Таково начало данного перечня, приобретающего особую актуальность в связи с особым антиконстантинопольским пафосом (против теории первенства чести и власти)  свт. Досифея, помимо очевидного антилатинского. Свт. Досифей мыслил Церковь Христову не столько иерархически, сколько соборно, усматривая подлинное равенство иерархов и святых отцов в силу их равных возможностей в устремлении к высшему идеалу святости. 8. Исключения из иерархического порядка: отпадения из иерархии Но нужно проследить предыстоки этого богословия святости и справедливости в I тысячелетии. Почему важно говорить об иерархии? Прп. Никита Стифат, прп. Симеон Новый Богослов и свт. Григорий Богослов учили о парадоксальных вещах, как бы вступая в противоречие с богословием «Ареопагитик». Так, прп. Никита Стифат настаивал на том, что приобщение к мудрости и знанию может поставить простого монаха выше епископа . А согласно прп. Симеону Новому Богослову, тот, кто утверждает, что в настоящее время нет способных соблюсти евангельские заповеди и уподобиться святым отцам, является еретиком . Между престолами существует согласие, пока они все защищают истину и тем являют пример святости. Но отход от истины может привести к отпадению, временному или постоянному. Эти соображения вводят обсуждаемую нами проблему не только в контекст канонического права, но и соотносят ее с принципом святости, с аскезой и догматической истиной. Свт. Григорий Богослов написал сочинение в стихах «О своей жизни», где встречается фраза: «Константинополь был ранее правым (верным), а ныне нет». В русском переводе актуальный фрагмент звучит так: «Не солнца два, два Рима даровал Господь, Для всей вселенной маяки заветные. И две державы — древнюю и новую, И только в том отличье, что одна из них Востоку светит, а другая — Западу. Но что до блеска — здесь меж ними равенство. В делах же веры, сразу добрый путь избрав, Один град и доныне по нему идёт, Сплотив весь Запад вестью о Спасении, И, как и надлежало предстоятелю, Чтит Божества согласье подобающе.

http://bogoslov.ru/article/6192311

Библиография работ автора: Деятельные главы. Естественные психологические главы об очищении ума. Умозрительных глав сотница – о любви и совершенстве жизни//Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка/Пер.  с греч.: Л.А.Фрейберг//  Церковь и время. – М., 1999. – 2 (9); 2000. – 1(10). Жизнь преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 1. (Репринт 1917 г.). Житие преп. о. н. Симеона Нового Богослова. – М.,  1856. Исповедание веры/Пер.  с греч.:  и прим.:  иером. Дионисий (Шлёнов)//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 2004. 4. На книгу божественных гимнов преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 3. (Репринт 1917 г.). Письмо с возражениями софисту Григорию/Пер.  и прим.:  О.С. Ким//Начало. – СПб., 1998. – 6. Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. – М., 2001. Трактат о рае. Письма//Ким Николай, священник. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. – СПб.: Алетейя, 2003. Послание римлянам об опресноках и посте в субботу//Чельцов И. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XIXII вв. – СПб., 1879. Фрагменты сочинений//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.  Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/2993501

Однако «без веры, одним телесным деланием» человек не может войти в покой и совершенство бесстрастия (Св. Никита Стифат . Добр Т.5 С.155). Кроме того, преподобный Феогност ясно говорит, что, достигнув деятельной добродетели, человек не может войти в пристанище бесстрастия, если в то же время ум его «не будут обымать духовные созерцания просветительного ведения и познания сущего» (Добр. Т.3. С.389). Это место является очень важным. Ведь и сегодня существуют люди, которые утверждают, что бесстрастия можно достичь деятельной добродетелью. Преподобный Феогност не соглашается с этим. Деятельной добродетели непременно должны сопутствовать и духовное созерцание, покаяние и молитва, главным образом так называемая умная молитва. Существенную помощь в приобретении бесстрастия может оказать плач по Боге. По словам преподобного Иоанна Синайского, «плач есть укоренившаяся от навыка скорбь души... Плач бывает у многих предтечею блаженного бесстрастия, предукрасив, предочистив душу и потребив вещество» (Леств.7:52–53). Вот почему плач является образом жизни. Он очищает душу и ум, делая его способным принять божественные утешения. Такой плач сочетается с покаянием, подлинное же покаяние есть ненависть к самому себе. Господь говорил о ненависти к своей душе, которая необходима, чтобы последовать за Христом и достичь Царствия Небесного. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12, 25 ). «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери... а притом и самой жизни ( ψυλν) своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк.14:26 ). Святитель Григорий Палама пишет, что «живущие в миру должны принуждать себя делать мирские дела по Божиим заповедям». Это принуждение, «укоренившись со временем в привычку, производит устойчивую наклонность к исполнению заповедей и превращает эту наклонность в постоянное свойство», которое, в свою очередь, «дарит душе прочную ненависть к дурным свойствам и состояниям, а такая ненависть к злу приносит плод бесстрастия» (Свт. Григорий Палама . Триады... С.179). Таким образом, ненависть ко злу и нашему извращенному существу становится источником бесстрастия. Когда же человек приобретет бесстрастие, тогда «грех не будет уже обладать им, пребывающим в свободе и под законом Духа» (Св. Никита Стифат . Добр. Т.5. С.156).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

С другой стороны, по святоотеческому учению, сенсорика входит в общую структуру души в качестве нижнего, зависимого звена, которое должно подчиняться высшими душевным силам. Поэтому органам чувств необходимо не искусственное развитие, что нарушает общий баланс всех душевных процессов, а, наоборот, работу органов чувств надо контролировать и согласовывать с другими силами души. Как советовал преподобный Фалассий (VI в.) о внешних чувствах: «Отдай чувство в служение уму, и не давай ему времени развлекать его»/Фалассий. 1900, с.299/. Он же подчеркивал: «Да служат тебе чувства и вещи чувственные к духовному созерцанию, а не к удовлетворению похоти плотской»/там же, с.310/. Филофей Синайский, подвижник IX в., об этом писал так: «Когда ум извнутри не обуздывает и не вяжет чувств, тогда глаза всюду разбегаются из любопытства, уши любят слушать суетное, обоняние изнеживается, уста становятся неудержимыми, и руки простираются осязать то, что не должно. За этим последуют вместо правды неправда, вместо мудрости – неразумие, вместо целомудрия – блудничество, вместо мужества – боязливость»/Филофей Синайский. 1900, с.410/. Он же пишет: «Кто с некоторым насилием удерживает пять своих чувств... тот всячески соделывает для ума легчайшими сердечный подвиг и брань»/там же, с.414/. Никита Стифат (XI в.), византийский монах, мистик, последователь Симеона Нового Богослова : «Когда пятерица чувств подчинена четырем главнейшим добродетелям и хранит всегдашнюю им благопокорность, тогда естество тела... не мешает колесу жизни двигаться безмятежно»/ Никита Стифат . 1900, с.161/. Никодим Святогорец : «Многодумным и непрерывным подвигом у ревнителей благочестия должны быть строгое управление и доброе направление употребления внешних наших пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания»/ Никодим Святогорец . 1991, с. 84/. Кроме того, для достижения правильной работы всей души в целом, органы чувств необходимо специально улучшать, формировать и воспитывать: «Будем стараться под руководством разума образовывать и улучшать чувства; и больше всего глаза, уши»/Феодор Едесский. 1825, с.167/. И это не было каким-то маловажным или второстепенным делом, это было частью христианского учения о спасении, ибо «ничто так не поползновенно на грех , как эти органы, не управляемые разумом»/там же/.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Kelsey 2011 – Kelsey E. Byzantine emperors and Old Testament kings: contextualizing the Paris Psalter as a product of ninth and tenth century Byzantine imperial ideology. Summer Research. Paper 131. 