Но Милутин преследовал свои национальные задачи, он искал пробиться к южному морю; в дела Палеологов он не вмешивался, и, несмотря на свое греческое родство, он заключил союз с Карлом Неаполитанским, претендентом на наследство латинского императора Балдуина, выговорив себе в случае успеха Южную Македонию. Сильный Милутин прибрал к своим рукам сербскую знать, властелей-баштинников и служилых бояр, привыкших вершить дела в королевском совете и участвовать в кровавых усобицах Неманичей. Милутин не был чужд византийским взглядам на власть монарха. Греческие мастера писали его с Симонидой в византийском облачении. Влияние греческой партии стало велико при его дворе: ею издали руководила царица Ирина, мать Симониды, приславшая в Сербию и своих сыновей. На пути греческой партии стояли наследник престола Стефан и партия сербских властелей. Около 1311 г. Стефан и властель в Зете (Черногории) подняли восстание против Милутина, но отец был сильнее. Сын умолял о пощаде, но был ослеплен, хотя и не вполне, и сослан в Константинополь, в руки Ирины, вместе со своей женою, дочерью Смильцы Болгарского, и с ребенком Душаном. Вернулся Стефан в Сербию лишь после смерти Ирины, и то по ходатайству духовенства. Через два года Милутин умер, и Стефан III Урош (Дечанский) вступил на престол (1320); вместе с ним, по новому в Сербии византийскому обычаю, был венчан на царство его 12-летний сын Стефан Душан. Стефана III Уроша, строителя Дечан 68 , прозванного поэтому Дечанским, прославляют его духовные биографы Даниил и Цамвлак за благочестие и щедроты, приравнивают его к мученикам за ослепление, которое он претерпел по проискам греков, и за кончину от руки бояр; но государь он был слабый, а после брака с гречанкой он вновь наводнил греками сербский двор в Призрене; без пользы для Сербии он вмешивался в греческие междоусобия, защищая Андроника Старшего. К концу его правления «младший краль» Душан руководил сербскими войсками и при вторжении Михаила Болгарского, вступившего в союз с Андроником Младшим, жестоко разбил болгар, влахов и татар у Вельбужда в 1330 г.; убит был и болгарский царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Д. поселился в Карее, в келье св. Саввы Сербского, но вскоре кор. Милутин направил его с дипломатической миссией к своему брату кор. Стефану Драгутину (см. Феоктист , прп.), в г. Дебрц в Среме, по словам Д., «ради неких дел» (возможно, для примирения враждовавших в тот период родственников). Д. успешно выполнил миссию и был щедро одарен Драгутином и его супругой Кателиной. По возвращении он был избран епископом Баньской епархии , но согласился управлять епархией при условии, что ему будет разрешено жить на Афоне. В периоды пребывания на Афоне был тесно связан с рус. мон-рем вмч. Пантелеимона (большинство насельников к-рого в то время были сербами), имел там духовного отца. Присутствовал у смертного одра кор. Елены и участвовал в ее погребении (1314). Вернувшись на Афон, Д. жил в хиландарском пирге, собирался совершить паломничество в Св. землю, но отказался от планов из-за нового вызова в Сербию. Кор. Милутин планировал возвести Д. на архиепископский престол, но его не поддержал церковный Собор. Предстоятелем Сербской Церкви, вероятно по рекомендации Д., был избран игум. Хиландара Никодим. В 1317 г. Д. был назначен на Хумскую епархию . Регулярно посещал Афон. Напутствовал кор. Милутина при его кончине и очень сокрушался о смерти любимого господина. Для сына кор. Милутина, Стефана Дечанского , Д. стал духовником, учителем и советником. Еще ранее он помог Стефану вернуться из ссылки в К-поле и примириться с отцом. Взойдя на престол, кор. Стефан направил Д. с дипломатической миссией к болг. и визант. правителям. После смерти в 1324 г. архиеп. Никодима Д. вновь был приглашен в Сербию. 14 сент. 1324 г. кор. Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Д. архиепископом всех сербских и приморских земель. В 1331 г. во время конфликта кор. Стефана с сыном Душаном (см. Стефан Душан ) принял сторону последнего и позже короновал его. Особую заботу Д. проявлял о строительстве церквей. В 1328 г. в Пече он воздвиг ц. Богородицы Одигитрии, объединив ее внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс т. н. Печской Патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Д. «все здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина». Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в т. ч. композиции «Лоза Неманина». Со 2-й четв. XIV в. этот своего рода изобразительный аналог соч. Д. «Жития святых королей и архиепископов сербских» получил распространение в стенописях серб. храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 по заказу Д.).

