Горького, большие произведения которого «Фома Гордеев» и «Трое» проникнуты тем же и такого же характера пессимизмом, завершившимся у Ильи Лунева с потерею веры – самоубийством. Есть по-видимому – и он порою проглядывает у Чехова – исход из этого пессимизма, – это уйти, как выражается один из героев «Мещан» Горького, в самую гущу жизни и общественной работы и там забыться среди нее. «Скука стоит всяких лишений, говорит студент у Вересаева («На повороте»), унижений, длинных рабочих дней и тому подобного... Вырваться из жизненной скуки, вот самая главная задача современности. И суть не в том, чтобы человек вырвался из этой скуки, а чтобы люди вырвалась из нее. А для этого что нужно? Нужно, чтобы вокруг ключом била живая общественность, чтобы жизнь целиком захватывала душу, чтоб эта жизнь была велика и сильна, полна борьбы и света. Но эта инстинктивная работа, своего рода наркоз, не может долго заменять человеку религии жизни. И вопрос о смысле последней с новою силой встает пред человеческим умом. Проф. Овсянико-Куликовский в конце своей статьи о Чехове называет его символистом. Несомненно это так. В данном случае я остановлюсь на одной из лучших повестей Чехова – «Палата 6». Больница Андрея Ефимыча по мысли художника это – наш мир, в котором нет возможности различить больного психически и здорового. – Зачем вы меня здесь держите? – спрашивает больной Громов доктора. – За то, что вы больны. – Да, болен. Но ведь десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе, потому что ваше невежество неспособно отличить их от здоровых. Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех, как козлы отпущения? Вы, фельдшер, смотритель и вся ваша больничная сволочь в нравственном отношении неизмеримо ниже каждого из нас, почему же мы сидим, а вы нет? Где логика? – Нравственное отношение и логика тут не причем. Все зависит от случая. Кого посадили, тот и сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и все. В том, что я доктор, а вы душевнобольной, нет ни нравственности, ни логики, а одна только пустая случайность. По мысли доктора Андрея Ефимыча будущее мировой жизни беспросветно и именно потому, что конец всякого существования по неумолимым законам природы уничтожение. (Допустим) говорит он Громову, тюрем и сумасшедших домов не будет, и правда, как вы изволили выразиться, восторжествует, но ведь сущность вещей не изменится, законы природы останутся все те же. Люди будут болеть, стареться и умирать так же, как и теперь. Какая бы великолепная заря ни освещала нашу жизнь, но, все-таки, в конце концов нас заколотят в гроб и бросят в яму.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Но не трудно показать, что прогресс и идейно, и практически неразрывно связан с войной, и с некоторого рода необходимостью из него вытекают даже жестокости и зверства немцев, о которых мы читаем теперь в газетах. Ведь идея прогресса есть приспособление к человеческой жизни общего принципа эволюции, а эволюция есть узаконение борьбы за существование. В борьбе за существование погибают слабейшие и выживают наиболее к ней приспособленные. Перенесите борьбу за существование во взаимные отношения целых народов, – вы получите войну и поймете смысл железного германского кулака. Война есть международная борьба за существование, а вооруженный кулак – наилучшее к этой борьбе приспособление. Но последнее слово эволюции сказано Ницше. Он указал цель дальнейшему развитию. Эта цель – сверхчеловек. Он жесток и безжалостен. Христианство с его кротостью, смирением и милосердием для Ницше отвратительно. Сверхчеловек должен навсегда порвать с христианскими добродетелями; для него они – порок и погибель. У Горького Игнат Гордеев поучает в ницшеанском духе своего сына Фому, как относиться к людям: “Тут… такое дело: упали, скажем, две доски в грязь – одна гнилая, а другая – хорошая, здоровая доска. Что ты тут должен сделать? В гнилой доске какой прок? Ты оставь ее, пускай в грязи лежит, по ней пройти можно, чтобы ноги не замарать” (“Фома Гордеев”). Перенесите эти слова в политику, и вы получите политику Германии. Ведь разве не ищет Германия, какой бы народ не затоптать в грязь, по которому пройти бы можно, “чтобы ног не замарать”? Германская политика, можно сказать, проникнута духом ницшеанства. “Deumschland üвег alles!” – вот припев германского патриотизма. Слабые народы – это доски, по которым, не марая ног, идет вперед по пути прогресса великий германский народ. Даже на большие народы, даже на русский народ германцы готовы смотреть как на навоз для удобрения той почвы, на которой должен расти и процветать германский культурный прогресс. Для прогресса нужны богатства, – так подайте их нам! Разоритесь сами и хоть с голоду помрете, но да здравствует наш германский прогресс! Смотрите, какая политическая дружба у просвещенной Германии уж с несомненными варварами – турками! “Восстановившим истинное христианство” протестантам магометане, оказывается, несравненно милее православных христиан. Почему? Да потому, что те уж не протестуют против грабительства немцев и покорно готовы стать народом-навозом. B прошлом году воевали на Балканах. Какое бы, казалось, дело немцам! Но когда особенно сильно замахали немцы мечом? Когда сербы подошли к Адриатическому морю. Маленький народ получал возможность вести свою торговлю и стать независимым от немцев экономически. Этого прогрессивная немецкая нация снести не могла. Немецкое бряцание мечом в этом случае можно передать словами: “Не сметь! Вы должны работать, а обогащаться можем только мы, потому что это необходимо для культурного процветания нашей подлинно просвещенной страны.” И вот теперь запылала Европа, подожженная немцами!

