Поступая таким образом, каждый из нас может постепенно освободиться от всех своих страстей и научиться творить Христовы заповеди, пребывать постоянно в воле Божией. А пребывающий в воле Божией, в Боге пребывает и Бог в нем ( I Uh. 3:24 ). Он один дух с Господом ( I Kop. 6:18 ). Он еще в этой жизни входит в Царствие Божие, т. к. имеет Христа своим царем и повелителем; он управляется Христом; внутри его царствует Христос: «Царствие Божие внутрь вас есть». Пребывающий в воле Божией, по слову царя Давида, «будет как древо, насажденное при исходищах вод» ( Пс. 1:3 ), т. е. будет непрестанно питаться источником Божией благодати. Он «даст плод свой во время свое». Плод духовный – дары Святого Духа, которые перечисляет ап. Павел: любовь, радость, мир, долготерпение… ( Гал. 5:22 ). Он еще в этой жизни начинает вкушать блаженство будущего века. Одним словом, он спасается по неложному слову Христову: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного». Вот вкратце практическое богословие Святых Отцов и всех, хотящих спастись, богословие, понятное младенцам. О стяжании разума 12 Сыны века сего, далекие от Бога, считают, что умственные способности человека есть нечто природное и, при том, неизменяемое. Родился умным – всю жизнь пребудешь таким; родился глупым – останешься таким до смерти. Допускают они только частичное, в известных пределах, развитие ума, посредством изучения наук, посредством занятия философией, посредством размышления и пр. Иначе смотрит на это дело слово Божие. Говорит св. ап. Иаков: «Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» ( Иак. 1:5–8 ). Просить надо с мыслью полученное дарование употребить во славу Божию, на духовную пользу себе и другим. Просить надо с верою, что Тот, Кто смог в одно мгновение дать апостолам разумение всех языков, может и нам дать дары разума и премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При блаженной кончине Орентия присутствовали многие отцы и Сергий епископ города Элы. Отходя к Господу с радостью, он видел пришедших за ним ангелов». «В одной едва проходимой дебри, отстоящей от святой горы Синая на сорок больших поприщ, при потоке Малосе спасался о Господе авва Стефан, наставник аввы Кириака. Он питался одними овощами из своего малого огорода; но их часто поедали дикие свиньи. Однажды этот старец увидел мимоходящего леопарда и позвал его к себе. Лютый зверь подошел к нему и сел у ног его. Тогда человек Божий сказал ему: «Яви любовь, не уходи отсюда и постереги мой малый вертоград; лови в нем диких свиней и питайся ими». Леопард остался при нем и стерег овощи в течение нескольких лет до самой смерти его». «Недалеко от Синайской горы есть место поточное и жестокое, называемое Арселая. Тут несколько времени жил чудный Иоанн Савваитин с учеником своим Иоанном Римлянином . Однажды пришла к нему большая дикая свинья, держа во рту своего детеныша, и положила его у ног старца. Преподобный увидев, что рождие ее слепо, плюнул на землю, сотворил брение и помазал им глаза животного. Оно прозрело. Когда самка заметила это, благодарная, начала лизать стопы старца и, взяв детеныша, пошла назад играючи, а на другой день утром принесла ему «зелку велию усты» 37 , отыскав ее с большим трудом. Преподобный Иоанн, увидев ее, улыбнулся и сказал ей: «Откуда ты принесла эту зелку? Верно, ты украла ее из какого-либо отеческого вертограда». Животное, услышав сии слова, устыдилось, взяло зелку и отнесло ее на прежнее место». «В один год вовсе не было дождя на Синае, и в августе месяце начали иссякать потоки и источники. Тогда собралось стадо диких серн и начало обходить все горы и долины арселайские, ища воды. Не нашедши ее, серны взошли на вершину одной горы и все подняли головы свои к небу, как бы моля Творца помиловать их, и не двигались с места. Бог умилосердился над ними. Вдруг пролился дождь только на ту гору, где находилось стадо; и серны утолили свою жажду». «В Арселае на самом стремнистом месте в одной рукозданной гробнице отеческой жил авва Михаил Грузин с учеником своим Евстафием. Разболевшись и предчувствуя приближение смерти, он сказал Евстафию: «Чадо, принеси мне воды; я омоюсь и причащусь святых Таин», – и, когда причастился, опять сказал: «Ты знаешь, чадо мое, как опасно сходить вниз от нашей гробницы; если я умру, то тебе одному не снести моего тела; боюсь, как бы ты не упал с ним со стремнины. Итак, заблаговременно оба сойдем вниз мало-помалу». Сошли они благополучно, и