По сказанию очевидцев, Старорусская икона величиною более сажени и шириною более двух аршин 577 . Старорусской икона называется потому, что, будучи всегда достоянием Тихвинской обители, по повелению Царицы Небесной носима была по временам из Тихвина в Старую Руссу и там однажды осталась надолго в старорусском Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря, так что жители Старой Руссы считали уже икону своей. Поводом к перенесению ее из Старой Руссы в Тихвинский монастырь было одному благочестивому из жителей Тихвина во время свирепствовавшего там мора откровение, что моровое поветрие прекратится в Старой Руссе, если туда принесен будет Тихвинский образ Богоматери, и в Тихвине, если сюда принесут Старорусский образ Богоматери. По перенесении икон мор тотчас прекратился, и икона Старорусская уже осталась в Тихвине. А точный список с Тихвинской иконы хранится в Старорусском Спасо-Преображенском монастыре, в котором она долго пребывала 578 . День Жировицкой иконы Богоматери 7 (20) мая В 1191 году no Р. Х. в Литовском княжесгве, в местечке Жировицах, пастухи, пася стадо недалеко от леса, увидели в нем весьма яркий свет в виде пламени. Это необыкновенное явление возбудило их любопытство. Они подошли к лесу и увидели на дереве икону Богоматери в лучезарном сиянии. Благоговейный трепет и сильное сияние долго не позволяли им подойти к самому образу. Но когда свет, озарявший икону, мало-помалу скрылся, пастухи, поклонившись образу Богоматери, сняли его с дерева и отнесли к своему господину Александру Солтану, подскарбию Литовскому. Он взял образ, запер его в ларец и захотел сообщить о явлении его своим знакомым. Для сего он немедленно пригласил их к себе; они с удивлением выслушали рассказ и пожелали видеть икону. Александр пошел за нею, но иконы в ларце не было. Это очень изумило Александра, потому что незадолго пред сим он сам видел икону. Через несколько времени те же пастухи и на том же месте нашли опять сей образ Богоматери и опять принесли его к своему господину. Но Александр, почитая себя недостойным того, чтобы икона оставалась в его доме, тогда же дал обет – на месте явления иконы соорудить храм во имя Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

иконы, чего не было достигнуто при прежних настоятелях, как известно, увенчалось полным успехом. В заключение очерка о Старорусском Спасо-Преображенском монастыре нелишне обратить внимание любителей святыни на имеющиеся при входе в названный монастырь и при выходе из него надписи на св. воротах. С наружной стороны их, под иконою Спасителя, написано: «Благословен грядый во имя Господне. Грядущего ко Мне не изжену вон», а с внутренней, под изображением монастыря: «С миром изыдем». Эти надписи сделаны покойным настоятелем Спасской Обители, архимандритом Паисием, (см. «Душен, чт.» 1878 г. ч.2, стр. 89) добродетельным старцем, строгим к самому себе, весьма снисходительным и любвеобильным к другим. Значение надписей он объяснял братии и посетителям следующим образом: «Когда кто идет к нам из города помолиться ли в храме Божием, или побеседовать по душе, или помощи попросить на нужды свои, пусть он вперед прочтет, что писано над воротами, (а если он неграмотный, грамотные ему расскажут), пусть знает, что он приходить с благословением Божиим. А мы должны принять его с любовно, кто бы ни был приходящий к нам, должны оказать ему уважение, помня, что мы сами всех грешнее и недостойные, должны оказать ему помощь, если он просит, и послужить ему, чем можем, должны подать ему добрый пример своим житием и усердием ко службе Божией. Вот наш долг христианский и монашеский. Если мы будем исполнять этот долг, всякий богомолец, всякий гость будет выходить от нас «с миром», и мы сами, отлучаясь когда-либо в город по благословной вине «с миром изыдем», т. е. с чистою совестью, не стыдясь и не опасаясь встречи с кем бы то ни было. Если же мы не уважаем приходящего к нам, не принимаем его с любовию, не служим ему, сколько можем в нужде, если подаем ему вместо пользы душевной соблазн слабым нашим житием и нерадивым богослужением, то мы изгоняем грядущего к нам, вопреки слову Самого Господа и Спасителя нашего. Для того и написано это слово на воротах, чтобы мы всегда его помнили и остерегались столь тяжелого греха». Такие наставления покойный о. архимандрит подкреплял собственным примером: он не упускал ни одной церковной службы, сам служил часто, усердно и благоговейно, гостей принимал радушно и умел занять их душеполезною беседой, хотя был из неученых; не отказывался и сам насыщать жителей города, подавая им пример воздержания и трезвости, к бедным и страждущим был необыкновенно сострадателен и делил с ними свои последние крохи. Начало подвигов иноческих он положил на Валааме, где застал еще опытных в духовной жизни старцев, учеников великаго старца Назария Саровского, потом был игуменом Сковородского монастыря близь Новгорода. Настоятельство отца Паисия в Старорусской обители продолжалось только три года; он скончался в 1862 году, оставив монастырю все свое достояние, около шестисот рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

