Преподобный Симеон Мироточивый был отцом известного просветителя Сербии, святителя Саввы, архиепископа Сербской Православной Церкви, который добился от Константинопольской Патриархии автокефалии Сербской Церкви. Святой Савва совсем юным ушел вместе с русскими монахами в русский монастырь на Афоне. Его отец Стефан Неманя был сербским властителем, а когда Сербия стала королевством, то королём, или великим князем. Он владел землями на Балканском полуострове, которые населяли православные сербы. Он положил начало династии Неманичей, которая правила до турецкого нашествия. Затем сербы в течение пятисот лет были под турецким игом – вдвое больше, чем монголо-татарское иго на Руси. Когда Стефан узнал, что его сын Ростислав, или Растко, как звали его сербы, бежал на Афон, он послал за ними погоню. Но когда посланцы подъехали к монастырю, они увидели Растко в монашеском одеянии – русские монахи успели совершить постриг. Растко бросил слугам отца свою мирскую одежду со словами: «Растко умер, жив только монах Савва». Это был ответ отцу, семье, всем людям. Когда Стефан Неманя понял, что вернуть сына не удастся, он многое передумал, пережил, переоценил. В конце концов он и его жена решили последовать примеру сына и уйти в монастырь, чтобы служить своему народу уже иначе, духовно. Стефан поехал на Афон и стал послушником у собственного сына, иеромонаха Саввы. Такова была глубина его смирения. Там Стефан принял имя Симеон – в честь Симеона Богоприимца. В монастыре он скончался в глубокой старости. Когда Стефан уехал на Афон, его жена ушла в женский монастырь в Сербии. После того как Стефан покинул Сербию, здесь начались беспорядки, которые грозили стране гибелью. Нужно было освободить народ от страшной борьбы и вражды, которая возникала в разных кругах и в разных местах. Но, увы, так же, как это было в России с удельными князьями, началось соперничество за престол между братьями Саввы, детьми Симеона. И тогда Савва взял мощи своего отца, вернулся в Сербию и призвал братьев почтить останки отца и здесь, у этих останков, примириться друг с другом и сохранить порядок и единство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Блаж. Стефан с молодых лет подвизался под руководством пр. Феодосия печерского и был искренним учеником его. Он был в обители Феодсия доместиком или главным уставщиком по клиросу. Пр. Феодосий столько отличал его своим вниманием, что по временам поручал ему вместо себя говорить поучения братии. Пред смертью Феодосия братия просили назначить им в игумена Стефана доместика: «он вырос под твоей рукой, говорили они, послужил тебе, дай нам его». И Феодосий, соглашаясь на желания братии, сказал Степану: «се, чадо, вручаю тебе монастырь, блюди его с опасением и храни, что я устроил относительно службы, не изменяй преданий монастырских». 971 Блаж. Стефан с ревностью исполнял заповеди наставника своего. Ему надлежало заботиться о построении храма, который заложен был пр. Феодосием. Спустя три года огромный храм в черне окончен постройкой. Так как новый храм сей от древнего монастыря стоял почти на двести сажень в юго-западном направлении: то необходимость требовала перевести туда и монастырь. Блаж. Стефан построил вблизи нового храма деревянные келлии и перевел в них братию из старого монастыря. В последнем оставлены только немногие для погребения умирающих и для ежедневного совершения литургии за усопших братий. Старый и новый монастыри разделялись теперь двором, который устроен был Феодосием для принятия странных. Стефан обнес и монастыри, и двор деревянной стеной. Блаж. Стефан не успел окончательно устроить нового храма. Братия, которые сами выпросили его в игумена, неизвестно с чего и по какому случаю, до того восстали на него, что он принужден был отказаться от игуменства и оставить монастырь. Это было в 1078 г. 972 Блаж. Стефан благодушно перенес скорбь изгнания из обители, которая поручена ему была отцом и наставником его Феодосием. Многие из вельмож и людей богатых были духовными его детьми, и очень жалели о его скорбном положении. Привязанный сердечной любовью к печерской обители, он не хотел далеко уходить от нее. На другом отроге печерской горы он основал новый монастырь в честь пр. Богородицы, в память положения ризы Ее во Влахерне, который по месту называли Кловским, а по храму Влахернским. 