Здесь провел жизнь святой Иоанн Молчальник, здесь возрос в дивной милости Божией племянник Дамаскина святой Стефан Чудотворец, жизнь которого составляет цепь чудес, подтвержденных современными свидетелями; здесь святой Иоанн Савваит суровым покаянием оплатил ту сумму грехов, которая представилась ему в сонном видении; тут святой Ксенофонт по утрате сыновей и по многих бедствиях нашел утешение, а Бог , принимая жертву злострадания, дал ему дарование исцелений. Здесь истинная ученость соединялась с истинным благочестием. Здесь еще доселе показывают келью, в которой жил Кирилл Скифопольский , славный биограф святых. Здесь оставил многочисленные труды по истолкованию Св. Писания ученый инок Антиох. Здесь славились песнопевцы Козьма, впоследствии епископ Маиумский, и Стефан. И доселе, по милости Божией, «не оскуде здесь преподобный»; ибо нынешний настоятель лавры о. архимандрит Иоасаф (родом из Крита, почти восьмидесяти лет) известен своим благочестием и даром духовного утешения (как духовник Патриархии и поклонников обители) и пользуется всеобщим заслуженным уважением не только среди своих единоверцев, но и между сынами пустыни – бедуинами, так что его нравственное на них влияние ограждает лавру паче ее высоких стен, а святая его жизнь служит ей наилучшим украшением. Обитель Преподобного Феодосия Киновиарха На пути от лавры Пр. Саввы Освященного к Вифлеему находятся развалины знаменитого монастыря аввы Феодосия киновиарха, названного так потому, что устроенная им обитель считается первоначальницею иноческих общежитий, точно так же как лавра Пр. Саввы служила образцом жизни отшельнической для приготовленных к ней предварительно подвигами общежития. Преподобный Феодосий, друг и спостник преподобного Саввы Освященного, был родом также из Каппадокии. Слова Евангелия, убеждающие не привязываться к мирскому, а искать жизни вечной, производили на него особенное впечатление. Ревнуя о спасении, Феодосий решился посетить Святые места нашего искупления; проходя же через Антиохию, посетил преподобного Симеона Столпника, и когда Феодосий приблизился к столпу преподобного, он назвал его по имени, сказав: «добре пришел еси, человече Божий, Феодосие»; предрек ему, что он будет пастырем словесных овец, и отпустил с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Хоть бы уже увидеть самую-то озаглавленную, еже и бе. Чуть не сжарился совсем на лежанке. Непогодье. Обедня. Чай со старцем Констанцием. Писание отшибихинщины 205 . Племянник Саввинского игумена за Оллендорфом 206 . Σ с рясою. О. Парфений с жертвователем. Ненила 207 , моющая полы. Як с рогожами. Обед. Всенощная внизу. ΚΣ. Усиленное строчение корреспонденции. Чай. Преждевременная позевота. Досидел до 2-го часа. Армянскому Блаженству немного получше. А наш старец болит не на шутку. Воскресение, 25 янв Возвратился сюда о. Стефан 208 – такой растерянный и растрепанный. Мне это крепко не понравилось. На мой реприманд 209 он отвечал равнодушно: А! Мне все равно! Встал с солнышком. Небо ясное, но чем-то подернутое. Молитвы. Служение внизу – не очень богатое. Визит о. Вениамину, намеревающемуся позвать чужого медика. Сестры Николаевны 210 кружат недужному голову. Чада на чаю 211 . Марья Гавр с 15-ю двугривенными. Приготовление почты. Не допущенные по сему случаю о. Кирило, савваит некий 212 и κποιος ποιητς 213 , воспевающий Россию за два-три пиастра. Обычные сцены, не передаваемые писалом человеческим. Письмо из Иерихона и вести неприятные о пакостях тамошнего негодного аги. Наполеоны, числом 16, расправляющие свои крылышки в Горнюю. Обед. Предполагаемая экскурсия в равнину Иорданскую. Молодые – по старой памяти. Возвращение в монастырь. Чтение и дремота и наконец переселение на лежанку. Mr. Simos. Приготовление консисторского пакета гигантского роста. Чай. Счетные дела. Комары не веси откуда и зачем. Уже пробило 2 часа. Понедельник, 26 ч Та же погода. Те же дела от-сна-восставные. К чаю Марья Гавр принесла целую тарелку калачиков, на память, верно, моей бывшей дорогой именинницы 214 . Христиане из Мадаба за Иорданом с просьбою о пособии их церкви, вновь устрояемой 215 . Отсылка в канцелярию петербургских пакетов 216 . Харьковские Надежда и Анастасия, прозевавшие вчерашний кайфский пароход, с ахами и охами 217 . Некая с запросом о всенощной. Грек аршитект 218 , получивший уже из Константинополя инструменты и немедленно приступающий к устройству Хевронской дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Иулиан, святой епископ, к Богу отошел, Чудный пастырь благодать у Господа обрел, Церковь Божию упас, дивно приумножил, Приняли Благую весть знатные вельможи. Дефенсор, могучий князь, воин простодушный, Был его духовным чадом кротким и послушным; Со дружиною в ту пору яства он вкушал, Вдруг ему средь трапезы Иулиан предстал В ризах золотистых, с ликом лучезарным, Словно в Божьем храме у дверей алтарных; С радостью смотрел он, всех благословляя, Три его служителя, чистотой сияя, Перед ним стояли с белыми свечами, На людей взирая ясными очами. Князь, вскочив в испуге, громко возгласил: «Иулиан, отец наш, меня посетил, Свет Христов принесший и крестивший нас, Ныне, верно, слышит он небесный глас: Душу его светлую Бог к Себе призвал, В Царстве вечной радости ему пажить дал!» Оседлать велел князь скакуна лихого: «Старец мой отходит из земного!» Быстро доскакал и на пороге Правду о владыке узнал ото многих: Предал душу Иулиан Богу Вседержителю, В Царство славное вошел Господа Спасителя. 3. Преп. Стефан Савваит . Двоюродный брат преподобного Иоанна Дамаскина . Подвизался в обители преподобного Саввы Освященного, отчего и прозван Савваитом. Великий подражатель жизни преподобного Саввы и светозарная звезда среди палестинских монахов. Упокоился в Господе в 794 году. Ему было тогда 68 лет. 4. Преп. Сарра Египетская . Девицей подъяла иноческий подвиг на берегу Нила близ Александрии. Сей ее подвиг продолжался 60 лет. Своим примером привлекла многих женщин к монашеской жизни. Упокоилась в Господе в 370 году. Рассуждение Простую одежду красит человек, а роскошная одежда красит человека. Простая одежда привлекает внимание к человеку, а изысканные одеяния приковывают внимание к самим себе. Страсть к дорогим и роскошным одеждам попросту истощает и иссушает человеческую душу. В этом непосредственная причина того, почему Церковь испокон веку восставала против роскоши в одеждах, призывая к простоте. Среди несметного сонма христианских святых не упоминается ни один, которому дорогие облачения помогли бы приобщиться к святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

21 янв. Св. Стефан Савваит т.е. инок монастыря Саввы, † ок 807 г., написал каноны Обрезанию, Кириаку Отшельнику 29 с., преп. отцами избиенным в обители св. Саввы 20 мр., св. Варваре и Иоанну Дамаскину 4 дек. – Все эти авторы канонов писали и стихиры на некоторые памяти. От этого же периода известны и другие песнописцы, например, Феодор Сикеот еп. Анастасиопольский VIII в., Георгий, еп. Сиракузский † ок. 669 г., и др., оставившие после себя по несколько стихир и канонов. Размер церковной песни Греческая церковная песнь всех указанных видов (тропарь, кондак, канон, стихира) этой эпохи, как и последующей, построена по (с. 370) особой стихотворной системе, – не древней метрической, основанной на долготе и краткости слогов, а на так называемой ритмической, основанной на количестве слогов в стихе и месте ударений в них это потому что различие между буквами по долготе и краткости из к тому времени уже исчезло в разговорной речи. Один греческий грамматик (Феодосий Александрийский) говорит, что желающий составить канон, должен написать тропари, которые имели бы одинаковое число слогов и одинаковое ударение с ирмосом. Таким образом, ударение играет главную роль в построении греческих песнопений. Напр. в кондаке Рождество Христово: παρθνος σμερον Τòν περοσιον τκτει Καì γη τò σπλαιον Τω @ προστ προσγει... в 1 и 3 стихах по 7 слогов, во 2 и 4 по 8; в 1 и 3 стихе ударения на 3 и 5 слоге, во 2 и 4 на 4 и 7-м слоге. (В переводе на славянский язык, понятно, ритм не сохраняется). В целях этого ритма допускаются и грамматические вольности: так в двухсложных частицах, предлогах, местоимениях ( λλà, παρà, γ) допускается перенос ударения на первый слог; трехсложные слова с ударениями на первом или последнем слоге в случае надобности