Й. опубликовал большое число средневек. серб. лит. памятников, прежде всего апокрифов и житий, по рукописям, хранящимся в собрании Сербии и Черногории, а также Австрии, Афона, Болгарии и Румынии. Из памятников агиографии помимо сочинений патриарха Печского Паисия (Яневаца) и св. Саввы Сербского Й. издал «Похвальное и историческое слово» деспоту Стефану Штиляновичу (Похвално и повесно слово деспоту Стефану ucmopuja. Београд, 1978. Год. 10. Бр. 38. С. 335-377) и Житие прп. Петра Коришского ( Teoдocuje Хиландарац. Жumuje Петра Коришког//Там же. 1980. Год. 12. Бр. 48. С. 635-681). Им был подготовлен к изданию слав. текст сочинений св. серб. кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах; Стефан Првовенчани. Сабрана дела/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 1999), иером. Доментиана ( Дoмehmujah. Жumuje св. Саве/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 2001). Ряд публикаций Й. посвятил изданию и исследованию записей писцов и читателей на рукописях и старопечатных книгах XII-XVIII вв. са kojoм су студенички монаси путовали у Pycujy 1758/59 г.//Осам векова Студеница: Зб. радова. Београд, 1986. С. 241-245; Неки heoбjabлehu записи из старе збирке Народне библиотеке Cpбuje//АрхПр. 1996. Бр. 18. С. 219-227; В. као и проучаловац старих српских записа и натписа//АрхПр. 1997. Бр. 19. С. 323-382). Большое место в творчестве Й. занимает популяризация памятников средневек. серб. книжности и культурного наследия в целом. Им опубликованы переводы с церковнославянского на совр. серб. язык собрания сочинений патриарха Паисия ( Najcuje, nampujapx Сабрани списи. Београд 1993), ветхо- и новозаветных апокрифов (Апокрифи старозаветни: Према српским преписима. Београд, 2005; Апокрифи новозаветни. Београд, 2005), «Повести о Варлааме и Иосафе» (Варлаам и Joacaф. Београд, 2005), церковнослав. перевода укр. книжника иером. Самуила (Бакачича) книги о чудесах Пресв. Богородицы критского мон. Агапия Ланд(ос)а ( Aranuje Ландос Чуда Пресвете Богородице. Вршац, 2002 2), серб. описаний Св. Земли (Света у cpnckoj од XIII до kpaja XVIII в. Београд, 2007). Переводами на совр. сербский язык снабжены и многие подготовленные Й. публикации памятников на церковнославянский язык сербского извода. Й. составлены и опубликованы антология и хрестоматия древнесерб. лит-ры (Стара српска Избор из Noeзuja, похвале, апокрифи. Београд, 1997; Стара српска Xpecmoмamuja. Београд, 2000). В связи с 800-летием монастыря Хиландар (1998) Й. подготовил по архивным материалам издание перевода Д. Костича древнейших Житий св. Симеона Сербского ( Св. Сава, Стефан Првовенчани. Жumuje св. Симеона/Прев.: Д. Kparyjebaц, 1997) и 2 сочинений по истории серб. монашества на Афоне иером. Саввы Хиландарца со своими послесловиями ( Сава Хиландарац. Ucmopuja ман-ра Хиландара: Успомена на С. Калик. Београд, 1997; Он же. Типикарница св. Саве у Kapeju. Торонто, 2000).

