Бесстыдная Саломия исполняет наказ своей матери, не колеблясь и не смущаясь; она спешит к тетрарху и высказывает свою просьбу. На первый раз неожиданность просьбы смущает Ирода – и печален бысть царь, сказано в евангелии; но едва ли это не совпадало с его тайным желанием – освободиться от неумолкающего обличителя? – едва ли и он не ожидал только случая удобного, который мог бы сколько нибудь прикрыть преступность его поступка и служить к оправданию его в глазах народа? – И пред сожженной совестью этой хитрой лисицы ( Лк.13:32 ) открывается наилучший предлог: он считает себя связанным торжественною клятвою, и ради возлежащих, быть может даже, с одобрения их, не хочет отрекаться от нее, и заканчивает свое постыдное пиршество поражающе-возмутительным актом – повелением оруженосцу принести главу Иоанна. Лучше бы не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся. Лучше бы солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути (стих. на Господ. воззв.). Вот поражающая, возмутительная по обстановке картина: среди шумного пира, среди необузданного веселия пирующих, среди этой беснующийся оргии оруженосец несет на блюде еще дымящуюся кровью главу св. праведника, и подает безстудной плясавице, которая, по словам Златоуста, как «кровопийца, самых фурий лютейшая, нимало не смутилась при таком зрелище, а услаждалась им»…, и – отнесла матери своей. Злобная радость охватила Иродиаду честолюбивую и сладострастную, и она, по преданию, начала колоть иглою язык, так смело обличавший ее в беззаконии. Так закончилась земная многотрудная жизнь величайшего праведника, всех рожденных женами большего, открывши ему вход в небесные кровы. Цель духа тьмы в лице Ирода достигнута; смолкли уста грозного и смелого обличителя; порок, по-видимому, торжествует, – так по суду человеческому; но не так судит Бог . Этот акт, с одной стороны, был началом той печальной драмы, которая открылась в семье Ирода с убийством Иоанна, и которая кончилась самым плачевным образом для всех участников в беззаконном убийстве (так правосудный Господь, долготерпеливо ожидая исправления, строго карает нераскаянных), с другой стороны, началом славы для св. праведника, который уже оканчивал свою деятельность с явлением Спасителя, и которому к венцу правды Господь благоволил присоединить и венец мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Св. пост – такое великое по своему назначению время, что св. церковь заранее приготовляет нас к нему – за три недели, внушая нам отвращаться гордости и самомнения фарисейского и внимать мытареву смирению; указывая в притче о блудном сыне на печальные следствия уклонения от истинного и спасительного пути и на беспредельную любовь Отца, выразившуюся в радостном принятии согрешившего и возвратившегося с полным раскаянием сына; напоминая, для сильнейшего воздействия на нас, страшный и грозный суд Божий, и в лице прародителей, представляя в поучение нашему вниманию самое начало греха в роде человеческом. В соответствие такому значению поста св. церковь и внушает: се время покаяния, се день спасительный, пощения вход: душе, бодрствуй, и страстей входы затвори, ко Господу взирающи (Понед. канн. на 1-й н.). Тучи ми подаждь, Христе, слез в поста красный день: яко да восплачу, и отмыю скверну, яже от сластей, и явлюся тебе очищен (Понед. стих. на Г. воззв.). Вот материнские наставления св. церкви, установившей для нашего спасения св. пост. Если мы, когда сознаем себя неправыми под подобными нам людьми, стараемся загладить свою неправоту, умилостивить их, исправиться в своих ошибках, то как нам не заботиться о умилостивлении Господа, Которого мы оскорбляем ежечасно, ежеминутно, в руках Которого