http://pravenc.ru/text/171272.html

В 1342 г. К. принял участие в поездке святогорских монахов к имп. Анне Савойской. Целью миссии монахов было примирение Анны с вел. доместиком Иоанном Кантакузином . Последний в ответ на враждебные действия против себя и своей семьи Алексея Апокавка и патриарха Иоанна XIV Калеки , боровшихся после смерти имп. Андроника III с вел. доместиком за регентство при легитимном наследнике Иоанне V, 26 окт. 1341 г. в Дидимотихе провозгласил себя императором ( Cantacus. Hist. 3. 34. T. 2. P. 209. 17-23; Γνης. 1980. Σ. 22; Δελικρη. 2004. Σ. 33). Не исключено, что именно благодаря этой миротворческой миссии К. позднее пользовался до определенного времени благоволением Иоанна Кантакузина, выразившимся, в частности, в возведении К. на Патриарший престол в 1350 г. (см.: Tinnefeld. 1986. S. 110-111). По возвращении на Афон К. принял участие в полемике с богомилами (1343-1345) и стал членом той группы афонских монахов, которые ратовали за изгнание еретиков со Св. Горы (см.: Rigo. 1989; в 1350 обвинения в мессалианстве были высказаны против самого К. в рамках процесса исихаста и ученика прп. Григория Синаита прота Нифонта Скорпия, к-рого К. неизменно защищал; см.: Hinterberger. 2004). В нач. 1345 г. К. вместе с неск. монахами попал в руки тур. пиратов, но в июне того же года был освобожден: собравшиеся в Карее представители афонского монашества приняли решение продать пришедший в полное запустение мон-рь (μονδριον) Каллиграфа и на вырученные средства выкупить пленников (Actes de Docheiariou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. P. 195-196. (ArAth; 13); Мошин. 1946. С. 194; Γνης. 1980. Σ. 22; подробное описание этого происшествия на основе афонских документов см.: Pavlikianov. 2001. P. 71-73). Высказывалось мнение ( Леонид (Кавелин). 1871. Т. 1. С. 353. Примеч. 2; С. 358; см. также: Сырку. 1909. С. LXXXV), что после кончины прп. Григория Синаита (ок. 1346) К. стал епископом в одной из серб. епархий, созданных в Македонии серб. кор. Стефаном Душаном. Однако это маловероятно, поскольку Собор, созванный кор. Стефаном в Серрах в 1347 г., постановил, чтобы греч. архиереи удалились из захваченных сербами областей; на их место были поставлены епископы слав. происхождения ( Леонид (Кавелин). 1871. С. 353. Примеч. 2; см. также: Podskalsky. 2000. S. 411). Не исключено, что К. знал Стефана Душана лично и встречался с ним по крайней мере дважды: в янв. 1346 г., когда К. в качестве представителя Иверского мон-ря отправился за хрисовулом Стефана Душана для этой обители, и в 1349 г. на Соборе в Скопье, где К. присутствовал в качестве члена афонской делегации ( Мошин. 1946. С. 195).

http://pravenc.ru/text/1320095.html

В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – митрополитом Серским . За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году. Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство " великой задужбины " – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской " задужбины " , принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением с. 127]. " Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии " , положившим начало синаитским духовным традициям с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она " добротою и искусством превосходила дечанскую церковь " с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства " задужбины " , возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. ( Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии.) Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем Коришском монастыре и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами. Все монастырские постройки и фресковые росписи были завершены к 1352 году. Монастырь оказался настолько красив, что один летописец первой половины XV века говорил о нем так: «есть ли что-то равное под солнцем».