http://pravenc.ru/text/1238009.html

На протяжении всей истории под сводами Белградского собора находились мощи: преподобной Параскевы-Петки Сербской, Св. царя Стефана Неманича Первовенчанного (Симона), Св. князя Лазаря Сербского, Св. князя Стефана Штиляновича, Св. Стефана Уроша V, Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Святыни были тайно перевезены поездом в Белград, и затем их перенесли в Белградский собор из-за попытки осквернить мощи святых фашистскими захватчиками – усташами в годы Второй мировой войны. В храме вдоль южной стороны находятся гробницы князя Милоша Обреновича (1780-1860) и его сына Михаила Обреновича (1823-1868). В соборе также похоронены митрополит Михаил (Йованович), митрополит Иннокентий (Павлович), Патриарх Гавриил V (Дожич), Патриарх Викентий II (Проданов), Вук Стефанович Караджич и Досифей Обрадович. Ризница Кафедрального собора Архангела Михаила в том виде, в котором она сохранилась до сегодняшних дней, по-своему отражает многовековое прошлое этого храма. Согласно источникам, ризница существует с XVII в. Наиболее исторически и художественно ценными образцами из ризницы собора являются: крест Кира-Вениамина, хартофилакса (1675); крест Кира-Николая и Зои (1793 г.); потир и дискос, изготовленные в России (1836 г.); кадильницы XIX в., венцы венчальные (вклад князя Милана I Обреновича в день, когда 28 сентября 1875 года он венчался с принцессой Наталией Петровной в соборе); крест митрополита Михаила, изготовленный из позолоченного серебра в мастерской белградского ювелира Стефана Евтовича в 1879 г. (вклад митрополита Михаила в день 25-летия архиепископского служения 14 октября 1879 г.) и др. В ризнице также хранится большое количество печатных книг XVIII и XIX веков, в основном русского и греческого происхождения: Евангелие 1728 г. на греческом языке; Евангелия (1779 г., 1789 и 1857 гг.), напечатанные в Москве; собрание различных воскресных и праздничных проповедей, напечатанное в Вене в 1793 г.; Служебник 1836 г. Иконы, хранящиеся в ризнице собора, представляют собой иконографические произведения первой половины XIX века: иконы св. Иоанна Крестителя, Архангела Михаила, святых Трёх Иерархов, Пресвятой Богородицы с младенцем Христом, святителя Николая, Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, св. Саввы.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святого_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУЛЕВО Дулево [серб. жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Находится у с. Куляче, близ Будвы, на высоте 450 м над уровнем моря. По преданию, мон-рь был основан в сер. XIV в. в память о воинах царя Стефана Душана , умерших здесь от чумы. Был приходом (метохом) мон-ря Дечаны , послушники Д. после пострига часто переходили в этот мон-рь. 1-е письменное упоминание о Д. относится к 1677 г., когда в мон-ре состоялся собор представителей рода Паштровичей, покровителей обители, для избрания игумена. Здесь в сер. XVII в. принял постриг буд. Печский патриарх Арсений III (Черноевич) . После разрушения в 1694 г. мон-ря Тврдош часть его братии перебралась в Д., остальные поселились в мон-ре Савина , и до сер. XIX в. обители поддерживали отношения. В 1785 г., во время похода скадарского паши Махмуда Бушатли, Д. был сожжен турками, но уже на следующий год восстановлен при участии рус. послушника из соседнего мон-ря Прасквица Егора Строганова (впосл. был похоронен в Д.). Он же каменными плитами выложил тропу от Д. мимо Прасквицы к морю, к-рая стала кратчайшим путем в Цетине. Обитель кормила проходивших путников. Во время первой мировой войны австро-венг. военные ограбили Д. и увезли колокол. В годы второй мировой войны в стенах обители располагался штаб партизанского отряда «Стефан Штилянович». Д. перестал действовать в 1942 г., после смерти архим. Дионисия (Миковича), церковного писателя и историка. При землетрясении 1979 г. рухнул притвор церкви, но вскоре храм был полностью восстановлен. В нач. 90-х гг. ХХ в. игум. мон-ря Прасквица Борис (Кажинегра) возобновил Д., после 2002 г. обитель стала женской. Настоятельница - мон. Ангелина (Трифунович). Церковь в Д.- однонефное строение из тесаного камня (14,5×4,5 м), перекрытое готическим сводом над старой частью храма и полуциркулярным - над остальной. С зап. стороны примыкает удлиненная припрата с полукруглым в плане крыльцом, с вост.- полукруглая апсида. Над зап. фасадом поставлена звонница с колоколом, а на его стене расположена крестообразная розета, вписанная в профилированный прямоугольник, к-рая была выполнена, согласно надписи, в 1924 г. мастером Андреем Кулячей. Старая часть строения снаружи оштукатурена. С сев. и юж. сторон видны следы утраченных ныне пристроек. Пол церкви покрыт каменными плитами, под к-рыми находились могилы. Сохранились надгробия Егора Строганова и архим. Дионисия (Миковича). Амвон выложен красным и белым камнем в виде розетки.

