Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, епископ Илиан (Востряков), епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман, епископ Балашихинский Николай, епископ Зарайский Константин, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, епископ Луховицкий Петр, духовенство Москвы и Подмосковья. На богослужении, в частности, присутствовали: губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, заместитель губернатора Смоленской области К.В. Никонов, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, генеральный директор художественно-производственного предприятия «Софрино» Е.А. Пархаев. По окончании богослужения Святейший Владыка возложил цветы к Мемориалу славы, находящемуся близ Троицкого храма. 8 июля 2017 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл прибыл в Великий Новгород, где посетил Юрьев мужской монастырь. В обители Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении митрополита Новгородского и Старорусского Льва осмотрел помещения Новгородского духовного училища, собор Рождества Христова (Спасский собор) и Георгиевский собор. Из монастыря Святейший Патриарх Кирилл направился в Софийский кафедральный собор Великого Новгорода, где возглавил всенощное бдение. По окончании богослужения Его Святейшество посетил Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. 9 июля 2017 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице и в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении митрополита Новгородского и Старорусского Льва, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместника Троице-Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия, епископа Боровичского и Пестовского Ефрема, епископа Юрьевского Арсения, духовенства Новгородской митрополии совершил Божественную литургию в верхнем храме Никольского собора Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4971905.ht...

В вотчинах скота: лошадей 421, коров 411, овец 224, – всего 1.056 2671 . По сведениям 1732-го года, Александро-Невский Монастырь получал со своих «вотчин и всяких оброчных статей положенных годовых окладных и неокладных денежных доходов 5.945 рублей 5 копеек и 700 рублей спорных, о которых не было решено, поступять ли они в монастырскую казну или должны быть обращены в доход Государства; «хлеба с монастырской десятинной пашни, по умолоту 731-го года, – сверх семян, приплодного, – и со кростьян окладного оброчного и прикащичья жалованного, и повсягодного неокладного, пятинного в год в приходе показано» было 1.276 четвертей 1 осмина, – в том числе 83 четверти прикащиков, состоящих в вотчинах на приказах. Хлеб получался следующий: ржи и муки ржаной 666 четвертей, крупы гречневой 10, пшена 6, конопли 2, солоду яичного 115, овса 477 четвертой с четвериками, гороху 1 осмииа. Сена получалось до 1.700 копен 2672 . Доход от Старорусских вотчин исчислен был за период с 1723-го по 1731-й год в 56.000 рублей 2673 . Соли в 1728-м году со Старорусских варниц отпущено в Александро-Невский Монастырь 20.000 пудов; за нее следовал в казну платеж по 5-и копеек с пуда – 1.000 рублей 2674 . В 1732-м году отправлено на продажу в Новгорол 16.000 пудов 2675 . Другие источники монастырских средств не были значительны. С монастырского моста «чрез Черную речку» сбор давал, по сравнению с прежним, незначительные суммы, падая в иной год до 21-го рубля. В 1729-м году он несколько поднялся, дав цифру 45-и рублей 2676 . С 1731-го года монастырский подъемный мост на Черной речке был сдаваем с торгов на откуп. До 1731-го года мост содержан был Монастырем и за проезд и проход взималось, кроме знатных военных, придворных и монастырских, с конных и большой рогатой скотины по копейке, а с пеших по деньге, с мелкой скотины – по рассмотрению, в общем по 1 / 4 копейки. Сбор за последний год возрос с 49-и рублей до 81-го. Всего по 1731-й год с 1712-го года собрано было 994 рубля. В 1731-м году откуп дал 54 рубля, в 1736-м году эта сумма возросла до 222½ рублей, но в 1737-м году упала до 136-и рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архимандрит Варсонофий. 38) В 1716 году, настоятелем монастыря был архимандрит Варсонофий, назначенный из игуменов Спасо-Нередитского монастыря. Архимандрит Иоанникий. 