сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Благодать, полученная по воцерковлении, оставила вас Чем ушибся, тем и лечись! Русская пословица. Если ты подумаешь, что духовная радость, мир и утешение есть плод твоих собственных трудов, а не благодати Божией, то за это они будут взяты от тебя. Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021). Всякое подвизающихся оставление благодатью бывает обыкновенно за следующие вины: за тщеславие, за осуждение ближнего и надмение добродетелями. Преподобный Никита Стифат (XI век). Бог очень помогает человеку, когда тот делает первые шаги в своей духовной жизни, подобно тому как родители больше оберегают своих детей, когда те еще маленькие. Когда же дети взрослеют, родители пекутся о них уже не так сильно, потому что дети начинают пользоваться собственным разумом. В начале духовной борьбы человек отчетливо ощущает Благодать Божию, но потом Бог чуть удаляется от него, чтобы он предпринял подвиг и возмужал. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Сначала у вкусившего благодати душа ожила и отдохнула в небесном покое, чуждом века сего, чтобы он познал на опыте сладость добра. Потом, если ум чуточку возгордится или отяжелеет или иное что сделает, то снова наполняется грехом, отчего скорбит, на опыте узнает его горечь и еще резвее бежит от него, ища несказанного утешения свыше и успокоения. И опять получает благодать. …Когда же Дух научит человека всему этому, тогда Он отдает его на искушение. И все, что было для человека до этого сладостным, становится тяжким и мучительным. Многие из подвергшихся подобному искушению, не имея опыта, не выдерживают тяжести испытаний и становятся плотскими. О них Апостол Павел говорит: Начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? ( Гал. 3:3–4 )... Поэтому если желаете, чтобы отступившая теплота вновь вернулась к вам, надлежит делать следующее: необходимо заключить союз с Богом и сказать пред лицем Его: «Прости меня за соделанное по моему нерадению. Я не буду больше непослушным». А чтобы на будущее уберечь себя от нерадения, не следует давать никогда никакого послабления ни телу, ни душе...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Борьба со страстями мне не под силу» Иго Мое благо, и бремя Мое легко. ( Мф. 11:30 ). Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. ( Рим. 6:14 ). Лень, отвори дверь, сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю. Страшно дело до началу. Страшно видится: сробится, слюбится. Русские пословицы. Пока мы увлекаемся страстями, дотоле добродетель почитаем трудною, неудобною и неприступною, а порок любезным и приятным. Но как скоро хотя несколько станем избегать грехов, то порок будет нам казаться гнусным и безобразным, а добродетель легкою, удобною и любезною. В этом могут нас уверить примеры тех, которые исправили жизнь свою. На пути добродетели чем более подвинешься вперед, тем легче будет казаться путь твой. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Взойти на высоту труднее, нежели упасть в бездну. Итак, лучше ли упасть в бездну? Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Душа желает спастись, но вожделевая благ суетных и о них заботясь, бегает трудов по делу спасения. Хотя поистине не заповеди тяжки, а злые пожелания наши. Что удобнее, как любить всех, и что приятнее, как быть любиму всеми? И какого утешения не имеют заповеди Христовы? Но произволение не устремляется к исполнению их; ибо если бы устремлялось, то, при помощи благодати Божией, всё было бы для него легко. Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560). Путь добродетели для начинающих любить благочестие кажется жестоким и пристрашным не потому, чтоб он был сам по себе таков, но потому, что человеческое естество с самого исхода из чрева матернего привыкает жить пространно в удовольствиях; а для тех, которые успели пройти уже до средины его, он является весь благим и отрадным: ибо когда недобрые стремления наши бывают подавлены добрыми навыками, тогда вместе с сим исчезает и самая память о бессловесных удовольствиях; вследствие чего душа уже со всем удовольствием шествует по всем стезям добродетелей. Блаженный Диадох Фотики йский (V век). Труды мучительными кажутся в начале для всех, вводимых в поты и подвиги духовные. Когда же они начнут охотно упражняться в них для возращения в себе добрых расположений и достигнут до средины преуспеяния в том, тогда труды сии являются для них источником двойной некоей отрады и утешения. Преподобный Никита Стифат (XI век). Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления оной приписывая, то они бывают удобоносимы. