иером. Сергий (Усинин) Летопись Старорусского Спасо-Преображенского первоклассного мужского монастыря, в котором находится чудотворная икона Старорусской Божией Матери Источник На основании документов и актов, хранящихся в архиве монастыря с 1192 года по 1896 год, (с тремя рисунками) и приложением: 1) кратких сведений о жизни основателя обители, Св. Мартирия, архиепископа Новгородского; 2) описания храмов монастыря и 3) биографии настоятеля монастыря архимандрита Мелетия. Краткие сведения о жизни блаженного основателя старорусского Спасо-преображенского монастыря, святого архиепископа новгородского Мартирия Святой архиепископ Мартирий, по сказанию I Новгородской летописи, был родом из самого города Старой-Руссы и происходил от благородных родителей, по фамилии Рушаниных 1 . Начало иноческих подвигов, без всякого сомнения, он положил в одном из новгородских монастырей, где и удостоен был священного сана. Ревнуя о славе Божией и о спасении своих ближних, священно-инок Мартирий удалился из той обители, в которой восприял иноческий сан и, неподалеку от своего родного города, на острове, средин густого леса, приступил к основанию монастыря. В 1192 году он построил деревянную церковь , во имя Преображения Господня, и устроил монастырь «на прибежище крестьяном» (т. е. христианам). В том же году, на праздник Успения Пресвятыя Богородицы, церковь эту освятил владыка Новгородский, святой архиепископ Григорий. При торжестве освящения храма, святитель Григорий назвал новосозданный монастырьмонастырем Преображения Господня, а самого основателя нарек игуменом. Недолго, впрочем, привелось управлять игумену Мартирию созданною им обителью, светить светом своих добродетелей братии и назидать ее словом и житием. Основанный святым Мартирием монастырь назывался «в Русе на посаде», а место, на котором построен – островом, вероятно потому, что ручей Войе, обтекающий город с восточной стороны и впадающий за монастырем, на северо-западной стороне, в реку Полисть, при значительном водном пространстве в древнее время, образовал собою остров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Старорусской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Крупный кирпичный храм эклектичной архитектуры, сооружённый в 1889-1892 гг. по инициативе архим. Мардария в юго-восточной части монастыря. Однокупольная четырёхстолпная постройка с алтарём и притвором, второй престол Князь-Владимирский. Закрыт не позже 1930-х гг., несколько повреждён в войну. В 1960-х гг. капитально перестроен с разборкой венчаний. Занят спортивной школой. Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 115-119  «Под кров Твой Владычице вси земнороднии прибегаем» Для главнейшей святыни, для иконы Владычицы, возвра­щенной в обитель из Тихвина, иждивением добрых людей да усердием трудника настоятеля с братией устроен обшир­ный соборный храм. Далеко отступил этот храм от древних церквей к самой южной стене обительской, бли­же к городу. «В утешенье и спасительное заступление от всякия нужды и скорби» стоит он и близкий к оби­тели, недалекий и от горожан, усердных почитателей Бо­гоматери. Высоко подымаются стены церковные, украшенные пилястрами, поясами с карнизами. С востока пристроен обширный квадрат с выдающимся посредине полукружием, а с запада — притвор, возвышающийся срединою своею до высоты церковных стен. Со всех сторон на стенах церкви поставлены фронтоны в виде трех кокошникообразных полукружий. Посредине возвышается широкий купол, увенчанный небольшою главою с крестом. Наружный вид храма пестрит украшениями и прилепками, обычными в архитектуре современных жилищ 1). 1) Вместе с папертью и алтарем он тянется, на 18 саж. 1 арш. в длину, в ширину на 12 саж. 1 арш. и в высоту на 11 сажен. Внутри храм легок и светел и представляет из себя обычный четверик. Четыре колонны поддерживают его купол. Этими же колоннами четверик делится на 3 нефа. Прямо при входе открывается резной трехъярусный иконостас главного алтаря в честь иконы Старорусской Божией Матери. Среди изящных колонок, пилястров и резных украшений размещены здесь иконы новейшего письма.

