После захвата османами Египта в 1517 году некоторые значимые исламские реликвии были перевезены из Каира в Константинополь. Город становится центром исламского мира — халифата. В XIX веке происходит некоторая европеизация оттоманской элиты. В конце XIX — начале XX веков был построен ряд крупных христианских культовых сооружений, в том числе католическая церковь Святого Антония Падуанского и православный храм Святой Троицы в Пере . Христиане разных конфессий составляли половину населения города в 1910 году. В годы Первой мировой войны Турция была союзницей Германии; после их поражения в войне и заключения Мудросского перемирия, 13 ноября 1918 года Константинополь оккупирован войсками Англии, Франции и Италии. Турецкая Республика [ править править код ] В октябре 1923 года, после победы турецкого национального движения во главе с Кемалем Ататюрком и установления Турецкой Республики, столичные функции Константинополя перешли к Анкаре, однако, город сохранил роль торгово-промышленного, культурного центра страны. После принудительного выселения православного населения из Турции в 1923 году, он оставался единственным городом страны, где сохранялось значительное греческое население, однако ряд дискриминационных мер экономического характера, предпринятых кемалистским режимом в 1930-е — 1940-е гг., привёл к экономическому упадку и относительному запустению Перы, ранее процветавшего района греческого бизнеса и культуры. Последовавшие во второй половине XX века погромы и дискриминация коренного греческого населения привели к исчезновению сколько-нибудь численно значимой греческой общины; тем не менее, Стамбул остаётся центром Константинопольского Патриархата с резиденцией Вселенского Патриарха в В настоящее время Турция – мусульманская страна, но исторически именно на территории нынешней Турции находилась великая православная держава – Византийская Империя . Именно из Византии христианство пришло на Русь, именно оттуда приезжали первые священники, именно византийская иконописная традиция положила начало русской. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Стамбул

В уютном зале таверны царила непринуждённая и вполне домашняя атмосфера. К доброму вину подавали традиционные для Боки угощения: приготовленную на огне рыбу, устрицы с клёцками, залитые острым и пряным соусом. В конце подали кофе в крошечных фарфоровых чашечках и кроштули – «хворост» из сладкого теста, посыпанные сахарной пудрой и политые карамельным кремом. Чуть позже к ним присоединяется знаменитый в Герцег-Нови певец Тонино. И так, под нежные трели мандолины и шум тостов, пирующие засиделись до глубокой ночи. Проводя кумовьёв, родителей и брата Иоанна, молодожёны оставались на набережной и, облокотившись на каменную ограду, любовались морем. Не сводя глаз с задумавшегося Савву, Мария произнесла: - Если всё пойдет как надо, старая акушерка Люсия предсказывает роды через шесть месяцев. Она уверена, что у нас будет мальчик. Витавший в облаках Савва вздрогнул. И ответил с улыбкой: - Если Бог даст дождаться его, я бы хотел назвать его в честь отца Лукой. Что скажешь? - Дивное мужское имя, мой Савва! С Божьей помощью всё пойдет так, как надо. Знай, что ты сделал меня такой счастливой, что я даже во сне не могла на такое надеяться! Вернувшись в Дубровник, ускоренными темпами приступили к тщательной подготовке к отъезду в Стамбул. Савва пообещал Марии, что он постарается через пару месяцев прибыть в Дубровник и остаться с ней на некоторое время - при условии, что в Стамбуле дело будет поставлено так, что оно не завалится в его отсутствие. Планировал и её, и новорожденного Луку привезти в Стамбул, как только тот окрепнет для долгой дороги.     13. Последние дни в Дубровнике Перед отъездом из Дубровника Малое Вече Республики пригласило Савву на разговор, связанный с обсуждением его грядущей жизни и деятельности в Турции. Разговор проходил в отдельной комнате, безопасной от подслушивания. Присутствовал Марк Водопич, человек, ответственный за разведку республики Дубровник. Передавая шифровки для посланника в Порте Луке Барко, Марк высказал следующее: - Наша колония на Босфоре состоит из нескольких способных людей во главе с Лукой Барко, которого ты хорошо знаешь. Построив сеть форпостов по всему Средиземноморью, мы успешно ведём торговлю и продвижение разнообразных товаров в более восьмидесяти прибрежных городах. Флот Республики сегодня насчитывает около 180 судов.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/01/...

