—262— новая – боко-которская, дубровницкая и спичанская епархия, к которой отошла южная часть Далмации и далматинской епархии. Резиденция епископа в г. Которе. Преемник многозаслуженного Стефана Кнежевича преосвященный епископ далматинско-истрийский, доктор богословия, Никодим Милаш управляет епархией с 10 июля 1890 г. – Первый епископ боко-которской, дубровницкой и спичанской епархии преосвященный Герасим Петранович, доктор богословия, скончался 18 апреля 1906 г., и на его место избран член задрской епископской консистории архимандрит Досифей Иович. 1526 Епископская консистория (епархиальный духовный суд) состоит из председателя и шести членов (из них три действительных и три почетных). В далматинско-истрийской апархии 3 монастыря: 1) Крупа с храмом Успения Богоматери (храм по преданию, построен королем Стефаном Душаном в 1345 г.). 2) Драговичский с храмом во имя Рождества Богородицы; время основания неизвестно. 3) Керк с храмом во имя Архистратига Михаила; основание его относят к первой половине XV в. Возобновлен и украшен предшественником нынешнего епископа Стефаном Кнежевичем, который и погребен здесь. Протопресвитерств (по шематизму 1905 г.) 5, приходов 55, капелланий 3, храмов 83, священников 47 мирских и 26 монашествующих, домов 11. 279, душ 80. 842 (в 1903 г. домов было 11. 072, душ 78. 416). Кроме того, к далматинско-истрийской епархии причислены сербско-православные приходы в Вене и в Перое. – В боко-которской, дубровницкой и спичанской епархии 8 монастырей: 1) Баня, с храмом св. великомученика Георгия Победоносца. 2) Савин, с храмом Успения Богородицы. 3) Режевич, с храмом Успения Богоматери. 4) Прасквица, с храмом во имя святителя Николая Чудотворца. 5) Подластва, с храмом во имя Рождества Богородицы. 6) Градиште, с храмом во имя святителя Николая Чудотворца. 7) Дульево, с храмом во имя св. архидиакона Стефана. 8) Подмайне, с храмом во имя преп. матери Параскевы (Петки). Монахов же в этих 8 монастырях очень не- —263— много (по шематизму 1904 г. – всего 17), – впрочем в некоторых из этих монастырей монахов и совсем не бывает). Протопресвитерств (по шематизму 1904 г.) 4, приходов и капелланий 50, храмов 209, священников 33, домов 5291, душ 29863 (по шематизму 1903 г. домов 5281, душ 29590).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Какова история этого храма? - Он был задуман и начал строиться как царская усыпальница великим святым сербским королем Стефаном Дечанским в 1327 году. Постройка храма была завершена к 1335 году уже сыном Стефана, царем - Душаном. Но работы по росписи продолжались еще долго, ведь тут невероятное количество изображений! Только в главном приделе храма их 365 - по числу дней года. - Здесь трудились мастера - сербы? - Известно имя архитектора и скульптора - это францисканский монах фра Вита, а помогали ему братья мастера Георгий, Доброслав и Никола. Все это были опытные мастера, построившие к тому времени уже несколько сербских церквей. На репродукциях росписи косовских монастырей и храмов имеют необычайный колорит: на них византийский канон дополнен буйной палитрой красок. Казалось бы, - совершенно несовместимо. Но именно на балканских иконах они смотрятся вполне гармонично. Почему вы печатали свои фотографии в монохромной гамме? Но это не главное, почему я ушел от цвета. Печатая обычные цветные фотографии, я заметил, что цвет очень искажается, цветопередача весьма приблизительная. А фрески Косово и Метохии обладают своим интенсивным и очень красивым звучанием. Оказалось, что цветная фотография не может передать все нюансы, оттенки настоящей фресковой живописи. Тем более, что уменьшая масштаб, мы тоже искажаем цвет. Когда стоишь в храме, ты видишь это громадное пятно синего фонового цвета - оно на тебя воздействует совершенно определенным образом. Но если оно уменьшается до размера открытки или альбома, то это воздействие просто теряется, даже не уменьшается, а пропадает совершенно. Поэтому фотографии печатались в таком тонированном, приглушенном цвете. Это не репродукция. А переживание увиденного. - Все эти храмы имеют шести-семивековую историю. Что они значат для сегодняшних сербов? - Знаете, храм в Пече патриарший, Двенадцати апостолов в источниках называется матерью сербским церквам. Что может значить для православного сербского человека эта усыпальница епископов и патриархов сербских? По аналогии - это Успенский собор в Кремле. Что может значить для православного русского человека Успенский Собор? Храм великого святого сербского короля Стефана Дечанского, это собор дечанского монастыря Пантократора, где и до сих пор главная святыня - его нетленные мощи, которые мы можем там видеть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

