1360) и в других храмах. На «Лозе Неманичей» в мон-ре Дечаны (1338/39-1348) представлены (реконструкция С. Мандича): в 1-м ряду - в центре Стефан Неманя, слева свт. Савва, справа Стефан Первовенчанный; во 2-м ряду - в центре Вукан, слева - его сын, Стефан († ок. 1252), справа - архиеп. Савва II; в 3-м ряду - в центре Стефан Радослав, справа Стефан Владислав, слева Владислав (сын кор. Драгутина); в 4-м ряду - справа Стефан Урош I, слева Стефан Драгутин, в центре Стефан Урош II Милутин; в 5-м ряду - справа Брича (или Брнча; дочь кор. Уроша I, жена некоего кн. Георгия), слева Урошиц (сын кор. Драгутина), в центре Царица (или Зорица (1283/84-?), дочь кор. Милутина, дважды была выдана замуж); в 6-м ряду дети Стефана Уроша III - слева Душан (или Душица (Душман), † во младенчестве, до 1318), в центре Феодора (?) (жена македон. деспота Деяна (Драгаша) Могучего) и справа Елена († после 1355, жена хорват. правителя Младена III Шубича); в 7-м ряду - справа Стефан III Урош, в центре Стефан Урош IV Душан, слева Стефан Урош V. Лит.: Petkovi V. R. «Loza Nemanjia» u starom ivopisu srpskom//Narodna starina. Zagreb, 1926. Т. 2. N 5. S. 97-100; С. Портрети српских владара у веку. 1934; Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965; Д. Срби у старом сликарству//О Cmyдuju. Београд, 1970. С. 141-268; С. Свети Срби. Kparyjebaц, 1989; Српска држава 1321-1371. Београд, 1992; И. М. Зидно сликарство српске властеле у доба Београд, 1994; С. Владарске uhcurhuje и државна симболика у Cpбuju од XIII до XV в. Београд, 1994; она же. Владарска uдeoлoruja Београд, 1997; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000; Р. Kpaj Српског царства. Београд, 2001; М. Владари српских Подгорица, 2001; М. и и српска државност. Београд, 2004; Маркуш J. Родослови српских дuhacmuja из Зете и Црне Горе. 2004; Пламенац J. Свети Београд, 2009; Ж. Света лоза Стефана Београд, 20092; osovi T. Serbian Royal and Imperial Dinasty Nemanji. Belgrade, 2009; М. Светородна лоза. Београд, 2015; Алексеев С. В. Памятники серб. историографии XIII-XVII вв. СПб., 2016-2017. 2 т. Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Святитель Стефан, епископ Пермский. Он просветил христианской верой Пермь. Родился он в городе Устюге, в 1340 г. от причетника. С детства помогал отцу при богослужении. Часто беседуя с зырянами, которые приезжали в Устюг для торговли, познакомился с их языческой религией и языком, и у него явилось желание просветить их Христовой верой. Поступив в монастырь, св. Стефан предался изучению писаний святых отцов, изобрел для зырян азбуку и перевел на их язык наиболее нужные священные и богослужебные книги. Когда же приготовил себя к миссионерским трудам, то испросил благословение у правившего Московской митрополией, епископа Герасима. Святитель посвятил Стефана в иеромонаха, дал ему все необходимое для строения церквей и совершения таинств, а великий князь Димитрий Донской снабдил его своими княжескими грамотами. Когда святой прибыл в Пермский край, то народ отнесся к нему враждебно, а языческие жрецы возненавидели его и начали вооружать против него зырян. Проповедника часто подвергали насмешкам, били и пытались даже сжечь. Но Бог подкреплял и хранил его, и многие зыряне начали принимать крещение. Стефан построил для новокрещенных первую церковь во имя Благовещения. Однажды Стефан сжег капище с идолами; зыряне с криком бросились на него, но он стал громко молиться об их обращении, и озлобление зырян исчезло. Тогда св. Стефан начал проповедь, и многие крестились. В другой раз окружили его хижину более 1000 язычников, но Господь ослепил их и затем исцелил по молитве святого. Тогда исцеленные сами побросали идолов в огонь, крестились и на месте капища поставили храм, а при храме св. Стефан завел училище. Замечательно состязание главного волхва зырян Памы со Стефаном. Пама предложил Стефану покончить спор о вере чудом. Он требовал, чтобы Стефан вместе с ним прошел через пылающий костер и потом опустился под лед реки Вычегды, в прорубь, в одном месте и вышел в другом. «Я не повелеваю стихиями, – сказал тогда смиренно Стефан, – но Бог христианский велик, – иду с тобой», и помолившись, взял Паму за руку, чтобы идти в огонь. Пама затрепетал, бросился к ногам святого и начал умолять оставить испытание. Народ был возмущен поступком Памы и бросился на него, чтобы убить. Но Стефан защитил Паму и только велел ему удалиться. Так трудился св. Стефан 7 лет и просветил всю Пермскую страну. В 1883 г. он был