Закрыть itemscope itemtype="" > «Он умел слышать и слушать» Памяти схиархимандрита Гавриила (Стародуба) 09.03.2016 644 Время на чтение 26 минут Схиархимандрит Гавриил (Стародуб; 1939-2010) - подвижник, почитаемый далеко за пределами Донецко й епархии. За советом к скромному сельскому священнику обращались жители Москвы и Киева, Тбилиси и Таганрога, глинские и закарпатские иноки. Отец Гавриил обрел Бога во времена, когда разрушали храмы, закрывали монастыри, а открытое исповедание веры обрекало на гонения. Батюшка унаследовал благодать своих духовных наставников - святителя Зиновия Тетрицкаройского и схиархимандрита Виталия (Сидоренко) . Схиархимандрит Гавриил (Стародуб) Детство Схиархимандрит Гавриил (в миру Георгий Георгиевич Стародуб) родился 21 марта 1939 года в Полтаве. По материнской линии он принадлежал к некогда состоятельному казацкому роду, разорившемуся во время революции, и его дед Емельян и бабушка Александра умерли от голода. Мама - Евгения Стародуб - попала в знаменитую колонию Антона Макаренко. Трудным было детство и отца Гавриила. В 2 года умерла его сестра-двойняшка Лида. Вскоре ушел из семьи отец. Семья бедствовала. Постоянного места жительства не было. Приходилось переезжать с места на место. Чтобы не умереть от голода, Георгий собирал милостыню. Уже в возрасте 10 лет Георгию была открыта неземная красота. Он очень хотел умереть, чтобы наслаждаться ею всегда. Впоследствии батюшка неоднократно повторял: «Если бы человек знал или увидел ту красоту, согласился бы все терпеть в этой жизни, чтобы увидеть ее снова». В начале 1948 года, спасаясь от голода, Георгий и его мать переехали на Донбасс - на рудники, в поселок Ольховатку Енакиевского района. В 1950 году они перебрались в город Катык (ныне Шахтерск Донецкой области). Мама работала откатчицей на рудниках, няней в детском саду. Жили они бедно. По-прежнему не было своего угла: снимали комнату, ютились в общежитии. Зарплата мамы была маленькой. Однажды «за высокие производственные показатели в труде» ее наградили... отрезом на платье. А денег не хватало на необходимое. Жорика (так называли в детстве батюшку) подкармливали сердобольные соседи. Если шел дождь, друзья брали его на руки и переносили через лужи, чтобы он не промочил единственные парусиновые туфли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Павловский патерик Памяти схиархимандрита Гавриила (Стародуба) 08.04.2016 811 Время на чтение 14 минут К схиархимандриту Гавриилу (Стародубу; 1939-2010) , настоятелю Петропавловского храма с. Павловка Донецко й области, за духовным советом и поддержкой приезжали из Донецка и Киева, Москвы и Тбилиси, Таганрога и Одессы... Обращались миряне и священники, иноки и профессора... Георгий Георгиевич Стародуб, одаренный музыкант, в начале 1980-х принял тайный постриг, в 1990 году - крест пастырского служения. Его духовными наставниками были святители Зиновий Тетрицкаройский и схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Павловского батюшку отличала неизбирательная, действенная любовь к людям, особое восприятие Божиего мира, рассудительность и проницательность опытного подвижника. Сегодня, в день ангела отца Гавриила, портал Православие.Ru предлагает небольшую подборку его высказываний, а также воспоминания о старце его духовных чад. «Вот это простота! Вот так и нужно - всегда» Духовные чада вспоминают о схиархимандрите Гаврииле Схиархимандрит Гавриил (Стародуб) Схиархимандриту Гавриилу была присуща уникальная деликатность. Напрямую, в лоб, он не обличал. Как-то священник, окормлявшийся у него, попросил открыть его грехи. Батюшка отказался: «У меня нет благословения обличать». «Батюшка, вы хотели объяснить, в чем мой грех». - И снова в ответ притча Подобный случай был и в моей жизни. Однажды в разговоре Батюшка как бы между делом спросил: «Отец Димитрий, а у вас не бывает так?» Далее он рассказал историю, содержание которой я за давностью лет не помню, но смысл ее заключался в том, что нужно бережно относиться к людям. Я ничего не понял, но начал вспоминать близких, прихожан и, как назло, не мог понять, что он хотел мне сказать. Тогда я попросил: «Батюшка, я ничего не понимаю. Не могли бы вы прямо сказать о моем грехе, от вас я готов принять любое обличение». Отец Гавриил на минуту задумался и рассказал какую-то притчу. Я опять ничего не понял, но решил схитрить: сейчас сменю тему, а потом опять спрошу, что я делаю не так. Минут через десять как ни в чем не бывало возвращаюсь к его иносказанию: «Батюшка, вы хотели объяснить, в чем мой грех». И снова в ответ притча.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

