С., заметен в «Созерцании и священном собрании небесной и церковной иерархии», где Н. С. пишет об участии «духовных» в благодати иерархии; по словам Н. С., «монахи, получившие Духа и знание, равны епископам, получившим лишь рукоположение, но не мудрость Духа». Также Даррузес отмечал у Н. С. «пренебрежение собственным смыслом [используемых понятий] и небрежность в цитатах». Лит.: Schweinburg K. Die Textgeschichte des Gesprächs mit den Franken von Niketas Stethatos//BZ. 1934. Bd. 34. S. 313-347; Michel A. Die vier Schriften des Niketas Stethatos über die Azymen//Ibid. 1935. Bd. 35. S. 308-336; Grondijs L. H. Der Heilige Geist in den Schriften des Niketas Stethatos//Ibid. 1958. Bd. 51. S. 329-354; Василий (Кривошеин), архиеп. Прп. Симеон Новый Богослов и Никита Стифат: История текста огласительных слов//ВРЗЕПЭ. 1961. 37. P. 41-47; Τσμης Δ. Γ. Η τελεωσις το νθρπου κατ Νικταν τν Στηθτον. Θεσ., 1971; Rossum J., van. Reflections on Byzantine Ecclesiology: Nicetas Stethatos " «On the Hierarchy»//SVTQ. 1981. Vol. 25. N 2. P. 75-83; Stiernon D. Nicétas Stétathos, hiéromoine byzantin, auteur spirituel et controversiste//Catholicisme. P., 1982. T. 9. Col. 1217-1219; Golitzin A. Hierarchy Versus Anarchy?: Dionysius Areopagite, Simeon the New Theologian, Nicetas Stethatos, and Their Common Roots in Ascetical Tradition//SVTQ. 1994. Vol. 38. N 2. P. 131-179; idem. «Earthly Angels and Heavenly Men»: The Old Testament Pseudepigrapha, Niketas Stethatos, and the Tradition of «Interiorized Apocalyptic» in Eastern Christian Ascetical and Mystical Literature//DOP. 2001. Vol. 55. P. 125-153; Krausm ü ller D. Private vs Communal: Niketas Stethatos " s Hypotyposis for Stoudios, and Patterns of Worship in XIth-cent. Byzantine Monasteries//Work and Worship at the Theotokos Evergetis, 1050-1200/Ed. M. Mullett, A. Kirby. Belfast, 1997. P. 309-328; Дионисий (Шлёнов), иеродиак. Прп. Никита Стифат и его богосл. сочинения: Дис./МДА. Серг. П., 1998; Бармин А. В. Кто написал «Другой свод против латинян»?//ВВ. 2001. Т. 60. С. 121-125; он же. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006; Ким Н., свящ. Рай и человек: Наследие прп. Никиты Стифата. СПб., 2003; Рапава М. Грузинский перевод полемич. соч. Никиты Стифата против арм. ереси//ЕжБК, 17-я. 2007. Т. 1. С. 356-361; Lauritzen F. Psello discepolo di Stetato//BZ. 2008. Bd. 101. S. 715-725; idem. Areopagitica in Stethatos: Chronology of an Interest//ВВ. 2013. Т. 72. С. 199-215; Hinterberger M. Niketas Stethatos der «Beherzte»?//BZ. 2010. Bd. 103. S. 49-54.

