По этому последнему счету, Стефан скончался в 794 г., или точнее в понедельник 30 марта 794 года, что вполне оправдывается таблицами Гаусса; стало быть святой родился в 725 году. По § 184, он 9 лет (до 734 г.) жил в своем селении, несомненно палестинском или вообще малоазийском, в обществе отца (о матери не упоминается), его брата, то есть своего дяди, своего более старшего брата и пр. В 734 г. Стефан со своим дядей прибыл в Иерусалим и поступил в Саввину лавру. До 749 года и дядя и племянник несли в лавре иго послушания и подчинения, именно; в 734–738 гг. на Стефане лежала должность канонарха, в 738–740 гг. – хлебодара, в 741 г. игуменарха и в 742 г. – странноприимника. С 749 до 754 г. Стефан «безмолвствовал о Христе, совсем не покидая кельи, не выходя иначе, как по субботам и воскресениям»; мало того, он и других просил не беспокоить его в остальные дни, для чего прибил надпись на верхнем карнизе дверей своей кельи: «Господа ради, простите мне, владыки отцы, и не тревожьте меня, кроме субботы и воскресенья, в кельи». С 762 г. начинается его беседование с Богом. Около этого вероятно времени, 14 сентября он был рукоположен в сан пресвитера (§ 9). С 762 до 777 года Стефан совершил три Четыредесятницы в пустыне, облеченный во власяницу, живя около Мертвого моря, питаясь верхушками тростника и диких пальм, а иногда немногими бобами. Далее он принял к себе учеников, дав им очень удобную келью, бывшую вдали от места его уединения. Среди этих учеников помянуты: 1. Евстратий, докладчик старцу о посетителях (§ 12). Благодатью св. Стефана сотворил чудо – открыл накрепко запертую дверь (§ 15) и нашел спрятанные веревки (§ 16). Как савваит, он был учеником Стефана и силою учителя исцелил больную 10-ти летнюю девочку (§ 24); при посредстве Евстратия один житель Иерихона получил доступ к Стефану и был обрадован исцелением его сестры (§§ 25, 26); ходил со старцем в нижнюю пустыню, где находится гробница Великого Феоктиста. Хотя соседние арабы и предупреждали, что никто не может войти в место, где находится гроб; но старец привел Евстратия к останкам Феоктиста, взял один из зубов его вместе с небольшими частицами лежащих с ним св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Старался св. Иоанн отвратить и ту опасность, которая постоянно грозила христианам со стороны последователей Магомета, господствовавших на востоке. Для привлечения ли христиан к магометанству, или только с целью издеваться над христианами, магометане предлагали христианам затруднительные вопросы, на который не всякий мог найти скорый и правильный ответ. Св. Дамаскин написал «разговор христианина с Сарацином», в котором разрешил возражения, предлагаемые магометанами, и руководясь которым каждый христианин мог победоносно выходить из спора с магометанами 69 . Между тем и иконоборцы продолжали свои враждебные действия против Церкви. Сын Льва Исавра, Константин Копроним продолжал начатое отцом, и еще с большею жестокостью преследовал православных чтителей св. икон. В 754 г. он созвал в Константинополе нечестивое соборище, на котором, осудив иконопочитание, иконоборцы провозгласили анафему подвизавшимся с особенною ревностью против них: св. Герману патриарху, Георгию кипрскому и св. Иоанну Дамаскину 70 . Православные не умедлили возвысить свой дерзновенный голос против нечестия. Одним из самых ревностных поборников православия был препод. Стефан, подвизавшийся в горе св. Авксентия в Вифинии и пользовавшийся всеобщим уважением за святость жизни 71 . Три восточные патриарха: александрийский, антиохийский и иерусалимский, и римский папа Стефан также писали императору, что хотя и много епископов подписало определение против иконопочитания; но, не смотря на свою многочисленность, они не имели права утвердить заблуждение вопреки преданию Церкви 72 . И св. Иоанн Дамаскин не оставлял по временам возвышать голос свой против господствующего нечестия, как свидетельствует св. Стефан мученик 73 . В обители св. Саввы пр. Иоанн имел своих учеников: ближайшим к нему, без сомнения был его племянник пр. Стефан Савваит. С ним провел он пятнадцать лет, начиная с десятилетнего возраста, под его руководством положил начало иноческих подвигов и после него прославился святостью жизни 74 . Известны и некоторые другие из учеников св. Иоанна, как то: Феодор Абукара и Иоанн, епископ лаодикийский близ Ливана, оставившие нам некоторые из рассуждений св. Иоанна Дамаскина , записанные со слов его 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мирно жил и подвизался в лавре св. Саввы преподобный Иоанн. Но обстоятельства принудили его оставить свое любимое уединение и предпринять далекий путь. Преемник императора