18), т. е. не допускали, чтобы новоприходящий поп был принимаем по известному чину от другого попа, если это был поп старого ставления, так как в таком чиноприеме не признавали «воздательной благодати», попов же нового ставления совсем не принимали в сущем сане. Какое же это оправдание бегло-поповщине? «Какое «упрочение» ее? Попытка автора ослабить значение свидетельства Алексеева указанием на тенденциозную цель «Истории» – оправдать беспоповщину не может быть принята потому, что Алексеев не только приглашает проверить достоверность его слов у живых «древних» свидетелей, но и ссылается на письменные источники – на Керженские ответы и на Книжицу диаконовых о сравнении Иоасафа попа, который был рукоположен архиереем старого крещения и ставления и по старым книгам, духовные дети попа Стефана не принимали за то только, что рукоположивший его архиерей служил по новым книгам, а прихожане Козмы пригласили Иосафа совершить над Козмой погребение: так рассуждает далее г. Лилеев, желая видеть в Козме учителя беглопоповщины, но он забывает, что вслед за тем Иоасаф сделался духовным отцом бывших прихожан Стефана, которые сами слезно просили его не оставить их «сирых», не говоря уже о том, что этим противоположением Козмы Стефану (стр. 136–38) автор становится в противоречие с общим своим положением, что беглопоповщину упрочили на Ветке и в Стародубье одинаково оба ее организатора, как Козма, так и Стефан. «Козма, – говорит еще автор рассматриваемой книги, – принадлежал к тем ревнителям церковной старины и староцерковного предания, которые не отвергли бы священства, если бы их оставили при старопечатных книгах и старинных церковных обрядах» (стр. 138). Это, по нашему разумению, уже совсем нечто непостижимое... Вообще вопрос о происхождении беглопоповщины на Ветке и в Стародубье и почему здесь беглопоповщина утвердилась преимущественно, хотя на ряду с нею существовала и беспоповщина, автор по меньшей мере не разъяснил. По требованию своей задачи автор рассматриваемой книги говорит о значении Ветки в истории поповщины вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Софья. Конечно, дядюшка! И такой знатный никого счастливым не сделает, кроме себя одного. Стародум. Как! А разве тот счастлив, кто счастлив один? Знай, что, как бы он знатен ни был, душа его прямого удовольствия не вкушает. Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одною боязнию: рано или поздно сверзиться. Скажи ж, мой друг, счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться? Софья. Вижу, какая разница казаться счастливым и быть действительно. Да мне это непонятно, дядюшка, как можно человеку все помнить одного себя? Неужели не рассуждают, чем один обязан другому? Где ж ум, которым так величаются? Стародум. Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает. Умов много, и много разных. Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек. Софья. Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с моим внутренним чувством, которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека и его должность. Стародум. Должность! А, мой друг! Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают! Всечасное употребление этого слова так нас с ним ознакомило, что, выговоря его, человек ничего уже не мыслит, ничего не чувствует, когда, если б люди понимали его важность, никто не мог бы вымолвить его без душевного почтения. Подумай, что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим. Если б так должность исполняли, как об ней твердят, всякое состояние людей оставалось бы при своем любочестии и было б совершенно счастливо. Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю.

http://azbyka.ru/fiction/nedorosl-fonviz...

