В 1994 году митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев) посетил Иоанно-Предтеченский храм. Во время визита он благословил восстановление придела во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. На сегодняшний день придел полностью восстановлен. Иконостас этого придела новый. На царских вратах традиционно изображено Благовещение Пресвятой Богородицы. Справа от него в верхнем ряду - образы Спаса Нерукотворного и святой Параскевы, в нижнем - двух евангелистов. На диаконских вратах - большой образ Преподобных Мартирия Печёрского и Серафима Саровского. На боковой части иконостаса находится Старорусская икона Божией Матери, названная так по городу Старая Русса, где икона хранилась с 1470 (по другой версии, с 1570) года. Этот образ отличается тем, что Богомладенец отвернулся от святой Матери, как бы выражая стремление идти от неё прочь, в мир. Слева от царских врат также четыре малых образа: Спас на троне, Старорусская икона Божией матери, Евангелист Лука, пишущий образ Божией Матери с Младенцем и Евангелист Матфей. Здесь же расположен Канун. Третий ряд иконостаса представляет собой деисус. В центре его образ Христа Пантократора. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Божией Матери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. Сохранилась роспись купола центрального храма Иоанна Предтечи XIX века, выполненная в академическом стиле. Благословляющий Христос в самом центре, между нишами окон - изображения святых, на парусах стен - образы четырёх евангелистов. Главный иконостас храма Иоанна Предтечи черырёхъярусный, он также новый. На царских вратах сверху изображено Благовещение Пресвятой Богородицы, а на больших створках справа - святитель Иоанн Златоуст, слева - святитель Григорий Богослов и Василий Великий. Справа от врат образ Христа Пантократора, слева - образ Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Рядом с образом Божией Матери находится икона " Зачатие Иоанна Предтечи " . Второй ряд иконостаса традиционно посвящён двунадесятым праздникам. Третий - деисус, состоящий всего из пяти икон, в центре - Спас в Силах. Слева от этого образа - иконы предстоящих и молящихся Христу: Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, справа - Пророка Иоанна Предтечи и святой Равноапостольной Княгини Ольги. И четвёртый ряд здесь пророческий, в центре его - образ святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=00125

17 сентября Флоренская или Флорентийская икона Икона Божией Матери Флоренская или Флорентийская явилась в Италии, во Флоренции. На старинных гравюрах, изображающих эту икону, стоит год 6600 от сотворения мира. Эта цифра указывает на время, когда последовало явление иконы; на наш счет это соответствует самому концу XI столетия. Икона изображает священное событие Благовещения Богородицы. В книге архимандрита Иоанникия (Голятовского) «Новое небо» об обстоятельствах явления этой иконы рассказывается, что живописец не мог изобразить лика Пресвятой Девы. Он долго раздумывал над тем, как лучше изобразить ему священный лик, и, наконец, решил предоставить это дело на волю Божию. И вот в одну ночь ангел Господень чудесно изобразил лик Божией Матери. Цареградская икона Цареградская икона Божией Матери находится в соборной церкви города Старой Руссы Новгородской губернии. О явлении ее предание рассказывает, что в давние времена два греческих монаха проездом из Царьграда были в Старой Руссе и слушали здесь в соборной церкви божественную литургию. На память о своем пребывании здесь они оставили в соборе икону Божией Матери. Эта икона прославилась затем многими чудотворениями и доселе хранится в Старорусском соборе. Она выбита на грифельной доске и имеет весьма небольшие размеры — всего 2 дюйма. Икона пользуется большим почитанием, и к ней во множестве стекаются поклонники. Есть другая Цареградская икона, сведения о которой помещены под 25 апреля. Одигитрия Макарьевская Эта св. икона явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425—1462 гг.) преподобному Макарию, Унженскому чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжа Костромской губернии. Явление ее последовало в то время, когда Галичская область, к которой принадлежала нынешняя Костромская губерния, находилась в самом бедственном положении: она страдала от внутренних междоусобных войн и была теснима татарами, гнездом которых было Казанское царство. Татарские полчища толпами бродили и производили страшное опустошение.