В этот день чудом и милостью Божией от террористического акта был спасен Государь Император Александр Второй. Желая увековечить это событие в памяти потомков, ближайший друг и советник С.И. Полякова по устройству колодца хорунжий станицы Марьинской Иван Васильевич Стефанов вместе с торговцем С.С. Абросимовым послали императору телеграмму, в которой выразили чувство радости по случаю спасения жизни Государя Императора и предложили в память сего события пожертвовать 1000 рублей на украшение храма, а также возвести над вырытым ими колодцем часовню и совершать ежегодно 9 мая крестный ход из станицы Марьинской до Бекреневского колодца. В ответ на телеграмму от Марьинского станичного правления 30 июня 1867 года последовал на имя Стефанова ответ: «Сыскной начальник 1-го Донского округа предписанием от 29 июля 1867 года N2 1002 дал знать Марьинскому станичному правлению, что Военный Министр от 6 июля N2 1906 уведомил г. Войскового Наказного Атамана, что Государь Император Высочайше повелеть соизволил благодарить хорунжего войска Донского Ивана Стефанова и Шуйского торговца Стефана Абросимова за выраженные ими в телеграмме от 1-го сего июля верноподданнические чувства по случаю покушения на жизнь Его Императорского Величества 25 мая сего года и за пожертвование в память этого события тысячи рублей серебром для украшения храмов Божьих, при чем Его Императорскому Величеству благоугодно было изъявить согласие на совершение ежегодно 9 мая крестного хода из станицы Марьинской до криницы Бекреневской и сооружении на кринице часовни». После такого благоприятного ответа Стефанов и Абросимов построили около Бекреневского колодца деревянную часовню, внутри которой были установлены иконы, подсвечники и другая церковная утварь, необходимая при богослужении. Часовня была освящена во имя св. Николая Чудотворца. Вскоре после возведения часовни последовал Синодальный указ о совершении сюда 9 мая ежегодных крестных ходов. С этого времени ежегодно к часовне стали совершаться крестные ходы, которые совершались при многочисленном стечении народа не только станицы Марьинской но и многих других станиц и с большой торжественностью. С этого же времени Бекреневская криница стала почитаться у благочестивых людей особым святым местом. По православным праздникам и в дни крестного хода на богослужения, по свидетельству очевидцев, собиралось до 500 человек. Маленькая часовня не могла вместить всех паломников. Именно тогда возникло предложение о строительстве православного храма. Такой случай представился только в 1888 году.

http://sobory.ru/article/?object=38548

В гетманском Батурине известия о предательской деятельности Шумлянского сильно напрягли гетмана Ивана Самойловича (он был из поповичей), его помощника Ивана Мазепу и старшину. В том же 1684 году связались с Московским Патриархом Иоакимом, выходцем из киевского Межигорского монастыря, просили рукоположить того же епископа Гедеона в Киевские митрополиты и переподчинить митрополию Патриарху. Идею поддержали и московские цари. Отправили гонцов в Стамбул, где Константинопольский Патриарх развел руками: сейчас невозможно – такие вопросы решает визирь, а он при смерти. Гетман провел Собор Киевского духовенства, избрали митрополита, отправили делегацию в Москву, где Патриарх Иоаким его рукоположил. Затем совместная киево-московская делегация опять отправилась в Стамбул за благословением матери-церкви. Там попеняли, что надо было все делать наоборот, но в конце концов выдали благословенные грамоты Константинопольского и Иерусалимского Патриархов. Воссоединение Русской Церкви признали и государственные власти трех держав – Османской империи, Русского царства и Речи Посполитой. В течение трех веков этот акт считался не только великим счастьем, но и Промыслом Божиим, поскольку привел не только к возрождению Православия на наших землях, но и к его гигантскому расширению: были воздвигнуты десятки тысяч православных монастырей и храмов. Киев из захолустного райцентра в течение двух столетий превратился в мировую христианскую столицу. Даже после 70-летних атеистических гонений, когда только в Киеве было разрушено 150 православных храмов и памятников (за годы независимости Украины восстановлено четыре святыни), остатки все-таки впечатляют. Конечно, о таком утраченном наследии можно рвать свое материнское сердце и лить слезы, но Константинополь к нему ни малейшего отношения не имеет. Или возьмем такую деталь. После тех же атеистических гонений, которые заключались не только в разрушении православных святынь, но и в тотальных репрессиях против православного духовенства (были казнены, погибли в тюрьмах, прошли через Соловки, Беломорканал, ГУЛАГ и ссылки десятки архиереев, многие тысячи священников и монахов из Украины) в независимой державе, нищий, разоренный Кравчуком до нитки народ стал возрождать Церковь. Сорос не верил своим глазам: бедствующие люди вкладывают последнее в прошлое! За четверть века количество приходов увеличилось почти в пять раз, до 12,5 тысяч, монастырей – в десять, до 250-ти. Все стройки из-за недостатка средств были и остаются мучительными, растягиваются на долгие годы. Но я не слышал, чтобы Константинополь построил для своей замордованной, репрессированной, опаленной Чернобылем, нищенствующей дочери хотя бы один храм, памятуя о своем материнстве. Ведь у него были и есть богатые епархии, в тех же США. Впрочем, и в свое непосредственное многовековое материнство он ничего не построил. Эта та мать, которая жаждет взять, а не дать.

