Митрополит представил письмо Куракина с высочайшим повелением на рассмотрение св. синода и св. синод постановил детей духовенства, обратившегося к православию из унии, не подвергать разбору, а с древлеправославным духовенством поступать по точной силе указов и в новоприсоединённых областях 2534 . К счастью, в Брацлавской епархии, например, «у священноцерковнослужителей, не бывших в унии, коих здесь весьма малое количество, детей выше 15 лет, писанных таковыми в ревизских сказках и в настоящее время в 15-летний и 16-летний возраст пришедших, не оказалось, а равно праздных церковников и церковнослужителей, которые хотя и при местах находятся, но состояние свое явно опорочили, и находящихся в бегах, также семинаристов поведения непорядочнаго, или за непонятием из семинарии исключенных и к местам не определенных не имелось» 2535 . Вероятно, то же самое оказалось и в прочих епархиях возвращенного от Польши края 2536 . По крайней мере, в общих ведомостях детей духовенства Минской епархии, в графе: «Сколько отослано по разбору в военную службу», везде значится: «От разбору уволены» 2537 . А в окончательной ведомости результатов разбора находится такая dejureoшuбoчhaя, но отвечающая действительности отметка: «В епархиях Минской, Подольской и Волынской – Житомирской, по именному высочайшему указу, объявленному 1797 года 21 июля бывшим господином генерал-прокурором и кавалером князем Куракиным в письме к синодальному члену преосвященному Гавриилу, митрополиту Новгородскому, повелено разбор сей оставить» 2538 . VIII Первые два года при преосвященном Иове курс учения в семинарии ограничивался лишь тремя классами грамматики и классом пиитики 2539 . Причины такого ограничения указывал сам преосвященный Иов; – это «малость учеников» и «недавнее заведение классов» 2540 . Последним заявлением преосвященный, очевидно, указывал на то, что при нём прежний, домашний порядок семинарского обучения заменён установленным, причём, само собой разумеется, дело приходилось начинать сначала. С осени 1797 года, «за неимением в минской епархии школ для российскаго языка», заведён в семинарии особый класс, в котором «приготовляющиеся с латинским классам обучаются по-российски читать и писать» 2541 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Милостыни им «отнюдь не подавать», а отсылать в богадельни предположенное подаяние. Кто будет замечен в том, что подал милостыню, того приводить в монастырский приказ и в первый раз брать штрафу пять рублей, во второй десять. Для наблюдения за исполнением указа определить из монастырского приказа «нарочных поимщиков», «из каких чинов пристойно» 333 . Указом 20 июня 1718 года Сенат объявлял: хотя относительно нищих многими указами подтверждено, чтобы престарелых и увечных отсылать в богадельни, а прочих, не состоящих в богадельнях, брать, наказывать и отсылать в прежние места их жительства, а молодых в работу, тем не менее государю стало известно, что число нищих опять умножилось. Посему опять подтверждается забирать таких нищих, которые не состоят в богадельнях, под караул, «бить нещадно батожьем», если будут пойманы в первый раз, и отсылать к их владельцам с распискою и приказом кормить их и смотреть накрепко, чтобы они, бродя по улицам и по рядам, милостыни не просили; если такие нищие окажутся из дворцовых крестьян, то старосты дворцовых сел должны собирать на хлеб им и на одежду с обывателей тех сел и деревень. «А за то прокормление, кроме престарелых и увечных, заставили бы их, что потребно, себе работать, дабы они не даром хлеб ели». Если же эти нищенствующие, способные к работе, попадутся во второй или третий раз, то бить их на площади кнутом и отсылать в каторжную работу, а женщин в шпингауз, детей бить батогами и отсылать на суконный двор «и к прочим мануфактурам». С помещиков же, хозяев, властей, старост и приказчиков брать штрафу «за неусмотрение» за каждого человека по пяти рублей 334 . В 1714 году, указом 5 июня, велено собирать на содержание лазаретов и для пропитания и лечения больных и раненых солдат венечные памяти вдвое 335 . От этого сбора освобождена была Новгородская епархия, потому что в ней митрополит Иов по собственному почину с начала Шведской войны устроил «многие шпитали» сверх учрежденных в епархии больниц, странноприимниц, нищепитательниц, воспитательного дома для подкидышей и кормления заключенных в тюрьмах 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Преосвященный и сам, сколько мог, рукополагал священников, как на Украине, так и вернувшись в пределы Минской губернии 1459 . Однако, для