http://pravenc.ru/text/Симеон Новый ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА СТИФАТ [Греч. Νικτας Στηθτος] (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем, главный богословский оппонент послов папы св. Льва IX в 1054 г. Жизнь Время рождения Н. С. неизвестно. Вопреки часто встречающемуся в лит-ре мнению, обозначение Стифат не является прозвищем, полученным Никитой за его мужественное обличение связи между имп. Константином IX Мономахом и Марией Склиреной. По всей видимости, это обозначение («широкогрудый») является фамильным именем, др. носители к-рого известны в XI-XII вв. В возрасте 14 лет Н. С., по его словам, «оставил жизнь и суету, а также занятие науками», т. е. поступил в мон-рь ( Nicet. Pector. Vita Sym. 135). Прп. Симеон Новый Богослов был его наставником в монашеской жизни уже тогда, когда у Н. С. только появился первый пушок на подбородке. Также ничего доподлинно не известно и о семье и месте рождения Н. С. Не исключено, однако, что именно Н. С. и его ученика Иоанна, упоминаемого в Житии св. Симеона (Ibid. 150), имел в виду Михаил Пселл в обвинительной речи против патриарха Михаила I Кирулария , когда упомянул о «хиосских монахах Никите и Иоанне», к-рые вводили новые обычаи и установления о действиях духов и о церковной иерархии и которые «напоили своим ядом» самого патриарха. В пользу такого отождествления говорит то обстоятельство, что в «Сотницах практических, природных и познавательных глав» Н. С. неоднократно говорит о действии бесов на человека (напр.: Idem. Pract. 93-98), а церковной иерархии он посвятил целое сочинение. В таком случае местом рождения Н. С. можно считать о-в Хиос. В последние годы жизни прп. Симеона Нового Богослова, когда тот, будучи изгнанным из мон-ря св. Маманта, возглавлял мон-рь св. Макрины в Палукитоне, Н. С. занимался переписыванием его текстов, к-рые он обычно получал через посредника ( Idem. Vita Sym. 131-132). По всей видимости, такой способ общения объясняется тем, что Н. С. уже тогда жил в Студийском мон-ре и не мог ежедневно видеть своего наставника. Согласно Житию св. Симеона (Ibid. 133-135), спустя немало времени после кончины своего духовного отца Н. С. пережил экстатическое состояние, к-рое побудило его сочинить сначала каноны прп. Феодору Студиту, а потом и надгробное слово, гимны и похвальные слова прп. Симеону. После этого ему было видение наставника, к-рое он истолковал помимо прочего как указание заняться изданием трудов прп. Симеона.

http://pravenc.ru/text/Симеон Новый ...

Чувства не бывают поражены ими и не влекутся к ним против естества» 736 . В другом месте преподобный Никита Стифат учит, что «все действия, разветвленные по органам чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, – движимы согласно природе, если их влечет лучшее» 737 . И святые отцы по этому поводу напоминают, в чем заключается нормальное использование органов чувств, соответствующее их природе. Святитель Афанасий Великий уточняет, что «тело имеет глаза, чтобы взирать на творение и из увиденного в нем стройного порядка познавать Создателя» 738 . О том же говорит святитель Иоанн Златоуст : «Глаза даны вам, чтобы, увидев творения, вы воздавали славу Творцу» 739 , или еще: «Глаз создан, чтобы восхвалять Создателя, взирая на творения Божии» 740 . Преподобный Серапион Тмуитский , рассуждая в том же ключе 741 , напоминает слова Псалмопевца, обращенные к Богу: К Тебе возвел я очи мои, Живущему на небе! Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабы – на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он ущедрит нас ( Пс. 122:1–2 ). Уши тоже были сотворены «для слышания Божиих словес и Божиих законов» 742 и для того, чтобы человек мог слышать Бога во всех звуках мира. Обоняние также было сотворено для того, чтобы во всем сущем [человек] чувствовал Христово благоухание ( 2Кор. 2:15 ) 743 , вкус – чтобы он со всякой пищей вкушал, как благ Господь ( Пс. 33:9 ), а осязание – чтобы он во всякой вещи осязал Слово Божие 744 . Говоря кратко, предназначение органов чувств – помогать чувствующим творениям соединяться с Богом, что соответствует задаче, возложенной Богом на человека при творении 745 . Вот почему преподобный Никита Стифат пишет: «Наделенные чувствами, мы должны правильно воспринимать чувственные вещи, через их красоту востекать к созерцанию Создателя и приводить к Нему непогрешительное познание об этих вещах» 746 . Используя органы чувств, подчиняя их своему уму, созерцающему духовные основания вещей, Адам воспринимал вещи объективно, познавая их в их истинной природе, и безошибочно различал, как говорит об этом преподобный Никита Стифат , их энергии и качества 747 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