признаются имеющими два ударения и на первом, и на последнем слоге (как делается и в русском стихосложении): πλεμς, τπεινς. Стихотворный размер греческих церковных песен подтверждается и тем, что многие из них имеют акростих (слав. «краегранесие») и рифму; например, у св. Романа в кондаке на Рождество Христово σμερον рифмует со σπλαιον, δοξολογου σι с δοιπορου σι (днесь – вертеп, славословят – путешествуют) 1572 . Но надо заметить, что каноны св. Иоанна Дамаскина на Рождество Христово («Спасе люди»), Богоявление («Шествует морскую») и Пятидесятницу («Божественным покровен») написаны древне-классическим метром, именно ямбом, а акростихи к ним гекзаметром (последнее было особенно трудно). (с. 371) Западная гимнография Что касается запада, то здесь ввиду вышеотмеченного недоброжелательного отношения церковной власти к гимнам за богослужение, в эту эпоху появилось лишь несколько новых гимнов; авторы из или неизвестны совсем, или сомнительны (так несколько гимнов приписываются св. Григорию В.). Осмогласие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

9 марта, Георгию 23 апр., Леонтию 18 июня, Иулиану Килик. 21 июня; преподобным: Павлу Фивейскому 15 янв., Арсению 8 мая, Иоанну Колову 9 ноября, Онуфрию 8 сентября, Симеону Дивногорцу 24 мая, Максиму исповеднику 21 янв. Св. Стефан Савваит т. е. инок монастыря Саввы († ок 807 г.), написал каноны Обрезанию, Кириаку Отшельнику 29 сентября, прп. отцам, избиенным в обители св. Саввы 20 марта, св. Варваре и Иоанну Дамаскину 4 дек. — Все эти авторы канонов писали и стихиры на некоторые памяти. От этого же периода известны и другие песнописцы, например Феодор Сикеот еп. Анастасиопольский VIII b., Георгий, еп. († ок. 669 г.), и др., оставившие после себя по несколько стихир и канонов.   Размер церковной песни Греческая церковная песнь всех указанных видов (тропарь, кондак, канон, стихира) этой эпохи, как и последующей, построена по особой стихотворной системе, — не древней метрической, основанной на долготе и краткости слогов, а на так называемой ритмической, основанной на количестве слогов в стихе и месте ударений в них; это потому, что различие между буквами по долготе и краткости их к тому времени уже исчезло в разговорной речи. Один греческий грамматик (Феодосий Александрийский) говорит, что желающий составить канон, должен написать тропари, которые имели бы одинаковое число слогов и одинаковое ударение с ирмосом. Таким образом ударение играет главную роль в построении греческих песнопений. Например в кондаке Рождества Ххристова: παρθνος σμερον Τν περοσιον τκτει Κα γ τ σπλαιον Τ προστ προσγει… в 1 и 3 стихах по 7 слогов, во 2 и 4 по 8; в 1 и 3 стихе ударения на 3 и 5 слоге, во 2 и 4 на 4 и 7-м слоге. (В переводе на славянский язык, понятно, ритм не сохраняется). В целях этого ритма допускаются и грамматические вольности: так в двухсложных частицах, предлогах, местоимениях (λλ, παρ, γ) допускается перенос ударения на первый слог; трехсложные слова с ударениями на первом или последнем слоге в случае надобности признаются имеющими два ударения и на первом, и на последнем слоге (как делается и в русском стихосложении): πλεμς, τπεινς. Стихотворный размер греческих церковных песен подтверждается и тем, что многие из них имеют акростих (слав. «краегранесие») и рифму; например у св. Романа в кондаке на Рождество Христово σμερον рифмует со σπλαιον, δοξολογοσι с δοιποροσι (днесь — вертеп, славословят — путешествуют) [ 82 ]. Но надо заметить, что каноны св. Иоанна Дамаскина на Рождество Христово («Спасе люди»), Богоявление («Шествует морскую») и Пятидесятницу («Божественным покровен») написаны метром, именно ямбом, а акростихи к ним гекзаметром (последнее было особенно трудно).   Западная гимнография