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Министр, который прежде выступал за индустриальное развитие страны силами купцов и фабрикантов, решил сделать ставку на биржевой капитализм, отведя главную роль банковским структурам Петербурга с их денежным и административным ресурсом. «Нужно не только создавать промышленность, нужно и заставлять ее дешево работать… Что требуется для этого? Капитал, знания, предприимчивость. А нет капиталов, нет и знаний, нет и предприимчивости», — заключал Витте в докладе, адресованном Николаю II, отмечая среди прочего, косность организации российских предприятий, функционирующих в основном в виде семейных товариществ, и непопулярность перспективных акционерных объединений. Идея о несостоятельности московской промышленной группы получила широкое распространение после забастовок текстильщиков (1896-1897) и последовавшей за ними знаменитой «зубатовщины». Московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович (пребывавший в вечной конфронтации со староверческой буржуазией и активно поддержавший антикупеческую пропаганду среди рабочих) немало поспособствовал и тому, что «тузы коммерции», «господа капиталисты» и «столпы экономики», как уважительно именовали предпринимателей москвичи в последние годы, снова превратились в Кит Китычей да Тит Титычей. Как бы ни были грандиозны масштабы благотворительности коммерсантов из народа, на страницах газет и журналов их опять изображали недалекими, алчными и мелкими (во всем, кроме разве масштабов пьянства, что в отношении староверов было совсем уж несправедливо) «купчишками»: «Ты знаешь край, где ночью до рассвета//Купец кричит, как разъяренный морж,//Где пьют шампанское Матильда и Кларетта,//Где стекла бьет во гневе пьяный Жорж» (журнал «Развлечение», 1899). Амбар Товарищества мануфактур Рябушинского в Чижевском подворье, 1900-е годы Культурная революция В литературе особую карикатурность обрел образ фабриканта-старовера, в котором проснулось вдруг гражданское сознание: достаточно вспомнить пьесу Сумбатова-Южина «Джентльмен» (1897) и ее героя Лариона Рыдлова (прототипом которого стал один из Морозовых) или повесть Горького «Фома Гордеев», обличающую нравы самодовольного поволжского купечества. Разумеется, подобные тексты возникли в эти годы совсем не случайно — разочарованная московская буржуазия, ощутившая себя разменной монетой в борьбе бюрократических групп, закономерно стремилась к участию в политических трансформациях. Вот только участие это было на деле нисколько не карикатурным, поскольку началось с реализации масштабного культурно-просветительского проекта, многие плоды которого не увядают по сей день.

http://pravmir.ru/staroobryadcheskiy-pat...