района Минской губернии, где воссоединение униатских священников было только редким случаем, своими духовными силами ограничиться было нельзя и очень скоро пришлось обратиться к вызову иноепархиальных священников. При всём том, шестидесяти священников, вызванных из Смоленской епархии 1460 , оказалось вполне достаточно, и другие епархии, как Белоградская 1461 ,Могилёвская 1462 , и Новгородсеверская 1463 , ограничились в исполнении строгого синодального указа только тем 1464 , что долгое время имели у себя назначенное св. синодом число священников всегда готовых к отправке 1465 . С первой зимней дорогой (около половины ноября) смоленские священники прибыли в одном состав в Минскую епархию 1466 и, распределённые преосвященным Виктором, заняли все вакантные приходы 1467 . Когда в январе 1796 года из Смоленской же епархии обратились к преосвященному Виктору три дьякона с просьбой принять их в Минскую епархию, преосвященный отказал им за неимением свободных мест 1468 . Мало того, от благочинных стали поступать в консисторию заявления, что некуда девать вызванных священников 1469 и консистория, не решаясь возвращать священников обратно в Смоленскую епархию, оставляла их «впредь» 1470 . Вместе с избытком иноепархиальных священников всплыл на разрешение один недоуменный вопрос относительно присоединившихся из унии священников. Между присоединившимися священниками были «такие, из коих одни сочетались браком с бывшими во вдовстве священническимии светской статьи женами, другие, сами быв во вдовстве, потом оженившись, получили от униатских своих бискупов священство, с определением на приходы и с позволением вся священническая действовать» 1471 . Предвидя возможность воссоединения с православием таких именно священников, – которые, по правилам православной церкви, не могли быть допускаемы к священнодействию, – преосвященный Виктор, чтобы не сделать «какого-либо в успехе дела помешательства», в инструкции благочинным дозволил оставлять таких священников на их приходах «только в случае самаго крайнейшаго в правильном благочестивом священстве недостатка и буде народ без всякаго о их священстве соблазна согласится» 1472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Но многие и устояли на поле битвы, до последних дней непоколебимо и высоко держа дорогое и славное знамя православия и русской народности.… Какую поразительную картину жизни, полной неустанной энергии, рисует нам биография почти каждого из этих вечной памяти достойных борцов! «Уроженец я», – пишет один из этих борцов: «из Польши, фамилии шляхетской, от роду мне пятьдесят лет, грамоте российской и латинской обучался в польских семинариях и киевской академии, во священника рукоположен 1766 года в местечко к Польше пограничное Звиногродку, где 1768 года от конфедератов и татар приведён был в столь чувствительное разорение и страх, что едва мог спастися бегством в Переяславль к покойному преосвященному Гервасию, который войдя в тогдашнее моё состояние, снабдил в малой России приходом, а преосвященный покойный Иов, узнав о претерпенном мною страдании, в награду того, 1772 года во второй день февраля произвёл протопопом польской Украины в местечко Вейницу и Немеров, где находясь, от униатов, яко ненавистников парвославной церкви, зе непоколебимую к вере привязанность, гораздо вящшее первого претерпел угнетение, поругание, и, наконец, будучи лишён всего имения, паки просил его преосвященство об увольнении от помянутого места, который, не уволивши, но, по выбору всех тогда бывших в Польше православных церквей протопопов, повелел мне, купно с краснянским (что ныне херсонский) протопопом Богдановичем, следовать в Варшаву, ради испрошения от двора польского справедливого удовольствия и церквам православным защищения, тоже и о возврате церквей в польской Украине, униатами отнятых, куда я двукратно и ездил; – – – за вторичным моим из Варшавы возвратом, нашёл я дом мой до основания разорённым и, не имея для прожития места, прибыл в Переяславль, просил о том преосвященного Илариона, епископа Переяславского, что ныне Новгородсеверской, который – – – , ради приискания места, снабдил меня билетом; я, не сыскавши в той епархии места и проживши долгое время по разным местам, напоследок просил высокопреосвященного митрополита Киевского об определении в полевые полки, дабы тем заслужить себе при старости лет спокойное место; в следствие чего, 1781 года от 6 мая определён белевский пехотный полк, с которым был в походах в Польше, малой России, Херсоне, а ныне в Таврической области; – – – через понесённые мною труды и многопретерпённые в прожитии лета изнурения, умножающиеся со дня на день в силах слабость, к тому ж приближающаяся старость – не позволяют мне более быть при полевой службе, а паче в рассуждении всегдашнего с места на место перехода… 324 »