http://pravenc.ru/text/180570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИСАВЕТА (Штилянович, † 1546), прп. (пам. 4 окт.), серб. кн. Главным источником сведений о Е. является краткое жизнеописание ее супруга, кн. св. (деспота) Стефана Штиляновича , составленное патриархом Печским Паисием (Яневацем) в 1632 г., после поклонения мощам св. князя в мон-ре Шишатовац. Время и место рождения Е. (в миру Елена) неизвестны. Повесть сообщает, что она была дочерью благочестивых и знатных родителей. Неизвестно, когда и где она вышла замуж за Стефана Штиляновича, представителя приморского рода Паштровичей. Она жила в резиденции в с. Морович и помогала мужу управлять землями в Среме и Славонии, к-рые он получил после смерти деспота Иоанна Бранковича (1502). По преданию, Е. участвовала в основании мон-ря Кувеждин (ок. 1520). В 1536 г., после захвата Славонии турками, вместе с мужем бежала за р. Драва в Шиклош. Именно по просьбе Е. деспот Стефан во время голода раздал княжеские запасы пшеницы сербам. Похоронив мужа (после 1540), из-за преследований со стороны турок она бежала на нем. земли, но, узнав, что мощи супруга обрели нетленными (ок. 1544), приехала для поклонения им в мон-рь Шишатовац. Испытав духовное потрясение, она решила принять монашеский постриг с именем Елисавета и 3 года прожила в одном из жен. мон-рей близ Шишатоваца, вероятно в Петковице, основание к-рой ей приписывает предание. Была похоронена в монастыре Шишатовац в припрате храма близ местоположения мощей супруга. 26 мая 1780 г. еп. Вршацкий Викентий (Попович) обернул мощи Е. в покрывало и вместе с мощами ее супруга положил в новый ковчег ( С. Збирка рукописа манастира Кувеждина, Шишатовца и Гргетега. Београд, 1951. С. 77). Совместное почитание супругов распространилось в областях Срем, Баранья и Славония. В повести патриарх Паисий именует Е. «блаженная», а в службе кн. св. Стефану, составленной в 1675 г. в мон-ре Хопово мон. Петронием по просьбе мон. Ефрема из мон-ря Шишатовац, Е. прославляется как «благоверная супружница», к-рая увидела славу своего супруга и ему поклонилась. Супругам посвящен храм в с. Каранац близ г. Осиек (Хорватия), построенный в 1991 г.

http://pravenc.ru/text/189823.html

В издательстве « Вольный Странник » вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из мало известных в русской традиции святых была святая Елена Штилянович. День памяти святой приходится на   4/17 октября . Елена Штилянович, или преподобная Елисавета, была супругой сербского князя Стефана Штиляновича. Она жила в ту пору, когда Сербия фактически утратила свою самостоятельность, и многие сербские князья становились вассалами могущественных иноверных правителей, управляя территориями, объединявшимися в так называемые деспотовины. Одним из таких правителей-деспотов и был святой князь Стефан Штилянович. О Елене сохранилось мало письменных свидетельств. Нет точных сведений о том, имела ли она со своим супругом Стефаном детей. Однако сербские историки и агиографы сообщают о некоем известном сербе Павле Штиляновиче, который защищал венгерскую границу от турок и которого император Максимилиан в сентябре 1573 года назвал «военным заповедником». Тем не менее доподлинно неизвестно, был ли Павел сыном или внуком Стефана и Елены или просто их близким родственником. Сведения о Елене можно найти в «Историческом слове святого и праведного Стефана Штиляновича», где о ней говорится как о благочестивой и добродетельной жене, которая склоняла своего мужа к богоугодным делам. После смерти князя Стефана княгиня Елена бежала от турок в германские земли. Услышав о том, что Бог чудесным образом прославил в лике святых ее супруга, она решила приехать и поклониться его мощам. При этом Елена была уже в преклонных летах: в каноне ее мужу говорится, что решилась она на этот путь, «тяжесть старости отвергнув и вознеся Богу благодарение». Так она приехала в монастырь Шишатовац, где покоились мощи ее супруга. Здесь она решила принять монашеский постриг с именем Елисавета.