Островок русской жизни в Константинополе Беседа с регентом подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Еленой Тарасовой Елена Наследышева Уже почти 25 лет в древнем Константинополе (а ныне Стамбуле) живет и служит регентом выпускница заочного отделения Минского духовного училища Елена Тарасова. Храм, где она совершает свое церковное послушание, – это подворье Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Кроме этого подворья в конце XIX века в Стамбуле были построены еще два других – в честь апостола Андрея Первозванного и святого пророка Илии, представляющих одноименные монастыри на святой горе Афон. Елена – составитель объемного, богато иллюстрированного «Путеводителя по Константинополю», который издан специально для православных паломников. В Стамбуле непросто найти гида, который покажет христианские святыни города, а эта книга полностью его заменяет. Несколько экземпляров «Путеводителя…» есть в библиотеке Минского духовного училища. Мы побеседовали с Еленой о служении регента и памятных для нее моментах обучения в МинДУ. Из Минска в Стамбул – Елена, какая у вас была профессия до переезда в Стамбул? Чем вы занимались в Минске? – Я окончила Минский педагогический университет по специальности «учитель начальных классов и музыки». Какое-то время работала в Минске. В 1999 году совершила первые «разведывательные» поездки в Турцию – посмотреть, подойдет ли мне тот климат с моей бронхиальной астмой. Первый раз приехала в Константинополь незадолго до Пасхи и заинтересовалась, где бы найти русский храм, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение. На глаза попался журнал с рекламой текстильной продукции, где на одной из страниц была фотография храма, сделанная с высоты птичьего полета – шестиэтажное здание с небольшой зеленой маковкой. И интервью иеродиакона Корнилия (Гремякина). Он рассказывал о том, что этому храму 150 лет, но сейчас он не действует… Сначала я нашла действующий храм апостола Андрея Первозванного. Там служил болгарский священник, службы шли на церковнославянском языке. И оказалась, что рядом находится та самая церковь великомученика Пантелеимона! Я познакомилась с отцом Корнилием. Он рассказал, что священников нет, служб нет, люди только иногда заходят в храм. Этот иеродиакон был назначен заниматься хозяйственными делами по восстановлению подворья. Предложил, если есть желание, приходить помогать в этом деле. Так я и начала ходить…

http://pravoslavie.ru/158324.html

Есть еще вопрос тем для обсуждения на Соборе. Представьте, 55 лет назад началась подготовка… Все подчеркивают эту цифру, но все 55 лет без перерыва, конечно, никто не готовился, просто начался процесс, а в активной фазе он находится несколько последних лет.  Говорят — мы не собирались 1000 лет, давайте определим 100 тем для обсуждения! Русская Православная Церковь, пожалуй, единственная все 100 тем готовит и прорабатывает. Потом говорят: «Вы знаете, не надо 100, давайте какие-то темы укрупним, какие-то отбросим и вообще оставим всего… десять!» Конечно, это не очень вдохновляющий поворот, но мы на это идем. Потому что пока есть возможность собрать все Церкви, мы говорим: мы согласны с таким изменением правил. Хотя даже тема порядка созыва Собора является небесспорной. Как говорится в Регламенте, Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей». Хотя Патриархи не собирали Соборы. В мире всего 700 епископов православных. Даже не тысяча. Почему нельзя их всех собрать? В ответ звучали в том числе аргументы типа «а нам негде их посадить». Сначала речь шла о Стамбуле, у них действительно помещения нет в силу обстоятельств, мы предложили Москву, Санкт-Петербург. Не потому, что мы непременно хотим проводить Собор у себя — а потому что у нас есть возможность, значит, честно и правильно об этом сказать. От организационно-финансовых вопросов тоже никуда не уйти, мы были готовы взять их на себя, в случае выбора Москвы или Петербурга. — В январе в Шамбези стало понятно, что Стамбул невозможен в принципе? — Да, и вовсе не только из-за ухудшения отношений между Россией и Турцией. Мы не настаивали, просто многие делегации были не готовы ехать в Стамбул из-за терактов. Мы предложили Афон в качестве места проведения — нет, не вышло. Тогда был предложен Крит — мы не возражали. Но нам говорят — не все епископы (которых, кстати сказать, во всем мире меньше 1000, из них чуть более 700 — епархиальные архиереи) а… 12. Но в Русской Церкви 12 — это примерно одна тридцатая часть архиереев. Мы слушаем другие Церкви и пытаемся понять их аргументы, что-то из них принять, но нужно и нас тоже понять! Если у нас около 350 архиереев, как могут поехать 12, то это, мягко говоря, несправедливая пропорция. Хорошо, увеличили до 24-х.