973 Это был памятник благодеянию Богоматери к любимой печерской обители. Стефан видел, пишет блаж. Симон, как пришли из Греции мастера каменного дела, с иконой Богоматери и рассказали видение Царицы небесной во Влахерне, и потому сам создал на Клове влахернскую церковь . Приношения духовных детей дали Стефану средства выстроить и украсить сей монастырь. Он собрал в новую обитель много братии и ввел в ней устав печерского монастыря. 974 В 1091 г. видим его епископом Владимира волынского; он был при перенесении мощей пр. Феодосия из пещеры в Лавру. Блаженная кончина его последовала 27 апр. 1094 г. 975 28 ч. Преставление св. КИРИЛЛА туровского епископа

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Вот именно, отец Петр, много нанесут, — констатировала старшая прихожанка и добавила: — Вам же да детишкам вашим разговляться принесем. Отец Стефан уже намеревался сказать горячую проповедь о языческом происхождении данных верований, но был остановлен властным взглядом духовника. — Так, сестры мои дорогие, — решительно ответствовал духовник, — помните, в прошлом году после службы на праздник к нам целый автобус детишек из детского дома привозили? — Помним, как не помнить? — затараторили обе женщины. — Обед мы им тут при храме готовили. — Вот, — продолжил отец Петр, — им-то я все, что осталось с освящения, и раздал. Ничего не оставил. Уж простите. Данное объяснение подействовало. Переглянулись прихожанки, головами покивали, повздыхали. Видно, ребятишек этих горемычных вспомнили. Попросили благословения, да и ушли… — Вот, отец Стефан, двадцать пять лет при этом приходе, и как ни пытаюсь эти поверья искоренить, не получается, — посетовал духовник. — То ветки им вербные подавай, то сны расшифруй. Отец Стефан даже ойкнул от неожиданности и покраснел: — Так я это, отец Петр, тоже ведь со сном собственным. Пришел черед удивляться духовнику. Не ожидал он, похоже, такого коленкора. Знал священник, что отец Стефан человек образованный, начитанный, проповеди говорить умеющий и к приметам всяким, поверьям и прочему сугубо народному околоправославному творчеству непримиримый. — Это как же, отче, со сном-то? — сокрушенно глядя на отца Стефана, спросил духовник. — За шестьдесят километров приехал мне сон рассказать? И чего же такое тебе приснилось? — Да я уже, батюшка, спать ложиться боюсь, — начал рассказывать отец Стефан. — Каждую ночь снится, что еду я на машине на службу, но по другой дороге. Храм мой в стороне остается. Понимаю, что не туда еду, но повернуть не могу. Забор какой-то длинный каменный по левую сторону, а потом здание большое, на церковь непохожее, но с большим крестом на крыше. Встречают меня люди незнакомые, вовнутрь ведут, в зал большой, а в конце зала возвышение какое-то. Я туда захожу, а там за ширмой престол стоит с крестом и Евангелием. Понимаю, что это алтарь, и ищу место, где жертвенник должен стоять. Нахожу, но он далеко-далеко, к нему идти надо долго, а пол под ногами гнется и проваливается. Понимаю, что надо мне службу начинать, а ни алтарника, ни пономаря — никого нет. Да и в голове постоянно вертится мысль: «Чего я тут делаю, меня же на приходе ждут?» И вот так, отче, каждую ночь одно и то же, — закончил отец Стефан.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Сергий I 687–701 Иоанн VI 701–705 Иоанн VII 705–707 Сисинний (янв.