В Тихвинском Большом монастыре чудотворная икона Старорусской Божией Матери находилась в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, по левую сторону входных дверей, на первом столпе. По какому поводу была перенесена чудотворная икона Матери Божией из г. Старой Руссы в Тихвин, существует несколько сказаний. Они в частностях разногласят, но сходны в главном и существенном. Мы укажем на два из них более распространенные в последнее время. По одному сказанию, в царствование Государя и Великого князя Иоанна Васильевича Грозного, в 1570 году, моровое поветрие стало опустошать пределы Новгородской области и между прочими Тихвин и Старую Руссу. Устрашенные жители обратились с горячими молитвами к Небесной Заступнице, умоляя о помощи, и молитва их была услышана: Матерь Божия явилась во сне одному из благочестивых жителей Тихвина и открыла ему, что язва прекратиться, если в Старую Руссу будет принесен образ Тихвинской Богородицы, а в Тихвин Старорусская Ее икона. Повеление Небесной Владычицы было исполнено, и мор действительно прекратился в том и другом городе 2 . По другому сказанию, чудотворная икона Старорусской Божией Матери, во время того же морового поветрия, была взята из Старой руссы и носима из одного селения в другое, для избавления от губительной язвы, и таким образом достигла Тихвина. По милости и заступлению Царицы Небесной моровое поветрие прекратилось, и Старорусская икона Богоматери на время была поставлена в Тихвинском Большом монастыре. По дальности расстояния Тихвина от Старой Руссы и неудобству в тогдашнее время путей сообщения, возвращение Старорусской чудотворной иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу было откладываемо с году на год, а последовавшее затем в 1611–1617 гг. нашествие на Новгородскую область Шведов, разграбивших и разоривших Старую Руссу и разогнавших ее коренных жителей, послужило новым препятствием к возвращению чудотворного образа скорой в бедах Заступницы на место прежнего своего пребывания 3 . Слишком три века святая икона пребывала под сенью Тихвинской обители, слишком три века граждане Старой Руссы не переставили скорбеть, не видя в своем городе своей святыни. При увеличении народонаселения и развития благосостояния гор. Старой Руссы, у граждан ее пробудилось благочестивое желание возвратить свою заветную святыню, чудотворный образ Старорусской Богоматери. Начиная с 1805 года граждане г. Старой Руссы неоднократно ходатайствовали пред высшими духовными и светскими властями о возвращении св. иконы, но ходатайство их оставалось безуспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Обшир­ный алтарный выступ стенами с арками разделен на три части, сообразно трем нефам храма. В среднем отделении его — главный алтарь, в северном — жертвенник, а в южном — придельный алтарь св. благов. князя Владимира. Среди главного алтаря на каменных плитах утвержден большой престол, украшенный массивною сребропозлащенною одеждою с эмалевыми украшениями по углам и с художественными священными изображениями по полотнищам. За жертвенником в левом, северном отделении стоит образ Старорусской Божией Матери, по-видимому, древнего письма, а в иконостас против жертвенника главное место занимает сама чудотвор­ная икона Богоматери. Размерами своими она далеко превос­ходит все другие иконы храма. Высота ее 3 арш. 12 вершк., ширина 2 арш. 15 вершк. Пречистый лик Спаса Младенца обращен в сторону Богоматери. Правою рукою Он благословляет, а в шуйце держит свиток. Кроткая Богоматерь держит Младенца на левой руке, а правую приложила к груди. Темны, плохо разбираются уже священные лики. Об­раз покрыт драгоценною сребропозлащенною ризою, укра­шенною жемчугом, бриллиантами и другими самоцветными каменьями. Висят еще на нем убрусы, ожерелья, кресты, и прочие драгоценные приношения, унизанные камнями и жем­чугом, от усердных горожан. Незамысловата, по-видимому, внешняя история этой святыни. Преданье говорить, что принесена она была сюда в Руссу с незапамятных времен на благословение из древнего города Ольвиополя Понтийского 2). Большим почитанием народным окружена была святыня. Защитницею, покровительницею го­рода своего считали рушане Богоматерь. Далеко разнеслась весть о чудной иконе Ее Старорусской по всей Руси. 2) Так сказано в старинном Виленском месяцеслове 1609 года, а Ольвиополь — город Херсонской губернии при впадении реки Синюхи в Буг. Между тем, на Тихвин обрушилось страшное несчастье — моровое поветрие (1570 по описанию иером. Сергия, и 1655 г. по опис. арх. Макария). Исстрадался город. Казалось, — не будет конца беде... И тут открыто было горожанам, что их спасет Богоматерь, лишь принесут они к себе Ее чудную икону из Руссы.

