РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   10 (23) июля Священномученики Стефан Луканин, Георгий Бегма и  Нестор Гудзовский Священномученик Стефан  родился в 1845 году в семье по­номаря Василия Луканина. Окончив Пермскую духовную се­минарию, он в 1864 году был рукоположен во диакона, а в 1869 году – во священника к Тихвинскому храму в селе Волков­ском Камышловского уезда Пермской губернии. В 1888 году отец Стефан был назначен в Николаевский храм в селе Куровском того же уезда, а в 1896 году – в храм во имя святого благо­верного великого князя Александра Невского Сосьвинского за­вода Верхотурского уезда. В 1898 году отец Стефан был перемещен в Казанский храм в селе Кабанском  Шадринского уезда, а в 1901 году – в Покровский храм Колчеданской жен­ской общины в Камышловском уезде, утвержденной в том же году Святейшим Синодом как Колчеданский Покровский мо­настырь. В 1907 году отец Стефан был переведен в Свято-Троицкую церковь в селе Топорищевском Шадринского уезда с возложением на него обязанности служить в приписном Иоанно-Златоустовском храме. Здесь на долю отца Стефана выпало пережить мучительное для него искушение. В 1907 году псаломщик Иоанно-Златоустовского храма Василий Коровин подал епископу Екатерин­бургскому Владимиру (Соколовскому-Автономову) жалобу, в которой обвинял священника в присвоении денег, жертвуемых на постройку храма, в совершении проскомидии на воде и в небрежном обращении со Святыми Тайнами. Дело рассматрива­лось в консистории, были вызваны свидетели; «все явившиеся свидетели были допрошены, и оказалось, что ни один пункт об­винения не подтвердился». Затем в консисторию были вызва­ны псаломщик и обвиняемый им священник, который также ка­тегорически отверг все воздвигнутые против него обвинения; псаломщик, однако, продолжал настаивать на своем. Отец Сте­фан подал прошение о личном рассмотрении дела епископом Владимиром с тем, чтобы это судебное разбирательство не было внесено в его послужной список, так как подобного рода про­ступков он не совершал. Псаломщик был вызван к епископу для объяснений, но и здесь продолжал настаивать на своем, и епи­скоп Владимир направил в духовную консисторию резолюцию: «Обратить внимание на дело священника Луканина. По объясне­нию Коровина, не имеющего к священнику вражды, отношение последнего к священнослужению небрежно и даже кощунственно». После такой резолюции консистория хотя и вынесла ра­нее решение о полной невиновности священника, а также сдела­ла недвусмысленный вывод и о самом доносителе, основываясь на делах, уже имеющихся на него ранее, по материалам которых тот обвинялся в пьянстве и неблаговидном поведении, однако отказала священнику в просьбе не заносить дело о судебном раз­бирательстве в его послужной список.

http://fond.ru/kalendar/549/nestor/

На северной стороне холма был выстроен скотный двор, при котором существовала ферма. Стадо коров было ухожено, содержалось в сытости. На конюшне, в стойлах – драгоценный гужевой транспорт. В план развития хозяйственной части обители входила постройка экипажного сарая. Одним словом, монастырское хозяйство обустраивалось очень разумно. На рубеже XIX и XX столетий к существующим семи сооружениям монастырского комплекса прибавилось еще двенадцать. Всего их стало девятнадцать. Архимандрит Зосима продолжал старательно и неустанно заботиться об успешном завершении всех построек монастыря. В создание своего любимого детища он вложил 175000 рублей личных средств. Епархиальный миссионер отец Стефан Луканин, побывавший в селе Сарсы II, по просьбе епископа Петра, свое мнение об увиденном в письме к отцу Зосиме выразил эмоционально: «Вы своими незримыми для властей трудами еще более возбудили к себе внимания и сочувствия, нежели бы трубили трубою, что сотворил молчаливый Зосима…», Обитель существовала как на личные вложения отца Зосимы, так и на добровольные пожертвования – до 30000 рублей в год, а также за счёт кружечных сборов; от чтения Псалтири; на доходы от рукодельных работ; от хлебопашества и продажи сена. «Казна» обители пополнялась и за счет подаяния натурой богатыми паломниками. Так купеческая вдова Е.В. Скачкова на поминание об упокоении любимого мужа внесла пожертвование хлебом, лошадьми, денежными ассигнациями – всего на сумму 15000 рублей. Комментарии и обсуждение В 1913 году была построена Боголюбская церковь. Закрыта в 1920 г., снесена. Заброшенная территория бывшего Боголюбского монастыря стала летним приходским загородным лагерем для воспитанников детского приюта Свято-Троицкого храма города Красноуфимск. Монастырь возрождается.  9 декабря 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22077

