В ходе обмена подарками понтифик преподнес сербскому президенту медаль мира, а Николич Франциску – копию «Законника», сербской «конституции», написанной в XIV веке при царе Стефане Душане, а также книгу о христианских святынях Сербии. После встречи с Папой Томислав Николич провел переговоры с госсекретарем Ватикана кардиналом Пьетро Паролином и секретарем по отношениям с государствами архиепископом Полом Ричардом Галлахером. По информации сайта RuSerbia , в ходе визита Николича в Ватикан обсуждался и такой вопрос, как формирования совместной комиссии Сербской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, которая рассмотрела бы исторические факты времен второй мировой и причастность хорватского кардинала Степинца к геноциду сербов со стороны хорватских усташей. Алоизие Степинац (1898-1960) был архиепископом Загребским с 1937 года до своей смерти. В 1946 году, после прихода к власти коммунистов, он был приговорен к 16 годам заключения. Отсидев 5 лет в тюрьме, оставшиеся годы он провел под домашним арестом. Отношение к этой личности остается противоречивым: если для многих хорватов он национальный герой, то многие сербы считают его соучастником преступлений режима усташей. В 1998 году кардинал Степинац был беатифицирован, однако позже Католическая Церковь приняла решение не торопиться с его канонизацией и обсудить этот вопрос с представителями Сербской Православной Церкви. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 06.04.2022 10:43 Община Св. Эгидия призывает ЕС к однородной миграционной политике 06.12.2021 13:25 " Коммерсантъ " «Сегодня выступать против мигрантов удобно» 15.09.2021 12:15 Епископы Англиканской церкви Британии обвинили правительство в преследовании «добрых самаритян», спасающих мигрантов 24.09.2020 10:58 Мигранты разрушили церковь святого Георгия на острове Лесбос 13.09.2019 17:45 Евангелическая церковь Германии намерена спасать беженцев в Средиземном море 01.04.2018 13:42 Благовест-инфо Папа Франциск окрестил в канун Пасхи «мигранта-героя»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По ряду причин, в том числе в связи с арабскими завоеваниями, три древних восточных патриархата: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский постепенно приходят в упадок (хотя эти церкви и сохранились до сегодняшнего дня, а их предстоятель по-прежнему носили и носят титул патриархов). B VII в. усиливается процесс взаимного отчуждения между Римской и Константинопольской кафедрами, приведший впоследствии к отколу Римской Церкви от Вселенской Православной («Великому Расколу» 1054 г.) Это способствовало чрезвычайному возрастанию роли Константинопольского патриархата как оплота Православия на территории Византийской империи. Считается, что начале VI b. Патриарх Иоанн Постник впервые был назван «Вселенским», а окончательно этот титул закрепился на Седьмом Вселенском Соборе (787 г.) ( В.С. Блохин . История Поместных Православных Церквей ). Первым новым славянским патриархатом стал Болгарский, признанный таковым со стороны Константинополя, скорее всего, в 927 г. Этому признанию способствовали успехи внешней политики болгарских правителей, чей царский титул в Византии признали после побед царя Симеона. Этот патриархат был ликвидирован в результате завоевания Болгарии Византией в 1018 г. и вновь восстановлен в 1235 г., чему способствовало упрочение политического положения Болгарии завоевание Константинополя крестоносцами и временное нахождение Вселенского патриархата в Никее. Те же обстоятельства  сделали возможным поставление В 1219 г.  «Никейский» Патриарх Мануил I, с учетом тяжелого положения христианства в Сербии рукоположил святого Савву Сербского в сан Архиепископа и признал Сербскую Православную Церковь автокефальной ( К.И. Скурат. История Поместных Православных Церквей ). В 1345 г. при царе Стефане Душане, «императоре и самодержце Сербии и Романии» Сербская архиепископия была провозглашена патриархатом. Сербский патриархат был признан Константинополем только в 1374 г. Возникновение b XIII в. власти независимых воевод в Валахии повлекло за собой учреждение отдельной румынской церковной кафедры. В 1359 г. была создана митрополия Унгровлахии в юрисдикции Константинопольского патриархата. Эта дата может считаться началом истории будущего Румынского патриархата, провозглашенного таковым, однако только в 1925 г. В 1589 г. патриархатом стала Русская Церковь, ранее возглавлявшаяся митрополитами. Латинские патриархаты

http://azbyka.ru/patriarxat

