Два этих аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, архидиакона Стефана. Стефан, предстоя осудившему его синедриону, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян. 7.55–56 ); таким образом, он свидетельствует о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само же мученичество напоминает Страсти Христовы. Когда Стефана побивали каменьями, он «воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» ( Деян. 7.60 ). Слова прощения реализуют тот образец, который дал Христос при распятии, сказав: «Отче прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23.34 ). Таким образом, в своем мученичестве Стефан следует путем Христа, к которому должен быть готов каждый христианин, свидетельствующий о своей вере и истине: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2.21 ). В ранний период Церкви Христовой именно мученичество более всего способствовало распространению Евангелия, и в этом плане оно также выступает как продолжение апостольского служения. Первое рассеяние Церкви, благодаря которому благовестие вышло за пределы Иерусалима, соотнесено с мученичеством св. Стефана ( Деян. 8.4 и дал.), этим мученичеством было подготовлено и обращение апостола Павла ( Деян. 22.20 ). Одиннадцать из двенадцати апостолов (кроме ап. Иоанна Богослова) закончили жизнь мученическим подвигом. И в дальнейшем, вплоть до Миланского эдикта 313 г., мученичество как сильнейшее свидетельство веры было одной из основ распространения христианства. «Никакая изысканная жестокость ваша не приносит вам успеха – она скорее располагает в нашу пользу. Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь мучеников есть семя христианства» ( Тертуллиан ). Задача апостольского служения мучеников – пробудить уснувшую и изжившуюся совесть окружавшего христиан язычества, заставить людей серьезнее взглянуть на свои религиозные обязанности, своим личным примером высокого самоотвержения показать окружающему их миру факт того, что религия есть дело самое важное, и в известных случаях приходится лучше пожертвовать самой жизнью, чем сберечь ее. Мученики, не прибегая ни к каким аргументам, предлагали свою кровь вместо доказательства той истины, в которой они были убеждены, которая для них, «свидетелей», имела очевидность факта. Выведывать истину под пытками (выпытывать ее) – было традиционным явлением для древнего судопроизводства, и мученики удостоверяли, засвидетельствовали неложность факта Воскресения, сопричастниками которого становились по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

За проповедь о Спасителе иудеи вывели его за город и стали побивать камнями. Он же молился, говоря: " Господи Иисусе! приими дух мой " , и затем со словами: " Господи! не вмени им греха сего " , умер. Убиением св. Стефана и многих других верующих иудеи не могли ослабить веру Христову; наоборот, этим они еще больше, способствовали ее распространению. Христиане, пребывавшие в Иерусалиме, от этих гонений рассеялись по иудее, Самарии и другим странам, и везде, куда они приходили, проповедовали о Господе Спасителе и Его учении. Никакая сила в мире не могла остановить победного шествия христианства потому, что вера Христова есть истинная вера, учение Христово есть Божественное учение, жизнь по вере и учению Христову есть святая жизнь - Царство Божие. Верующих укреплял Отец Небесный, с ними был Спаситель, их утешал Дух Святый, Утешитель. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в кн. Деянии Апостолов, гл. 6; гл. 7; гл. 8, 1-2, 4. Обращение Савла Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Он, не довольствуясь преследованиями христиан в иудейской земле, испросил у первосвященника позволения идти в сирийский город Дамаск разыскивать там христиан и, связав, их, приводить в Иерусалим на суд и мучения. Когда же Савл шел в Дамаск и приближался к городу, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: " Савл, Савл, что ты гонишь Меня? " Савл опросил: " Кто Ты, Господи? " Господь сказал: " Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна " . Савл в трепете и ужасе сказал: " Господи! что повелишь мне делать? " И Господь сказал ему: " встань и иди в город, куда шел; там тебе будет сказано, что нужно делать " . Люди же, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Когда Савл поднялся с земли, глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Тогда спутники его взяли его