Особое место в обществе занимало КУПЕЧЕСТВО — торгово-промышленное сословие. В купечество записывали горожан, имевших капитал более 500 рублей. С 1775 года купцов стали разделять на разряды — ГИЛЬДИИ. Купцы третьей, то есть низшей, гильдии должны были обладать капиталом от 500 до 1000 рублей, второй — от 1000 до 10 000, первой — от 10 000 и более. Купцы первых двух гильдий освобождались от рекрутчины и телесных наказаний. В 1863 году третья гильдия была отменена, остались только первая и вторая. В комедии Гоголя «Женитьба» невеста, Агафья Тихоновна, « не штаб-офицерша, а купца третьей гильдии дочь », то есть дочь небогатого купца, хотя лживая сваха всячески расписывает состояние ее отца. Тут коллизия такая: Подколесин хочет жениться на девушке с богатым приданым, девушке же «купеческого звания» лестно выйти замуж за дворянина-чиновника чином как можно выше; на этом и играет сваха. Сходная ситуация изображена на известной картине П. А. Федотова «Сватовство майора». В числе присяжных заседателей на суде в романе Л. Толстого «Воскресение» — по делу об убийстве второй гильдии купца Смелкова — той же гильдии купец Баклашов. Образы обоих — и убитого, и судящего убийц — даны Толстым чрезвычайно пластично и психологически убедительно. В рассказе Чехова «В овраге» плотник рассказывает о своем споре с купцом: «Вы, говорю, купец первой гильдии, а я плотник, это правильно. И Святой Иосиф, говорю, был плотник». И продолжает: « А потом этого, после, значит, разговору, я и думаю: кто же старше? Купец первой гильдии или плотник? Стало быть, плотник, деточки! » Представителей капитала мы видим в «Ревизоре» Гоголя в лице купцов, пришедших к городничему с просьбами, а в ответ слышащих оскорбления и проклятия. В комедии Островского «Горячее сердце» выведен купец-самодур Хлынов — уже настоящий хозяин уездного города, перед которым заискивает сам городничий Градобоев. И наконец, полны уверенности и достоинства «отцы города» — состоятельные купцы в романах Горького «Фома Гордеев» и «Дело Артамоновых». Русская классическая литература показывает стремительную эволюцию купечества, его прав и значения в обществе.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

Закрыть Дело Сулейманова: Как в Татарстане из патриотов России делают «экстремистов» 01.02.2016 772 Время на чтение 9 минут Преследование властями Татарстана казанского историка, политолога и исламоведа Раиса Сулейманова приобретает новые формы и масштабы. Если раньше против Сулейманова употреблялась только уголовно-процессуальная лексика, то теперь в отношении его «включают» другой формат - публичную диффамацию в медиапространстве. Со страниц федеральных СМИ российской общественности пытаются внушить, что обличитель татарстанской этнократии и борец против исламского экстремизма в России - жулик и самозванец, если не обычный городской сумасшедший. «Знакомьтесь - это Раис Сулейманов» «Первая ласточка», которая должна была «нагадить» на Сулейманова, появилась 29 декабря. Главный редактор одной из интернет-газет с претенциозным навзанием «KazanFirst» Ян Гордеев рассказал об исламоведе в статье «Городские сумасшедшие Казани», представив ведущего российского эксперта как психопата, которому «везде мерещатся террористы». «Знакомьтесь - это Раис Сулейманов, некогда молодой ботаник, занимавшийся в Казанском университете изучением Евразии и Израиля. Лет пять назад он с азартом ученого увлекся радикальными движениями и... Писать, что произошло дальше, трудно. Если сказать коротко, Сулейманов уверен, что в Татарстане, где он живет, много террористов. Он считает, что они везде. Спустя пять лет имя Раиса Сулейманова превратилось в бренд. К сожалению, в бренд сумасшествия. Беспрерывные поиски террористов и исламистов в Татарстане - регионе, который является примером для других субъектов России, - это уже слишком», - издевательски описывала газета Сулейманова (к слову, давнего знакомого Гордеева, который в свое время помогал главреду «KazanFirst» в работе). Не успел Раис Равкатович адекватно отреагировать на гордеевский выпад - как оказался приговорен к семи суткам ареста по статье КоАП РФ за «распространение в Интернете экстремистской символики». Как говорится, умному было достаточно, чтобы понять: пасквиль в «KazanFirst» и арест по надуманному обвинению - звенья одной цепи.

http://ruskline.ru/opp/2016/fevral/01/de...