http://patriarchia.ru/db/text/4541243.ht...

Поэтому тут вопрос не в том, кто остановится, а в том, как все это будет дальше продолжаться и до чего еще может дойти Константинопольский Патриарх в своих притязаниях — теперь уже не только на вселенскую власть, но и на непогрешимость. Вы знаете, есть такая поговорка «Roma locuta, causa finita» — «Рим высказался, вопрос закрыт», но сейчас нам говорят, что если Константинопольский Патриарх что-то решил, то все должны просто подчиниться, то есть «Стамбул высказался, вопрос закрыт». Но вопрос Украины не закрыт. Стамбул высказался, они издали томос, а люди его не приняли: епископат его не принял, духовенство не приняло, значит, вопрос не закрыт, значит, история будет продолжаться. А что касается сериала, Вы знаете, что сейчас выходят сериалы про падение Константинополя — недавно вышел такой сериал, выходят сериалы про Римских Пап. Я думаю, что когда-нибудь наша история тоже войдет в сериал, но хотелось бы, конечно, чтобы у этого сериала был, как говорят, ha ppy end, то есть чтобы все это закончилось для всех нас благополучно. Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Наступает Великий пост. Как правильно его провести с пользой для души и тела? Митрополит Иларион: Великий пост — это время, которое установлено Церковью для того, чтобы духовно подготовиться к Страстной седмице и к Пасхе. Великий пост длится шесть недель, а вместе со Страстной седмицей — семь недель. В течение Великого поста, если следовать церковному уставу, нельзя вкушать ни мясные, ни молочные продукты, не вкушается также рыба за исключением некоторых праздничных дней, которые выпадают на Великий пост. Но, конечно, смысл поста не в том, чтобы только воздерживаться от каких-нибудь видов пищи. Как говорит апостол Павел (эти слова недавно звучали в Церкви в преддверии Великого поста), «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8:8). Поэтому те диетические ограничения, которые существуют, — а их, кстати, сейчас многие готовы сейчас соблюдать, — направлены прежде всего на то, чтобы облегчить нам духовную жизнь. Великий пост — это время покаяния, исправления, это время, когда мы больше внимания уделяем молитве, духовной жизни, добрым делам. Кроме это, Великий пост — это для многих возможность отказаться от вредных привычек. Если, например, вы курите, то наступление Великого поста — это хороший повод для того, чтобы бросить курить. А если вы выдержите эти семь недель, то, может быть, потом вам и не захочется вообще возобновлять эту вредную привычку.

http://patriarchia.ru/db/text/5602276.ht...