55 На Старомарковском кладбище в Виноградово покоятся многие насельницы Ивановского монастыря, и прихожане Владимирской церкви ухаживают за их могилками. 59 Иеросхимонах Алексий, почитавшийся долгое время как местночтимый святой, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику святых для общецерковного почитания. Память преподобного Алексия совершается 19 сентября/2 октября. 60 Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) расстрелян на Бутовском полигоне 10 декабря 1937 года. Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. 61 Парсуна – в восточнославянской культуре произведение портретной живописи 16–17 веков, сочетающее приемы иконописи с реалистически образной трактовкой. 63 Стефан Урош III Дечански (сербский краль, 1321–1331) родился в 1285 году от брака краля Милутина с болгарской принцессой Анной, мальчиком провёл несколько лет в плену у хана Ногая. От первого брака с болгарской принцессой Феодорой имел двух сыновей Душана и Душмана. Когда в 1314 году у него произошла распря с отцом, тот ослепил его и отправил в Царьград. Там он жил в монастыре Пантократор, где ему явился святитель Николай и вернул ему чудесным образом зрение. Через шесть лет его отец, краль Милутин, вернул его в Сербию. После смерти Милутина в 1321 году Стефан вышел победителем в междоусобной борьбе за престол и стал сербским кралем. Вскоре после победы над болгарами был свергнут с престола своим сыном Душаном и отправлен в ссылку в замок Звечан, где скоро умер насильственной смертью , будучи удавлен по приказу своего сына. Его мощи покоятся в Дечанском соборе в ковчеге перед алтарём. Причислен к лику святых, память 11/24 ноября. 64 Митрополит Михаил (Иоаннович) – выпускник Киевской Духовной Академии 1859 года. При нём Сербская Церковь стала автокефальной. В 1881 году за симпатии к России был изгнан с митрополичьей кафедры князем Миланом Обреновичем. За него вступился сам император Александр III, но на кафедру митрополит Михаил вернулся только через 8 лет, после отречения от престола князя Милана. С 1884 по 1889 год проживал в России. Скончался в 1893 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В зависимых от И. м. обителях подвизались известные исихасты (см. подробнее разд. «Скиты и келлии, принадлежащие И. м.»). Иверский игумен подписал Томос свт. Григория Паламы, составленный весной - летом 1340 г. (Ibid. Р. 5). Большое число келлий, принадлежавших И. м., способствовало увеличению количества отшельников, как «простого», так и «аристократического» сословия, с к-рым была связана практика зачисления в братию при условии внесения в мон-рь определенной денежной суммы - «братской доли» (адельфатон). Так, имп. Иоанн V установил ежегодно выплачивать И. м. 300 иперперов из доходов от дер. Радолив, при этом 1/3 суммы считалась «братской долей» некоего мон. Ионы (Pavlikianov. 2001. P. 73-74). В это время на Афоне возобладала тенденция особножительного (идиоритмического) устройства обителей, что не обошло и И. м. (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 8). Сер. XIV в. датируются неск. иверских документов, содержащих точную и обширную информацию о владениях мон-ря этого времени: 3 акта главного ловчего Иоанна Ватаца 1341 г., касающиеся македон. доменов монастыря (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 85-87), и грамота орфанотрофа Эдессина 1344 г. (Ibid. N 88); 2 хрисовула серб. кор. Стефана IV Душана 1346 г. (Ibid. N 89, 90) и хрисовулы визант. императоров Иоанна VI Кантакузина 1351 г. и Иоанна V Палеолога 1357 г. (Ibid. N 91, 94). Второй хрисовул Стефана Душана, выданный в Скопье при его коронации в апр. 1346 г. (Ibid. N 90), содержит полный список владений И. м. на серб. и визант. территориях, среди которых названо 7 новых: дома в Рентине (Рендине) и в Зихне, подворье вмч. Георгия «та Кувуклия», зевгилатии (крестьянские хозяйства, имеющие волов) во Врестиане близ Зихны и в Коремисте близ Пангея, 2 подворья мон-ря Пресв. Богородицы Елеусы близ Струмицы - Агия-Кали (Αϒας Καλς) и св. Феодоров (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 15). Однако были зафиксированы и потери владений И. м.: скит св. Кириакии, Малука и участок земли в Котзакии в долине р. Стримон, мельница в Антзисте близ Пангея были переданы Стефаном Душаном Русскому вмч. Пантелеимона мон-рю и серб. Хиландару (Ibid. Р. 13).