посвящен в епископа Пермского. Всего 30 лет трудился св. Стефан. Будучи епископом, он ссужал неимущих деньгами и хлебом, заводил училища и богадельни, устроил несколько обителей улучшил управление по духовным делам, завел порядок. Прибыв в Москву в 1396 г. он заболел и скончался. Св. мощи его покоятся под спудом в Московском Кремле в церкви Спаса на Бору. 27-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Когда посетитель стоит перед иконой святого Стефана, этого ангелоподобного первомученика, в правом приделе монастырского храма, на память приходит прекрасное похвальное слово иже во святых отца нашего Прокла, патриарха Константинопольского: «О удивительные чудеса дивного Царя! Вчера Он рожден, а сегодня венчает Его Стефан, мученик, чье имя знаменательно 329 : Стефан, одушевленный венец; Стефан, цветистый побег веры; Стефан, благоуханнейшая роза любви; Стефан, плодоноснейшая ветвь благодати; Стефан, лоза вечного винограда; Стефан, медоточивая гроздь бессмертия; Стефан, несокрушимая башня веры; Стефан, непобедимый воин благочестия. Трудился, трудился я, сплетая Стефану венец, и все еще не приступил к плетению». Когда Антоний взглянул на святую икону, то почувствовал, что святой Стефан, исполненный Духа и силы 330 , призывает его остаться здесь, чтобы стать другом Жениха и невестоводителем, уневестить свою добролюбивую душу горящей лампадой добродетелей. Итак, твердо решив остаться в этом монастыре, юноша позвал своего проводника и объявил, что не собирается идти дальше. «Я останусь здесь. Святой Стефан покорил меня», – сказал он ему. Тогда Антонию было двадцать два года. Три чудотворные иконы Безумствующие еретики свидетели Иеговы, так же как и еретики протестанты-евангелисты, потерявшие религиозную ориентацию, обвиняют нас, православных, в идолопоклонстве, поскольку, по их словам, мы служим иконам. Несправедливое и нечестивое обвинение. Мы, православные христиане, следуя святым отцам, воздаем чтительное поклонение святым и священным иконам Господа нашего, Пресвятой Богородицы и святых. Это чтительное поклонение, по словам святого Иоанна Дамаскина , «восходит к первообразу». Это значит, что, когда мы, поклоняясь, чтим священные иконы, честь эта воздается не дереву или краскам, то есть материалам, из которых сделана икона. Эта честь воздается изображенному на иконе лицу, являющемуся ее первообразом, и восходит к нему. Иеговисты, эти последователи ариан, и протестанты, замкнувшиеся в своем рационализме, не в состоянии понять того горячего чувства, которое православные испытывают перед священной византийской иконой. Им чуждо духовное переживание и богословие православной иконописи, поскольку они отчуждены от таинственной жизни Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Моисеем египтянина Стефан представляет как предзнаменование освобождения всего народа от рабства египтян, чего евреи не поняли по недостатку веры в Бога. Далее о бегстве Моисея в страну Мадиамскую и о явлении ему Бога через 40 лет в купине неопалимой Стефан рассказывает, следуя повествованию книги Исход. Как и Моисей, он называет явившегося в купине «Ангелом Иеговы», под которым древние всегда понимали «Великого Совета Ангела», Слово Божие, или Второе Лицо Пресвятой Троицы. Далее Стефан начинает сильными чертами изображать величие Моисея как избавителя, чудотворца, пророка, законодателя и посредника между Богом и еврейским народом, указывая при этом на непослушание, которое проявлял еврейский народ по отношению к Моисею и Богу. Факт, что один из дравшихся евреев грубо оттолкнул Моисея с укорительными словами: «Кто тебя поставил начальником и судией над нами?», Стефан обобщает, относя его к целому народу в том смысле, что слова одного были выражением неблагонадёжного и жестоковыйного направления духа целого народа. Сего, отвергнутого народом, Бог , однако, поставил не только начальником и судиею, но и избавителем. Стефан представляет здесь Моисея прообразом Мессии, Которого также отвергли евреи. Стефан приводит далее пророчество Моисея, в котором он указывает на имеющего прийти Мессию, прообразом Которого он является ( Втор. 18:15 ). Вспоминая Синайское законодательство, Стефан говорит, что Моисей получил заповеди Божии чрез Ангела, говорившего с ним. В книге Исход изречение закона Моисею приписывается Самому Иегове, но Флавий приписывает это Ангелу, что согласно и со словами св. апостола Павла в Гал. 3:19 и в Евр. 2:2 . Может быть, здесь имеется в виду опять «Ангел Иеговы», то есть