http://radonezh.ru/2018/10/27/poroshenko...

Иерусалим - Новый город. Церковь Полиевкта Мелитинского. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь.    Престолы: Полиевкта Мелитинского Год постройки:приблизительно 500 - 550. Адрес: Иерусалим, ул Ха-Невиим, 20(18) Координаты: 31.78356, 35.2278 Проезд: От Шхемских (Дамасских) ворот Старого города перейти ул. Султана Сулеймана, и от начала Шхемской дороги (Дерех Шхем, Шаре Наблус) повернуть налево на ул. Ха-Невиим. Церковь находится в проходе справа перед последним из домов (No 20), которые здесь стоят только на «четной» стороне улице. Вход бесплат ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Шхемских (Дамасских) ворот Старого города перейти ул. Султана Сулеймана, и от начала Шхемской дороги (Дерех Шхем, Шаре Наблус) повернуть налево на ул. Ха-Невиим. Церковь находится в проходе справа перед последним из домов (No 20), которые здесь стоят только на «четной» стороне улице. Вход бесплатный и свободный, в зависимости от доброй воли того армянина, который окажется там с ключами и откроет церковь. Обычно же заперты и церковь, и ворота, ведущие во дворик с ул. Ха-Невиим. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты    История обнаружения    В 1894 г., при строительстве дома на ул. Пророков (Ха-Невиим) в иерусалимском районе Мусрара к северу от Шхемских (Дамасских) ворот Старого города, были обнаружены развалины небольшой церкви с полностью сохранившимся мозаичным полом. (По другой версии дом уже был построен, а церковь была обнаружена, когда турецкий офицер, занимавший квартиру на первом этаже, решил благоустроить подвал под ней.) Сразу по обнаружении мозаичного пола церкви строительные работы были прекращены, и оттоманские власти обратились с просьбой о проведении раскопок и консервации к работавшим тогда на горе Сион археологам Фредерику Блиссу (Frederick Jones Bliss (1857 – 1939)) и Арчибальду Дики (Archibald C. Dickey). Поскольку надпись, включенная в мозаичную композицию, оказалась на армянском языке, все здание было выкуплено Армянской патриархией Иерусалима. Возможно, именно это предотвратило вывоз мозаики в Стамбул, каковая участь постигла «мозаику Орфея», обнаруженную в нескольких десятках метрах к юго-западу от церкви Полиевкта и выставленную ныне в Музее древностей в Стамбуле. Под церковью Полиевкта с юго-западной стороны была раскопана пещерная погребальная камера с останками массового захоронения и стеклянными и керамическими сосудами и светильниками. Человеческие останки, вероятно, были перезахоронены без антропологического изучения, а остальные артефакты, найденные в церкви Полиевкта и относящиеся к V-VI векам – вывезены в Стамбул, и их местонахождение в настоящее время неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=16372