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Что значит – любить Бога? Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. ( Ин. 14:21 ). Любовь есть исполнение закона. ( Рим. 13:10 ). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин. 4:20 ). Какие признаки любви к Богу? Сам Господь научил нас сему, сказав: «Аще любите Мя, заповеди мои соблюдите». Святитель Василий Великий (330–379). Если Бог любовь есть, то имеющий любовь имеет в себе Бога. Когда же ее нет, то нет нам совершенно никакой пользы и совсем невозможно говорить, что мы любим Бога. Святитель Феодор, епископ Едесский († 848). Любить Бога всем сердцем – значит не иметь ни к чему пристрастия и отдать все сердце Господу Богу, творя во всем волю Его, а не свою; всею душею, т. е. весь ум иметь всегда в Боге, все сердце утверждать в Нем и всю волю свою предавать Его воле во всех обстоятельствах жизни, радостных и печальных; всею крепостию, т. е. любить так, чтобы никакая противная сила не могла нас отторгнуть от любви Божией, никакие обстоятельства жизни: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни высота и глубина, ни меч (ср. Рим. 8:35–36:39 ); всею мыслию, т. е. всегда думать о Боге, о Его благости, долготерпении. святости, премудрости, всемогуществе, о Его делах и всемерно удаляться суетных мыслей и воспоминаний лукавых. Любить Бога – значит любить всей душой правду и ненавидеть беззаконие, как сказано: возлюбил правду и возненавидел беззаконие ( Пс. 44:8 )... Любить Бога – значит исполнять заповеди Его. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое... Нелюбящий Меня, не соблюдает слов Моих ( Ин. 14, 23–24 ). Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Начало любви к Богу – презрение вещей видимых и человеческих; средина – очищение сердца и ума, от коего мысленное умных очей открытие и познание сокровенного в нас Небесного Царствия, а конец – неудержимое вожделение преестественных даров Божиих, и естественное желание общения с Богом и упокоения в Нем. Преподобный Никита Стифат (XI век). Истинные други Божии и любящие Его надлежащим порядком приходят к Нему и служат Ему не ради получения красоты царства, как бы ради прибыли при торговле, и – не из-за страха перед мучением, предлежащим для грешников в геенне, но любят ЕГО САМОГО ПО СЕБЕ. Преподобный Макарий Великий (IV век). Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих, а не в том, как ты думаешь, – в восхищении ума, это совсем не твоей меры. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Свойственна ли христианам угрюмость? В собрании старайся быть приятным. ( Сир. 4:7 ). Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. ( Евр. 13:16 ). От доброго слова язык не отсохнет. Ласковое слово, что весенний день. Русские пословицы. Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа – солнечная и радостная. Страстотерпица царица Александра (1872–1918). Угрюмая, отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь… Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причёсывали, то разумел именно, чтобы не угрюмничали. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006). Как по отношению к телу человек печальный, унылый и угрюмый, хотя бы был и красив собою, теряет много красоты, а беззаботный и кротко улыбающийся увеличивает красоту, так точно – и по отношению к душе. Угрюмый, хотя бы имел тысячи добрых дел, отнимает у них всю красоту. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Возделыватель худых помышлений мрачным и печальным делает внешний вид лица своего, язык – неспособным к пению божественных песней и себя – для всех неприятным и нежеланным встречником и собеседником. Возделыватель же благих и бессмертных произрастений в сердце имеет лицо, радующееся и улыбающееся, сладкозвучный в молитвах язык и для всех всегда бывает приятным собеседником. Преподобный Никита Стифат (XI век). Человеку надлежит быть существом общительным и дружелюбным, а не одиноким и необщительным, доставлять другим пользу, чем только в силах, возможною попечительностию доказывать свою сострадательность, подражая телесным членам во взаимном их содействии общей пользе. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Очень-то не отделяйся от других. Ходишь на именины и ходи, только и там будь внимательна, имей память о присутствии Божием. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«В том, что мы не постимся в субботу… мы нисколько не противоречим святым отцам и столпам Церкви: Афанасию, Василию, Григорию и Иоанну Златоусту, и иным многим, и святым соборам, которые так не делали и не устанавливали в качестве закона» (Житие Нила Нового; X–XI века). «И великий в богословии Григорий и друг его Василий и златоустый Иоанн, очевидно, во многих сочинениях объяснили это [то, в каком смысле тело сотворено по образу Божьему]. Один сделал это в сочинениях, где он говорит о движущейся Единице, которая нашла предел в Троице. Второй там, где он непосредственно рассуждает о Господнем теле. Третий же там, где говорит, что материя — это не прибавление [то есть нечто лишнее], а часть воспринятого [Господом]» (Михаил Пселл. Theologica I; XI век). «Эту веру [в исхождение Духа только от Отца] предпочитали наши великие защитники православия Афанасий, Василий, три Григория и Иоанн златоустый…» ( Никита Стифат . Против латинян об исхождении Святого Духа; XI век). «Остерегайтесь лжепророков, — говорят они [богомилы]. А лжепророками они — о безумие! — называют великого в догматах Василия, звезду богословия Григория и златоустого Иоанна, как самочинно сочиняющих догматы» ( Евфимий Зигабен . Догматическое всеоружие к царю Алексию Комнину; конец XI — начало XII века). В этих цитатах прежде всего нужно обратить внимание на формальную сторону — на то, в каком контексте, в окружении ли иных имен упоминаются Три Святителя. На мой взгляд, довольно очевидно, что примерно до IX века святители Василий, Григорий и Иоанн, хотя и упоминаются вместе и даже именно в таком порядке (что тоже неслучайно), их имена обрамляются именами других святых, ряд из которых встречаются редко, а некоторые — например, святитель Афанасий Александрийский — почти всегда. С X же века или даже чуть раньше (см. «Житие святого Георгия») имена Трех Святителей все чаще используются совершенно изолированно или почти изолированно (как в случае «Жития Нила Нового» и Никиты Стифата). Совсем не очевидный случай — трактат «О фемах», приписываемый (скорее он создан в рамках энциклопедического проекта, запущенного при дворе императора) Константину Багрянородному. В нем имена Трех Святителей, как кажется, соединены почти произвольно, но в том-то и дело: ничто не заставляло составителя параграфа о каппадокийских святых после упоминания Иоанна Златоуста и Василия Великого присовокупить рассказ о мощах Григория Богослова.

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

Приведем список древних аскетических авторов, которых преподобный Нил называет по имени и которых обильно цитирует: Василий Великий , Макарий Египетский (IV век), Иоанн Кассиан , Нил Синайский (V век), Дорофей, Варсонофий (VI век), Иоанн Лествичник , Максим Исповедник , Исаак Сирин (VII век), Симеон Стифат, Филофей Синайский (XI век), Петр Дамаскин (XII век), Григорий Синайский (XIV век). К этому списку из 14 авторов нужно добавить еще многие древние патерики, а также, возможно, и другие источники, теперь неизвестные, но могущие обнаружиться при дальнейших исследованиях. У Кассиана преподобный Нил мог научиться чувству меры, у своего синайского тезки – духу свободы, у Максима и Исаака – мистической традиции древних отцов, у Симеона и Григория – технике византийских исихастов и поэзии божественной любви. Напомним, что Древняя (Киевская) Русь знала только двух из этих 14 аскетических учителей: святого Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника . Все остальные представлены новыми переводами, принесенными из южнославянских стран на гребне великого мистического и литературного ренессанса XIV века. Примыкая к традиции северного русского пустынножительства, преподобный Нил не был, однако, сторонником абсолютного отшельничества. Он считается основателем на Руси «скитской» жизни, средней между киновией и анахоретством. При всей созерцательности своего духовного склада, преподобный Нил предпочитал «средний путь: еже со единым или множае со двема братома жити», как советует и Лествичник. Хозяйство не связывает небольшой общины, соединенной церковной молитвой. Близость братьев дает возможность отношений, построенных на чистой любви: «брат братом помогает». Впрочем, служение преподобного Нила братии не имеет характера ни управления, ни учительства. Преподобный Нил не хочет быть игуменом или даже старцем. Свое «Предание ученикам» он адресует «братии моей присным, яже суть моего нрава: тако бо аз именую вас, а не ученики. Един бо нам есть Учитель…» В противоположность большинству духовных авторитетов преподобный Нил невысоко ставит человеческое руководство на путях духовной жизни, хотя и советует пользоваться «беседами разумных и духовных мужей». Однако признает, что ныне иноки «до зела оскудели» и трудно найти «наставника непрелестна». Это недоверие к монашескому послушанию сообщает учению преподобного Нила характер духовной свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