потом старец сотворил молитву и, облобызав Евстафия и сказав ему: «Мир тебе чадо, молись о мне», – лег во гроб и с радостью и веселием преставился к Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сей доблественный Аввакир, когда был при смерти, сказал отцам: «Благодарю, благодарю Господа и вас; ибо за то, что вы меня, на спасение мое, искушали, я семнадцать лет был свободен от искушений бесовских». Правосудный пастырь повелел положить его, как исповедника, по справедливости, со святыми, почивающими в том месте. Был там чудный муж, по имени Мина, второй правитель после настоятеля, пятьдесят девять лет пребывавший в том общежитии и пришедший все послушания. Однажды настоятель захотел искусить богодарованное его терпение, и когда он пришел в игуменскую келлию и, положив вечерний поклон перед игуменом, по обыкновению, просил дать ему правило, то игумен оставил его лежать таким образом на земле даже до времени утреннего правила, а тогда уже благословив его, а вместе и укорив как человека, любящего выказываться и нетерпеливого, восставил его. Преподобный знал, что он перенесет сие мужественно, и потому сделал это в назидание всем. Ученик же преподобного Мины, утверждая истину сего происшествия, сказывал: «Я прилежно допытывался у него, не напал ли на него сон, когда он был оставлен игуменом в таком положении? Преподобный отец открыл мне, что, лежа на земле, он прочитал наизусть всю Псалтирь». He хочу неправедно умолчать перед вами о том, о чем молчать не должно. Великий Иоанн Савваит рассказал мне следующее: «В обители моей, в Азии, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого права; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю, каким образом приобрел он себе ученика, юношу именем Акакий, простого нравом, но мудрого смыслом, много жестокостей перенесшего от сего старца, который мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами, но и побоями, терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему при встрече с ним: «Что, брат Акакий, каково сегодня?» В ответ на это он тотчас показывал мне, иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он добрый терпеливец, то говаривал ему: «Хорошо, хорошо, потерпи– и получишь пользу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Так характеризует природу Суэцкого перешейка, по западной стороне которого направились евреи после стана в Ефаме, французский инженер Rozière: «то, что прежде всего поражает при вступлении на почву этого перешейка, это его противоположность с соседней страной. Пока вы находитесь в самом Египте, вы, не смотря на зной палящего солнца, видите пред собою оживленную равнину, прорезанную со всех сторон текущими водами, осененную пальмами, покрытую зеленью, цветами или богатой жатвой; эта веселая и одушевленная страна вызывает в вашем уме идеи изобилия и плодородия. Но как только вы вступили на перешеек, все меняется вокруг вас, хотя вы находитесь под тем же самым небом: ни одной черты культуры, ни одного следа поселения, ни тени, ни зелени, ни освежающей воды, – словом ничего того, что может служить живому бытию. Подвигаясь все дальше вперед, вы с беспокойством отыскиваете в отдалении каких-либо более счастливых уголков в этой области: но глаз тщетно пробегает неизмеримое пространство горизонта; от одного моря до другого – повсюду пустынная, безжизненная страна, голые утесы, блистающие пески, совершенно обнаженные равнины» (De la géographie comparée et de l’ancient état de côtes de la mer Rouge в Description de l’Egypte, t. VI p. 267). «Западный берег Суэцкого залива и его продолжение до Коссейра (Cosseir) можно назвать необитаемыми, говорит другой путешественник, и действительно, почти полный недостаток годной для питья воды вдоль морского берега вполне объясняет это отсутствие поселений» (Rüppel. Reise S. 209) С таким характером Суэцкого перешейка и западного берега Суэцкого залива представители третьей теории (Hengstenberg, Bücher Moses u. Aegypten S. 55) ставят в связь упрек, обращенный израильтянами к Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта, Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне? ( Исх.14:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Фараон выражал свое раскаяние так, как человек по-видимому искренно почувствовавший свое заблуждение: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами. Теперь простите грех мой еще раз, и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть ( Исх.10:17 ). Однако же фараон и теперь, как и всегда, лицемерил; раскаяние его не было искренним. Грозная, жестокая казнь послужила только как бы поводом к новому усилению и возрастанию злого упорства, таившегося в душе фараона, перед требованием Божественной воли: ожесточил Господь сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых – заканчивает библейское повествование рассказ об удалении по молитве Моисея, согласно с просьбой фараона, саранчи из египетской земли. Глава XI. Знамение десятое или казнь девятая Третья казнь третьей группы подобно заключительным казням первых двух групп посылается без предупреждения об этом. Эта казнь – мрак, объявший всю землю египетскую. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле египетской три дня. Не видели друг друга и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их ( Исх.10:22–28 ). Этими словами ограничивается весь рассказ боговдохновенного историка о девятой казни 432 . Краткость этого библейского повествования, отсутствие в нем не только более или менее определенного указания, но и косвенного намека на внешнее, физическое посредство при наведении девятой казни, на участие при её возникновении естественного агента хотя бы конечно в качестве пассивного фактора, в качестве послушного орудия высшей силы, – в высшей степени затрудняет объяснение библейского факта путем сближения его с каким-либо аналогичным явлением египетской природы, придавая всем попыткам в этом роде характер гадательный. В таком именно только значении предположения, не стоящего в прямом противоречии с данными оригинального библейского текста, но имеющего за себя отдаленные основания, с одной стороны, в переводе LXX, и с другой стороны, в пользующихся авторитетом произведениях древней еврейской литературы 433 , мы и принимаем сближение девятой казни с натуральным явлением, какое представляют новейшие библеисты, и к которому мы теперь и переходим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Павел Иванович Савваитов (15.02.1815–12.07.1895) История России История Русской Православной Церкви Толкование Священного Писания Павел Иванович Савваитов Известный русский археолог, историк и археограф. Биография Родился 15 февраля 1815 года в Вологде в семье священника Вологодского кафедрального собора. Воспитанник Вологодской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии (1837). В обоих учебных заведениях был лучшим учеником; из академии был выпущен со степенью магистра богословия, присужденной за сочинение «О древней иудейской синагоге». Назначен в Вологодскую семинарию профессором философии. В 1842 году, по рекомендации М. П. Погодина, был переведён в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, на кафедру патристики и герменевтики; с 1853 года преподавал статистику русского раскола; двенадцать лет исполнял должность библиотекаря семинарии. Одновременно преподавал русский язык и словесность в Павловском кадетском корпусе, в Коммерческом училище и Школе гвардейских подпрапорщиков, с 1862 по 1864 год был наставником-наблюдателем по русской литературе в 1-м Павловском военном училище. В 1868 году П. И. Савваитов вышел в отставку. Многочисленные статьи его, посвящённые преимущественно объяснениям старины и русских древностей, и характеристике замечательных русских людей, печатались в «Москвитянине», «Русском архиве», «Русской старине», «Записках Императорского Русского археологического общества» и многих других изданиях. Под его наблюдением было положено начало изданию «Великих Миней-Четьих», собранных митрополитом Макарием, и новгородских писцовых книг, воспроизведён светопечатью харатейный список Новгородской летописи и приготовлен к изданию старейший из памятников новгородских летописей — «Временник, еже есть нарицается летописание князей земли русския». Умер Павел Иванович Савваитов 12 июля 1895 года; похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Труды Наиболее ценный труд Савваитова — «Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора», извлечённое из рукописей архива московской Оружейной палаты, с объяснительным указателем и 12 таблицами рисунков (1-е изд. 1865, 2-е 1896). Издание «Путешествия новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII ст., с предисловием и примечаниями» (Санкт-Петербург, 1872) отличается большой полнотой. Важное значение имеют также его труды: «Объяснение книг Св. Писания», «Грамматика зырянского языка» и «Зыряно-русский словарь» (Санкт-Петербург, 1850), за которые Савваитов удостоен Демидовской премии, и несколько описаний монастырей Вологодской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