самая жизнь наша, – как не стараться о исправлении своей греховной жизни, об очищении грехов! Как нам не думать о том, чтобы должным образом, согласно с заветом церкви и требованиям духа, пользоваться благоприятным, нарочито указанным, временем для своей душевной пользы, для снискания благочестия и получения благодати Божией, как необходимой помощи; – как нам не смиряться пред Богом и не приносить должного покаяния во грехах! А этому может содействовать внимание к себе самим, сосредоточение, удаление от соблазнов, отказ требованиям своей грехолюбивой природы, самоограничение и познание самих себя, т. е. своей греховности. Но грешный мир идет как-бы наперекор этому: он открывает широкие двери разнообразных увеселений и манит к себе своих слабых силою веры и сознанием своего состояния сынов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Кирилла александрийского к Несторию и Иоанну антиохийскому; что – г) бл. Феодорит просил епископа Флорентия, чтобы веру, издревле преданную св. апостолами, утвердил (Евсев. О жизн. бл. царя Констант. кн 3, гл. 20, стр. 183. Спб. 1850 г. Сократ. Церк. истор. кн. 1, гл. 9, кн. 5, гл. 8, стр. 58. 399. Спб. 1850 г. Бл. Феодорит. Письм. к Флорентию: твор. т. 3, стр. 990. Париж, 1642 г. Евагр. Церк. истор. кн. 2, гл. 18, стр. 108. Спб. 1853 г. ). Посему, выражение утвердить определение собора или веру не означает утверждения окончательного в том смысле, какой соединяют с сим латины: оно показывает только, что то или другое лицо вполне соглашается с мнением других и потому подкрепляет его и своим голосом. На это указывают и последние, приведенные нами, слова из письма Келестинова, коими выражает он уверенность свою в том, что послы его допущены будут к изречению суда, как имеющие участвовать в общем совещаиии (– не более). 877 Евагр Церк. истор. кн. 1, гл. 4, стр. 14. Спб. 1853 г. Флер. Истор. церк. т. 2, стр. 333. Париж, 1844 г. 879 По политическим и торговым сношениям, в отношении к Константинополю ближе всех главных городов империи римской была Александрия, так что епархия александрийская могла почитаться сопредельною константинопольской, главным епископом в которой был Несторий. 882 Вследствие этого-то обычая св. Кирилл писал о Несторие не к одному Келестину, но и к другим епископам, именно: к Акакию мелитинскому и Акакию беритскому. Кратк. истор. 3 всел. собора: христ. чтен. 1842 г. ч. 3, стр. 365. 895 Вследствие сего православные, в службе на день св. Льва, взывают к нему: «Что тя именуем богодохновенне? главу ли православныя Церкве Христовы? и проч. Служб . 18 феврал. на Гд. воззв. ст. 1. 901 Они указывали на шестое правило первого вселенского собора, представляя его в таком виде: «О том, что римская церковь всегда имела первенство (τα πρωτεια). Да сохраняется и в Египте, дабы александрийский епископ имел власть над всеми, понеже и римскому епископу сие обычно. Подобно в в Антиохии и в других областях да сохраняются первенства (τα πρωτεια) церквей» (IV всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Итак не имея таинств, не принадлежа Христовой церкви, в чем беспоповцы могут полагать надежду спасения?... «Иже в церкви не пребывает, тех Христос не спасает, и Духа святого сицевии не имут» (Больш. катех.), а только «святым Духом всяка душа живится, и… светлеется Тройческим единством священнотайне (антифон 4–го гласа). Припоминаются по этому поводу слова, обращенные к беспоповцам, их же бывшим единоверцем. «И так проповедуемую старообрядческими наставниками церковь , без перстня обручения признати обручницею, без причастия таинств – живот имущею и стелесницею, без ключей царства небесного – небом обладающею и грехов отпустительницею, без мнасов