2011. McGuckin 1996 – McGuckin J. Symeon the New Theologian (d. 1022) and Byzantine monasticism//Mount Athos and Byzantine monasticism. Papers from the 28 spring Symposium of Byzantine studes/Ed. A. Bryer, M. Cunningham. L., 1996. P. 17–35. Источники и переводы Авва Дорофей , прп. 2000 – Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М., 2000. [Avvy Dorofeia dushepoleznye poucheniia i poslaniia s prisovokupleniem voprosov ego i otvetov na onye Varsanufiia Velikogo i Ioanna Proroka (Abba Dorotheus soul profitting teachings and messages and questions and answers of Barsanuphius the Great and John the Prophet). Moscow, 2000.] Карпов 1862 – Георгия Пахимера история о Михаиле и Андронике Палеологах тринадцать книг/ред. В. Н. Карпов. СПб., 1862. т. 1: Царствование Михаила Палеолога 1255–1282. [Georgiia Pakhimera istoriia o Mikhaile i Andronike Paleologakh trinadtsat’ knig (Georgius Pachymeres’ story of Michael and Andronicus Palaeologi in thirteen books)/Red. V. N. Karpov. Saint Petersburg, 1862 T. 1: Tsarstvovanie Mikhaila Paleologa 1255–1282 (The reign of Michael Palaeologus 1255–1282).] Розен 1883 – Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. [Rozen V. R. Imperator Vasilii Bolgaroboitsa: Izvlecheniia iz letopisi Iakh”i Antiokhiiskogo (Emperor Basil Bulgaroctonus: Extracts from the annals of Yahya of Antioch). Saint Petersburg, 1883.] Феофан Затворник , еп. 1890 – Симеон Новый Богослов , прп. Творения/пер. еп. Феофан. т. 2. м., 1890 (СТСЛ, r 1993). [Simeon Novyi Bogoslov, prp. Tvoreniia (Works)/Per. ep. Feofan. T. 2. Moscow, 1890.] Фрейберг 2001 – Никита Стифат , прп. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова , игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка [пер. Л. А. Фрейберг]//Прп. Симеон Новый Богослов , преп. Никита Стифат . Аскетические произведения в новых переводах/ред. иг. Иларион (Алфеев) . СПб., 2009. C. 97–222. [Nikita Stifat, prp. Zhizn’ i podvizhnichestvo izhe vo sviatykh ottsa nashego Simeona Novogo Bogoslova, igumena monastyria sviatogo Mamanta Ksirokerka (The life and works of our holy father Symeon the New Theologian, abbot of the monastery of St. Mamas Xerocercus) [per. L. A. Freiberg]/Prep. Simeon Novyi Bogoslov, prp. Nikita Stifat. Asketicheskie proizvedeniia v novykh perevodakh (Ascetic works in new translations)/Red. ig. Ilarion (Alfeev). Saint Petersburg, 2009. P. 97–222.]

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

173 Mansi 11, 973. Эфель и Леклерк (Hefele-Leclerq Histoire des conciles. III. 1. Paris, 1909. P. 571. Прим 1), относительно этого канона утверждают, что нет свидетельств о том, что некогда миряне заходили в алтарь и оставляли там свои приношения. Но характерная византийская лесть приводила к тому, что император мог заходить в алтарь и оставаться там, что не было позволено обычным смертным. Никита Стифат Студийский († 1090) также говорит, что доступ в алтарь запрещен для всех мирян, за исключением «императора с дарами» (δωρα προσφρουσι) Epist., 8, 3, Opuscules et Lettres/Dabrouzès (ed.)//SC 81, Paris, 1961. P. 282. См. также у Николая Кавасилы (Liturgiae expositio 24//PG 150, 420). 178 Hanssens I. M. Institutiones, III. P. 281; Bishop E. Appendix. P. 116; текст Серрония приводится в PG 36, 563, прим. 12. 179 Приводится Буланже в издании Grégoire de Nazianze Discours funèbres en I´honneur de son frère Cesaire et de Basile de Césaree/Boulenger F. (ed.)//Textes et documents pour I´étude historique du christianisme. Paris, 1908. P. xcviii. 181 Didascalia и Apost. Const. IV, 6 (Funk. I. P. 224); Ex constitutionibus capitula 2829 (Funk. Π. P. 142); Epiphanius Adv. haer. 3, 2: Expositio fidei 24//PG 42, 832. 182 Dix P. 123 прим. 3. Дикс пересказывает спор между Брайтменом и Бишопом. Бишоп (Appendix to Narsai. P. 116) критикует то, что Брайтмен сказал в об офертории в LEW. Брайтмен отвечает на возражения в: Chronicle//JTS. 1911. 12. P. 320. 183 Во-первых, насколько мы знаем, при упоминании императорских даров никогда не используется терминология, которая хотя бы отдаленно напоминала евхаристические дары (например, τ για δρα). Обратите внимание, например, на правило 69 Трулльского собора (Mansi 11, 973) προσξαι δρα; или декрет императора Феодосия II (Mansi 5, 441), постановившего, что император должен выйти из алтаря после совершения приношения даров; или Никита Стифат , упомянутый в прим. 66. Книга церемоний (X в.), которая часто описывает приношения императора, никогда не упоминает хлеба и вина. Это особенно ясно из описания пасхальной литургии в храме Святой Софии: 1) император приносит свои дары на входе (интроите); 2) это были драгоценные сосуды и монеты, а не хлеб и вино; 3) на Великом входе он не только не делал приношений, но даже и не входил в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свет, от Духа Святаго нисходящий в душу, обыкновенно отходит по причине уныния, нерадения и безразличия относительно слов и яств, ибо как безразличие в яствах и вообще сытая трапеза, так равно и неудерживание языка и очей нехранение изгоняют его из