Главенство долга перед государством над всеми прочими стремлениями и чувствами — утверждавшееся классицизмом последовательно и безусловно — апеллировало прежде всего к разуму человека, и это как нельзя полнее совпадало с просветительским рационализмом. Рассудок признаётся главным средством самосовершенствования человека, общества. К нему обращается прежде всего писатель-классицист. Отсюда вытекает и дидактизм любого классицистического произведения, наличие в нем любых поучений, рассуждений и т.п. В драматическом жанре авторские поучения и рассуждения поручаются персонажу, именуемому резонёром. Таков, к примеру, Стародум в «Недоросле» (1781) Фонвизина. Все это делает классицистические произведения несколько скучноватыми. Помимо того — ограниченность просветительского превознесения разума обнаруживается и у самих его апологетов — помимо их воли. К примеру, можно указать, что многократно разруганный фонвизинский Митрофанушка обладает достаточно сильным и оригинальным образным мышлением, и это видно из его рассуждений о грамматических категориях. Вспомним: Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. Но для просветительского рассудка такое качество ума представляется вовсе бесполезным, и оно выставляется в нарочито комическом виде. Весьма уязвимо и представление просветителей о самом смысле стремления к знанию. Гжа Простакова. Как, батюшка, назвал ты науку-то? Правдин. География. .….….….….….….….….….….….….….….….….….….…… Гжа Простакова. А к чему бы это служило на первый случай? Стародум. На первый случай сгодилась бы к тому, что ежели бы случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

В 1862 г. положено было начало ученической библиотеке при Черниг. Семинарии. В основание библиотеки Владыка немедленно пожертвовал все свои сочинения. Этою мерою развита в воспитанниках любовь к чтению, дотоле довольно не сильная. В ноябре 1865 года предложено было Владыкою открыть с 1866 года при Черниговской семинарии педагогические классы, для приготовления воспитанников семинарии к успешному занятию в сельских приходских школах. 4) Открытие новых учебных заведений а) Духовное училище в Стародубе Духовенство четырех северных уездов епархии, Стародубского, Новозыбковского, Мглинского и Суражского, как слишком отдаленных от епархиального города, давно уже питало желание, чтобы в их крае открыто было духовное училище, которое сблизило бы их с детьми их. Желание это осуществилось скоро по приезде Преосв. Филарета на Черниг. Епархию. Во второй половине 1861 года уже собран был капитал, пожертвованный духовенством епархии, для открытия в Стародубе духовного уездного училища; немедленно был куплен там за 4000 руб. дом, а 1-го октября того же года уже совершено было открытие училища. Дети названных четырех уездов, учившиеся до тех пор то в Чернигове, то в Новгороде-Северске, получили с этого времени возможность продолжать свое учение в Стародубе, и таким образом они были сближены с своими родными. Открытие этого училища встретило во всех сословиях тамошнего края живое сочувствие 1 . В 1864 году, по предложению Владыки, духовенство Стародубского и смежных с ним трех уездов изъявило готовность образовать ежегодными взносами страховую премию, чтобы обезопасить от огня здания Стародубского духовного училища. б) Училище для девиц духовного звания, в Чернигове Еще большую нужду испытывало духовенство всей епархии в училище для воспитания своих дочерей. И только с приездом Преосв. Филарета, явилась мысль об открытии училища для девиц духовного звания; изыскиваемы были все средства к скорейшему составлению капитала; пожертвования поступали не только деньгами, но даже зерновым хлебом и мукою, которые потом причты церковные, вместе со старостами, продавали в городах, или торговых местечках, по ценам по возможности выгодным, избирая для этого самое благоприятное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Мы разработали принципиально новый аппарат по продаже горячих блинов. У нас большой проект. Аппарат, созданный нами, первый, можно сказать, и в мировой вендинговой отрасли. При его создании было использовано более десятка инновационных решений, которые не имеют аналогов в мире. Опытный образец этого аппарата проходит апробацию в МГУ на Экономическом факультете», – с гордостью заявлял он 261 . Общественные деятели Немало известных «русских