Интерьер ц. св. Иоанна Крестителя в мон-ре Липса Интерьер ц. св. Иоанна Крестителя в мон-ре Липса Южная церковь, посвященная св. Иоанну Крестителю, была построена имп. Феодорой, дочерью имп. Иоанна Ватаца, в 1282 г., в год смерти мужа имп. Михаила VIII Палеолога, в качестве семейного мавзолея династии Палеологов, подобно тому как семья Комнинов устроила мавзолей в мон-ре Пантократора (Зейрек-Килисе-джами). Центральное пространство юж. церкви ограничено 4 мощными опорами, на которые посредством сферических парусов опирается большой купол. Подкупольная зона и боковые нефы разделены между собой тройной аркадой. Между столбами с юга, севера и запада помещены колонны, по 2 с каждой стороны. Т. о., боковые нефы и зап. часть образуют деамбулаторий (круговой обход) вокруг наоса, увеличивая за счет этого пространство здания, которое использовалось, напр., для устройства надгробий или капелл, как это было принято в палеологовское время. Юж. церковь выполнена в технике смешанной кладки, когда ряды плинфы (2 или 5) чередуются с рядами камня. Эта техника соответствует позднему визант. периоду искусства в К-поле. Стены здания декорированы нишами и слепыми арками со стрельчатым завершением; ими, в частности, украшены 3 апсиды (центральная апсида имеет 7-угольную форму). Над окнами и полукруглым завершением ниш помещены орнаментальные мотивы, выполненный из плинфы меандровый фриз, а также фриз в виде свастики, крестов, спиралей и др. Парекклисион, расположенный с юж. стороны юж. церкви и предназначенный для размещения в нем аркосолиев (сохр. неск. мраморных плит), примыкает к экзонартексу, который в свою очередь проходит с зап. стороны обеих церквей, объединяя их в комплекс. Св. Евдокия. Икона. Нач. X в. (Археологический музей, Стамбул) Одной из уникальных находок в Л. м. стала обнаруженная в XVII в., во время реконструкции крыши юго-зап. капеллы сев. церкви, икона св. Евдокии (Археологический музей, Стамбул). Икона выполнена в технике клаузоне (инкрустации). Изображение вырезано на пластине белого мрамора, в образовавшиеся ячейки вставлены кусочки разноцветного мрамора, составляющие личное и доличное: роскошное облачение с торакионом (атрибут визант.

http://pravenc.ru/text/2110542.html

В то же время митр. Мелетий вступил в конфликт с Патриаршим престолом Антиохийской Церкви в Дамаске из-за многолетнего уклонения от выплаты положенных сборов. Эта позиция выражала интересы богатой и многочисленной правосл. общины Халеба, к-рая тяготилась властью патриархов. Ок. 1615 г. в Стамбуле между митр. Мелетием и патриархом Афанасием велась судебная тяжба по поводу неуплаты сборов. После кончины патриарха Афанасия в 1619 г. началось противостояние между патриархами Игнатием III , к-рого поддерживал ливанский эмир Фахр ад-Дин II Маан, и Кириллом IV , братом Афанасия, на стороне которого был Юсуф Сайфа, паша Триполи. Митр. Мелетий принял сторону Игнатия, но при этом в течение неск. лет старался уклониться от участия в конфликте, пользуясь территориальной удаленностью своей епархии от земель обоих соперников. Однако к 1624 г. позиции эмира Юсуфа Сайфы в борьбе с Маанами крайне ослабели, и Кирилл, предвидя неизбежное поражение своего покровителя, перебрался в Халеб, находившийся под прямым управлением османов. В ходе этого конфликта османское правительство в большинстве случаев выступало на стороне Кирилла, однако Мелетий Карма подчеркнуто игнорировал патриарха, ни разу не пригласив его к сослужению на литургии. Кирилл призвал в Халеб 3 своих сторонников-митрополитов (в т. ч. Симеона Епифанийского) и составил вместе с ними Собор, видимо для осуждения Мелетия. Ход и результаты Собора неясны из-за недостатка источников, однако очевидно, что особых успехов Кирилл не добился, т. к. халебская община стояла на стороне Мелетия. После 42 дней пребывания в Халебе патриарх отправился в Стамбул, чтобы еще раз подтвердить свои полномочия. Он вернулся в Халеб в авг. 1624 г., и противостояние с Мелетием возобновилось. В сер. мая 1625 г. конфликт принял открытую форму. Кирилл вызвал Мелетия на суд к паше, требуя от митрополита выплаты податей за 12 лет. Митрополит отказался и был приговорен к битью палками и заключению в тюрьму. Через 12 дней он был освобожден за значительный выкуп. 1 апр. 1626 г. патриарх Кирилл организовал большой Собор в Халебе, на к-ром потребовал, чтобы Мелетий вступил с ним в сослужение. Митрополит отказался и после 9 апр. уехал в Стамбул, надеясь привлечь на свою сторону покровителей Кирилла в Фанаре и Высокой Порте. Кирилл поспешил следом. Результаты тяжбы архиереев неизвестны. К окт. 1627 г. они вернулись в Халеб, где состоялся новый суд местных властей. Мелетий был снова заточен в тюрьму вместе с 27 правосл. старейшинами. Через 3 дня заключенные были отпущены после того, как заплатили значительный выкуп, а Кирилл перебрался в Дамаск, где его противники, разоренные 10-летней смутой, уже не могли ему сопротивляться.

