27 мая 1351 г. в К-поле открылся Собор под председательством И. К. и патриарха Каллиста I , к-рый должен был решить вопрос о православии учения свт. Григория Паламы. В результате богословие свт. Григория Паламы было признано православным и согласным с учением отцов Церкви и был обнародован соборный томос (см. разд. «Полемика с Никифором Григорой» в ст. Григорий Палама ). В 1352 г. Иоанн V был отправлен из столицы в Дидимотих. С новой силой разгорался конфликт между Палеологами и Кантакузинами. Иоанн V, побуждаемый к войне Стефаном Душаном и венецианцами, недовольными миром И. К. с Генуей, получил от Венеции деньги для войны с И. К. на условиях уступки о-ва Тенедоса. И. К. удалось погасить конфликт при посредничестве Анны Савойской; Иоанну V в удел был дан Дидимотих, а Матфею Кантакузину - Адрианополь. Между наместниками тотчас же начались военные действия. В июне 1352 г. Османы опять действовали как союзники И. К., к-рый двинул войско на помощь сыну Матфею, блокированному в Адрианополе Иоанном V. Турки разорили Пифион близ Дидимотиха. Осенью патриарх Каллист I безуспешно пытался погасить конфликт между императорами. В том же году сын Орхана Сулейман занял все крепости Фракии; Византия не имела сил для сопротивления. В нач. 1353 г. И. К. предъявил патриарху Каллисту требование короновать его сына Матфея и не поминать более династию Палеологов за литургией, т. е. освятить авторитетом Церкви окончательный переход власти к Кантакузинам. Несмотря на уговоры, патриарх отверг требования, покинул резиденцию и удалился в мон-рь в К-поле, откуда продолжал исполнять свое служение. И. К. безуспешно пытался уговорить патриарха Каллиста вернуться, посылая к нему видных епископов, а также Филофея Коккина (К-польский патриарх в 1353-1354, 1364-1376). Для обоснования прав И. К. анонимный автор написал специальный трактат ( Failler. 1973), где подчеркивал, что патриарх не имеет права выбирать императора; выбор осуществляют «армия, сенат и народ», а патриарх - «священник», совершающий коронацию. Вскоре Каллист был официально низложен и бежал сначала к латинянам в Галату, а затем к Иоанну V на о-в Тенедос, где опубликовал многочисленные обвинения против И. К. и к-польского клира. Обвинительная речь Каллиста против И. К., переданная Никифором Григорой, среди прочих упреков содержала и упоминание о денежных выплатах тур. наемникам Орхана в 1347 г. из сумм, поступивших на ремонт собора Св. Софии от московского кн. Симеона Иоанновича Гордого ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 3. P. 200).

http://pravenc.ru/text/471274.html

2) Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский и устав его о скитской жизни, изложенный ректором Костромской Духовной Семинарии Архимандритом Иустином. 3) Вечность адских мучений. 4) Догмат о сватейшей литургии или безкровной жертве. 5) Догмат о поминовении усопших. 6) Догмат о святых церковных постах. 7) Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и приснодевы Марии. 8) Догмат о почитании и призывании святых. 9) Догмат о почитании св. мощей. 10) Догмат о прославлении праведников на небеси в церкви торжествующей. 11) Житие св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. 12) Два похвальных слова св. великомученику Пантелеймону. 13) Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Афонской горе Пантелеймонова монастыря. 1 Давно уже нет на св. горе этих монидрионов; это были небольшие монастырьки, которые пользовались некоторого рода независимостию. 