В нояб. 1939 г. семинария была закрыта советскими властями, некоторые преподаватели подверглись репрессиям. В 1922-1939 гг. ДС в Кременце окончило свыше 400 чел., среди них - и. о. предстоятеля Польской Церкви архиеп. Георгий (Коренистов) , архиепископы Иов (Кресович) , Пантелеимон (Рудык), Киприан (Борисевич) (РПЦЗ), еп. Панкратий (Кашперук) и др. К. е. в 1939-1941 гг. 17 сент. 1939 г. советские войска вошли на территорию Волынского воеводства. К. е. утратила связь с Варшавским митр. Дионисием (Валединским), оказавшись на территории Украинской ССР, где тогда не было ни одного действующего архиерея. Указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. экзархом зап. областей Белоруссии и Украины был назначен еп. Пантелеимон (Рожновский), вернувшийся в нач. окт. 1939 г. на Пинскую кафедру и поселившийся в Жировицком монастыре. Он вел переговоры с архиеп. Алексием (Громадским) и другими архиереями присоединенных областей о вхождении в РПЦ. 25 июня 1940 г. архиеп. Алексий вместе с еп. Антонием (Марценко) в числе первых среди западноукр. архиереев встретился с митр. Сергием в Москве, где официально присоединился к Русской Церкви, подписав декларацию с раскаянием в своей принадлежности к польск. автокефалии. 1 дек. 1939 г. по инициативе архиеп. Алексия был образован Синод епископов зап. областей Украины и Белоруссии, к-рый в дек. 1939 г. принял решение о возвращении в К. е. Ковельского и Любомльского повятов, включил в К. е. ранее подчинявшиеся Варшавской митрополии 8 приходов Вост. Галичины и Почаевскую лавру со скитами. В нояб. 1939 г. советские власти закрыли все духовные школы и общественно-церковные организации: братства, приюты и богадельни. Прекратили существование духовная консистория и семинария. Некоторые священнослужители (в первую очередь эмигрировавшие в 20-30-х гг. XX в. из СССР, а также причастные к политической деятельности в революционный период и в годы гражданской войны) подверглись репрессиям и ссылке. Часть административных и епархиальных зданий Кременецкого монастыря была отобрана для хозяйственных нужд, архиерей и священники обложены высокими налогами.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Не существовало никакой массовой амнистии осужденных по церковным делам ни в ноябре-декабре 1939 г., ни в 1940 г., ни в 1941 г. якобы во исполнение " Постановления Политбюро от 11 ноября 1939 г. " , в чем легко убедиться, анализируя электронную базу гонений на верующих по сайту Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, многие годы целенаправленно собирающего данные о репрессиях священноцерковнослужителей и мирян по церковным делам за годы советской власти. Уменьшение объема гонений и так называемая бериевская амнистия весны-лета 1939 г. касалась исправления " ежовских перегибов " , прекращения политики " Большого террора " и ни в малейшей мере не были связаны с изменением церковной политики государства. В Центральном архиве ФСБ России не содержится никаких документов, свидетельствующих о массовой амнистии по церковным делам с ноября 1939 г. Таким образом, " справка " Берии от 22 декабря 1939 г. на имя Сталина о мнимом выпуске в ноябре и декабре десятков тысяч человек, пострадавших по церковным делам, и о якобы готовящемся массовом пересмотре десятков тысяч других подобных дел тоже подделка. Вопреки ложным тезисам о " либеральном повороте " Сталина к Церкви и верующим в 1939 г. и отмене им гонений, 1940-1942 гг. отмечены новыми жестокими репрессиями по церковным делам. Объем гонений был значительно меньше, чем в 1937-1938 гг., но сами гонения прекращены не были. Органы НКВД и сталинской