Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь. Манастир Милешева Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1218 и 1219. Адрес: Сербия, Златиборский округ, Милешево Координаты: 43.3721, 19.709154 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом, в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине. Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г. В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

http://sobory.ru/article/?object=48574

В последние годы своего правления Стефан Неманя стремился укрепить положение своего государства благодаря сотрудничеству с ослабевшей Византией. Верховная власть великого жупана была передана им не старшему сыну Вукану, получившему в удел Зету, а среднему сыну Стефану, зятю византийского императора Алексея III Ангела. Однако, по мере того как империя все более слабела, сербские правители стали уделять больше внимания контактам с Римом. Сохранился комплекс документов, относящихся к 1199 г., о близких контактах между папой Иннокентием III и правителем Зеты Вуканом Неманичем. Январем 1199 г. датировано письмо Иннокентия III правителю «Далмации и Диоклеи», в котором цитировались слова Вукана, что тот после Бога больше всех чтит мать Римскую Церковь и готов повиноваться во всем ее указаниям . В том же 1199 г. во владения Вукана были направлены папские легаты, которые созвали в Баре синод местного католического духовенства и провели ряд реформ. Они же привезли паллиум для нового архиепископа Бара Иоанна. Тексты решений синода в сентябре 1199 г. Вукан послал папе, благодаря за присылку легатов и уверяя в своей преданности . В этих переговорах с курией принял участие не только правитель Зеты с ее по преимуществу католическим населением. Так, упомянутое выше письмо Иннокентия III Вукану сопровождалось пометой, что такое же по содержанию письмо было отправлено великому жупану и его жене . Из сохранившегося ответа Стефана Неманича видно, что побывавшие в Приморье папские легаты посетили и его двор и передали ему какие-то предложения папы. Именно в этом письме Стефан говорил о своей покорности Римской Церкви по примеру отца . Какие цели преследовал, начиная эти переговоры, правитель Рашки и каких результатов сумел добиться, позволяет выяснить письмо Иннокентия III, отправленное в сентябре 1204 г. к его легату в Болгарии кардиналу Льву . В этом письме Иннокентий вспоминал, что некогда к нему обратился «благородный муж великий жупан Сербии» с просьбой направить к нему легата, который «обратил бы его к повиновению римской церкви» и возложил бы на него королевскую корону. Такая коронация означала бы окончательное утверждение суверенитета Сербского государства и обеспечила бы признанное всеми место среди государств христианского мира, чего не могла уже гарантировать окончательно ослабевшая Византийская империя. Ради достижения этой цели жупан, по-видимому, был готов принять католицизм и побудить к этому своих православных подданных. Не случайно такому шагу предшествовал разрыв его брака с византийской принцессой. Опека престола святого Петра позволила бы сербскому правителю успешно решать и спорные вопросы в отношениях с католическими соседями, в частности с воинственным баном Далмации Эндре, напавшим в 1198 г. на Захумье и Рашку .

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

Для сербской живописи 13 в. характерны романская тяжеловесность форм, а также стремление изображать фигуры в свободном и естественном движении. Предполагается, что самые ранние и древние фрески в соборном храме были написаны в 1220-х г.г. предположительно греческими мастерами из Солуни. Согласно общепринятым канонам византийской живописи, алтарная часть храма расписана фресками евхаристического (Причащение апостолов) содержания. Основной темой росписей главного помещения храма (наоса) являются великие праздники. Страдания Иисуса Христа изображены на фресках во внутреннем приделе, а сцены Страшного Суда находятся во внешнем приделе в западной части храма. Живописная роспись под куполом храма посвящена представителям рода человеческого, последователям Христа, святым апостолам, святым мученикам и святым монахам. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем, находится на южной стене храма. Прекрасный ангел, облаченный в белое одеяние, с широко расставленными крыльями сидит на большом камне. На его лице кротость и смирение. Сидя на пустом гробе Господнем, Белый Ангел как бы возвещает вечную истину о Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. Высочайшая художественность, красота и совершенство изображения Белого Ангела вселяет истинную надежду. «Белый ангел» является символом всего сербского Православия. Храм Вознесения Господня изначально строился как усыпальница короля Владислава. Поэтому значительная часть храмовой росписи посвящена правителям и святым из династии Неманичей. Прямо под изображением Белого Ангела находится композиция, изображающая короля Владислава с церковью в руках. На ней изображена Богородица, которая ведет короля Владислава с макетом церкви в руках к Христу. Спаситель сидит на роскошном троне с раскрытым евангелием и, благословляя Владислава правой рукой, прощает ему его грехи. Сам Владислав, как представитель королевского двора, одет в белую далматику (верхняя расшитая риза), украшенную золотыми кругами и лепестками цветов. Поскольку Владислав был вторым сыном короля Стефана Первовенчанного и не имел каких-либо претензий на престол, он изображен без царских регалий. Но, когда в 1234 г. он стал королем Сербии, то в соответствии с его новым статусом ему была дорисована царская корона. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. Фресковые росписи храма Вознесения Господня в монастыре Милешево представляют собой смесь разных направлений в византийской и сербской церковной живописи первой половины 13 в. Часть фресок обновлялась в 16, 17 и 18 вв.