на обороте креста, в кругах – 15 изображений разных святых и внизу надпись: «И бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображению Спаса Господа нашего Иисуса Христа, индикта; лета 7100 (1592) года, месяца мая». Длиною крест 6 вершков, весом же с деревом и с бывшими мощами 80 золотников. 2) Крест со святыми мощами серебряный, с приделанным вверху ушком. Он сделан довольно массивно, но неизвестно какого года. На нем с лицевой стороны литое распятие с предстоящими – Богоматерью и Иоанном Богословом; вверху распятие Господа и Дух святый, а внизу глава Адамова; все эти изображения литые, мощи в нем положены: а) Апостола Андрея Первозванного, б) Апостола Марка евангелиста и апостола Филиппа, в) князя Владимира Равноапостольного, г) великомученицы Варвары, д) святителя Германа Казанского, е) великомученика Димитрия Солунского, ж) святителя Иоанна Златоустог о и з) св. Григория Неокесарийского . Крест в длину и в поперечнике 2-х вершковый и по всем четырем концам округленный; с лицевой же стороны вызолочен. 3) Нерукотворенный образ Христа Спасителя, 8 ½ верш, длиною и 7 верш, шириною, с серебряным позолоченным по полям, окладом и с таковым же венцом, обнизанным жемчугом. Св. убрус изображен в облаках, с парящими вокруг херувимами и поддерживается двумя ангелами и херувимом в сребропозолоченных венцах; а над ними в полукружии изображено Триипостасное божество, окруженное огнеобразными шестокрылыми серафимами. Образ этот весьма древней греческой живописи, по устному преданию, пожалован в сей монастырь Государем Императором Петром Великим, во время посещения им г. Старой-Руссы в 1693 году. 4) Икона Владимирской Божией Матери, 6 верш, длины, писанная на доске с выемкою, замечательная по превосходному, весьма древнему Новгородскому письму; басменный оклад на ней и венец с ценичными украшениями и сканою работой. Корона над венцом несомненно относится к XV веку, а самая икона может быть и древнее. Существует местное, весьма вероятное предание, что эта икона есть благословение, дарованное обители св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каменный, двухэтажный. Построен, как значится в монастырской описи, около 1620 года, по истечении трех лет после бывшего нашествия шведов, которые раззоряли и опустошай селения мирных жителей города Старой-Руссы – с 1611 года по 1617 год, не щадя святыни церквей и монастырей. Ими же был раззорен и сожжен и сей монастырь. При составлении, в 1625 году, подробной описи города Старой-Руссы, храм этот существовал уже тогда в хорошем виде. По надписи, сохранившейся на дощечке, которая в настоящее время находится в ризнице, значится, что церковь эта и колокольня построены при поправке главного Преображенского собора. Наружный видь храма представляет продолговатый квадрат с выдающимся с восточной стороны полукружием; он опоясан вверху и посредине двумя выпуклыми карнизами, из коих первый идет вокруг всей церкви, а второй только но полукружию алтаря. Храм одноглавый. Первоначально был покрыть тесом, а впоследствии, вместо дерева, покрыт листовым железом и окрашен медянкою. Крест на главе осьмиконечный железный, покрытый позолотою и утвержденный на маленькой круглой шейке. Вышина церкви, от основания до карниза – 4 саж., длина – 9 саж., ширина – 3 саж.; ширина паперти за аркою – 3 саж. 2 верш. Вход в храм устроен с западной стороны из паперти, вновь пристроенной в 1835 году. В паперти устроены две лестницы: одна с левой стороны, ведущая в церковь Сретения Господня, а другая с правой, ведущая в Христорождественскую церковь. Храм утвержден на каменных сводах; в средней же части его выведена арка, упирающаяся в боковыя стены. В нем, кроме 2 алтарных малых окон с решетками, имеются еще 5 окон средней величины с железными решеткамп. Иконостас двухъярусный, устроенный из дерева с резьбою; тело окрашено масленною краскою, а резьба местами покрыта позолотою. Вышина иконостаса – 1 саж. 2 арш. и 2 вершка, ширина–2 саж. и 8 вершков. Посредине иконостаса старинной формы царские двери, гладкие, глухие, с изображением на них Блоговещение Пресвятой Богородицы и 4 Евангелистов. Алтарь находится под сводом одной арки; в нем два окна, как выше сказано, с железными решеткамп. Пол деревянный. Горнее место в алтаре