юстиции продолжали в массовом порядке фабриковать фальсифицированные дела против священнослужителей и мирян, что было бы совершенно невозможно, если бы действовал сталинский " документ " о прекращении гонений, подобный " Постановлению Политбюро от 11 ноября 1939 г. " . По данным авторитетного исследователя статистики гонений на Церковь, преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Е. Емельянова, в 1939-1940 гг. происходило по 1100 казней в год по церковным делам, в 1941-1942 гг. - новые тысячи казненных. По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1940 г. было арестовано 5100 церковников, расстреляно 1100, в 1941 г. арестовано 4000, расстреляно 1900. И только с 1943 г. (в результате действительного поворота государственной политики) число репрессий резко сокращается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Воскресенье 9/22 января 1939. Церковь в Сент-Женевьев почти закончена, но долг – до 90 000 франков. Понедельник 17/30 января 1939. На Дарю очень торжественно совершено венчание Henri Troyat 158 (Тарасова), который получил недавно Prix Goncourt 159 . Он женился на француженке. Присутствовало много французских писателей и журналистов. Газеты, помещая фотографии торжества, поместили: «Benediction par le patriarche Euloge» или: «par le pope Euloge» 160 , хотя все знают, что это о. Николай Сахаров. Среда 19 января/1 февраля 1939. Митрополит Анастасий 161 был утром на Дарю. Говорил с владыкой Евлогием не очень долго, остался на акафист и благословил после службы прихожан. Митрополит поедет к нему с визитом. С Дарю он взял на Буало дикирий и трикирий, так как архиепископ Серафим уехал на юг и увез свои. Пятница 21 января/3 февраля 1939. Вел. кн. Владимир Кириллович был вчера на Дарю, служил панихиду по одном своем друге, сидел долго у Владыки, а потом говорил с о. Николаем, которого встретил на дворе, о гимназии и о своих ученических занятиях. Воскресенье 23 января/5 февраля 1939. Умер сэр Генри Детердинг, муж Лидии Павловны Кандауровой 162 [так!], через которую он много помогал русским. Он был чрезвычайно богатым нефтяным королем. Его второй брак с Лидией Павловной Кандауровой был расстроен немцами, которые через его секретаршу привлекли его на свою сторону. Понедельник 31 января/13 февраля 1939. В гимназии была отслужена торжественная панихида по сэру Г.Д. Детердинге. Служил о. Николай. Лидия Павловна просила устроить поминки, и всем пришедшим было дано угощение. Одновременно она прислала 10 000 на церковь в Сент-Женевьев. Вторник 1/14 февраля 1939. Служба передается по радио, хоры замечательные. Владыка не выходил на литию, а, по древней традиции, я нес свечу перед настоятелем. Народа среднее количество. Очень плохо выглядит третий диакон о. Алексий. У него всё припадки астмы, и он очень осунулся. Среда 2/15 февраля 1939. Сретение Господне. Вчера вечером скончался о. Алексий. Он вышел из церкви после всенощной, пошел пешком домой в Puteaux и на мосту упал почти замертво от сердечного припадка. Его подобрала полиция и отвезла сперва в гостиницу, а потом, когда он скончался, в морг госпиталя в Neuilly. О. Алексий Устюков (из донских казаков) был последнее время причислен к Дарю и служил за третьего диакона. Он очень старался, но не успел еще войти во все тонкости своего служения. Старик (63 года) был очень усерден, и всем нам его очень жалко. Семья его осталась в России, и он был одинок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суббота 29 октября/11 ноября 1939. Утром было заседание школьной комиссии, на которой решили изменить немного работу, обратив внимание на духовную помощь мобилизованным. Среда 2/15 ноября 1939. Составляю Manuel du combattant orthodoxe 205 , пишу в школы. Четверг 3/16 ноября 1939. Заходил к Л.