Смарагд, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Снандулия, преподобная Персидская 4 в. 3 ноября. Солонт, пастырь Ликаонский, муч. Помпеопольский в Киликии. 7 сентября. Сократ воин, муч., пострад. в Перге Памф. (во 2 в.), с Феодором 21 апр. Соломония, мать Маккавев, мученица ветхозаветная при Антиохе Епифане, с Елеазаром священником и семью сынами. 1 авг. Соломон, царь Израильский. В нед. праот. Солохон, Памфамир и Памфилон воины, мучч. Халкидонские при Максимиане. 17 мая. Сонирил, из 26 мучч. Готфских 4 в. 20 марта. Сосанна девица, и с нею Гаий, папа Р., и др. мучч. Римские при Диоклетиане. 11 авг. Сосипатра царевна, преп. Цареград. 6 в., с Евстолией. 9 ноября. Сосипатр, ап. из 70. 28 апр. и 10 ноября. Соссий диакон, мученик Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Сосфен, и с ним Аполлос, Тихик и Епафродит, апп. из 70. 8 дек. Сосфен. воин, муч. Халкидонский при Диоклетиане, с Евфимией всехвальной. 16 сент. София, муч. Римская при Адриане, с Верой и др. 17 сент. София и Ирина мученицы. 18 сент. Софония пророк, при Иосии. 3 дек. Софроний, архиепископ Кипр. (6 в.). 9 дек. Софроний, патриарх Иерусалимский, ум. 644. 11 марта. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и др., мучч. при М. Аврелии Антонине (161–180). 16 янв. Спиридон, еп. Тримифунтский, ок. 348. 12 дек. Спиридон и Никодим просфорники, препп. Печерские 12 в. 31 окт. Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул, апп. из 70. 31 окт. Стефаннда, муч. в Дамаске при Антонине, с Виктором. 11 ноября. Стефан первомученик и архидиакон, ап. из 70. 27 дек. 15 сент. (Обретение мощей) и 2 авг. (Перенесение). Стефан комит, муч. из 1218 воинов, с Мелетием, при Антонине. 24 мая. Стефан, папа Римский, муч. со многими другими в 257 году. 2 авг. Стефан исповедник, еп. Сурожский, ум. 745. 15 дек. Стефан новый, преподобный, и Стефан муч., Цареградские в 767 г., при Копрониме. 28 ноября. Стефан Савваит, творец канонов, ум. ок. 790. 28 окт. Стефан Савваит, преп. 13 июля. Стефан преп., основатель Хинолакковой обители в 8 в. 11 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Арабы сбросили тела их на землю, где они долгое время лежали, не только не подвергаясь порче, но напротив испуская благоухание. Вскоре святые явились предстоятелю церкви в Кесарии Палестинской архиепископу Иоанну, «сохранившему чрез скорописцев и память об их подвижничестве; ему повелевают они взять оттуда божественные тела свои и положить в том указанном месте, на котором воздвигнут храм во имя первомученика Стефана, вне Иерусалима» (§ 30). Иоанн исполнил все, что было ему во сне, и с тех пор святые даруют милости страждущим (§ 31). Знаменитейшая Саввина лавра (в 12 милях от Иерусалима и в 8 милях от Вифлеема, при потоке Кидроне), 554 в которой подвизалось так много святых иноков в VIII и IX столетиях, сверх ожидания, оставила нам мало агиографических памятников. Одно похвальное мученичество и одно житие, написанные в начале IX в., – вот и вся литературная лаврская производительность за указанные два века. Но если бы нашлось и десять житий Саввинских святых, мы нисколько не удивились бы количеству, напротив испытывали бы одно удовольствие... Прежде всего мы имеем мученичество. 555 Агиограф по скромности не назвал своего имени, и только из другого современного памятника мы знаем, что составителем ξγησις τοι μαρτριον’а был современник, савваит Стефан. Об этом савваит Леонтий в ниже рассматриваемом житии св. Стефана говорит следующим образом: савваит Феоктист «очистился мученическим крещением, не причастным к вторичной нечистоте: он принадлежит к числу отцов, убитых варварами в великой лавре святого отца нашего Саввы, повествование о которых написал добродетельный авва Стефан, украшение нашей лавры» (§ 177). Что агиограф был современником события 796 г., явствует из следующих его слов: «я был очевидцем и зрителем избиения иноков, будучи хотя и недостойным, но одним из жителей сей смиренной лавры, находившихся во время самого губительного нашествия и нападения» (§ 2). Агиограф со всевозможною последовательностью и точностью передал рассказ о сарацинском нашествии, так что заслуживает полного внимания и доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В конце VIII века, именно в 796 году, перед Пасхою, Великая лавра подверглась нападению сарацин, живших за Иорданом. Она была разграблена и опустошена; многие иноки ее были умерщвлены, например, Иоанн, Сергий