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В 2002 году мне удалось посетить келью святителя Иоанна Златоуста, вернее то, что от осталось. Территория заросла настолько, что девственный лес скрыл от человеческих глаз даже большой храм обители. В храме остались только голые стены, нет ни окон, ни дверей, не сохранилось ничего из церковного убранства, остались черепа почивших насельников лавры, по афонской традиции на деревянных полках костницы. Да груды полусгнивших книг напоминают о том, что здешними келиотами осуществлялась издательская деятельность. Но, если судьба афонской кельи ясна, то что же стало с Дечанской лаврой? Вспомним историю этой обители. Высоко-Дечанская Лавра находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы, где достигла своего расцвета сербская династия Неманичей, где князь Лазарь пал смертью храбрых со своим войском, защищая сербскую землю от турецкого нашествия. В 1330 году сербский краль Стефан Дечанский одержал победу над греками и болгарами при Вельбужде, и по возвращении из похода решил построить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном Душаном (впоследствии царь Душан Сильный) и архиепископом Даниилом, он выбрал место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и заложил церковь Вознесения Господня. По преданию, именно это место облюбовал великий сербский святой Савва для монастыря, но неожиданная смерть не позволила осуществиться этому начинанию. В архитектуре этого храма видна смесь западного и византийского стилей. Главным зодчим был католик-далматинец Фра Вита. Высоко-Дечанская лавра была построена св. Стефаном, как " задужбина " , то есть монастырь, в котором, по завещанию, он должен был найти последний приют . Храм покрыт огромным количеством фресок: всего их десять тысяч, а в главном приделе - 365, по числу дней в году. Храм имеет два придела: св. Николая, в память о чудесном исцелении краля Стефана, и св. Димитрия. Замечательный иконостас храма был уничтожен турками. В храме находится рака с мощами Стефана Дечанского, он почитается сербским народом как великий целитель. Даже в условиях гонений на церковь во время титовского режима не прекращался поток паломников к гробнице этого святого. Интересно, что среди них были и албанцы-мусульмане, и просто неверующие. Стефан Дечанский считается целителем от беснования и расстройства ума. Больных, по традиции, сначала ведут на монастырский источник, дают умыться святой водой, затем дают пить и уже после этого ведут в храм .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Ее имя встречается в большинстве жалованных грамот кор. Душана мон-рям и храмам. По преданию, в 1345 г., после взятия Стефаном Душаном Серр, она «снем с главы своеа венец с драгим камением и с женчюгом», приложила его к чудотворной Евхаитской иконе Божией Матери в знак почитания ее за оказание помощи серб. войску (см.: Турилов А. А. Рассказы о чудотворных иконах мон-ря Хиландар в рус. записи XVI в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 517); до наст. времени эта драгоценность не сохранилась (см.: Б. Хиландарска икона српског цара Стефана//ЗРВИ. 2006. 43. С. 319-348). Е. была едва ли не единственной женщиной, посетившей в средние века Афон, когда в 1347 г. серб. царский двор, спасаясь от эпидемии чумы, свирепствовавшей в Европе, отправился на Св. Гору как в своеобразный оазис, куда не добралась смертельная болезнь ( ivojinovi . 1982. P. 119-126; 1992. С. 118-119). Согласие на посещение царицей Св. Горы являлось небывалой уступкой со стороны афонских властей, продиктованной экстраординарными причинами. Е. прожила там 8 месяцев «не яве, но некако премудро и покровенно» ( Записи. 3. 4939). На Афоне Е. стала 2-м ктитором Карейской келлии св. Саввы Сербского. По монастырскому преданию (не вполне, впрочем, достоверному - см.: 1992. С. 175), вкладом Е. в мон-рь Кастамонит является хранящаяся там икона Божией Матери в драгоценном окладе. Согласно не получившему объяснения свидетельству историка рубежа XVI и XVII вв. Мавро Орбини (Buзahmujcku извори. 1986. С. 394. Примеч. 118), Е. резко отрицательно относилась к католикам, и под ее влиянием царь Душан отобрал у «латинских» мон-рей и храмов в Зете большое количество золота, серебра и иных драгоценностей. После смерти мужа Е. вместе с сыном основала мон-рь Матейче. Е. приняла монашество с именем Елизавета и стала (вплоть до 1365) фактической соправительницей сына Стефана Уроша V, а также управляла собственным удельным княжением с центром в Серрах: в грамотах, выданных царем Урошем, Е. постоянно упоминается на 2-м месте как «госпожа моя царица матерь царства моего» ( 1992.