Стены мемориала-усыпальницы была расписаны мастерами из России, они специально для этого были направлены в Стамбул, а прибыв туда, трудились самозабвенно. Произведения этих мастеров были настоящим шедевром искусства. Внутренней и внешней росписью занимались пять выпускников Санкт-Петербургской Императорской Академии искусств: Эберлинг, Стягов, Белащенко, Потриков и Глущенко. Всего было ими было выполнено: 44 картины, из которых 14 принадлежало кисти Эберлинга, 9 выполнены Стяговым, 9 - Белащенко, 6 - Потриковым и 6 - Глущенко. Для создания настенных росписей, выполненных вначале на картоне, художники около полугода работали в здании российского консульства в Стамбуле в жилом районе Перу, а затем еще три месяца непосредственно в здании самого мемориала. Картины были помещены в красочные рамы и вывешены на стенах мемориала. Общее впечатление от внутреннего убранство церкви было удивительное, картины были расположены следующим образом: сорок картин были вывешены внутри здания, четыре на наружных воротах. Из сорока внутренних картин 23 были расположены на стенах, а 17 украшали иконостас. Собранные останки русских солдат были захоронены в основании Мемориала-усыпальницы в крипте. Памятник называется «русским», но рядом с русскими здесь были захоронены люди разных национальностей. Памятник Сан-Стефано был возведен по инициативе России, но как культурное и историческое сооружение он имеет огромное мировое значение.Посол России Зиновьев начал рассылать приглашения на открытие памятника. Турки ко дню открытия приурочили окончание строительства дополнительной железнодорожной ветки Сан-Стефано - Флория. В воскресном номере турецкая газета сообщала, что последние приготовления для открытия памятника закончены, и из России доставлены пять больших колоколов. Раннее эта же газета сообщала, что Великий князь Николай Николаевич - младший), сын Николая Николаевича-Старшего, примет участие в открытии русского памятника в Кырлатыи. Делегация состоит из гвардейских офицеров - десяти офицеров артиллерии, десяти сержантов и ефрейторов. В открытии принимали участие представители 1, 2, 4, 8,9, 10, 13 и 14 полков русской армии.

http://sobory.ru/article/?object=35188

Теперь вот Крымская война, второй этап глобального сознания, в эпицентре которого находилась Россия. Крымская война - это глупость, а не название. У профессиональных геополитиков - это Восточная война. У русских геополитиков, например, последнего фельдмаршала, Милютина Дмитрия Алексеевича, великолепного геополитика, - это Великая восточная война. Против России выступала вся Европа. Вот Доренко три дня назад выступал: Гитлер - это вся Европа против нас. А тогда тоже была вся Европа, а именно: Англия и Франция, и турки высаживались в Крыму, и с ними были сардинцы - итальянцы. То есть, четыре страны, при негласной поддержке Австро-Венгрии и Германии. Очень интересный сюжет с Австро-Венгрией. Эту монархию спас Николай I в 1849 году, когда венгры восстали. Николай I послал войска, спасли, вошли в Будапешт. Потом проходит всего четыре года и в 1853 году Австрия поддерживает этот крестовый поход против России. Николай I восклицает: «Боже мой, как я глуп, что поддерживал эту сволочную монархию! Я - самый худший из всех русских монархов, что оказался таким глупым, поддержав Австро-Венгрию». Это признание Николая I, очень интересное самопризнание. Таким образом, война была не Крымская, Крым - только один из театров. Было отбито наступление англичан на Соловецкие острова. Затем, японская экспансия на Камчатку была отбита вооружившимся русским рыболовецким флотом. Но самый главный победоносный театр нашей армии был на Кавказе. Николай I страдал комплексом зависти по отношению к Николаю Николаевичу Муравьеву, непобедимому, отправил его в отставку. А тут - разложение, деградация, коррупция в Крыму и он его возвращает, назначает наместником. Великий патриот быстро наводит порядок и вся пресса, я на немецком языке в спецхране читал газеты тех времен - как они издевались, что русские пытались взять турецкую неприступную крепость Карц, столько было насмешек. Руководили обороной англичане, но, тем не менее, мы Карц взяли. Падение Карца вызвало шок во всей Европе. На выручку союзники в Сухими высадили десант. Русское войско во главе с Чавчавадзе, тестем Александра Сергеевича Грибоедова, их встретили и сорока тысячный десант не пропустили. После падения Карца, до Стамбула оставался Эрзерум. Принято было не брать Эрзерум, чтобы не терять время, а идти на Стамбул, и с помощью флота заблокировать на судах турецкого флота крымский экспедиционный корпус союзников врагов России. В этот момент умирает Николай I. Или ему помогли умереть? Молодой император этот план отставил, и мы не смогли взять Стамбул. Мечта вернуть Константинополь не осуществилась. Но мы как никогда были близки к этому событию и вся северо-восточная Турция, так называемая Анатолия, была оккупирована русскими. Это не была капитуляция - был обмен территориями: мы отдали то, что взяли у турок, а они отдали нам Крым. Через десять лет все последствия войны были аннулированы. Это 1878 год, Берлинский конгресс, другая ситуации.