39) В 1717 году, настоятельствовал архимандрит Иоанникий, который в том же году был переведен в Новгородский Деревяницкий монастырь. Архимандрит Серапион. 40) В 1723 году, настоятелем монастыря был архимандрит Серапион (Аничков), из настоятелей Новгородского Антониева монастыря. Архимандрит Антоний. 41) В 1736 году, настоятелем монастыря был архимандрит Антоний, который в августе месяце того же года был переведен в Новгородский Антониев монастырь. 42) С 1740 по 1746 год, настоятельствовал архимандрит Митрофан. 43) С 1746 по 1751 год, настоятелем монастыря был архимандрит Макарий. Архимандрит Пахомий. 44) В 1751 году, 14 декабря, настоятелем сего монастыря назначен архимандрит Пахомий. 45) В 1752 году, приписан к этому монастырю Леохновский, или Ивецкий Антониев мужской монастырь, находящийся в 65 верстах от Новгорода, между озером Ильменем, и в 21 версте от города Старой-Руссы. Он был основан в конце XVI века преподобным Антонием Леохновским, который был потом и первым игуменом его. Преподобный Антоний преставился в начале XVII столетия, 4 сентября; погребен же в Новгороде, на Рядитине улице, близ церкви Евангелиста Луки. Мощи его перенесены из Новгорода, около 1620 года, в основанный им монастырь, и почивают там под спудом в соборной церкви Преображения Господня. Это видно из того, что церковные вещи Леохновского монастыря, как -то: напрестольный крест Господень, серебряныя и позлащенныя сосуды: потир, дискос, звезда, лжица и два блюдца хранились в этом монастыре; но 30 декабря 1752 года были выданы обратно строителю Леохнова монастыря, иеромонаху Силуану и белому священнику с церковно-служителями. 46) В 1757 году, 25 сентября, настоятель сего монастыря, архимандрит Пахомий скончался, и на место его, 14 декабря того же года, определен игумен Лисицкого монастыря, соименный первому, Пахомий, с возведением его в сан архимандрита. Управляя Лисицким монастырем, игумен Пахомий состоял так же при Конторе новгородского архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году, 14 сентября, обозревал монастырь преосвященный Феоктист, епископ Старорусский. 115) В 1871 году, в июле месяце, отведен сему монастырю из казенной Нагово-Спасской дачи, находящейся на стороне реки Ловати, близ деревень Зубакина и Дретенки, участок строевого и дровяного леса, заключающий в себе 150 десятин, взамен отпускаемого ежегодно из казны валежного и сухоподстойного леса на монастырские потребности. В том же году, петербургскою купчихою, Наталиею Феодоровною Зуевою, пожертвованы в монастырь: медно-посеребрянные металлические хоругви и плащаница, писанная на полотне масляными красками и обшитая по краям красным бархатом с золотою бахромою, по которому вышиты слова: «Благообразный со древа снемъ Пречистое Твое тло, плащаницею чистою обвивъ, и благоханми во гроб нов закрывъ положи». 116) В 1872 году, 9 мая, в 5 часов пополудни, скончался настоятель монастыря, архимандрит Иринарх, и погребен за алтарем соборного храма Преображения Господня, против диаконника, по правую сторону могилы архимандрита Паисия. Архимандрит Амвросий. В том же году, 10 июля, назначен настоятелем монастыря, архимандрит Сковородского монастыря, Амвросий. 117) В 1875 году, 21 июля, прибыл в монастырь преосвященный Никодим, епископ Старорусский, по случаю обозрения монастыря, градских церквей и духовенства г. Старой Руссы, который и был встречен у монастырских св. ворот настоятелем со всею монашествующею братиею, с хоругвями и запрестольными крестами. 118) В 1877 году, в сентябре месяце, архимандрит Амвросий определен настоятелем Иверского первоклассного монастыря, а настоятелем сего монастыря назначен архимандрит Устюженского Моденского монастыря, Моисей. Архимандрит Моисей . В том же году, согласно духовному завещанию вдовы мещанина, Дарии Семеновой Лаврентьевой, поступила во владение монастыря каменная лавка, находящаяся в шорной линии гостинного двора, с тем, чтобы монастырь, получаемые с лавки доходы употреблял на вечное поминовение души завещательницы. Кроме лавки, по завещанию вдовы Лебедевой получено две иконы: 1) Рождества Христова и 2) Тихвинской Божией Матери, в киотах и в ризах низкопробного серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книги были главным образом Буквари. В 1734-м году наместник Иверского Монастыря, игумен