чался прежний греческий митрополит Скопии Мефодий, на столбцах газет то и дело встречалось имя этого города. Город Скопия, расположенный по обоим берегам реки Вардара в Северной Македонии, насчитывающий ныне до 33 тысяч разноплеменных жителей, служащий резиденцией греческих и болгарских митрополитов, окружного (косовского) начальника и военного паши, славящийся своим прекрасным местоположением, окрестностями, торговым и военным значением, имеет за собой весьма давнее и любопытное прошедшее. Город этот известен был ещё в глубочайшей древности. Он был главным городом области Дардании, населённой иллирским племенем. Римляне покорили Дарданию вслед за Македонией и получали отсюда отличных солдат. Император Клавдий был родом дарданец. При Константине Великом Скопия была резиденцией римского префекта, управлявшего дарданской областью. Во время великого переселения народов область эта была опустошена, город Скопия разрушен. Юстиниан Великий , сам уроженец этой области, возобновил Скопию, украсил её отличными зданиями и чудными водопроводами. В IX-м веке Скопия вместе со всей областью вошла в состав болгарского государства и оставалась под властью болгар и частью греков до 1281 г., когда перешла во власть сербского короля Стефана Уроша II Милутина. С этих пор Скопия стала тесно связана с именем сербского народа. Наибольшее значение приобрёл этот город при Стефане Душане. Здесь этот сербский „краль“ провозглашён был царём, а сербский автокефальный архиепископ – патриархом. Здесь издан знаменитый законник Душанов. В царствование Стефана Душана в городе этом и окрестностях возобновлено и вновь построено много церквей и монастырей, в том числе и скопинская церковь Св. Спаса. После косовской битвы 1389 г. турки овладели Скопией и поселили в ней массу колонистов из Азии... И так, история даёт права на этот город и болгарам и сербам. Сколько ныне в Скопии и в епархии скопийской болгар и сербов, трудно с точностью определить: если верить болгарам, то большинство православного населения составляют именно болгары, а по словам сербских патриотов преобладающей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

44 Из сербских государей Стефан Неманя, первовенчанный Стефан, Владислав, Урош, Драгутин, Мплутпп, Урош и Дечанский назывались королями, а Душан и Урош– царями. Столицею их были города: Десница, около южной Дрины, потом в 2 половине XI в. Скутари, в ХП– ХШ веке Раса (близ нынешнего Пазара), при Дечанском и Душане две столицы: Призрен и Скопия; при Стефане Лазаревиче– Белград, при Бранковиче – Смедерево (на Дунае). – Голуб, стр. 443– 444 46 Гойку он поручил управление Дакиею и Македонией, а Углеше– Яниною и другими областями, завоеванными от Византии. Углеша носил титул: «Благоверный Кесарь Господарь Серблем и Подунавию и всех западных стран». 48 По словам Муравьева, Милица была дочь Юга-Богдана Житие свят. слав, и иверск. июнь, стр. 206. 49 В каких размерах Сербия была при Лазаре, см. у Голуб, стр. 440. – Лазарь титуловался так: «Во Христа Бога благоверный, самодержавный господин Серблем и Подунавию Стефан князь Лазарь», или так: «Князь самодержец всей сербской земли». Ист. серб. яз. Майкова, стр. 267. 50 Коссово поле, между Македонией и Босною, имеющее около 80 верст длины, и 30 в. ширины, пропитано кровью человеческою. Тут лилась кровь в 1073 г., когда оно принадлежало еще болгарам, и когда Сербы сражались здесь с греками и союзниками их, болгарами; лилась в 1170 г., когда Неманя должен был отстаивать самодержавие против братьев своих, и помогавших им греков и франков; лилась в 1389 г., когда сербское государство должно было потерять свою независимость, лилась в 1403 г., когда сербы хотели было возвратить свою независимость, лилась в 1448 г., когда герой Гуниад три дня бился с турками, и проиграл сражение, лилась в 1689 г. во время сражения австрийцев с турками, лилась в 1831 г., когда турки разбили босняков, восставших против янычар. Собр. соч. Гильферд. 231 –233. 52 Милица, по словам других Ангелина, в старости постриглась в монашество с именем Евгении в монастыре Люботинии. ею основанном: здесь она и скончалась 11 ноября 1405 г. – Филар. архиеп. жит. св. июль, стр. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

