, поется 4 гл. (из Богородичных праздников еще Введения и Благовещения). Тропарь предпразндства гл. 4 (как и в другие Богородичные предпразднства). Кондак предпразднства гл. 3, подобен «Дева днесь». На малой вечерне стихиры на Господи воззвах гл. 1, подобен «Небесных чинов»; на стиховне гл. 2, подобен «Доме Евфрафов». Указанные «подобны» представляют собой следующие песнопения. «Небесных чинов» – богородичен понедельника для 1 гл. в конце Миней. «Егда от древа» – стихира на стих, на веч. великой пятницы. «Доме Евфрафов» – стихиры 24 декабря, если оно приходится в воскресенье. «О преславнаго чудесе» – хвалитные стих. Воздвижения. «Камени запечатану» и «Собезначальное Слово» – тропари воскресные. «Повеленное тайно» – тропарь субботы акафиста. «Явился еси» – кондак Богоявления. «Дева днесь» – кондак Рождества Христова. «Удивися Иосиф» – воскресный седален Октоиха. «Скоро предвари» – богородичен на 1-м часе. Значение праздника Вековое событие. Такими двумя словами прежде всего и ближе всего следует опредлить значение, которое имело рождение на земли Богоматери. Вековое в том смысле, что оно подготовлялось веками, и в том, что влияние его не прекратится во все последующие века. Могут возразить, что это имеет силу собственно о рождестве Христовом и разве только отраженно, косвенно приложимо и к празднуемому событию. Конечно, эти два события стоят в тесной связи. Но нельзя сказать, что перед славой первого блекнет сияние второго. И Церковь христианская не даром нашла и в сокровищницах своего духа много, что могла она посвятить именно этому событию, принесла ему дань совершенно особого благоговения и поклонения установлением в честь его одного из величайших своих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Св. Афанасий в символе своем так изъясняет: «Дух Святый от Отца не создан, ни сотворен, ни рожден, но исходит. Бог и Отец один есть виновник двух Лиц, и не рожден; Сын от одного Отца, как от причины, рожден; Дух Святый от одного Отца, как от причины, исходит, а чрез Сына в мир посылается. Итак, довольно для нас твердо содержать и веровать, чему научил нас Христос, чему верует Восточная Кафолическая и Православная Церковь , и что исповедала она на втором Вселенском соборе. Она утвердила Символ без прибавления: и от Сына»... 3) Сей член символа веры учит, что Дух Святый есть творец священнаго Писания, как ветхаго, так и новаго, и что Он излагал его чрез многих посредников, а посему должно верить, что все то, что ни постановили святые Отцы на всех Вселенских и поместных Православных соборах, где бы они ни были составлены, происходит от Духа Святаго, как Апостолы на соборе своем сказали: изволися Святому Духу и нам ( Деян. 15:28 ). По примеру их и прочие Православные соборы подобным заключением утвердили свои постановления (Правосл. Испов. ч. I. отв. на вопр. 6. 9. и проч.). Вопр. Как святая матерь наша Православная Кафолическая Церковь воспевает Святого Духа в день пятьдесятницы ? Отв. Пятьдесятницу празднуем и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно (Стих. 1). Вся подаст Дух Святый: точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор Церковный, Единосущне и Сопрестольне Отцу и Сыну, утешителю – слава Тебе (стих. 2 на Госп. воззв.) Приидите людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну в Отце со Святым Духом. Отец бо безлетно роди Сына, соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце, с Сыном прославляем; едина сила, едино существо, едино Божество, Ему же покланяющеся, вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Св. Духа: Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая – слава Тебе (стих.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

