После начала второй мировой войны выступил инициатором и одним из авторов «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории Независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей», к-рый был передан военному командованию Сербии. Участвовал в акциях помощи беженцам, заключенным лагерей. Особое внимание уделял спасению серб. святынь из мест военных действий. 13-14 апр. 1942 г. перенес мощи св. кн. Лазаря из мон-ря Врдник, св. царя Уроша (см. Стефан Урош V ) из мон-ря Язак и св. кн. Стефана Штиляновича из мон-ря Шишатовац в соборную церковь Белграда, чем спас их от уничтожения. По окончании войны по предложению Г. была создана комиссия из представителей церковных и гос. властей по регистрации и возвращению предметов церковного искусства, изъятых во время военных действий из серб. церквей и мон-рей на территории Независимого государства Хорватия и перенесенных в Загреб. В результате работы комиссии в апр. 1946 г. в Белград прибыли 11 вагонов с изъятыми в годы войны церковными предметами. Нек-рые из предметов были возвращены в церкви, где они находились до войны, часть предметов, в т. ч. собрание рукописей XV-XIX вв., была передана в Музей сербов в Хорватии (Загреб), к-рый в 1964 г. вошел в состав Исторического музея. Большинство возвращенных предметов было размещено в здании Патриархии. В кон. 1944 г. суд чести Белградского ун-та потребовал от Г. отчета о его деятельности во время нем. оккупации и 3 апр. 1945 г. принял решение об увольнении его из ун-та. В сент. 1945 г. Народный комитет 1-го района Белграда лишил Г. избирательного голоса, Гос. комиссия по расследованию преступлений оккупантов и их сообщников завела на Г. досье, в к-ром фигурировало 24 материала с общим обвинением в пособничестве «фашизации сербского народа, сотрудничестве с оккупантами в сфере культуры». В последние годы жизни Г. работал в музее СПЦ и Патриаршей б-ке, иногда сотрудничал с Сербской АН, Археологическим ин-том. 1 июня 1955 г. Сербский Патриарх Викентий (Проданов) в сослужении 10 епископов, 12 священников и 2 диаконов совершил отпевание Г. Первоначально он был похоронен на Новом кладбище в Белграде. 11 нояб. 1992 г. останки Г. и его супруги Милицы были перезахоронены в мон-ре Гргетег.

http://pravenc.ru/text/168207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕССАЛОМ [серб. Авесалом], митр. Белградский и Сремский Печского Патриархата (1631-1632). Впервые упоминается в связи с паломнической поездкой к мощам св. Стефана Штиляновича в Шишатовацкий Рождественский мон-рь 7 окт. 1631 г. в свите Патриарха Печского Паисия I (Яневца) Т. 3. 4986), после к-рой Патриарх Паисий I составил труд о св. Стефане, а также его имя фигурирует в Минее, переписанной в Хоповском мон-ре в 1632 г. иеродиак. Илией (Там же. Т. 1. 1234). Ист.: Записи. Т. 3. 4986, 4988; Т. 1. 1234. Лит.: Српски j ерарси. С. 7. Савва, еп. Шумадийский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62730.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОНГИН (Томич Любомир; 16/29.04.1893, с. Фелнак близ г. Арад (ныне Румыния) - 25.08.1977, монастырь Тавна, Босния и Герцеговина), еп. Зворникско-Тузланский Сербской Православной Церкви. В 1906 г. поступил в мон-рь Гргетег . 12 июля 1919 г. принял монашеский постриг, в том же году рукоположен во диакона и назначен экономом Карловацкой богословии. В 1920 г. стал экономом Патриаршего двора в Белграде. Окончил семинарию в Битоле и Богословский фак-т в Белграде. Был писарем при Сербском патриархе Димитрии (Павловиче ; † 1930), работал при Архиерейском синоде. В 1938 г. рукоположен во иерея, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мон-ря Врдник . Во время второй мировой войны участвовал в перенесении св. мощей кн. Лазаря, царя Уроша и прав. Стефана Штиляновича в Соборную церковь Белграда, благодаря этому святыни были спасены от уничтожения хорват. усташами. В 1945-1950 гг. восстановил мон-рь Врдник. В 1950-1951 гг. настоятель Беочина женского монастыря . 1 июля 1951 г. хиротонисан во епископа Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии . Добился возвращения Церкви мон-ря Завала . В 1955 г. переведен в Зворникско-Тузланскую епархию . Похоронен в мон-ре Тавна. Лит.: Српска православна enapxuja Зворничко-тузланска: Шематизам. Тузла, 1977. С. 92-102; Српски jepapcu. С. 288. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 1765, по др. данным, 1767 - 1862), еп. Далматинский

http://pravenc.ru/text/2110706.html

Икона Стефан Штилянович, князь - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Стефан Штилянович, князь - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Стефан Штилянович, князь Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-3253] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Стефан Штилянович, князь " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-3253-forum

Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х. Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х. Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в. Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в. Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в. Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в. Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в. Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в. Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в. Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в. Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в. Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в. Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в. Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в. Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в. Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в. Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в. Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв. Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в. Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский , XV в. Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в. Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв. Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в. Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Гимнографическое творчество продолжалось в Сербии и в последние годы существования державы и надолго пережило ее. В правление деспота Георгия Бранковича , в 1453 г., в Смедереве (в то время столица страны) были принесены из Родоса купленные там за 30 тыс. дукатов мощи ап. Луки, и в честь новой святыни вскоре была написана служба с 2 канонами, проникнутая тревожным предчувствием приближающегося конца (см.: (I) 1998). Практически в то же время в Девичском мон-ре, в зап. части Косова, создается последование основателю обители, пустынножителю прп. Иоанникию (О (II) 1970. С. 322-323). В кон. XV- сер. XVI в. в венг. владениях, населенных сербами, возник цикл служб, посвященных последним Бранковичам,- своеобразный отголосок и аналог «Лозы Неманичей» (Там же. С. 324-342, 353-354), и служба воеводе Стефану Штиляновичу, прославившемуся в войнах с турками (Там же. С. 345-348; (I) 1984/1985). На территории Печской Патриархии (восстановлена в 1557) во 2-й пол. XVI в. книжники начинают писать в непривычном для них ранее жанре акафиста. В акафисте св. Савве он прославляется как 1-й Сербский архиепископ, учреждавший епископские кафедры новой Церкви. Он уподобляется Христу, отсылающему апостолов на проповедь, и покровителю династии Неманичей, архидиак. первомч. Стефану. Акафист написан иконописцем Лонгином ок. 1596 г. в Дечанском мон-ре и сохранился в авторской рукописи (О (II) 1970. С. 342-344, 361-366). В XVI в. службы серб. святым начали издавать типографским способом, в Праздничную Минею («Сборник») Божидара Вуковича (1536-1538) были включены службы святым Симеону и Савве, написанные Феодосием, и Стефану Дечанскому (Григория Цамблака), а также серб. редакция службы прп. Параскеве (Петке) (книга переизд. диак. Кореси в 1580 в Себеше (Трансильвания), возможно, и в 1568 в Брашове). Завершает средневек. серб. Г. в XVII в. творчество патриарха Паисия I , к-рый обратился к святым, олицетворяющим начало серб. королевства и конец царства, написав службы мон. Симону (кор. Стефану Первовенчанному) и сыну Душана царю Урошу (О (II) 1970. С. 349-352; (I) 2001. С. 205-230, 251-278). XVIII век отмечен своеобразной кодификацией древней серб. Г. на церковнослав. языке рус. извода, в частности изданиями «Правила молебныя святых сербских просветителей» («Сербляк») в 1761 г. в Рымнике и в 1765 г. в Венеции и общего канона святым Симеону и Савве на 8 гласов в 1776 г. в Венеции (Каноны на осмь гласов. [Венеция], 1776. С. 5-97, 109-110). Греческая Г. XI-XVIII вв. в Охридской архиепископии, посвященная славянским святым

http://pravenc.ru/text/165013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУВЕЖДИН мон-рь во имя свт. Саввы Сербского и прп. Симеона Мироточивого Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на Фрушка-Горе близ с. Дивош (Сербия). Согласно преданию, К. был основан ок. 1520 г. кн. св. Стефаном Штиляновичем , как мужской и построен мастерами Йованом и Гаспаром из Приморья. Первое письменное упоминание относится к 1566/67 г. В скриптории монастыря в 1569 г., при игум. Стефане, была переписана минея на июнь, в 1575 г. писец Василий переписал Стишной пролог на июнь-авг., а в 1593 г. иером. Моисей - Житие свт. Иоанна Златоуста ( Т. Српско рукописно од 1557 г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 146-147). В 1803 г. была возведена 3-ярусная барочная колокольня, в 1810 г.- 4 жилых корпуса, к-рые образуют квадрат, в 1815-1816 гг. на фундаменте старой церкви была возведена новая. В 1853 г. Павел Симич расписал храм (посвятив неск. композиций св. покровителям обители), в 1856 г. выполнил иконостас (предыдущий иконостас работы Янко Халкозовича, 1772, перенесли в храм в с. Опатовац). В ризнице К. хранились ценные предметы (в т. ч. серебряный потир с позолотой 1559 г., гравюра с видом мон-ря Захарии Орфелина 1772), большинство из них сейчас находятся в различных музеях. В 1923 г. К. был преобразован в женский и вскоре стал самым многочисленным женским мон-рем в Сербии: перед началом второй мировой войны в обители проживало ок. 50 насельниц, в т. ч. монахини русского происхождения. В 1938 г. подворье К. открылось во Введенском мон-ре в Белграде. После начала войны, в сент. 1941 г., 32 насельницы К. были заключены в концлагерь Цапраг близ г. Сисак, через месяц выпущены. Ризницу мон-ря вывезли в Загреб, здания в 1944 г. взорвали. После войны при проведении аграрной реформы (1946) у К. конфисковали 22 га земли. При уцелевшей часовне поселились 2 монахини и послушница, в 1969 г. жили 3 монахини. В 1973-1975 гг. храм и южный жилой корпус были частично восстановлены. В 1990 г. К. был объявлен памятником культуры: в 2004 г. завершилось восстановление колокольни, в 2012 г.- всего храма, ворот и жилого корпуса. Лит.: С. Српски жен. ман-р Кувеждин. Сремски Карлови, 1930; Д. К. Ucmopuja Сремске enapxuje. Сремски Карловци, 1970. С. 83-84, 96, 97; М. Павле у ман-ру Кувеждину//ЗЛУ. 1979. 15. С. 229-262; О., П. Фрушкогорски ман-ри. Нови Сад, 1990 4. С. 126-131; Б., Н. Манастири Фрушке горе. Нови Сад, 1994. С. 101-109. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462173.html