http://sobory.ru/article/?object=34747

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало c 1892 г. до сер. 30-х гг. XX в. Резиденцией епископов первоначально служил Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с 1907 г. Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (до его закрытия в 1924); в 1907 г. Кирилловские викарии получили в свое ведение часть Новгородской епархии. 21 нояб. 1892 г. Новгородская кафедра была отделена от С.-Петербургской (епархии были объединены в 1775) и получила самостоятельного архиепископа с титулом «Новгородский и Старорусский». Тем же высочайшим повелением викарному Старорусскому архиерею усваивалось наименование «епископ Кирилловский», по уездному г. Кириллову. 28 нояб. 1892 г. Новгородская консистория уведомила об этом духовенство епархии, приказав духовенству Кирилловского у. возглашать после имени правящего архиерея имя епископа Кирилловского. Старорусский еп. Антоний (Соколов) был переименован в епископа Кирилловского. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) прибыл в Новгород 17 дек. 1892 г. Еп. Антоний оставался его викарием до 3 сент. 1893 г., когда получил назначение в Чернигов, где и скончался. В 1893 г. К. в. замещалось дважды. 30 сент. на кафедру был определен ректор Донской семинарии архим. Назарий (Кириллов) , хиротонисанный 24 окт. в Троицком соборе Александро-Невской лавры; уже 13 нояб. он стал епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 18 дек. 1893 г. Кирилловскую кафедру предоставили еп. Арсению (Иващенко) . Архиеп. Феогност создал своему ученому викарию условия наибольшего благоприятствования. Чтобы еп. Арсений мог продолжать в Новгороде занятия историей Церкви, агиографией, переводами визант. авторов, его не обременяли епархиальными делами. 13 авг. 1900 г. он участвовал в освящении Софийского собора после реставрации. Занимал Кирилловскую кафедру до кончины 18 февр. 1903 г., погребен в паперти Преображенского собора Хутынского мон-ря. Последующие 4 Кирилловских епископа были хиротонисаны в новгородском кафедральном Софийском соборе. Хиротонию еп. Феодосия (Феодосиева) совершили 23 марта 1903 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) , епископы Ямбургский Сергий (Страгородский) и Дмитровский Трифон (Туркестанов) . Еп. Феодосий совершал ежегодные объезды епархии для обозрения храмов и мон-рей, в авг. 1905 г. посетил Кириллов.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

Леохново. Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты На том месте, где прежде был основанный преподобным Антонием Леохнов монастырь, теперь находится село Леохново, отстоящее от города Старой Руссы в 37 километрах по дороге. Окрестные деревни Еваново, Виленка, Елицы, Гостеж составляют основу прихода Спасо-Преображенской церкви. Из описания жизни преподобного известно, что он вместе со священноиноком Тарасием построил в Леохнове церковь во имя Преображения Господня. В начале XVII столетия монастырь совершенно был разорен шведами, а братия умерщвлена; но в скором времени опять был восстановлен, когда около 1630 г. перенесены были в него нетленные мощи преподобного. В середине XVIII столетия в нем было две церкви. Одна, во имя Преображения Господня, построенная в 1690 г., была четырехстенной постройкой длиной 6 и шириной 3 сажени, с алтарем, трапезою и папертью, крытая тесом. На ней были две главы, обитые деревянной чешуей, с железными крестами. Иконостас в церкви был трехъярусный, «платной работы». Вторая церковь, во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы построена в 1727 г. Длиной она была 10 и шириной 3 сажени, построена на взмостье; на ней сруб восьмистенный, глава также обита чешуей и крест железный восьмиконечный. В этой церкви иконостас был четырехъярусный. При церкви имелась колокольня шестистенная с семью колоколами, большой - 15 пудов весом. Малый же железный колокол сохранялся еще со времени преподобного Антония. В монастыре были две настоятельские кельи, соединенные сенями, и две новые братские. Что касается способов содержания монастыря, то они были различны. Главным источником содержания служила земля. Царь Василий Иванович Шуйский освободил от оброка и пошлин пустоши Дурново и Еваново, бывшие доселе оброчными. Грамота, выданная монастырю царем Василием Ивановичем Шуйским на владение перечисленными пожнями и пустошами, затерялась во время шведского разорения. Кроме земли, средствами содержания монастыря были рыбные ловли на озере Ильмене. Монастырь имел право посылать до царствования Василия Ивановича Шуйского 4 человека ловить рыбу; царь же Василий Иванович дал право монастырю посылать 8 ловцов. Так, в 1681 г., со всеми вотчинами и угодьями он был приписан к Новгородскому Юрьеву монастырю , в 1687 г. - к Новгородскому архиерейскому дому, в начале же XVIII века мы находим его приписанным к Старорусскому Спасо-Преображенскому монастырю