за руку и привели в Дамаск. Там он три дня провел в молитве и ничего не ел и не пил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Здесь представлены были ложные свидетели, которые показали о нем следующее: Этот человек непрестанно говорит хульные слова на святое место сие (т. е. храм) и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. Но что же произошло со Святым Стефаном в это время на суде? Уничижаемый от людей, он удостаивается видимой славы от Бога. Члены синедриона, замечает святой писатель Деяний Апостольских, смотря на него, видели в лице его лице Ангельское, т. е. лице его сияло светлостью божественной благодати, подобно как было с Моисеем, когда он сошел с горы Синая после видения Господа ( Деян. 6 ). Кажется, этого одного достаточно было бы для заграждения уст врагам святого; но ожесточение ужасно, оно осудило Святейшего из Святых – Христа, оно готово судить и осуждать и самих ангелов Господних. И Стефана, как обыкновенного подсудимого, начинают допрашивать. Подлинно ли это так, что говорят против тебя? спросил его первосвященник ( Деян. 7 ). Невинный, но ищущий оправдания себя, защищал бы себя в таком случае просто, ссылаясь только на свои слова и поступки. Но ангелоподобная душа Святого Стефана в оправдании себя пред людьми искала оправдания и своим гонителям пред Богом. Речь, в которой защищает себя невинный проповедник, вся направлена к тому, чтобы вразумить противников и обратить их на путь истины, для собственного их спасения ( Деян. 7 ). Содержание её – история Евреев от Авраама до Соломона. Вот текст всей речи Святого Стефана: «Братие и отцы! Послушайте! Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и оставь родство твое и дом отца твоего, и поди в землю, которую Я тебе покажу. Тогда он вышел из земли Халдейской и начал жить в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней в наследство ниже столько места, чтобы поставить ногу, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще он был бездетен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

И апостол Павел приводит в пример людей, живущих по любви, и пример любви, какую нужно оказывать людям из благодарности к их труду — помощи истинным христианам (может быть, апостолам или другим учителям и служителям Церкви). «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым ), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся» (ст. 15–16). Просьба апостола Павла в переводе епископа Кассиана звучит так: «Прошу, чтобы и вы подчинялись таковым и каждому соработнику и труженику».Дом Стефана — это семья Стефана, которая была настолько примерной, настолько богоугодной, что апостол Павел призывает и всех коринфян ей подчиняться. В каком смысле подчиняться? Эти люди не занимали, может быть, никакой иерархической должности, но следовало им подчиняться, как и всякому, кто таким образом служит Богу в Церкви, потому что они достойны того, чтобы им подражали и помогали — подчинялись бы в том смысле, что вместе с ними совершали добрые дела. Любовь апостола Павла проявляется и в словах «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше» (ст. 17). Видимо, он нуждался в какой-то помощи, содержании, может быть, и в моральной поддержке. А может быть, недостаток был восполнен в том смысле, что, испытывая отеческую любовь ко всем коринфянам, апостол Павел несколько утешился тем, что его навестили хотя бы немногие из них. Еще один пример любви мы находим в следующем стихе: «Ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых» (ст. 18).Действительно, когда человек испытывает любовь, его дух может успокоить только то, что чувство любви будет хотя бы несколько удовлетворено. Это и испытал апостол Павел. Здесь имеется в виду и то, что коринфяне, испытывавшие сыновнюю любовь к апостолу Павлу, также не могли обрести мира, пока не послали некоторых представителей к нему. С одной стороны, они рассказали ему обо всем, что происходило в Коринфе, и задали некоторые вопросы, с другой — получили наставление в виде послания. Таким образом, успокоился и дух коринфян, хотя в послании апостол Павел и обличает их. Однако он делает это исключительно из любви, а не из желания досадить или отомстить коринфянам за их плохое поведение или, как говорит светское юридическое право, совершить возмездие тому, кто сотворил преступление. Для того наказывают духовных чад или обличением, или епитимиями, чтобы исправить их, чтобы сделать их достойными любви Божией и вернуть к деятельной христианской любви.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

