ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ «ХОЖДЕНИЯ» 1. РНБ. Общее собр. ркп. книг (Ф. 560) Q. IV. No 410. Рукопись последней четверти XVIII в. (водяной знак: «Pro Patria» с литерами «АГ» и вензелем – Участкина, No 707 – 1786 г.); 4° (21,5 х 17,0); 273 л. (272 1; текст «Хождения» занимает л. 2–266 об. (1–265 об.), остальные листы чистые или содержат только владельческие записи); полуустав. Нумерация листов рукописи двух видов: на л. 2–266 – буквенная, сделанная переписчиком; на л. 1–272 – цифровая, выполненная карандашом через 10 листов и относящаяся к более позднему времени. В рукописи имеются киноварные инициалы, иногда украшенные небольшим растительным орнаментом (л. 2, 4, 26, 86 об. – по цифровой нумерации) и выделенные киноварью заголовки (л. 9, 76, 86 об., 103, 175 об., 199 об., 200, 219). Переплет – доски в коже с тиснением, сохранились две металлические застежки; на корешке переплета вытиснено: «Леонтиево похождение», в тиснении позолота. На л. 1 витиеватой скорописью сделана владельческая запись: «Сея книга господина белевского первой гилдии купца Василья Ивановича господина Сабинина»; тем же почерком на л. 271 написано: «Се творение светаго старца Леонтия, како хождение его от Москвы до Ерусалима... 1786 году»; на внутренней стороне нижней крышки аналогичная запись владельца рукописи: «Сея книга города Белева первой гилди купца Василья Ивановича господина Собинена. 1786 год»; ниже другим почерком мелкой неразборчивой скорописью сделана короткая запись: «ана Васили (?) Селина». Среди владельческих помет в рукописи есть имена «Николай», «Евдокия», «Арина», «Мария», «госпажа Мария Алексадравна Сабинина» (л. 1, 272). Список «Хождения в Святую землю» указан в «Каталоге собрания рукописей П.И. Савваитова , ныне принадлежащих Императорской Публичной библиотеке», составленном И.А. Бычковым. В «Каталоге» дано краткое палеографическое описание рукописи, отмечено отличие текста «Хождения» от опубликованного в «Русском архиве». Собрание рукописей Павла Ивановича Савваитова , историка и археографа, члена Петербургской Академии наук, было куплено библиотекой в 1896 г. Коллекция рукописных книг собиралась Савваитовым в основном в Вологде до 1895 г. – времени смерти владельца собрания 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоит обговорить еще одну имеющуюся особенность сирийских источников. В издании Беджана находим, что несторианский переписчик XIII в. уже округлил дату – 5000 лет. Нам кажется, что такое округление 500 лет (!) скорее всего является либо опиской, либо интерполяцией, путём которой скрывается вычисление датировки жизни преп. Исаака Сирина. Для подтверждения нашего предположения мы проверили мелькитские рукописи Vat. syr. 125 и Sinai syr. 24, в которых, однако, отсутствует округление, но и нет той точности, которая имеется в греческом переводе. Мы также просмотрели другую рукопись, монофизитскую, Vat. syr. 124, где обнаружили тоже прочтение, что и в мелькитской. В православных рукописях VIII в. буквально стоит такая фраза: «ибо ( гэр) [на] пять тысяч лет и более ( йатир) Он оставил ( шавкэх) человека/Адама ( л-адам), чтобы он трудился/трудиться ( д-нэ’мал) на ней ( бах – букв. “в ней”)»: Sinai syr. 24, f. 24 (VIII в.) Vatican syr. 125, f. 023r (VIII в.) В рукописи Беджана: «[на] пять тысяч лет на той ( б-хай – букв. “в той”) Он оставил его ( шавкэх), чтобы он трудился/трудиться ( д-нэ’мал)». Отсутствие у Беджана слов «ибо», «с лишком», «более», адам «человек», показывает, что савваиты действительно делали перевод с мелькитских рукописей. Можно сказать, что греческие переводчики слово " йатир " (более), содержащее невысказанную дату, преобразовали в общеизвестную датировку Боговоплощения, опираясь в первую очередь, как это скажет впоследствии Биккель, на летоисчисление находящееся в Септуагинте. В мелькитских рукописях сирийское слово савваиты интерпретировали, а не интерполировали; греческий перевод в данном месте поясняет сказанное на основе интерпретации, которая предполагает не искажение текста, а точность сказанного. Мы не исключаем также и вариант того, что существовал иной протограф, в котором была полная дата (т.е. 5500 лет). Повторимся: в рукописи изданной Беджаном нам представляется, что несторианский переписчик XIII в. сделал описку, либо интерполяцию. Если же поверить написанному в издании Беджана: «пять тысяч лет» до Рождества Христова (в мире не существует ни одной, ведущейся от сотворения мира, системы летоисчисления, при которой бы Боговоплощение фиксировалось бы этой датировкой ), – то тогда следующая дата у преп. Исаака, «шесть тысяч лет», будет означать Х в. – это первый показательный анахронизм. А дата в агиографическом источнике – «в начале седьмой тысячи лет» – будет свидетельствовать о втором анахронизме – XI в.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспянии и дарованиях. Там же Кто в повиновении отцу своему приобрёл совершенно чистую совесть, тот уже не боится смерти, но ожидает ее ежедневно как сна или, лучше сказать, как жизни, достоверно зная, что во время исхода души не от него, но от наставника потребуется ответ. Там же. Стр. 41 Однажды просил я одного из искуснейших старцев вразумить меня, каким образом послушание имеет смирение? Он отвечал: благоразумный послушник, если и мертвых будет, воскрешать, и дарование слез получит, и избавления от браней достигнет, всячески думает, что это совершает молитва отца его духовного и пребывает чужд и далек от суетного возношения; да и может ли он превозноситься тем, что, как сам сознает, сделал помощью другого, а не собственным, старанием? Слово 4-е. О первом обольщении. Стр. 42 Диавол не попускает нам разуметь, что часто промыслительное отнятие мнимых наших духовных благ бывает для нас причиною глубочайшего смиренномудрия. Слово 4-е. О втором обольщении. Стр. 48 Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе, ибо от новоначальных, послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу. Слово 4-е. Об Иоанне Савваите. Стр. 57 Когда, будучи непрестанно обличаем от своего наставника, ты почувствуешь, что вера и любовь твоя к нему возрастают: то знай, что Дух Святый невидимо вселился в твою душу, и сила Вышнего осенила тебя. Слово 4-е. Об Иоанне Савваите. Стр. 57 Не радуйся и не хвались, когда ты мужественно терпишь досады и бесчестия: напротив, плачь о том, что ты сделал нечто достойное выговора и возмутил против себя душу наставника. Не ужасайся и не дивись, когда скажу тебе (ибо Моисей и мне в том свидетель), что лучше согр- шить перед Богом, нежели перед отцом своим; потому что, если мы прогневали Бога, то наставник наш может Его с нами примирить; а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже никого не имеем, кто бы за нас ходатайствовал. Впрочем, я думаю, что оба эти согрешения имеют одно значение. Слово 5-е. О покаянии. Стр. 58