3 Древние акты нашего монастыря на греческом, сербском, русском и молдавском языках, с переводом греческих и молдавских на русский язык и с примечаниями, всего в количестве 86 изданы русским Пантелеимоновым монастырем в одной книге, под заглавием: Акты русского на Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев. 1873 года. 4 Карейский – протатский храм освящен в честь и славу Успения Пресв. Богородицы. Поэтому-то 15 августа и назначено одно из торжественных общих святогорских собраний, которых было в то время у святогорцев три в году: на св. Пасху, на день Успения Пресв. Богородицы и на Рождество Христово. 9 Во время посещения Афонской горы Стефаном Душаном, настоятелем русской обители был иеромонах Иоаким, как видно из подписи под одним из хилендарских хрисовулов 1348 года. 11 Память св. князя Лазаря и в настоящее время чтится в старом Русике. До сих пор сохранилась древняя его икона, которая теперь находится в трапезе старого Русика. Мощи св. князя покоятся в Сремском монастыре Равинице (Месяцесл. Косолапова). 12 Смотр. Твор. Св. Отд. в русск. перев. 1848 г. кн. 1, статью: О сношениях русской церкви с святогорскими обителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

389). ζ) Помощь России Ватопедскому монастырю по Муравьеву, ч. I, стр. 22–23, 26–27, 43 и след., 138, 143, 147, 188, 244; ч. II, стр. 9, 11, 62, 75, 214, 349, и выписки из актов, хранящихся в монастыре. 3) Архив монастыря Каракальского занимает 25 листов (т.е. 2–50 стр.), на которых представлено 14 актов, из них 13 греческих и 1 русский, по Муравьеву, ч. I, стр. 141. 4) Архив монастыря Есфигменова занимает 93 листа (т.е. 3–187 стр.), на которых изложено 47 греческих актов; некоторые из них даны византийскими императорами: Андроником и Иоанном Палеологами и сербским царем Стефаном Душаном (2) и патриархами: Иоанном Гликой, Кириллом 1814 г. и Григорием 1819 г. В число этих актов входят между прочим извлечения из Περιγραφ τς ερ ς το " Εσφηγμνου μονς, συντεθεσα παρ το γουμνου ατς κυρου Θεωδορτου ν τει 1804–1805 (159–170). Кроме того, сюда нужно присоединить славянские акты, а именно: сербск. десп. Юрия Бранковича 1, деспотицы Ангелины (1499 г.), патриарха печского Паисия (1633 г.), и наконец приведенное из книги Муравьева, ч. I, стр. 140; ч. II, стр. 10, 12, 147–150, 153–154, 213–214, 257, и 2 грамоты царя Алексея Михаиловича 1656 г., по подлинникам, хранящимся в монастыре. 5) Архив монастыря Филофеевского занимает 99 листов (т.е стр. 57–254), на которых помещается прежде всего черновая последующая (стр. 57–137), а в чистовой содержится следующее: α) Выписки из рукописи XIX века, содержащей критическое рассуждение о начале монашества на Афоне и уставы царей Иоанна Цимисхия и Константина Мономаха; из нее приведены: α) Περ ρχαι τητος τς μονς το Φιλοθου, b) Περ τν κατ καιρος χρηματισντων γων ν τ ερ τατ μον, с) Γρμμα ρχαον το πρτου το γου ρους Αθω... περ τν συχαστριων το σου Σββα, το πικεκλημνου Χλδου, ν ν δ Μαγουλ νομαζυμνου d) " Yπμνημα ες τν θαυματουργν κα χαριτβρυτον εικνα τς περαγας θεοτκου γλυκοφιλοσης, φρου κα προσττιδος τς μονς. β) 12 греческих актов, между прочим, от императоров византийских: Андроника и Иоанна Палеологов, Феодоры Палеологини (1377 г.) и сербского царя Стефана Душана(1). Кроме того здесь находятся отрывки: из жития св. Дионисия (стр. 188) и из Turcograeciae Крузия. γ) Разности, т.е. мелкие заметки из разных книг и документов (стр. 230–237). δ) Κελλα το μοναστηρου. 1803 τους (стр. 238). ε) Καταγραφ τν νομτων τς ερ ς μν μονς το Φιλοθου 1843 τ. σεπτεμβρου 13 (стр. 240–241). ζ) Помощь Филоофевскому монастырю из Молдавии и Валахии; – выписки из 2-х грамот (стр. 242–243). η) Помощь России Филофею (стр. 246–249) из книги Муравьева, ч. I, стр. 141; ч. II, стр. 99 и 223, и жалованная грамота царя Михаила Феодоровича, по подлиннику, хранящемуся в монастыре. За этим идут перечень нескольких грамот и заметки. θ) «Мои заметки в бытность в Филоофевской обители в сентябре месяце 1845 года» (стр. 252–254).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