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Румянцев пригласил поляков затем на парадный обед – с тостами и пушечной пальбой – в честь императрицы. Десять дней ещё, по приглашению Румянцева, желавшего взять у поляков «несколько лекций» их языка, они прожили у него, «как в раю». Прощаясь, Румянцев обнял обоих поляков и сказал: «Люблю поляков! но не делайте больше ваших штук, ибо уже не буду вам более помогать» 1286 . Впоследствии Варфоломей Гижицкий был Волынским губернатором 1287 . XV После всего сказанного, не удивительно, если дело воссоединения не шло с таким успехом, который бы соответствовал народным стремлениям. «Не безизвестно», – писал Берхман в мае 1794 года Румянцеву: «что знатная часть народа лишена всех средств к изъявлению своих настоящих расположений; они (крестьяне) до-крайности теснимы помещиками своими, не терпят их душевно, и ждут только той счастливой минуты, в которую они могут, оставя униатский обряд, насильно имипринятый, обратиться в веру православную грековосточную, искони праотцами их исповедуемую. Из староств многие громады письменно объявили желание, помещичьи же не смеют тому последовать» 1288 . «Все люди», – говорили преосвященному Виктору приезжавшие с Украины лица: «желают и даже рвутся быть благочестивыми, только-де боятся чинимых от властей их гроз и устрашений, от коих не видно подобающаго в сем защищения» 1289 . «Замешательства, препятствия и противодействия отнимали быстроту у дела воссоединения, но самого дела они остановить не могли. Откровенные и правдивые донесения отправленного на Украину архимандрита Варлаама не оставляли сомнения относительно того, что в самом деле воссоединения произошли «замешательства», которые необходимо было устранить как можно скорее. К этому времени здоровье преосвященного Виктора оправилось настолько, что он мог по крайней мере, работать дома. Благочинным посылались инструкции, разъяснения, указы, подтверждения точно соблюдать установленные правила в деле воссоединения 1290 . Шли новые требования в Киев, в Чернигов, в Новгородсеверск, о скорейшей выселке большого числа священников из этих епархий 1291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1896 году церковно-приходская школа нашла возможным явиться в блестящем наряде на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и привлекла к себе всеобщие симпатии 199 . С 1896 года Κ. П. Победоносцевым исходатайствован был отпуск из казны на церковные школы 3.279.000 рублей, по расчету, что государство принимает на себя половину содержания каждой церковно-приходской школы и школы грамоты в земских губерниях, первой в сумме 125 рублей и второй в сумме 50 рублей (около 1.200.000 рублей), и полное содержание «второклассных церковно-приходских школ, для подготовки учителей в школы грамоты, с учительским и сельскохозяйственными курсами (1.600.000 рублей). Святейший синод, утешенный таким успехом церковной школы, чрез особую депутацию от училищного совета благословил иконою министра финансов Витте, согласившегося на отпуск этой неслыханной суммы на церковные школы, а также и тогдашнего государственного контролера Тертия Ивановича Филиппова, явившегося за благословением в синод лично. Прошел только год и церковные школы получили еще 1.500.000 рублей ежегодной прибавки, в 1900 году – еще 1.859.605 руб., 24 мая 1899 года разрешена еще прибавка в 3 1/2 миллиона, и только по случаю китайских событий этот отпуск задержан вместе со всеми вообще новыми кредитами по всем ведомствам, кроме военного. Одновременно изыскивались разные меры к увеличению местных средств. Тут пускались в обращение всевозможные способы, члены причта принудительно обязаны были нести на школьное дело даровой личный труд. А кто не мог, или не умеет, платил штраф. Так, установлен был особый вычет с бедных диаконов, не имевших возможности заниматься обучением в церковно-приходских школах. Установлена была по церквам кружка для сбора пожертвований в пользу церковно- приходских школ и установлено в их пользу отчисление известного процента церковных доходов. Всех местных средств на содержание церковных школ собирается свыше 5.000.000 рублей. К концу столетия в ведомстве училищного совета при синоде состояло школ грамоты около 22.000 с числом учащихся до 600.000, и школ церковно-приходских около 19.000 с числом учащихся до 900.000.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