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

В ходе неосавваитской реформы: 1)умеренный летний пенсум был замещен длинным зимним, так что и летом псалтырь стала прочитываться за неделю; 2)был создан новый зимний пенсум из трех кафизм на полунощнице: к двум традиционным кафизмам полунощницы присовокупили прежнюю вечернюю кафизму, а на вечерне стали читать кафизму 18, как сегодня. Мы видим начало этого сдвига уже в типиконе Никона с Черной Горы в его Тактиконе I, 21, где летний и великопостный пенсум, которому он приписывает агиополитское происхождение, уже соответствуют неосавваитской системе, в то время как зимний пенсум, называемый им обычаем Студиона и Афона, добавляет лишь только одно дополнительное чтение к летней стихологии. Как здесь, так и в каноне, мы можем наблюдать одну и ту же динамику: пенсум делается тяжеловеснее простым удалением легкой формы, которую замещает собой следующая легкая форма; в свою очередь в образовавшийся вакуум приходит более тяжелая форма. Такие небольшие сдвиги обихода покажутся непримечательными или ничего не значащими только несведущему. Следует вспомнить, что сказал Баумштарк по этому поводу: «Die Entwicklung der Liturgie nur aus Sonderentwicklungen entsteht» 307 – развитие литургии – это серия индивидуальных эволюций, так же как и ожерелье не более чем последовательность отдельных бусин.. Неосавваитский обиход на Афоне По причинам, не вполне понятным, новый палестинский монашеский обиход вскоре приобретает большую популярность. Уже в начале XII столетия, во времена студитского Эвергетидского типикона, 308 мы видим повсеместное проникновение савваитского материала второго поколения в чинопоследования константинопольских монастырей. 309 Авторы нескольких других типиконов XII столетия в большой степени заимствуют последования из устава Эвергетиды и типикона св. Саввы, в результате чего типикон сербского монастыря Хиландар на Афоне, датируемый ок. 1199 г., по замечанию Джона Томаса, становится практически переводом савваитского устава на сербский. 310 Последующие афонские типиконы от XV столетия и позже уже полностью неосавваитские. 311 Из Афона новый обычай распространился повсюду, кроме Южной Италии, оставшейся на пути афонского исихазма. 312 Филофей Коккин и исихастское господствующее влияние