мусульман» можно причислить к общественным деятелям. Родоначальником некогда самой известной и активной общины «русских мусульман» – петрозаводской – стал москвич Мустафа-Олег Стародубцев. Он родился в 1965 году в семье богемных художников, а ислам принял, будучи взрослым, во время путешествий автостопом по Южному Казахстану. Как и положено креативному молодому человеку, Стародубцев не остановился на распространенном в этом регионе ханафитском мазхабе суннизма и стал именовать себя маликитом и приверженцем практически неизвестного в России суфийского братства Тиджанийя. В 1995 году Стародубцев неожиданно решил проповедовать ислам в Карелии, по всей видимости, из жажды авантюрных приключений. «Ислам я принял в 1992 году, путешествуя автостопом по Восточному Казахстану. Поворотный миг помню прекрасно: человек в белой чалме и с белым посохом в руке надевает мне на шею четки и говорит: «Не сомневайся! Действуй!» Что было дальше? Красивый, обаятельный, в меру наглый 28-летний сын московских художников (язык подвешен – дай Бог каждому, кое-что в жизни повидал, кое-что читал, в общем, харизма!) приехал в Петрозаводск с целью проповеди ислама. Замороженные карелы первое время от меня тащились... Когда мы познакомились с Висамом Али, он был обычным ленивым студентом и целыми днями валялся на диване перед телевизором. Честно говоря, мне просто стало интересно: удастся ли мне его расшевелить? Удалось. Результат – Духовное управление мусульман в Петрозаводске», – вспоминал он. Из интервью Стародубцева также можно узнать, что он считал своим другом и учителем Гейдара Джемаля, именующего себя шиитом, однако шиитов в целом не любил. Зато любил талибов, движение «Братья-мусульмане» и Эмира Кустурицу, а также считал самым суфийским поэтом Владимира Маяковского 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Затем Стародубцеву игра в ислам надоела, и он поссорился с имамом петрозаводской общины Висамом Бардвилом. «Ну а разошлись мы с Бардвилом по той же причине, по которой когда-то уехал с Кубы, отказавшись от всех должностей, регалий и даже кубинского гражданства, команданте Эрнесто Че Гевара: я не хочу и не могу позволить, чтобы мной «духовно управлял» кто-то, кроме Единого Господа!..» Революции сжирают своих детей. Жена Олега Стародубцева Лида давно сняла хиджаб – за что остальные петрозаводские мусульмане, те, кого ее муж втянул в этот увлекательный процесс самопознания через религию, не говорят ей при встрече: «Ас Салям Алейкум». Да и вообще – в университете она изучает шведский язык, а не арабский. Крошечного сына Стародубцевых зовут Ахмад, и это экзотическое для русских мест имя едва ли не единственное, что сегодня связывает их семью с исламом. Да, еще сайт в Интернете, из которого следует, что, затевая эту авантюру, основатель мусульманской общины Карелии Олег Стародубцев рассчитывал воспитать приверженцев одного исламского направления – суннитов, а оказалось, что арабские студенты, которых он упросил стать проводниками веры, придерживаются шиитских основ. Разница между ними невелика: шииты считают имамов проводниками веры, сунниты хотят поклоняться Аллаху без посредников. В общем, поприкалывался человек. А вышло вон что...», – писала о Стародубцеве газета «Комсомольская правда» 263 . А сам Стародубцев уточнял: «Структура – Духовное Управление мусульман Карелии – я обратился к ее руководству с открытым письмом, в котором напрямик высказал свое нежелание каким-либо образом участвовать в деятельности этой, с позволения сказать, «Олонецкой мусульманской епархии». «Чиновником от Ислама» я становиться не намерен. Мое «духовное управление» – это Сам Аллах!» 264 . Сейчас Стародубцев живет обычной жизнью, никак не связанной с проповедью ислама. Его история вполне типична для представителей интеллигенции, которые часто видят в исламе лишь один из этапов вечного духовного поиска.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