—603— Благодаря лишь Афону сербская церковь могла устоять под напором католичества в XIII и XIV вв., и мусульманства в период четырех-векового господства последнего. Но можно думать, что Афон был не только светом, но и солью для нравственной жизни сербов, хотя у нас, собственно, слишком мало материалов для надлежащего освещения деятельности Афона для сербов в этом направлении. Главным фактором в данной области является, конечно, иерархия и монашество. Если живой пример их высоконравственный жизни не проходит бесследно для членов уже сложившегося церковного общества, то тем более он должен сыграть значительную роль в новоформирующемся – каковым и была Сербия. Но все известия об этом существенном орудии для нравственной жизни ограничиваются, главным образом, внешнею его стороною. Они говорят лишь о строении монастырей в Сербии, о фактах насаждения иерархии и монашества, но – крайне скупо о результатах влияния этих последних на рост народной жизни. За внешностью этой организации весьма слабо пробивается живой дух её. Но тем не менее, разбираясь и в этих небогатых данных, мы всё же находим основание думать, что влияние Афона было и тут значительным. Прежде всего за это ручается самый факт заимствования первой сербской иерархии и монашества с так всеми уважаемого за нравственный облик Афона. И можем быть уверенными, что и та и другое оказались на высоте своей задачи, так как это прежнее уважение к нравственной жизни Афонского монашества не только не было потеряно потом, в дальнейшей истории, но оно еще более окрепло. Так, в хрисовуле 1348 года Стефана Душана на имя Призренского монастыря – его задужбины – говорится, что, если при избрании игумена не найдется подходящего лица из братий самого монастыря, то вызвать такового из Хиландаря. 3150 Припомним, затем, факты построения в Сербии новых церквей и монастырей, и щедрых, в их пользу, пожертвований в виде земель, сел и т. п., как со стороны —604— королей, так и властелей. Такие дарственные грамоты особенно учащаются при Милутине, Стефане Дечанском, Душане. Это всё говорит, конечно, о расположенности сербских правителей к православной церкви и духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Типик Палестинския Лавры Св. Саввы Освященнаго, на пергамент в 4-ую д. листа, рукопись ХІУ века, писана при Царе Стефане Душане, след., между 1347 и 1356 годами. В конце Месяцеслове, в котором значится: «Ноября .аі. (11-е). Паметь благовернаго Кнеза Стефана Владислава и хтитора дому Господа Бога и Спаса нашего, Исуса Христа, иже есть Милешева. В ти же день паметь Св. и благовернаго Крала Стефана Уроша и хтитора дому Господа Бога и Спаса нашего, Ис. Хр., иже глаголет се Дечани.» Февраля . ді. (14): «Пр. Отца нашего Курила Филосопа.» Тропарь ему: «Тврдым умом и богодхновенным учением просвещае мира, обтече яко млнию вселенную, Куриле Свете, разсевае пресветло Божие слово на Западе, и Севере, и Юзе, мира просвещае учением, Свете.» 6. Сборник, озаглавленный неправильно: «Синаксарион» 101), в большую 4-ую долю примечательны: «Евфимиа Патриарха Трновскаго (слово) похвальное Святым великыим и равноапостольным Царем, Константину и Елене». В конце этого слово сказано: Благочестивейший Цару, Иоанне Шишмане, любымый дар, иже нас на се понудивый слово. Сие ти многожелательное сокровище, не бо лжним баснем последовавьшии сие составихом слово, не от истинныих и нелжныих сведетелей, нельстнаа избрахом разумениа, ихже люботроудей се обрящешь в Божественныих писаниих. Буди же и тебе подражателю быти благочестивеишему Константину и с ним вечныих насладити се благв…» С таким благожеланием обращался к последнему Болгарскому Царю, если не последний по числу, то последний из известных и самый замечательнейший из всех бывших Терновских Патриярхов, Архипастырь Болгарской Церкви, учитель и сородич нашего Всероссийскаго Митрополита Кипряна (по свидетельству знавшаго лично обоих, Южно-Русскаго Митрополита Григория Самблака, написавшаго им обоим Похвальныя Слова). Давно пора бы кому либо из Болгарских родолюбцев извлечь из забвения, разбросанныя в разных местах, сочинения блаженнаго Евфимия. Конечно, это было бы давно исполнено, если бы у Болгар было поболее таких трудолюбцевь, как почтенный о. Неофит Рыльский, и побольше свободнаго времени для таких просвещенных мужей, как нынешний Игумен Зографский.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