обогащенною, и без делателей купли – куплю дающую, не извествованную Богом – извествованную, не помазанную Духом помазанную, без устроенных от Христа трех чинов священства – Христом основанную, лишенную вида, силы и действа церкви Христовой признати неодоленную и вечною, без крови новаго завета новозаветною, не иначе возможно, как только на опровержение верности зело несумнительных слов Христовых, на уничтожение вечности Христова евангелия, на разрушение Божиих обетов, на умаление силы Христовы, на пребывание в связании грехов, на безнадежие царства небеснаго…» (Воззв. о. Павла, ч. 2, стр. 10–11). Припоминаются и давно слышанные и часто повторяемые нашим наставником в средней еще школе 1049 слова св. Киприана: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец»!... 1 В настоящее время издано три тома его сочинений и бесед со старообрядцами. См. о них в Страннике, за настоящий год. Кроме того им же изданы Ответы Пешехонова и Поморские Ответы с замечаниями. 5 Св. Василия Вел. прав. 1-е; см. в Кормчей. «Еретики, ложно умствуя о вере, символе и о Боге, – говорит блаж. Августин, – нарушают самую веру, а раскольники неправедными своими толками отторгаются от братской любви, хотя веруют тому же, чему и мы». См. в догм бог. преосв. Макария, т. 3, стр. 264. 6 Св. Злат. бес. на 14 посл. ап. Павла, Ефес. бес. 11, нрав. по изд. Киевск. 1623 г. стр. 1692.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

воззв.). Кроме этих стихир, служба 6 декабря усиливает приготовление к Рождеству Христову, имея не только катавасией, но и ирмосами своего последнего канона ирмосы «Христос раждается» (хотя ирмосы второго и третьего канонов не поются, но по образцу их должны петься тропари канона). Такие же ирмосы имеет второй канон 9-го декабря, день зачатия св. Анны и нек. другие дни в декабре. Недели св. праотец и отец И рождественская катавасия, и предпраздничные стихиры занимают очень мало места в тех службах Филиппова поста, в которые они вставляются, чтобы служить достаточным приготовлением к празднику Рождества. Более значительным приготовлением к нему являются службы двух последних недель пред праздником, которые посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти и вообще всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия, и которые посему называются одна неделей св. праотец, а другая св. отец. Из этих названий можно было бы заключить, что в первую неделю вспоминаются древнейшие из ветхозаветных праведников, а во вторую позднейшие. Но содержание службы показывает, что в обе недели прославляются без различия все ветхозаветные праведники. Следовательно, наименование «праотец» указывает только на то, что эта неделя предшествует неделе отцев 27 (неделя ранее прославляемых отцев»). Кроме праздника Рождества такие приготовительные недели имеют еще два праздника церковного года: Крещение и Воздвижение, но имеют по одной такой неделе 28 . Из праотцев и отцев Спасителя наиболее внимания в службе этих недель уделяется пророку Даниилу и трем отрокам по вышеуказанным основаниям (как прообразившим в пещи Рождество Христово, не опалившее «утробу девичу»). В неделю праотец им положен отдельный канон на ряду с каноном праотцам. А в неделю отец, хотя им нет особого канона, зато тропарь – это важнейшее песнопение церковных служб – посвящен им одним. Кроме того в обе недели их одних восхваляют столь важные церковные песнопения, как кондак, икос (для которых совершенно отменяются воскресные кондак и икос) и ипакои 29 . Неделя св. праотец В службе св. праотцам называются след. имена: Адам, Авель, Сиф, Енос, Енох, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Иов, Левий, Иуда, Моисей, Аарон, Ор, Елеазар, Иисус, Барак, Гедеон, Иеффай, Сампсон, Самуил, Давид, Соломон, Иосия, Илия, Елиссей, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Аввакум, Софония, Захария, Малахия, Даниил, Анания, Азария, Мисаил, Захария и Креститель. Женския (все только в 1 тропаре 9-й песни канона): Сарра, Ревекка, Рахиль, Мариам, Руфь, Деворра, Иаиль, Анна, Олда(ма), Есфирь и Иудифь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