и Патрикий, память коих Церковь совершает 20 марта 327 . В первых годах IX столетия Великая лавра опять испытала тяжкое бедствие, которому подверглась вместе с другими обителями. В это время по причине междоусобиц между детьми халифа Гарун-аль-Рашида на Востоке, и в частности в Палестине, происходили страшные разбои и всякого рода насилия. В Палестине многие христиане подверглись мученической смерти, а другие толпами бежали на остров Кипр и в другие места; церкви были расхищены, многие обители разорены или совсем оставлены. Тогда оставлена была на время и Великая лавра св. Саввы. В XII веке Великая лавра была совершенно разорена арабами, жившими за Иорданом. Во время крестовых походов, когда латины овладели всеми важнейшими местами Святой Земли, лавра Саввы Освященного находилась в руках православных и игумен ее упоминается в летописях западных при явлении на Гробе Господнем святого огня в Великую Субботу. В начале XVI века лавра св. Саввы была совершенно оставлена греками по причине нестерпимых притеснений со стороны арабов. Через несколько лет некоторые благочестивые сербские иноки восстановили обитель, выстроив вне стен еще башню для защиты с приделом св. Симеона Сербского. Но спустя 70 лет после этого бедуины, напав на лавру, изгнали из нее иноков, разорили обитель, разрушили самые ее стены. С тех пор лавра оставалась в совершенном запустении более ста лет до конца XVII столетия; в этом столетии патриарх Иерусалимский Досифей совершенно восстановил знаменитую обитель Саввы Освященного и привел ее в тот вид, в каком она находится ныне 328 . Из подвижников, процветавших в Великой лавре, известны: V века – Иоанн Постник ; VI века – Иаков, Анфим, Афродисий, Флаис и Геласий, ученики преподобного Саввы; Кириак, Афанасий, Каллиник, Иоанн Савваит, Иоанн Молчальник епископ и Кирилл Скифопольский ; VII века – Антиох и Леонтий писатели; VIII века – Иоанн Дамаскин , Иоанн, Сергий, Патрикий и Анастасий, избиенные сарацинами; IX века – Иона и Михаил черноризец. Не упоминаем о тех знаменитых мужах, которые также жили и подвизались в Великой лавре, каковы: Косма Маюмский (память 12 октября), Стефан Савваит (память 28 октября), Феодор Начертанный (память 27 декабря), Феофан Исповедник Савваит (память 11 октября) и Феодор, епископ Эдесский (память 9 июля). Они действовали на других поприщах служения Церкви Христовой и в Великой лавре полагали только начало подвижничества, приготовляясь к будущей великой деятельности. Но первое место в ряду подвижников Великой лавры занимал сам основатель ее. О нем и поведем прежде всего речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В иерусалимском уставе он уже был в конце XI века при Никоне черногорце. Он не внесен в месяцеслов Василия, ибо нечего было писать о сем празднике, основанием коего не было какого либо события кроме посвящения Архангелу храма, за тем он не вошел и в другие прологи, составлявшиеся на основании прежних.     Пр. Стефан Савваит старший. Он был племянник св. Иоанна Дамаскина от его родного брата, родился в 725 году, на 10 году принят в лавру св. Саввы и провел всю жизнь в ней и частию в пустыне около нее и скончался 69 лет в 794 году от Р. X. Он при жизни своей совершил много знамений и чудес, открывая другим мысли сердечные, предсказывая будущее, изгоняя бесов, врачуя болезни, наконец предузнал свою кончину; посему он называется чудотворцем. Жизнь его очень подробно описана учеником его Леонтием, который провел под его руководством 4 года пред кончиною. Она помещена в Деяниях св. (Iul. III. р. 524—612), но без начала, ибо такую рукопись имели издатели. Она неизвестна была св. Димитрию ростовскому. В прологе св. Стефан в отношении к кончине смешивается с мучеником Серапионом. Сего святого Стефана должно отличать от другого Стефана савваита, творца канонов, который хвалится Леонтием в житии. Св. Стефан чудотворец скончался в 794 году после Фомина воскресенья во вторник 1 апреля и похоронен 2 апреля. Почему память его совершается 13 июля неизвестно, по причине ли перенесения празднования ему с апреля по случаю праздника Пасхи или по причине перенесения мощей его. Другой же Стефан савваит, творец канонов, описал нападение на лавру сарацын, бывшее в 796 году (см. 20 марта) и память его 28 октября.     