10 сент. 250 С. 1 : Еврейское дитя: (Рассказ офицера): (Продолж.)/Е. Некрасова. ((Ф)); С. 2 : Москва, 9 сентября: (О богосл. соч. А. С. Хомякова и диссертации Ю. Ф. Самарина « Стефан Яворский и Феофан Прокопович »)/(Г.-П.); С. 3 : Из Петербурга. 9 сент.: Д. М. Перевощиков. Отсрочка преобразования Медико-хирургической академии. Слух о газете г. (В. Ф.) Корша («Печать»); Из с. Ильинского, Корчевского у., Тверской губ. 5 сент.: Итог урожаев. Упадок башмачного производства. Мечты кулаков. Освящение школьного дома. Болезнь на скоте. Дожди/Я. Кв. (ВИ); Болгария: Годичный бюджет. Образование народного ополчения и несходство мнений князя с кабинетом. Схватки на границах. (ИИ); С. 4 : Из письма Н. М. Пржевальского: (С републ. отр. из «Туркест. губерн. вед.»). Новое издание Библии и Евангелия (в Лондоне). Литовское литературное общество. (РИ). 11 сент. 251 С. 1 : Еврейское дитя: (Рассказ офицера): (Продолж.)/Е. Некрасова. ((Ф)); С. 2 : Москва, 10 сентября: (Еще о богосл. соч. А. С. Хомякова и диссертации Ю. Ф. Самарина , которые правильнее называть «философскими»)/(Г.-П.); (Некролог М. В. Дьяконову, известному за подписью «Сирота»)/+ (Ф. А. Гиляров); Вести из православной миссии в Японии/И. A. (Анатолий (Тихай), иером.); С. 3 : Из Петербурга. 8 сент.: 500-летний юбилей Куликовской битвы. Как отнесся официальный Петербург к этому великому и знаменательному дню; Из Саратова. 8 сент.: Придет сухота – растворяй ворота. (ВИ). 12 сент. 252 С. 12 : Еврейское дитя: (Рассказ офицера): (Оконч.)/Е. Некрасова. ((Ф)); С. 2 : Москва, 11 сентября: (Об открытии в Киеве памятника Богдану Хмельницкому; с публ. его речи на Переяславской раде о воссоединении Малороссии (1654))/+ (Ф. А. Гиляров); С. 3 : Петербург: (Заседание Славянского комитета (в честь 500-летия Куликовской битвы)); Из Череповца, Новгородской губ. 7 сент.: Благотворительное общество. Дороговизна. Больница/П.; Из Тихвина. 6 сент.: Два самоубийства и женоубийство/(А. П. Шамшев); Из Симбирска. 5 сент.: Освящение моста и открытие исправительной колонии. Два слова о почтовых порядках на пароходах Самолетского общества. Погода. Урожай. (ВИ); С. 4 : Война против евреев в Германии. Священные останки Магомета. (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

3966 Арх Новгород. Консист. 202, 125, 1749 г. Любопытна цифра доходов на долю диакона. Из Новгородской губернской канцелярии хлебного и денежного жалования приходилось по 10 руб. и больше и меньше в год. 3967 Послание это напечатано в Братском Слове. 1890 г., т. I. 415–432. 487–506; 559–586; 643–668, 723–740. 3973 Труды Киевск. Дух. Акад. 1867 г., т. 1, 78–79. В свое время это сочинение было представлено автором Св. Синоду. Но Св. Синод не обратил на него внимания и не издал книги. Я полагаю, говорит Е. Барсов , что это случилось не иначе, как по проискам Выговцам. Для них крайне опасна была эта книга и вот они постарались помешать ее изданию Но это едва ли вероятно. ведь не издал же Св. Синод «Беседословия» и «Реэстра», которые тоже могли быть убийственными для раскола. Просто она была положена в «архиву Синодскую» и там осталась. Я даже сомневаюсь, была ли она даже представлена в Св. Синод. Алексей Родионов в письме к Сыромятникову о ней не упоминает. «Синопсис» с весьма ничтожными изменениями вошел в состав «Обличения». Сочн. Алек. Родионова, вып. I, 10. 3975 Не был ли он также с просьбою о помощи у Наследника Петра Федоровича и Екатерины II. По свидетельству П. Любопытного он же получал от них знатные отличия. (Чтения в обществе истории и древн. 1863 г., кн. I. отд. II. 157. Ливанов т. IV, 59). 3990 Преосвященный Стефан скончался 16 сентября 1753 года. (Архив Новг. консистории. 1753 г., 282. Здравомыслов, иерархи Новгородск. епар. стр. 831. 3997 Здравов, Иерархи Новгородской епархии. Стр. 89. В архиве Новгородской Консистории от 1766 года есть «дело» под 11: о сношениях с Сенатом по поводу раскольников. 4016 G. Colza e P. Perez. Esposizione ragionata della filosofia di A. Rosmini. Intra 1878–1879. 