Второе Лицо Пресвятой Троицы. Ложные свидетели утверждали, что Стефан не перестаёт говорить хульные слова на закон, – Стефан же здесь восхваляет закон, называя его «живыми словами» – такими, в которых заключается действующая живая сила. Далее Стефан укоряет евреев за непослушание их Моисею, напоминает о том, как они жалели об оставлении Египта, как сделали себе золотого тельца, в чём видно влияние египетского язычества, обоготворявшего быка Аписа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Языческий народ, поселения которого прилегали к родине Стефана, городу Устюгу, обратить который в христианство возжегся он желанием – были Пермяне, или Пермяки, получившие потом особое имя Зырян (от одного племени, которое в XIV веке у Епифания называется Сырьянами). Поселения Зырян находятся в восточной половине нынешней Вологодской губ., по реке Вычегде и по ее притокам – с севера Выму и с юга Сысоле. Стольным, или главным, местом зырянской земли было теперешнее село Усть-Вым, находящееся при впадении Выма в Вычегду. Сначала они платили дань Новгородцам, а затем их взяли у Новгородцев сами великие князья. Приступ к прямому осуществлению намерения должен был начаться с доизучения зырянского языка, т. к. Стефан еще до пострижения в монахи начал его изучение. Доизучив зырянский язык, Стефан решил, по обращении Зырян в христианство, дать им богослужение не на славянском, а на их собственном, зырянском, языке, для чего нужно было составить зырянскую азбуку, которой дотоль у Зырян не было и перевести богослужебные книги на зырянский язык. Зыряне представляли собою особый от Русских и живший отдельно от них народ. Стефан, последуя примеру Константина философа, первоучителя славянского, решил сделать для Зырян то же самое, что Константин сделал для Славян. На проповедь к Зырянам отправился Стефан после смерти св. митрополита Алексия в 1378 или 79 году. Но, если он предварительно испрашивал разрешения на изобретение Зырянской азбуки и на зырянский перевод богослужебных книг, то, надо думать, что он испрашивал его у св. Алексия. Следовательно, богослужение у Зырян на их собственном, зырянском, языке было введено с разрешения и благословения сего великого святителя. Стефан составил свою особую азбуку, которая по общему виду своих, более квадратных, чем круглых букв, напоминает азбуку еврейскую, или же славянскую не кирилловскую, а глаголическую, причем, знаки для букв своей азбуки Стефан взял черты и резы, или руны, которые употреблялись Зырянами прежде, в целях, чтобы внешним своим видом она влекла их к себе, а не отталкивала. Составив азбуку, и совершив перевод богослужебных книг, Стефан направился в Москву, чтобы испросить дозволение и благословение у избранного в преемники св. Алексию и заведовавшего митрополией после его кончины архимандрита Михаила-Митяя. Архимандрит Михаил принял св. Стефана с величайшей благосклонностью, вел. кн. Дмитрий Иванович от всего сердца сочувствовал мысли о просвещении светом христианства язычников. По приказанию Михаила, Стефан благословлен был в иеромонахи, затем снабжен всем необходимым для поставления церквей, для введения богослужения у будущих христиан, как то иконами, мощами, антиминсами, св. миром и всем потребным; не были забыты и деньги. Получив, все, и всем снабженный, Стефан отправился в Устюг, а оттуда он перебрался в стольное место Зырян – Усть-Вым, руководясь положением, что «на что старейшие сдумают, на том же пригороды станут».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног. Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. " У вас, христиан, - говорил Пама, - один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам " . Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог - один; Всемогущество - одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. " Я не повелеваю стихиями, - смиренно отвечал святой Стефан, - но Христианский Бог велик: иду с тобой " . Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. " Вы свидетели, - сказал святой Стефан собравшемуся народу, - сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать? " " Обманщика предать смерти, - ответил народ, - если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей " . " Нет, - ответил святой, - Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я " . Пама был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее. В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на зырянском языке. Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.