-февр.) 708–708 Константин I 708–715 Григорий II 715–731 Григорий III 731–741 Захария 741–752 Стефан I (умер без посвящения) 752–752 Павел I (Константин II 767–8) (Филипп 768) 752–757 Стефан III 768–772 Адриан I 772–795 Лев III 795–816 Стефан IV 816–817 Пасхалий I 817–824 Евгений II 824–827 Валентин (умер через месяц) 827–827 Григорий IV (Иоанн янв. 844) 827–844 Сергий II 844–847 847–855 Бенедикт III (Анастасий авг.-сент. 855) 855–858 Николай I 858–867 Адриан II 867–872 Иоанн VIII 872–882 Марин I 882–884 Адриан III 884–885 Стефан V 885–891 Формоз 891–896 Бонифаций VI (май-июнь) 896–896 Стефан VI 896–897 Роман (июль-ноябрь) 897–897 Феодор II (ноябрь-декабрь) 897–898 Иоанн IX 898–900 Бенедикт IV 900–903 Лев V (авг.-сент.) 903–903 Христофор 903–904 Сергий III 904–911 Анастасий III 911–913 Ландон 913–914 Иоанн X 914–928 928–929 Стефан VII 929–931 Иоанн XI 931–936 Лев VII 936–939 Стефан VIII 939–942 Марин II 942–946 Агапет II 946–955 Иоанн XII 955–963 Лев VIII (Бенедикт V май-июнь 964) 963–965 Иоанн XIII 965–972 Бенедикт VI (Бонифаций VII июнь-авг. 974) 972–974 Бенедикт VII 974–983 Иоанн XIV (Бонифаций VII, опять 984–5) 983–984 Иоанн XV 985–996 Григорий V (Иоанн XVI 997–8) 996–999 Сильвестр II 999–1003 Иоанн XVI (янв. 13-дек. 7) 1003–1003 Иоанн XVII 1003–1003 Иоанн XVIII 1004–1009 Сергий IV 1009–1012 Бенедикт VIII (Григорий янв.-дек. 1012) 1012–1024 Иоанн XIX 1024–1033 Бенедикт IX (Сильвестр III 1044–46) 1033–1046 Григорий VI 1045–1046 Климент II 1046–1047 Дамасий II 1047–1048 1048–1054 317–340 340–342 Македоний I 342–360 Евдоксий 360–370 Евагрий 370–370 Демофил 370–380 380–381 Нектарий 381–397 398–404 Арсакий 404–406 406–426 Сисиний I 426–428 Несторий 428–431 Максимиан 431–433 433–446 Флавиан 446–449 Анатолий 449–458 Геннадий I 458–471 Акакий 471–489 Фравита 489–489 Евфимий I 489–496 Македоний II 496–511 Тимофей I 511–517 Иоанн II 517–520 Епифаний 520–535 Анфим I 535–536 536–552 Евтихий 552–565 Иоанн III Схоластик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 1335—1336 гг. он принял постриг в Покровском монастыре села Хотькова. Эта обитель, состоявшая тогда из мужской и женской частей, древнейшая из известных в Подмосковье. Вскоре в ней же надевали монашеские рясы отец и мать, Кирилл и Мария. Инок Стефан покоил их старость, а затем отдал им последний долг. После сороковин по родителям в монастырь пришел Варфоломей и стал просить брата пойти с ним в леса — искать пустынное место для молитвенных подвигов. Дело казалось слишком необычным, неподъемным. О таком подвижничестве на Руси не слышали, почитай, с XI—XII вв. Но Варфоломей был настойчив, и Стефан не счел возможным уклониться от попечения о младшем. Не смог допустить, чтобы Варфоломей один ушел в  леса и совершал там немыслимый духовный подвиг. Может быть, шевельнулось и честолюбие — Стефан увидел в младшем брате духовного делателя, намного превосходящего его самого, вспомнил, как младенцу Варфоломею пророчили богоизбранность. И не захотел быть ниже. Варфоломей охотно отдался под руководство старшего брата. Но тяготы зимовки в диком лесу Стефан едва вынес. Он надумал вернуться в обжитой людьми мир. Наверное, тщетно уговаривал и брата. Варфоломей был тверд, как скала. Стефан же решил крепить дух в ином месте: в Москве, стремительно приобретавшей статус церковной столицы Руси, где могли пригодиться его книжные познания. В Москве он пришел к земляку, бывшему ростовчанину — тысяцкому Протасию Вельяминову, ближайшему боярину великого князя. Вельяминовы были ктиторами Богоявленского монастыря, считавшегося аристократическим: его жаловали дарами великие князья, в нем принимали постриг бояре. При поддержке тысяцкого Стефан устроился жить в обители. Поскольку он уже имел опыт сурового пустынничества и в какой-то мере познал его благодатность, то и в Москве не стал искать послаблений. Своим аскетизмом он вскоре обратил на себя внимание другого насельника обители — 40-летнего Алексия, будущего митрополита Руси. Двух образованных подвижников сблизила также любовь к книжной науке и церковному пению. «На клиросе оба, рядом стоя, пели» (из Жития Сергия).