38) Так как Добрун или Добрушта взят был у Греции в 1331 г., то хиландарская грамата (у Аврамовича 7) о добрушском храме св. Николая должна быть отнесена к 1331 г. Здесь король молится св. Николаю и вспоминает о прежнем несчастии своем: " яко раждеженна устроити утробу родителя кралевства ми и вьврещи ме хоте вь ровь погыбелни, яко не быти ми наследника столу отчства моего " . Король писал к архиеп. Даниилу: " вестно буди, яко помощию Божию и заступлением святого господина преп. отца Симона и Саввы и молитвами нашими заступляем и укрепляем и силою Св. Духа вооружаем, защищаемо королество ми и с возлюбленным сыном кралевства их Стефаном (Душаном) и свими моими, яже реку чада отечествия ми, оного злоковарнаго врага царя болгаром, пришедша с многими силами язык иноплеменных – в месте Земльин, Богу помогшу ми, силы тоя мощныя и многия победих. – Да о сем убо возрадовавшеся, якоже и достойно есть, воздадите хвалу Богу в помощь нашу " . Вот что пишет новый путешественник об этом памятнике. " В трех часах пути от патриаршей обители находится Дечанский монастырь, прекрасная и самая знаменитая обитель сербская, лучший памятник древнего сербского величия и благочестия. Печская церковь массивна и тяжела; дечанский храм изумительно легок и светел. Этот храм есть одно из совершеннейших произведений византийского искусства. Когда вы взойдете в него; вами овладевает какое-то чувство светлой отрады; вам в этой церкви легко, покойно, весело, но радость ваша торжественная. - Церковь обширная и высокая построена крестообразно, с одним круглым, высоким, куполом. - Уже внешние стены поражают своим величием; они, снизу до верху, состоят из мраморных плит, расположенных горизонтальными полосами; нижний этаж из белого мрамора, второй из розового, третий опять из белого, четвертый из серого. Крыша церкви свинцовая. Над южною дверью надпись: " фрад Вита, мали брат, протомаистор, из Котора града кралева, созида церковь св. Пандократора господину кралю Стефану Урошу 3-му... созидасе за 8 годищ и доспела есь церковь в лето 6843 (1335) " . По надписи, художник строитель - славянин которский, подданный короля, но которой хорошо знает приемы и западного и восточного искусства. Главный престол храма - во имя вознесения Господня; правый - в честь св. Николая, левый - во имя вм. Димитрия солунского39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

52) О характере летоп. в Гласнике V, 66. 68. 53) Письма святогорца II, 152-155. Но иметь влияние на такого человека – подвиг трудный. Блаж. Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой православия и вызывал Душана на благотворения церкви54). Так в 1348 г. «благословением господина патриарха, кир Иоаникиа и всего збора» дана была грамата призренскому монастырю архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамата для иерусалимской церкви арх. Михаила, построенной к. Милютиным; последнею приписан был к той церкви храм св. Николая вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. – Это было посильною помощию православию, после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим и для них-то оказана теперь помощь55). До иночества своего блаж. Иоанникий, родившийся в стольном Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении законника и в 1349 г. утвердил его на церковном сборе56). Церковь чтит в св. Иоанникие «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавнаго Стефана на милосердие и милость прилагающа, противныя примиряюща»57). Он и скончался на подвиге миротворения. – Душан поссорился с венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу.   54) Граматы у Майкова стр. 237-239. 