слав, и ныне на Госп. воззв.)! Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет: ниже начинаем, ниже престаяй, но присно Отцу и Сыну счинен и счисляем: Живот и животворяй, Свет и света податель: Самоблагий и Источник благостыни: Имже Отец познавается и Сын прославляется, и от всех познавается, едина сила, едино счетание, едино поклонение Святыя Троицы (стих. 2 на хвалит). Дух Святый свет и живот, и живый источник умный; Дух премудрости, дух разума; благий, правый, умный, обладаяй, очищаяй прегрешения, Бог и Боготворяй, огнь, от огня происходяй, глаголяй, деяй, разделяяй дарования, Имже Пророцы вси и Божественнии Апостоли с мученики венчашася (стих. 3 на хвалит). Ныне (т. е. в день пятидесятницы) Утешительный Дух на всякую плоть излияся: от Апостольских бо ликов наченший, от тех по причастию верным благодать простре, и уверяет свое державное наитие, в огненном виде, ученикам раздаяй языки в песнопение и славу Божию. Темже сердцы умно просвещаеми, в вере утвердившеся Духом Святым, молимся спастися душам нашим (стих. 2 на стиховне). Отв. Да возможем удобнее познать благородие и красоту души человеческой, рассудим обстоятельства некие, от которых достоинство и доброта ее показуются. 1) Душа человеческая, по описанию св. Макария египетского , есть некое создание Божие разумное, красное, великое, чудное и преизрядное, подобие и образ Божий. 2) Бог ради человека все небо и землю с исполнением и украшением их сотворил... ибо все вещи созданы от Бога прежде человека для того, дабы было – где человеку жить и чем довольствоваться, и было бы кому служить человеку, который имел создаться, как господин... Ежели же все ради человека создано: то человек лучший и благороднейший паче всего: паче неба, солнца, луны, звезд, земли, исполнения и украшения их. Все же сие приписуется человеку ради души его разумныя, благородныя и красныя. 3) Красота души человеческой и от тела человеческого, в котором душа, как – в доме своем, обитает, познается. Посмотри всяк на юного человека, который добротою лица и прочими естественными дарованиями одарен: как он красен? какое животное с ним сравниться может? Ежели же столь красно и совершенно тело – дом и жилище души: скол прекраснее – душа, которая в нем обитает? 4) Наипаче красота и достоинство души человеческой познается из того, что в ней образ Свой Божественный напечатлел Бог и Создатель наш ( Быт. 1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Велия благочестия тайна, – Бог явися во плоти ( 1Тим.3:16 ), – предопределена была в предвечном совете Божием, и прежде, чем явлена миру, она многократно и многообразно была предвозвещаема и предобразуема, чтобы род человеческий познал ее, и прежде явления возлюбил ее, и прежде исполнения возжелал её, и искал спасения своего прежде совершения его. И вот, когда люди приготовились к принятию небесного Посетителя душ ( 1Пет.2:25 ), восчувствовали потребность искупления, посещает мир Восток свыше ( Лк.1:78 ). С этой всерадостной, благой вестью, по манию Всевышнего, сходит на землю один из ближайших предстоятелей Его престола. В бедном и презираемом Назарете, в доме праведного Иосифа, происходит дивная беседа между небесным благовестником и Пресвятой Девой, беседа, в которой сказалось, – сколько может быть изречено, – величайшее таинство непостижимое и недоведомое, познаваемое верою, исповедуемое, но неисследимое, богословимое, но неиспытуемое. Когда архангел сказал: зачнеши во чреве ( Лк.1:31 ), – Дух Святый найдет на Тя ( Лк.1:35 ), и когда Богоизбранная Дева смиренномудренно ответствовала: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему ( Лк.1:38 ): в это время Безначальный воплощается, Божество соединяется с человечеством. Поистине в величайшем событии, в воплощении Бога-Слова, земнородным дарована радость невоображаемая, неизглаголанная, безмерная, простирающаяся от неба до земли, и от земли до ада, – открыт беспредельный источник благоговейных и благодарных славословий Господу, так что для исчерпания его не достанет целой вечности. Потому-то св. Церковь и взывает к миру горнему и дольнему, ангелам и человекам, к твари невидимой и видимой, приглашая всех и все к духовному радованию и веселию. Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу; да веселятся небеса и радуется земля, (служб. 25 март. утр. кан. стих. на хвал.) да радуется тварь и гласы да воспоет (там же, веч. стих. на Госп. воззв.). Остановимся мысленно на церковной песни сей и приникнем к высокому её знаменованию. Песнь сия обнимает всю сущность настоящего празднества; она указывает на высокие благотворные следствия воплощения Сына Божия в отношении к природе видимой, роду человеческому и миру ангельскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