Василия Великого «О Тебе радуется». В нише жертвенника представлена редкая композиция «Хлеб жизненный». В центре купола - Господь Вседержитель, вокруг Него - Собор бесплотных сил, между окнами барабана - «Небесная литургия», пророки и фриз с полуфигурами ветхозаветных праведников; ниже - цикл страстей Христовых. В сев. и в юж. певницах изображены евангельские события, мученики и серб. святые: Иоанн Владимир, кор. Милутин (Стефан Урош II), Стефан Урош III Дечанский и Стефан Штилянович. В медальонах на подпружных арках - 40 севастийских мучеников; на стенах храма - святые в рост, композиция «Сотворение мира», а также чудеса и притчи Христовы, к-рые продолжаются в нартексе. На своде нартекса - «Коронование Богородицы», в нижнем ярусе - мученицы, арх. Михаил и Ангел Хранитель. В иконографии и стиле росписи сочетаются традиц. правосл. искусство с т. н. левантийским барокко, сложившимся на юге Балкан ок. 1700 г. Иконы в невысоком иконостасе, вероятно, написаны укр. («русскими») иконописцами Иовом Василиевичем и Василием Романовичем в 1745-1748 гг. В храме, на аналое, слева от царских врат, находится чудотворная Боджянская икона Божией Матери Одигитрии (2-я пол. XVII в.). Сохранилось документальное свидетельство о том, что она была вложена в мон-рь в период с 1733 по 1738 г. Оклад на икону пожертвован Стойко из Варадина и его отцом Гавриилом. Во 2-й пол. XVIII в. возникла похвальная «Песнь Богородице», где икона прославляется как защитница Бачской епархии (первая публикация в сб. Дамиана Каулиция «Песни различныя на господския праздники», 1790). В 1758 г. Захарией Орфелиным было сделано гравюрное изображение с иконы. Известны неск. списков, заказанных приходскими церквами Бачской епархии. С сер. 90-х гг. XX в. мон-рь был жен.; затем переформирован в муж. и с нояб. 2002 г. приписан к мон-рю в Ковеле. К нач. 2003 г. в мон-ре подвизались 2 послушника. Лит.: Л., И. Манастир Београд, 1952; Р. Старозаветне теме у манастиру сликарства и уметности Матице Српске. 1965. 1. С. 225-232; она же. и Бuблuja Пискатора//Зб. Филозофског фак-та. 1967. Т. 9. 1. С. 279-294; она же. и Бuблuja j. У. Крауса//Зб. сликарства и уметности Матице Српске. 1970. 6. С. 71-84; она же. Црква Богородице манастира (Ukohorpaфuja женске цркве - припрате)//Там же. 1985. 21. С. 206-220; Д. Српски сликари. Нови Сад, 1968. С. 9-15; он же. Српска уметност у XVIII в. Београд, 1980. С. 16-24; П. Доба барока. Београд, 1971. С. 77-95; П. Манастир 1980; Б. - цртежи фресака. Нови Сад, 1988; О. Уметност у Бaчkoj у XVIII и npboj пол. XIX в.: Архитектура. Нови Сад, 1988. С. 25-30. В. И. Косик, М. Тимотиевич, Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/149633.html

Изображение иконы Стефан Штилянович, князь #22990 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Стефан Штилянович, князь #22990 Эта страничка относится к разделу   Стефан Штилянович, князь Скачать или распечатать изображение 22990.jpg 1745x2220, 3.87 MPix, 1685 Kb. 14.8x18.8cm @ 300DPI (22.2x28.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (122) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2014-01-03) Происхождение изображения: Загружено 2014-01-03 участником [ apolinarije ]. Описание: Святые сербские князья блаженный Стефан и преподобная Елена (Елисавета) Штиляновичи Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Стефан Штилянович, князь " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-22990

Добавление нового изображения (Стефан Штилянович, князь) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Добавление нового изображения. Внимание! Изображения добавляются на сайт только после проверки. Чтобы Ваше изображение не было удалено, убедитесь, пожалуйста, что: После загрузки Ваше изображение попадает в очередь на модерацию . Обычно в течение суток изображение проверяется и публикуется на сайте, либо удаляется, если не соответствует вышеупомянутым требованиям. Икона Стефан Штилянович, князь Загружается анонимно. Хотите войти в систему ? Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/uploadimageurl.html?...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010