6.2. Освободить заказчика (п. 3) от передачи средств на развитие инженерной инфраструктуры города при строительстве в Новокосино православного храма Всех Святых в земле Российской просиявших. 7 . Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на префекта Восточного административного округа Ульянова Б. В. П.п. Премьер Правительства Москвы Ю. М. Лужков Приложение 41 О передаче в безвозмездное пользование подворью патриарха Московского и всея Руси храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе строений 1 и 2 по Среднему Староданиловскому пер., 3 Правительство Москвы Постановление 25 ноября 1997 г. 830-ПП В связи с обращением Подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе и в соответствии с действующим законодательством Правительство Москвы постановляет: 1 . Передать в безвозмездное пользование Подворью Патриарха Московского и всея Руси храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе фактически занимаемые помещения по Среднему Староданиловскому пер., 3: – строение 1 общей площадью 1186,4 кв. м – здание храма Воскресения Словущего – под культовые цели; – строение 2 общей площадью 313,9 кв. м под административно-хозяйственную деятельность. 2 . Управлению государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры (УГК ОиП) г. Москвы: 2.1. Заключить охранный договор с Подворьем на строения (п. 1). 2.2. В месячный срок выдать Подворью планово-реставрационное задание по реставрации здания храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе. 3 . Принять к сведению, что Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе обязуется: 3.1. Оформить с УГК ОиП г. Москвы охранный договор на строения (п. 1). 3.2. Произвести полный комплекс ремонтно-реставрационных работ по согласованию с УГК ОиП г. Москвы. 3.4. Оформить в Москомземе земельно-правовые отношения в установленном порядке. 4 . Москомимуществу оформить передачу строений (п. 1) подворью в установленном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, недоверием к Решилову объясняется молчание на предложенный вопрос о продерзостях против Государя. Если бы дать Решилову право и полномочие распоряжаться в пределах Стародубья подобно Питириму в Нижегородском крае, как этого желал Решилов 537 , то последний мог бы злоупотреблять своими правами не к чести духовно-гражданского правительства а в ущерб своей миссионерской деятельности, и без того сведённой и ограничивавшейся собиранием денег с раскольников с насилием и поборами. С другой стороны, Малороссия была для русского государства страной новой, более или менее своеобразной, – страной, где население, избалованное прежней вольностью, с большой трудностью могло подчиняться новым петровским порядкам, чем в центральной Великороссии, где целые века прошли в подчинении царской власти. Не в интересах русской власти тогда особенно было нарушать недавно установившееся спокойствие в такой местности, где раскольники, позабыв свою церковную рознь для пользы отечества в трудное время 1709 года, оказали царю преданность и помощь в борьбе с врагами. Вот соображения для объяснения молчания церковно-гражданской власти по поводу рассматриваемого вопроса. Из других вопросов, число которых доходит до 34, считаем нужным привести один, 28-й, интересный не столько по своей недоуменности и решению, сколько по тому, что он метко может характеризовать состояние раскола в пределах Стародубья и бессилью власти в борьбе с препятствиями и открытым противодействием мерам правительства со стороны местных, даже официальных лиц. Вопрос состоял в следующем: по словам Решилова, «некоторые раскольники живут за разными помещиками и по своей ревности записались под платёж и управление раскольнического бурмистра Ерёмы Карпова; по просьбе помещиков о присоединении к православной церкви, обратилось всяких чинов людей с 200 душ и по правилам церковным приняты; но, при содействии полковника Пашкова, бурмистр Ерёма Карпов с войтами своими, солдатами и раскольниками обратившихся из раскола опять развращают, ругают их и бесчестят, берут пожитки их и всякие платежи правят сильно, отчего прочие отговариваются, что им обращаться из раскола невозможно, потому что сильна рука Ерёмина, а не Синодальная».