http://pravenc.ru/text/187729.html

Для того, чтобы начать этот процесс, нехватало символического события, некоего знака, некоего «таинства» (как говорил патриарх в своем Рождественском послании от 1965 года по поводу встречи в Иерусалиме). Начиная с марта, патриарх стремится к новой встрече с Павлом VI. Но поездка в Рим была бы воспринята многими православными как жест подчинения, ибо образ папской власти, захватившей мирскую власть в свои руки, остается слишком укорененным и народной психологии христианского Востока. Если бы можно было надеяться на ответный жест, но как вообразить, что папа когда–нибудь посетит в Стамбул? И тогда Павел VI вновь берет инициативу на себя. Совеем неожиданно он объявляет, что 25 июля 1967 года, он посетит Стамбул. Да, Бог творит чудеса. Папа решился сделать то, на что я не мог и надеяться. Решение его было столь живым, спонтанным, продиктованным поистине братским смирением. Мне нужно было трижды прочитать и перечитать письмо Павла VI, чтобы убедиться, что его не сон! Такая инициатива говорит о духовном величии папы, это акт несравненного христианского мужества. И он принес куда больше плодов, чем многотомные богословские дискуссии! Исключительная доброта и простота, с которой наш старший брат из Рима припыл к нам, изумила нас до глубины сердец: с той поры мы живем под впечатлением духовного обаяния, которое произвел на нас этот исполненный веры чело–иск. Всякий раз, когда я вхожу в церковь святого Георгия, память моя возвращается к нашей общей братской молитве перед священным престолом. Стамбульская встреча между папой и патриархом, паломничество папы к местам первых Вселенских Соборов и Церквам Апокалипсиса, подобно встрече в Иерусалиме и паломничеству в Святую Землю, полны символизма и динамизма святости, который " водительствует людьми и возвышается над ними. От Иерусалима к Стамбулу история Церкви повто ряет себя. В Стамбуле папа, видимо, живее почувствовал, что именно здесь, по обе стороны Босфора, строго и в то же время трепетно были сформулированы тайны Воплощения и св. Троицы. В самом Константинополе на Втором Вселенском Соборе «встретились Отцы наши по вере, дабы единым сердцем исповедать Троицу святую, единосущную и нераздельную». Уже Первый Вселенский Собор утвердил в Никее, «городе победы» — на восточном берегу пролива — Отца и Сына единосущными и одновременно отличными друг от друга, выразив этим парадокс личности и любви. Позднее в Халкидоне, азиатском пригороде Константинополя, Четвертый Вселенский Собор благодаря чудесному единодушию Запада и Востока провозгласил союз божественной и человеческой природы Христа «нераздельными и неслиянными» в единственной личности Воплощенного Слова. Немного дальше к югу, на эгейском побережье теперешней Турции, находится Эфес, куда папа приехал 26 июля. Здесь, Третий Вселенский Собор, подчеркивая, что сам Бог родился во плоти, закрепил за Марией имя «Богородицы» Theotokos — причем население города, собравшееся вокруг Отцов, утвердило это решение мощным возгласом ликования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Рязанская область Рязань, город. Рязань. Илии Пророка, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Сербия АК Воеводина, Западно-Бачский округ. Сомбор. Сомборский Стефановский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Расинский округ. Крушевац. Стефана архидиакона, церковь Рашский округ. Жича. Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня (с приделом Стефана архидиакона) Рашский округ. Доляни. Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной (с приделом Стефана архидиакона) Смоленская область Новодугинский район. Липецы. Спаса Преображения, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Дорогобужский район. Дорогобуж. Стефана архидиакона на Афанасьевском кладбище, церковь Кардымовский район. Бережняны. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Ставропольский край Предгорный район. Суворовская. Стефана архидиакона, часовня Тамбовская область Тамбов, город. Тамбов. Стефана архидиакона, церковь Тверская область Тверь, город. Тверь. Успенский Жёлтиков мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы (с приделом Стефана архидиакона) Кашинский городской округ. Кашин. Корсунской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Томская область Томск, город. Степановка. Стефана архидиакона, церковь Тульская область Тула, город. Тула. Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Алексин, город. Рождество-Слуки, урочище. Рождества Христова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Турция Стамбул. Стамбул. Стефана архидиакона, церковь Карабюк. Сафранболу. Стефана архидиакона, церковь Бурса. Трилья. Стефана архидиакона, церковь Украина, Волынская область Луцкий район. Усычи. Стефана архидиакона, церковь Украина, Луганская область Славяносербский район. Славяносербск. Стефана архидиакона, церковь Украина, Одесская область Одесса, город. Одесса. Стефана архидиакона при Управлении 4-й стрелковой бригады, церковь Украина, Сумская область Конотопский район. Степановка. Стефана архидиакона, церковь (координаты не указаны)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=244