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

История любого учебного учреждения может плодотворно изучаться в виде совокупности биографий учивших и учившихся в нём. С этой точки зрения, исследуемый нами источник представляет огромную ценность. Биографического материала на страницах ревизии Савваитского очень много. Так, например, сведения о преподавательском составе дополняют довольно скупой, официальный материал послужных списков, обнаруживаемых в семинарском фонде Государственного архива Саратовской области, и данные о преподавателях, публиковавшихся в «Саратовских епархиальных ведомостях». В отчетах, как правило, нет данных о возрасте, образовании, ученой степени преподавателя, зато почти всегда даются живые характеристики человеческих, педагогических качеств того, о ком идет речь, приводится информация о дисциплине на его уроках, о ведении им классного журнала и выставлении отметок, подчеркиваются недостатки. Для иллюстрации сказанного приведем примеры позитивной и негативной оценки педагогической деятельности наставников из отчёта о ревизии Саратовской духовной семинарии. «Основное, догматическое и нравственное богословие преподает кандидат Казанской духовной академии Зубарев, в июне сего года перемещенный из Олонецкой семинарии... Этот наставник с любовию относится к изучению своих предметов и на уроках старается восполнять сухие учебники сведениями из лучших богословских трудов, имеющихся на русском языке; говорит просто и с убеждением; к сожалению, голос у него очень слабый, и потому он, чтобы всем ученикам было слышно, при объяснении уроков садится за одну из парт. Сам с любовию и интересом занимаясь изучением богословской литературы, он знакомит с нею и воспитанников; письменные упражнения учеников читает внимательно и, отмечая все выдающиеся недостатки, делает и даже письменно излагает общую характеристику этих упражнений, которую и прочитывает в классе при разборе упражнений. Вообще этот преподаватель полезен для семинарии, как имеющий нравственное влияние на учеников». «Прот[оиерей] Махровский (преподавателя библейской и церковной истории.