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Утром 31 августа, вспоминает иеромонах Сергий, пошел небольшой дождик, что было воспринято верующими сердцами как знак благоволения Пречистой. В Успенский собор Большого монастыря направился соединенный крестный ход, вобравший духовенство, мирян, монашествующих из всех тихвинских приходов и монастырей. Солею у левого клироса Успенского собора заняли гласные Тихвинской городской думы. Архимандрит Старорусского Спасо-Преображенского монастыря Мардарий, не дожидаясь окончания литургии, направился к городской черте, и у часовни святого великомученика Георгия Победоносца приготовился встретить чаемую святыню. Так определили заранее: по Тихвину икону должны были нести лишь тихвинцы. Проникновенно, до слез, выступавших на глазах тихвинских граждан, сказал архимандрит Евгений прощальное слово: «Какой удостоились мы чести! От нас идет благодатная икона Царицы Небесной, Целительницы болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. Своим благодатным шествием она приосенит все пределы Новгородской губернии и, наконец, даже великий и Богоспасаемый Новгород. Как же мы проводим Ее! Ее несомненно будут провожать Св. Ангелы Божии. Проводим ее и мы грешные с верою, любовию и молитвою...» [xxxi] Плакали все - не только тихвинцы, но и старорушане. Одни прощались с древней, веками намоленной святыней, другие наконец получали то, что никакими прошениями не могли вернуть в прежние времена, ни они сами, ни их благочестивые предки. «Повелением Благочестивейшего и Самодержавнейшего Государя нашего, - продолжил архимандрит Евгений уже у самой Старорусской иконы, подготовленной к дальнему шествию, - я, недостойный архимандрит Евгений, поднимаю с сего места чудотворную икону Старорусской Божией Матери и благословляю Ею граждан города Старой Руссы...» [xxxii] Неспешно, с благоговением приподнял тихвинский настоятель край иконной ризы, молитвенно возгласив: «Пресвятая Богородице, спаси нас!..» Этот древний напев, подхваченный тысячами тихвинцев и старорушан, не умолкал теперь ни на миг - до самой Старой Руссы. Провожали икону и храмы Тихвина, монастырские и приходские, откликнувшиеся на молитвенное призывание Владычицы целой симфонией колоколов. Расставаясь с чтимым образом Царицы Небесной, громко рыдали простодушные тихвинские женщины: «Божия Матерь, Заступница наша, зачем Ты нас оставляешь, куда отходишь Ты от нас, Владычице?!» [xxxiii] Многие падали на колени, поднимаясь лишь тогда, когда торжественный крестный ход скрылся из виду, а наиболее преданные святыне тихвинцы сопровождали Старорусскую икону до новой обители, в одноименный ей город.

http://bogoslov.ru/article/315542

Св. игумен Мартирий. 3) В 1192 году священно-инок Мартирий построил деревянную церковь , во имя Преображения Господня, которую в том же году, на праздник Успения Пресвятыя Богородицы, освятил св. Григорий, архиепископ Новгородский. О построении этой церкви в Новгородском Летописце под 6700 годом сказано: «В то же лето в Русе срубиша церковь на острове Мартурий игумен во имя святого Преображения, и освяти ю Владыко архиепископ Григорий, на праздник Успения и нарече монастырь» 11 ; а самого основателя нарек игуменом. Недолго, впрочем, привелось управлять игумену Мартирию созданною им обителию, светить светом своих добродетелей братии и назидать ее словом и житием. 4) В 1193 году, после кончины святого архиепископа Новгородского Григория, преставившегося 24 мая, основатель обители сей, преподобный игумен Мартирий был избран по жребию на новгородскую святительскую кафедру таковым образом. По кончине сего святителя, возбудилось среди Новгородцев недоумение о том, кого из трех предполагаемых лиц избрать на Григориево место. Некоторые предлагали Мартирия, другие монаха Митрофана, третьи какого-то грека; дело доходило до ссоры. Не желая, чтобы избрание архипастыря зависело от произвола человеческого, князь Новгородский Ярослав, по совещанию с посадниками, игуменами и соборным клиром, положил три жребия на престол св. Софии и послал с «Веча народного» слепца взять один жребий, который-бы указал, им волю Божию: жребий выпал на игумена старорусского Мартирия. С великими почестями вывели блаженного Мартирия из обители Старорусской, возвели на сени владычния и послали в Киев для посвящения, где и был он хиротонисован 10 декабря того же 1193 года во архиепископа великому Новгороду и Пскову, митрополитом Киевским Никифором, при великом князе Святославе. 12 В Новгород возвратился он 16 января 1194 года, в день памяти вериг св. апос. Петра 13 . 