Аврамий жаловался, что за Александро-Невским Монастырем числятся и деньги, и вещи Иверского, но не возвращаются, «за которым невозвращением, тако ж и за прежним от того Невского Монастыря в пустоту и в крайнее убожество приведением и за нынешними наносимыми обидами оной Иверской Монастырь во всяких нужнопотребностях тернит ныне немалое оскудение и недостаток» 2656 . Указ 15-го июля 1730-го года о возвращении вотчин вносил такое разорение в жизнь Александро-Невского Монастыря, что скоро потребовалась по крайней мере частичная его отмена. Сенат в мае 1732-го года уже сообщал, что, на основании высочайшего повеления 2-го мая 1732-го года, бывшие в Невском Монастыре школьники и разного звания мастеровые, числом 93, возвращенные в Троице-Сергиев и Иверский Монастыри, должны быть высланы по-прежнему в Невский Монастырь для имеющихся в нем разных нужд, особенно по постройке, также, чтобы оставались в нем люди, еще почему-либо но возвращенные в Троице-Сергиев и Иверский Монастыри, за исключением только тех, которые не записаны в подушный оклад и которые для этой записи должны остаться в своих Монастырях 2657 . Началась волокита взаимных жалоб и домогательств, разрешившаяся в 1736-м году подтверждениием распоряжения 1732-го года 2658 . Александро-Невский Монастырь, после отписки от него Иверского, ходатайствовал об оставлении за ним приписанных к Иверскому Монастырю Старорусских соляных варниц, ссылаясь на то, что прежние Иверские варницы по ветхости разрушены и наличные устроены на счет Александро-Невского Монастыря. Иверский Монастырь, не отрицая, что варницы действительно устроены новые, доказывал, что они устроены на доходы с Старорусских вотчин Иверского Монастыря. Святейший Синод признал в 1731-м году право владения варницами за Иверским Монастырем 2659 . В июле 1733-го года Александро-Невскому Монастырю возвращены отписанные в 1730-м году к Иверскому 11 погостов в Старорусском уезде и соляной завод в Старой Руссе 2660 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В начале XIX века в монастыре основано духовное училище. Возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в которой была устроена церковь Всех Святых, которая вскоре была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и старая трапезная были соединены каменной вставкой. 15 марта 1830 года монастырь причислен ко второму классу с увеличением штатного жалованья. В 1880—1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни — Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить известных граждан города. 10 января 1892 года монастырь причислен к первому классу. Вид монастыря с юго-западной стороны. Гравюра А. И. Зубчанинова с фотографии В. Кузнецова (1892 г.). С самого основания монастыря до 1798 года настоятельство было игуменское с промежутками строительского и архимандритского. С 1798 по 1917 монастырь управлялся архимандритами. В 1917—1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большинство храмовых зданий не были разрушены, пострадали лишь второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находилась немецкая комендатура. В ходе боёв за город монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под руководством Т. В. Гладенко. После их завершения в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей. В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, перестроенный под спортивную школу. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время на территории бывшего монастыря находится Старорусский краеведческий музей.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

И паки сугубо Господа Бога молимъ и челомъ бьем со всею братиею за твою, государеву, милость, что велл пожаловалъ выдать свое, государево, жалованье камских варницъ на ныншной, на 174 (1665)-й годъ две тысячи рублев денег. И то твое, государево, жалованье до нас дошло. Да воздастъ теб Господь Богъ стократное воздаяние. Но и еще молимъ твою кротость, аще а великихъ твоя милость не презр нашего прошения, тако и ныне, – о достатках мди двусотъ пуд положения нашего в великий колокол. Не презри нашего прошения, повели Господа ради выдать, понеже и пуда не годитьца 1911 от освящения избывшихъ в простыя вещи произвести. Да твоим, великим государевым, жалованьемъ празничный великий