В 1895 году, произведены следующие постройки и ремонт монастырских зданий: 1) Между Преображенским храмом и новым во имя Старорусской Божией Матери, поставлен с двух сторон новый деревянный забор, отделяющий сад от кладбища. 2) Под башенными св. воротами, по неудобству пронесения под ними величественной Чудотворной иконы в крестные ходы, из под арки, где имеется ход из келии настоятеля в башню, выбран деревянный пол и, на укрепленных в срубе балках, на 1 ½ аршина выше против прежнего, положен новый деревянный накат, подшитый внизу тесом, а внутри намощен байдаком; а между срубом по-прежнему устроен ход в башню из настоятельской келии. Под ними сняты ветхие ворота и сделаны новые из деревянных брусьев с двумя полотнами; нижняя часть ворот на два аршина закрыта филенками, а к верху стоячими брусками. Ворота окрашены масляной краской. 2) Холодный храм Преображения Господня внутри весь вычищен, стены покрыты брайнцшвейном; киоты клироса и панель, на два аршина вокруг церкви, разделаны под мрамор масляной краской; летние рамы окрашены масляными белилами; двери, пол в церкви, алтаре, паперти и лестница со стенками и площадкой окрашены масляной охрой. Снаружи, фасад трех церквей: Преображенской, Рождественской, Сретенской и колокольня капитально отремонтированы, местами штукатуркой, и все обелены белою известью. 3) В двухэтажном полукаменном корпусе отштукатурены две братские келии. 4) От Александровской улицы к св. воротам, чрез монастырскую площадь, проведена, на протяжении 61 саж. с выстилкою камнем и щебнем, дорога, для удобной езды и ходьбы в монастырь. 5) Наконец, с восточной стороны монастыря, каменная ограда, на протяжении 107 саж., перекрыта новыми, листовыми, железом и окрашена масляной мумией. 20 мая, по духовному завещанию Старорусского купца Ивана- Сущецкого, поступило во владение монастыря пустопорожнее место земли в г. Старой-Руссе, длиною 30 саж. и шириною 10 саж., между владений Плотниковой и Птицына, в Спасском переулке. Старанием же архимандрита Мелетия, отлит 25 сентября в С.-Петербурге, на заводе Орлова, колокол, весом 317 пудов 5 фун., на пожертвования доброхотных жертвователей и на собранную сумму по сборной книжке. Новый колокол отличается замечательною гармоничностию и музыкальностию звука. Колокол, благополучно и торжественно был поднят 22 октября, при многочисленной массе народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 февр. 1881 г. (последним указом имп. Александра II перед гибелью) община была переименована в общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие состоялось 23 июня 1881 г. в присутствии новгородского губ. Э. В. Лерхе и Елагина. Божественную литургию совершил викарий Новгородской епархии еп. Старорусский Варсонофий (Охотин) . Начальница общины с 1879 г., рясофорная послушница В. Макарова, была пострижена с именем Вера и 23 июня 1881 г. возведена в игуменский сан. В 1883 г. игумению с 2 рясофорными послушницами приняли имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна, к-рым сестры преподнесли 2 ковра, изготовленные в обители. 30 мая 1885 г. посетившему К. м. вел. кн. Владимиру Александровичу вручили образ свт. Тихона и вышитое полотенце. В 1885 и 1887 гг. в обитель приезжал еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) , в 1888 и 1889 гг.- еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский) . Игум. Вера оформила для обители владение земельными участками, пожертвованными благотворителями, устроила небольшое помещение для больницы, открыла приют для девочек-сирот. После кончины в 1892 г. она была погребена напротив алтаря Тихоновского храма. На монастырском кладбище похоронен и ее двоюродный брат ген. И. М. Макаров. Со 2 авг. 1892 г. К. м. возглавляла рясофорная послушница Н. П. Тихонова († 19 марта 1898), 13 авг. того же года валдайский архим. Леонид постриг ее в монахини с именем Домника, 10 февр. 1893 г. указом Синода она была утверждена в должности настоятельницы. 22 мая 1894 г. еп. Кирилловский Арсений (Иващенко) возвел мон. Домнику в сан игумении. Храмы и святыни Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Затем в настоящее время, его старанием отлит в С.-Петербурге на заводе Орлова колокол в 317 пудов 5 фунтов весу, который и был торжественно повешен 22 октября, при многочисленномгь стечении народа. Новый колокол отличается замечательною гармоничностию и музыкальностию звука. 