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Но этим дело не ограничилось. Их ссылка в Казань означала не только смену статуса их земельной собственности, но и решительные изменения их места на лестнице сословной иерархии. В состав «государева двора», в котором ростовские, стародубские и ярославские князья до опричнины занимали видное и почетное место, не входили представители дворянства окраин — Поволжья (начиная с Нижнего Новгорода), Смоленщины, Северской земли. Поэтому превращение князей — потомков Рюрика в помещиков среднего Поволжья означало их фактическое исключение из состава двора как объединения людей, причастных к управлению Русским государством. В новом положении они могли рассчитывать на какую-то карьеру лишь в пределах Казанского края. Именно поэтому и появилась запись в «Разрядных книгах» — со ссылкой в Казань ростовские, стародубские и ярославские князья уже не могли претендовать на военные и административные должности общегосударственного значения и участвовать в местнических спорах. К этому следует добавить, что на территории Казанского края, недавно завоеванного и управлявшегося по-военному, во второй половине XVI века не существовало тех органов сословного самоуправления, которые были созданы на территории России в ходе реформ 40 — 50-х годов XVI века. Таким образом, казанские ссыльные не могли здесь пользоваться всеми теми правами, которыми к середине XVI века пользовалось в общем порядке русское дворянство. Подводя итоги, можно сделать вывод, что в результате мер, осуществленных новой, опричной властью, часть дворянского сословия, занимавшая самое почетное и видное положение, была отодвинута на периферию общественной жизни. Если к этому добавить, что по указу об учреждении опричнины в состав опричного государства был включен Суздаль и суздальские князья (еще один род потомков Рюрика), не принятые в опричнину, должны были проститься со своими родовыми вотчинами, то станет окончательно ясно, какая часть дворянского сословия стала объектом репрессий после учреждения опричнины. Изучая внимательно материалы о казанской ссылке, Р.

http://sedmitza.ru/lib/text/438944/

Преображенский храм (Стародуб) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Преображенский храм построен в 1826 году владелицей усадьбы А.И. Нефедьевой вместо старой деревянной церкви XVI века. Храм возведен в стиле ампир, расположен на берегу живописного пруда. Содержание История [ править править код ] Село Стародуб, расположенное немногим более чем в 15 км от Каширы, получило свое название от реки Стародубки. Издревле живописные окрестности этого села богаты лесами и источниками сильных ключевых вод. Первое известие о Стародубе встречается в писцовых книгах XVI века. В то время оно было знатным торговым местом, куда на Гостиный луг съезжались торговцы со всех окрестностей. Первая деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца была построена здесь еще в 1575 г. Деревянный храм перестраивался затем еще несколько раз, а в 1826 г. по инициативе помещицы Александры Ильиничны Нефедьевой началось строительство существующего ныне каменного храма в честь Преображения Господня. Храм, построенный в модном тогда стиле ампир, расположился на берегу живописного рукотворного пруда. В красивой по силуэту композиции храма ощущается безупречное построение архитектурных форм. Освящен он был в 1830 г. Помимо главного Преображенского придела, храм имеет еще малых: в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и во имя Николая Чудотворца. История церкви и усадьбы Стародуб неразрывно связана с именами ее владельцев – помещичьей семьи Аладьиных, княгини А.А. Борятинской, барской семьи Нефедьевых и последних владельцев усадьбы Тургеневых. Кроме строительства первой деревянной церкви при Аладьиных был устроен, уже упоминавшийся рукотворный пруд для чего был выкопан небольшой овраг, который затем перегородили плотиной и наполнили водой. Избы, расположенные на одном его берегу и церковь, стоящая над водой на другом организовывали единый сельский ансамбль, который в XVIII веке дополнили две липовых аллеи. А.И. Нефедьева, кроме строительства каменного здания Преображенской церкви расширила барский парк вдвое. Живописные парковые аллеи сохранились до сих пор. После смерти Александры Ильиничны новым владельцем села Стародуб становится ее двоюродный брат, известный декабрист Николай Иванович Тургенев. Отпустив живших в Стародубе крестьян на волю и отдав им большую часть земли, он кроме этого построил для них больницу, богадельню и здание школы, которое и сегодня можно видеть близ церкви. Примечательно, что имя этого замечательного человека упомянуто в романе Пушкина «Евгений Онегин». Потомки Николая Ивановича были последними помещиками владевшими усадьбой Стародуб.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенский...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010