При этом в качестве кафедры митрополита был утвержден г. Владимир с сохранением за Киевом статуса «первого митрополичьего престола». Осенью того же года, уступая просьбе вел. кн. Ольгерда , Патриархия КПЦ согласилась на учреждение особой Литовской митрополии с центром в Новогрудке, митрополитом к-рой был поставлен Роман . Между тем патриарх Каллист не признал своего низложения и прибыл ко двору Иоанна V. В нояб. 1354 г. наемные отряды Палеолога при поддержке населения столицы заняли К-поль. Иоанн VI Кантакузин отрекся от престола; Филофей Коккин был низложен и на Патриаршество вернулся свт. Каллист. В 1359 г. по просьбе господаря Валахии Николае Александру Басараба, вассала католич. Венгрии, была образована Унгро-Влахийская митрополия с центром в Арджеше; богослужение в новой епархии велось на церковнославянском языке. Литовская митрополия была упразднена в 1361/62 г.; тем самым было восстановлено единство Русской митрополии, офиц. центрами которой считались Киев и Владимир. Патриарх Каллист прилагал большие усилия к укреплению нравственности и церковной дисциплины, а также был вовлечен в сложные политические процессы, вызванные соперничеством правосл. балканских держав. Еще в 1353 г. он наложил отлучение на серб. кор. Стефана IV Душана и серб. клириков за самовольное поставление архиеп. св. Иоанникия II патриархом Печским. Отношения с Тырновским Патриархатом в Болгарии также были напряженными до 1361/62 г., когда болгары восстановили литургическое поминание К-польского патриарха. Патриарх Каллист умер в Серрах во время посольства в Сербию к вдове и сыновьям Душана, с которыми он намеревался обсудить планы совместной борьбы против тур. экспансии. В 1364 г. патриархом вновь стал Филофей Коккин. При нем Церкви пришлось противодействовать планам визант. правительства по размещению на церковных землях служилого сословия (т. н. стратиотов). В 1370 г. из Унгро-Влахийской епархии была выделена Северинская митрополия (на северо-западе Валахии). В юрисдикцию К-поля были возвращены епархии, отторгнутые при Стефане Душане: Меленик, Филиппы, Христуполь, Серры, Драма, Веррия, Ларисса, Навпакт, Янина. В 1368 г. был канонизирован свт. Григорий Палама. В мае 1371 г. ради укрепления Православия в захваченной поляками Галиции и соседней Молдавии была учреждена Галицкая митрополия во главе с митр. Антонием (см. Галицкая епархия ). В 1375 г. ввиду непримиримых противоречий между Московским и Литовским великими княжествами патриарх Филофей согласился на «временное» разделение Русской митрополии: кандидат Литвы свт. Киприан был поставлен на епархию «Малой России» с титулом «Киевский и Литовский». В том же 1375 г., после ходатайства делегации афонских монахов во главе со старцем Исаией Серрским, состоялось примирение КПЦ с Сербской Церковью: прибывшие в Сербию греч. монахи Матфей и Моисей от имени патриарха Филофея сняли анафемы со Стефана Душана на его могиле в Призрене и сослужили в Пече серб. патриарху Савве IV .

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Усиление православных славянских государств на Балканах в XII–XIII веках. На фоне ослабления Византии происходит усиление православных славянских народов, населявших Балканы. В 1185–1187 гг. в результате антивизантийского восстания, возглавленного братьями Петром и Асеном, было провозглашено Второе Болгарское царство (1185–1396 гг.). В 1235 г. болгарский царь Иван Асен II заключил союз с византийским императором Иоанном Дукой против крестоносцев. В результате этого был возрожден Болгарский (Тырновский) Патриархат, просуществовавший до 1393 года. В 1217 г. Сербия , бывшая до того княжеством, была провозглашена королевством, а в 1219 г. брат первого сербского короля Стефана Первовенчанного святой Савва (ум. 1237) был поставлен Константинопольским (Никейским) Патриархом Мануилом в архиепископы Сербские. При этом Сербская Церковь обрела автокефалию (самостоятельность). Особого могущества Сербское государство достигло при короле Стефане Душане , расширившем свои владения от Дуная до Эгейского моря. При нем на соборе в Скопье в 1346 г. архиепископ Иоанникий II стал титуловаться Патриархом. Резиденцией Сербских Патриархов стал монастырь в городе Печ . В это время Византии приходилось считаться с окрепшими православными славянскими государствами на Балканах, так как она видела в них естественных союзников против надвигавшихся на нее турок. Попытки церковной унии (союза). Однако, несмотря на союз с православными славянскими государствами на Балканах, византийские императоры все же больше надеялись на помощь с Запада. В свою очередь Рим, сохранявший сильное влияние на политику западноевропейских государств, требовал от греков церковной унии (союза) с собой, что предполагало признание с их стороны главенства Римского Папы и вероизложения, принятого Западной Церковью. Среди греческого епископата находились сторонники такого союза, но они не были поддержаны большинством духовенства и народа. Первая попытка такой унии была предпринята в 1274 г. на Соборе в Лионе , но она так и не привела к восстановлению церковного единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