5) В 1194 году, перед праздником Успения Пресвятыя Богородицы, городя. Старую Руссу опустошил ужаснейший пожар, во время которого в монастыре сгорела деревянная церковь Преображения Господня, устроенная в 1192 году святителем Мартирием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году, на церкви Сретения Господня сделана вновь глава, поставлены новые стропила для кровли, при чем последняя, вместо дерева, покрыта листовым железом и окрашена медянкой. 80) В 1819 году, по благословению преосвященного Амвросия, епископа Старорусского, старанием архимандрита Дионисия, надстроен на колокольню четвертый ярус, круглый, с 7 пролетами и карнизами, вышиною в 4 сажени: в этом ярусе висят теперь колокола. До 1818 года колокольня была в три яруса, из которых низший имеет квадратную форму, со сводом внутри. В этом ярусе был устроен, подвал для склада разных монастырских вещей; впоследствии же последний обращен в часовню, во имя Всемилостивого Спаса, в которую свет проходить чрез стеклянную дверь с западной стороны. Второй и третий ярусы имеют форму осьмигранника. В первом ярусе помещается теперь монастырская ризница; вход в нее идет из паперти Преображенского храма. Во втором ярусе висели в то время колокола, укрепленные на семи полукруглых пролетах с перилами; в этом же ярусе помещались и боевые часы, которые, за ветхостью и неверностью хода, уничтожены при постройке четвертого яруса. В том же году, по неудобству и тесноте, упразднена церковь во имя Всех Святых, помещавшаяся в башне над св. воротами. 81) В 1820 году, от генерала Илии Алексеевича Сорочинского поступило в монастырь тысяча рублей, на поминовение племянника его, корнета Федора Толстого, погребенного в том же 1820 году, в Казанской церкви. 82) В 1821 году, с правой стороны св. монастырских ворот старанием архимандрита Дионисия, на месте бывшего деревянного частокола, построен вновь каменный двухэтажный настоятельский корпус, который находится и в настоящее время в том же неизмененном виде. 83) В 1823 году, 1 ноября, настоятель монастыря, архимандрит Дионисий, перемещен в Угличский монастырь, Ярославской губернии, а на место его назначен архимандрит Варсонофий, из упомянутого Угличского монастыря. Архимандрит Варсонофий. 84) В 1827 году, при настоятеле, архимандрите Варсонофие, от пожара, начавшогося в квартире, занимаемой штаб-лекарем 4-го карабинерного полка Петровым, сгорела принадлежащая монастырю мукомольная мельница, при деревне Сутоках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году, 7 ноября, царь Алексей Михайлович, по прошению игумена Филарета с братиею, подтвердил жалованную грамоту отца своего, царя Михаила Феодоровича, на владения монастырскими вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями. Игумен Феодосий. 22) В 1651 году, настоятелем монастыря был игумен Феодосий. При нем, в этом же году, производилась опись в городе Старой Руссе монастырским и церковным землям, по указу царя Алексея Михайловича, воеводою Афонасьем Кузмичем Чоглоковым, куда игумен Феодосий и вызывался на съезжий двор к воеводе и выборным людям, для предъявления прав на владение монастырем, дворовыми, садовыми и огородными местами в Старой-Руссе. 23) В 1655 году, грамотою царя Алексея Михайловича, патриаршество Никона, монастырь сей была, приписан к Валдай «кому Иверскому монастырю. Затем, после игумена Феодосия монастырем этим управляли строители , находившиеся в зависимости от архимандритов Иверского монастыря. 24) С 1657 года (с июля месяца) но 1659 год, настоятельствовал в монастыре строитель Пахомий . 25) С 1661 по 1682 год не сохранилось свидетельств как об истории монастыря, так и о настоятелях, управлявших монастырем. 26) В 1661 году, после определении Московского собора об Иверском монастыре, монастырь сей снова получил, свою прежнюю самостоятельность. Игумен Иосиф. 27) В 1682 году, настоятелем монастыря быль игумен Иосиф. Ему, по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, дана выпись из писцовых книг 1625 года на монастырские вотчины и земли, так как, до издания монастырских штатов, Спасский монастырь имел во владении своем более 32 деревень с землями, населенных не менее 2000 душ крестьян; между прочим и упомянуты жилые пустоши: Стехово, Губарево, Шишиморово, Каменка, Олесково, Галахово, Синицыно, Нашино, Машино, Выспино и те из расчищенных, на которых, в одной данной выписи, показаны жившие на них крестьяне. Но этих крестьян, числом 122, в 1614 году немецкие люди побили и дворы их сожгли, «гдепоныне явствуются только сдворочныя их места». По этой, вероятию, причине, число душ, как видно из ведомости Старорусского Спасского монастыря, представленной при донесении 1763 года в новгородскую духовную консисторию, значительно уменьшилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди изящных