Муч. Серапион. Он сожжен князем Акилою в правление импер. Севера (193—210). В месяцеслове Василия говорится, что после исповедания имени Христова он был жестоко сечен, строган по всему телу и потом томим в темнице голодом. Выведенный из темницы совершенно здравым (ибо его исцелил I. Христос), он привел всех этим в удивление и осужден на сожжение. Бароний относит кончину его в 205 году. Место его страдания неизвестно.     Муч. Маркиан. Обращенный и обращавший других во Христу юноша Маркиан из Иконии ликаонской представлен в Каппадовию правителю Переннию, после льстивых увещаний строган по ланитам, резан по жилам, потерпел изрезание языка ножем, был положен на разженную сковороду и наконец усечен мечем. Бароний относит правителя Перенния в 243 году. У Мюллера кончина его полагается около 258 г. вернее. Сн. Деян. св. (Iul. III. 185). Сн. заметку 12 сент. о Коронате.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С крестом в руке, оружием непобедимым, изображается на святых православных иконах святая дева, победительница греха и смерти. По ее молитвам исцеляются недуги, «кровоточивые и прокаженные очищаются», «смрад страстей отгоняется». По ее молитвам верующие обретают свет Божественного ведения, приуготовляя себя к восхождению.в Чертог Небесный. Святые мученики Терентий и Неонилла Святые мученики Терентий и Неонилла . Блаженный Терентий, благочестивый христианин, и его единоверная жена Неонилла имели семерых детей: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникию, которых они воспитали в благочестии. В царствование Декия (249–250) вся христианская семья была схвачена нечестивыми и представлена на беззаконное судилище. Мучители требовали отречься от Христа, но святые единогласно исповедали Христа и хулили идолов. Тогда их повесили, строгали тела и поливали раны уксусом, а снизу еще палили огнем. Святые молча терпели мучения и в душе молились Богу об утешении и подкреплении. Господь послал Своих Ангелов, которые освободили святых мучеников от оков и подали исцеление их язвам. Видя терпение мучеников, нечестивцы дивились и приходили в ужас, придумывая все новые мучения. Святых бросили на съедение зверям, но по Божию повелению звери были кротки, как овцы, и не принесли никакого вреда; тогда мучеников опустили в котел с кипящей смолой, но огонь тотчас угас, а смола стала похожа на холодную воду. Убедившись, что муки вовсе не приносят вреда святым, злочестивые мучители мечом отсекли им головы. Преподобный Стефан Савваит Преподобный Стефан Савваит подвизался в обители Саввы Освященного и был современником святого Стефана чудотворца (память 13 июля). Известен как писатель канонов. Блаженная кончина преподобного Стефана Савваита последовала в начале IX века. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1651–1709), в Крещении Даниил, – сын украинского сотника Саввы Туптало и его набожной и добродетельной супруги Марии. В 1662 г. поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в 1668 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

641.             Софроний, патриарх Иерусалимский. 11 марта. 655.             Мартин, папа Р., исповедник. 14 апр. 660.             Зосима преп., еп. Сиракузский. 30 марта. 662.             Максим исповедник, преп. Цареград. 13 авг. 681.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 6-й. 23 янв. 682.             Агафон преп., папа Р. 20 февр. 686.             Феодор, архиеп. Цареград. 27 дек. 8 век Григорий, еп. Акрагантийский. 23 ноября. Фалассий, преп. Ливийский. Субб. с. Антиох, преп. Палестинский. Субб. с. Иоанн Савваит, современник Иоанна Лествичн. Субб. с. Виталий, преп. из обители Серида. 22 апр. Павсикакий, еп. Синадский. 13 мая. Иоанн, преп. Раифский, друг Лествичника. Субб. с. Георгий преп., Хозевит. 8 янв. Анастасий преп., исповедник с преп. Максимом. 21 января. Ок. 730.       Ипатий, еп. Ефесский, и Андрей пресв., мучч. 21 сент. Герман, архиеп. Константинопольский. 12 мая. 740.             Землетрясение в Цареграде. 26 окт. 716–741.       Иулиан, Маркиан, и другие, мучч. при Льве Исаврянине. 9 авг. Георгий Лимнеот, пр. Олимпийский, исповедник. 24 авг. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник. 10 окт. Василий, еп. Парийский, исповедник. 12 апр. Иоанн, еп. Поливота Асийского. 1 дек. Ок. 742.       Петр, пресв. Капетолийский, мученик Дамасский от Агарян. 1 окт. 745.             Стефан исповедник, еп. Сурожский. 15 дек. 761.             Андрей, преп. Критский, муч. Цареград. 17 окт. 767.             Стефан новый, Василий, другой Стефан, два Григория и др., мучч. Цареградские. 