http://bogoslov.ru/article/355527

К группе В Утрени, которая отныне будет категория II, относятся типы Вечерни редких документов В и С, но особенно типы D и Ε и некоторые из типов I, L, N и Ρ 532 . Мы не думаем больше, что группа В Утрени могла бы называться «константинопольской»; она является скорее переходной группой к монашеской савваитской группе С, которая представляет собой теперешнюю практику, и к студийской группе D. Эти евхологии категории II содержат почти все молитвы категории I, в самом порядке, и сохраняя также названия тех молитв для псалмов Песенного последования, которые находятся также и в монашеской службе. Это объясняет, почему в этих евхологиях категории II молитвы Утрени псалма 50 и Пс. 148–150 сохранили свои древние места и названия, между тем как параллельные молитвы Вечерни [IX, Χ, XI] «малых антифонов», или Пс. 114–116 , больше не встречаются. К группе С, савваитской традиции ΧΙ– ΧΙΙ века (отныне категория IV), принадлежат типы Вечерни N и Ρ и некоторые рукописи типа I 533 . Наконец, к группе D, палестино-константинопольской студийской традиции VIII-IX века (отныне категория III), относились бы типы Вечерни К и L и некоторые Е, G и I 534 . Итак, из всего вышесказанного, мы полагаем, что существующие и нам известные византийские евхологии можно распределить на 4 категории, имеющие следующие характеристики: КАТЕГОРИЯ 1: Евхологии, содержащие весь суточный круг по Песненному последованию. Таких евхологиев дошло до нас небольшое количество: Греческие: Барберини 336 «Св. Марка» (VIII в.), Ленинград 226 « Успенский» (X в.), Москва ГБЛ 27 «Севастьянов 474 » (X в.)? Синай 959 (XI в.), Коален 213 «Стратигий» (XI в.), Гроттаферрата Г β I «Виссарион» (XI в.). К этой категории, вопреки некоторым несущественным аномалиям, прибавим: Гротт. Г β VII (X в.): Вечерния типа С, Синай 958 (X в.): Утреня группы D, Ватикан 1970 (XI в.): Вечерня типа В, Утреня группы В. К которым можно еще прибавить: Славянский: Синодальный ГИМ 675/371 (XIV в.). Грузинский: Тбилиси 450 (XVI в.). Эти две последние рукописи сохраняют письменное свидетельство древней практики, но уже вышедшей из официального употребления, во время их редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Игумен Никон Хочется помочь изломанной душе, но не получается ничего. Как быть? Исправлять изломанные души – это великое духовное дарование, которое дается немногим. Дается тем, которые научились совершенно не надеяться на силы и всю свою надежду возлагают на Господа, непрерывно прося у Него вразумления. Нужна молитва . Нужно, наставляя кого-нибудь, одновременно и молиться о нем. Схимонах Антоний Савваит Если с некоторыми скучно, не лучше ли как отделаться от них, когда они приходят? Нет, нужно их слушать. Ведь они несчастные. Нужно понуждать себя входить в их интересы, стараться чувствовать, как они чувствуют, думать, как они думают. Таким образом их состояние становится для тебя ясным. Начинаешь их жалеть, а жалея любить. Нужно над этим работать. Сначала понуждать себя – трудно и скучно будет. Потом, как только сможешь их пожалеть, так уже легче будет, и скучно уже не будет... О. Алексей (Мечев) Сейчас многие жалуются на невнимательность людей. Если это есть в себе, то как быть? Старайся внимательно относиться к людям. Привыкнуть к этому трудно. Помни: забудь себя и забудь все в себе и живи жизнью всех и каждого... О. Алексей (Мечев) В каком случае помогает совет? Нужно молиться, чтобы Господь Сам вложил в наши уста Свое слово и помог Своей благодатью. Когда это случится дело идет по-другому. Наше слово оказывается действенным. Благодать Божия действует тогда и в говорящем, и в слушающем. Одному дает слово, другому отверзает уши, чтобы его слышать. Схимонах Антоний Савваит Когда кто-то говорит о волнующем его, ждет участия или совета, а сказать надо серьезно и по делу, нельзя отделаться незнанием или чем-то общим, как быть, чтобы не ошибиться? Прежде чем сказать, надо подумать, Христа можно вспомнить, как бы Он тут поступил, а потом – как совесть твоя говорит, так и делать и говорить. О. Алексей (Мечев) Говорят, надо быть твердым человеком. Уступай – так на голову сядут. Как же в жизни без уступок? Не стыдись быть мягким. Уступай. Уступать более слабому – знак мужества и великодушия, а не слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

После вводных сведений о герменевтики П.И. Савваитов описывает основные исторические вехи развития науки. В этом кратком анализе Павел Иванович подчёркивает непосредственную преемственность святоотеческой мысли в формировании правил толкования Священного Писания. Это очень важно, поскольку современные исследователи не всегда понимают важность святоотеческих критериев анализа текста, иногда недооценивая и пренебрегая ими. П.И. Савваитов выделяет следующие задачи герменевтики: учение о способе толкования Писания должно предложить средства и пособия к нахождению и уразумению смысла, а также способ изъяснения найденного смысла другим. 48 Блаженный Августин по этому поводу пишет следующее: «два главных предмета, которые мы должны иметь ввиду, занимаясь учёным образом Священным Писанием: 1) способ находить истинный смысл оного, и 2) способ сообщать, или излагать сей смысл другим». 49 Речь идёт об объективной необходимости исследования текстов Священного Писания, поскольку для современного человека на пути спонтанного понимания первоначального смысла Писания появляется ряд трудностей. Это и изменившийся культурно-исторический фон, на котором происходили события Ветхого Завета, и то факт, что Священное Писание написано на древних языках, каждый из которых имеет совершенно особую структуру и идиоматику абсолютно не схожую с идиоматикой русского языка, и отсутствие систематизации в изложении Библейского учения, и даже отсутствие прямых указаний на некоторые важные истины Священного Писания. Не говоря уже о том, что многие из литературных жанров Писания даже незнакомы современному читателю 50 . Здесь же Павел Иванович оговаривает главное условие, при котором возможно реализовать поставленные задачи: «предварительно должно быть раскрыто понятие о том, что такое подлинный смысл Писания и каким началом надо руководствоваться, как при нахождении и уразумении, так и при изъяснении другим этого смысла». 51 Само понятие «смысла Священного Писания» автор раскрывает непосредственно в первой части своего сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