г. было опубликовано на страницах вологодских губернских ведомостей (52–58, 8), – и опубликовано, если не ошибаемся, целиком. К сожалению, нам не удалось найти полного экземпляра этих ведомостей, а в экземпляре Императорской публичной библиотеки стр. 58–54 нет. Поэтому, мы будем руководиться при знакомстве с «Сведением» рукописью киево-софийской библиотеки 166. – Хотя, как мы сказали, оно появилось в печати только в 1865 г., но им еще в 1857 г. воспользовался П. И. Савваитов для своей статьи «Об учреждении вологодской епархии», сначала печатавшейся в «Вестнике исторического русского географического общества» за 1857 г. и потом без изменений перепечатанной в «Вологодских епархиальных ведомостях» за 1865 г., 5, стр. 164–169, и 6, стр. 196–201 (их мы и будем цитовать); в последних, кроме того, H. И Суворовым сделаны «Дополнения к статье об учреждении вологодской епархии» (ib., стр. 170–180, 201–210, и 7, стр. 235–241). Правда, г. Савваитов ссылается на рукопись нашего автора, бывшую у него в копии (см. примеч. 16), всего лишь один раз по вопросу о титуляции преосвященных, вологодских в конце XV ст. (ib), но, сравнивая ее с его статьею, можно установить большую зависимость последней от первой. Так, Савваитовым заимствованы у Евгения сведения о тех местностях, которые до учреждения самостоятельной вологодской или пермской епархии были подчинены в иерархическом отношении новгородским и ростовским владыкам (стр. 164, 165 и 167). Самые факты, констатирующие эту подчиненность, чуть ли не на половину теже самые, что и в «историческом сведении», – Савваитов или вновь, или точнее указал лишь те источники, откуда преосв. историк заимствовал эти факты. 195 Далее, – сообщения г. Савваитова о присоединении к вологодской епархии уездов белоезерского и пошехонского, об учреждении епархии великоустюжской и ее пределах (стр. 198–200), о присоединены к вологодской епархии уездов вольского и никольского (стр. 200–201) – весьма близки к сообщениям о том же м. Евгения, что, конечно, может быть объяснено пользованием одними и теми же источниками, именно, разными грамотами и указами, которые Евгений должен еще был розыскивать по вологодским архивам, а Савваитов имел уже готовыми в «Актах археографической экспедиции» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

43 Подробные и обстоятельные изображения св. Софии на рисунках: у Фоссати в Aya Sofia Constantinople, as recently restored et caet., 1852, и у Зальценберга в Altchristliche Baudenkmale (для наглядного ознакомления более первая, для обстоятельного из учения более вторая); её описания: у Дюканжа в Constantinopolis Christiana, lib. III, у Византия в Κωνσταντινοπολις, I, 464, в статье Griechische Kunst Энциклопедии Ерша и Грубера, t. 84 S. 396; её планы, фасады и разрезы: у Гюбша, Pl. V, у Лютцова в Die Meisterwerke d. Kirchenbaukunst, у Византия в приложениях к II т., у Любке S. 253; из русских книг – в Сборнике Общества древне-русского искусства при Московском Публичном Музее на 1866г., Отд. II к стр. 4 (один разрез) и у Савваитова в его издании Константинопольского Паломника Новгородского архиепископа Антония (план и разрез). 44 Всё сказанное нами читатель более или менее ясно поймёт, если, за невозможностью видеть Фоссати и Зальценберга, обратится просто к русским книгам – плану и разрезу у Савваитова и разрезу в Сборнике Общества древне-русского искусства. На плане у Савваитова, левая половина которого представляет нижний этаж церкви, а правая – верхний или полати, он видит в середине круг, а сзади и спереди круга полукруги: Это – купол с восточным и западным большими полукуполами. Между передними подкупольными столбами и столбами, стоящими у восточной стены, между задними подкупольными столбами и столбами, стоящими у западной стены, поставлены полукругами колонны: на этих полукругах колонн сидят своими окружностями четыре меньшие полукуполы. На продольном разрезе церкви у Савваитова видны: прямо – главный купол, с боков его (но не под ним) – большие полукуполы, и под последними – два меньшие полукупола. На поперечном разрезе церкви в Сборнике, представляющем восточную сторону, видно, как восточный большой полукупол сидит под куполом, а два передних меньших полукупола под ним (большой полукупол под куполом, а меньшие полукуполы с боков сего последнего, в середине же виднеется полукупол алтарной абсиды).