2 vol. Здесь же можно упомянуть ряд других менее крупных изложений-пересказов философии Розмини: С. Calzi L’antropologia sopranaturale di A. Rosmini. II Cristianesimo e la scienza moderna. Firenze 1885. G. Benzoni Изложение Диалектики Розмини Filosofia delle scuole italiane v. XXX p.p. 171–215. Tagliaferri. Изложение теософии Розмини Saggi di critia v. II, p.p. 377–442. С большей широтой и независимостью изложение ведется у: Buroni Dell’essere е del conoscere. Torino 1877–1878. В. De Sarlo Le basi della psicologia e della biologia secondo il Rosmini considerate in repporto di risultati della scienza moderna. Roma 1893; его же La Logica di A. Resmini e i problemi della logica moderna. Roma 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Шестой Московский Пасхальный фестиваль откроется завтра в Большом зале Московской консерватории 7 апреля 2007 г. 20:27 VI Московский Пасхальный фестиваль, который будет длиться целый месяц, объединит в себе более 120 концертов в 22 российских городах. Впервые артисты Фестиваля выступят в Ульяновске, Самаре, Тольятти, Владикавказе, Нальчике, Ессентуках, Кисловодске, Смоленске, Вязьме, Можайске, Калуге, Туле, Подольске. Вновь концерты Фестиваля пройдут в городах, где в предыдущие годы им был оказан самый горячий прием — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Вологде, Ярославле, Александрове, Ростове Великом, Твери, Серпухове, Муроме. В числе участников фестиваля — выдающиеся солисты Леонидас Кавакос (скрипка, Греция) и Алексей Володин (фортепиано), а также целый ряд замечательных хоровых коллективов, в числе которых хор Мариинского театра (Санкт-Петербург), ансамбль«Мдзлевари» (Грузия), хор «Новые сибирские певцы» (Новосибирск), хор московского театра «Геликон-Опера», хор «Киев» (Украина), «Кир Стефан Србин» (Сербия), хор «Алания» (Владикавказ), Ереванский камерный хор (Армения), Камерный хор Московской консерватории, хор Академии хорового искусства Виктора Попова. В рамках «Звонильной недели» в Москве выступят мастера колокольного звона из Ярославля, Санкт-Петербурга, Ростова Великого, Великого Новгорода, Омска, Тюмени, Петрозаводска, Вологды. Центральной фигурой в симфонической и региональной программе Фестиваля, представленной симфоническим оркестром, хором и солистами Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, станет Игорь Стравинский, 125-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир. Сочинения выдающегося русского композитора, как хорошо известные (триада русских балетов — «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и опера-оратория «Царь Эдип»), так и редко исполняемые (Симфония in C, «Свадебка», Симфония в трех движениях, кантата «Звездоликий»), являются центром обширной ретроспективы музыки первой половины ХХ века — одного из самых ярких и многообразных периодов в истории музыкальной культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/225877.htm...

3) Ветковцы принимали приходивших к ним православных то перекрещиванием, то хождением вокруг купели и миропомазанием. 4) Диакон Александр в 1706 г. отделился от ветковцев на Керженце тем, что отвергал нужду миропомазания над переходившими в раскол и говорил: «как рукой ограждаем себя крестообразно, так и кадить следует крестообразно». Так составился толк диаконовщины, иначе кадильников. 5) Беглый священник Стефан, вместе с таким же попом, Козмой, первый поселенец Ветки, толковал, что хлеб пасхальный и богоявленская вода то же, что евхаристия, и потому нет нужды домогаться евхаристии. Последователи его назвались стефановщиной. В беспоповщине скоро появились свои толки: 1) Беглый дьячок Данила Викулин, с 1694 года основатель Выгорецкого поморского скита, кроме мысли об антихристе, общей беспоповцам, проповедовал: а) не вступать с православными в общение ни в пище, ни в питье; иначе это будет замирщение – осквернение; впрочем, можно свободно покупать пищу на торгу; б) на кресте Христовом не надобно делать надписи: I. Н. Ц. I., а должно писать: Царь славы Ис. Хр. Таким образом явился толк поморцев, даниловцев. 2) Другой беглый дьячок Феодосий в 1706 году отделился от Выгорецкого скита и составил в новгородской области толк феодосиян, которые, отличаясь самой исступлённой ненавистью к православию, толковали: а) титла написанного Пилатом I. Н. Ц. I, как титла евангельского, не следует отвергать; б) пищу покупаемую на торгах, должно очищать молитвами и поклонами; в) поклонение иконам не своего толка – осквернение; г) молитва за государей – нечистота; д) брачное сожитие – тоже. 3) Козма, безграмотный мужик, был благоразумен в том отношении, что запрещал перекрещивать, но отвергал брак и евхаристию и говорил, что нет святыни на земле, остается прибегать ко Спасу; пусть спасает, как знает. Отселе образовались козминщина, нетовщина, или спасово согласие. 4) Стефановцы, вслед за диаконом Стефаном учили гнушаться браком и быть в наружном девстве; если же родятся дети, бросать их в лесу на снедение зверям, как умилостивительную жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010