В Афинах поставили памятник советским воинам, павшим за свободу Эллады Афины, 20 мая 2005 г. Через 60-лет после Победы над фашизмом в Афины пришел советский солдат. Пришел и остался навсегда в виде памятника из бронзы и мрамора, который открыли в прошлое воскресенье в сквере возле шумного столичного проспекта Сингру, сообщается на сайте Russian Athens. Он поставлен здесь по инициативе муниципалитета квартала Каллитея и посольства РФ. Автор памятника – знаменитый российский скульптор Вячеслав Клыков, изготовивший его за свой счет. Памятник представляет собой бронзовую статую Родины-Матери возле мраморного барельефа с изображением сраженного пулей воина в форме советского солдата. На пьедестале начертано: «Советским воинам, павшим за свободу и независимость Эллады с 1941-1944 гг.» Монумент посвящен памяти сотен советских воинов, которые погибли в годы войны, сражаясь с гитлеровскими оккупантами. Они бежали из нацистских концлагерей и сражались в отрядах греческих партизан. Их могилы, почти все – безымянные, разбросаны по всей Греции от острова Крит до гор северной Эллады. Выступая на церемонии, мэр квартала Каллитея Константинос Аскунис отметил, что «советские бойцы были настоящими патриотами и являются примером для нас и наших детей». Российскую делегацию, присутствовавшую на церемонии открытия памятника, возглавляли министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев и заместитель министра обороны РФ Владимир Ишаков. Не обошлось без сюрприза – оказалось, что на том самом месте, где в воскресенье был установлен памятник, 61 год назад и в самом деле погиб советский солдат! Об этом сообщил нам ветеран греческого Сопротивления Стелиос Заманос. По его словам, зимой 1944 года в афинском пригороде Эгалео бежали 12 советских военнопленных, которые работали там на немецком военном складе. Они пришли к партизанам и принесли с собой большое количество оружия, в котором так нуждались греческие бойцы Сопротивления. Все они, вспоминает С.Заманос, были очень молоды: 22-25 лет. Шестеро из них сразу ушли в горы к партизанам, а шестеро остались в районе Неа-Смирни вместе с греческими бойцами Сопротивления в Афинах. Один из них по имени Коля погиб летом 1944 года в столкновении с гитлеровцами как раз на проспекте Сингру (в те годы это была еще незаселенная окраина Афин), рядом с местом установки памятника. Получается, что организаторы установки монумента, которые об этом раньше не знали, невольно угадали место гибели советского солдата. 20 мая 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13534.html