http://pravoslavie.ru/134660.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Штилянович, князь - житие Святые сербские князья блаженный Стефан и преподобная Елена (Елисавета) Штиляновичи. Празднование 4 октября/17 октября. Святой князь (деспот) Стефан Штилянович происходил из рода Паштровичей, из черногорского Приморья. По просьбе своих родственников он покинул родные края и переселился на север сербских земель в Срем, где и стал сербским деспотом. Время и место рождения его супруги святой преподобной княгини Елены (Елисаветы в монашестве) неизвестны. Главным источником сведений о ней и ее муже является краткое жизнеописание князя Стефана, составленное патриархом Печским Паисием (Яневацем) в 1632 г., после поклонения мощам святого князя в монастыре Шишатовац. Повесть сообщает, что Елена была дочерью знатных и благочестивых родителей. Неизвестно также и когда она вышла замуж за Стефана Штиляновича. Известно, что супруги жили в резиденции в с. Морович; княгиня активно помогала мужу управлять землями в Среме и Славонии, которые он получил в наследство после смерти деспота Иоанна Бранковича (1502). По преданию, Елена также участвовала в основании монастыря Кувеждин (ок. 1520). Князь Стефан мужественно боролся против турок, которые стремились все больше распространить свое владычество на север и жестоко притесняли и грабили христианское население. В 1536 г. после захвата Славонии турками князь с княгиней вынуждены были бежать в Шиклош за р. Драва и обосноваться там. Супруги никогда не забывали о милостыне и молитве, благотворили неимущим и страждущим. Так, во время сильного голода по просьбе жены князь Стефан без сожаления раздал княжеские запасы пшеницы голодающим сербам. Пожив так честно и богоугодно, блаженный Стефан мирно преселился ко Господу (после 1540 г.) и был погребен своей супругой Еленой и всем православным народом на горе Бунтир. Похоронив мужа, из-за преследований со стороны турок, княгиня Елена вскоре бежала «на немецкие земли», но, узнав, что мощи блаженного Стефана обретены нетленными (произошло это около 1544 г.) вернулась и прибыла в монастырь Шишатовац для поклонения им.

http://pravicon.com/info-3653

Церковь апостола Фомы (Бечичи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь апостола Фомы — приходской храм митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви, расположен в поселке Бечичи, Черногории. Содержание История [ править править код ] Несмотря на то, что Бечичи – это прежде всего курортный поселок, предназначенный для пляжного отдыха, здесь можно встретить одну достопримечательность с многовековой историей. Недалеко от пляжа, на вершине небольшого холма, в тихом и живописном месте среди вековых сосен и густых кипарисов, возвышаясь над побережьем Адриатического моря и пляжем Бечичи, находится церковь в честь святого апостола Фомы. Исторические источники сообщают, что церковь в этом месте была построена в XVI веке. Изначальное здание и последующие сооружения не сохранились, а современная церковь была построена на фундаменте старой церкви в 1910 г. Она выполнена в характерном для данного региона архитектурном стиле. Раньше церковь носила имя Стефана Штильяновича , последнего Паштровского князя, сербского деспота и святого, который родился в непосредственной близости от этого места. Стефан Штилянович , будучи сербским князем (деспотом), прославился не только борьбой против турок, но и, как его жена Елена , христианским благочестием. Они распространяли и укрепляли православие в сербских землях, занимались благотворительностью, помогали в строительстве церквей и монастырей на территории современной Сербии, например, знаменитого Кувеждинского монастыря , который входит сейчас в список памятников культуры исключительного значения этой страны. На данный момент церковь является единственной местной достопримечательностью, имеющей такой возраст. На территории храма есть небольшая смотровая площадка, церковная лавка и освящённый источник с целебной ключевой водой. Рядом с храмом находится родовой склеп Давидовичей, о чем указывает надпись на склепе. Святыни [ править править код ] В церкви святого апостола Фомы хранится чтимая икона и частица мощей святого Стефана Штильяновича , которые в 2007 году были принесены из Белграда. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_апосто...

