Тем не менее, не может быть принято утверждение, которое отстаиваютт албанские историки и публицисты в Косово и Метохии и в Албании о, якобы имевшем место постоянном присутствии большого количества албанцев на территории Косово, с античных времен и до сего дня. Территории нынешних Косово и Метохии были удалены от центральных средневековых областей формирования албанского этноса. Албанцы, упоминающиеся под этим именем только в XI в. (а всякое упоминание о иллирийцах пропадает уже в III в.), постепенно распространяясь заселили до конца XII в. только область верхнего и нижнего Пилота (в современной северной Албании) в равнинах и гористой местности Скадарского озера и дошли таким образом до прямого соседства с теми пределами Сербской державы, которые получили название Метохия. Приход же албанцев в Метохию и потом на Косово (сначала в основном в качестве работников на сербские рудники) было облегчено тем, что со времени царя Милутина (1282-1321гг.) Северная Албания, а при царе Душане и вся Албания (кроме Драча), вошли в состав Сербского государства. Но тогда, во времена свободной Сербской державы, между сербами и албанцами не было проблем и столкновений, так же как их не было и с влахами. Напротив, имели место сотрудничество и даже родственные связи, и христианское, православная единство. Помимо рудокопов, в первой половине XV в. албанцы присоединяются к сербским поселениям в отдельных местах и как земледельцы, не меняя установившегося в Косово и Метохии этнического баланса. Такое положение сохранилось и в течение XVI в., хотя после прихода турок в нескольких заброшенных сербских селах (в бывших владениях Бранковичей) поселились албанские скотоводы. В XVII в. начинается активная исламизация албанцев, сначала в Средней Албании (более 50%), а потом и шире, и с этого времени у сербского христианского народа в Метохии и на Косово начинаются проблемы, хотя и в XVII в. демографическое соотношение значительно не изменилось. Сербское население, несмотря на войны, эпидемии, участившиеся притеснения и грабежи, в общей численности населения региона потеряло лишь несколько процентов. Решающая перемена произошла во время Великого переселения 1690 г. и позднее в результате того, что большое количество албанцев спустилось на просторы Метохии и Косово, а также происходила частичная исламизация, а затем албанизация бесправной сербской райи. Когда великая и могучая Османская империя начала слабеть, то процесс насильственной исламизации начал усиливаться, и албанцы, к сожалению, стали в этом деле главной ударной силой и кровавым бичом для христианской православной райи (турецкое название сербского населения) Косово и Метохии и всех Балкан.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Их богатые родовые земли лежали во Фракии и Македонии; Вифиния стала глухой и запустелой крестьянской областью, заброшенной правительством, особенно после восстания в пользу несчастного Ласкаря. Держались одни города за их стенами, восходящими к римским временам, и за их пределами поражает скудость памятников византийских при обилии античных и древнехристианских. Манил и ослеплял культурный, веселый Запад, как старую Польшу. Север Греции и Македония с Фракией были главным театром военной и политической деятельности правительства Андроника. Над всеми вопросами господствовал один – сербская опасность при Душане. Но как в отношении османов, так и против Сербии византийское правительство не нашло в себе сил, чтобы предпринять планомерное и решительное отражение могущественного врага, и ограничилось бессвязными, пассивными мерами: и здесь и там последствия были одинаковые – невозвратимые потери и безнадежное будущее, не всегда ясно сознаваемое. На фоне сербской опасности правительство Андроника спешит разрешить вопросы сравнительно второстепенные, но назревшие, завещанные первым Палеологом. При этом в Эпире и Северной Греции оно сталкивается с традиционным врагом – Анжуйским (или Тарентским) домом, унаследовавшим претензии потомства императора Балдуина II Куртенэ. Положение Византии в этом районе было благоприятно при вступлении Андроника Младшего. Янина и Северный Эпир были закреплены за Византией, государство Эпирское с столицей Артой находилось под византийским влиянием, и деспот Иоанн был вынужден признать верховенство императора. Но вскоре знакомый нам Филипп Тарентский снарядил экспедицию своего зятя Вальтера Бриеня, претендента на Среднюю Грецию, против эпирского деспота и по взятии Арты заставил последнего принести ленную присягу. Хотя в том же году Филипп умер (1331), но Эпир и юг Албании подпали под итальянское влияние, и один из наследников Филиппа, наместник Ахеи Иоанн Гравина, принял титул дуки драчского и государя королевства Албании. Смерть владельца лучших земель Фессалии, полунезависимого Стефана Гавриилопула из знатнейших Мелиссинов, вызвала большие перемены в Фессалии и вступление византийских войск, руководимых салоникским