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Св. Стефан Савваит (VIII в.) написал каноны на: Обрезание Господне, преп. Кириака Отшельника, преп. отцов, избиенных в обители св. Саввы. Сергий Агиополит, современник царя Феофила (829–842), хотя и не является «савваитом» в настоящем смысле этого слова, но по времени и по своему палестинскому происхождению может быть причислен к той же группе. Он написал: Стихиры на Рождество и на Введение Пресвятой Богородицы. Школа Студитов Основанный в V в. римским патрицием Студием монастырь в Константинополе, ставший центром духовной жизни и особливо прославившийся во время иконоборческих смут, дал целую школу церковных поэтов и мелодов. Наибольшую известность приобрел игумен этого монастыря преп. Феодор (†826) Предание приписывает ему составление Постной Триоди, что может быть принято только с известными оговорками. Во всяком случае, его участие в составлении этой богослужебной книги бесспорно. Ему принадлежит ряд канонов и трипеснцев в Триоди. Так, например, каноны в субботу мясопустную и сырную, заключающие в себе даже и вторые песни, канон на неделю мясопустную. Кроме того, ему принадлежат четверопеснцы на 2, 3, 4 и 5 субботы Вел. Поста и 35 трипеснцов из Постной Триоди. Наряду с этим в богослужебных книгах значатся под его именем многие стихиры. Характерным отличием студийского направления являются Богородичны» во многих канонах, которые этих заключительных песнопений не имели, и особливо «крестобогородичны», поемые на службах среды и пятницы в течение всего года. Иосиф Студит, брат Феодора, Исповедник и Архиепископ Солунский (†830). Он принял вместе с братом участие в составлении и дополнении песнопений из Постной Триоди. В частности ему приписан канон Недели блудного сына, четверопеснцы на недели Великого Поста и трипеснцы Сыропустной седмицы. Среди Студитов менее известных надо упомянуть следующих: Св. Николай , Исповедник и игумен Студийский после преп. Феодора, написавший стихиры первой седмицы Великого Поста и канон св. Феодору Стратилату. Климент Студит, наследник предыдущего в настоятельстве монастыря: ему принадлежат каноны Ефесским Отрокам, пророку Моисею, арх. Михаилу и на Неделю перед Рождеством Христовым. Киприан Студит, писавший главным образом стихиры, а именно на Воздвижение, Предпразднество Рождества Христова, в честь св. Симеона Столпника, арх. Михаила, Ефрема Сирина , 40 мучеников, св. Прокопия и многих других. Феострикт монах составил известный «канон молебный Пр. Богородице» «Многими содержим напастьми». Канон этот читается перед причащением Св. Тайн и на многие праздники полиелейные, когда положен канон Богородице и не имеется ничего нарочитого. Он известен под именем «параклисиса».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

Более серьезные ошибки Пролога при помощи иностранных пособий обнаружены были в следующих местах: июня 15-го Пролог полагает память св. пророка Амоса, называя его отцом Исаии, и таким образом смешивает двух совершенно разных лиц. Святитель восстановляет это различие и после жития в замечании выясняет личности обоих пророков, прибавляя: «Зде инии и инако о сем пишут, не без прегрешения исторического». В указателе святых за месяц июль, против памяти пророка Амоса, есть ссылка на Acta SS. mart, III, 899, – они-то и помогли Святителю вскрыть ошибку Пролога 109 . Подобное же различение двух пророков Михеев, также смешанных в Прологе, дано 14 августа. Здесь мысль об ошибке Пролога подали те же Acta SS., на которые есть указание в той же рукописи (Acta SS., январь 1, et seq. Vide de illo in Comelio пред пророчеством его), но окончательного результата Святитель достиг, как мы уже говорили, только после письма Феолога, который делал справку по этому вопросу в великих Четиих-Минеях 110 . 21-го августа, после жития св. апостола Фаддея, одного из 70-ти, Святитель пишет: «Буди вестно, яко сей св. Фаддей ин есть от св. Иуды Фаддея, Леввей нарицаемого, единого от дванадесяти апостолов, его же память июня месяца в 19 день, чти о нем тако. Написано же в Прологу в сей день над синаксаром о нынешнем Фаддеи сице: память св. апостола Фаддея, иже и Леввей. Но то проименование Леввей не сему св. Фаддею, но первому, иже от двенадесяти в евангелии Матфеа, в гл. 10, ст. 34 приписано есть, еже ясно изъяви Никифор Каллистов» (кн. II, 40), и далее приводится выдержка из истории Никифора 111 . 