епископ, позже архиепископ Вологодский и Тотемский. Сохранился его послужной список на 1883 г.: ГА ВО, ф. 496, оп. 1, 15591. Павел Иванович Савваитов (1815–1895 гг.), известный историк, лингвист, краевед, уроженец Вологды, происходил из семьи протоиерея Софийского собора, закончил Вологодскую духовную семинарию, затем Петербургскую духовную академию, имел учёную степень магистра богословия, ряд лет преподавал в Вологодской семинарии, затем – в различных образовательных учреждениях Петербурга (духовной академии, Павловском кадетском корпусе, Павловском военном училище и в училище подпрапорщиков), был членом многих учёных обществ России и Европы, членом-корреспондентом Академии наук, разрабатывал проблемы археографии и источниковедения, имел многочисленные ордена и награды за свои ученые труды, научную и культурно-общественную деятельность. П. И. Савваитов имел чин действительного статского советника (IV разряд российской Табели о рангах), поэтому обращение автора письма к нему как «Ваше превосходительство» было вполне оправданным. Иван Николаевич Суворов (1860–1926 гг.), известный вологодский историк-краевед, общественный деятель, закончил историко-филологический факультет Петербургского университета, преподавал в Вологодской духовной семинарии, с 1894 г. был соредактором вместе с отцом, а с 1896 г. – редактором «Вологодских епархиальных ведомостей», одним из организаторов епархиального древнехранилища, Вологодского общества изучения Северного края. Подробнее см.: Орешина М. А. Русский Север начала ХХ в. и научно-краеведческие общества региона. М., 2003; она же. Выявление и сохранение исторических источников в Вологодской губернии в 1910-е гг.//Отечественные архивы. 2004. 5. С. 13–25. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.)   (Л. 2) + Многоуважаемый Николай Иванович с супругой Юльей Ивановной и с дет[очками] Иваном и Лидией, испрашиваю на Вас благословение Господне от святителей Казанских! Прибыл я в Казань на Масляной неделе в субботу, остановился в Архиерейском доме и принят был арх[иепископом] Палладием я, как сын ем[у] родной; но и теперь еще живу в его доме и часто кушаю вместе с ним.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

См.: Левенсон М. Л. Государственный Совет. Пг. 1915. С. 84. 110, 128 Савваитский Михаил Иванович; (12 октября 1861 – ?). Окончил Владимирскую ДС (1882) и С.-Петербургскую ДА (1886), к. б., оставлен профессорским стипендиатом. С 1887 – преподаватель основного, догматического, нравственного и обличительного богословия Холмской ДС. 1889 – магистр богословия («Исход израильтян из Египта. СПб. 1889). С 23 марта 1895 – инспектор Могилевской ДС. С 22 марта 1901 – член Учебного комитета при Св. Синоде, посылаемый на ревизию духовно-учебных заведений. В 1917–1920 – делопроизводитель канцелярии Высшего Церковного Совета. В 1920 был лектором на агитационных курсах при Башкирской дивизии. С июня 1921 по 1932 работал в Институте книговедения в Петрограде: сначала как ученый библиограф, с 1922 – зав. библиографической библиотекой и помощник заведующего архивом С. А. Венгерова, в 1923–1924 – заведующий библиотекой. После реорганизации Института книговедения в НИИ книговедения при Публичной библиотеке стал научным сотрудником Института. См.: Тищенко М. Н. Савваитский М. И.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 546. 225 Савельев Василий Владимирович; (1847 – не ранее 1917). Окончил 1-й Московский кадетский корпус (1865) и двухлетний курс в Московском военном юнкерском училище. С 1 ноября 1866 состоял на военной, с 1869 – на гражданской службе. В течение 9 лет был мировым посредником, председателем съезда мировых посредников, непременным членом и председателем по крестьянским делам присутствия (с 1874), председателем съезда мировых судей Петрозаводского округа. С 18 декабря 1879 по 11 марта 1905 – председатель Олонецкой губернской земской управы. С 11 марта 1905 причислен к Министерству внутренних дел. 21 марта 1906 избран членом Государственного Совета от земского собрания Олонецкой губернии (переизбирался 10 июля 1909, 13 августа 1912). Состоял почетным членом Олонецкого Епархиального училищного совета. К 11 мая (церковно-школьный праздник – день памяти свв. Кирилла и Мефодия; установлен определением Святейшего Синода 20 мая – 4 апреля 1901) 1904 награжден книгою «Библия», от Святейшего Синода выдаваемой «за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковно-приходских школ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010