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/05/...

И мы читаем призыв к Церкви: «Покайся» . Церковь нуждается в покаянии. А если не так, то Господь может прогневаться на нее. Он может прийти и начать сражаться с Церковью. Вы, может быть, удивитесь: как же Господь будет сражаться с Церковью, если она православная? А вы забыли, что Римская церковь , католическая, до 1054-го года была православной? До 1054-го года! И что осталось от их православия? Они все уклонились. Мы совершаем Литургию Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова , папы Римского, рядом с Ордынкой огромный храм Климента, папы Римского. Мы почитаем папу Римского Льва. В нашем календаре много Римских пап – это те, которые были православными, среди них и священномученик Антипа. Но в 1054 году целая Церковь христианская оказалась в отторжении от благодати. Потому что возгордились. И потеряли благодать. В Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). А священная Византийская Империя, где она? Это была величайшая империя. Константинопольские патриархи – Иоанн Златоуст , Филарет Милостивый… Огромное количество монастырей, огромное количество епархий. И что там сейчас? Там теперь Турция. Нет никакого Царьграда, нет никакого Константинополя, там теперь Стамбул. Почему? Потому что эти православные невнимательно относились к необходимости каяться перед Богом в своих грехах. Они слишком зазнались, они стали искать экуменического единства с католическим Западом. Заключили Флорентийскую унию – и всё потеряли. Древний Рим. Это была православная столица, там мученически погибли апостолы Петр и Павел, а теперь это католический Рим. Константинополь – это была православная столица, второй Рим, а теперь это мусульманский город Стамбул. И на храме святой Софии нет крестов, там полумесяцы. Храм святой Софии в Константинополе обращен в мечеть, а теперь даже и не в мечеть, а в музей, в некую кунсткамеру для любознательных и праздношатающихся туристов. Вот если мы как нация не покаемся перед Богом, Господь и нас, русский народ, может отвергнуть. И на храмах Кремля будут полумесяцы, а не кресты, как это случилось с Византией. Поэтому те, которые стоят, должны бояться, как бы им не упасть. Поэтому вот это предостережение к Церкви: «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними (то есть с отступниками, которые внутри Церкви – О.С.) мечом уст Моих» . Эти слова очень актуальны.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Тем временем жители Дамаска призвали Дорофея Дау и возвели его в патриархи под именем Иоаким. Вместе с примкнувшими к нему архиереями и священниками Иоаким отлучил от церкви Михаила и его сторонников. «Таким образом Антиохийский престол разделен был надвое, – писал хронист, – и был великий и невыразимый раскол, и издержано было бесчисленное множество денег, так что некоторые, по причине великого стеснения, отреклись от веры христианской, а некоторые были убиты несправедливо, среди этих соблазнов». 752 Михаил дважды ездил в Стамбул, отстаивать свои права перед Константинопольским синодом и Высокой Портой. Покидая Сирию, он оставил Григория наместником во всех подчинявшихся ему епархиях и даровал право носить саккос, что укрепляло престиж халебской митрополичьей кафедры. Михаил получил султанский фирман о признании его единственно законным патриархом, однако его противники из триполийской и дамасской христианской знати сумели «перекупить» дамасского пашу, который согласился проигнорировать султанское повеление. В конечном итоге Михаил так и не сумел вернуть себе власть и умер в забвении. 