23 июня/5 июля 1884. Суббота. Однако самое лучшее средство – благополучно провести Собор, смотреть на этот Собор, как на все доселе бывшее. И чего я волнуюсь? Все обстоит благополучно и идет, как должно; стало быть – мирна и вяла должна быть речь первая, и вяло идти же потом – обычна ведь с японцами вялость! Потом – даром пропадает вялость и медленнее, скорее достигнуть цели. Именно на Соборе – все совершенно по-старому! Только последнюю речь можно сказать поживей и серьезней. Только Савабе – «беречь» даст Бог, пригодится для «кеокиухоо». Одиннадцать ночи. Сейчас только ушел Иоанн Овата, прощавшийся пред отправлением домой к больной матери. Второй раз уже предупреждает насчет Собора – «чтобы не произошло что нехорошее на нем». – Что же? «Кемпакусе» много будет, и свое «я» выставляющие будут стараться замутить, – Тебе осторожным нужно быть, – А это опять же вести Собор по доселе набитой колее и смотреть, чтобы не втерлись в него враги, которых нельзя допустить говорить в Церкви. 26 июня/8 июля 1884. Вторник. Не имеют к чему придраться, так говорят – «Епископ русский – не знает наших обычаев». (Это о человеке-то двадцать пять лет жившем в Японии!) Так покажите же, в чем это незнание и какой вред оно принесло? Слава Богу и хвала Ангелу- Хранителю за все! Приписка 9 (21) сентября 1884. 9/21 сентября, воззв. к бонз. Бонзам, наподобие сегодняшнего письменного возражателя: Вы набрали полные карманы камешков и побрякушек и с пренебрежением смотрите на золото: «У нас-де – полные карманы». Да выгрузитесь, освободитесь из-под хлама на время и тогда сравните ваш камень с нашим хлебом жизненным, вашу змею с нашей речью. …Бог дал человеку легкие и создал воздух, дал глаза и создал предмет зрения, дал разум и велел назвать имена животным, – точно также дал свободу и указал древо познания добра и зла, – без сего последнего человек также не ощутил бы себя свободным, как без предмета зрения ничего бы не увидел, без земли под ногами – не ходил бы и прочее. 12/24 сентября 1884 Айайся совсем расползается – в Сейкёо- Симпо никто не хочет писать – раз ждут денежной награды (как можно заключить из слов Оогое); хотя все обеспечены содержанием, – а Сейкео- Симпо приносит двести ен убытку – значит – « Церковь убыточна сколько угодно – нам дела нет, хоть мы сыты по горло от той же Церкви». Другой раз, – все не терпят Хорие, начальника айайся, действительно нестерпимого по гневливости и гордости, даже Оогоя – и тот, по-видимому, совсем потерял терпение и просит освобождения от службы в редакции. Третий раз – не выдерживают японцы постоянства в работе – слишком изменчивы и поверхностны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

воззв. малой вечерни – по печ. Минее. При первом кан. имени Пахомия не значится. Л. 352 об. (@Мца июлїа в. аі. днь преставленїє блжны лги бабы володимер. Гла в кг@). Служба та же, что в печ. Минее и 317, л. 451, без тропаря святой. Л. 359 об. – ч. 9. (@Стго сщнномченика. пагкратїа еппа тавромїиска@). (Глава) (@кг@). Служба торжественная: состоит из стихир на Г. воззв., паремий, стихир на стиховне, тропаря, седальнов, где на полиелеосе положены припевы и под заглавием: (@ло. стльскїе@), избранный псалом, совершенно согласный с таковым псалмом в списке