стратигом Мономахом, потом самим царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Сербское средневековое государство на территории Косово и Метохии Начиная с VII века сербы заселили некоторые территории тогдашней Византийской империи и образовали свои так называемые «склавинии», и унаследовали от Византии христианство. Тогда же ими были образованы небольшие княжества (IX - XI вв.), которых, до появления на исторической сцене славного рода Неманичей (XII в.) было несколько. Стефану Немане (1114 - 13.II.1200) первому удалось, воюя и заключая мирные договоры с Византией, образовать в концу XII в. самостоятельное сербское государство. Косово и Метохия вошли в его состав и превратились в его политический и церковный центр. Сербы жили на этих территориях и до образования самостоятельного государства, о чем свидетельствуют местные славянские топонимы, встречающиеся в большом количестве даже на территории северной Албании, а также археологические находки и другие данные. О вхождении Косово и Метохии в состав самостоятельного сербского государства повествует Житие Немани, автором которого является свт. Савва (нач. XIII в.). В нем среди приобретений Немани «от греческих земель» названы прежде всего метохийские и косовские края, а также другие земли дальше на восток и на запад. Некоторые земли на северо-востоке Метохии и на севере Косово, были сербскими еще при предшественниках Немани, и поэтому свт. Савва не упоминает их в качестве отобранных у Византии. Другой биограф, средний сын Немани Стефан Первовенчанный называет в числе подвластных его отцу городов Призрен и Липлян, бывшие уже административными и церковными центрами. Центр сербского государства сначала находился в Расе, в непосредственной близости от Косово, с которым его связывала Ибарская долина. Всякий, кто хоть немного знаком с географией и историей Балкан знает, что территория Косово и Метохии очень рано стала центром сербского государства, благодаря своей плодородности, плотности населения и удобному сообщению. Перемещение этого центра из Раса в Косово отчетливо прослеживается по местоположению резиденций правителей и по изменениям церковно-административного устройства. Подобно своим современникам из других европейских стран, правители Сербии в те времена не имели одной постоянной столицы – у них было много дворов, в которых они периодически жили, принимали иностранных посланников, собирали государственные соборы и т.д. Рас в начале XIII в. был заброшен и постепенно оставлен без внимания, в то время как ведущее значение в политической жизни получает Призрен и дворы на Косово: Пауни, Родимля-Неродимля, Штимлья, Сврчин, Петрич, а при Милутине и Душане и Приштина.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Преподобного Иоанникия Девиченского вспоминают в сербских землях Алексей Поповкин Источник: Русская народная линия Декабрьская память святого Иоанникия, к сожалению, до сих пор не включённая в русские месяцесловы, отмечалась вчера на просторах многострадального Косова и Метохии - и там, где живых сербов больше, чем отошедших, и, особенно, в местах, где больше усопших, потому что им - мученикам - легче помнить о Боге и Его угодниках, чем нам, наблюдающим земную суету. Но всё же, несколько минут, которые протекут в воспоминаниях о преподобном отце нашем Иоанникие, надеюсь, сблизят нас с нашими братьями, души которых в руке Божьей (Прем.Сол. 3.1). Преподобный Иоанникий, живший в монастыре Черная Река, а также и в полном уединении, в стволе старого бука, прославился в то время, когда тело Сербской державы становилось немощным, дух же оставался бодрым (Мк. 14.38), когда афониты, синаиты и подвижники Призрена и Грачаницы распространяли " умное делание " молитвы Иисусовой, собирая себе сокровища на небесах (Мф. 6.19), при этом научая простецов крепости в Вере и народном самосознании. По одному преданию, Св. Иоанникий был уроженцем Метохии, по другому - Диоклеи Приморской (Зеты), но, во всяком случае, и он, и его монастырь-страдалец были и остаются столпами Сербства. Время его рождения - середина XIV столетия, когда Сербия при Царе Душане стала самой сильной державой на Балканах. Но уже во времена молодости преподобного, после убиения Св. Уроша Младого и Косовского боя, сербское государство стало распадаться на уделы и склоняться к упадку. Св. Иоанникий подвизался во времена Св. Деспота Стефана Высокого и его наследника Джураджа Бранковича Смедеревского, сын которого был в свойстве с Царём Руси Иоанном III. Дочь Джураджа - девица, по преданию, была исцелена Св. Иоанникием от тяжкой болезни - от слепоты или безумия . В благодарность за исцеление дочери Деспот построил в 1434 году монастырь Девич. Кончина Св. Иоанникия предполагается в 1430 году. Монастырь Девич за свою историю неоднократно подвергался разграблению и притеснениям со стороны турок, разбивших в 1459 году Деспотовину, а также изменников своей Вере - албанцев-потурченцев.