А. Зандеру 206 сговориться относительно духовной помощи мобилизованным. Он составил картотеку в 250 имен, но ее забрал Мих. Мих. Федоров и держит под ключом как военную тайну. Пятница 4/17 ноября 1939– Утром был в Центральном комитете 207 по делу об Успенской церкви и устройстве списков. О. И. Лелюхин 208 уже вошел в обязанности настоятеля Серафимовского прихода. Все довольны. Воскресенье 6/19 ноября 1939. На Дарю – очень много permissionnaires 209 . Один из витязей, marechai des logis 210 , приехал с швейцарской границы. Они сидят в снегу в Jura и с трудом передвигаются на мотоциклетках по горным дорогам. Настроение там очень хорошее. В пять–у Саши. Собралась церковная молодежь всех трех юрисдикций. Николай Полторацкий сделал доклад об CEuvre d’entraide orthodoxe 211 . Обсуждали текст Manuel du combattant orthodoxe. Вторник 8/21 ноября 1939. Заехал к Нат. Ал. Зембулатовой 212 переговорить о скаутских делах. У них очень много мобилизованных. Воскресенье 13/26 ноября 1939. На литургии хор пел полностью произведения Рахманинова. Больше, чем в прошлые разы, они мне понравились, несмотря на свою музыкальность, трудность и похоронный тон, а «Отче наш» окончательно не понравилось. Сбор дал замечательные результаты. С тарелкой ходил отец. Церковь была полна. Понедельник 21 ноября/4 декабря 1939. Введение во храм Пр. Богородицы. По случаю храмового праздника Владыка служил во Введенской церкви и поставил в иерея о. Петра Делора (Delort) из Тулузы. [...] Кроме Митрополита, с Дарю приехали о. Никон и о. В. Уваров. Служили также о.Ф. Поставский 213 , о. Жуанни, о. Л. Липеровский, а к молебну приехали о. Клепинин и о. Чекан. Русских всех рассылают теперь поодиночке, после первых месяцев обучения. Отношение начальства до капитана – очень хорошее, а высшее начальство не симпатизирует почему-то русским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

син. и рече Мар. Мир. (приб. им) Ник. Конст. Ал. поздн. вм. древн. друг. и глагола им (Асс. приб. пакы), прибавл. им согл. Сир. пеш. и син. Саг. Коп. Эф. 2454 Вм. γνου код. D σθι. После потом приб. же Асс. Мар. Зогр. Мир. Ник. в греч. нет, в Сир. пеш. и сказал, иер. и потом, син. потом (же?) Ал. таче вм. потом. Ал. глет (точно) – неси – принеси. Мар. перста твоего. Слав. ребра моя – множ. вопреки греч. и перев. 2470 «Молодая» в отношении зрелости, она стара по времени. Древние предания особенно драгоценны только в том, что не подлежит развитию. 2471 Очень жаль, что петербургск. академическое издание Иоанна Златоуста много теряет от того, что тексты приведены в нём по-славянски. Ясная речь – и вдруг иногда совсем непонятное изречение. Большинство читателей не подыскивают и не разгадывают этих текстов; а эта потеря и сама по себе вредна, и ослабляет действие златоустой речи. 2472 Почему-то мы всё «соблазняем». А какой-нибудь проходимец ведет народ, куда угодно, как послушное стадо. 2476 ibid. – Фамилия Влысонова на Ветке неизвестна. Вероятно это искаженная фамилия Тимофея Матфеева Лысеника, или его ученика Василия Власова, – диаконовцев, выходцев на Ветку с Керженца, боровшихся здесь на Ветке – со «старцем» Феодосием и другими ветковцами за четвероконечный крест Эта борьба продолжалась с 17 09 / 10 -го по 1728 год (Лилеев – «Из истории раскола в Старод. и на Ветке», стр. 191–202). В «Сказании» говорится, что эти последователи Влысонова «вмещаху и четвероконечный крест в поклонение» (стр. 101). 2492 Каменный шестиконечный крест Преп. Антония – в монастыре Преподобного в Новгороде – имеет лишь мозаические буквы «Ic. Хс.». 2494 ibid.; ср. «Житие Сем. Денисова» – ркп. И. П. Б. Q. I, 1064, л. 51 обор. – А в «Краткой истории о соблазнах феодосиева согласия» (ркп. И. П. Б. Q. I, 443, см. л. 155) говорится, что это сожжение было произведено еще на беседе 1727 года. Но «Краткая история» смешивает события. Она рассказывает о беседе 1727 г., не как о первой из двух, а указывает на факт беседы вообще, как на доказательство миротворных попыток, и аксессуары обеих бесед соединяет в один случай.