Литературное употребление этих слов несколько шире этих толкований. Но с 20–30-х годов XIX в. значение и употребление глаголов убедить и убедиться более или менее стабилизуется. В словаре Д. Н. Ушакова в глаголе убедить различаются два значения: «1. в чем. Заставить поверить чему-н[ибудь], уверить в чем-н[ибудь]. Убедить в истинности чего-н[ибудь]..., в правоте чьих-н[ибудь] слов..., в необходимости чего-н[ибудь]. 2. с инф. Склонить к чему-н[ибудь], заставить согласиться на что-н[ибудь]. Убедил поехать на курорт. Его убедили лечиться» (Ушаков, 4, с. 857). Но это различие – мнимое. Тут значение смешано с оттенками употребления. Ср., например: Я убедил его, чтобы он начал курс лечения с завтрашнего же дня; Я убедил его в необходимости немедленно начать лечение; Я убедил его немедленно начать лечение. Дальнейшее развитие значений глагола убедить – убеждать состояло в расширении круга субъектов, с которыми сочетается этот глагол. От названий лиц происходит последовательное и быстрое движение в сторону обозначений конкретных предметов и отвлеченных понятий. Например, «чьи, какие-либо слова, доводы и т. п. убеждают, убедили. Адмирал говорил уверенно и властно. Но слова его нисколько не убедили молодого инженера» (Станюкович. Севастопольский мальчик); «Его собственные доводы убедили его еще сильнее в правильности его теперешних воззрений» (Вересаев. Два конца); [Я] «попросту верил ему на слово, его простая, бесхитростная речь убеждала удивительным образом» (Фурманов. Мятеж); «Чьи, какие-либо документы, записи, исследования и т. п. убеждают, убедили. Я начал мою статью с того, что у нас нет литературы: не знаю, убедило ли вас в этой истине мое обозрение» (Белинский. Литературные мечтания); «Все последние писания графа, и особенно его вступление к пересказу евангельской истории, основательно и доказательно убеждают, что граф Л. Н. знает богословские науки» (Лесков. Лучший богомолец); «– Взгляд, глаза убеждают... Последний взгляд в зеркало убедил ее, что она внушительно красива» (М. Горький. Фома Гордеев); «Факты, живое, опыт и т. п. убеждают, убедили... Ежедневный опыт мог бы убедить жену, что расходы не становятся меньше оттого, что мы часто говорим о них, но жена моя не признает опыта» (Чехов. Скучная история); «Время убеждает, убедило...» (БАС, 16, с. 25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Выступили также: протоиерей Игорь Талько, секретарь Владивостокской епархии, протоиерей Ростислав Мороз, руководитель отдела религиозного образования, иеромонах Марк (Корнилов), преподаватель Владивостокского духовного училища, Д.В. Гордеев и Р. В. Секретарев, преподаватели кафедры теологии и религиоведения ДВГУ, М. И Романов, пресс-секретарь епархии. По всем вопросам повестки дня состоялось заинтересованное обсуждение, в результате которого были приняты постановления. Среди других решений форума можно отметить следующие. Съезд постановил - считать одной из главных причин слабого развития на приходах широкой миссионеркой работы и привлечения к ней подготовленных мирян несформированность приходских собраний и отсутствие общинной жизни. У членов приходских собраний имеются ограниченные возможности сопричастности к деятельности храмов, в результате чего у людей теряется мотив и интерес к церковно-общественному служению. Поддержано предложение совершать периодически во всех храмах епархии миссионерские богослужения с благословения архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина без учета продолжительности времени деятельности храма, так как это способствует более эффективному просвещению крещеных людей. Учитывая сложное положение с миссионерскими кадрами в приходах, съезд предложил городским храмам оказывать помощь сельским церквам с целью оказания им поддержки в миссионерско-катехизаторской работе. Все журналы постановлений съезда будут опубликованы на епархиальном сайте в ближайшее время. Проведение регулярных епархиальных миссионерских съездов - традиция Владивостокской епархии , идущая еще с 1913 г., - прокомментировал итоги работы форума игумен Иннокентий (Ерохин). - До 1917 г. было проведено 5 таких собраний, в наше время они были возобновлены в 1997 г. В этот раз у нас получился хороший и живой разговор по самым различным вопросам, хотя лично я, не скрою, переживал, что и как будет, найдут ли отклик доклады. Нашли. Удивительно, за целый день работы - незаметно обычной усталости. Я рад, что у нас есть миссионерский потенциал. Нужно растить кадры. Для миссионеров мы подготовили и раздали много информационного и методического материала. Мне показалось, что участники съезда разъехались домой с очень хорошим настроением и надеждой на будущее.