П. У. м. был известен своей благотворительностью. В 1881 г. настоятельница сделала пожертвование на содержание больных и раненых воинов (Пермские ЕВ. 1881. Отд. офиц. 5. С. 45). Во время первой мировой войны в П. У. м. был устроен приют «для малюток-сирот героев войны». В обители служили: в 1873-1901 гг.- прот. Григорий Остроумов (1825-1901), в 1885-1901 гг.- известный миссионер прот. Стефан Луканин (1841-1904), затем - прот. Андрей Никитин (1837 - после 1917) и др. В 1904-1907 гг. женской церковноприходской школой при П. У. м. заведовал прот. сщмч. Алексий Будрин , расстрелянный в 1918 г. красноармейцами. В монастыре часто совершал богослужения Пермский сщмч. Андроник (Никольский) . 13 июля 1914 г. обитель посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , к-рая молилась на ранней литургии в монастырском Успенском соборе. По преданию, не подтвержденному документально, в мае 1918 г. неск. дней кнг. Елисавета с келейницей св. Варварой пребывала в обители как узница. 17 марта 1919 г. в ограде П. У. м. были перезахоронены останки сщмч. Александра Осетрова , убитого красноармейцами осенью 1918 г. (ГАПО. Ф. 37. Оп. 6. Д. 909. Л. 167 об.- 168). В 1918 г. П. У. м. подвергся нападению, в нояб. 1920 г. был закрыт, насельницы изгнаны, имущество разграблено. В 1921 г. в зданиях разместилась автотракторная школа, в трапезном корпусе располагались кабинет сельскохозяйственного машиноведения и машиноиспытательная станция. Успенский собор в 1930 г. разобрали на кирпич для строительства бани и неск. жилых домов. На месте собора впосл. построили здание больницы. На территории сломанной после 1920 г. ц. Жен-мироносиц и упраздненного кладбища в 1951 г. построили здание средней школы 92 (ныне гимназия 4 им. Братьев Каменских). Казанская ц., после закрытия в 1921 г. признанная губ. подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы при ГубОНО памятником искусства, со всей утварью, иконостасом и иконами передана Пермскому гос. музею. В 1922 г. все ее движимое имущество, в т. ч. иконостас, поступило в Пермскую гос. художественную галерею. Уникальный рисунок «Усыпальница Каменских», выполненный худож. И. И. Туранским в 1920 г., опубликован в ж. «Уральский следопыт» ( Шахов В. Ю. Во глубине России//Уральский следопыт. 1977. 3. С. 60-61). В 1960 г. здание храма было передано Дзержинскому райпищеторгу, использовалось под склад. В 1967 г. на территории П. У. м. планировалось строительство медсанчасти, городская администрация поставила вопрос о сносе Казанской ц. Но прибывшая из Москвы экспертная комиссия Мин-ва культуры сочла майоликовые панно на стенах храма имеющими уникальную художественную ценность. В 1969 г. решением Пермского облисполкома здание включено в перечень памятников истории и культуры местного значения.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

Уже 30 мая 1895 года на Иверский храм были водружены золоченые кресты, пожертвованные кунгурским купцом Ф.Т. Шишигиным. К началу лета 1895 года постройка храма была закончена и 29 июня, при многотысячном стечении народа, Епископ Пермский Петр торжественно освятил главный храм обители в честь Иверской иконы Божией Матери. Красивая галерея окружала Иверский храм со всех сторон; на ней могли разместиться до 1,5 тысяч богомольцев, не попавших в храм из-за многолюдности. Параллельно с этим, в июле 1894 года начаты работы по расширению Никольского храма, а в ноябре этого же года начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, была открыта школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только грамоте, церковному пению, но и различным ремеслам. На Белой горе получили воспитание 25 сирот. Школа просуществовала до 1917 года. 15 ноября 1894 года отец Стефан Луканин за устройство Белогорского монастыря возводится в сан протоиерея. 1 октября 1896 года состоялось торжественное освящение нижнего храма обители во имя Всех Святых в память помолвки Государя Наследника, Великого Князя Николая Александровича с Высоконареченной Невестой.  20 января 1897 года Иеромонах Варлаам назначен настоятелем Белогорского монастыря, а сама обитель утверждена штатным общежительным монастырем. 16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл крестный ход. В дар новой обители из Москвы и Петербурга доставлены пять святых икон: от высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита Санкт-Петербургского (подобие Казанской иконы Божией Матери), от высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского (образ преподобного Сергия Радонежского), от высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Финляндского (образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря), от преосвященного Иоанна, епископа Нарвского (образ святого благоверного князя Александра Невского), от настоятеля Крондштадского Андреевского собора, протоиерея Иоанна Сергеева (образ Божией Матери «Послушницы»).