опоясано каменным уступом, крытым деревом, которое как бы заменяет седалпще для священнослужащих. В 1892 году, 8 февраля, храм этот уступлен Старорусскому духовному училищу, для отправления Богослужения воспитанникам его. В 1893 году, 24 августа, с благословения высокопреосвященнейшего Феогноста, архиепископа Новгородского, храм, по просьбе училища, переименован в честь Св. Мефодия и Кирилла, первоучителей Словенских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В четвертом ярусе висят теперь в семи пролетах, на деревянных брусьях, средней величины зазвонные колокола, а на средине, на скрепленных железом трех деревянных брусах, висит главный колокол, отлитый в 1895 году, 25 сентября вь Петербурге, на заводе Орлова, на Малой Охте, старанием и усердием архимандрита Мелетия на средства от доброхотных пожертвований. В верхней части колокола, спаружи сделана следующая надпись: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу». На средней части вылиты четыре изображения: Старорусской Божией Матери, св. благовернаго князи Владимира, святителя Мелетия Антиохийекого и преподобного Сергия Радонежского. Весу в колоколе – 317 пудов и 5 фунтов. Второй, полиелейный колокол висит с правой стороны первого, на тех же брусьях со следующею надписью вверху: «Лета зс. (1692) вылитъ сей колоколъ, при держав великихъ государей царей Благоврныхъ и Великихъ князей Алексевича и Петра Алексевича всея великия и малыя и белыя Росси Самодержцевъ. во 2 день далъ сей колоколъ вкладомъ в монастырь Всемилостиваго Спаса что въ Старой Рсе Крестнаго монастыря архимандритъ да келейный его старецъ Макарий по своей души и по своихъ родителехъ ввчной поминокъ всом рк. пу. н. (120 пуд.) " . Внизу колокола такая надпись: «Лилъ сей колоколъ мастеръ Моторинъ». Кроме двух больших висят еще восемь колоколов меньших размеров: один повседневный, в 50 пудов, с надписью внизу: «Лилъ сей колоколъ Михаилъ Мотори», второй, так называемый трапезный – 11 пудов, литый на заводе Орлова в 1885 году. Третий с надписью: «Лн: 1830 года вес 6 п. 18 фн.».      Четвертый имеет надпись: «Сей колоколъ, города Старые Рсы бывшаго Кречева монастыр церкви Преподобнаго Отца Серг. Вс 4 пда 4 . 1778 года». На пятом надпись вверху: «Лета зрд. (1601 г.) Марта слитъ бысть сей колоколъ при Благоврномъ Цари великомъ кнзи Борисе Феодоровиче все руси». Внизу надпись: «Въ Старую Русу къ Боговленю за Бога и Спаса нашего Иса Ха на Островъ». Затем еще четыре маленькие колокола без надписей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 июля 1791 г. игум. Варлаам составил «письменные правила» для козловской братии. Среди прочего игумен требовал: входные ворота в обитель запирать строго в 21 ч., а «кто не успеет придти в назначенное вечернее время, наказывать - стоять на коленях в церкви целую службу», отлучаться из мон-ря иноки могли лишь 1 раз в неделю и только с письменного разрешения настоятеля (под страхом «посаждения в железы» на 2 дня), все пожертвования предписывалось отдавать «в кружку» казначею иером. Кирику. Часть братии отказалась подписывать эти правила, посчитав их слишком строгими. По совету Тамбовского еп. Феофила (Раева) игум. Варлаам написал послание, в к-ром напомнил монахам об обете послушания: «О други мои! Где ваша совесть, где ваше монашеское обещание? До какого самовластия и распутства довели себя, что забыли ко мне духовнаго дружества... Как предстаните ко олтарю, моля Послушливого бывшего до смерти Крестныя?» Видимо, игум. Варлааму удалось убедить насельников принять новый устав: по некоторым сведениям, часть братии даже «решила увеличить свои молитвенные подвиги», прибавив к обычному чинопоследованию чтение канонов и акафистов. В окт. 1793 г. игумен благословил на всех службах, кроме вечери, произносить проповеди «для назидания братии и богомольцев» ( Хитров. 1861. С. 126; Казанский. 1849. С. 29-32). Настоятель (1826-1831) архим. Николай (Соколов; † 17 сент. 1851) в 1831 г. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, настоятель (1847-1852) архим. Платон (Фивейский) в 1856 г.- во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, настоятель (1859-1860) архим. Феоктист (Попов) в 1869 г.- во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, настоятель (1860-1868) архим. Геннадий (Левицкий; † 10 февр. 1893) в 1868 г.- во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. С 9 февр. по 6 окт. 1886 г. настоятелем К. м. был архим. св. Владимир (Богоявленский ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий). Известно, что 3 апр. того же года архим. Владимир отправил в духовную консисторию прошение: разрешить продать старую церковную утварь, а на вырученные деньги купить новую.