царем Михаилом III Шишманом. В связи с гибелью Михаила III византийский имп. Андроник III Палеолог остался без своего главного союзника, и вскоре сербы вновь начали завоевывать земли М. При Стефане IV Душане (1331-1355) Сербия превратилась в самое мощное гос-во на Балканах; его основные усилия были направлены на завоевание М. После побед над болгарами Стефан в 1332 г. заключил союз с болг. царем Иоанном Александром , женившись на его сестре Елене. В 1-й поход сербы грабили поселения по долине Струмы. При помощи визант. предателя в 1334 г. они взяли Прилеп, Охрид и Костур. Визант. имп. Андроник III в том же году был вынужден заключить со Стефаном договор, признавший новые серб. приобретения, кроме Костура, возвращенного византийцам. Мирный период в отношениях продолжался до смерти имп. Андроника III в том же году. Получив известие о его кончине, Стефан Душан напал на окрестности Фессалоники, но без существенных результатов. В последующие годы, однако, в Византии вновь разгорелась междоусобная война между группировками знати, выступавшими за малолетнего имп. Иоанна V Палеолога и претендента на престол Иоанна Кантакузина . Последний обратился за помощью к Стефану Душану и летом 1342 г. в Приштине заключил с ним соглашение, предусматривавшее в т. ч. решение т. н. случая Хрельо в пользу серб. короля. Серб. болярин протосеваст Стефан Драговол Хрельо впервые появился в М. в 1327 г. как глава серб. отряда, поддерживавшего имп. Андроника II. Впоследствии Хрельо отверг власть Стефана Душана и подчинился Андронику III, к-рый его поставил великим доместиком и правителем земель между Вардаром и Мелником. Весной 1342 г. Хрельо принял сторону Иоанна Кантакузина и помог ему захватить Фессалонику, но позже отвернулся и от него, после чего получил титул кесаря от визант. имп. Анны Савойской, регентши при Иоанне V. В кон. лета 1342 г. Хрельо вновь признал власть серб. короля, и когда 27 дек. того же года он умер, вероятно насильственной смертью, его владения отошли к Сербии. Согласно Приштинскому договору, одной из главных целей Стефана Душана и Иоанна Кантакузина было завоевание Серр.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Но все мечты этих деспотов возвратиться в свое отечество для действительного им владения были совершенно напрасны. Стольным городом сербских великих князей или великих жупанов в древнейшее время, по свидетельству Константина Порфирогенита, был город  Δεστινκον (в другом месте Δοστινκα, De administer. Imper. Cap. 32, ed. Bonn. Pp. 156 нач. и 159 fin.), подлинное славянское название которого, по мнению Шафарика, должно быть Десница (Древн. II, 1, 429) я который, по его же мнению (ibid.), нужно полагать в северо-западной Сербии, где-нибудь в окрестностях нижней Дрины 275 . В продолжение второй половины XI века короли Михаил и Константин Бодин имели свою столицу или в городе Скадаре (Скутари), или вообще где-нибудь в области диоклейской. С первых годов XII до конца XIII или до начала XIV века, со времени отца и дядей Стефана Немани до половины правления его внука Милутина, столица сербского государства была в городе Расе, который находился близ нынешнего Нового Пазара 276 . Во вторую половину правления Милутина и в правление Дечанского и Душана были две столицы, именно – в завоеванных у греков городах Призрене и Скопии, из коих при Милутине и Дечанском главною была, кажется, первая, а при Душане наоборот вторая. Урош, сын Душана, оставался после отца в Скопии. Лазарь по летописям и по Раичу (кв. VIII, гл. III, § 5) имел пребывание в Призрене, а по народным преданиям – в том же Крушевце, в котором жил, будучи областным правителем или деспотом при Душане. Стефан, сын Лазаря, учредил новую столицу в приобретенном от венгров Белграде. Юрий Бранкович, после возвращения Белграда венграм, также новую в построенном им самим Смедереве (или Семендрии, на Дунае). Кроме указанных столиц в собственном смысле, у позднейших сербских государей, начиная с Милутина, настроены были «царские дворы», т. е. дворцы или замки во многих других городах и местах государства. I. Христианство в Сербии от первого крещения народа до учреждения особой сербской архиепископии. 640–1219 Более чем вероятно, что на этот первый раз сербам не дано было папой ни одного особого или своего епископа, а что они были поручены ведению ближайших епископов не сербских.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010