http://sobory.ru/article/?object=09085

После услышанного «в порыве восторга» несмотря на позднее время все собрались и отправились за 12 верст на Белую гору… На гору прибыли лишь к рассвету… Это было в три часа поутру 9 июня 1890 года. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители. Через год, 29 апреля 1891 года, в память чудесного избавления наследника Российского престола Цесаревича Николая от опасности в Японии, на Белой горе был воздвигнут первый семисаженный крест, прозванный в народе Царским, а 16 июня этого же года, в неделю Всех Святых протоиерей Стефан Луканин освятил восьмиконечный опаянный белой жестью крест. Весной следующего года на Белую гору был принесен, дарованный преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским, образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В 1893 году произошло еще несколько событий, неразрывно связанных с Белогорской обителью. 17 октября старообрядец Василий Коноплев, через таинство святого миропомазания, присоединился к православию, а в ноябре он стал послушником Пермского Архиерейского дома. 6 ноября 1893 года Василий Коноплев пострижен епископом Петром в монахи и наречен иноческим именем Варлаам. В ноябре 1893 года создан строительный комитет по сооружению Белогорской обители, главой которого назначен отец Стефан Луканин. В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. Торжество сопровождалось уникальным действом — освящением пяти тысяч хлебов — в воспоминание описанного в Евангелии насыщении пяти тысяч человек и в предсказание широчайшей благотворительности будущей обители. В этот же день Отец Варлаам рукоположен в иеромонахи и назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой горе. 12 июня 1894 года Освящена закладка Иверского (верхнего, летнего храма). Сооружение храма велось быстрыми темпами.

http://sobory.ru/article/?object=09085

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В октябре 1918 г. произошел настоящий разгром Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря самого крупного в Пермской епархии, прозванного Уральским Афоном. Белогорский монастырь находился на территории Осинского уезда, где красный террор отличался невиданной жестокостью. Председателем Осинского исполкома вначале был избран бывший учитель церковно-приходской школы 23-летний Н. Кобелев, после его гибели власть перешла к выпускнику Пермской духовной семинарии Кибардину. При отступлении красных из Осы ими были заколоты штыками 900 человек. Общее число жертв большевистского правления в 1918 г. в Осе превысило 2000. Первый удар принял на себя настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам. Его пригласили на собрание в Юго-Осокинский завод, где арестовали и отправили в г. Осу. Там игумена в наволочке из грубого полотна утопили в Каме. 26 - 27 октября 1918 г. варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили Престол (стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения литургии), увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. Всё монастырское имущество было разграблено. В швальне не осталось даже шила. Расстреляли 36 человек. Монахи были брошены в ямы и залиты нечистотами. 28 октября 1918 г. в Пермь под конвоем доставили 102 белогорских насельника, мобилизованных для принудительных работ. Многие из них погибли или пропали без вести. Из работы М.Г. Нечаева " Красный террор и уральское духовенство в 1918 г. " Основание Белогорского монастыря и его история до 1917 года. «Случилось мне быть по делам миссии в 1890 году в заводе Бымовском. По окончании миссионерских собеседований со старообрядцами в квартиру мою, в доме единоверческого священника о. Петра Сарафанова, нарочито для свидания со мной прибыли два священника из Юго-Кнауфского завода, церковный староста и местный народный учитель. При разговоре о Белой горе они возбудили во мне сильнейшее желание лично посмотреть ее…» — вспоминал отец Стефан Луканин свое первое знакомство с Белой горой.