К одной из упоминаемых здесь синагог, вероятно, принадлежал до обращения своего ко Христу и один из семи диаконов – Стефан. Поэтому также, вероятно, он имел много знакомых между иноземными иудеями. Когда Стефан, ходя по городу для отправления своей обязанности служения бедным христианам, в то же время в народе совершал великие чудеса и знамения, то он обратил на себя всеобщее внимание, и особенно своих знакомых, принадлежавших к иноземным синагогам. Последние не могли простить уже самого отступничества прежде единомысленного с ними собрата. Но их возбуждение против него еще более усилилось чрез то, что они, вступая со Стефаном при всяком удобном случае в публичные состязания о предметах веры, всегда терпели поражение и посрамление – просвещаемый Духом Божиим, Стефан всегда говорил неотразимо убедительно. Это решительно вооружило против него его собратий, и они решились погубить Стефана. 11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. 12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. 13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. 14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. 15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела. 11–15. Но мы уже знаем из истории апостолов, как от подобных злоумышлений против проповедников Христа спасал последних народ (4, 21; 5, 26). Уже примерно святая жизнь христиан невольно внушала к ним уважение и расположение сторонних (2, 47; 5, 13), но еще более благодетельные чудотворения апостолов привлекали к ним народ. Поэтому, чтобы погубить Стефана, его врагам нужно было наперед вооружить против него народ. Нетрудно было сделать это с легковерною толпой. Нужно было так или иначе возбудить религиозный фанатизм толпы, сделать лишь намек, что ее благодетель-чудотворец иначе проповедует, нежели как она веровала до сих пор: и толпа забывала все его благодеяния и вооружалась против него непримиримою злобой. Это очень хорошо знали враги Стефана. И вот они научили некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога (ст. И). Народ поверил, и Стефан был схвачен как злодей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

К этой характеристике Стефана писатель Деяний прибавляет еще, что он творил чудеса и знамения в народе ( Деян.6:8 ). Предмет спора, происходившего между Стефаном и иудеями, в Деяниях не указывается. Но его ясно можно определить из обвинений, возведенных на Стефана иудеями. Его обвинили в следующем: он говорил хульные слова на Моисея и на Бога; этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие: он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей ( Деян.6:11,13:14 ). Очевидно, что предметом спора служили рассуждения об отношении ветхозаветной религии к новозаветной. Стефан доказывал, что закон Моисеев имеет временное только значение и не обязателен для христиан, что самый храм иерусалимский, предмет особого почтения иудеев, как жилище истинного Бога и средоточие религии иудейской, будет разрушен, согласно пророчеству об этом Самого Иисуса Христа. Таким образом, Стефан первый по своим убеждениям выступил из пределов иудейской исключительности и открыто начал проповедовать о том, что закон Моисеев должен прейти и уступить свое место закону Христову. Подобно речам апостола Павла, речь Стефана состоит из двух частей: из теоретической и нравоучительной. Первая часть имеет содержание историческое. В ней архидиакон Стефан излагает историю домостроительства, явленного в народе израильском, начиная с Авраама, выставляет обетования Божия избранному племени, останавливается долго на Моисее и при этом напоминает предсказание его о новом пророке, которого Бог воздвигнет из братии его, и приказание его своему народу слушать этого нового пророка. Говорит о построении Соломоном храма иерусалимского, но при этом, имея в виду узкие представления иудеев о храме иерусалимском как исключительном вместилище славы Божией, он приводит слова Исаии о том, что Всевышний не в рукотворных храмах живет, что небо – престол Его и земля – подножие ног Его, и дает понять таким образом, что нельзя создать довлеющего дома величия Бога, сотворившего все Своею рукою, и что, кроме храма Соломонова, могут быть вместилищем славы Божией и другие места и в других странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Когда положенные сорок дней подходили к концу и уже наступил тридцать восьмой день, преподобный снова призвал названную выше жену и при всех святых отцах, находившихся в темнице, сказал ей: — Да воздаст тебе Бог сторицею за те милости, какие ты оказала мне, и призрит на тебя милосердым оком с высоты Своей. Ибо ты явила себя истинной ученицей Того, Который сказал: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40), и еще: «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:41); и в третьем месте: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мрк. 9:41). Все это ты исполнила, послужив мне, и потому не лишишься награды своей. Затем святой подал ей святые иконы, которые она раньше принесла ему, и сказал ей: — Прими драгоценное сокровище твое. Оно послужит для тебя защитою от всякого зла и будет свидетельством твоего православия в нынешнем и грядущем веке. Произнеся эти слова, святой тяжко вздохнул и проговорил: — Через день я оставлю земную жизнь и переселюсь в иной мир, где предстану пред Небесным Царем. При этих словах преподобного, женщина та горько заплакала. Потом взяв иконы и приняв от святого Стефана благословение, обернула иконы полотенцем и пошла в свой дом, скорбя по поводу разлуки с своим великим отцом и учителем. Преподобный же оставшееся время до дня смерти своей провел вместе с соузниками своими в пении священных песнопений, прославляя Господа Бога. Когда наступил тридцать девятый день, царь с своею третьею женою, именем Евдоксиею, стал праздновать языческий праздник, называемый врумалиями [ 37 ]; ибо нечестивый еретик, при многих своих богоненавистных злодеяниях, не оставлял и языческих празднований. Во время сего праздника некоторые из зловерных еретиков обвинили пред царем блаженного Стефана в том, что он превратил темницу в монастырь и прельщает своими речами многих приходящих к нему, увлекая их в идолопоклонство (так они называли иконопочитание). Царь, разгневавшись, тотчас же послал спекулятора, чтобы тот вывел Стефана за город и казнил бы его мечем. Но когда Стефан был веден связанным на усечение, царь стал жалеть, что осудил блаженного на такую быструю казнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Когда положенные сорок дней подходили к концу и уже наступил тридцать восьмой день, преподобный снова призвал названную выше жену и при всех святых отцах, находившихся в темнице, сказал ей: — Да воздаст тебе Бог сторицею за те милости, какие ты оказала мне, и призрит на тебя милосердым оком с высоты Своей. Ибо ты явила себя истинной ученицей Того, Который сказал: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40), и еще: «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:41); и в третьем месте: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мрк. 9:41). Все это ты исполнила, послужив мне, и потому не лишишься награды своей. Затем святой подал ей святые иконы, которые она раньше принесла ему, и сказал ей: — Прими драгоценное сокровище твое. Оно послужит для тебя защитою от всякого зла и будет свидетельством твоего православия в нынешнем и грядущем веке. Произнеся эти слова, святой тяжко вздохнул и проговорил: — Через день я оставлю земную жизнь и переселюсь в иной мир, где предстану пред Небесным Царем. При этих словах преподобного, женщина та горько заплакала. Потом взяв иконы и приняв от святого Стефана благословение, обернула иконы полотенцем и пошла в свой дом, скорбя по поводу разлуки с своим великим отцом и учителем. Преподобный же оставшееся время до дня смерти своей провел вместе с соузниками своими в пении священных песнопений, прославляя Господа Бога. Когда наступил тридцать девятый день, царь с своею третьею женою, именем Евдоксиею, стал праздновать языческий праздник, называемый врумалиями ибо нечестивый еретик, при многих своих богоненавистных злодеяниях, не оставлял и языческих празднований. Во время сего праздника некоторые из зловерных еретиков обвинили пред царем блаженного Стефана в том, что он превратил темницу в монастырь и прельщает своими речами многих приходящих к нему, увлекая их в идолопоклонство (так они называли иконопочитание). Царь, разгневавшись, тотчас же послал спекулятора, чтобы тот вывел Стефана за город и казнил бы его мечем. Но когда Стефан был веден связанным на усечение, царь стал жалеть, что осудил блаженного на такую