http://sobory.ru/article/?object=34747

Архиепископ Мартирий, по-видимому, был ревностный строитель св. церквей и приверженец великому князю Всеволоду Владимирскому. Всегда уступчивый и не противящийся народному Вечу, он и был любим новгородцами; и незабвенна память его для Новгорода построением обителей и церквей. Святитель Мартирий, имея усердие и любовь к построению храмов Божиих и святых иноческих обителей, в 1195 году, в мае месяце, соорудил храм Положения Пояса Пресвятой Богородицы на воротах Великого Нова-града, а осенью, в том же году, основал женскую обитель с храмом Воскресения Христова у озера Мячина, на Красной горке. В следующем 1196 году, 13 сентября, владыка Мартирий сам освящал храм в этом монастыре, (который в последствии, в 1750 году, был упразднен). Летописец о сем подвиге святителя говорит так: «Владыка трудился, палимый во время дня зноем, а ночью скорбел, от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь ; и чего желал, то и получил он – царство небесное и радость нескончаемую». И после, почти каждый год своего управления паствою, благочестивый архипастырь Мартирий ознаменовал построением новых храмов. В том же году, усердные два брата Корованковичи, по благословению блаженного Мартирия, основали монастырь на острове Нелезине, в честь святых Афанасия и Кирилла, патриархов александрийских, существующий доселе; и сам он устроил посреди города обитель во имя святителя Николая. В 1197 году, святитель Мартирий имел утешение заложить в Новгороде, в Плотницком конце, храм, во имя святой великомученицы Евфимии Всехвальной, в девичьем монастыре, а расходы по постройке приняла на себя благочестивая боярыня Полюда, жительница Рюрикова Городища. Восседая на Новгородской кафедре, не забыл блаженный Мартирий основанной им обители в городе Старой-Руссе. В январе месяце 1197 года, освящал, он там храм, в честь святого Никифора, патриарха Царя-града. (Как видно из этого, после пожара в монастыре был устроен небольшой придел, во имя сего святителя 2 ). В 1198 году, святой архиепископ Мартирий, на месте сгоревшего деревянного храма (в устроенной им обители в городе Старой-Руссе в 1194 году), приступил к сооружению нового каменного храма. Постройка этого храма, по сказанию новгородского летописца, была начата 21 мая, а окончена 31 июля. Вновь сооруженный святителем Мартирием каменный храм, им самим был и освящен в том же 1198 году, 15 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы. При освящении этого храма, святой архиепископа Мартирий произнес следующую молитву: «Господи Боже, призри с небесе и виждь, и пости виноград свой и соверши, его-же насади десница Тво, и призри на церковь сию, юже создалъ рабъ твой, архиепископъ Мартирий во им Свтаго Твоего да аще кто помолитс въ церкви сей съ врою, то услыши молитв его и отпусти грхи ему молитвами Пресвты Богородицы и всхъ святыхъ Твоихъ, аминь». Блаженный, говорит новгородский летописец, веселился душою, устроив себе вечную память, а христианам честный монастырь 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1885 году оно снова было повторено настоятелем Старорусского Спасопреображенского монастыря о. архимандритом Мардарием, и на этот раз на него было обращено внимание Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича, к которому Старорусские граждане, во главе с о. архимандритом Мардарием, дважды обращались со своею просьбою, и Его Высочество, в именном рескрипте (см. Прибавл. к Церковным Ведом. 1888 г. стр. 1022) на имя г. Синодального Обер-Прокурора от 29-го октября 1887 г., просил об удовлетворении ходатайства граждан г. Старой Руссы. Святейший Синод, получив от Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Новгородского, сообщение, что со стороны настоятеля и братии Тихвинского Богородицкого монастыря, в котором находилась чудотворная икона, препятствий к ее перенесению в г. Старую Руссу не имеется, ходатайство Староруссцев признал уважительным и определением своим, 2-го мая 1888 года, предоставил г. Синодальному Обер-Прокурору испросить на сие Высочайшее соизволение. Государь Император, в 7-й день того же мая, доклад Святейшего Синода изволил утвердить. Велика была радость граждан г. Старой Руссы, когда они узнали о Высочайшем соизволении на возвращение иконы. После напутственного молебна, совершенного в Спасопреображенском монастыре о. архимандритом Мардарием, в Воскресенье 21 августа, весьма многие поспешили в Тихвин, для участия в торжестве перенесения чудотворной иконы. Большинство от станции Чудово (131 верс.) до Тихвина шли пешком. Придя в Тихвин за несколько дней раньше и воздавши поклонение Царице Небесной в Тихвинском Большом монастыре, Старорусские граждане посетили и другие монастыри: Введенский женский монастырь в самом городе Тихвине, в котором покоится четвертая опальная супруга Иоанна Грозного, Царица Дария Алексеевна, из рода бояр Колтовских, тридцать лет подвизавшаяся здесь в подвигах поста и молитвы, Николо-Беседный монастырь, находившийся в 3-х верстах от г. Тихвина, основанный в 1515 году на том месте, где Пресвятая Богородица, явясь с Святителем Николаем простому богобоязненному пономарю, беседовала с этим рабом Божиим, Антониев Дымский монастырь, основанный в XIII веке учеником великого угодника Божия Преподобного Варлаама Хутынского, пр. Антонием Дымским, в котором нетленные мощи сего Угодника Божия почивают под спудом; наконец, соборный храм Преображения Господня, в котором находится чудотворный образ Стокгольмской Божией Матери, прославившийся чудотворениями в XVII веке. Приготовляясь к получению бесценного сокровища, даруемого Царицею Небесною в лике древней чудотворной иконы своей, многие из Староруссцев освятили себя при той или другой святыне Тихвинской таинствами покаяния и причащения св. Христовых Таин, чтобы таким образом быть более достойными шествию с великою святынею.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Среди других святынь Георгиевской церкви - прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это - священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских. Спасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен... это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом. Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины - селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