http://sobory.ru/article/?object=09085

В деревне Крюк прихода Асовской церкви в 1891 г. была построена приписная деревянная церковь. Строилась два года и 30 ноября 1893 г. освящена. Постоянного священника при ней не было, " по временам приезжает отправлять богослужение асовский священник. В прочие же воскресные и праздничные дни утреню, часы и обедницу отправляет церковник-учитель местной школы грамоты”. Духовенство. С момента основания прихода церкви вплоть до 1846 г. был один священник, с 1846 г. положено два штата духовенства. По штатам 1873 г. при двух священниках положено два псаломщика, затем в штат введен диакон. Многие годы в церкви служили Александр Протопопов, Иван Собянин, Иоанникий Емельянов, Антоний Мамин, Михаил Шастин, Петр Балакин, Симеон Гвоздев, Дмитрий Лавров, Стефан Луканин, Алексей Пономарев, Владимир Белозеров, Стефан Романов и другие. В приходе, кроме села Асово, насчитывалось 33 деревни, которые находились от церкви на расстоянии от двух до 38 верст. В населенных пунктах прихода Асовской церкви в конце XIX века проживало жителей 7431 человек. Информация с сайта " Природа Березовского района " Комментарии и обсуждение Заложена в 1833 г. Построена в 1844 г. Закрыта в 1936 г. Здание использовалось под клуб и зерносклад. Вновь открыта. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003.  По поводу использования храма при Советской власти. Я жил в Асово с лета 1969 года. Насчет зерносклада ничего сказать не могу, ничего не знаю. При мне: в среднем приходе был кино-концертный зал почти на 300 мест, если не ошибаюсь. По два киносеанса ежедневно, кроме понедельника, в выходные - по три. Работал детский кинотеатр, когда раз в неделю мы сами крутили кино. У меня до сих пор удостоверение киномеханика сохранилось. В начале 70-х установили новейшие кинопроекторы " Ксенон " из ЧССР. Концерты всякие тоже постоянно были. В правом приходе была библиотека с прекрасным книгофондом. Библиотекарем работала мать моего одноклассника. В левом приходе был танцзал. Также там проводились регистрации браков. При клубе был свой ВИА, который создавал мой старший брат. Электрогитары были ГДР-овские. Гремел на весь район.

http://sobory.ru/article/?object=16671

Григорий Горяев, диакон Василий Воскресенский, священники Иаков Шестаков, Александр Преображенский, Михаил Киселев, Александр Федосеев, Николай Онянов, Александр Махетов, Николай Орлов, Сергий Лавров, Котуров, Николай Конюхов, Евграф Плетнев с сыном, Игнатий Якимов, Феодор Антипин, Николай Мациевский, Михаил Денисов, диакон Аркадий Решетников, священник Алексей Будрин, миссионер Лев Ершов, священники Анатолий Попов, Александр Малиновский, псаломщик Афанасий Жуланов, священники Владимир Алексеев, Иоанн Боярышников, Алексей Наумов, Симеон Конюхов, Петр Кузнецов, Николай Рождественский, Вениамин Луканин, Павел Анишкин, диакон Григорий Смирнов; священник Иоанн, староста Петр Носов и мирянин Николай, священники Валентин Белов, Александр Осетров, Петр Решетников, Константин Тарасов, Виктор Никифоров,Петр Дьяконов, иеромонахи Сергий Вершинин, Илия, Вячеслав, иеродиакон Михей, монах Варнава, инок Димитрий, послушник Иоанн, иеромонахи Иоасаф, Иоанн, иеродиаконы Виссарион и Матфей, инок Савва, монахи Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл, послушники Иаков,Петр Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий, иеромонах Антоний Арапов, монахи Сергий, Иоанн, Иосиф, Исаакий, инок Павел, послушники Григорий, Василий, Пантелеймон, Симеон, протодиакон Михаил Тихонов, иеромонах Варлаам Киселев, священники Николай Гашев, Иоанн Котельников, Михаил Тюрин, иеромонахи Гермоген и Герасим, священники Стефан Денисов, Павел, Алексей Золотев, Стефан, староста Косма Есюнин, Василий Петухов, священники Владимир, Александр, Иоанн Овчинников, староста Иоанн Ярмоковский, мирянин Иаков Лышава, протоиерей Александр Луканин, священники Алексей Лебедев, Павел, протоиерей Фотий Шандаровский, протоиерей Сергий Луканин, священники Константин Юрганов, Анатолий Аристов, Феодор Верхоланцев, диакон Михаил Куклин, псаломщик Василий Голубчиков, протоиерей Иоанн Утемов, священники Сергий Калашников, Александр Мальцев, Александр Калагерев, Иоанн Окулов, Александр Тетюев, Дмитрий Овечкин, Михаил Козьмин, Павел Духонин, Константин Воронцов, Петр Тюриков,