195 «Удивися Иосиф» – богородичен к воскресным седальнам Октоиха 4 гл. по 1 кафисме; напев этого богородична один из самых красивых подобнов и употребляется часто в великие праздники (в печатном виде его можно видеть в «нотном обиходе» Киево-Печерской лавры). 198 πλαστουργς – собств. лепщик, ваятель; малоупотребительное у классиков слово; у церк. писателей, творец. 203 Заключение седальна без видимой связи с его содержанием, просто и кратко выражает значение празднуемого события, обращая внимание на чудесный контраст в нем: неплодная, несмотря на то, что неплодие считалось у евреев позорной карой за грехи, рождает Богородицу; несмотря на то, что неплодие в сущности есть омертвение утробы, Анна рождает питательницу (кормилицу) самой Жизни нашей – Христа. 208 В греч. все это предложение совершенно иначе: «и новотворится вся (т.е. «Богоотроковица Мария») и боготворится» (обожается), может быть, в слав. эта мысль изменена в виду ее богословской смелости. 210 Опять отмечается разница радости у Иоакима и Анны в степени и характере (ср. в 1-й стих, на литии) 211 Одинаковое окончание с предыдущей стихирой; поэтический оборот, называемый μιοτλευτον; ср. 4 и 5 стих, на Госп. воззв.; 1 и 2 литии; 1–3 стиховны; здесь этот оборот особенно выразителен и заметен. 212 Избранные псалмы составлены ученым греческим монахом Никифором Влеммидом (†1272 г.); но впоследствии состав избранных псалмов терпел изменения и сокращения, так в древнейших рукописях избранный псалом на Рождество Пресв. Богородицы имеет не 14 стихов, как ныне, а 24 или 25 (так и ныне у старообрядцев). Величания к избранным псалмам составлены еще позднее. Первоначально избр. псалмы пелись с припевом «аллилуиа» (как полиелейные: избранный псалом рассматривался просто, как третий полиелейный). Величания к ним составлены монахом Филофеем, логофетом валашского господаря конца XIV – начала XV в. Но составленные им величания – не нынешние, напр. на Рождество Пресв. Богородицы его величание: «Радуйся, обрадованная Марие, Господь с Тобою, аллилуиа»; то же на Введение и Благовещение. Нынешние величания появляются впервые в рукописях XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

А эта идея неоднократно выражается в церковных песнопениях, относящихся к празднику Рождества Христова, которые и служили руководительной нитью для иконописцев. «Радуйтеся пророцы, непобедимии столпи и ходатаи новаго завета… (стихира на стих. в нед. св. отец) … богоноснии отцы веселятся, с пастырьми поюще Деву доящую… (нед. св. отец конд. внутрь препразд.) … и весь богоизбранный лик святых радуется» (там же, икос). Праотцы, цари и пророки воспоминаются в стихирах на «Господи воззвах» и на литии в недели праотцев и св. отцев, по связи с праздником Рождества Христова. Отсюда объясняется группа ветхозаветных царей и пророков на иконе. Следующие части навеяны ближайшим образом стихирой: «Что тебе принесем Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради; каяждо бо от тебе бывших тварей благодарение тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо 753 , земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – матерь и Деву (стих. на «Госп. воззв.» 25 дек.) 754 . Выражение части этой песни в искусстве встречается на памятниках византийских, например, на барельефе центрального музея в Афинах, XI-XII вв., где представлены Богоматерь с Младенцем на руках и перед Ним ангелы, волхвы, пастырь и стадо с надписью: « ο μγοι τ δρα, ο γγελοι τν μνον, ο ποιμνες τ θαμα». Олицетворения земли и пустыни в виде женщин – явление обычное в этом сюжете на памятниках греческих и русских; в стенописях внешнего нарфикса Афонодохиарского собора (земля – женщина с пещерой в руках, пустыня – женщина с яслями), во внешнем нарфиксе Афоноиверского собора 755 : Богоматерь с Младенцем на троне; по сторонам – волхвы и пастыри; ниже с правой стороны женщина, олицетворяющая землю, в высокой цветочной шапке, держит в руках пещеру, сделанную из цветов ( γ τ σπηλαον); с левой стороны женщина-пустыня держит в руках ясли ( ρημος τν φτνην); еще ниже два лика святых с надписью: «мы же матерь и Деву – μες δ μητρα Παρθνον». Подобные же изображения в Афоноватопедском соборе, на русских иконах в приделе собора Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010