К Шелонской битве икона Старорусской Божией Матери имеет самое прямое отношение. Интересна и предыстория, как она попала на Русь. По преданию, ее написал евангелист Лука, и со временем она оказалась в Константинополе. Ее почитали не только византийцы, но и все христиане, в том числе новокрещеные русские. По размерам она была самой большой в мире – высота ее 3 аршина 12 вершков, это примерно 280 сантиметров. Вероятно, и сейчас такой нигде нет. Когда в Византии вспыхнули иконоборческие гонения, икону переправили через Черное море в Ольвиополь, близ нынешнего Херсона. В 1470 году Ольвиополю стали угрожать турки. Это был последний оплот Византийской империи, Константинополь к тому времени уже двадцать лет как был завоеван мусульманами. Чтобы спасти святыню от поругания, византийцы отдали образ киевскому князю Михаилу Олельковичу, который как раз вел военные действия у Южного Буга. Интересно, что греки просили его переправить икону на Русский Север, поскольку оттуда в Ольвиополь часто приезжали богомольцы, почитавшие образ. И Господь так судил, что через малое время новгородцы пригласили Михаила Олельковича к себе княжить. Он пришел туда вместе с иконой – несколько десятков дружинников несли ее на огромных носилках. Потом ее переправили в Старую Руссу – ровно за полгода до Шелонской битвы. Великого князя Иоанна III весть о победе застала в Яжелбицах. 24 июля он прибыл в Руссу и повелел отсечь головы нескольким «крамольникам». Среди казненных в Руссе было два посадника: сын Марфы Борецкой Дмитрий Исакович и Василий Губа Селезнев. Посадник Василий Казимир и с ним 50 «товарищов» были отправлены в Коломну. 11 августа в Коростынь выехал из Новгорода архиепископ Феофил с посольством для заключения мира с Великим князем. Послы били челом Ивану III и клялись ему от имени мужей новгородских: «Княжение держати честно и грозно, без обиды. А за короля и за великого князя Литовского... не отдатися никоторою хитростью». Иван III взял откуп – 16500 рублей. По описанию очевидца и участника перенесения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из Тихвина в 1888 г. отмечено: вечером 14 сентября икона была внесена в Успенскую церковь с. Коростынь. Здесь служили при великом стечении народа молебен. Наутро 15 сентября была отслужена Божественная литургия. После совершения напутственного молебна в сопровождении Коростынского крестного хода икона продолжила свой путь в г. Старая Русса. Возможно, стараниями прихожан Успенской церкви в честь знаменательного события был приобретен список со Старорусской Божией Матери, с теми же особенностями, которые мы знаем по списку иконы в Георгиевской церкви Старой Руссы («Взыгрался Младенец»).