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

В тридцатых годах были арестованы: священник села Спас–Барда Алексей Золотов, священник Стефан из села Бым неподалеку от Белой Горы — и не вернулись. Были арестованы и не вернулись: староста одного из храмов город Перми Косма–Есюнин; староста храма Иоанна Богослова в городе Лысьва Василий Петухов; священники Владимир и Александр села Осов Березовского района. В селе Саженово того же района арестовали священника Иоанна Овчинникова, старосту Иоанна Ярмоковского, заместителя старост Иакова Лышава и двадцать прихожан — никто из них не вернулся. Иаков умер от голода в Кунгурской тюрьме спустя месяц после ареста. Протоиерей Александр Михайлович Луканин родился в 1870 году в семье священника. Начальное образование получил дома, затем окончил Пермское Духовное училище и несколько лет помогал отцу–священнику в храме. Был рукоположен в сан диакона, некоторое время служил вместе с отцом в Покровском храме села Александровского. После смерти отца рукоположен в сан священника ко храму того же села и прослужил здесь сорок лет до самого ареста в 1935 году. Прихожане любили его за незлобие и доброту, за сочувствие к чужим бедам, бескорыстие в оказании помощи нуждающимся и скромную, жизнь. Отец Александр скончался в Екатеринбургской тюрьме. Тело его было передано в медицинский институт для анатомических опытов. В селе Ют Пермского района в 1936 году арестовали священника Алексея Лебедева. После его ареста в церкви служил священник о. Павел. Он почти все время болел и власти повременяли с его арестом, но в конце концов о. Павла арестовали. Он, как и о. Алексей, скончался в тюрьме. Протоиерей Фотий Давидович Шандаровский служил в Нижнем Тагиле, где был в 1937 году арестован, из заключения не вернулся. Протоиерей Сергий Иванович Луканин родился 31 августа 1883 года в селе Сажино Кунгурского уезда Пермской губернии в семье священника. Окончил Духовное училище и Пермскую Духовную семинарию и в 1906 году был рукоположен в сан диакона, а через несколько дней в сан священника к Михаило–Архангельской церкви села Жилино Кунгурского уезда.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Прославлен Русской Зарубежной Православной Церковью. 78 Протоиерей Стефан Александрович Луканин (1841–1904). Миссионер и проповедник Пермской епархии, активно боровшийся с расколом; пожизненный член братства святителя Стефана Великопермского. Благодаря его трудам множество старообрядцев присоединилось к православию, в том числе будущий преподобномученик Варлаам (Коноплев). Отец Стефан был одним из основателей Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря; его усердием в 1902 году был возобновлен древний Обвинский монастырь. 80 Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Т. 2: Август – декабрь. СПб.: Воскресение, 2001. С. 18, 19. 81 Преподобномученик архимандрит Варлаам (Коноплев) – игумен Уральского Афона. [М., 1996]. С. 12. 83 Патриарх Дамиан (1848–1931). Занимал патриарший престол Иерусалимской Церкви в 1897–1931 годах. 84 Игумен Даниил (Ишматов) с 1995 по 1999 год был наместником Свято-Николаевского Белогорского монастыря. 86 Игумения Руфина (Брезгун) (1825–1907). Настоятельница Успенского женского монастыря города Перми в 1873–1907 годах. 87 См.: Ариадна (Мичурина), игум. Игумения Руфина//Светоч любви. Сан-Франциско, 1949. С. 26–27; Царский Путь Царской Игумении: Жизнеописание Всечестной Игумении Руфины. Шанхай: Изд. Богородице-Владимирской женской обители, 1948. С. 6. 88 См.: Вяткин В. В. Род ищущих Господа: История Пермского Успенского женского монастыря. Пермь, 2001. С. 10, 62. 89 См.: Русское православное женское монашество XVIII-XX вв./сост. монахиня Таисия. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. С. 71. 95 К моменту издания данной книги сведения о жизни инокини Ольги в Страстном монастыре не найдены. Кто был духовником обители? Почему инокиню Ольгу привлек именно этот монастырь? Каковы были причины ее разочарования? Эти вопросы пока остаются без ответа. 99 Иоанно-Богословский монастырь был открыт святителем Ионой Великопермским в 1462 году, в 1784 году упразднен по указу императрицы Екатерины II.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010