3. Св. Урош, царь Сербский . Сын царя Душана. Правил в трудное время распада сербского царства. Кроткий, набожный и добросердечный, он не хотел силой подчинять себе мятежных вельмож, среди которых самым необузданным был Вукашин. Терпимое отношение к нему стоило святому царю жизни. Мученически пострадал сей добрый Урош 2 декабря 1367 года, едва переступив через свое 30-летие. Люди убили его, но Бог прославил. Его чудотворные мощи почивали в монастыре Язак на Фрушкой Горе, откуда во время Второй войны (в 1942 году) были перенесены в Белград и положены рядом с телами святого князя Лазаря и святого деспота Стефана Штиляновича. В годы правления сего доброго царя был воздвигнут монастырь святого Наума на Охридском озере; построил его вельможа [царя] Уроша [по имени] Гргур. Как ветер, пронеслись дни Душанова царства, Разрушилось могучее Душана государство. Но Урош, сын его, державу духа сохранил, Насилья не творил и добродетели служил. Христа всем сердцем возлюбил он в бренном – И небо получил в сиянии нетленном. Ничто не исказило души его святыню: Он пал – но победил; был умерщвлен – но жив и ныне. Все сербские вельможи – крутые, своенравные – Не сделали того, что совершил сей Урош славный: Его святые мощи подают нам утешение. Сей праведник ведет народы ко спасению. Богатства этого суть пепел, пыль и прах, Кто жаждет их – не царствует в Божественных дворах; Но кто, борясь за правду, в Божьей истине стоял, Тот Царство невечернее, Небесное стяжал. Там царской обладает Урош властью и поныне. Народ свой заступает каждый раз в лихой године. В раю свои молитвы пред Господом возносит И милости сородичам своим у Бога просит. О благородный Урош, царь и праведник святой; Закон Христов исполнить в жизни помоги земной! 4. Преп. Афанасий, затворник Киево-Печерский . Сей святой муж после долгих подвигов умер. Братия омыла его тело, облекла пеленами и приготовила к погребению. Два для лежал он мертвым, но еще не погребенным и внезапно ожил. Когда монахи пришли, чтобы нести его на кладбище, то застали его сидящим и плачущим. После этого затворился он в келью и прожил еще 12 лет на одном хлебе и воде, ни с кем не перемолвившись словом. Упокоился в Господе в 1176 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Она ответила: – И я иду ко святым местам, а зовут меня Афанасий. – Пойдем вместе, – сказал Андроник. Афанасия отвечала: – Если желаешь идти вместе со мною, то «положи охрану устам твоим», чтобы нам идти в молчании. Так, в молчании, дошли они до Иерусалима, а затем Афанасия предложила супругу подвизаться вместе, все также в полном безмолвии. Андроник, по благословению своего старца, согласился на это и прожил с ней в одной келлии, в безмолвии, еще 12 лет, думая, что живет с мужем-иноком. Только после смерти Афанасии Андроник узнал из письма, оставленного ему женой, с кем именно он подвизался. Вскоре и Андроник предал свою душу Богу и, по указанию старца, был похоронен вместе с блаженной Афанасией. Во многих житиях, уже не настолько фантастично, но все же – идея брака как союза, в котором души соединяются навечно. Это отношения, которые не прекращаются даже смертью, отношения, построенные сразу – в вечность. Смерть для таких людей, кажется, подобна просто разлуке двух любящих и верных супругов. Это отношения, которые не прекращаются даже смертью, отношения, построенные сразу – в вечность Таких житий и правда много, я напомню только пример жизни сербского князя Стефана Штиляновича и его супруги княгини Елисаветы (XVI в.). Жили они в любви и согласии, жена поддерживала мужа в государственных и общественных делах. После смерти Стефана Елена вынуждена была бежать в немецкие земли из-за преследования со стороны турок. Но вскоре мощи святого Стефана были обретены нетленными – узнав об этом, Елена вернулась в родную Сербию, в монастырь Шишатовац, где стоял гроб с телом супруга. Вдова-княгиня с благоговением поклонилась святым мощам и решила принять монашество. В постриге она получила имя Елисавета. Через 3 года она сама отошла ко Господу и была похоронена в притворе того храма, где покоились мощи ее святого супруга.      Дети и родители – тоже вместе? Отношения между детьми и родителями – тема совершенно другая. Здесь нет и не может быть «соединения двух в одно». Не только теория христианского учения, но и многие жития святых показывают, что пути выросших детей могут и иногда даже должны – расходиться. Правда, единство и здесь бывает, и эта общность порой настолько слитна, что прорастает в вечность будто единым целым. Здесь, конечно, вспоминается наша родная Царская семья. Но такие истории бывали и в других житиях святых.