11 Удивительным образом ожившие в стихах Мандельштама об «ином мире» в тонах античного Элизия: «О где же вы, святые острова, где не едят надломленного хлеба, Где только мед, вино и молоко, Скрипучий труд не омрачает неба…» («На каменных отрогах Пиерии», 1919). 12 этот образ, восходящий к Песни Песней (см. ниже статью М.Н. Эпштейна) получил развитие в русской барочной иконографии. См. напр.: Турцова Н.М. Икона Никиты Павловца «Богоматерь Вертоград заключенный»: Символика предметного фона//Филевские чтения. Тезисы конференции. 22-25 декабря 1997 г. М., 1997. 13 Вот как перечисляет другие (кроме первоначального Эдема) значения слова «рай» византийский богослов 11 века: «Во-первых, раем называется и именуется сам Бог … Затем – Церковь верных, имеющая в себе, как насаждения Жизни, святых, питающих житием своим и словом тех, кто жаждет и алчет правды Божией. Затем и все творение, являющее величие Бога Творца и славу Его нам, людям, ибо от красоты его (творения) мы восходим к Создателю, как и Соломон полагает. Сверх того – Божественное Писание, сам цельный человек и мудрая жизнь по Богу». Никита Стифат. «Послание к софисту». – Свящ. Николай Ким. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. Научное издание. – Алетейя. СПб., 2003. с. 209. 14 Традицию этой мысли (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Богослов, св.Григорий Нисский, преп.Максим Исповедник, преп, Симеон Новый Богослов, преп.Никита Стифат) обсуждает свящ. Николай Ким . – Свяш. Николай Ким. Op.cit., с. 30-38. 15 «И поэтому как в великом мире (Бог) насаждает в нем (в человеке) и другой божественный рай, так как в действительности украшен он бессмертными и вечноцветущими насаждениями и освещен Солнцем Правды Это же есть место Царства Небесного, которое расположено на восходе Солнца Правды, в земле кротких…. Далее в этом раю насаждено Богом само Древо Жизни и Древо познания добра и зла… Древо Жизни – это Дух Святой, живущий в верующем человеке…. Древо же познания добра и зла – это чувство (aisthesis), приносящее противоположные друг другу плоды, двоякое по природе». Никита Стифат. Трактат о рае. Гл. 19, 20. – Свяш. Николай Kuм.Op.cim., с. 109.

http://pravmir.ru/raj-tema-xristianskoj-...

животворящим изображением Креста и призыванием Иисуса и Бога разрушает их призраки и самих их обращает в бегство (прп. Никита Стифат , 92, 109). Велика ярость бесов на тех, кои преуспевают в созерцании. Они день и ночь приседят им с наветами, и то чрез тех, кои живут вместе с ними, возбуждают на них лютые искушения, то сами поднимают шум и топот для устрашения их, – иногда нападают на них спящих, завидуя их покойному отдыху, и всячески беспокоят их, хотя не могут причинить вреда тем, кои Богу себя посвятили. И если бы не было при них Ангела Господа Вседержителя, охраняющего их, не избежать бы им их наветов и сетей смертных (прп. Никита Стифат , 92, 117). Состоя в подвиге по деятельному любомудрию добродетели, внимательнее наблюдай за наветами губительных бесов. Ибо сколько положишь ты восхождений преуспеяния в высших добродетелях, сколько увеличится Божественный свет в молитвах твоих, и ты благодатию Духа Святаго внидешь в откровения и видения неизреченные, столько они, видя тебя восходящим к небесам, скрежещут зубами и старательно простирают многоплетеные сети свои по мысленному воздуху. Не только плотолюбивые и зверские бесы похоти и гнева дыхнут на тебя, но и духи богохульные в горькой зависти восстанут на тебя. Сверх того эти воздушные начала и власти, явленно (наружно) и неявленно в одном воображении, начнут принимать разные странные и страшные образы, чтобы смутить тебя, или вред какой причинить тебе. Но упражняясь с бодренным оком ума в делании умной молитвы, тебе нечего бояться такой стрелы, летящей во дни, потому что они даже к обиталищу твоему не смогут приближиться (ср.: Пс. 90, 5, 10 ), будучи, как тьма, гонимы сущим в тебе светом и Божественным огнем опаляемы (прп. Никита Стифат , 92, 117). Духи тьмы кажутся облеченными в тонкие тела, как подает повод думать опыт, призрачно ли они это представляют, обманывая чувство, или осуждены на это за древнее падение. Как бы то ни было, но они устремляются схватиться с подвижническою душою, когда раб ее, тело, склоняется ко сну; что, как мне кажется, служит и к испытанию души, стоящей теперь уже выше немощей смиренного тела, – каковы ее энергия и мужество против них, грозящих ей страшным чем-либо с яростью и неистовством великим.