28 ноября. 741–775.       Иаков преп., исповедник при Копрониме. 21 марта. Анфуса преп., дочь Конронима. 12 апр. Анфиса преп. и 90 сестер ее, страдавшие за иконы. 27 июля. 780.            Иоанн Дамаскин, Савваит. 1 дек. 781.            Павел, патриарх Цареград. 30 авг. Феофил новый, муч. Кипрский от СарацИн.30 янв. 787.             Собор Никейский 2, Вселенский 7. 11 окт. 780–790.       Михаил, преп. Зовийский, и с ним 36 иноков, мучч. от СарацИн.1 окт.; 790.             Исихий, преп. Вифинский. 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Саввы. Мон-ри И. п. наряду с Иерихоном находились в юрисдикции одного из архиереев ИПЦ, епископа Иорданского (епископа мон-ря Хор?) (упоминание о нем встречается в Житии Антония-Раваха и др. источниках). Лавра прп. Саввы в VII-VIII вв. оставалась одним из важнейших духовных и культурных центров всего восточнохрист. мира. Там подвизались поэты и богословы Андрей Критский (70-80-е гг. VII в.), прп. Иоанн Дамаскин (30-40-е гг. VIII в.), Косма Маюмский , агиографы Стефан Савваит Младший и Леонтий Савваит (оба в кон. VIII в.), богослов и полемист Феодор Абу Курра (кон. VIII в.) и др. В VIII-IX вв. мон-ри И. п. стали очагом сопротивления иконоборчеству . В монашеской среде обсуждались и др. богословские вопросы, о чем свидетельствуют полемика прп. Иоанна Дамаскина с Анастасием, игуменом мон-ря прп. Евфимия, выступление в нач. IX в. монахов лавры прп. Саввы против введения в Символ веры Filioque , принятого у «франкских» монахов, поселившихся в то время на Св. земле. Основным источником сведений о повседневной жизни монашества И. п. является Житие прп. Стефана Савваита Старшего Чудотворца (725-794), написанное его учеником Леонтием в нач. IX в. по-гречески, а в 902 г. переведенное на арабский язык одним из монахов лавры прп. Саввы. Этот памятник во многом близок к таким образцам монашеской лит-ры, как «Луг духовный» Иоанна Мосха, и отражает схожие бытовые реалии и представления о традиции аскезы. Часть монахов продолжала жить уединенно в пещерных келлиях, лишь по воскресеньям они собирались в церкви лавры прп. Саввы. Были отшельники, жившие у Иордана; на время Великого поста нек-рые из монахов по-прежнему уходили на берега Мёртвого м. или в удаленные пещеры. Внутри монашеского сообщества существовала некая иерархия; сохранились сведения о конфликте «новоначальных» монахов с «высокими» старцами лавры. Несмотря на изредка случавшиеся нападения бедуинов на отшельников, монашеская жизнь была довольно спокойной, и среди палестинских христиан бытовало убеждение, что пребывание в мон-ре намного комфортнее, чем в миру.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших При Константине Копрониме многие православные воины, оставив воинское звание, приняли монашество. Многих из них беззаконный царь после мучений приказал лишить жизни. Одного, по имени Василия, он сначала ослепил. Когда же святой Василий и после ослепления стал воздавать поклонение святым иконам, мучитель вонзил меч в чрево Василия, так что обнаружились все его внутренности. В это же время приял мученический венец за святые иконы и святой Стефан в Константинополе. Кроме этих были сосланы в заточение два Григория с некоторыми другими, где и скончались. Наконец святой Иоанн был изгнан в Дафну где, по приказанию царя, его часто подвергали биению, от чего он и скончался. Память 29 ноября Память преподобного отца нашего Акакия Синайского Блаженный Иоанн Лествичник пишет в книге своей о преподобном Акакии так: Великий Иоанн Савваит рассказал мне происшествие истинное и повествование достойное. Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика, по имени Акакия, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения. Я же (говорит Иоанн Савваит к Иоанну Лествичнику), видя каждый день его таким, как будто он купленный раб или пленник, и терпит крайнюю беду, нарочно встречал его и спрашивал: — Что ты, брат Акакий? как проводишь нынешний день? Он же отвечал: — Как перед Господом Богом, — так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему: — Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасения тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Начавшееся в 726 г. иконоборческое движение в Византии вызвало резкое неприятие на правосл. Ближ. Востоке. В Палестину бежали визант. монахи, спасаясь от гонений иконоборцев. В 50-х гг. VIII в., вероятно после иконоборческого