http://pravenc.ru/text/1841696.html

Соборному храму Валдайского Иверского монастыря возвращено историческое название Москва, 12 января 2008 г. 11 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл с официальным визитом в Новгородскую епархию. В поездке Предстоятеля Русской Церкви сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Бронницкий Амвросий. В г. Валдай Его Святейшество встречали архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, губернатор Новгородской области С.Г. Митин, глава Валдайского муниципального района А.З. Дреницын, наместник Валдайского Иверского мужского монастыря архимандрит Ефрем (Барбинягра), представители местного духовенства и светских властей. Основным событием визита Предстоятеля в Новгородскую епархию станет освящение Успенского собора Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. Успенский собор, сооруженный в 1656 году, стал первой постройкой Иверского монастыря. В том же 1656 году на освящение Успенского собора была доставлена главная святыня монастыря — Иверская икона Божией Матери, которая была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и архиереями при огромном стечении народа. Этот храм — одна из самых больших построек XVII века в России, которая до сих пор не утратила своего величия и остается главным храмом Иверского монастыря. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. После долгих лет запустения монастырь был возвращен Церкви в начале 1990 годов. Вскоре после этого началось восстановление собора. 12 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского, бывшего Успенского, храма Валдайского Иверского Богородицкого мужского монастыря. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и и Боровский Климент, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев и епископ Бронницкий Амвросий. Затем Святейший Патриарх Алексий возглавил в новоосвященном храме служение Божественной литургии. По словам архиепископа Льва, изначально первый деревянный соборный храм обители был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. Однако после случившегося пожара и постройки на его месте каменного здания (1656 г.), храм был назван в честь Успения Божией Матери. Теперь главному храму монастыря возвращено историческое название. 12 января 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25474.html

ВРЕМЯ ДОРОГИ Максим Яковлев, документальная повесть [ < < назад вперед > > к оглавлению ] СТАРОРУССКАЯ СВЯТЫНЯ Редкие мелкие деревушки... До Старой Руссы еще час с лишним пути, есть время рассказать о великой местной святыне: о невиданной размерами чудотворной иконе Старорусской Божией Матери. В Старую Руссу она была принесена в незапамятные времена из Греции, из города Ольвиополя, и находилась здесь до 1570 года. Икона действительно огромная: более трёх метров в высоту и двух - в ширину! Она стоит и доныне в Георгиевском соборе, в раме под цельным стеклом, и мне даже удалось однажды сфотографировать её в один из приездов, добившись-таки разрешения на это (в отсутствие настоятеля) через матушку. Икона представляет собой погрудный образ Богородицы, держащей на руках младенца. Существует легенда о том, что первоначально голова Христа была обращена прямо на зрителя. Однажды, войдя в храм, рушане увидели, что лик Спасителя оказался вдруг полуотвёрнутым от них, будто бы обращённым к ним теперь одним ухом, а другое было прикрыто перстами... Может, это было свидетельство о состоянии нравов рушан того времени? Вскоре после этого знамения, в том самом 1570 году, когда царь Иоанн Грозный отправился усмирять Великий Новгород, икона покидает Старую Руссу во избавление соседнего Тихвина от моровой язвы. Почти сразу же вслед за этим на рушан сваливаются бедствия и эпидемии, истребляя их в течение нескольких лет почти без остатка... Старая Русса пришла в себя лишь в начале девятнадцатого века. С этого момента, с целью возвращения святыни, начинаются беспрерывные прошения в Синод, ходатайства, увещевания, посольства и делегации рушан к новгородскому митрополиту, а более всего к архимандриту Тихвинского монастыря, не желающего отпускать икону под предлогом возмущения граждан Тихвина, которые к тому времени уже почитали её как свою святыню, не раз спасавшую их от беды и болезней. Продолжалась эта волынка долго, до 1888 года, когда наконец решением Святейшего Синода все спорные вопросы были улажены, и государь император соизволил утвердить " Определение " о возвращении чудотворной иконы из города Тихвина в Старорусский Спасо-Преображенский монастырь.