Льва Исавра, его сын Константин Копроним 383 , продолжил гонение на святые иконы и еще с большею жестокостью преследовал почитателей священных изображений. К величайшему несчастью, нашлись и теперь епископы, разделявшие заблуждение императора относительно иконопочитания. Св. Иоанн, ревнитель чистоты православного учения, не мог равнодушно слышать о бедственном состоянии православных, о насилии и жестокостях, каким они подвергались. Он отправился в Константинополь, явился к императору и смело и сильно обличил его в нечестии, от которого страдала Христова Церковь ; обличил и единомысленных с ним епископов, назвав их низкими человекоугодниками. Как ни злобился император на дерзновенного обличителя, но на этот раз оставил его в покое. Зато когда Копроним в 754 году созвал в Константинополе нечестивое сборище 384 , на котором было осуждено иконопочитание, император сам провозгласил с церковного амвона анафему ревностному защитнику святых икон: «Бесчестному мансуру и сарацину – анафема!» Иоанн снова стал действовать письменно против иконоборцев и в защиту святых икон, снова явились и распространились по христианскому миру его обличения иконоборческой ереси; отправлено было и самому императору сильное обличительное послание. Злобный Копроним не оставил главного своего противника без отмщения: есть предание, что св. Иоанн Дамаскин страдал за святые иконы, быв заключен по распоряжению императора в темницу. Как долго св. Иоанн находился в темнице и когда это было, неизвестно. Иоанн Дамаскин имел достойных учеников, коих он руководил на пути духовной жизни. Первым и ближайшим к нему учеником был родной племянник его, преподобный Стефан Савваит. Десяти лет Стефан прибыл к великому дяде своему в то время, когда он находился в Иерусалиме. Переселившись с ним в лавру, Стефан жил при св. Иоанне пятнадцать лет, положил под руководством его начало подвижнической жизни и по кончине причислен к лику святых 385 . Из других учеников св. Иоанна известны Феодор Абукара 386 и Иоанн, епископ Лаодикии Сирской. Эти ученики сохранили некоторые мысли и рассуждения великого отца, записанные ими со слов его во время бесед с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Полагают также, что именно Архангел Гавриил укреплял Господа в Его молитве на горе Елеонской ( Лк.22, 43 ) и сообщил женам-мироносицам о Воскресении Христовом ( Мк.16:5–7 ). Архангел Гавриил предстал также и Матери Божией, когда Она молилась на Елеонской горе и возвестил: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!» В знамение торжества Благодатной над телесной смертью Архангел Гавриил вручил Ей райскую ветвь от финикова дерева. В православной иконографии святой Архангел Гавриил обычно запечатлен в образе Ангела-Благовестника с оливковой ветвью в руках – символом примирения Бога и творения. Этот образ помещают в храме над Царскими вратами. Святая Церковь , вспоминая многократные явления Архангела Гавриила в истории Ветхого и Нового Завета, возносит горячие молитвы к этому неусыпному ходатаю, заступнику и благодетелю рода человеческого. Литература: 1 . Святой Дионисий Ареопагит . О Небесной иерархии. М., 1848. 2 . Орнатский Ф. Слово об Ангелах. СПб., 1894. 3 . Глаголев А. Основные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах. Киев, 1900. 4 . Серафим (Звездинский) , архимандрит. Ангелы. М., 1916. 5 . Антоний (Блум), митрополит. Об именах и Ангелах. – В кн.: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди». Париж, 1982. Преподобный Стефан Савваит родился в 725 году. Его отец был младшим братом преподобного Иоанна Дамаскина (память 4 декабря). В десятилетнем возрасте святой Стефан впервые приехал в Иерусалим, где в то время проповедовал преподобный Иоанн, живший в обители преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой Иоанн взял племянника к себе и с того времени стал его воспитателем, учителем и духовным наставником. Преподобный Иоанн обучил святого Стефана различным наукам, начиная с грамматики и кончая философией и богословием. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, он передал свои знания и богатый духовный опыт талантливому воспитаннику, который стал его послушником. Главное, преподобный Иоанн научил святого Стефана внутренней духовной жизни и стал для него образцом подвижничества. «Сын послушания», преподобный Иоанн прежде всего научил этой добродетели святого Стефана. Словом и делом он также научил его нестяжательности, телесной чистоте, свободе от греховных помыслов и трудолюбию. Занимаясь учеными трудами, преподобный Иоанн приобщил к этому труду и святого Стефана. Так телесные родственные узы со временем скрепились еще более крепкими узами духовного родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На исповедь к старцам шли простые верующие. Уже преп. Антоний Великий принимал исповедь борющих помыслов, может быть, не от одних монахов. О преп. Иоанне Ликопольском в монахов» рассказывается: «Согражданам, которые постоянно приходили к нему по своим нуждам, он предрекал будущее и обнаруживал тайные дела каждого… обличал виновных». Старец-подвижник занимается исцелением больных человеческих совестей своих мирских посетителей; может быть, предписывает им и покаяние. Дело здесь обходится без исповеди только вследствие его прозорливости 603 . Один знатный араб V столетия, обратившись ко Христу, дал обет не вкушать никакой мясной пищи, а потом раз соблазнился и хотел съесть птицу. Но птица превратилась в камень и, вразумленный этим чудом, араб отправился, к преп. Симеону Столпнику († 459), «открыл ему тайную вину свою, объявил пред всеми нарушение обета и, взывая к Богу о помиловании, просил святого старца, чтобы он своими молитвами исходатайствовал ему разрешение от уз сделанного греха» 604 . В «Луге духовном» рассказан такой случай. К авве Иоанну, игумену монастыря Гигантов (в Антиохии), пришел молодой человек. «Ради Бога прими меня, – говорил он, – я желаю раскаяться» (θελ γρ μετανοσαι). В смущении он не мог рассказать своего греха, а игумен настаивал на этом, говоря, что епитимии, которые могут исцелять грешную совесть, должны точно соответствовать виду греха и, значит, грех должен быть открыт духовному врачу: «Одним способом врачуется блудник, другим – убийца, третьим – лживый врач ( φαρμακς – чародей) и совсем иное нужно «для сребролюбца». Юноша покаялся в гробокопательстве 605 . Справедливо подмечено, что игумен Иоанн здесь представляется уже опытным совершителем покаяния и, судя по сделанному им перечню смертных грехов (особенно убийства и чародейства), покаяния мирских людей 606 . Преп. Стефан Савваит, о покаянной деятельности которого приходилось нам говорить выше, врачевал духовно не только монахов, но и мирян. «Св. Стефан, – говорится в житии его, – наставлял не только нас, учеников своих, но и всех приходивших к нему из великой нашей лавры и отовсюду, иноков и мирян ( και πανττε της γης μονχων τε και λακων προσερχομνων)… Он врачевал всех и исцелял не только от душевных страстей, но и от телесных болезней» 607 . Преп. Феодор Студит , который, как известно, был саном пресвитер, принимал на исповедь к себе как монахов, так и мирян. Когда подвижник умирал, его спросили «о монахах и мирянах, бывших под епитимией», значит у него покаявшихся, и преподобный простил и разрешил их 608 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Ок. 790.       Стефан Савваит, творец канонов. 28 окт. 796.             Иоанн, Сергий, Патрикий и др. препп. Савваиты, убиенные Сарацинами. 20 марта. 9 век Григорий, архиеп. Александрийский. 5 ноября. Анна, преп. Вифинская. 29 окт. Иоанн, еп. Готфский. 19 мая. Епископы Катанские: Савин преп. 15 окт. Лев. 20 февр. Феодора, Кесарийская дева, преп. 30 дек. Андрей, архиеп. Критский. 4 июля. Косма, еп. Маиумский. 12 окт. Иоанн Исихаит, исповедник. 26 мая. Иларион новый, игумен Пелекитский, исповедник. 28 марта. Стефан преп., основатель Хинолакковой обители. 11 янв. Каллиник, патриарх Цареградский. 23 авг. Филарет милостивый. 1 дек. 806.             Тарасий, патриарх Цареградский. 25 февр. Ок. 806.       Перенесение мощей Ферапонта, еп. и муч. Кипрского, в Царьград. 25 мая. 813.             Платон, игумен Студийский. 5 апр. 816.             Георгий, митрополит митилинский, исповедник. 7 апр. 811–817.       Мануил, еп. Адрианопол. Георгий, еп. Девольтский, п пр. более 377, мучч. Болгарские. 22 янв. 818.             Феофан исповедник, инок Сигрианский. 12 марта. 820.             Михаил, еп. Синадский, испов. 23 мая.       Иаков исповедник, преп. Студийский. 24 марта. Лука преп., из Тавромены. 6 ноября. 813–820.       Григорий, еп. Антиохии Писидийской, исповедник при Льве Армянине. 10 апр. Никита, архиеп. Аполлониадский, испов. 20 марта. Емилиан, еп. Кизический, испов. 8 авг. Афанасий, преп. Павлопетрийский. 22 февр. Стефан, игумен триглийский, испов. 28 марта. Халкидонские епп. и исповедники: Косма 18 апр. Никита. 28 мая. Феодосия девица, преподобномуч. Цареград. 20 мая. Прокопий Декаполит, инок и испов. 27 февр. Василий преп., спостник Прокопия и испов. 28 февр. 824.            Никита преп., игумен Мидикийской обители, исповедник. 3 апр. 825.            Иосиф, еп. Солунский, брат Феодора Студита . 26 янв. 826.             Феодор, преп. Студийский. 11 ноября. 829.            Никифор, патриарх Цареградский. 2 июня. 830.            