Следованной Псалтири 408 (преж. кат. 713), л. 142 об., гораздо больше печатаемого в нынешних Псалтирях и ирмологиях (см. описание 408, л. 122); затем два кан., первый Богородице, нач. (@Мнгыми съдръжими напастьми@), и другой святому, нач. (@Пречтныи камень т. цркви познавае т пагкратїе@), и наконец 4 стихиры на хвалите. В печ. минеях как прежней 1646 г., так и нынешней, служба состоит только из стихир на Г. воззв., тропаря и кан. святому, тех же, какие и в ркп., кроме тропаря. Л. 376. (@Мца авго. в. к. прененїе честьны мощеи. и въ стыхь ца наше чютворца петра, митрополита все р. Гла@) (@в@) (@ кд@). – Служба та же, что в печ. Минее. Канн. два. См. 317 (преж. кат.), л. 497 об. Л. 390. (@Посл о ванїе похвално къ пречистй бци влчц нашеи. пваемо въ вс лта мца авгста нл пам т стыхъ мчнкъ. анр и наталїи. Въ л. внегдл великое и паче надежи, избавленїе наше бы преславнымь образо бгомтре, нашествїа безбожныхь агарнъ. Гла@) (@в@) (@ кє@). Служба отлична от печ., но сходна с Минеей 521 594 , л. 313 об. и Трефологием 492 595 , л. 426. Стихиры на Г. воззв. и на стиховне те же, что в них, но слава на стиховне отлична от обоих. Седальнов нет. Канн. два: первый нач. (@Да провожають невещественнїи чинове@), – в печ. первый кан. 15 Авг. на Успение Богородицы. Другой нач. (@Хв книг дшевлен. запечатлнн т дхомь@): обыкновенно помещается в печ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Л. 43. (@Мца то въ. в. стъі мни. анкюдина. пигаси. елпидифорл. аньмподиста. афони@). Стихира одна. В печ. на стиховне вечера слава. В 161 нет. На греч. 3-я. Л. 43 об. (@Мца то въ. г. стго. акепсимъі. иосифа. и аалы@). Одна стихира. В печ. на стиховне по кн. стихира 1-я. В 161 нет. На греч. 1-я. (@Мца то въ. д. стго. иоаники@). Одна стихира. В печ. и 161 нет. Нач. (@Истаають намъ о@) 800 (@божьствьно писани. свти твои оустн@). На греч. нет. Л. 44. (@Мца то въ. стго павьла. исповдьника@). Две стихиры на стиховне вечера. В печ. 1-я на Г. воззв. слава, 2-я на стих, слава по каноне. В 161 первая стих, на л. 40, другой нет. На греч. 1-я и 4-я. Л. 44 об. (@Мца то въ. и. съборъ. стго. архистр. михаил. стїр пи септбр въ. Под 8 числом стихиры две. В печ. 1-я стихира по Евангелии на утрени, по 50 псалме, 2-я на стих, вечера слава. В 161 нет. На греч. 10 и 11-я. Л. 45 об. (@Мца то въ. аі. стго ме. минъі. и виктора. и викенти@). Одна стихира. В печ. на стиховне вечера 1-я. В 161 и на греч. нет. Л. 46. (@Въ тъ днь прпбнаго. оца нашего. еодора. игоумена студиискаго@). Четыре стихиры. В печ. на греч. нет. 1-я нач. (@Словесъі коже мечи. еретичьскъі чинъі. расклъ си@). 2-я (@Любъвию расптааго. крьстъ свои възлъ си@). 3-я (@Словъмь бесловеси. коже прже того. дни днимь. разорь@). 4-я (@Инокъіимъ законоположьникъ@). В 161, л. 89, те же. На греч. нет. Л. 48. (@Мца то въ. ві. стго. і. млтиваго@). Одна стихира. В печ. на Г. воззв. слава. В 161 нет. На греч. та же. Л. 48 об. (@Мца то въ. гі. стго. і. злаоустаг@). Пять стихир. В печ. 1-я на малой вечерни на Г. воззв. слава; 2-я на велик. веч. на литии слава, 3-я там же перед славою, 4-я на хвалите слава, 5-я на стиховне великой веч. слава. В 161, л. 108, и одна па л. 109 об., а пятой стихиры нет. На греч. стих. 1-я – 5-я, 2-я – 6– я, 3-я – 4-я, 4-я – 9-я, 5-я – 7-я. Л. 50. (@Мца то въ. ді. стго апла. филипа@). Стихиры две на стиховне вечера. В печ. 1-я на хвалите слава, 2-я на литии слава. В 161 первая стих. л. 118, а другой нет. 1-я на греч. 4-я, 2-я – 1-я.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