и делают нас омраченными (прп. Никита Стифат , 93, 134). Когда неудержимая вода страстных помыслов ума удержана будет наитием Духа Святаго, и сланая неподобных мыслей и воспоминаний бездна обуздается воздержанием и помышлением о смерти, тогда веет Божественный Дух покаяния и нисходят воды умиления, кои Бог и Владыка наш, вливая в умывальницу покаяния, умывает смыленные и наши и делает их достойными ступать по двору Царствия Его (прп. Никита Стифат , 93, 150). От Предвечного и Безначального Отца и Дух Святый исходит, Сущий Собезначальный Отцу и Сыну, как безвременный, но не безвиновный, ибо и Он имеет Корнем и Началом и Виною – Отца, от Которого прежде всех веков постоянно, бесстрастно, изводительным образом произошел, как от Отца исходящий и в Сыне почивающий, имеющий несмешанное (с Ним) единение и нераздельное (от Них) различие. Бог Сущий и Сам от Бога; не инаковый, как – Бог, но иной, как – Утешитель, как Дух Святый самоипостасный, от Отца имущий бытие и чрез Сына посылаемый в начаток жизни вечной, и в залог будущих и приснопребывающих благ; и Сам – Виновник всего пришедшего в жизнь, ибо в Нем – вся быша. Он – то же, что и Отец и Сын, за исключением нерожденности (что является свойством Отца) и рождения (что является свойством Сына). Послан же Он Сыном на Его учеников, т. е. явлен был, ибо в этом смысле надлежит понимать «послание» Духа Святаго, потому что как иначе был бы послан Вездесущий и от Посылающего неотделимый? Посему Дух Святый не только от Сына, но и от Отца посылается и Сам по своей воле исходит, ибо послание или явление Духа Святаго есть общее дело Отца и Сына и Духа; бывает же Он явлен не по Своему естеству, ибо никто никогда и не видел и не возвестил Божественное естество, – но согласно благодати и силы и действу, которая обща – Отцу, Сыну и Духу. Личным же свойством Каждого из Них есть ипостась Каждого и то, что наблюдается относительно Нее, как ипостасное свойство. Общим же для них является не только недоступное зрению и превосходящее всякое наименование и свойственное только Богу естество Божества, но – и благодать, и сила, и действие, и сияние, и нетление, и царство, и все то, согласно чему общается и по благодати соединяется Бог со святыми Ангелами, а также и людьми, ни разделением и различием ипостасей; ни разделением и разнообразием Божественных сил и действий, не отступающий единства и полноты (свт. Григорий Палама , 26, 84–85).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие Симеона Нового Богослова Удивительный пример жития святого, написанного святым. Никита Стифат — ученик Симеона Нового Богослова в его последние годы. Именно благодаря Никите Стифату нам известны основные труды Симеона и его жизнь. Никита так начинает житие своего великого учителя: «Добродетель теплоты преисполнена и не только угли желания раздуть, но и самую душу в огонь превратить способна; может она и ум окрылить, отторгнув его от земли, вознести к небесам в духе и сделать всего человека богом. Вот и великий Симеон, о котором нам предстоит рассказать, став теплейшим ревнителем ее, вознесся к сияющей вершине славы ее; потому-то и следует поведать всем, кто нам близок, о его прекрасных качествах — сколь многие из них были для него достоянием от рода его и отечества, и сколь великую праведность стяжал он в поте лица, трудами подвижническими, борьбой и бранями, чтобы обрести добродетель.» Преподобный Никита Стифат Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова 1. Добродетель теплоты преисполнена и не только угли желания раздуть, но и самую душу в огонь превратить способна; может она и ум окрылить, отторгнув его от земли, вознести к небесам в духе и сделать всего человека богом. Вот и великий Симеон, о котором нам предстоит рассказать, став теплейшим ревнителем ее, вознесся к сияющей вершине славы ее; потому-то и следует поведать всем, кто нам близок, о его прекрасных качествах — сколь многие из них были для него достоянием от рода его и отечества, и сколь великую праведность стяжал он в поте лица, трудами подвижническими, борьбой и бранями, чтобы обрести добродетель. 2. Славный добродетелью Симеон вырос из земель Пафлагонских, словно цветущее и плодоносное древ, о, от младых ногтей изобилующее плодами Духа. Родиной же его было селение, называемое в тех местах Галати, а родители его, Василий и Феофано, из богатых и знатных, носили прозвище “Галатяне”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=925...