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вот каково было [это событие].    150. Бог, желая показать, что было бы благоугодно Ему и слуге Его Симеону, и на пользу Церкви верных, если бы появился список с его богодухновенных слов, показывает видение Иоанну, ученику Стифата, как некогда [показал он] Проклу, ученику Златоуста, Упомянутый Никита, он же Стифат, был некогда по откровению побужден святым, как подробно написано в житии святого, переписать его богодухновенные учения и душеполезные сочинения. Когда он старательно переписывал их на пергамен, видит его ученик во сне такое видение: показалось Иоанну, что, как обычно, пошел он к келлии преподобного мужа послушать и взыскать что-нибудь полезное для души. Но только он приблизился к двери комнаты, где Стифат предавался молчанию, он стремительно вошел в нее и видит, что Стифат сидит и двигает стилом, прилежно трудясь над перепиской богодухновенных слов святого, а божественный отец Симеон-богослов сидит прямо против него. Одной рукой он опирался на посох, а правую держал протянутой к Стифату, как бы сообщая ему что-то из собственных мыслей, и близко, уста к устам, беседуя об этом, тайно наставлял его в глубинах высокого своего созерцания логосов вещей и в догматах таинственного богословия, которые он оставил Церкви Христовой как источник живоносной воды во исцеление душ. Как только Иоанн увидел это, он узнал святого, хотя не видел его при жизни и, будучи не в силах воззреть на ангелоподобный лик отца, внутренне замер, охваченный страхом, и не решился войти. Затем, немного спустя, когда святой вышел оттуда и тихо стал удаляться возводящим горе путем, Иоанну показалось, что святой зовет его по имени и говорит: “Иоанн, скажи моему Никите: «Поспеши, чадо, завершить переписку моих трудов, и то, что ты взыскуешь, исполнится и пребудет для тебя с избытком " ”. Вот что после своей смерти сотворил святой со своим учеником Никитой Стифатом.    151. А как же мне пропустить и то, что, когда об этом [только] слышат, потрясает слушателей? Все же и это свяжу я с ранее происшедшим во славу Божию, в радость и на пользу Его Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3709...

Когда кто соделается причастником Духа Святаго и наитие Его познает из неизреченного некоего Его в себе действа и благоухания, которое ощутимо обнаружится даже и в теле, тогда в пределах естества пребывать таковый уже не может, но добрым изменением десницы Вышнего изменившись, забывает о пище и сне, презирает все телесное, небрежет о покое плоти и, весь день пребывая в трудах и потах подвижнических, утомления какого-либо или какой-либо потребы естественной не чувствует, ни голода или жажды, ни сна или других нужд естества. Ибо любовь Божия с радостью неизреченною излилась в сердце его (ср.: Рим. 5, 5 ), и он, всю ночь в бодренном бдении проводя, в телесном упражнении умное совершает делание, бессмертною услаждается трапезою из бессмертных произрастаний мысленного рая, в который будучи восхищен, Павел слышал неизреченные глаголы, которые не леть есть слышать человеку, имеющему пристрастие к чувственному (прп, Никита Стифат , 89, 160). Многие с полным усердием возделали нивы свои и семя чистое посеяли на них, посекши наперед терния и волчцы сожегши огнем покаяния. Но как Бог не одождил на них дождя Духа Святаго от сокрушения, то они ничего с них не пожали, ибо они высохли от бездождия и не принесли в себе многоплодного колоса Боговедения. Почему такие, если не с гладом слова Божия, то со скудостью боговедения и с пустыми руками вышли из тела, малым чем из воздаяния запасшись на путевое содержание (прп. Никита Стифат , 89, 170). Не оставляется непричастным благодати Духа никто из уверовавших во Христа и крестившихся, если только он не предал совсем себя в плен всякому действию противного духа и не осквернил веры делами или с нерадением и беспечностью не сжился. Кто же сохранил неугасимым начаток Духа, приятый им в крещении, или угашенный опять возжег делами правды, тому невозможно не приять и исполнения Его (прп. Никита Стифат , 89, 171). Оставление благодати бывает действа ради страстей (услаждения ради страстными движениями), а совершенное ее лишение ради делания грехов. Ибо душа страстелюбивая и грехолюбивая лишается благодати, отметает ее и вдовеет и чрез то делается жилищем страстей, – чтоб не сказать демонов, в настоящем и в будущем веке (прп. Григорий Синаит , 89, 199).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