http://pravicon.com/image-24032

110-119 119-120 120-122 122-125 125-127 127-131 КОРНИЛИЙ (Синяев Владимир Александрович; род. 22 дек. 1976), митрополит Архангельский и Холомогорский 131-133 133-136 136-137 137-138 КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) 138-143 143-144 КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края 144-145 145-147 «КОРОЛЕВСКАЯ КНИГА» (офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Апу Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII 147-148 148-149 КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского 149-155 CORPUS IURIS CANONICI офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII 155-156 156-166 166-167 167-169 КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом) 169-188 КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти 188-189 189-192 КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (1843-1899), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви 192-193 193-194 194-199 КОРЧИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Корицкая митрополия], епархия Албанской Православной Церкви, расположена в юго-вост. части Албании 199-203 203-207 КОСИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь в Старорусском р-не Новгородской обл. КОСКОНИЙ (Конкордий), мч. Никомидийский (пам. визант., пам. зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

Возвращение Старорусского образа откладывалось по разным причинам, главным образом из-за войны со Швецией в 1611-1617 годах, когда Старая Русса подверглась разграблению со стороны северного соседа. Ясно, что в Тихвинском монастыре, по предстательству Божией Матери спасшем свои и чужие святыни, о возвращении Старорусской иконы не могло быть и речи. Шли годы, нанесенные войной раны залечились, но Старорусская икона не медлила двигаться в обратный путь, как об этом не скорбели жители Старой Руссы. Так веками, из уст в уста, передавалось сказание об утраченном образе, а в местном соборе имелась копия,согласно преданию пришедшая из Тихвинского монастыря в 1640 году [iv] . История сохранила и дату первой попытки старорушан заполучить свою святыню назад: «...около 1787 г. в Старой Руссе вспомнили о подлинной иконе и отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении Старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию Старорусской, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая 1788 г.» [v] Неисповедимы судьбы Божии: спустя время эта икона также прославилась чудотворениями, служа духовным утешением старорусских граждан. Наконец, в 1805 году жители Старой Руссы набрались смелости подать прошение о возвращении иконы на имя митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова). Насельник Старорусского Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Сергий пишет в своем труде, что митрополит Амвросий «с Евгением, епископом Старорусским, склонны были удовлетворить благочестивому желанию старорусских граждан, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказал выдать Икону присланным из Руссы депутатам, под предлогом опасения возмущения тихвинских граждан, не желавших отпустить чтимую святыню» [vi] . Однако один их немногих дошедших до нас официальных документов - прошение граждан г. Тихвина митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Никанору (Клементьевскому) от 8 января 1849 г. об оставлении Старорусской иконы в Большом монастыре - прямо указывает на то, что гражданам Старой Руссы было «ничего не известно» о резолюции митрополита Амвросия на их прошение, поданное в 1805 году. Несомненным оставалось одно: «по всей вероятности, просьба их не была уважена: ибо икона оставлена на своем месте в Тихвине» [vii] .