http://pravoslavie.ru/145443.html

Собор свт. Саввы на Врачаре. 30-е, 80-е гг. XX в. Собор свт. Саввы на Врачаре. 30-е, 80-е гг. XX в. После кончины блгв. Стефана в 1427 г. и перехода власти к его племяннику из династии Бранковичей Б. с Мачвой вновь возвратились во владение венгров. И хотя столица Сербского гос-ва была перенесена в Смедерево, Белградская митрополия продолжала оставаться средоточием серб. церковной жизни. В 1458 г. умер последний деспот, поставленный в К-поле, а в 1459 г. под ударами турок пало Сербское гос-во. В юж. областях Венгрии серб. население было столь многочисленным, что кор. Матьяш Хуньяди, признававший Сербскую Церковь в своем гос-ве, смог восстановить и серб. государственность, передав в 1471 г. управление ею Вуку из династии Бранковичей по прозванию Змей огненный. Через год после смерти последнего, в 1486 г., венг. король вызвал вдову св. блгв. Стефана Слепого блгв. Ангелину , чьи сыновья св. Иоанн Новый и Георгий получили титулы деспотов. Со смертью кор. Матьяша дарованные им права и льготы сербам, особенно в церковном отношении, стали предметом нареканий со стороны католиков и светских властей, однако деспот Георгий (принявший между 1497 и 1499 постриг с именем Максим ) твердо защищал право сербов исповедовать правосл. веру. После кончины в 1502 г. св. блгв. деспота Иоанна венг. король тщетно предлагал иером. Максиму принять управление серб. деспотовиной, однако он с матерью покинули Венгрию, и в 1505 г. в Валахии Максим был поставлен митрополитом Унгро-Влахийским. Вскоре они возвратились в Срем и основали при содействии рус. вел. кн. Василия Иоанновича и валашского воеводы Нягое Басараба мон-рь Крушедол , где нашли упокоение мощи династии Бранковичей. Свт. Максим провозгласил Крушедол престолом обновленной Сремской епархии, однако до его смерти в 1516 г. строительство мон-ря еще не было завершено, и, будучи с 1513 г. митрополитом Белградским и «во всей Сремской земле» (возможно, и во всей Венгрии), он имел резиденцию в Успенском мон-ре в Б. Следующими правителями Сремско-Белградской деспотовины стали св. блгв. Стефан Штилянович с супругой Еленой (в иночестве - Елисавета ).

http://pravenc.ru/text/77876.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010