5 Сведение о жизни св. Мартирия заимствовано из Новг. I летописи, стр. 20–21, Словаря исторического о святых прославленных в Рос­сийской церкви. Сиб. 1836 г., 178. Из «Кафедра Новг. Святителей», про­тоиерея П. И. Тихомирова, том I – 1891 года. стр. 108. 7 В памятной книжке Новгор. губер. на 1858 год, стр. 58, значится 89 верст сухим путем, а чрезъ озеро Ильмень 60 верстъ. 8 См. Митр. Евгения, в Роз. о древнем Новгор., в росписи церквей и монастырей, раззор. Шведами. 14 Новг. лет., стр. 24. В имеющейся в монастыре надписи на иконе о построении Св. архиеп. Мартирием каменного храма Преображения Господня, вт. 1198 году, с молитвою «Господи Призри» и проч. 24 Упраздненный ныне Козмодамианский мужской монастырь, основан­ный в 1408 году, находился в городе Старой Руссе на Козмодемянской улице. В 1574 году, от Новгородского архиепископа Леонида дана быта ему уставная грамота. Он, был самостоятельным до 1703 года; но с этого года, грамотою преосвященнейшего митрополита Иова, приписан сперва к Новгородскому Юрьеву, а потом к Старорусскому Спасо-Преображенскому монастырю. 26 По преданию построен на месте погребенных четырех иноков, невинно убитых литовцами в 1234 году. 27 На престоле находится Евангелие, напечатанное в Москве в 1694 г., в царствование Алексея и Петра Алексеевичей, при Святейшем патриархе Андриане. Читать далее Источник: Летопись Старорусского Спасо-Преображенского первоклассного мужского монастыря, в котором находится чудотворная икона Старорусской божией матери, на основании документов и актов, хранящихся в архиве монастыря с 1192 г. по 1896 г. : С прил.: 1) кратких сведений о жизни основателя обители св. Мартирия архиеп. Новгородского; 2) описания храмов монастыря и 3) биографии настоятеля монастыря архим. Мелетия/Сост. иером. Сергий. - Новгород : Спасо-Преображен. монастырь, 1896. - 140 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Старорусской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крупный кирпичный храм эклектичной архитектуры, сооружённый в 1889-1892 гг. по инициативе архим. Мардария в юго-восточной части монастыря. Однокупольная четырёхстолпная постройка с алтарём и притвором, второй престол Князь-Владимирский. Закрыт не позже 1930-х гг., несколько повреждён в войну. В 1960-х гг. капитально перестроен с разборкой венчаний. Занят спортивной школой. Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 115-119  «Под кров Твой Владычице вси земнороднии прибегаем» Для главнейшей святыни, для иконы Владычицы, возвра­щенной в обитель из Тихвина, иждивением добрых людей да усердием трудника настоятеля с братией устроен обшир­ный соборный храм. Далеко отступил этот храм от древних церквей к самой южной стене обительской, бли­же к городу. «В утешенье и спасительное заступление от всякия нужды и скорби» стоит он и близкий к оби­тели, недалекий и от горожан, усердных почитателей Бо­гоматери. Высоко подымаются стены церковные, украшенные пилястрами, поясами с карнизами. С востока пристроен обширный квадрат с выдающимся посредине полукружием, а с запада — притвор, возвышающийся срединою своею до высоты церковных стен. Со всех сторон на стенах церкви поставлены фронтоны в виде трех кокошникообразных полукружий. Посредине возвышается широкий купол, увенчанный небольшою главою с крестом. Наружный вид храма пестрит украшениями и прилепками, обычными в архитектуре современных жилищ 1). 1) Вместе с папертью и алтарем он тянется, на 18 саж. 1 арш. в длину, в ширину на 12 саж. 1 арш. и в высоту на 11 сажен. Внутри храм легок и светел и представляет из себя обычный четверик. Четыре колонны поддерживают его купол. Этими же колоннами четверик делится на 3 нефа. Прямо при входе открывается резной трехъярусный иконостас главного алтаря в честь иконы Старорусской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=34747