http://patriarchia.ru/db/text/907932.htm...

Святитель Стефан, епископ Пермский Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца. В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу. Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: " Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову " . Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты. Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, " огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью " . Особо благоговели зыряне перед так называемой " прокудливой березой " . Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: " Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне " . На месте " прокудливой березы " святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

http://patriarchia.ru/db/text/907932.htm...

В январе 1700 г. митрополит киевский отправил Стефана в Москву, с просьбой к патриарху поставить его в епископы переяславские. В Москве Стефана, благодаря проповедническому дару заметил царь Петр I и повелел поставить его епископом в Великороссии. В апреле 1700 г. Стефан стал митрополитом Рязанским и Муромским. В том же году, после смерти патриарха Адриана, царь поставил Стефана местоблюстителем патриаршего престола. Выбирая Стефана, Петр I видел в нем человека западного образования, свободного от традиций строй московской школы. В угоду царю, Стефан повсюду ставил в архиереи чужеземцев, людей образованных. Московскую академии он реформировал и засел в ней вместо греческого учения, схоластику в методах и содержании. Церковно-административная власть Стефана не была широкой, так как сильно ограничивалась Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов. В 1711 г. были введены в церковные суды фискалы от гражданского ведомства. В 1715 г. Петр открыто выразил неприязнь к патриаршеству и иерархии. Стефан оказался в рядах приверженцев старины, и терял мало-помалу свое значение перед Петром I. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, Стефан не раз просил об отставке, но Петр I держал его при себе до самой смерти. Подозревая Стефана в связи с опальным царевичем Алексеем, Петр I в 1718 г. вызвал его в Петербург и держал при себе до самой смерти, лишая всякой власти. Стефан был ярым противником Феофана Прокоповича , однако царь назначил последнего епископом. В 1720 г. был принят устав духовной коллегии и главой Синода назначен Стефан, однако никакого влияния на синодальные дела не имел. Умер Стефан в Москве 24 ноября 1722 г. Творения: Известно обширное сочинение Стефана против лютеран: «Камень веры, православным церкве святыя сыном – на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкания и соблазна – на восстание и исправление». Книга обнимает все догматы , оспариваемые протестантами. Доказательства Стефан берет из Св. Писания, соборных правил и святых отцов. Активно берутся доводы из католической системы. Писалось сочинение с 1713 по 1718 г., однако в печать вышло только в 1728 г. Как проповедник, Стефан восхищал своих современников. Известно 29 его проповедей. В своем красноречии он  был верен католической тенденции. Проповеди его отличались отвлеченностью и изысканностью построения. Существует еще его сочинение «Знамения пришествия антихристова и кончины века», где косвенно указывается на антицерковную деятельность Петра I. § 39. Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский (1681 – 1736)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

37 Стефан Дечанский, мученик († ок. 1336; память 11/24 ноября), король Сербский Стефан Урош III, правивший с 1321 года, правнук короля Стефана Первовенчанного (1195–1224), брата святителя Саввы (см. примечание 1), сын короля Стефана Уроша II Милутина (см. примечание 9), отец короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). С 1292 года по 1300 был заложником в плену у Крымского хана Ногая (? –1300). Вернувшись в Сербию, вступил в брак с дочерью Болгарского царя Смилеца (1292–1298) и получил в управление область Зету. По наущению мачехи Симониды, желавшей посадить на престол своего сына Константина, Стефан был ослеплен и выслан вместе с двумя малолетними сыновьями в Цареград на