http://bogoslov.ru/article/315542

По описанию Ларева, он был затянут холстом и по форме напоминал трапецию. На скатах потолка по холсту были писаны иконы Господа Саваофа и Спасителя. Иконы были окантованы деревянными рамками. Левое и правое отделение трапезной имели обыкновенные накатные бревенчатые потолки, которые были так низки, что, по описанию этнографа П.А. Ровинского, осматривавшего храм в 1871 г. высокий человек мог дотянуться до них рукой. Иконы на перегородках были старорусского письма, писанные на холсте. Время их написания, судя по датам, поставленным на иконах, относилось к 1696-1702 г.г. На иконах средней части перегородки справа были изображены святители митрополиты Филипп, Иоанн. Алексей, Петр. С другой стороны той же перегородки - святые мученики Борис, Глеб и Александр Невский. На перегородке по левую сторону были изображены вселенские святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Николай Чудотворец. С противоположной стороны - великомученицы Варвара и Прасковья. Все изображения, за исключением Варвары и Прасковьи, сделаны в рост человека. Предалтарная часть, или собственно церковь, отделялась от трапезной решетчатой перегородкой с широкой дверью посередине, она была небольшой и представляла пространство шириной 3,5 м длиной 2,4 м. У перегородки по обе стороны дверей были установлены скамейки. Священник М. Сизой считал, что эта часть церкви предназначалась для воеводы, его семьи и близких, что весьма вероятно. Для этого, по всей видимости, и была поставлена решетчатая перегородка, чтобы отделить высокого ранга чиновника от простого народа. Иконостас состоял из трех рам. Верхняя часть рам была украшена решетчатой перегородкой простой работы. В нижней части иконостаса с северной стороны, почти примыкая к стене, была устроена дверь для входа в алтарь. На двери висела икона архидьякона Стефана, писанная на холсте. В средней раме, по центру, были устроены царские врата с закруглением в верхней части. На каждой створке ворот располагались иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, выполненные в рост. Между северными и царскими вратами была помещена икона Иоанна Устюжского. С правой стороны от царских врат - икона Спаса Нерукотворного, вышитая золотой и серебряной нитью по шелку (бывшее казачье знамя, ныне хранится в Иркутском краеведческом музее). Наверху, над царскими вратами, располагался Деисусный Чин. В центре - Спас Вседержитель, по бокам - Богоматерь и Иоанн Предтеча. Иконы крепились к матице.

http://sobory.ru/article/?object=17511

По кончине, в 1193 году, архиепископа Григория (родного брата святого Иоанна или Илии), возбудилось среди новгородцев недоумение о том, кого-бы из трех предполагаемых лиц избрать на место святого Григория Архиепископом Нову-граду. Некоторые предлагали Мартирия, другие –монаха Митрофана, третьи – какого-то грека. Дело доходило до ссоры. Наконец, не желая, чтобы избрание архипастыри зависело от произвола человеческого, новгородский князь Ярослав Владимирович, по совещанию с посадниками, игуменами и соборным клиром, решили прибегнуть к жребию, как к суду Божию; положили на престол святой Софии три жребия и послали с «Веча народного» слепца в храм, взять один жребий, который бы указал им волю Божию. Слепой вынул один из трех положенных на престол жребиев –и этот жребий был Мартириев. Тогда же блаженный игумен Мартирий был вызван из Старорусской обители и послан для посвящения в Киев. Принятый там с честию великим князем Святославом Киевским и митрополитом Никифором, старорусский игумен Мартирий по священ был во архиепископа «Новгороду и Пскову», 10 декабря того же 1193 года. Новгород же возвратился 16 января 1194 года, в день памяти вериг святого апостола Петра. В первый же год правления святителя Мартирия, паству его постигло великое бедствие. Сперва страшный пожар выжег Ладогу, потом, перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, ужаснейший пожар опустошил и город Старую-Руссу, во время которого сгорела в монастыре деревянная церковь Преображения Господня, построенная святителем Мартирием. В том же 1194 году таковая же участь постигла и великий Новгород: страшный пожар истребил большую часть города. Новгородский летописец говорит, что, начиная от недели Всех Святых до Успенского поста: «повся дни неведомо где загорашеся». Жители Новгорода до того были напуганы, что даже не смели жить в домах, а жили в поле; тогда же сгорело и великокняжеское Городище под Новгородом! В это трудное время добрый архипастырь, святитель Мартирий, стараясь успокоить волнение народное, не малую имел заботу об участии несчастных. По истреблении пожаром многих церквей на Торговой стороне и множества частных домов, он в том же несчастном году освятил вновь сооруженную усердием граждан церковь , во имя Святого апостола Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010