Несмотря на то, Лав усиленно домогается хиротонии. По поводу дела об автокефалии я заявил всем кому следует свой протест. Из-за этого, а также из-за моего нежелания насильственно везде ввести новый стиль вопреки указанию Святейшего Тихона на меня воздвигнуто большое гонение – требуют удалить меня с кафедры и выслать меня из Финляндии» 92 . Мнение главы автономной Финляндской Церкви было проигнорировано, а в церковную делегацию в Стамбул был включен представитель правительства Финляндии. Этим несогласием с мнением правящей элиты Финского государства архиепископ Серафим определил и свою собственную судьбу: в 1924 г. указом президента Финляндии он был отстранен от управления православной Церковью и вскоре выслан из Финляндии. Действовавшие, очевидно, в согласии церковные делегации из Эстонии и Финляндии приехали просить Константинопольского Патриарха об автокефалии, а архиепископ Александр (Паулус) также ходатайствовал о рукоположении епископом Финляндским Германа Аава при действующем каноническом архиепископе Финляндском Серафиме 93 . Вот как об этом спустя полгода писал митрополит Александр Патриарху Тихону: «Мы, согласно общему желанию представителей нашей Церкви, решили поведать о нашем положении Константинопольскому Патриарху и просить его и Священный Синод Константинопольской Церкви довершить каноническое устройство нашей Церкви, начатое с благословения Вашего Святейшества высшим управлением Русской Церкви, – тем, чтобы мы получили все канонические права автокефальной Церкви». Таким образом, основная задача эстонской делегации, отправившейся в Стамбул, была та же, что и три года назад у командированного в Москву П.И. Сеппа, – получение полной независимости (автокефалии) Эстонской Церкви. Православная Церковь в Латвии оставалась верной Матери Церкви еще почти 15 лет, до трагической кончины священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) , зверски убитого латышскими националистами в своей резиденции в 1934 г. После его кончины повторилась ситуация, похожая на события в Финляндии: правительство Латвии не допустило к управлению православной Церковью архиепископа Литовского Елевферня, назначенного местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Сергием (Страгородским) временно управляющим Латвийской Церковью; проходивший под контролем властей Собор Латвийской Церкви постановил просить Константинопольский Патриархат о принятии Церкви в Латвии в его юрисдикцию и избрал кандидатуру нового архиерея – священника Августина (Петерсона), в незаконном рукоположении которого участвовал и митрополит Александр (Паулус).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010