http://pravenc.ru/text/187025.html

- Какова история этого храма? - Он был задуман и начал строиться как царская усыпальница великим святым сербским королем Стефаном Дечанским в 1327 году. Постройка храма была завершена к 1335 году уже сыном Стефана, царем - Душаном. Но работы по росписи продолжались еще долго, ведь тут невероятное количество изображений! Только в главном приделе храма их 365 - по числу дней года. - Здесь трудились мастера - сербы? - Известно имя архитектора и скульптора - это францисканский монах фра Вита, а помогали ему братья мастера Георгий, Доброслав и Никола. Все это были опытные мастера, построившие к тому времени уже несколько сербских церквей. На репродукциях росписи косовских монастырей и храмов имеют необычайный колорит: на них византийский канон дополнен буйной палитрой красок. Казалось бы, - совершенно несовместимо. Но именно на балканских иконах они смотрятся вполне гармонично. Почему вы печатали свои фотографии в монохромной гамме? Но это не главное, почему я ушел от цвета. Печатая обычные цветные фотографии, я заметил, что цвет очень искажается, цветопередача весьма приблизительная. А фрески Косово и Метохии обладают своим интенсивным и очень красивым звучанием. Оказалось, что цветная фотография не может передать все нюансы, оттенки настоящей фресковой живописи. Тем более, что уменьшая масштаб, мы тоже искажаем цвет. Когда стоишь в храме, ты видишь это громадное пятно синего фонового цвета - оно на тебя воздействует совершенно определенным образом. Но если оно уменьшается до размера открытки или альбома, то это воздействие просто теряется, даже не уменьшается, а пропадает совершенно. Поэтому фотографии печатались в таком тонированном, приглушенном цвете. Это не репродукция. А переживание увиденного. - Все эти храмы имеют шести-семивековую историю. Что они значат для сегодняшних сербов? - Знаете, храм в Пече патриарший, Двенадцати апостолов в источниках называется матерью сербским церквам. Что может значить для православного сербского человека эта усыпальница епископов и патриархов сербских? По аналогии - это Успенский собор в Кремле. Что может значить для православного русского человека Успенский Собор? Храм великого святого сербского короля Стефана Дечанского, это собор дечанского монастыря Пантократора, где и до сих пор главная святыня - его нетленные мощи, которые мы можем там видеть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Блаж. Иоанникий управлял Церковию с 1339 г. сперва в сане архиепископа, – а потом в 1346 г. сербский собор, состоявший из болгарского патриарха и всех сербских архипастырей, по желанию вор. Душана, провозгласил его патриархом; патриарх вслед затем венчал Душана царским венцем 301 . Блаж. Иоанникию много надобно было иметь высоких качеств, чтобы иметь влияние на Душана. Душан был владетель умный, энергический, но иногда бурный в порывах страстей 302 ; он не был так худ, как изображали злившиеся на него греки: он страстно любил не одну свою славу, а и славу имени Христова: так показывает выполненная молитва его в победоносцу Георгию 303 ! Но иметь влияние на такого человека – подвиг трудный. Блаж. Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой православия и вызывал Душана на благотворения Церкви 304 . Так в 1348 г. «благословением господина патриарха, кир. Иоанникиа и всего збора» дана была грамота Призренскому монастырю архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамота для иерусалимской церкви арх. Михаила, построенной Е. Милютиным; последнею приписан был в той церкви храм св. Николая Вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. – Это было посильною помощию православию, после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим и для них-то оказана теперь помощь 305 . До иночества своего блаж. Иоанникий, родившийся в стольной Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении законника и в 1349 г. утвердил его на церковном соборе 306 . Церковь чтит в св. Иоанникие «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавнаго Стефана на милосердие и милость прелагающа, противные примиряюща» 307 . Он и скончался на подвиге миротворения. – Душан поссорился с венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли его в патриаршую обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г. 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1357-1360 гг. И. сделал попытку вмешаться в ход Столетней войны и организовать переговоры между противоборствующими сторонами. Их результатом стали перемирие в Бордо (1357) и мир в Бретиньи (1360). Менее результативными были его религиозно-политические инициативы на Пиренейском п-ове, где папа попытался посредничать в переговорах между Кастилией и Арагоном, а также неоднократно выступал с осуждением кастильского кор. Педро I, к-рый отверг, а затем отравил свою супругу. Безрезультатно завершились переговоры И. с серб. кор. Стефаном IV Душаном и визант. имп. Иоанном V Палеологом, имевшие целью воссоединение Вост. и Зап. Церквей. При И. католич. церковная орг-ция в Вост. Европе была расширена за счет учреждения ряда кафедр в отдельных «русских» городах под властью польск. кор. Казимира III Великого : в 1358 г.- во Владимире-Волынском, в 1359 г.- в Холме и во Львове. Папа был известен как покровитель искусств и науки. И. приблизил к себе итал. поэта и гуманиста Ф. Петрарку и пригласил его стать личным папским секретарем и камерарием. В 1354 г. в Авиньон послом Флорентийской республики прибыл итал. писатель Дж. Боккаччо. И. основал кафедры теологии при Болонском и Тулузском ун-тах, в Тулузе была также образована коллегия св. Марциала (1359). Папа вкладывал средства в строительство церквей в Авиньоне - св. Петра и св. Дезидерия, при нем были возведены совр. городские стены Авиньона (в т. ч. по причине угроз со стороны мародеров, число к-рых в долине р. Рона возросло после заключения мира в Бретиньи и роспуска англ. наемных отрядов). При И. произошли изменения в церемониальном оформлении папской власти. Впервые коронация папы проводилась в авиньонском папском дворце за закрытыми дверями. И. похоронен в основанном им в 1356 г. картезианском мон-ре Валь-де-Бенедиксьон в г. Вильнёв-Сент-Андре (ныне Вильнёв-лез-Авиньон), расположенном на противоположной от Авиньона стороне р. Рона, близ его бывш. кардинальской резиденции. С 1835 по 1960 г. его останки находились в капелле при госпитале в г. Вильнёв-лез-Авиньон.