http://sobory.ru/article/?object=48573

Его отец, великий жупан Сербии Стефан Неманя, по историческим сведениям, был необычайно богат, «имел семь башен серебра и дукатов», но при этом, будучи христианином и воином, вел чрезвычайно скромную жизнь. Имея такой пример перед глазами, Савва при строительстве Хиландаря «не только надзирал и давал указания, но трудился как чернорабочий» (11, 49). Воссоединение отца и сына на Афоне стало важнейшим событием для Святой Горы, ибо до того ни один великий правитель православного народа не приходил в удел Пресвятой Богородицы как монах к бедным монахам. Все свои богатые дарования и силы св. Савва посвятил устроению Сербской Церкви. Главной целью, которую он ставил перед собой, было утверждение Православия среди своего народа и распространение славянского просвещения. Святой Савва перевел на славянский язык Иерусалимский устав, Стихирарь, Ирмологий, Евергетидский Типикон, Кормчую (Номоканон), написал житие своего отца Стефана Немани, основал уникальный центр духовного подвижничества и молитвы в Карее и дал ему особый устав — «Карейский типик», отличающийся особой строгостью. В Сербии он открыл, помимо двух имевшихся, еще восемь новых епархий, епископами которых поставил свих учеников — подвижников Хиландаря. В жизнь сербского монашества он ввел афонские уставы, с которыми ознакомился во время своего пребывания на Святой Горе, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения. Время от времени он созывал в Жиче Поместные Соборы. На первом из них он выступил с речью, представлявшей собой исповедание им православной веры. Святитель Савва неутомимо боролся с ересью римо-католиков и богомилов. Хорошо организованная свт. Саввой Церковь стала колыбелью сербской духовной культуры, выразителем и охранителем интересов славянского народа. Святитель Савва принимал деятельное участие и в делах государственных. Здесь он стремится создать неразрывный союз между Сербской Церковью и Сербской державой во имя спасения Православия и сохранения сербов как нации. В 1221 году свт. Савва коронует своего брата св. Стефана. Происходило это в сложнейший исторический период: против Стефана объединились Энрике Венецианский и Андрош Венгерский, а папа уже прислал ему через своих легатов корону римо-католического короля. Положение осложнялось тем, что после развода со своей первой женой Евдокией Стефан из политических соображений женился на Анне, племяннице венецианского дожа Дандоло. Эта амбициозная женщина была католичкой и всячески стремилась к тому, чтобы сербы приняли католическую веру. Поэтому коронация имела большое государственное и церковное значение. Она укрепила династию Неманичей, показала великую общественную роль Сербского Архиепископата, подняла национальный и религиозный дух народа.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Великий правитель Сербии Стефан Неманя, сделав много добра для своей державы и сербского православия, впоследствии принял постриг с именем Симеон. Став афонским монахом, он и тогда продолжал заботиться о духовности своего народа. На смертном одре он оставил потомкам свое завещание. Обращаясь к своему сыну, святому Савве Сербскому, он говорил: Святой Симеон Мироточивый (Стефан Неманя) «Народ создает земля, дитя мое любимое. Народы, которые приходят в какую-либо землю, чтобы ее ограбить, поджечь и разрушить, не являются ее властелинами. Мы давно вошли в эти земли, чтобы их населить, возделать и завладеть ими. Дитя мое, мы уже здесь сотни лет, а еще в нас не стих кочевой инстинкт. Мы повсюду. Кипит и переливается этот народ и движется во все стороны, как молодое вино. Еще нас не держит земля, а и мы не знаем, как ее держать. Я боюсь иногда, дитя мое, что разольемся мы в другие, крепкие и устойчивые народы, разольемся, как вода с горы в чужие реки, и исчезнем, как будто нас никогда не было. Храните землю и любите. Любите в ней не только поля и горы, и реки и море ее, но и каждую пядь и горсть. Вы должны знать, дитя мое любимое, что в этой горсти, которая помещается в ладони – вся земля. Потому возьмите свою землю в ладони и не отпускайте ее никогда и ни за что из своих рук, ибо вы с этой горстью земли в руке – народ, а без этой горсти, с пустыми руками, суть только бродяги среди народов». Если задаться вопросом, чем созидается народ и его самосознание, ответы «только земля» или «только вера» одинаково будут страдать упрощением. Под словом «земля» можно и нужно понимать не только границы, в которых живет народ, но и связанные с этим местом историю, обычаи и язык народа. Под словом «вера» отнюдь не понимается только религия как связь с Богом, но и вера народа в свое предназначение, что не равно вере в свою исключительность. Бог, призвав Авраама, вручил Своему народу не просто землю, а именно Ханаан. И это касалось не только Авраама и его первых наследников. Потом Моисей, Аарон и Иисус Навин вели свой народ туда же. Упростить эту тему не позволяет как наличие данной Богом земли обетованной, так и Богом попущенное рассеяние народа Божия. Иметь Родину не то же самое, что ее не иметь. Как не то же самое иметь дом или быть бездомным. Христианская вера созидает в первую очередь не народ, а личность. Делает человека человеком.