842. 55) Грамата призренскому монастырю в Гласнике XV, 264. 269. 306. 311. Грамата иерусалимской церкви Михаила у Аврамовича в Памятниках 35. О времени ее Шафарик: Monumenta illyrica. Pragae 1839. Майков стр. 28. 238. Троношская летопись о Душане: «той нанесенния им (рагузянам) обиды или повеления от деда и отца загладил и паки свободное и волное, якоже кто хощет, исповедание да держит. Итак паки восприяли рагужане, но не вси, тогда римское исповедание». Гласник V, 68. О гонении на православие см. декаб. 2 прим. 8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

578 В виду такого положения дел нельзя не признать благовременным и целесообразным циркулярное распоряжение преосвященного Димитрия, епископа шабачского, о том, что впредь кандидаты на священные должности должны предварительно выдержать экзамен из церковного пения, устава и литургики (Весник српске цркве, 1900, июль, 862–863), 584 Дечанский монастырь, в Старой Сербии, недалеко от патриаршей печской обители, основан королем сербским св. Стефаном Урошем III в 1335 г., а второю его основательницею считается вдова св. князя Лазаря, Милица (в иночестве Евгения), возобновившая монастырь, после разорения его турками. Дечанский храм во имя Вседержителя – „царская задушбина“, одно из совершеннейших произведений византийской архитектуры. Церковь большая и высокая, построена крестообразно, с одним круглым высоким куполом. Внешние стены, снизу до верху, состоят из мраморных плит, правильно расположенных горизонтальными полосами, из белого, розового и серого мрамора. Внутренность церкви выложена белым мрамором; пол из разноцветных мраморных плит. Иконостас деревянный в позолоте, со старинным образами. Святыни: крест из честного древа, принесенный, по преданию, из Иерусалима св. Саввою и другой крест, напрестольный, сооруженный царем Стефаном Душаном в 1348 г.; мощи основателя монастыря св. короля Стефана Уроша III (Дечанского) и его сестры св. Елены, супруги болгарского царя Михаила. 591 Весн. срп. ц. февр., 188189. – Однако и 13 января 1901 г. праздник св. Саввы состоялся с обычною торжественностью в старой семинарии. Проф. Д. Ковачевич произнес речь о св. Савве, как проповеднике (Весн. срп. ц. 1901, янв., 9091). 592 Въ второй класс приняты еще 53 ученика из пятого и старших классов гимназии (Весн. срп. ц., окт., 1235). 595 Србобран, 266; Гласник, 1901, янв., 12. Что касается народного образования, то, по сообщению „Србобрана“, к 18991900 учебному году в королевстве сербском было основных школ 1105, в том числе, мужских 947 и женских 158, городских 155, сельских 950. Наставников было 1921, из них учителей 1034 и учительниц 887 (Србобран, 72).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9) Акты монастыря Ксенофского занимают 62 листа (стр. 143–266), на которых приведены: α) 7 греческих актов 1083–1784 гг.; между ними выдаются: а) " Yπμνημα το πρτου κυρου Παλου и b) сигиллион патриарха константинопольского Гавриила (1784 г.). За этим следуют черновые этого документа и краткое содержание других актов. β) Краткое греческое изложение содержания 43 актов, данных румынскими господарями 1607–1741 г. γ) Перечень 6-ти хрисовулов молдавских господарей, – хрисовулов, написанных на румынском языке, с 1792 до 1820 гг. δ) Помощь России Ксенофу, по Муравьеву, ч. I, стр. 142, 169, 301, 306; ч. II, 107–108. За этим следуют чернорые ксиропотамских актов на 25-ти листках из записной книжки 1845 г. (в 16-ю д. л.). 