http://radonezh.ru/analytics/svyatoy-ste...

Наконец, склонился на убеждения преосвященного Аполлоса и согласился принять монашество. В Слободском Крестовоздвиженском монастыре, в 1877 году 23 февраля, на 47 году от роду, он был пострижен в монашество с именем Стефана. Через день его посвятили во иеродиакона, а на третий день рукоположили во иеромонаха. Но служить о. Стефан долго не мог по слабости здоровья. Через семь месяцев он был отпущен на покой от службы монастырской и начал жить в той же пустыньке, где прежде жил. «Это было для того дано мне от Бога, говорил о. Стефан, чтобы я мог заниматься сочинением новых книг. Теперь он издавал их для Афонского Пантелеймонова монастыря. Келлия у него была большая, деревянная; обстановка в ней была очень скудная: несколько св. икон висело в переднем углу, пред иконами стоял, пред окном, низенький аналойчик, тут же рядом стоял стол, на котором писал, один стул, на котором сидел, и шкаф с книгами, – вот и все его богатство! А пищей ему служил черный хлеб, приносимый крестьянами-богомольцами, у которых он обучал прежде детей, также кушал картофель. Однажды случилось, что у о. Стефана не было хлеба, и он сидел целый день не евши, проходит и другой день, но никто не несет отшельнику из деревни хлеба, как было прежде; на другой день он думает уже идти в деревню за хлебом, но мысль другая говорит: «потерпи, Господь поможет». И, действительно, приходит вечер, стало темно, нужно подкрепить телесные силы, выходит он из келлии и видит, у дверей келлии лежат два ячменных хлебца, – кто-то принес их тайно; он взял хлебцы, оказавшиеся еще теплыми, возблагодарил Господа со слезами, что он не оставляет уповающих на Него, но посылает им все необходимое для жизни. Подкрепившись пищей, отец Стефан опять занялся своим обычным делом – сочинением книжек. Подобных сему случаев, когда у о. Стефана не было хлеба и этот последний приносили ему нечаянно, было много, по его великой вере. Не без скорбных искушений проходила жизнь подвижника. Однажды о. Стефан, во время одиночества его в лесу, утомившись, лег отдохнуть и заснул. Видит во сне, что к нему прилетело множество черных птиц и начали его клевать; проснулся о. Стефан от сильной боли, но не видел никого в келлии. Усмотревши в своем теле множество синих пятен, о. Стефан понял, что это было вражеское наваждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 Священномученик Стефан Дечанский, король Сербский (годы правления 1321-1331). Сын короля Милутина и отец царя Душана. Вступив в брак с Марией, дочерью болгарского князя, получил от отца в управление Зетскую землю. Мачеха его, желавшая доставить престол своему сыну Константину, стала внушать супругу своему Милутину, что Стефан замышляет против него недоброе. По злому навету Стефан, кроткий, ласковый, добрый, был ослеплен королем Милутином в г. Скопле и сослан в Цареград, к императору греческому в заточение (ок. 1310 г.). По дороге, в Овчем поле, где стояла Никольская церковь, явился Стефану святитель Николай и сказал: " Не теряй духа - вот очи твои на моей длани " и показал ему глаза. Это видение утешило страдальца. В Цареграде он был заключен в монастыре Вседержителя под строгий надзор. Мудрость, кротость, смирение, благочестие, терпеливость, благодушие - эти качества Стефана изумляли не только монахов, но и весь Цареград. На пятом году заключения, когда совершалось всенощное бдение на праздник св. Николая, святитель вновь явился ему и сказал: " Обещание мое пришел я исполнить " . Стефан прозрел. Между тем, он страстно желал вернуться в Сербию. Когда король Милутин спросил игумена цареградской обители о сыне своем, тот ответил: " Ты спрашиваешь, Государь, о втором Иове, да будет известно, что нищета его выше