62 Начиная с 4-й главы и до конца 8-й Стифат вольно цитирует 47-ю главу («О двух природах») «Изложения православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Гл. 4 ср. с: Jo. Dam. Exp. fi d. 47:2–10 (ed. B. Kotter, TLG 2934/4); гл. 5=Jo. Dam. Exp. fi d. 47:10–16, 25–28; гл. 6=Jo. Dam. Exp. fi d. 47:30–36; гл. 7 ср. с: Jo. Dam. Exp. fi d. 47:36–49; гл. 8=Jo. Dam. Exp. fi d. 47:50–70 (ср. рус. пер.: Бронзов 1894 (r1992). С. 195–200). 65 У Стифата опущено окончание фразы Дамаскина: «ибо она не сложена из Божества и человечества» (рус. пер. цит. по: Бронзов 1894 (r1992). С. 196). 68 Конец данного предложения, более полный у Дамаскина: «не ипостаси Его имя, но единой природы», – был восстановлен грузинским переводчиком (ср.: «постижение не ипостаси Его, а единой Его природы» G). 69 Стифат, свободно цитируя «Изложение веры», привел в качестве примера апостолов Петра и Павла, которые неоднократно упоминались Дамаскиным для уяснения различия между ипостасью и природой в разных сочинениях. Ср.: Jo. Dam. Exp. fi d. 8:223–230; 52:10–12; De haer. 83:104–106 etc. < BV > 75 Прп. Никита более точно повторяет уже цитировавшийся (§ 6) отрывок из «Изложения веры» (Jo. Dam. Exp. fi d. 47:70–74), который заканчивается известной богословской формулой св. Льва Великого : «Одна из них [sc. природ] сияет чудесами, другая подпадает поруганиям» (Leo M. Leo M. Tractatus 54:35//Series Latina 138A. A. Chavasse, 1973). 80 Выражение «в шкуре овцы» – как показывает расширенный поиск по TLG on line – в святоотеческой письменности (включая поздних авторов XIV и XV вв.) чаще всего использовалось в отрицательном смысле с аллюзией на евангельский стих ( Мф. 7:15 ), в котором обличалось фарисейское лицемерие. Единственное место, где «шкура овцы», как и у Стифата, обозначает человеческое естество, воспринятое Спасителем, удалось найти у прп. Неофита Затворника, известного кипрского духовного писателя XIII в. (Neoph. Incl. Lib. catechesium 2, 33:16. Ed. P. Sotiroudis. TLG 3085/7). 82 В «Гимнах», а также в других сочинениях прп. Симеона Нового Богослова при описании явлений Божественного света неоднократно говорится об «умопостигаемом солнце» и об испускаемых им «лучах» (например, Sym. Neoth. Hymn. 12:59–60; 15:48–52; 21:8. Ed. A. B. Kambyles. TLG 3116/2, см. особо Hymn. 23). Наиболее близкая параллель содержится в шестом нравственном слове Симеона, где упомянуто о сиянии солнца в связи с бесстрастностью Божественной природы, а также тех святых, которые достигли обожения (Sym. Neoth. Eth. 6, 1:192–216. Ed. J. Darrouzès. TLG 3116/8). Впоследствии Андрей Ливадинос (XIV в.), хартофилакс Трапезундской митрополии, в «Исповедании веры» для доказательства бесстрастности Божественной природы, соединившейся с человеческой, использовал аналогию с солнечным «лучом» и «растением» (Andr. Libad. Professio religionis L. 112–116. Ed. Lampsides. TLG 4379/2). Так же как и Стифат, он ссылался на прп. Иоанна Дамаскина и свт. Григория Богослова (L. 123–134 passim).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Для того, чтобы это учение святых отцов Церкви стало более понятным, остановимся подробно на учении преподобного Никиты Стифата, где анализируются три этапа духовной жизни. Преподобный Никита является носителем Предания, выразителем традиционного взгляда Православной Церкви на духовное возрождение. " Три есть степени в преуспевающих в восхождении к совершенству: очистительная, просветительная и таинственная, или совершительная. Первая свойственна новоначальным, вторая - средним и третья - совершенным. По трем сим степеням восходя по порядку, рачительный подвижник возрастает в соответствии с возрастанием Христа и приходит в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова (Еф.4,13) " Преподобный Никита Стифат В своих трудах преподобный Никита Стифат постоянно говорит об этом восхождении: " Согласно чинам и степеням любомудрой жизни, нам всем следует идти вперед и усердно восходить к надлежащему, будучи всегда движимыми о Боге и никогда не знающими остановки