В том же году, 7 ноября, царь Алексей Михайлович, по прошению игумена Филарета с братиею, подтвердил жалованную грамоту отца своего, царя Михаила Феодоровича, на владения монастырскими вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями. Игумен Феодосий. 22) В 1651 году, настоятелем монастыря был игумен Феодосий. При нем, в этом же году, производилась опись в городе Старой Руссе монастырским и церковным землям, по указу царя Алексея Михайловича, воеводою Афонасьем Кузмичем Чоглоковым, куда игумен Феодосий и вызывался на съезжий двор к воеводе и выборным людям, для предъявления прав на владение монастырем, дворовыми, садовыми и огородными местами в Старой-Руссе. 23) В 1655 году, грамотою царя Алексея Михайловича, патриаршество Никона, монастырь сей была, приписан к Валдай «кому Иверскому монастырю. Затем, после игумена Феодосия монастырем этим управляли строители , находившиеся в зависимости от архимандритов Иверского монастыря. 24) С 1657 года (с июля месяца) но 1659 год, настоятельствовал в монастыре строитель Пахомий . 25) С 1661 по 1682 год не сохранилось свидетельств как об истории монастыря, так и о настоятелях, управлявших монастырем. 26) В 1661 году, после определении Московского собора об Иверском монастыре, монастырь сей снова получил, свою прежнюю самостоятельность. Игумен Иосиф. 27) В 1682 году, настоятелем монастыря быль игумен Иосиф. Ему, по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, дана выпись из писцовых книг 1625 года на монастырские вотчины и земли, так как, до издания монастырских штатов, Спасский монастырь имел во владении своем более 32 деревень с землями, населенных не менее 2000 душ крестьян; между прочим и упомянуты жилые пустоши: Стехово, Губарево, Шишиморово, Каменка, Олесково, Галахово, Синицыно, Нашино, Машино, Выспино и те из расчищенных, на которых, в одной данной выписи, показаны жившие на них крестьяне. Но этих крестьян, числом 122, в 1614 году немецкие люди побили и дворы их сожгли, «гдепоныне явствуются только сдворочныя их места». По этой, вероятию, причине, число душ, как видно из ведомости Старорусского Спасского монастыря, представленной при донесении 1763 года в новгородскую духовную консисторию, значительно уменьшилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году, на церкви Сретения Господня сделана вновь глава, поставлены новые стропила для кровли, при чем последняя, вместо дерева, покрыта листовым железом и окрашена медянкой. 80) В 1819 году, по благословению преосвященного Амвросия, епископа Старорусского, старанием архимандрита Дионисия, надстроен на колокольню четвертый ярус, круглый, с 7 пролетами и карнизами, вышиною в 4 сажени: в этом ярусе висят теперь колокола. До 1818 года колокольня была в три яруса, из которых низший имеет квадратную форму, со сводом внутри. В этом ярусе был устроен, подвал для склада разных монастырских вещей; впоследствии же последний обращен в часовню, во имя Всемилостивого Спаса, в которую свет проходить чрез стеклянную дверь с западной стороны. Второй и третий ярусы имеют форму осьмигранника. В первом ярусе помещается теперь монастырская ризница; вход в нее идет из паперти Преображенского храма. Во втором ярусе висели в то время колокола, укрепленные на семи полукруглых пролетах с перилами; в этом же ярусе помещались и боевые часы, которые, за ветхостью и неверностью хода, уничтожены при постройке четвертого яруса. В том же году, по неудобству и тесноте, упразднена церковь во имя Всех Святых, помещавшаяся в башне над св. воротами. 81) В 1820 году, от генерала Илии Алексеевича Сорочинского поступило в монастырь тысяча рублей, на поминовение племянника его, корнета Федора Толстого, погребенного в том же 1820 году, в Казанской церкви. 82) В 1821 году, с правой стороны св. монастырских ворот старанием архимандрита Дионисия, на месте бывшего деревянного частокола, построен вновь каменный двухэтажный настоятельский корпус, который находится и в настоящее время в том же неизмененном виде. 83) В 1823 году, 1 ноября, настоятель монастыря, архимандрит Дионисий, перемещен в Угличский монастырь, Ярославской губернии, а на место его назначен архимандрит Варсонофий, из упомянутого Угличского монастыря. Архимандрит Варсонофий. 84) В 1827 году, при настоятеле, архимандрите Варсонофие, от пожара, начавшогося в квартире, занимаемой штаб-лекарем 4-го карабинерного полка Петровым, сгорела принадлежащая монастырю мукомольная мельница, при деревне Сутоках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году, указом духовной консистории от 7 апреля разрешено настоятелю монастыря, игумену Герману, строить каменные келии в счет неокладной суммы, а также выстроить новые каменные настоятельские келии, вместо прежних ветхих и деревянных. Постройка здания настоятельских келлий, начатая в августе месяц крестьянином Даниловского уезда, Ярославской губернии, Димитрием Григорьевым Неопыловым, должна была производиться по договору – 7 саж. в длину и 6 саж. в ширину. Из этого видно, что до сказанного 1786 года, кроме каменных трех храмов с колокольнею и переходами от соборной до трапезной Сретенской церкви, под которыми находились теплые подвалы и кладовые, все монастырские строения и ограда вокруг монастыря были деревянные. 