10) Акты монастыря Дохиара занимают 107 листов (стр. 269–481), на которых изложены: α) 55 греческих актов (1038–1664 гг.), из которых половина представлена только в изложении содержания и иногда довольно кратко; некоторые из этих актов даны византийскими царями: Михаилом Палеологом, Иоанном Палеологом (5) и сербским царем Стефаном Душаном (2). β) «Стихи пресвятой Богородице, скоропослушной Дохиарской чудотворной иконе» (стр. 476–477). γ) Помощь России Дохиару, по Муравьеву, ч. I, стр. 142; ч. II, стр. 37, 89–90, 104. 3-я книга (IIIA21б), состоящая из 842 листов, содержит в себе акты монастырей Руссика и Зографа – 1030–1838 гг. Акты Руссика изложены на 439 страницах, а Зографа – на 401, за которыми следуют 2½ л. неписанных. Акты переписаны большей частью рукой о. Порфирия и при том в большинстве случаев на чисто чернилами и карандашом с объяснительными заметками на полях и после текста, а иногда с приведением факсимиле на прозрачной бумаге. После переписки, рукопись пересмотрена и кое-где исправлена. Большая часть актов приведена целиком на языке подлинника, некоторый в извлечении и наконец третьи только в кратком пересказе. До стр. 289 включительно приведено 70 актов; из остальных только выписки. За этим следует: Помощь русских царей русскому Пантелеимоновскому монастырю на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

III, с. 713]. Первое время ошеломленные всеобщей ненавистью Кантакузин и его соратники пытались договориться о мире. Иоанн VI вел себя удивительно корректно, признал Анну и ее сына, и свои декреты всегда подписывал и их именами. Апокавк, напротив, занял непримиримую позицию, даже парламентеров и послов Кантакузина приказывал убивать или заковывать в цепи. В 1342 г. после неудачной осады Фессалоники Иоанн VI потерпел несколько серьезных поражений и с остатками своей армии ушел в Сербию, под защиту деспота Стефана Душана. В окруженной врагами Дидимотике осталась править его супруга Ирина. Весной следующего года Кантакузин возобновил наступление на Фессалонику, но взять ее не смог и на этот раз. Его отношения с Душаном ухудшились, сербы перешли македонскую границу, а болгары, пользуясь моментом, осадили Дидимотику. Войска Иоанна VI, прижатые к побережью, готовились погибнуть в сражении, но неожиданно подоспела подмога – три сотни кораблей с наемниками Умура, правителя турецкого эмирата Айдин. В конце осени кантакузинисты и турки перешли в наступление и овладели многими фракийскими городами и замками, разорив их. Несмотря на то что часть сил турок отвлекла морская война, затеянная тогда папой Климентом VI против мусульман, к лету 1345 г. у правительства Анны Савойской остались лишь Константинополь, полуостров Галлиполи и Фессалоника, которая, правда, сильно тяготея к самостоятельности, больше воевала против Иоанна VI, нежели за Иоанна V. Частью опустошенной турками Фракии овладел Кантакузин, а северные и юго-восточные ее области оказались под властью сербов, болгар, турок и всякого сомнительного качества разбойников, имевших собственные войска и не признававших над собой никого. Анна, видя ужасные последствия войны, склонялась к миру с Кантакузином, но Апокавк, для которого признание Иоанна VI равносильно было самоубийству, отказывался. В союзе со своим единомышленником, патриархом Иоанном XIV Калекой, Алексей прибег к свирепому террору против оставшейся знати и кантакузинистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Ε Ε Ε Ε, а читали их так: Θα Θεο Θεον Θαμα, т.