753 Одержав победу, Иоаким, однако, оказался в крайне тяжелом финансовом положении. Он явно пообещал за поддержку пашам Дамаска и Триполи больше, чем мог заплатить. Османские власти не церемонились с неплатежеспособными архиереями, и Иоакиму пришлось скрываться от гнева пашей в Ливанских горах, во владениях шиитской династии Харфушей, фактически не подчинявшейся османам. В 1584 г. патриарх бежал из Сирии в Стамбул, надеясь получить финансовую помощь от столичных греков, а убедившись в том, что это нереально, отправился в 1585 г. за милостыней в Россию. 754 Вернувшись около 1587 г. в Сирию с богатыми московскими дарами, Иоаким сумел расплатиться с долгами и утвердить свою власть во всем патриархате. Это было время наибольшего влияния триполийской региональной элиты, из среды которой происходил патриарх. Его правой рукой был видный церковный деятель и писатель митрополит Анастасий аль-Марманити ибн Муджалла, возглавлявший – редкий случай – сразу четыре епархии: Триполи, Бейрут, Тир и Сидон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он долго рассказывал нам о том, как вода попортила левую церковь, и горько жаловался на что-то. Главная церковь переделана в мечеть, побелена, и мозаичный пол покрыт циновками; боковые же церкви разрушаются. На стенах крайней слева можно видеть под штукатуркою фрески, и если бы приложить сюда некоторые средства, то можно было бы восстановить полную роспись фресками века Комнинов. О богатствах монастыря, его драгоценных сосудах, чудотворных иконах Богородицы св. Луки, Димитрия и проч., много говорят и летописцы в хронике грабежей латинян под 1204 годом. Внутренность Константинополя столь же, если не более, разнообразна, как его окраины, и если бы можно было добыть какие-либо статистические данные о различных кустарных промыслах, в нём производящихся, и восстановить при этом сведения о промышленности древней столицы, то картина вышла бы очень характерная. К сожалению, одного вовсе нет, другого ещё не дано, и пока приходится положиться на одни собственные наблюдения. Стамбул почти вовсе не имеет фабрик и заводов, – одни только неугомонные пароходики компании «Шеркет» с раннего утра и до поздней ночи окутывают его дымом. И между тем, Стамбул – город мануфактурный, но все его производства или ручные, или кустарные, с примитивными приводами и машинами. Известная забавная ошибка того туриста-француза, который увидав ручной привод шерстобитов, принял его за музыкальный инструмент. Разные местности города ещё переполнены кожевниками, лудильщиками и медниками, шерстобитами ткачами, крамарями и пр. Разнообразное население Турции собирается сюда для работы, и мастера Бруссы (совр. г. Бурса – Прим.Ред.) и Багдада мешаются здесь с лезгинами, болгарами и анатолийцами. Но как жалок вид этих ремесленников, напрасно истощающих свои силы и искусство в неравной борьбе с фабрикантами Англии! Сколько бы и где бы вы ни ходили по Стамбулу, везде вы выносите впечатление бедности, упадка, медленного вымирания промышленности, и как богат ещё недавно казался Каир, которого промыслы имели свой рынок! Недолго остаётся жить прежнему Стамбулу, и близко время, когда самые бабуши будут работаться только для любознательных иностранцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