60) В 1787 году, 25 февраля, по ходатайству игумена Германа, высокопреосвященным Гавриилом, митрополитом Новгородским, разрешено разобрать в упраздненном Кречеве монастыре ветхую каменную церковь , во имя святителя Николая чудотворца – на построение настоятельских келий, с возвращением кирпича в том случае, если в упомянутом Кречеве монастыре будет, вновь строиться каменная церковь . В том же году, деревянная глава на монастырской колокольне покрыта английским железом; за это уплачено мастеру 220 рублей ассигнациями. 61) В 1788 году, 5 апреля, скончался настоятель монастыря, игумен Герман. Игумен Пахомий. В том же году, в августе месяце, на должность настоятеля монастыря назначен иеромонах Александро-Невской лавры и законоучитель сухопутного кадетского корпуса, Пахомий (Карпинский), произведенный в сан игумена 21 того же августа, в Хутынском монастыре. 62) В 1791 году, в январе месяце, игумен Пахомий уволен на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, а на место его настоятелем монастыря назначен иеромонах Иосиф, эконом Александро-Невской лавры, произведенный в игумены 10-го марта того же года. Игумен Иосиф. При игумене Иосифе, в том же 1791 году, 12 мая, резолюциею преосвященного Афанасия, епископа Старорусского, к Спасо-Преображенскому монастырю приписана была градская Пятницкая (ныне Петропавловская) церковь с приходом, по нижеследующей причине, как сказано в резолюции его преосвященства: «Понеже при Старорусской Пятницкой церкви в приходе двадцать один двор, и церковь совсем обветшалая, прихожане по отделению нашему на исправление церкви денег не носят, священно-церковнослужителям содержать себя невозможно. Приход Пятницкой приписать к монастырю, от которого требы прихожанам должны быть исправляемы белым священником, живущим в монастыре, по рассмотрению отца игумена. Священника Пятницкого перевесть в село Пенькова, а землю Пятницкую часть священническую оставить за монастырем впредь до резолюции». Но, сколько времени Пятницкая церковь находилась приписною к монастырю, – из дел не видно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме вышеозначенных оброчных статей, монастырь имеет: вклады, заключающиеся в процентных бумагах от благотворителей – в пользу монастыря, настоятеля и братии, за поминовение рода вкладчиков; что в билетах кредитных учреждений составляет в настоящее время капитал всего на сумму – 40363 руб. 57 коп. Кроме того, ежегодно получается штатная сумма, ассигнованная из Старорусского уездного казначейства на содержание монастыря, жалованье настоятелю, братии и рабочим, взамен штатных служителей; всего 1192 руб. 91 коп. в год. Библиотека и архив монастыря Архив монастыря помещается в особом отделении ризницы Спасо-Преображенского храма. Между старинными книгами, находящимися в ризнице, есть особо замечательные древней печати книги: 1) Требник Петра Могилы , изд. 1646 года, напечатан в Киеве. 2) Лествица возводящая на Небо, с толкованием Преподобного Иоанна Лествичника , изд. 1647 г. Москва. 3) Житие Преподобных Варлаама и Иоасафа царевича великия Индии, изд. 1681 года, Москва. 4) Три книги Воскресных и праздничных поучений иеромонаха Симеона Полоцкого , изд. 1683 года, Москва. 5) Пращица Лазаря Бараповпча, архиепископа Черниговского, 1675 года. 6) Библия в лист, изд. 1766 года, Киев. 7) Евангелие, напечатанное в Москве, в 1644 году, при царе Михаиле Феодоровиче и святейшем патриархе Иосифе. 8) Евангелие, данное вкладом Варлаамом, митрополитом Ростовским и Ярославским. По листам Евангелие собственноручно отмечено надписью: «Лета 7157. (1649 года), марта в 3 день, великий господин преосвященный Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский, сию книгу святое Евангелие дал в обитель Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Старую Руссу, по отце своем священноиноке иерее Карпе и по матери своей инокине схимнице Евоимин и по сродче своем иноке схимнике Иоасафе». 9) Евангелие в лист, писано полууставом с киноварью священно-иноком Андреем. На обороте последнего листа собственноручная его древняя надпись: «в лета 7100. (1592 года) марта 26 дня положил сию книгу Евангелие в дом всемилостивому Спасу в Старой Руссе священно-инок Андрей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. игумен Мартирий. 