http://isihazm.ru/1/?id=748

2. вторая икона, по сказанию, приплыла морем из Аравии, 3. третья — Стефана Душана, найденная им по видению и сопутствовавшая ему в боях. Зографское евангелие, преподнесено монахами Александру II, который передал его в Императорскую публичную библиотеку.   Пещера прп. Косьмы Зографского (на расстоянии получаса пути)         Иеросхим. Сергий Веснин Письма святогорца Посещение Зографа. Лучшее описание!          Зограф - Пещера прп Косьмы Зографского             Зограф - внизу - 198 Хиландар - 72   Тропа в точке 72 выходит на дорогу, по которой можно спуститься в Хиландар Пещера прп Косьмы Зографского - 197       Главный храм посвящён св. великомуч. Георгию Победоносцу, которого икона сама собою изобразилась на доске, отчего и монастырь назван Зографом ( живописным ). В этом храме три чудотворные иконы св. великомуч. Георгия: одна самоизобразившаяся, другая чудесно приплывшая по морю, третья присланная сербским царём Стефаном Душаном. В алтаре есть чудотворная икона Божией Матери, называемой Услышательница; а отдельном малом храме Успения Божией Матери находится другая чудотворная Ея икона Акафистная Предвозвестительница. Кроме сего в Зографе находятся следующие Святыни: часть Животвор. Древа Креста господня, глава преподоб. Матроны хийския и две части ног ея; челюсть преподобномуч. Стефана Нового; часть мощей св. великомуч. Георгия и кровь его, части мощей св. архидиакона Стефана; св. священномуч.Игнатия Богоносца, Антипы и Харалампия; св. мучч.: Никиты, нестора, Варлаама, Кирика; св. великомуч. Феодора Стратилата; преподоб. Феодосия Великого; св. великомучч.: Прокопия и Меркурия; св. Апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; св. Апостола и Евангелиста Матфея; св. великомуч. Иакова Персянина; св. Евтихия патриарха Цареградского; св.безсребренников Космы и Дамияна; св. Кира и Иоанна; сввю Пантелеимона и Трифона; св. Петра и Афанасия патриархов Александрийских; священномуч. Климента;св. Ферапонта и других. Кроме собора и параклиса Успения, находятся здесь ещё параклисы:

http://isihazm.ru/?id=508&c_pid=2

Высоко-Дечанская Лавра и русские монахи (...) Высоко-Дечанская Лавра находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы, где достигла своего расцвета сербская династия Неманичей, где князь Лазарь пал смертью храбрых со своим войском, защищая сербскую землю от турецкого нашествия. В 1330 году сербский краль Стефан Дечанский 63 одерживает победу над греками и болгарами при Вельбужде, и по возвращении из похода его посещает мысль заложить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном Душаном (впоследствии царь Душан Сильный) и архиепископом Даниилом, он выбирает для этой цели место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и закладывает церковь Вознесения Господня. По преданию, именно это место облюбовал великий сербский святой Савва для монастыря, но неожиданная смерть не позволила осуществиться этому начинанию. В архитектуре этого храма видна смесь западного и византийского стилей, а главным зодчим был католик-далматинец Фра Вита. Высоко-Дечанская Лавра была построена св. Стефаном как «задужбина», то есть монастырь, в котором по завещанию он должен был найти последний приют. Храм покрыт огромным количеством фресок: всего их – десять тысяч, а в главном приделе – 365, по числу дней в году. Храм имеет два придела: св. Николая, в память о чудесном исцелении краля Стефана, и св. Димитрия. Замечательный иконостас храма был уничтожен турками. В храме находится рака с мощами Стефана Дечанского, он почитается сербским народом за великого целителя. Даже в условиях гонений на церковь во время титовского режима не прекращался поток паломников к гробнице этого святого. Интересно, что среди них были и албанцы-мусульмане, и просто неверующие. Стефан Дечанский считается целителем от беснования и расстройства ума. Подобного больного, по традиции, сначала ведут на монастырский источник, дают ему умыться святой водой, затем дают пить и уже после этого ведут в храм. За всю свою историю Дечанский монастырь не раз подвергался разорению. Первый раз он был разграблен сразу после Косовской битвы, но вдова погибшего в сражении князя Лазаря, княгиня Милица, восстановила Дечаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – митрополитом Серским . За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году. Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство " великой задужбины " – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской " задужбины " , принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением с. 127]. " Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии " , положившим начало синаитским духовным традициям с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она " добротою и искусством превосходила дечанскую церковь " с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства " задужбины " , возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. ( Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии.) Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем Коришском монастыре и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами. Все монастырские постройки и фресковые росписи были завершены к 1352 году. Монастырь оказался настолько красив, что один летописец первой половины XV века говорил о нем так: «есть ли что-то равное под солнцем».

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В 2002 году мне удалось посетить келью святителя Иоанна Златоуста, вернее то, что от осталось. Территория заросла настолько, что девственный лес скрыл от человеческих глаз даже большой храм обители. В храме остались только голые стены, нет ни окон, ни дверей, не сохранилось ничего из церковного убранства, остались черепа почивших насельников лавры, по афонской традиции на деревянных полках костницы. Да груды полусгнивших книг напоминают о том, что здешними келиотами осуществлялась издательская деятельность. Но, если судьба афонской кельи ясна, то что же стало с Дечанской лаврой? Вспомним историю этой обители. Высоко-Дечанская Лавра находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы, где достигла своего расцвета сербская династия Неманичей, где князь Лазарь пал смертью храбрых со своим войском, защищая сербскую землю от турецкого нашествия. В 1330 году сербский краль Стефан Дечанский одержал победу над греками и болгарами при Вельбужде, и по возвращении из похода решил построить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном Душаном (впоследствии царь Душан Сильный) и архиепископом Даниилом, он выбрал место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и заложил церковь Вознесения Господня. По преданию, именно это место облюбовал великий сербский святой Савва для монастыря, но неожиданная смерть не позволила осуществиться этому начинанию. В архитектуре этого храма видна смесь западного и византийского стилей. Главным зодчим был католик-далматинец Фра Вита. Высоко-Дечанская лавра была построена св. Стефаном, как " задужбина " , то есть монастырь, в котором, по завещанию, он должен был найти последний приют . Храм покрыт огромным количеством фресок: всего их десять тысяч, а в главном приделе - 365, по числу дней в году. Храм имеет два придела: св. Николая, в память о чудесном исцелении краля Стефана, и св. Димитрия. Замечательный иконостас храма был уничтожен турками. В храме находится рака с мощами Стефана Дечанского, он почитается сербским народом как великий целитель. Даже в условиях гонений на церковь во время титовского режима не прекращался поток паломников к гробнице этого святого. Интересно, что среди них были и албанцы-мусульмане, и просто неверующие. Стефан Дечанский считается целителем от беснования и расстройства ума. Больных, по традиции, сначала ведут на монастырский источник, дают умыться святой водой, затем дают пить и уже после этого ведут в храм .