кг. днь. спенїе великого кнз алеандра рославича. володимерьскаго и но в граскаго и все рси самодръца, нова чюдотворца@). Служба та же, что в 317, л. 136 599 . Л. 47 не писан. Л. 48. (@Мца ноємврїа. зі. прпбнаго ца наше никона чнка стм сегрїю@). Службу см. там же, л. 122 600 . JI. 56 и 57 не писаны. Л. 58. (@Мца декабр в г.... преставле(нїе) прпбнаго ца ншго игмена савы. составльша битель прты бца. на мсте нарицаеммъ сторжи@). Службу см. там же, л. 166. Л. 69–73 не писаны. Л. 74. (@Мца феврал. аі. преставленїе стго блговрнаго великаго всеволода, наренаго во сте крщенї гаврила@). В начале на Г. воззв. три стихиры те же, что в 677, л. 372, а четвертая – славник опущена; к ним прибавлено ещё четыре стихиры «(@ины@)» (в печ. Минее первые стихиры на Г. воззв.), затем стихиры стиховны и кан. те же, что в 677; но сверх сего положен ещё другой кан.; нач. (@Высоко житїе им@) (в печ. первый кан. святому). В 3 песни также прибавлено 4 седальна, из коих второй – в печ. первый, а прочие свои. Первый кан., как и в 677, надписывается: (@творенїе никодимово, по блвнїю пресщеннаго митрополита, ларибона києвьскаго все рси@). Л. 87 не писан. Л. 88. (@Мца ліарта. в. преставленї стго сщенноеппа арсенїа твескаго@). Служба одна с печ. и помещённою в 317 601 . л. 248. Л. 106–108 не писаны. Л. 109 – ч. 11.... (@иже въ сты оца нашего ефимїа архїєппа великаго нова города новаго чюдотворца@). Службу см. в 317, л. 255. Канон – творение Пахомия, иже от святыя горы. Л. 117 и 118 не написаны. Л. 119. (@Повелнїємъ гда игмена савы, аркаєва манастыр, жити блженнаго архїепкпа великаго нова града, влки єїмїа@). Нач. (@Понеже бо нмъ великимъ и бжественнымъ мжемъ@). Это вступление, в конце которого (л. 120 об.) автор говорит, что он составил сие житие по повелению преемника и друга Евфимиева Новгородского архиепископа Ионы. Автор жития именно был Пахомий Логофет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Писатель часто пользуется словами церковных песней и молитв. Л. 45 об. приводятся слова из церк. песни: Се Жених грядет в полунощи, 165 читается первая половина молитвы утренней: Многомилостиве и всемилостиве, а л. 63 вторая; 153 об. словам члвкъ бывъ бъ. ко да ба сътворить члвка – взяты из службы на Благовещение (стих, на Господи воззв. слав. и ныне), а 166. другие слова из канона Сладчайшему Иисусу (троп. 6 песни); 262 читается пасхальная песнь: Во гробе плотски. О своём времени говорит писатель л. 280 об., что словесные мужи даже доныне пресказють глы Священного Писания и пишть же хотть вси и творть. въ каноны і ермосы. в же млтвы и гранес. сделны же и стихыры. и кондака инъ. тропар же дргыи ковы же самъ хощеть. трепснеца же и дргыи степены же инъ. В конце XV ст. у нас в России обращено было особенное внимание на Диоптру Филиппа по тому случаю, что в ней найдено разумное суждение об ожидании кончины мира, по истечении 7000 лет. Сочинитель говорит: л. 171 об. глють пакы ко понеже є. семориченъ настощїи сь вкъ бо. лпо є єм довлти же и пребывати. Дóндеже сема тысща накончаєтс. подобаєть бо семоричном вк. в седмоє скончати число. коже соломонъ реклъ є. дажь часть бо семыимъ. и тогда смом. семоричныи бо вкъ дланї. смыи же бдщаго вка бразъ носить. но и се ренїе не блгословно мнитс мн ( λλ κα τοτо τ ητν νελογον δοκε μοι). Счёт обыкновенно делается такими же сочетаниями разных чисел, какие приведены на л. 15. в числительном определении букв имени Филиппа. Напр. на л. 57 (с Дафаном и Авироном сошли в подземную пропасть) птьдесть птерицею. и тысщь канна птькраты дващи. и дващи. дв (т.е. 14,250), л. 173 об. претекть же хво пришествїє тогда. днїи дващи п т с. и дващи и три ( и три повторено по ошибке) такоже. птерицею. п т десть. четверицею десть ( μραι δς τ πεντκις κα δς τ τρς σντως. πεντκις τ πεντκοντα τετρκις τ δεκκις). На поле выставлено: д с ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010