13-го июля вскрыта была свят. Димитрием в Прологе и более грубая ошибка – присвоение одного и того же синаксаря двум совершенно различным святым, – преп. Стефану Савваиту и м. Серапиону. Характерна заметка, которую Святитель сделал по этому случаю в рукописи: «зде рассмотрети добре подобает, яко в Минеи канон и служба преподобному, а в Прологу синаксарь мученику. О разнствии убо Стефанов Савваитов зри Acta SS. марта III, 166, п. 5. И в наших книгах марта 20-го после истории избиения свв. Отцев». Далее, в той же рукописи, отмечая память св.м. Серапиона и познакомившись с синаксарем ему в Прологе, Святитель приходит в справедливое негодование и пишет: «Зри Прологову бредню, той же един синаксарь, иже и Стефану Савваиту, видети убо есть (?), яко не зде (?) Стефан Савваит, но Серапион, который Щ Иотапит в сей день» 112 . В Четиих-Минеях дается разбор Пролога и месяцесловов, которые считают Стефана Савваита мучеником, – доказывается, что синаксарь не может быть отнесен к нему и приводятся сведения о другом Стефане «стихотворце» для более ясного определения личности первого 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Днесь душа от тела разлучается, проставляемая к миру вечному: идет в путь она, коим не шествовала; идет к Судии нелицеприятному, где предстоят чины Ангелов страшно, братие мои, оное судище, на котором вси предстанем наги: одни убо увенчаваемые, а другие посрамляемые. Итак возопием к Безсмертному Царю: когда будешь испытывать сокровенные дела человеков, тогда пощади раба Твоего, которого приял еси, Господи человеколюбче!» 205 Так певец высокой радости спасения нашего, и тяжкой скорби об умерших дал тот святой характер, какой должна иметь у христиан сия скорбь. Надгробные песни его, проникнутая живым упованием на человеколюбие Христово, утешают нас в сетованиях по усопшем собрате нашем, а разительными изображениями смерти, обличающей суету всего земного и суда посмертного побуждают плакать и сокрушаться о нашей напрасной суетливости. И, потрясенная ими во всей глубине своей, душа припадает с теплою сердечною молитвою к Безсмертному Царю Христу Богу, да упокоить преставившегося во царствии Своем небесном, где святые все упокояются. Все прочие песнопения св. Иоанна Дамаскина носят на себе тот же характер, какой имеют и разсмотренные нами: сила чувства и возвышенность мысли, светлые образы и витийственное слово составляют их неотъемлемое качество. Св. песнотворец сей, наравне с св. Космою, по преимуществу пред прочими усвоил духу своему высокие животворящие речи божественных певцов – Пророков и усладительные слова святых богомудрых Отцов Церкви, вселенских учителей; потому и сам явился богоглаголивым певцом, богословом и божественным учителем Церкви православной, как именует его сама она 206 . Кроме свв. Космы и Иоанна в восьмом веке церковными песнотворцами были: святой Стефан Савваит, творец канонов, которому принадлежат каноны: на Обрезание Господне, мученику Кириаку 207 и др.; Феофан Исповедник , сочинивший каноны на некоторые церковные празднества 208 , и Феодосий, епископ сиракузский, коему принадлежат некоторые песнопения, находящиеся в Постной Триоди 209 . Между тем еще при жизни всех означенных певцов Промысл Божий готовил следующему веку новых песнотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Карфаг.); а Пасхальную седмицу проводить во храме, для торжества с Воскресшим, во псалмех и пениих и песнех духовных. (Соб. Трулльский). (См. И. Ц. Еп. Иннок. Пенз. В. V, VI и VII). 3. Века восьмой и девятый Побудительные причины с составление новых писнопений. Замечание о достоинстве песнопений сих двух веков. Песнотворцы восьмого века: св. Герман, патриарх цареградский. Его песнопения. Суждение о них. Свв. Иоанн Дамаскин и Косма, епископ маиумский. Песни, принадлежащие им в богослужении православной Церкви греко-российской. Жизнь того и другого Святого песнотворца. Превосходство их песнопений пред другими песнопениями и преимущество, усвоенное им православною Церковью. Обозрение песнопений св. Космы и суждение о них. Обозрение песнопений св. Иоанна Дамаскина и суждение о них. Прочие песнотворцы восьмого века: св. Стефан Савваит, св. Феофан Исповедник и Феодосий, епископ сиракузский. – Песнотворцы девятого столетия: святые братья Феодор и Иосиф Студиты; св. Феофан Начертанный и св. Иосиф Песнописец. Жизнь и творения их. Суждения о их песнопениях. Другие