колокол сольемъ. Да прежде поданные теб, великому государю, челобитенки о Печенскомъ монастыр и о рек Еконге, о рыбных и салных 1912 промыслах, и по се число по тмъ челобитным твоего, государева, милостиваго указу нет. Да в прошлом, государь, во 173 (1664–1665)-м году послана твоя, великого государя, грамота из Новгородцкой чети приписью дьяка Дмитрея в Старую Русу воеводе, к Петру Александрову сыну чтоб нашего, богомольца твоего, строения Пречистые Богородицы Иверского монастыря вотчины Старорусскаго узда крестьяном//(л. 435) гонять гоньба по прежнему, какъ гоняли до отдачи за Иверской монастырь. А какь ты, великий государь, пожаловалъ в свое, государево, богомолье, а нашего, богомольца твоего, строение Пречистые Богородицы в Ыверской монастырь тхъ крестьянъ Старорусскаго узда в вотчину во 163 (1655)-м году, и на т вотчины дана твоя, великого государя, жалованная утверженая грамота за твоею, великого государя, приписью и за золотою печатью. И с того году да по нынешной, 174 (1665)-й, год за тое гоньбу велено ему, воеводе, деньги доправить и впредь гонять гоньбу по прежнему. А в твоей, великого государя, жаловальной 1913 утверженой грамоте написано: в сел, что былъ Валдай, а нын Богородицко, и в ыных селехъ, и в деревнях, и в рядкахъ, и на погостахъ, и на починках, которые по твоему, государеву, царскому жалованью отданы в вотчину Пречистые Богородицы в Ыверской монастырь у крестьян посланники ваши, государевы, во дворехъ, и в анбарехъ, и в лавках не ставятся, и подвод, и проводников, и судовъ, и гребцов, и кормщиков у них не емлют, и из волости в волость не провожаютъ, и под твою, великого государя, казну, и под десятинную рыбу, и подъ запасы судов у нихъ не отписываютъ, и подвод у них не емлют, и бояря твои, государевы, и воеводы, и приказные люди тхъ монастырских крестьянъ не судят и не вдают ни в чем, ни в каких длах, и пошлин с них и явки не емлют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Да в прошлом государь в 173-м году послана твоя великого государя грамота из Новгородской чети за приписью дьяка Дмитрия Шубина в Старую Русу к воеводе к Петру Александрову сыну Фомину-Квашнишу, чтоб нашего, богомольца твоего, строения Пречистые Богородицы Иверского монастыря вотчины Старорусского уезда крестьяном гонять гоньба по-прежнему, как гоняли до отдачи за Иверский монастырь. А как ты великий государь пожаловал в свое государево богомолье, а нашего, богомольца твоего, строение Пречистые Богородицы в Иверской монастырь тех крестьян Старорусского уезда в вотчину во 163-м году, и на те вотчины дана твоя великого государи жалованная утверженая грамота за твоею великого государя приписью и за золотою печатью, и с того году да по нынешний 174-й год за тое гоньбу велено ему воеводе деньги доправить и впредь гонять гоньбу по прежнему; а в твоей великого государя жалованной утверженой грамоте написано: в селе, что был Валдай, а ныне Богородицко, и в иных селах и в деревнях и в рядках и на погостах и на починках, которые по твоему государеву царскому жалованью отданы в вотчину Пречистые Богородицы в Иверской монастырь у крестьян посланники ваши государевы во дворех и в амбарех и в лавках не ставятся и подвод и проводников и судов и гребцов и кормщиков у них не емлют, и из волости в волость не провожают и под твою великого государя казну и под десятинную рыбу и под запасы судов у них не отписывают, и подвод у них не емлют, и бояря твои государевы и воеводы и приказные люди тех монастырских крестьян не судят и не ведают ни в чем, ни в каких делах, и пошлин с них и явки не емлют, и тот воевода Петр Квашнин, стакався старорушаны с посадцкими людми твоего великого государя богомолья Пречистые Богородицы Иверского монастыря вотчинным крестьянам чинит убытки и протори и волокиты большие, и изгоняет напрасно, и стрельцов в вотчину посылает, и гоньбы за прошлые годы и пошлины правит, а твоей великого государя жалованной утверженой грамоты не слушает, и во всем чинитца противен и ослушен, и от той его изгони крестьян разолися 680 и многие разбрелись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