в добре. Таким образом от деятельного подвига нужно восходить к естественному созерцанию твари; от него - к таинственному богословию Слова и в нем (богословии) почить от всех дел телесного подвига как имевших место прежде для смирения тела и для получения отчетливого знания истинного различения. Если же мы не получили знание этого различения и не знаем, как идти вперед и устремляться к совершенству, то тогда мы хуже тех, кто живет по миру. Получившие же это знание не помышляют ни о пределе преуспеяния, имеющего цену, ни об остановке в восхождении до тех пор, пока не взойдут к надлежащим другим достоинствам и пока не успокоятся в устремлении к ним " . Это восхождение предполагает ступени очищения сердца и просвещения ума: " Сперва нам нужно в очистительном чине стать чистыми от материальной скверны помыслов, затем обрести просвещенные и озаренные мысленные очи в другом чине, просветительном, что завершается через таинственную, скрытую в Боге премудрость. Таким образом следует восходить в науке священного познания, служащей посредством тем в приобретении нового и старого сокровища (Мф.13,52), кто имеет уши (Мф.13,9), чтобы стать щедрыми обладателями таинственных сокровенных идей этой науки, сопричисленными к лику избранных, имеющих духовный слух, и отделяемыми от менее совершенных, чтобы не давать святыни псам и не метать бисер Слова перед свиноподобными душами, которые оставят его без употребления " . Преподобный Никита Стифат

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/212/...

Аннотация Вниманию читателя предлагается трактат монаха Студийского монастыря прп. Никиты Стифата (11 в.) «Против иудеев», впервые переведенный на русский язык. В ряду аскетических, богословских и полемических сочинений автора этот трактат является характерным памятником антииудейской полемики. Произведение отражает как богословские, так и аскетические мысли автора, который полемизировал, опираясь на установки аскетической школы Студийского монастыря и своего духовного отца и учителя прп. Симеона Нового Богослова . Одна из мыслей трактата – о познании Троичного Бога через познание трехчастности внутреннего мира человека – отражает общую установку византийцев: для доказательства богословских истин обращаться к внутреннему устройству человеческой души. Ключевые слова: полемика, иудеи, Студийский монастырь, исповедание веры, триадология, христология, иконопочитание, ветхозаветные пророки, душа, разум, богопознание, Дева Мария, первый и второй Адам, Ева. Известный аскетический писатель и полемист середины 11 в. прп. Никита Стифат явился достаточно компилятивным автором в трактатах так называемой «Трилогии», в которой было раскрыто учение о душе, рае и иерархии церковной и небесной. Слово «Против иудеев» тематически более всего пересекается с первым трактатом «О душе», посвященным христианской антропологии и христологии. Методологически Стифат пишет по образцу своих антилатинских и антиармянских трактатов, созданных им в ответ на большие проблемы во взаимоотношениях Церквей Востока и Запада в середине 11 в. Он обращается к иудеям 1 так же, как к армянам и латинянам, во втором лице и призывает их принять христианскую веру на основании ветхозаветных пророчеств в соединении с теми взглядами на устроение человека в его отношении к Богу, каковые сложились в Византии того времени 2 . Слово состоит из нескольких частей. В начале прп. Никита говорит о творении видимого мира и значимости малого мира в великом, то есть человека, который носит в себе образ Святой Троицы. Затем он доказывает значимость таинства Боговоплощения и рождения Мессии от Девы Марии, Второй Евы. В конце отдельно говорится об иконопочитании, которое никоим образом не тождественно идолослужению. Иудеи призываются стать одним народом с христианами, то есть исповедать православную веру. Парадоксально, но среди всех полемических трудов Стифата трактат «Против иудеев» по плану более всего повторяет «Исповедание веры», составленное автором позднее – уже в роли игумена Студийского монастыря в самом конце жизни 3 . Не исключено, что адресат трактата не такой реальный, как в случае с объектом антилатинской или антиармянской полемики. Здесь мы имеем дело с полемическим по форме трактатом, который, по сути, более обращен к внутренней христианской аудитории и имеет основной задачей укрепление в незыблемых основах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010