е. Чудись Чудному Чуду Чудодействующего, Ερηκεν Ερημα ‘Ελνη ν γολγοθ – Обрела Олена Обретение (крест) От голгофы, Ο ΩΝ, ΜΡ Θϒ, и кроме этих букв выдумали змеевидный Дискелий, в память изобретения змеевидных букв, и начали ставить этот по истине замысловатый налой под евангелие, написанное греческими буквами, переданными из змеевидных букв финикийских. В алтаре соборного храма, кроме малой части Животворящего Древа, хранятся следующие частицы св. мощей: 1) глава св. Пантелеимона, присланная в дар обители Сербским царём Стефаном Душаном в 1347 году, 2) глава преподобномученика Стефана Нового, 3) глава св. преподобномученицы Параскевы, 4) ребро св. великомученицы Марины, 5) частицы св. Иосифа Обрученика, св. апостола Фомы, препод. Симеона Столпника, св. мученика Иакова Перса, св. мученика Кирика, Трифона, священномученика Харлампия, преподобномученика Нектария Нового, и несколько частиц других святых. На налойной иконе св. Пантелеимона лице сего великомученика недавно написано так моложаво и так миловидно, что Зографский архимандрит Анатолий называл эту икону фрейлиной. Чудак! В ризнице нет ни древних риз, ни других достопамятностей, кроме евангелия и церковных сосудов, пожертвованных Великим князем Константином Николаевичем, посетившем Афон в 1845 году. Кроме соборного храма внутри монастыря отдельно стоят ещё две небольшие церкви, Успенская, построенная в 1820 году и ничем не замечательная, и Митрофаниевская, освещённая в 1846 году Адрианопольским митрополитом Григорием. Она красива внутри и снаружи. Блестящий иконостас в ней и утварь пожертвованы русским иноком Саввой, бывшим Петербургским купцом Семёном Максимовичем Комаровым, который в 1844 году вместе со мной путешествовал по св. земле Палестинской. В этой церкви память св. Митрофана епископа Воронежского торжественно празднуется русскими и греческими иноками. Житие его переведено на греческий язык и читается в братской трапезной; переведена по-гречески и составленная у нас служба ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Μην αγοστ ις из рукописного синаксаря 1540 г. того же монастыря (стр. 1–5). β) Origo caenobii Iberorum in monte Sancto erecti, et admiranda apparitio imaginis B. Virginis, quam Portaitissam vocant. Venetiis. 1713 (стр. 9–16). γ) Выписка из Brosset Voyage arhéolog. dans la Géorgie et dans l " Armenie. 1851. (стр. 17). δ) Описание и изложение содержания афонского τργοσα (стр. 19–25). За этим следуют 40 греческих актов, из которых некоторые в извлечении или просто в кратком пересказе, – 985–1737 гг. Некоторые из этих актов даны византийскими императорами: Андроником(1047г.), Никифором Вотаниатом, Андроником Палеологом (1283 г.), Михаилом Комниным Палеологом, Иоанном Кантакузиным и сербским царем Стефаном Душаном и патриархами константинопольскими: Каллистом I, Кириллом Лукарисом, Мефодием, Дионисием, Парфением (1675 г.) и Серафимом (1734 г.). Большая же часть актов делового характера. ε) «Помощь России Иверу», по книге Муравьева, I, стр. 140–141, 169; ч. II, 37, 52–53, 207, 209, и две грамоты по подлинникам на Афоне: Алексея Михаиловича 1669 г. и Екатерины II, 1766 г. (стр. 291–294). 2) «Дееписания, хранящиеся в архиве Ватопедского монастыря« занимают всего только 55 листов (т.е. стр. 299–410), на которых помечено следующее: α) Краткое «сказание о постройке в Ватопеде двух храмов при Константине Великом » из рукоп. мон. Кастамонита (стр. 299). β) «Мои выписки из рукописного Проскинитария Ватопедского в 1846 году» (стр. 300–302). γ) » Ιστορα το γου μοναστηρου Βατοπεδου по рукописи XVIII в. (стр. 303–306). δ) 19 греческих актов, – 1071–1622 гг., имераторов византийских: Андроника Палеолога (3), Иоанна Палеолога (4), Мануила Палеолога и сербского царя Стефана Душана (2); 2 латинских: папы Григория, 1439 г., и Альфонса, короля Аррагонии и пр. 1456 г.; и 3 славянских: Юрия Бранковича, валашского господаря Нягое 1526 г., и молдавск. Иеремии Могилы 1606 г., (стр. 309–384). ε) Κατλογος τς ρχαιτητος το γου ρους κ το κοινο θεσπισμτος A= νδρονκου Παλαιολγου το πρτου, στις διαλαμβνει περ τς διατξεως κα τν αριθμν τν μοναστηρων το γου ρους το ττε καιρο (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010