быструю казнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Монастырь св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Название Яффских ворот указывает на направление дороги, которая шла в Иерусалим из приморского города Яффы (в Библии – Иоппия). Ныне этот знаменитый портовый город стал предместьем Тель-Авива. В 1898 году недалеко от этих ворот часть стены была разобрана. Причина была необычная: германский кайзер Вильгельм II желал въехать в Иерусалим в карете. Но, по мусульманскому обычаю, такое право принадлежит только лицу, покорившему город. Чтобы удовлетворить желанию гостя, сделали в стене брешь. Ворота Сиона – у горы Сион. Поскольку здесь находится гробница царя Давида, арабы называют их Баб Наби Дауд (ворота пророка Давида). В северо-восточной стене находятся Стефановы ворота.Они напоминают о подвиге первомученика апостола Стефана. Он мужественно исповедал Иисуса как провозвещенного пророками Христа перед членами синедриона. «Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян. 7: 57–58). На месте мученичества архидиакона Стефана в его честь стоит греческий православный храм. Ворота Стефана называются также Львиными. Название произошло от находящихся на каждой стороне ворот геральдических эмблем султана мамелюков, правившего в XIII веке. Иерусалим. Старый город ночью. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Название ворот Ирода возникло в XVI или XVII веках: паломники находившийся вблизи дворец принимали за дворец Ирода Антипы. Через Мусорные ворота вывозили отходы на загородную свалку. Они упоминаются в книге Неемии как Навозные: «И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Неем. 2: 13). У арабов название другое: Баб-эль-Магарбех (ворота мавров). Связано это с появлением в городе переселенцев, прибывших из Северной Африки в XVI веке. Через Дамасские ворота шла дорога в древний город Дамаск, который упоминается уже в первой библейской книге (см.: Быт. 14: 15). В результате раскопок под нынешними воротами были найдены ворота II века по Р.Х. Сооружение представляет собой наилучший пример оттоманской архитектуры в Израиле. Вокруг были произведены раскопки для того, чтобы изучить ранее существовавшие на этом месте ворота. Мы часто проходили этими воротами, посещая Старый город.

http://pravoslavie.ru/30071.html

мученики. Дни св. первомучеников христианских Те из св. мучеников новозаветных, кои первые приняли мученический венец, называются первомучениками. Дни св. первомученика Стефана Его преставление 27 декабря (9 января) Св. Стефан был из 70 апостолов 1656 и принадлежал Церкви Иерусалимской. В числе 7 диаконов он избран был апостолами для попечения о содержании бедных, коим первенствующая Церковь доставляла от доходов своих пищу и одеяние, Стефан был первый между семью диаконами ( Деян.6–7 ) и оттого называется архидиаконом. Исполненный веры и благодатной силы, он творил великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из неверующих иудеев вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, с Которым он говорил, и посему сказали, будто они слышали, чго Стефан говорил хульные слова на Моисея (т. е. об уничтожении внешних обрядов закона Моисеева) и на Бога (т. е. о разрушении храма Иерусалимского) и возбудили против него народ. Старейшины и книжники схватили и привели архидиакона в синедрион, представили лжесвидетелей и снова оклеветали Стефана. Но он был невинен, и все, бывшие в синедрионе, видели в лице его лице ангельское. «Это была благодать, – говорит св. Златоуст, – Бог соделал его исполненным такой благодати, кажется мне, для того, чтобы в то время как Стефан намеревался говорить, самым видом его поразить их» 1657 . Первосвященник спрашивал Стефана: правду ли о нем говорят доносчики? Стефан в ответ произнес речь, которой показал, что он верует совершенно согласно с законом, данным через Моисея, и учением пророков, чтит Моисея, благоговеет к Богу и св. храму Его, и заключил, что иудеи жестоковыйные сердцем всегда противятся Духу Святому. От сих слов сердце у них раздиралось, и они скрежетали на него зубами. Стефан, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса Христа одесную Бога, и сказал: «Вот я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого одесную Бога». Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои и единодушно устремились на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010