Макарий, игумен Пеликитской обители. 1 апр. 840.             Евфимий, еп. Сардийский, исповедник. 26 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Стефан Савваит, прп. † 794 г. (Болланд.). Палестинский подвижник. Житие его, написанное Леонтием, учеником святого (стр. 549), вскоре после смерти святого и нападения на лавру сарацин в 796 г. (см. стр. 578), интересное для истории монашества в бывших византийских областях, и для истории религиозных исканий эпохи иконоборцев (см. рассказ Леонтия о своих сомнениях). Издано в AASS, июль III, 504−588. Память 13 июля. Стефан, еп. Сурожский. † в конце VIII в. Сын знатных родителей из Каппадокии, учился в Константинополе. Краткое синаксарное житие позднего происхождения, написанное в Суроже. Издано В.Г. Васильевским («Лет. занятий Археогр. Комиссии», 1893 г. стр. 74−79). Обширное славяно-русское житие святого, написано в южной России в первой половине XV века, и не имеет значения, кроме рассказа о посмертных чудесах, восходящего к древнему греческому оригиналу (см. исследование Васильевского, стр. –CCLVI). Память 15 декабря. Таисия блудница, прп. † 340 г. (Сергий). Цикл сказаний о знаменитой александрийской куртизанке, собрал и издал Nau («Annales du Musée Guimet», v. XXX отд. 3. стр. 76−113). Основным ядром многочисленных легенд V–VI в. (греческих и сирийских) Nau считает патериковый рассказ IV–V века, напечатанный в «изречениях отцов» у Migne, P.G., 65, 413−416. Память 8 октября. Тарасий, патриарх Константинопольский. † 806 г. (Болланд.). Сын Константинопольского патрикия. Очень риторичное житие, написанное в классическом стиле Игнатием, учеником и другом Тарасия, прошедшим литературную и риторическую патриаршую школу под руководством святого. Издано Heikel’eм («Acta Societatis Scientiarum Fennicae» 1891 г. стр. 395−423). Память 25 февраля. Тихон, еп. Амафунтский (на Кипре). † 408 г. (Сергий). Сын кипрского булочника. Фрагменты риторичного, написанного ритмически жития-похвалы Иоанна Милостивого и краткое epitome, суммирующее это первое житие, и тоже приписанное Иоанну (стр. 154). Изданы Usener’oм («Sonderbare Heiligen», I в. стр. 11−154). Житие в поздней обработке Неофита, издано в Anal. Boll. XXVI, 229−232. Память 16 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Первым св. мучеником считается обыкновенно архидиакон Стефан (πρωτομρτυς). Иногда византийские писатели подымаются выше и первым мучеником считают св. Иоанна Крестителя: напр. Стефан Савваит называет Предтечу μρτυς κα μαρτρων πρτος; 2 однако это не совсем точно: мучениками мы называем исповедников веры, положивших живот свой за истину Бога, а не только исповедников нравственности, каким был по преимуществу св. Иоанн как мученик. Юная христианская община, оплакав кончину одного из 70 апостолов, надо полагать, прежде всего занесла в свою памятную книгу это имя; и с того времени ежегодно 27 декабря в молитвенном единении воспоминала св. Стефана и в памяти и в воспоминании о деятельности его почерпала новые силы к укреплению и утверждению веры. Ближайшие свидетели мученической кончины членов христианской общины и в последующее время все заносили и заносили имена новых мучеников и день их кончины: памятная книга отдельных провинций все разрасталась. С течением времени, как естественный шаг, для нужд христианской общины явилась необходимость иметь общий календарь с именами всех мучеников, пострадавших на обширной территории Римской империи. И число этих мучеников к IV веку разрослось настолько, что в календаре не оказалось ни одного дня без памятей мучеников. Но ранее того как христианская религия уже объединила обе части Римской империи, не сохранилось ни одного такого календаря; старейшие из них, Сирийский и Псевдоиеронимов мартирологи, относятся лишь к V веку. Рядом с голою отметкою имени одного мученика писалось иногда μαρτριον другого, особенно в том случае, когда при казни присутствовал какой-нибудь тайный христианин, который нередко и уносил тело мученика в сокровенное место. Конечно, среди бивуачной жизни христиане в своих μαρτρια не могли преследовать каких-либо литературных целей. Написанные наспех, эти μαρτρια не отличались должною правильностью речи и в сущности давали очень мало исторических черт по сравнению с краткими календарными отметками: главнейшим придатком является здесь имя императора, епарха, анфипата или префекта и т. д., при которых пострадал мученик. Но как ни слабы были эти μαρτρια в литературном отношении, они тщательно сохранялись, ибо христианская община хотела прежде всего читать или слушать только память мученика, совсем не обращая внимания на её литературную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010