колонок, пилястров и резных украшений размещены здесь иконы новейшего письма. Обшир­ный алтарный выступ стенами с арками разделен на три части, сообразно трем нефам храма. В среднем отделении его — главный алтарь, в северном — жертвенник, а в южном — придельный алтарь св. благов. князя Владимира. Среди главного алтаря на каменных плитах утвержден большой престол, украшенный массивною сребропозлащенною одеждою с эмалевыми украшениями по углам и с художественными священными изображениями по полотнищам. За жертвенником в левом, северном отделении стоит образ Старорусской Божией Матери, по-видимому, древнего письма, а в иконостас против жертвенника главное место занимает сама чудотвор­ная икона Богоматери. Размерами своими она далеко превос­ходит все другие иконы храма. Высота ее 3 арш. 12 вершк., ширина 2 арш. 15 вершк. Пречистый лик Спаса Младенца обращен в сторону Богоматери. Правою рукою Он благословляет, а в шуйце держит свиток. Кроткая Богоматерь держит Младенца на левой руке, а правую приложила к груди. Темны, плохо разбираются уже священные лики. Об­раз покрыт драгоценною сребропозлащенною ризою, укра­шенною жемчугом, бриллиантами и другими самоцветными каменьями. Висят еще на нем убрусы, ожерелья, кресты, и прочие драгоценные приношения, унизанные камнями и жем­чугом, от усердных горожан. Незамысловата, по-видимому, внешняя история этой святыни. Преданье говорить, что принесена она была сюда в Руссу с незапамятных времен на благословение из древнего города Ольвиополя Понтийского 2). Большим почитанием народным окружена была святыня. Защитницею, покровительницею го­рода своего считали рушане Богоматерь. Далеко разнеслась весть о чудной иконе Ее Старорусской по всей Руси. 2) Так сказано в старинном Виленском месяцеслове 1609 года, а Ольвиополь — город Херсонской губернии при впадении реки Синюхи в Буг. Между тем, на Тихвин обрушилось страшное несчастье — моровое поветрие (1570 по описанию иером. Сергия, и 1655 г. по опис. арх. Макария). Исстрадался город.

http://sobory.ru/article/?object=34747

на обороте креста, в кругах – 15 изображений разных святых и внизу надпись: «И бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображению Спаса Господа нашего Иисуса Христа, индикта; лета 7100 (1592) года, месяца мая». Длиною крест 6 вершков, весом же с деревом и с бывшими мощами 80 золотников. 2) Крест со святыми мощами серебряный, с приделанным вверху ушком. Он сделан довольно массивно, но неизвестно какого года. На нем с лицевой стороны литое распятие с предстоящими – Богоматерью и Иоанном Богословом; вверху распятие Господа и Дух святый, а внизу глава Адамова; все эти изображения литые, мощи в нем положены: а) Апостола Андрея Первозванного, б) Апостола Марка евангелиста и апостола Филиппа, в) князя Владимира Равноапостольного, г) великомученицы Варвары, д) святителя Германа Казанского, е) великомученика Димитрия Солунского, ж) святителя Иоанна Златоустог о и з) св. Григория Неокесарийского . Крест в длину и в поперечнике 2-х вершковый и по всем четырем концам округленный; с лицевой же стороны вызолочен. 3) Нерукотворенный образ Христа Спасителя, 8 ½ верш, длиною и 7 верш, шириною, с серебряным позолоченным по полям, окладом и с таковым же венцом, обнизанным жемчугом. Св. убрус изображен в облаках, с парящими вокруг херувимами и поддерживается двумя ангелами и херувимом в сребропозолоченных венцах; а над ними в полукружии изображено Триипостасное божество, окруженное огнеобразными шестокрылыми серафимами. Образ этот весьма древней греческой живописи, по устному преданию, пожалован в сей монастырь Государем Императором Петром Великим, во время посещения им г. Старой-Руссы в 1693 году. 4) Икона Владимирской Божией Матери, 6 верш, длины, писанная на доске с выемкою, замечательная по превосходному, весьма древнему Новгородскому письму; басменный оклад на ней и венец с ценичными украшениями и сканою работой. Корона над венцом несомненно относится к XV веку, а самая икона может быть и древнее. Существует местное, весьма вероятное предание, что эта икона есть благословение, дарованное обители св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алтарная часть храма устроена в три отделения: в среднем и большем – главный алтарь, в северном – жертвенник, в южном – придельный алтарь. Отделения разделены двумя капитальными стенами, в которых из одного отделения в другое сделаны проходы. Паперть, пристроенная к западной стене храма, состоит так же из трех отделений, которые разделены на два этажа, из коих верхний составляет – хоры; в нижнем этаже – среднее отделение составляет притвор, с