державного величия твоего " . Стефан вернулся к отцу, слезами очищения была покрыта встреча их. После смерти короля Милутина Стефан взошел на престол. В 1325 г. он призвал с Афона св. Даниила Сербского, который и был наречен архиепископом всех Сербских и поморских земель. Во время войны с болгарским царем Михаилом (1336) он оставался советником при королеве Марии. " Благочестивый краль еще в 1327 г. начал строить памятник благодарности своей Господу - дечанский храм, поручив создание его св. архиепископу Даниилу... Теперь, по окончании болгарской войны, краль выражавший благодарность Господу за дарованную победу в разных видах, особенно горел желанием оставить в Дечанах памятник самый достойный и прочный. Святитель Даниил создал храм, согласно мысли краля, - на изумление векам. Расходы по построению этого храма были очень велики. Прекрасная и знаменитая обитель сербская, лучший памятник древнего сербского величия и благочестия, находится в 3-х часах пути от Печа. Храм изумительно легок и светел, - это одно из совершеннейших произведений сербско-византийского искусства. Даже внешние стены поражают своим величием: они снизу до верху состоят из плит белого, розового и серого мрамора, расположенных горизонтальными полосами. Главный престол храма - во имя Вознесения Господня, правый в честь святителя Николая, левый - во имя св. Димитрия Солунского. Храм окончен в 1335 г. В ноябре 1336 г. страдальчески окончил дни свои блаженный краль Стефан и погребен был в своей задужбине (ктитории) - в дечанской обители " (Афонский патерик. М., 1897. С. 427-428) - примечание переводчика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

К этому времени окрепла молодая семья старшего брата, и Стефан, утвердившись в своем желании иноческого жития, приезжает к о. Рафаилу в скит Оптиной пустыни, где 3 января 1909 года был принят келейником к старцу Иосифу . Находясь при старце, Стефан обрел в нем великого духовного наставника. Впоследствии он часто вспоминал о том времени: «Жили мы (еще один келейник) со старцем, как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления». Старец Иосиф был уже на закате своих лет и силы заметно оставляли его. В апреле 1911 года старца постигла предсмертная болезнь и 9 мая душа его тихо отделилась от многострадального тела. Велика была скорбь Стефана при кончине старца. Но Господь не оставил его безутешным. В келью о. Иосифа перешел старец Нектарий. Стефан остался при нем келейником и перешел под его старческое руководство. В 1912 году Стефан был пострижен в рясофор. У старца Нектария келейников было два. Старшим келейником был о.Стефан, он назывался «лето» за милосердие и сострадательность, а младшим — о. Петр (Швырев), он назывался «зима», был погрубее, построже. Когда народ в хибарки от долгого ожидания старца начинал унывать и роптать, о. Нектарий посылал для утешения о. Стефана. Когда же ожидавшие поднимали шум, тогда выходил о. Петр и со строгостью умиротворял и успокаивал народ. А иногда и так бывало: обычно старец о. Нектарий из келий выходил поздно, в 2-3 часа дня. Народ то и дело посылал о. Стефана сказать старцу, что его ждут, что многим надо уезжать домой.О. Стефан шел в келью к старцу, который тут же говорил: «Сейчас собираюсь, одеваюсь, иду», — но не выходил. А когда выйдет, то при всех обращается к о.Стефану: «Что же ты до сих пор ни разу не сказал, что меня ждет с нетерпением столько народа?» А о. Стефан просит прощения и кланяется ему в ноги. Но иногда старец говорил посетителям: «Вы об этом спросите моего келейника о. Стефана, он лучше меня посоветует, он прозорлив». В Великую Субботу, 13 апреля 1913 года в больнице от туберкулеза легких скончался о. Рафаил, будучи за день до смерти пострижен в схиму.