http://pravoslavie.ru/88870.html

Когда наступило время его кончины, созвав всю братию, он опять повторил им наставление о важности послушания и покаяния. Он с миром отошёл ко Господу и положен был с честью в той же пещере, где подвизался. После своей кончины известил он чудесами о своём блаженстве. Брат Вавила, много лет страдавший ногами, исцелился при мощах его. «Однажды лежал я, – говорил он братии, – и кричал от сильной боли. Внезапно вошёл ко мне блаженный Афанасий и сказал: “Приди ко мне, и я исцелю тебя”. Я хотел спросить его: как и когда пришёл он? Но он стал невидим. Однако, я поверил явившемуся и постарался о том, чтобы принесли меня к его мощам, и вот, я исцелился». Блаженный Симон прибавляет, что он «слышал об этом от исцелённого Вавилы». Потому надобно положить, что блаженный Афанасий почил около 1176 года; так определяет время кончины его и митрополит Сильвестр 4 . Блаженный Симон оканчивает свою жизнь о преподобном Афанасии так: «если кажется тебе невероятным написанное здесь, прочти житие Антония и Феодосия, начальников русского монашества, и тогда веруй. А если и после того останешься сомневающимся, я не виноват в том. Пусть сбудется притча, сказанная господом: изыде сеяй сеяти семени своего, ово паде при пути, а другое посреде терния ( Лк.8:5–7 ). О таких пророк говорит: одебеле сердце людий сих ( Ис.6:10 ). Нет, не следуй таким, сын и брат мой! Не для них я пишу о сём, но, чтобы тебя приобрести для Христа. – Советую тебе, – утвердись благочестием в святом монастыре Печерском; не домогайся ни власти, ни игуменства, ни епископства; довольно будет для тебя, если скончаешься в обители. Ты знаешь сам, что я мог бы привести тебе подобное из других книг; но для меня и для тебя лучше, что кое-что передаю тебе из дел, совершившихся в святом Печерском монастыре». † Страдание святого царевича Уроша Стефана Единственный сын Сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 году 5 . В 1346 г. он венчан был королевским венцом, тогда как отец венчался царским венцом 6 . – Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при царе Душане Сильном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С давних пор в Сербии существуют монастыри. Они в древности служили не только местом подвигов благочестивых мужей, не только местом утешения, где сербы, в тяжелые годы турецкого порабощения, могли свободно собираться, чтоб выплакать там свое горе, без опасения высказать, что у кого лежало на сердце, или послушать утешительных наставлений, но вместе с тем и училищем, где преподавались не только науки, но и искусства, например резьба, живопись. Еще при св. Савве, первом архиепископе сербском, существовало в Сербии до 12 монастырей. Вся так называемая Старая Сербия, опустевшая после удаления сербов в Австрию и за тем приютившая у себя дикое албанское племя (арнаутов), и доселе усеяна развалинами древних монастырей и церквей, от Нового Пазара до Призрена. Об устройстве монастырей много заботились как сербские государи, так и святители, например св. Савва (1316 г.), Даниил (1338 г.), Макарий, получивший от султана грамоту на возобновление церквей и монастырей. Да и все вообще сербы глубоко почитали и почитают монастыри, и более достаточные из них заботились и заботятся об их поддержании. – Ныне в Сербии до 30 монастырей; но большая часть из них очень скудны, и походят более на обыкновенные домы, где живут от 3 до 4 иноков, тогда как при Душане монастыри имели земли, села и крестьян и свободны были от всех государственных повинностей. Теперь почти каждая обитель состоит из 2– 3 убогих хижин вокруг церкви, построенных большею частию среди гор, в глухих, лесистых местах. Монашествующих считается около 130 человек. Они не богаче белого духовенства и стоят ниже его по образованию. Некоторые же отправляют обязанности приходских священников в ближайших селах 132 . Из монастырей более замечательны: Жичский или Жича, Студеницкий, Хиландарский, Печский и Дечанский. Жичскии или Жича основан был св. Саввою и братом его Стефаном первовенчанным. По их завещанию здесь должны были короноваться все сербские государи. Он существует и доселе в сербском княжестве, в верстах 6 от города Карановца 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Духовный маяк на Скадарском озере ФОТОГАЛЕРЕЯ На юге современной Черногории расположен уникальный регион. По берегам и островам крупнейшего на Балканах Скадарского озера действуют многочисленные православные монастыри. В церковной истории это место давно известно как «Зетский Афон». vk fb tw ok @ g+ lj Скадарское озеро Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Вид со Старчевой Горицы Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Отец Григорий Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Старчева Горица Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Остров на Скадарском озере Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Старчева Горица Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Старчева Горица Монах Григорий и иеромонах Кирилл беседуют после литургии. Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj У телескопа Иеромонах Кирилл. Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj На Старчевой Горице Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Морачик Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Морачик Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Скадарское озеро Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Закат на Скадарском озере Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Закат на Скадарском озере Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Закат на Скадарском озере Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) Враньина Среди обителей Скадарского озера особое место занимает монастырь святителя и чудотворца Николая на Враньине. Археологические раскопки показали, что, начиная с VI века, здесь находилось старинное христианское кладбище и была церковь, а, возможно, и монашеская обитель. Именно на этом месте сам святой Савва, основатель Сербской Церкви, в 1223 году основал монастырь. Все великие сербские династии, владеющие этими землям: Неманичи, Балшичи, Црноевичи, щедро одаривали обитель. В момент наивысшего расцвета сербского царства при царе Душане в монастыре было несколько сотен монахов и он являлся одним из самых значительных духовных центров на западе Балкан. Царь Душан связал судьбу монастыря со Святой Землей, сделав монастырь подворьем сербского монастыря св. Архангела Михаила в Старом Граде Иерусалиме. Начиная с конца XIV века, обитель стала убежищем для иноков со святой горы Синай, которые перенесли сюда и свой монашеский устав. В XV веке палестинские и синайские иноки еще более прославили монастырь. Самым удивительным игуменом этого времени был благодатный старец Никон-Иерусалимец, автор знаменитого Шестоднева и Горичского Изборника.

http://pravoslavie.ru/51147.html

12. Исихазм в Сербии Исихазм у сербов В современном понимании, исихастская традиция ведет свое начало от древних отцов-анахоретов; и в согласии с таким пониманием, первыми исихастами в Сербии мы можем считать наших первых известных подвижников – отшельников: Гаврило Лесновского, Иоакима Осоговского, Прохора Пчиньского, Петра Коришкого и др.. По пути исихазма пошел уже сам святой Савва Сербский (1169–1237), выпестованный Афоном, теснейше связанный с ним и учредивший Сербскую Церковь (независимую архиепископию) в 1219 г. на исихастских основаниях. О его твердой исихастской ориентации свидетельствуют и Карейская исихастирия 117 и постоянные обращения к Афону, и все его духовные и жизненные принципы. В последующий период жития сербских святителей и службы им пронизаны духом исихазма. Когда при царе Душане Афон вошел в состав государства сербского, афонская духовность, являющаяся выражением исихазма, играла определяющую роль в Сербии. Однако периодом наивысшего расцвета исихастской духовности в Сербии было правление князя Лазаря (1371–1389). Этому особенно способствовала деятельность князя Лазаря по примирению Сербской и Византийской Церквей. При посредничестве афонской делегации, во главе которой стоял исихаст Исайя, это примирение произошло в Константинополе и было обнародовано в городе Призрен в 1375 г. В том же году в Сербию приходят первые монахи – исихасты из круга учеников преподобного Григория Синаита в обители Парория, бывшей важнейшим очагом исихастской традиции. Наиболее известными из них стали Ромило (Ромыл) 118 и Григорий. Пути, по которым исихасты попадали в Сербию, перекрещивались в моравских 119 землях, куда князь Лазарь перенес государственные и духовные центры. С прибытием исихастов, в сербском монашестве традиция киновийного устроения монашеского жительства начала соединяться с устроением отшельническим. Первый очаг подобного устроения образовался, когда местом подвига св. Ромила стала Раваница; вскоре аналогичные центры начинают возникать и в Лазарице, Ждреле, Новой Павлице, Любостине, Ресаве и других монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Декабрь День второй Страдание святого царевича Уроша-Стефана Единственный сын Сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 году 884 . В 1346 году он «венчан был королевским венцом, тогда как отец венчался царским венцом» 885 . Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при царе Душане Сильном. Вся Болгария была тогда под властью владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалии также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери Французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье почитательницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось, империя Душана проживет века. Но Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Например, Оливер, «великий начальник» Сербский и Струмский, чеканил монету со своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от Душана: «Отсюда большая вина падения царства моего» 886 . Мысль давно поверенная опытами; но люди не слушают и опыта. Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твердо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся дотоле, доколе не соединятся они под одно твердое правление твердого единовластия! Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе на 45 году жизни, в декабре 1355 года 887 . По смерти отца Урош принял в свое управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь Серьблем и Грьком» 888 . На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии; он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша, и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечом в руке занял Фессалию, оттого что с ним обручена была сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии, и Никифор усмирен был 889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

61 По списку кафедры имп. Льва (886–897) в митрополии Дирахийской (Драчы) епископы: 1) стефаниакский, 2) хуновский, 3) кройский, 4) елиский, 5) диоклейский, 6) скордский... главеницкий или акрокеравийский,.. черникский... 15) градичский. По летописям не одни и те же показываются места, куда поставлены св. Саввою епископы, хотя везде говорится, что посвящено было 12 епископов (Гласник. Кн. 1, 5, 11). У Дометиана сказано: «свештив же и с благородными, где и в коих странах епископы поставити». Потом говорится: «от ученик своих, их же достойны и по­добны знаше, епископы сих освещаются». При архиепископе Евстафии присут­ствовали на соборах (см.: Григорович В. Очерк путешествия) епископы: 1) Зетский (имеющий кафедру при храме Архангела Михаила); 2) Рашский (в новом Пазаре при храме апостолов Петра и Павла); 3) Звечанский (в монастыре св. Георгия); 4) Хвостинский (в Студенецкой лавре); 5) Холмский (в Захолмии, в монастыре Богородичном); 6) Призренский (в монастыре Богоматери, на границе Македонии и Албании); 7) Топличский (при храме свт. Николая); 8) Будимльский (в Будимле на Мораче, повыше Спужа, при храме св. Георгия); 9) Липлянский (в монастыре Богоматери-Грачанице); 10) Скопский (соседний с Призренским); 11) Бебрский (при храме св. Николая); 12) Маравичский (в Рудницком округе при храме св. Ахила). При архиеп. Никодиме (с 1318 г.) видите еще (см.: Григорович В. Очерк путеше­ствия) епископов: Браничевского (в Браничеве, при впадении Млавы в Дунай, при храме свт. Николая) и Мачьского (на Саве и при впадении Дрины в Саву). Стефан Милютин устроил епископию «у Расии на теплых водах в Баньске», при храме свт. Николая; здесь был епископом Даниил, впоследствии архиепископ. В Сопочанском помяннике поминаются еще епископы: Белой церкви (Белгородской), Зворникский, Сремский, Вучетрский (заменивший Баньского), Новобродский, Смедеревский, Рудничский, Пожегский, Босанский, Херсоновский, Темишверский, Вершачский (Записки географического общества. Т. XIII). 62 Какие это ереси оставались после Немани, в сказании Дометиана не сказано. Поздний летописец так излагает известие Дометиана: «Елици крещени во латинскую ересь вопадоша, сам молитву миру изглаголав помазует их и верним причитает. Елицы же не покараху се, сих повелеваше цару Стефану брату со безчестием от отчьства изгнати и недаваше растити тернию во место винограда» (Гласник. Кн. 10). Но латиняне жили в Сербии и при Душане. Итак, не этих людей имел в виду Дометиан, когда говорил о подвиге Саввы в отношении к ересям. Вероятнее, это были остатки ариан и богомилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010