заточение. Но явившийся ему святитель Николай утешил его: «Не бойся: вот очи твои, на длани моей, и в свое время верну их тебе». Пять лет святой вел строжайшую подвижническую жизнь в затворе в монастыре Пантократор, терпением и благодушием превосходя других насельников обители. И снова явился ему святитель Николай: «Вот, пришел я исполнить обещание», – и Стефан чудесно прозрел. Всего провел он в ссылке семь лет, после чего ему позволено было вернуться на родину. Он получил в управление Будимлянскую область в Зете, а сына его Стефана оставил при себе король Милутин. Через три года, в 1320, Милутин скончался, и Стефан Урош III вступил на сербский престол. Даром его, принесенным от благодарного сердца Господу, явился монастырь Высокие Дечаны (строительство которого начал он, а закончил его сын – Стефан Урош IV Душан Сильный), прекраснейший памятник византийской архитектуры и ярчайшее свидетельство сербского благочестия. Святой король принял мученическую кончину: был задушен заговорщиками в замке Звечан. Чудотворные и благоуханные мощи его покоятся в монастыре Дечаны. 38 Стефан Урош, Кроткий, мученик († 1367 (или 1371); память 2/15 декабря), король Сербский Стефан Урош V, правивший с 1355 года, сын короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). Молодой правитель Стефан не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож, в том числе Вукашин и Углеше Мрнявчевичи, не желали ему покоряться, и империя Стефана Душана Сильного начала распадаться. Благочестивый и мягкий, Стефан не пожелал укротить враждовавших вельмож силой. Был убит заговорщиками в возрасте тридцати одного года. Чудотворные его мощи были положены в монастыре Язка на Фрушской горе, но в 1942 году были перенесены в Белград, где покоятся в кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Протоиерей Стефан Васильевич Ландышев (около 1819–1882) родился в селе Тепелево Нижегородской губернии; отец его был диаконом. Оставшись вдовцом с многочисленными детьми, он в нарушение церковных канонов решил взять новую мать для ребятишек. За это его строго наказали: сослали сначала в Тобольск, затем в Томск. Стефан учился в Нижегородской семинарии, но, получив письмо от заболевшего отца, оставил учение и поспешил в Томск. Стефан хотел докончить образование в Томской семинарии, но епископ Томский и Енисейский Агапит (Вознесенский) на просьбу отрока зачислить его в семинарию ответил: «Иди вон туда, в горы, поучись у Макария». Так Стефан стал помощником отца Макария (Глухарева) и поселился в Улале; он настолько привязался к своему наставнику, что отказался от места преподавателя в Томском духовном училище. Помощницей архимандрита Макария стала и мачеха Стефана. Сам Стефан желал по примеру учителя принять иноческий постриг, но отец Макарий рекомендовал ему найти невесту. Будущую супругу Стефан поехал искать в Москву где жил покровитель миссии протоиерей Николай Лавров. Матушкой стала Агриппина Ионовна – бедная сирота, прислуживавшая богатому и скупому родственнику. Благословил молодых на служение в горах Алтая митрополит Филарет (Дроздов) . На обратном пути из Москвы молодые заехали в Нижний Новгород, где Стефан экстерном сдал экзамены за богословский класс. В звании действительного студента он вернулся в Томск, где был рукоположен в сан священника. После отставки архимандрита Макария по его рекомендации отец Стефан в 1844 году был поставлен начальником миссии и возглавлял ее до 1865 года. При нем миссия расширилась, окрепла и утвердилась; к существовавшим станам прибавилось еще два; открылись шесть миссионерских школ; было положено начало миссионерским монастырям на Алтае; появились первые селения новокрещеных. Из Нижнего Новгорода на служение в миссии отец Стефан вызвал своего двоюродного брата отца Василия Вербицкого. За двадцать один год служения отца Стефана было крещено около 3150 человек. Дочь протоиерея Стефана Макарова-Мирская – православная писательница, оставившая воспоминания о миссии. Перестав быть начальником миссии, протоиерей Стефан продолжал миссионерское служение. Похоронен у алтаря улалинского храма Всемилостивого Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010