песнотворцы в IX-м веке: св. Мефодий, патриарх константинопольский, Симеон Студит, Михаил Пселл , Исидор монах, Касия инокиня, Марко, епископ идрунский, Митрофан, митрополит смирнский, Георгий, митрополит никомидийский. Перечисление их творений и характеристика некоторых τ μλη πλξαντες μνων νϑων λρα του Πνεματος Κοσμς ξνος, ρφες νεαρς Δαμασκοϑεν χρις, Κα Θεδορος, Ιοσφ ο Στουδται, ργανα τ κρτιςα τς μουσουργας, Ξεντε σειν οσφ ϒμνογρφος, Μλος παναρμνιον Ανδρας Κρτης Κα Θεοφνης, μελιχρ κυνρα Γεργιος, Λεν τε, Μρκος, Κασα 179 . Каталог песнотворцев Никифора Каллиста. В продолжение первых семи веков христианства как вероучение и нравоучение христианское было воспето в песнопениях православно-кафолической восточной Церкви так и Священное Евангелие было изложено в благогласных песнях. Свв. Мефодий Патарский , Ефрем Сирин , Златоуст, Анатолий, Роман, Софроний, Андрей и другие составители священных песнопений, были богословы – проповедники. Огласивши православный Восток песнями, изображавшими историю, догмат и заповедь христианские, они огласили его и хвалами святым Божиим, а также и молитвенно-покаянными песнопениями. Было откуда душам христианским назидаться, поучаться, утешаться и умиляться, почерпать в обилии духовную радость и печаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Савва провел зиму в Константинополе. Для Палестины это было бурное время. Монофизиты производили смуту и клеветали императору на патриарха Илию, и только заступничество Саввы перед императором спасало патриарха и сдерживало гнев Анастасия. Через год Савва вернулся в Иерусалим, исхлопотав освобождение святых мест Палестины и их жителей от налога, годами незаконно взыскиваемого сборщиками податей 210 . На девяносто первом году жизни преп. Савва вновь был послан в составе делегации к императору Юстиниану. То было в 529 году. Поводом было тяжелое положение палестинских христиан, вызванное убийствами, пожарами и опустошениями самарян. Преп. Савва испросил у императора средства на восстановление разрушенных самарянами храмов, освобождения жителей от налогов, материальной помощи нищим и ограбленным самарянами христианам, сооружения в Иерусалиме церкви Богородицы и .больницы для странников, а близ его лавры – крепости для ограждения монастыря от набегов сарацин 211 . Жизнь преп. Саввы, полная подвигов служения Церкви и христианам Палестины, по смерти его вызвала особое почитание его лавры как места его подвигов и упокоения. Сюда после смерти преп. Саввы перешел из лавры преп. Евфимия Кирилл Скифопольский . Немного позднее здесь подвизался св. Софроний, впоследствии патриарх Иерусалимский, затем – преподобные Иоанн Дамаскин , Косма Маюм-ский, Стефан Савваит, Феофан Исповедник , составившие школу иерусалимских песнописцев, и, наконец, Марк, епископ Отрантский, с чьим именем связаны так называемые Марковы главы Типикона. В конечном счете все это послужило основанием считать сам Иерусалимский устав с характерным для него чинопоследованием всенощного бдения творением преп. Саввы Освященного. , В истории Церкви соединение «под одной крышей» соборного и иноческого богослужения впервые наблюдается в IV веке в иерусалимском храме Святого Воскресения. Этерия, описывая святогробское богослужение, неоднократно упоминает о монашествующих как совершителях богослужения при отсутствии в храме епископа и его клира. «Ежедневно, – говорит она, – до пения петухов открываются все двери Воскресения и сходят все монашествующие и parthenae, как зовут их здесь» 212 . С их приходом в храме начиналось богослужение, состоящее из песней, псалмов антифонов и молитв, «и с этого часа вплоть до рассвета поются песни и стихословятся псалмы, также и антифоны, и после каждой песни читается молитва. Ибо по два или по три пресвитера, также и диакона, ежедневно чередуются с монашествующими» 213 . Епископ же и его клир приходили к утрене с наступлением рассвета. Этерия говорит, что такой порядок службы был на шестом часе, на девятом и на вечерне; следовательно, во всех случаях начинали богослужение монашествующие, а продолжал его и заканчивал епископ со своим клиром 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010