II.Hoboe константинопольское богословие В отличие от католиков, которые выстроили свою концепцию первенства на основе якобы особых привилегий апостола Петра, который будто бы передал их исключительно римским епископам, у КП нет подобных псевдоисторических аргументов. Хотя КП и называет себя «Апостольским престолом», большинство историков убеждены, что в I веке в небольшой приморский городок Византий едва ли заходил кто-либо из апостолов. И уж тем более они не основывали там церковной кафедры. 28 правило IV Вселенского Собора, на которое любят ссылаться представители КП, также не дает убедительных аргументов для превозношения Константинополя над другими Поместными Церквами в наше время: «Град, получивший честь быть градом царя и синклита (сената) и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет второй после него». В каноническом постановлении статус КП четко увязан с наличием православного императора и органов его власти в Константинополе. Ветхий Рим пал, а Константинополь уже давно превратился в Стамбул, где почти шесть столетий нет ни православного царя, ни сената, а значит, и приведенные статусные аргументы КП утратили значимость. Константинополь превратился в Стамбул, где нет ни православного царя, ни сената, а значит, статусные аргументы КП утратили значимость Чтобы как-то обосновать папистские претензии на первенство, теологи КП стали разрабатывать новый богословский подход в области триадологии и экклезиологии. Согласно православному учению, в жизни Церкви в определенном смысле представлен образ Бога Троицы – множество личностей в единой природе. Иерархи КП взялись разработать триадологическую концепцию, где Лицо Бога Отца выделяется как первенствующее над двумя другими Божественными Лицами, и спроецировать это учение на жизнь Церкви. Если обосновать главенство Отца над Сыном и Духом, то это можно будет интерпретировать как подтверждение правомочности константинопольского главенства над Поместными Церквами.

http://pravoslavie.ru/120713.html

армией при Мохаче (1526). Царский Деисус и ктиторский портрет Петру IV Рареша. Роспись ц. в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Хумор. 1535 г. Царский Деисус и ктиторский портрет Петру IV Рареша. Роспись ц. в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Хумор. 1535 г. В сложной международной обстановке вступил в княжение Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), незаконнорожденный сын св. Стефана III Великого. Он попытался вернуть Покутье, но потерпел поражение от польской армии при Обертыне. Также господарь намеревался сблизиться с Великим княжеством Московским и Габсбургской империей. Однако летом 1538 г. тур. султан Сулейман I Великолепный, недовольный вмешательством Петру IV Рареша в политическую жизнь Трансильвании, возглавил 200-тысячное войско и выступил против М. к. С целью сохранения автономии гос-ва бояре предложили заключить соглашение с султаном. Покинутый боярами, Рареш был вынужден бежать в свои трансильванские владения (Чичеу, Четатя-де-Балтэ, г. Бистрица и крепость Родна), полученные еще его отцом от венг. короля в качестве компенсации за потерю Килии и Четатя-Албэ ( Grigore Ureche. 1958. P. 154). Османы вошли в столицу княжества Сучаву и разграбили господарскую казну. Крепость Тигина, названная османами Бендер (также Бендереабаси), и ее окрестности вошли в подчинение непосредственно султану и были превращены в тур. владение - райя. Княжество возглавил ставленник султана Штефан V Лэкустэ (1538-1540) ( Gorovei. 1980. P. 661-662). В 1541 г. Рареш покинул трансильванскую крепость Чичеу и уехал в Стамбул, где вернул себе престол М. к., обязавшись платить дань султану в размере 12 тыс. золотых и направить своего сына в Стамбул в качестве заложника. Господарь, став ставленником султана, стремился при этом наладить отношения с антиосманскими христианскими силами. Вместе с тем по приказу султана он был вынужден участвовать в тур. военной кампании в Трансильвании ( Corfus. 1979. P. 11-14). В области церковной политики Петру IV Рареш продолжал покровительствовать Православию.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010