2. Константинополь, Вифиния. (Юг Италии.) 3. Жития: преподобного Михаила Малеина, преподобного Андрея Юродивого, преподобного Василия Нового, святого Евфимия, патриарха Константинопольского. Творения: блаженного Симеона Метафраста, патриарха Николая Мистика, Петра Аргосского; житие и творения святого Климента Величского. 2–е поколение 1. Преподобный Афанасий Афонский, преподобный Симеон Благоговейный, преподобный Лука Элладский, преподобный Фантин Калабрийский (Фессалоникий–ский), преподобный Павел Латрский. 2. Афон, Константинополь, юг Италии (особенно Калабрия), Эллада. 3. Житие преподобного Афанасия Афонского, его Устав и другие творения. Поучения преподобного Симеона Благоговейного (о нем см. в «Словах» преподобного Симеона Нового Богослова). Жития преподобного Луки Элладского, преподобного Фантина и других южноиталийских подвижников. В житии преподобного Нила Россанского о преподобном Павле Латрском. 3–е поколение 1. Преподобный Нил Россанский, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Афанасий Афонский, преподобный Никон Метансит, равноапостольная Ольга. 2. Афон, юг Италии, Эллада, Константинополь, Русь. 3. Житие преподобного Нила Россанского, Завещание преподобного Афанасия Афонского и творения преподобного Никона Метанеита; ранние «Слова» преподобного Симеона Нового Богослова и его житие. Пролог.   XI век 1–е поколение 1. Преподобный Симеон Новый Богослов, преподобные Иоанн и Евфимий Афонские, преподобный Симеон (инок Синайский), преподобный Лазарь Галисийский, равноапостольный Владимир, преподобный Антоний Печерский. 2. Константинополь, Афон, Синай, Палестина, Малая Азия, юг Италии, Русь. 3. Житие Симеона Нового Богослова и его творения. Жития преподобных Лазаря Галисийского и Симеона, инока Синайского; житие Иоанна и Евфимия, Афонский Патерик. «Повесть временных лет» (о равноапостольном князе Владимире). 2–е поколение 1. Преподобный Никита Стифат, блаженный Иоанн Евхаитский, преподобный Лазарь Галисийский, препо–добные Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Варфоломей Криптоферратский, преподобный Ефрем Переяславский, Георгий Иверский; связь преподобного Феодосия Печерского со Студитским монастырем времени Никиты Стифата. 2. Константинополь, Афон, Киев, Антиохия. 3. Жития указанных святых; творения преподобного Никиты Стифата; Печерский Патерик, «Повесть временных лет». 3–е поколение 1. Преподобный Мелетий Миупольский, блаженный Иоанн Евхаитский, преподобный Никон Черногорец (около Антиохии), первые ученики преподобных Антония и Феодосия Печерских, блаженный Феофилакт Болгарский, Филипп Пустынник. 2. Константинополь, Антиохия, Киев, Русь. 3. Житие преподобного Мелетия Миупольского; творения блаженного Иоанна Евхаитского, Феофилакта Болгарского, Филиппа Пустынника, «Диоптра», творения Никона Черногорца; Печерский Патерик.   XII век 1–е поколение 1. Печерские подвижники (преподобный Никола Святоша и др.), блаженный Феофилакт Болгарский, Владимир Мономах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

    3 поколение: 1. Преподобный Нил Россанский, Преподобный Симеон Новый Богослов, Преподобный Афанасий Афонский, Преподобный Никон Метансит, Равноапостольная Ольга. 2. Афон, Юг Италии, Эллада, Константинополь, Русь. 3. Житие Преподобного Нила Россанского, Завещание Преподобного Афанасия Афонского и Творения Преподобного Никона Метансита; ранние «Слова» Преподобного Симеона Нового Богослова и его Житие. Пролог. XI ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Симеон Новый Богослов, Преподобные Иоанн и Евфиний Афонские, Преподобный Симеон (инок Синайский), Преподобный Лазарь Галисийский. Равноапостольный Владимир, Преподобный Антоний Печерский. 2. Константинополь, Афон, Синай, Палестина, Малая Азия, Юг Италии, Русь.     3. Житие Симеона Нового Богослова и его творения. Житие Преподобных Лазаря Галисийского и Симеона, инока Синайского; Житие Иоанна и Евфимия, Афонский Патерик, Повесть временных лет (о Равноапостольном князе Владимире).     2 поколение: 1. Преподобный Никита Стифат, Блаженный Иоанн Евхаитский, Преподобный Лазарь Галисийский, Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Преподобный Варфоломей Криптоферратский, Преподобный Ефрем Переяславский, Георгий Иверский, связь Преподобного Феодосия Печерского со Студитским монастырем времени Никиты Стифата. 2. Константинополь, Афон, Киев, Антиохия. 3. Жития указанных Святых. Творения Преподобного Никиты Стифата; Печерский Патерик, Повесть временных лет.     3 поколение: 1. Преподобный Мелетий Миупольский, Блаженный Иоанн Евхаитский, Преподобный Никон Черногорец (около Антиохии), первые ученики Преподобных Антония и Феодосия Печерских, Блаженный Феофилакт Болгарский, Филипп Пустынник. 