Спешите с верою исповедовать ему помыслы, которые сеют в вас бесы, так как, согласно пословице, выявленные раны не загнивают. Подобно тому, как змеи, пока прячутся в своих норах, живут и рождают многих змей, но когда выходят из нор и выползают наружу, сами становятся видимыми для людей и уничтожаются ими, таким же образом и лукавые помыслы, будучи нами как бы на столбах записаны и обнаружены пред отцами нашими, устраняются мечом Божия слова ( Еф. 6:17 ) и не порождают в нас согласия с ними, направляющего делание наше ко злу. 66. Если же, по причине нерадения, что-нибудь из дурных помыслов осуществится и мы совершим что-нибудь по человеческой слабости, тогда – умоляю – да не закоснеем в происшедшем, но поспешно бежим и припадем к ногам преподобного отца нашего и без стыда со слезами обличим порок, в горячем покаянии примем от него заживляющие лекарства или даже прижигания, и скоро получим исцеление. Не принимайте враждебно то, что он говорит и делает, даже если это противоречит мнению святых отцов, но в настоящий момент склоните пред ним головы. Потом же, если есть среди вас такие, которые отличаются от остальных возрастом, образом жизни или образом мыслей, пусть сообщат ему мнение того, кто с ним не согласен, как предписал и Василий Великий 40 : „Претерпите его в день искушения и горечи Господа ради, никак ему не противясь и не восставая на него». Ибо противящийся ему и восстающий на него противится власти Божией, как говорит Павел ( Рим. 13:2 ), а во всем том, что не противоречит заповеди Божией, апостольским установлениям и правилам, надлежит вам всячески повиноваться ему и слушаться его, как Господа. Но во всем, что грозит опасностью Евангелию и законам Церкви, не следует слушаться ни его наставлений и повелений, ни даже и ангела, если бы внезапно сошел он с неба, благовествуя вам не то, что благовествовали самовидцы Слова ( Гал. 1:8 ). 67. Так соблюдайте же, чада мои и братья, то, что проповедал я каждому наедине и отдельно для того, чтобы стяжать добродетель ( 1Тим. 6:20 ), как Богом данное для сокровищниц сердец ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вводимым в жизнь добродетельную к исполнению заповедей и избежанию грехов содействует страх мучений вечных. Тем же, которые через добродетель достигли до созерцания славы Божией, – иной, подобно тому, сопутствует страх, крайне страшный им из любви к Богу, страх чистый, который и содействует им к неуклонному пребыванию в любви Божией, так как они боятся страшного от нее поскользновения. Первым, когда они падают, уклоняясь от своей цели, и потом, раскаиваясь, тотчас встают, сопутствует первый страх с благими надеждами; а за вторыми, по зависти диавола погрешившими падением с высоты созерцания славы Божией, не тотчас последует второй страх, но их приемлет мгла некая и тьма осязаемая, полная малодушия, скорбения и горести с первым страхом мук. И если бы Господь Саваоф не сокращал оных дней такого нестерпимого скорбения, то не спасся бы никто из падающих сим образом (прп. Никита Стифат , 94, 105–106). Начавший страхом суда и преуспевающий в очищении сердца слезами покаяния, исполняется, во-первых, премудростью, так как страх начало ее есть, по реченному (см.: Притч. 1, 7 ); потом разумом вместе и с советом, помощью которого избирает себе душеспасительные преднамерения. Сего же достигший, через исполнение заповедей, восходит он к ведению сущего и получает точнейшее ведение Божеских и человеческих вещей, а от сего, соделавшись весь жилищем благочестия, восходит в вышний град любви и является совершенным; и тотчас чистый страх – дар Духа приемлет его, чтобы хранить положенное внутрь его сокровище Царствия Небесного. Сей страх, будучи крайне спасителен, того, кто достиг высоты любви, делает трепещущим и на всякий подвиг готовым из боязни, как бы не ниспасть с таковой высоты любви, и не быть опять ввержену в ужас мук (прп. Никита Стифат , 94, 148–149). ...Без страха невозможно прямо перенестись к Божественной любви и, минуя любовь, возлететь к Уповаемому и почить в Нем (прп. Феогност, 92, 420). ...Имея... непогрешимым наставником страх Божий, с теплейшим усердием и всегдашней трезвенною мыслию, ходить вслед Божественного своего Первообраза (прп. Максим Грек , 69, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010