http://zavet.ru/krohi/ym/dor/003.htm

Сильвестр, епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии (Цветков Сергей Григорьевич) Родился в 1780 году в семье причетника Московской епархии. Образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии. 1 июня 1808 года назначен информатором Славяно-греко-латинской академии в низших латинских классах, а 4 сентября определен там же учителем. С 1 сентября 1812 года пострижен в монашество; 7 мая рукоположен во иеродиакона, 9 мая – во иеромонаха и причислен к соборным иеромонахам Московского Донского монастыря. 24 января 1813 года возведен в сан игумена Смоленского Троицкого монастыря; 6 марта назначен префектом Смоленской духовной семинарии; 28 июля того же года возведен в сан архимандрита и определен настоятелем того же Троицкого монастыря. 22 мая 1817 года переведен в Смоленский Авраамиев училищный монастырь Смоленской епархии. В том же году назначен ректором Смоленской духовной семинарии. 27 декабря 1821 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Скончался 29 октября 1823 года после продолжительной болезни. Епископ Сильвестр обладал «изящными дарованиями, отличным прилежанием к должности и весьма похвальным поведением». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 242. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 40, 594, 596. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 242. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 20. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1882, август. – С. 276. –»– 1887, январь. – С. 30, 33. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 446. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

30 Сергий (Голубцов; 1906–1982), иеромонах, впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский. Родился в Сергиевом Посаде. В 1920-х годах занимался реставрацией икон в мастерских у академика И. Грабаря, одновременно работая в библиотеке Исторического музея. В 1930 году, будучи студентом III курса Московского университета, выслан на 3 года в Архангельскую обл. В 1941–1946– на фронте. После демобилизации поступил в МДС. Принимал участие в восстановлении настенной живописи храмов Лавры и Москвы. В братию Лавры принят во время учебы на III курсе МДА (кандидат богословия), которую окончил в 1951 году и был оставлен преподавателем Ветхого Завета, древнееврейского языка и церковной археологии. В Лавре нес послушание духовника и экскурсовода. С1954 архимандрит. В1955 хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии, с 1956 управлял Новгородской кафедрой. С 1959 епископ Новгородский и Старорусский. С 1963 архиепископ. После тяжелого инсульта в 1967 ушел на покой и поселился в Лавре, где нес иконописное и клиросное послушания, окормляя своих многочисленных духовных чад. Погребен в ТСЛ. 31 Вениамин (Федченков ; 1880–1961), митрополит. Учился в Тамбовской ДС и СПбДА (кандидат богословия). В 1907 принял монашеский постриг и вскоре получил сан иеродиакона, иеромонаха, архимандрита. Член Поместного собора 1917–1918. В 1919 архиерейская хиротония. Примкнул к Белому движению. С 1920 в эмиграции. Один из «основателей» РПЦ за границей. Преподавал (профессор) в Парижском Православном Богословском институте им. преподобного Сергия Радонежского. В 1930, после разрыва митрополита Евлогия (Георгиевского) с МП, организовал первый приход МП в Париже – Трехсвятительское Подворье. С 1932 в сане архиепископа. С 1933 архиепископ Вениамин временный экзарх МП в Северной Америке. С 1939 митрополит. В 1947 вернулся в Россию. С 1958 находился на покое в Псково-Печерском монастыре, в пещерах которого и был погребен. 34 Вениамин (Милов ; 1887–1955), епископ. Родился в Оренбурге в семье священника кафедрального собора. Окончил Вятскую ДС, затем год отучился в Казанской ДА (1915). После службы в армии и работы в военкомате в марте 1920 прибыл в московский Данилов монастырь, где принял монашеский постриг. Поступил в МДА, которую успешно окончил за один год (кандидат богословия). В 1920-х годах жил и управлял Покровским монастырем в сане архимандрита. В 1929 арестован: Бутырка, Соловки и др. С 1946 в Лавре; преподавал патрологию в МДАиС. В 1948 магистр. Доцент МДА (кафедра Пастырского богословия). В 1949 вновь репрессирован, освобожден в 1954, служил в Ильинском храме г. Серпухова. В 1955 рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010