http://sobory.ru/article/?object=08799

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский Старорусский монастырь, 1 класса, в городе Старой Русе. Основан Мартирием, который при новгородском князе Ярославе Владимировиче выстроил здесь в 1192 году несколько келлий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиепископа новгородского. Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия (в 1193 года избранного архиепископом Новгородским, скончавшегося 24 августа 1199 года и погребенного в Новгороде, в притворе Софийского собора). Во время литовских и шведских набегов монастырь весьма часто подвергался разорению, но после каждый раз снова возобновлялся. Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя (Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=00838

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Рядом с Рождественским храмом находится Сретенская церковь с трапезной. В настоящем своём виде она построена в 1630-е годы, но по некоторым документальным свидетельствам, на месте одноимённой каменной же церкви. В описи 1615 года здания монастыря описываются так: " Монастырь Преображенье Спасово да Въстритение Господне, оба каменные храмы, да в трапезе храм Рожество Христово древяная " . Правда, Писцовая книга 1624 года с этим не соглашается: " В том же монастырь церковь древяная Сретение Господне... " И, пожалуй она права. Вероятно, до 1630-х годов трапезный храм старорусской обители оставался деревянным. Теперешняя Сретенская церковь составлена из двух объёмов (собственно церковь и трапезная) и имеет два этажа. С западной стороны пристроено крыльцо внушительного вида, а с северо-запада примыкала, как удалось установить, деревянная уборная. С севера трапезную " продолжал " братский корпус, разобранный в конце XVIII века. Тогда же из Спасо-Преображенского собора в трапезную часть храма перенесли придел во имя мч. Антипы. В течение XIX века Сретенский храм претерпел разительные перемены. Вместо тёса его покрыли железом с изменением конструкции кровли и главы, декоративные детали фасадов частью срубили, частью заштукатурили, дверные и оконные проёмы перебили. В 1836 году в нижнем ярусе (подцерковье) освятили придел в честь Старорусской иконы Божией Матери, спустя несколько лет сюда " спустили " придел мч. Антипы. В 1892 году Старорусский придел переосвятили во имя прп. Исидора Пелусиота. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Сретенская церковь Преданье говорит, что там, где были погребены иноки мученики, убитые литовцами еще в 1234 году, насельни­ками обители был выстроен храм. Письменные памятники ничего не говорят об этом храме. Известно лишь, что деревянная церковка в честь Сретения Господня существо­вала после нашествия литовского и шведского, а около 1630 года, при игумене Иосифе, была устроена новая каменная церковь на месте, обвеянном народным преданием. С тех пор и поныне стоят нерушимо церковные стены. С северной стороны к храму были приделаны братские келии, пока, наконец, не обветшали они и были разобраны (в конце 18 стол.). Внизу в подцерковьи (по словам старожилов. Макарий, 49 стр.) было устроено даже отделение, в котором содержались колодники до суда тайной канцелярии за «госу­дарево слово и дело».