http://pravoslavie.ru/60947.html

Разрушение кумирен было практическим доказательством бессилия языческих богов. То были простые избы, увешанные шкурами дорогих зверей, в виде приношений богам. Стефан рубил «обухом в лоб» идола и, расколов на мелкие щепки, сжигал вместе со всем пушным богатством: не хотел брать себе «части неприязненной» (т. е. бесовской). Положительной пропаганде христианства должна была служить построенная в главном зырянском селении церковь во имя Благовещения. Стефан украсил ее «яко невесту добру» – церковную утварь он привез из Москвы. Сюда «частили» и некрещеные, не для молитвы, а подивиться «красоте и доброте зданья церковного». Это была настоящая проповедь красотой. Зыряне были зачарованы, как некогда послы Владимира в цареградской Св. Софии. Для крещеных Стефан предлагал разумное понимание веры. Всех крещеных, взрослых и детей, он заставлял учить изобретенную им грамоту и читать Часослов, Псалтырь и «прочие книги». В зависимости от успехов он поставлял (получив епископский сан в Москве в 1379 г.) кого в попы, кого в дьяконы, чтецы или певцы: «и писать научая их пермския книги, и сам помогая им». Так вместе с Христовой верой, в стране совершенно дикой зажигается очаг христианской культуры. Ученый Стефан несет свою науку и в глушь первобытных лесов. Самый драматический момент для жития Св. Стефана представляет его прение с языческим волхвом Памом, где особенно живописно рисуется контраст наивной пермяцкой веры в столкновении с библейской ученостью миссионера. Этот Пам причитает о долге хранить древние обычаи: «Отеческих богов не оставляйте и жертв и треб их не забывайте»... Преимущества старой веры над христианством доказываются и положительными аргументами: «у христиан един Бог , а у нас мнози боги, мнози поспешницы»; во-вторых, «у нас единчеловек, или сам друг... исходит на брань с медведем», а у христиан по сту, по двести человек, да и то иногда возвращаются с охоты без медведя. Какую силу могли иметь против этих доводов убеждения Св. Стефана от божественных писаний? Прелись весь день и всю ночь, не ели и не пили, и без всякой пользы. Тогда Стефан предлагает испытание огнем и водою: пройти сквозь костер и броситься в прорубь. Волхв имел неосторожность согласиться. Но когда обложили уже огнем крайнюю хижину и святой взял за руку Пама, чтобы вместе идти на суд Божий, старый колдун не выдержал. «Аз не навыкох преобидети огонь и воду»; он предполагал, что Стефан научился этому особому виду колдовства у своего отца. Народ уже готов убить побежденного вождя, который еще вчера имел неограниченное влияние по всей Пермской земле. Но Стефан отпускает его, обрекая на изгнание и на отлучение из среды новокрещеного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дело, на которое посвятил себя Стефан, было трудное и опасное. Зыряне неблагосклонно смотрели на всякого, кто приходил к ним из Москвы, потому что чиновники, посылаемые вел. князьями московскими, грабили и обижали их. Языческие жрецы с подозрением следили за проповедником нового учения, боясь лишиться власти над народом и доходов от жертвоприношений, они вооружали зырян против Стефана; но ничто не могло остановить инока. Он с усердием принялся за святое дело и бесстрашно продолжал его, не боясь опасностей. Господь благословил усердные труды Стефана; многие язычники обратились и приняли святое крещение. Стефан ставил в их селениях кресты и малые часовни и потом шел далее, неутомимо проповедуя слово Божие. Самые закоснелые язычники удалялись от его проповеди и уходили в глухие леса, но Стефан безбоязненно шел за ними, чтобы обратить их на путь спасения. В одном селении Стефан сжег большое идольское капище, где стояли зырянские кумиры. Сбежавшиеся жители с криками и угрозами окружили его; но он и не думал защищаться, а громко молился об обращении язычников и спокойно ожидал смерти. Его спокойствие обезоружило язычников. Многие из них уверовали и приняли святое крещение. Жрецы, испугавшись успешной проповеди Стефана, послали известить главного волхва зырян Паму. Пама явился и вступил в прения со Стефаном, но Стефан победил его словами христианской мудрости. Наконец Пама предложил ему испытание перед лицом всего народа. При многочисленном собрании народа волхв предложил Стефану пройти невредимым через огонь, чтобы доказать истину веры христианской. Стефан отвечал, что людям не дано повелевать стихиями, но что он готов пострадать за имя Христово. Видя неустрашимость Стефана, Пама сам отказался от предложенного испытания. Это раздражило народ, который хотел умертвить его; но Стефан удержал зырян. Побежденный Пама обещал более не смущать народ ложным учением. Успех Стефана весьма много зависел от того, что он обращался к зырянам с проповедью и совершал для них богослужение на их родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010