Иерийского Собора 754 г., в Иерусалиме состоялся Собор под председательством патриарха Феодора I, на к-ром ИПЦ осудила иконоборчество ( Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 3. Pt. 2. P. 676). В день Пятидесятницы 764 г. патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима по предварительному согласованию каждый в своем городе предали анафеме еп. Косму Епифанийского, примкнувшего к иконоборцам ( Theoph. Chron. P. 433-434). В актах VII Вселенского Собора 787 г. сохранилось послание патриарха Феодора I Иерусалимского († после 767) к патриархам Александрии и Антиохии, в к-ром обосновывалось почитание мощей и икон ( Mansi. T. 12. Col. 1136 sq.; ДВС. Т. 4. С. 406-411). На Соборе присутствовали представители 3 вост. патриархов синкелл Иоанн и игум. Фома, поддержавшие соборные решения о восстановлении иконопочитания ( Муравьев. 1844. Ч. 1. С. 319-322, 330, 334-337). В VII-VIII вв. палестинские христиане еще сохраняли культурные связи с Византией. Хотя большинство православных Св. земли были не греками, а эллинизированными арамеями и арабами, языком христ. лит-ры оставался преимущественно греческий. Богослужение также велось на греческом и при необходимости дублировалось на сирийском. Мозаики палестинских церквей VIII в. представляют собой редкие образцы визант. изобразительного искусства, совр. иконоборческой эпохе, не оставившей аналогичных памятников в самой Византии. С Палестиной связана значительная часть жизни прп. Анастасия Синаита , визант. богослова кон. VII в. Свт. Андрей Критский (ок. 660-740) 1-ю половину жизни провел на Ближ. Востоке, был секретарем местоблюстителя Иерусалимского престола. В лавре св. Саввы и в Иерусалиме прошли наиболее плодотворные годы жизни прп. Иоанна Дамаскина († ок. 750). Сводный брат прп. Иоанна Дамаскина прп. Косма Маюмский , также монах лавры св. Саввы Освященного и впосл. епископ Маюмы, оставил огромное поэтическое наследие. Прп. Стефан Савваит (Младший) и Леонтий Савваит на рубеже VIII и IX вв. создали ряд агиографических произведений о палестинских подвижниках и мучениках своего времени.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Стефан Савваит , прп., творец канонов (28 октября/10 ноября) Стефан Сербский , Бранкович, прав. (9/22 октября) Стефан Сербский , Щилянович, князь (4/17 октября) Стефан Сурожский , архиеп., исповедник (15/28 декабря) Стефан Урош V , царь Сербский (2/15 декабря; 30 июня/13 июля) Тавифа Иоппийская , прав. (25 октября/7 ноября; в Неделю о расслабленном) Тамара Грузинская , блгв. царица (1/14 мая; в Неделю св. жен-мироносиц) Тамбовских святых собор (28 июля/10 августа) Тарасий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Тарасий Константинопольский , архиеп. (25 февраля/10 марта) Тарах Тарсийский , мч. (12/25 октября) Татиана Римская , дева, диакониса, мц. (12/25 января) Терентий Петрийский (Африканский), Карфагенский, мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Терентий , мч. (28 октября/10 ноября) Тертий (Терентий), ап. от 70-ти, еп. Иконийский, сщмч., ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 21 июня/4 июля; 30 октября/12 ноября; 10/23 ноября) Тимолай (Тимофей) Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Тимон , ап. от 70-ти, из 7 диаконов, еп. Бострийский, сщмч. (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа; 30 декабря/12 января) Тимофей Олимпийский (в Симв!олех), пустынник, прп. (21 февраля/6 марта) Тимофей Фиваидский , чтец, мч. (3/16 мая) Тимофей , ап. от 70-ти, еп. Ефесский, сщмч., ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 22 января/4 февраля) Тит , ап. от 70-ти, еп. Критский, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 25 августа/7 сентября) Тит , иеромонах, чудотворец (2/15 апреля) Тит Печерский , бывший воин, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (27 февраля/12 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Тит Печерский , пресвитер, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 февраля/12 марта; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Тихон Амафунтский , еп. (16/29 июня) Тихон Воронежский , Задонский, еп., чудотворец (13/26 августа) Тихон Луховской , Костромской, прп., чудотворец (16/29 июня; 26 июня/9 июля) Тихон Медынский , Калужский, прп. (16/29 июня) Тихон Московский и всея Руси, патр. (25 марта/7 апреля; 26 сентября/9 октября; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010