http://sobory.ru/article/?object=06905

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:приблизительно 1620 - 1630. Адрес: Новгородская область, Старорусский район, г. Старая Русса, Монастырская площадь, д. 1 Координаты: 57.994064, 31.360518 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырская колокольня и ризница К северной стене древнего собора с давних пор (около 1630 года) была пристроена трехъярусная колокольня, и висели на ней, во втором пролете, колокола сладкозвонные, помнившие еще ворогов русских — немцев с Литвою и шведами, а внизу шли крутые лестницы, да хранилось вся­кое добро монастырское, хранилось и казенное вино, когда соборное подцерковье было отдано в аренду казне. Невелика была та колокольня для обители, да прослужила она почти двести лет. Наконец, архимандрита Дионисий, надстроил на нее целый ярус (1819), а еще выше поднялся над нею купол осьмискатчатый со шпилем и золоченым крестом. На самый верх, на четвертый ярус, в семи пролетах его (восьмой заделан наглухо) повысили колокола благовестники. После того прибавили еще большой колокол в 317 пудов. Рядом с ним повесили и прежний набольший колокол с древнею надписью: «Лета 7200 (1692) вылит сей колокол при державе великих государей царей Благоверных и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев. Февруария во 2 день дал сей колокол вкладом в монастырь Всемилостиваго Спаса, что в Старой Руссе Крестнаго монастыря архимандрит Иосиф да келейный его старец Макарий по своей души и по своих родителех в вечной поминок, весом 720 пудов 8 фунт». Внизу колокола такая надпись: «Лил сей колокол мастер Моторин». Кругом по пролетам разместились другие колокола благозвонные. Тут есть колокол мастерства того же литейщика, весом в 50 пудов; другой колокол Кречевский с над­писью: «Сей колокол города Старыя Руссы бывшаго Кречева монастыря церкви преподобнаго отца нашего Сергия. Весу 4 пуда 4 фун., 1778 года»... И еще есть древний колокол с надписанием: «Лета 7104 (1601), марта слит бысть сей колокол при Благоверном Цари великом князи Борисе Феодоровиче всея Руси», а внизу надпись: «В Ста­рую Русу к Богоявлению (за) Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Остров». Всего же на колокольне висит 10 колоколов. Внизу под колокольнею находится маленькая часовенка во имя Всемилостивого Спаса, где стоял до последнего времени почитаемый образ Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=57035

24 . Декрет II Всероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 25 . Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 26 . Деяние 135. 14 (27) июля 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 9. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 27 . Деяние 139. 24 июля (6 августа) 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 10. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 28 . Деятельность Отечественной Церкви во время войны России с Германиею, Австриею и Турциею (В 1914 г.). – Петроград, 1916. 29 . Димитрий (Абашидзе). Библиографическая статья. Сайт Открытой православной энциклопедии «Древо». URL: http://drevo-info.ru/articles/12945.html (дата обращения 16 марта 2019). 30 . Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника . – 3-е изд. – Козельск, Калужская обл.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2006. 31 . Евдоким (Мещерский), архим. Иноки на службе ближним: статья. – Б.м., Сохранность: неполная, без конца. Российская государственная библиотека, OR Ф. 765, к. 13, ед. 9. 32 . Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). Сайт «Золотое время – Golden Time», URL: http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm (дата обращения 14 апреля 2019). 33 . Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 34 . Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. – М: Изд-во ПСТГУ, 2008. 35 . Ефремова О.Н. На полях сражений и в тылу в 1914–1916 годы: по материалам дневника архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) ./Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, 2014, Вып. 5 (60). С. 88–109.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