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Это не удивительно. Даже в монастырях горы Афон в течение XIV в. продолжали составляться и использоваться другие Уставы, соперничая с Уставом Филофея. Понадобилось более длительное время, чтобы новый обычай распространился в странах византийского влияния за пределами Греции и Константинополя: славянские рукописи воспроизводят новый Устав лишь два столетия спустя. Вместе с тем еще до конца XIV в. Устав Филофея был дважды переведен на старославянский язык, 206 а ново-савваитский обряд попал на Русь до конца XIV в, при Киприане, митрополите Киева (1381–1382 гг,, 1390–1406 гг.), где он постепенно вытеснил старый студийский обряд, Троице-Сергиева Лавра, расположенная к северу от Москвы, приняла его в 1441 г. Он был принят в Новгороде в 1441 г, и к 1494 г. достиг крайних пределов – Соловков на Белом море. 207 К XVI в. почти повсюду местные традиции уступили дорогу новой системе. К XVII в. венецианские издания получили общее распространение, и период формирования византийского обряда, каким мы его знаем, подошел к концу, Ново-савваитский обряд, кодифицированный на Афоне, – по сути своей обряд Великой Лавры в игуменство Филофея – отображает не только победу исихастского монашества над городским студийским вариантом богослужения. Если мы исключим случайное местное использование студийского обряда, мы можем заключить, что ново-савваитский обряд стал обрядом православного мира. И он есть то, что и сейчас мы знаем как «византийский обряд». Список сокращений AL – Analecta Liturgica. Roma ANTF – Arbeiten zur neutestamentlichen Forschung Bucharest, Paris. АОС – Archives de l’Orient chretien. BELS – Bibliotheca Ephemerides Liturgicae. Subsidia. Roma. BSGRT – Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana. Leipzig. ΒΖ – Byzantinische Zeitschrift. Miinchen. СА – Cahiers archcologiques. Paris. CJC – Corpus iuris civilis. Berlin. CPG – Clavis patrum Graecorum I – V. Ed. M. Geerard, F. Glorie. Corpus Christianorum. Turnhout. 1983–1987. CSHB – Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Bonn.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Схимонах Антоний Савваит Когда дети не хотят слушаться, делают только то, что вредит душе, что делать? Помочь детям можно молитвой, главным образом молитвой, а не советами и убеждениями. Можно иногда и посоветовать что-нибудь, но и это надо делать с молитвой, иначе совет не будет принят. А для того, чтобы Господь слушал ваши молитвы и исполнял их, старайтесь и сами – сколько хватит сил – исполнять повеления Господни... Схимонах Антоний Савваит Иногда чувствуешь себя как бы связанным, задавленным врагом, без сил освободиться от него. Что тогда делать? Если не принудишь, враг не уйдет добровольно, а если сам не можешь, то проси помощи у Бога, призывая имя Его Святое. Схиархим. Даниил Так порой трудно, горько, везде плохо... Дальше вроде бы и совсем ничего хорошего не ожидается. Как же жить? Светло смотри вдаль, не надо уныния. О. Алексей (Мечев) Сейчас многие говорят о спасении Родины. Что может сделать для этого обычный верующий? Помощь Божию надо вымолить и заслужить. Как? Верно служи Ему, творя Его волю. Чем больше будет людей, верно служащих Богу, чем интенсивнее они будут работать над своим самосовершенствованием, тем скорее Господь смилостивится над нами и пошлет избавление нашему народу. Человек, верно служащий Богу, невольно расточает свет вокруг себя, способствует спасению своего ближнего, разрежает атмосферу зла, сгустившуюся в мире, и таким образом способствует поражению темных сил. Человек, служащий Богу, более делает для спасения Родины, чем всевозможные организации, занимающиеся, в большинстве случаев, только творением... схимонах Антоний Савваит 2 Родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье. После окончания гражданской войны эмигрировал с семьей в Константинополь, затем переехал в Святую Землю. Работал помощником библиотекаря в Русской православной духовной миссии в Иерусалиме. В 1925 г. поступил в Лавру св. Саввы Освященного в Иерусалиме и принял там постриг с именем Алексий. В 1938 г. принял великую схиму с именем Антоний. Около 20 лет пребывал в затворе. Скончался в ночь с 3 на 4 декабря в Лавре св. Саввы. Похоронен вблизи Лавры в пещере, вблизи усыпальницы преподобного Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010