правой стороны лестница, ведущая на хоры, а с левой ризница. Окон в храме 43; из них в нижнем ряду 14, с железными узорчатыми решетками, в верхнем 21 и в куполе 8. Печей 6: в храме 4 и в алтаре 2. Печи квадратные, сделанные из листового железа и выложенные внутри кирпичом, Пол во всем храме деревянный, окрашенный масляной краской. В алтаре и на солеи поднят на две ступени выше. Престолов – 2: главный, в честь Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери, и придельный, в честь св. благоверного князя Владимира Равноапостольного. Главный алтарь В алтаре св. престол устроен из дубового дерева с верхнею кипарисною доскою и утвержден на каменной плите, в уровень с полом. Одежда на престоле сребропозлащенная, высокой художественной работы, исполненная, по рисунку архитектора Каминского, Московским фабрикантом Ф. А. Овчинниковым. По сторонам, в овальных, украшенных вокруг разноцветною эмалью углублениях, находятся рельефные изображения: на западной – Тайная Вечеря, на восточной – принесение Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из г. Тихвина, на южной – Успение Божией Матери и на северной – введение во храм Пресвятой Богородицы. По краям, с каждой стороны, пилястры, украшенные разноцветною эмалью. В верхней части одежда обведена гладким карнизом, в нижней же – мраморным плинтусом. Весу серебра в ней – 117 фун. 50 золотников; стоимость с работой – 6000 рублей. Сверх одежды – бронзовый вызолоченный футляр с четырьмя колонками по углам и с зеркальными стеклами. Вышина престола – 1 арш. 6 верш., длина и ширина с футляром –1 арш., 15 вершков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Над царскими вратами позолоченное резное сияние. По правую сторону царских дверей – икона Спасителя, с позолоченною по доске резьбою на подобие оклада, изображенного держащим в левой руке открытое Евангелие, где написано: «иже любитъ отца или матерь». (Матвея зач. 39), а правою рукою блогословляющего. По левую сторону – икона Божией Матери, именуемая Портаитиссы, с такою же позолоченною резьбою. По правую сторону, за пономарскими дверями – храмовая икона преподобного Сергия Радонежского, с серебряным венцом, с таковою же, позолоченною по дереву резьбою, держащего в руке свиток с надписью: «Внимайте себ имти чистот тлесню и дшевю, и любовь не лицемрню, отъ злыхъ же и скверныхъ похотей, отлчатис, пищ же и не мтежно имти наипаче же» … Во втором ярусе, над царскими дверями – икона явления Богоматери Преподобному Сергию. От этой иконы, по обеим сторонам иконостаса –изображения разной величины: Преподобных угодников Новгородских: Антония Римлянина, Варлаама Хутынского и проч. Над иконостасом возвышается позолоченный крест. На клиросах написаны изречения Сивилл. 1. «Сивилла именем Сирсика, яже от Перския страны, ходила возлатых ризах, зраку была младообразна, красотою была зело добра, пророчество ея было до Рождества Христова за 1240 лет сице рекла: сокрушен будет сатана, яко исполнится слово, неведомо, и родится от пречистыя Девы Марии будеть на земли пророк великий примирить и нас Богу и Отцу, и к нам на жребяти осли приидет, и человеки заблуждении обратит себе, сам за всех даст, и верующим в него грехи отдаст» ... 2. «Сивилла именем Любика, яже от страны Африкийския, от града Любека, была взору средняго, ходила в зеленом венце, была радостна, и смеялась всегда сице рекла: приидет день светлости, и разгонит все же темности будет дан новый дар, Бог превечный воплотится от Девы чистыя, родится от сосцу ея, воспитан будет, немым уста отверзет, слепым прозрения даст, храм благоразоренный исправит, егда его воздвигнет ктому уже не подвижет на веки станет» ... 3. «Сивилла именем Дельфика, была доброобразна лицем, ходила во одеянии черном, имела главу откровенну власы своими, а в руках носила всегда воловий рог, сице рекла: в чистую Деву Бог вселится и в рабий образ Господь облечется тогда уразумеют людие древних пророк пророчеству Господа своего того и аз реку; о человече познай Господа своего, се приидет Господь пророк ради, твоего избавления иже весь мир учением своим просветит, и веруя в он живот вечный наследствует» ... 4. «Сивилла именем Хивика, родом страны, Волоския, ходила, распустив власы свои в синих ризах, сице рекла: будет девица вомладых летех честна и велика, и вечному похвалению достойна от всех женских родов приим на своих руках великого Царя понесет, емуже духом святым приведени будут, приидут царие поклонятся ему здары честными, совершенного верою, и воздадут ему славу, и хвалу и честь и вся тварь тому возрадуется» …

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010