А.Н. Надеждин Должностные лица Ректоры 1) Феогност Лебедев (тверск. сем.), магистр спб. академии 1827 г., бакалавр моск. акад. сначала по церк. словесности, потом по нравственному богословию; пострижен в монашество в 1832 г. а в 1833 г. определен ректором вологодской сем. с настоятельством в Толгском ярославском монастыре. В июне 1841 г. перемещен в спб. семинарию. В сент. 1842 г. уволен, по прошению, от профессорства и оставлен только ректором, на полном ректорском окладе, с поручением его особому надзору богословского класса, и чтоб удобнее мог иметь «бдительный надзор за семинарией и подведомственными ей низшими училищами». Бывши членом конференции спб. академии, с янв. 1842 г. состоял членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии наук. В мае 1848 г. посвящен в епископа острогожского, викария воронежской епархии. В 1852 г. епископ вологодский, в 1856 г. тобольский. Скончался архиепископом псковским в 1869 г. 2) Христофор Эммаусский (твер. сем.), кандидат спб. акад. 1819 г., был учителем в киевской и орловской семинариях, затем приходским священником орл. епархии. Овдовев в звании протоиерея, принял монашество в 1833 г., был настоятелем Троицкого Оптина монастыря и вскоре Комиссией дух. уч. назначен в ректоры волынской сем. с настоятельством в Загаецком Иоанна Милостивого заштатном монастыре. В 1848 г. был вызван в Спб. на должность чередного архимандрита и в июне определен ректором спб. семинарии, получив в 1849 г. в управление Новоторжский Борисоглебский монастырь. В том же году ездил ревизором в новгородскую семинарию. С 1850 г. епископ ревельский, викарий спб. епархии. В 1856 г. епископ вологодский, а в 1860 г. – вятский, но в том же году, по прошению, уволен в Спасо-Суморин монастырь, с управлением им. † 1872 г. 3) Иоанникий Горский (яросл. сем.), магистр спб. акад. 1837 г., профессор нижег. сем., инспектор и профессор богословия в киевской семин., потом академии, исправлял должность ректора киевской акад. и в 1846 г. сделан ректором ярославской сем. и архимандритом второклассного монастыря. В апр. 1850 г. перемещен в спб. сем. В янв. 1855 г. викарий старорусский, в 1856 г. епископ саратовский, в 1860 г. архиепископ варшавский; скончался херсонским архиепископом в 1877 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леохново. Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1829. Архитектор: В.П. Стасов Адрес: Новгородская область, Старорусский район, с. Леохново Координаты: 58.025527, 30.998633 Проезд:по дороге Шимск-Старая Русса, поворот согласно указателю на 24 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Леохновская колокольня решена в стиле высокого классицизма, характерного для времени Александра I, — нач. 19 в.  Объемно-пространственную композицию колокольни составляют три уменьшающихся кверху четверика. В нижнем четверике устроен проезд. С двух сторон к нему примыкают две одноэтажные пристройки. Два главных фасада акцентированы портиками тосканского ордера. Колонны расставлены парами по сторонам проезда. Второй и третий четверики оформлены одинаково. Арочные проемы для звона фланкированы сдвоенными полуколоннами тосканского ордера. Фасады верхнего четверика завершены фронтонами. Выше четверик основания венчающего купола. Во время войны на колокольне находился наблюдательный пункт, ее обстреливали и бомбили с самолетов. В настояще время колокольня восстановлена. http://leohnovo.ru/htm/history.php В 1829 году по благословению Новгородского митрополита Серафима прежде устроенная при храме колокольня была разобрана и построена новая, трехъярусная надвратная, в классическом стиле, по проекту столичного архитектора. С двух сторон колокольни пристроено было по комнате, которые использовались как сторожка и гостиница для приезжих богомольцев. Глину для кирпича добывали неподалеку в овраге, перед закладкой в формы для обжига ее тщательно вымешивали руками, как тесто. Кладку вели особым рисунком на известковом растворе с кирпичной крошкой для большей крепости. Для деревни постройка была невиданная. Как архитектурное произведение колокольня представляла собой один из лучших образцов строгого классического стиля начала XIX века. По замыслу строителей, леохновские колокола должны были быть слышны во всех приходах благочиния, то есть за 20 верст от Леохново. Большой колокол из сплава с большим содержанием серебра весом 106 пудов, как вспоминают, был хорошо слышен и в Старой Руссе, до которой также 20 верст. Кроме него колокольня была оснащена колоколами в 20 пудов, 10 пудов и пятью малыми. В праздники звонницы окрестных церквей по традиции перезванивались с леохновской.

http://sobory.ru/article/?object=44827

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010