http://pravmir.ru/velikoe-pereselenie-na...

Мама, расскажи мне историю. -Хорошо, Марк. Только настоящую историю. Не сказку, ладно? -Ну, тогда такую, чтобы про богатырей и про силу. … Чтобы я тоже сильным стал. -Хорошо, Маркуша. Наверное, в каждой стране есть свой богатырь, свой герой.   -Мама, расскажи мне историю. -Хорошо, Марк. Только настоящую историю. Не сказку, ладно? -Ну, тогда   такую, чтобы   про богатырей и про силу. … Чтобы я тоже сильным стал. -Хорошо, Маркуша. Наверное, в каждой стране есть свой богатырь, свой герой. И у нас в России, и в других странах. Но раз мы с тобой сейчас отдыхаем в Сербии, то расскажу я тебе о сербских богатырях. А богатырь этот, и по сей день, словно белый Ангел, оберегает эту страну. Это   – святитель Савва. И если бы иначе сложилась его судьба, то был бы он королём Ростиславом, но он избрал другой путь. -Расскажи… Давным –давно,   в Сербии жил храбрый и справедливый король – Стефан Неманя. Он прошёл много войн, и собрал   большое   и сильное государство: с одной стороны оно касалось Адриатического моря, с другой- уходило горами к самому солнцу. Его боялись, но и любили его подданные. Столицей   Сербии тогда был город Рас, а сербы тогда назывались расиане. — Как   мы? -Нет. Мы – россияне. От слова Россия. А Сербы в древности жили в городе Рас. Вот от того-то и расияне. Сербы как   и мы– славяне, и не только характером с нами похожи, но и религией. В основном, это православные люди.   Очень во многом нам близок этот народ, и ты поймёшь сейчас почему. У Немани было три сына и несколько дочерей. Старший- Вукан, Средний- Стефан, а самый младший   — Ростислав. Родные просто называли его Растко. Это был особый ребёнок: тихий, скромный, любящий уединение. И его тоже все любили: и простой народ и придворная знать. Когда принц Растко повзрослел, и ему исполнилось пятнадцать лет,   захотел отец его женить. И опечалился Растко, но ничего не сказал отцу. Только ещё больше привязался к гостящим во дворце монахам, особенно   к одному русскому старцу с Афона. И вот однажды, когда отец назначил царскую охоту в честь ближайшей свадьбы сына, принц Растко неожиданно сказал, что тоже поедет охотиться. Это всех удивило   – раньше он никогда не выезжал на весёлые забавы.

http://pravmir.ru/velikij-duxom-o-prepod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010