http://drevo-info.ru/news/7537.html

У многих из школьных стрелков психиатрическая экспертиза нашла психические заболевания (так, например, Сергей Гордеев , который в 2014 году убил в школе учителя и полицейского, был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение). В большинстве случаев ни своевременной диагностики, ни лечения не было. Более того, сами стрелки считали, что с ними все в порядке, обвиняли в своих проблемах других, готовы были другим мстить за это – и, разумеется, от помощи отказывались, если она даже была доступна. Называть диагнозы в таких случаях бессмысленно: клеймо автоматически ложится на всех людей с тем же диагнозом, хотя миллионы их живут мирно и не собираются никого убивать. Тем не менее, психическая нестабильность – серьезный фактор риска. Питер Лэнгман, автор нескольких книг о психологии школьных стрелков, заметил, что большинство из них попадает в одну из трех категорий: психопатия, психоз, травматизация. В первом случае отсутствие эмпатии – личностная особенность человека; во втором – он отрывается от реальности; в третьем – есть долгая история психических травм, причиненных насилием. Среди школьников, которые идут в школу стрелять, по наблюдениям Лэнгмана, высокий процент именно третьих. А вот среди тех, кто стреляет в университетах, их практически нет – может быть, здесь дело именно в школьной травле. Но и это не значит, что психопатия, психоз, психические травмы или школьная травля – единственная и главная причин В поиске значительности Большинству из школьных стрелков свойственно ощущение отверженности. Они чувствуют, что заслуживают лучшего. Они хотят быть значительными – и дурная слава кажется им лучше неизвестности. А если о тебе несколько месяцев кричат национальные СМИ – ты уже перестал быть незначительным. Ты сделал это. Они восхищаются теми, кто это уже сделал. Вступают в соцсетях в фан-группы школьных стрелков (Миша П. даже подписался фамилией «Клиболд» в честь одного из самых знаменитых массовых убийц), тщательно изучают публикации о них, их планы, покупают похожую одежду, пытаются повторить их опыт – только лучше (иногда это «лучше» значит «больше жертв»).

http://pravmir.ru/v-ponedelnik-v-shkolu-...

Кожевенная промышленность тоже уничтожена. Носим обувь импортную. Я видел, как кожи просто выбрасывались на свалки: невыгодно было сдавать. Овцеводство в упадке: было 100 млн голов, осталось 25 млн. А оленеводство? И в советское время были сложности с тем, как принимать продукцию у оленеводов, - кожи и мясо на самолетах вывозили из тундры. Это было накладно. А сейчас северяне предоставлены сами себе. И не скажу, чтобы что-то менялось к лучшему... - Государство, получается, не видит, что происходит на его великих просторах. - Я вот уже полвека колешу по России-матушке. Побывал в тысячах хозяйств, напитался крестьянской боли столько, что не могу молчать. Идут века, меняется политическое устройство, а крестьянин влачит жалкое существование. Когда министр сельского хозяйства Николай Федоров отчитывался в Госдуме, депутаты задали ему немало трудных вопросов. Почему, скажем, госпрограмма развития сельского хозяйства, разработанная на 2007-2012 годы, не выполнена по многим показателям? Опять крестьяне залезли в долги на сумму около 2 триллионов рублей. А как можно развиваться, если такая огромная задолженность? К тому же еще и проценты набегают. И сейчас опять ждут, как и в советские времена, что государство спишет эти долги. Но так же нельзя хозяйствовать! И деревня потихонечку, потихонечку опустевает и опустевает... Академик Заславская, покойная ныне, работала над проблемой так называемых неперспективных сел и деревень, из 143 тысяч она предлагала оставить только 29 тысяч. И многие деревни погибли. И продолжают гибнуть. Естественно, уменьшается и сельское население. В Приволжском федеральном округе, например, оно сократилось за пять лет на 10%. - И что же делать с нашей деревней? - Это очень серьезный вопрос. Пытаюсь понять мотивы нашего руководства. Министром сельского хозяйства был Алексей Гордеев, он по специальности железнодорожник. Затем назначили Елену Борисовну Скрынник, она медик. Нынешний министр Николай Федоров - юрист... Где же фигура масштаба Петра Аркадьевича Столыпина, который бы взял на себя все вопросы, связанные с сельским хозяйством? Я много лет проработал в Центральном государственном архиве древних актов, исследовал крестьянский вопрос. На стыке XIX и XX веков в России тоже задумались: что делать с нашей деревней? И в 1902 году были созданы две государственные комиссии по изучению обстановки на селе. Одну комиссию возглавил министр финансов Сергей Витте, она занималась нуждами сельхозпромышленности. А вторую - товарищ (заместитель) министра финансов Владимир Коковцев. За короткий срок по всей России, в губерниях и уездах было создано свыше 600 комитетов, которые предметно изучали проблемы, выслушивали крестьян, выдвигали свои предложения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010