28 мая 1893 года Святейший Синод определением своим, состоявшимся и окончательно пропущенным к исполнению 9 июня того же года, за 1417, руководствуясь Высочайшим повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года, постановил: Рдейскую женскую общину, Старорусского уезда, возвести в общежительный женский монастырь с наименованием его: " Успенская Рдейская общежительная пустынь " , с таким числом инокинь, какое обитель по своим средствам в состоянии будет содержать, о чём и сообщить для напечатания во всеобщее известие Правительствующему Сенату ведением, а редакциям Церковных Ведомостей и Правительственного Вестника по принятому порядку; предоставив вместе с сим г. синодальному обер-прокурору испросить Высочайшее соизволение на укрепление за вышеозначенным монастырём жертвуемого потомственным почетным гражданином Александром Николаевичем Мамонтовым недвижимого имущества, состоящего из 99 десятин 1200 сажень земли, Псковской губ., Холмского уезда, при деревне Сутоки, с находящимся на земле лесом, а преосвященного Новгородского уведомить о сем указом, который и послан был того же 18 июня, за 2744. Таким образом, Господу Богу угодно было на месте закрытой обители и даже впоследствии приходской церкви восстановить снова святую обитель в прославление имени Господня, под покровом Владычицы нашей Успения Пресвятой Богородицы. Промыслу Божиему угодно было указать жертвователя в лице больного потомственного почетного гражданина А.Н. Мамонтова. Да будет благословенно имя Господне и да почиет благодать Господа над этой ещё скромной обителью, хотя и устроенной, но всё ещё имеющей много нужд, и да не оскудеет рука дающих на благолепие храмов Господних и дела святые!.. Источник: Бажанов И.Г. " Об Успенской Рдейской общежительной пустыни, Новгородской губернии, Старорусского уезда "http://Товарищество типографии А.И. Мамонтова, Москва, 1893 г. Духовно-нравственным центром Полисто-Рдейского края на протяжении многих столетий была Рдейская обитель на Рдейском озере. Озеро площадью 760 га имеет форму неправильной восьмерки, меньшая верхняя часть соединена проливом с нижней. Перешеек между ними образует два полуострова, на восточном песчаном, площадью около пяти га, находился Рдейский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=38128

28) В 1686 году крестовый дьяк «царевин» Иоанн Корнилов Шушерин дал вкладом в монастырь напрестольное Св. Евангелие в 1/2 листа, печатанное в Москве, в мае месяце 1685 года. в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей. Евангелие это, с серебряными застежками, обложено красным плисом; на верхней доске имеется средник с изображением распятия; по углам четыре Евангелиста. На страницах скорописью прописано следующее: " Лта (неясно) мсца октбр въ 1 день далъ се Св. Евангеле во обнтель Всемилостиваго Спаса, Госдарынъ Благородныхъ царевенъ, Крестовый Дькъ Корниловъ, сынъ Шшоринъ, по себ н по своихъ родителехъ ввкъ а поминать о здравии Ioahha, Дарю одинъ годъ и сродниковъ ихъ в покоени Корнил, Агрипины одннъ годъ н родственниковъ ихъ». 29) В 1688 году, по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии Алексеевны, вследствие прошения игумена Иосифа с братиею, дана монастырю выпись на пожалованные ему три рыбных озерка: Осенское, Сереберское и Соминское и десять сенокосных пожен, взамен взятых от него двух сот шестидесяти четырех дворовых, садовых и огородных мест, приписанных к старорусскому посаду. 30) В 1689 году, цари Иоанн и Петр Алексеевичи именным указом пожаловали монастырю, между прочим, в озере Ильмене две вежи рыбной ловли, в вечное, владение, и безоброчно. В том же году, 10 августа, настоятель монастыря, игумен Иосиф переведен в Новгородский Отенский монастырь, а на место его определен игумен Отенского монастыря, Феодосий. Игумен Феодосий. В 1692 году, 2 февраля, в настоятельство игумена Феодосия, «Крестнаго монастыря архимандритъ и его келейный старецъ Макарй дали вкладомъ колоколъ въ монастырь всемилостиваго Спаса что въ Старой Русе, по своей души и посвоихъ родителехъ ввчной поминокъ. Всома рк. пу. и. (120 пудов 8 фун.) лта зс., (1692 г.) , вылитъ сей колоколъ при держав великихъ государей царей Благоврныхъ и Великихъ князей Ioahha Алексевича и Петра Алексевича всея великя и малыя и блыя Росси Самодержцевъ». В нижней части колокола сделана следующая надпись: «Лил сей колокол мастер Моторин».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010