2. Константинополь, Антиохия, Киев, Русь. 3. Житие Преподобного Мелетия Миупольского; Творения Блаженного Иоанна Евхаитского, Феофилакта Болгарского, Филиппа Пустынника, «Диоптра», Творения Никона Черногорца, Печерский Патерик. XII ВЕК     1 поколение: 1. Печерские Подвижники (Преподобный Никола Святоша и др.), Блаженный Феофилакт Болгарский, Владимир Мономах. 2. Киев, Русь, Константинополь, Славянские земли. 3. Печерский Патерик и Повесть временных лет. Творения Блаженного Феофилакта Болгарского, Житие Преподобного Мелетия Миупольского, Поучение Владимира Мономаха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Другой раз прп. Иоанн Лествичник говорит о трёх видах монашеского жития: отшельничество; уединение с одним и, много, с двумя братьями; общежитие. Сам Лествичник рекомендует преимущественно средний путь: «Путём царским иди. Средний из этих образов жизни многим приличен – ибо тот же Екклесиаст говорит: горе единому , ибо если он падает в уныние, или в сонливость, или в леность, или в отчаяние, то нет человека воздвигнути его. А идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есть посреде их, сказал Господь ( Мф. 18:20 )» [там же]. Великий отец монашества IX века прп. Феодор Студит рассуждает о том, что гонения – это величайший дар, который даёт нам Бог. При этом прп. Феодор даёт совет: «Гонимому, во-первых, не следует иметь жизнь уединённую, но жить вместе с другими братьями» Наставления монахам, 289, пп. 1–2]. И это потому, что «особняком живущие наследием имеют горе: ибо премудрый говорит: горе единому! Потому что егда падет, не будет втораго воздвигнути его » [там же]. Прп. Феодор порицает «нежелание жить с другими братиями, навык вести себя особым образом и по своей воле» [там же]. Как хорошо сказано! – ведь в либеральный век только и поощряется вести себя особым образом и по своей воле. Главная беда для либерала – повести себя традиционно, а не особым образом; хуже же всего – кого-то послушаться и не поступить по своей воле. С сокрушением говорит прп. Феодор Студит о некоем Мемноне, который «звероуловлен был диаволом… От чего же пал поименованный брат наш? – не от чего другого, как от того, что отособлялся от всех! – ибо не ложно слово истины, изрекающее горе таковому, потому что егда падёт он, то не будет втораго воздвигнути его » Наставления монахам, 391, п. 3]. Далее преподобный строго наставляет: «Никто не оставайся один с собою, никто не люби прохаживаться один, никто не блуждай туда-сюда без дела, никто не будь один на один с женщинами» [там же]. Такова основа монашеской духовной жизни. Наставление Феодора Студита повторяет в XI веке монах Студийской обители прп. Никита Стифат : «Жизнь собором в одном месте безопаснее уединения… Об опасности же жизни уединённой говорит Соломон: горе единому , потому что егда падёт, не будет втораго воздвигнуть его » Первая деятельных глав сотница, 77].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Библиография работ о персоне: Преподобный  Никита Стифат. Жизнь преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 1. (Репринт 1917 г.). Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова/Пер.Л. А. Фрейберг под ред. игумена Илариона (Алфеева)//Преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Сост. и общая редакция игумена Илариона (Алфеева). – Клин: Христианская жизнь, 1999. Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка/Пер. Л.А.Фрейберг//  Церковь и время. – М., 1999. – 2 (9); 2000. – 1(10). Преподобный Никита Стифат. На книгу божественных гимнов преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 3. (Репринт 1917 г.). Никита Стифат. О гимнах преподобного Симеона Нового Богослова//  Церковь и время. – М., 2000. – 1.   Beyer H.V. Попытка научного подхода к анализу исихазма на примере (Пс.) Симеона Нового Богослова//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).     Аверинцев С.С. Симеон Новый Богослов//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.   Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. С.273–275.   Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв..//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.45–48.   Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.     Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.277–282.   Алексидзе А.Д. " Свет тихий, мягкий. " : Попытка художественно–психологического анализа поэзии Симеона Нового Богослова//Византийские очерки: Труды советских ученых к XVIII Международному конгрессу византинистов. – М.: Наука, 1991.

http://bogoslov.ru/person/3089571

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010