3) В 1192 году священно-инок Мартирий построил деревянную церковь , во имя Преображения Господня, которую в том же году, на праздник Успения Пресвятыя Богородицы, освятил св. Григорий, архиепископ Новгородский. О построении этой церкви в Новгородском Летописце под 6700 годом сказано: «В то же лето в Русе срубиша церковь на острове Мартурий игумен во имя святого Преображения, и освяти ю Владыко архиепископ Григорий, на праздник Успения и нарече монастырь» 11 ; а самого основателя нарек игуменом. Недолго, впрочем, привелось управлять игумену Мартирию созданною им обителию, светить светом своих добродетелей братии и назидать ее словом и житием. 4) В 1193 году, после кончины святого архиепископа Новгородского Григория, преставившегося 24 мая, основатель обители сей, преподобный игумен Мартирий был избран по жребию на новгородскую святительскую кафедру таковым образом. По кончине сего святителя, возбудилось среди Новгородцев недоумение о том, кого из трех предполагаемых лиц избрать на Григориево место. Некоторые предлагали Мартирия, другие монаха Митрофана, третьи какого-то грека; дело доходило до ссоры. Не желая, чтобы избрание архипастыря зависело от произвола человеческого, князь Новгородский Ярослав, по совещанию с посадниками, игуменами и соборным клиром, положил три жребия на престол св. Софии и послал с «Веча народного» слепца взять один жребий, который-бы указал, им волю Божию: жребий выпал на игумена старорусского Мартирия. С великими почестями вывели блаженного Мартирия из обители Старорусской, возвели на сени владычния и послали в Киев для посвящения, где и был он хиротонисован 10 декабря того же 1193 года во архиепископа великому Новгороду и Пскову, митрополитом Киевским Никифором, при великом князе Святославе. 12 В Новгород возвратился он 16 января 1194 года, в день памяти вериг св. апос. Петра 13 . 5) В 1194 году, перед праздником Успения Пресвятыя Богородицы, городя. Старую Руссу опустошил ужаснейший пожар, во время которого в монастыре сгорела деревянная церковь Преображения Господня, устроенная в 1192 году святителем Мартирием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди изящных колонок, пилястров и резных украшений размещены здесь иконы новейшего письма. Обшир­ный алтарный выступ стенами с арками разделен на три части, сообразно трем нефам храма. В среднем отделении его — главный алтарь, в северном — жертвенник, а в южном — придельный алтарь св. благов. князя Владимира. Среди главного алтаря на каменных плитах утвержден большой престол, украшенный массивною сребропозлащенною одеждою с эмалевыми украшениями по углам и с художественными священными изображениями по полотнищам. За жертвенником в левом, северном отделении стоит образ Старорусской Божией Матери, по-видимому, древнего письма, а в иконостас против жертвенника главное место занимает сама чудотвор­ная икона Богоматери. Размерами своими она далеко превос­ходит все другие иконы храма. Высота ее 3 арш. 12 вершк., ширина 2 арш. 15 вершк. Пречистый лик Спаса Младенца обращен в сторону Богоматери. Правою рукою Он благословляет, а в шуйце держит свиток. Кроткая Богоматерь держит Младенца на левой руке, а правую приложила к груди. Темны, плохо разбираются уже священные лики. Об­раз покрыт драгоценною сребропозлащенною ризою, укра­шенною жемчугом, бриллиантами и другими самоцветными каменьями. Висят еще на нем убрусы, ожерелья, кресты, и прочие драгоценные приношения, унизанные камнями и жем­чугом, от усердных горожан. Незамысловата, по-видимому, внешняя история этой святыни. Преданье говорить, что принесена она была сюда в Руссу с незапамятных времен на благословение из древнего города Ольвиополя Понтийского 2). Большим почитанием народным окружена была святыня. Защитницею, покровительницею го­рода своего считали рушане Богоматерь. Далеко разнеслась весть о чудной иконе Ее Старорусской по всей Руси. 2) Так сказано в старинном Виленском месяцеслове 1609 года, а Ольвиополь — город Херсонской губернии при впадении реки Синюхи в Буг. Между тем, на Тихвин обрушилось страшное несчастье — моровое поветрие (1570 по описанию иером. Сергия, и 1655 г. по опис. арх. Макария). Исстрадался город.

http://sobory.ru/article/?object=34747

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010