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Вообще же посещение святых мест сербами так усилилось в XIII столетии, что сербский Краль Стефан Урош II Милутин (1275 – 1321), тесть Византийского Императора Андроника, нашел возможным и необходимым в благодарность за победу, одержанную соединенными войсками, сербским и греческим, над персами (в Анатолии) около 1303 года, создать в самом Иерусалиме монастырь во имя св. Архангела Михаила, покровителя Сербского Царства, с больницею при нем для странноприимства и упокоения в этой обители богомольцев славянского племени. «Стефан Урош, пишет сербский летописец (архиепископ Даниил), повнегда распусти воинство свое в домы их, видев помощь Божию и покров к себе, оттоле на большую любовь и на высший подвиг подвижеся к своему любителю Христу, начать здати множество церквей святых, не токмо в своем отечестве, но и в святом граде Иерусалиме, и во св. Горе Афонстей и в самом Царьграде. Монастырь оный во Иерусалиме от него построенный, сказывается Дуфресне быти св. Архангела Михаила.» 3 Это подтверждают и другие сербские летописцы. Так, например, у одного из них читаем: «Прежде речены Милутин Краль,.. 40 лет царствова и 40 велици монастиры съворы: в Иеросолиме Архистратигом и болницу...» 4 . По договору, учиненному этим Кралем н сыном его, Урошем III Дечанским (1321–1336) с Дубровничанами (Рагузинцами), они обязали их давать ежегодно в Иерусалимский сербский Архангельский монастырь по 1000 перпер (перпер золотая монета ценою в 1/4 марки) за уступку им со стороны сербов города Стона (Stagno). Это условие было подтверждено и Стефаном IV Душаном Сильным, первым царем сербским (1336–1357). Хрисовул сего последнего, писанный в Призрене в 1358 году, показывает нам, в чем именно состояло это условие. «Поскольку изволил (так начинается хрисовул) благой и человеколюбивый Царь славы, Господь наш Иисус Христос , сын Божий, непостижимый, неисповедимый, невысказанный, несочтенный, словами не определённый, неисследимый, Владыка, и Творец, и Создатель всей твари, и умыслил помышлением Своим, как Сам то ведает и иной никто же может уведети.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Восшедший по смерти отца на престол новый краль Стефан (Дечанский) Урош III любил преосвященного Даниила еще более, нежели отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении от заточения, хорошо знал все его заслуги, мудрую и деятельную помощь всегда во многих важных нуждах и делах государства сербского. Никому новый краль не доверял так, как преподобному Даниилу, – ему поручал он все сношения с соседними государствами. Когда двоюродный брат краля Владислав склонил болгарского князя в свою пользу и против краля, то в государственном совете Стефана положили: «Дело посредника успешнее других может совершить холмский епископ Даниил». И действительно, блаженный Даниил счастливо исполнил поручение в Царьграде и у болгарского князя. По окончании этих поручений св. Даниил, невзирая на почести и знаки любви, которыми краль осыпал блаженного, отправился снова в свое любезное уединение на Афон. Занимая престол св. Саввы, св. Даниил и в новой своей архиепископской деятельности отличался теми же великими достоинствами. Он был столпом и примером благочестия, ревностнейшим и мудрым архипастырем: совершенная нестяжательность, неустанные заботы и труды о нуждах Церкви и паствы, а также и благолепие св. храмов – вот черты его святительского служения. Св. Даниил также ревностно заботился об обращении к православию богомилов, живших около Прилепа, равно как с успехом отражал нападения папы. Во время оборонительной войны краля Стефана (Дечанского) против болгарского князя Михаила (в 1336 году) святитель Даниил оставался при кралице Марии для советов. По окончании войны полным поражением нападавших врагов краль Стефан писал к св. архиепископу Даниилу: «Вестно буди, яко помощию Божиею, молитвою и предстательством святого господина нашего преп. отца Симеона и Саввы и молитвами вашими заступляемь и укрепляемь, и силою Св. Духа вооружихомся, и здрави есмы, и защищаемо кралевство мое с превозлюбленным сыном моим Стефаном (Душаном) и с вои моими, яже реку чада отечествия моего, оного злокозненного врага царя болгаром, пришедша с многими силами язык иноплеменных – в месте Землин, Богу помогшу ми, силы того мощныя и многия победих.

http://isihazm.ru/1/?id=1833

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010