http://pravenc.ru/text/468783.html

В архивном фонде хранятся различные повельи, грамоты-привилегии, синкелии, дипломы, выданные серб. царем Стефаном IV Душаном , кн. Лазарем, кор. Вукашином, деспотом Иоанном (Бранковичем) , валашскими правителями Константином Шербаном Басарабом и Шербаном Кантакузино и молдав. воеводой Василие Лупу, грамоты рус. царей Алексея Михайловича и Петра I Алексеевича , австр. императоров Фердинанда III, Леопольда VI, Иосифа II, Франца Иосифа и имп. Марии Терезии, османские документы 2-й пол. XVI-XVII в. и многочисленные письма сербских патриархов, иерархов, священнослужителей, политических и общественных деятелей. Книжный фонд насчитывает более 700 рукописей XIII - кон. XVIII в. и печатных книг, большинство из к-рых поступили из собрания Груича. Самыми ранними являются 20 листов Евангелия-апрокос сер. XIII в. и Четвероевангелие, переписанное в посл. четв. XIII в. иером. Василием. Тем же периодом датируется богато иллюстрированная рукопись «Бесед» Исаака Сирина. К XV в. относятся Крушедольская Палея с «Хроникой» Иоанна Зонары, «Синтагма» Матфея Властаря, Браничевская «Лествица» Иоанна Лествичника, к-рую для серб. деспота Г. Бранковича (см. в ст. Бранковичи ) в 1434 г. переписал Давид. В фонде хранятся экземпляры почти всех старых печатных серб. книг. Самые древние из них - Октоих и Псалтирь с последованием (Цетине, 1494; типография Дж. Црноевича), Псалтирь с последованием, к-рую в 1521 г. напечатал иером. Феодор (см. в ст. Любавичи ), Октоих (Грачаница, 1539), Четвероевангелие (Белград, 1552; типография Т. Гундулича) и другие богослужебные книги, напечатанные в Венеции, Москве (в т. ч. Четвероевангелие 1751 г., размером 50 ´ 71 см, весом 21 кг), Рымнике и Вене. Особую ценность представляют экземпляры «Стематографии» Х. Жефаровича (1741) и «Каллиграфия» Захарии Орфелина (Сремски-Карловци, 1759). Лит.: Л. Jeфuмuja. Сремски Карловци, 1922; он же. кн. Лазара//Уметнички преглед. Београд, 1937. 3. С. 72-73; он же. Црквени уметнички вез. Београд, 1940; Српски списи о кн. Лазару и Косовском бojy. Крушевац, 1968; он же. Jeфuмuja: радови. Крушевац, 1983; С. Myзej Српске православне цркве. Београд, 1969; С. Myзej Српске православне цркве. Београд, 1989, 2001; Р. Рукописне Myзeja СПЦ у Београду: Водени знаци и Београд, 2003; Вараждински апостол. Београд; Загреб, 2005; Цурк Ф. Плаштаница српског Стефана Уроша II Милутина//Ниш и Buзahmuja. Ниш, 2007. 5. С. 465-484; Томин С. Бuблuorpaфuja радова о мон. Jeфuмuju (ок. Београд, 2012. Год. 2. Бр. 2 (Электр. ресурс: www.knjizenstvo.rs/magazine.php?text=55).

http://pravenc.ru/text/2564318.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010