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грамотою императрицы Елисаветы от 13 июля 1743 г. утверждены за «церковию св. Анастасий» и ее больницею не только дары Скоропадского, но и пожертвования других лиц. Последний гетман писал: «при покойных антецессорах наших – до смерти капеляна войскового Моисея Богаевского (+ июн. 2 1742 г.) бывшие капеляни, по даче от них, имели во владении, по чину своего капелянства, состоящую в Старод. полку дер. Хомутовку». Гетман (29 авг. 1751 г.) предписал, дабы «Глуховской церкви св. Анастасии священник и капелян дому гетманскаго и войсковый капелян Корнилий Юзефович» также беспрепятственно владел Хомутовкою и ее угодьями. По этим бумагам видим, что храм св. Анастасии сперва был домовым храмом гетманского дома и священник храма был домовым духовником гетманского дома. Чтобы дать более веса этому духовнику, ему дано название войскового или корпусного священника. В храме св. Анастасии целы: евангелие м. п. 1703 г. с припискою: «подал до церкви Анастасиевской глуховский малоросс гетман Иоанн Скоропадский року Божого 1717». Другое евангелие львов. п. 1657 г. На первом листе его буквы: с. с. е. п. г. А. С-кая». Т. е. сие св. евангелие подарила гетманша Анастасия Скоропадская». Дарохранительница серебр. в 4 ф. с словами: «року Божого 1718». Ныне причт получает 109 руб. 86 к.; из них 99 руб., из Глуховской думы. Эта плата за землю с лавками подаренную Скоропадскою и отшедшую к городу. – Вот что пишет племянник ее: «17 апр. (1830 г.) составил определение на церковь Анастасиевскую именем сестры Толстой, т. е. 6 комор а 7-й прикоморок, двор шинковый, пустый плец Иванцевский определены. С получаемаго дохода назначено в год жалованья: о. Моисею 30 руб. викарию 10 руб. на школу 20 р. на свечи, ладан и воск 15 руб., пономарю 6 руб., стряпчему 10 руб». С течением времени храм Скоропадской изменен. Он был в один этаж, – ныне с двумя этажами. Второй этаж построен в 1816 г. Цел фасад 1816 г. с показанием нового этажа и с надписью: «по сему фасаду устроить церковь и колокольню каменныя на прежнем основании благословляется.

http://sobory.ru/article/?object=14225

Всех беглопоповцев в епархии, по собранным сведениям, насчитывается 21850 человек (м.п. 10705 и ж.п. 11145). В виду, вероятно, того, что жизнь беглопоповщинских обществ в разных селениях Черниговской области течет вяло и мало заметно, о них в доставленных о.о. благочинными сведениях сообщается весьма немногое. Более видными центрами беглопоповщины в Стародубском крае являются: пос. Климов (Новоз. у.), пос. Лужки (Старод. у.), Злынка (Новоз. у.), г. Новозыбков, Тимошкин Перевоз (Новоз. у.), Святск (Сураж. у.), Добрянка (Городн. у.), Воронок (Стар. у.), Новомлынка (Стар. у.), Елионка (Стар. у.), Шеломы (Новоз. у.), Родионовка (Глух. у.). В пос. Климове существует беглопоповская моленная, находящаяся на Стаой ул., в доме Ивана Шведова, прихожанами в которой состоят м.п. 1890 чел. и ж.п. 2000 чел. Наставником Климоских беглооповцев состоит мещ. Федор Матвеев Гридин. Более видными руководителями секты и заведующими хозяйственною частью ее являются мещане – Иван Петров Шведов, Иван Андреев Огородников и Григорий Николаев Дебельский. В пос. Лужках беглопоповцев насчитывается м.п. 2000 чел. и ж.м. 1822 чел. Они подразделяются здесь на две партии – диаконовскую и ветковскую, которые по числу своих последователей почти совершенно равны. Как та, так и другая партии имеют отдельную моленную. В диаконовской моленной наставником состоит мещ. Иосиф Бобров, а более видным начетчиком и руководителем секты является мещ. Иаков Новиков; в Вятковской моленной наставником состоит Власий Богомолов, а начетчиками и главарями состоят мещане Петр Дебельский и Гавриил Лужков. Значительная часть раскольников пос. Лужков (по крайней мере третья часть) занимается торговлей и проживает на сторонах по паспортам, как-то: на Кавказе в Бессарабии, на Дону и др. местах. Проживающие же в посаде раскольники занимаются хлебопашеством и плотничеством. Вообще же, раскол в п. Лужках, как видном центре беглопоповщины, очень силен и крепко держит своих последователей. В пос. Злынке всех раскольников насчитывается обоего пола 6240 чел., из них к беглопоповщине принадлежат 3400 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Четверг 24 ноября/7 декабря 1939. Заходил к Л. Зандеру. Написал с ним текст письма к солдатам, и решили послать пока только один календарь. В нашей картотеке уже более 500 имен. Воскресенье 27 ноября/10 декабря 1939. Служба очень торжественная. Иподиаконство- вали Андрей Шмеман и Кука Деревицкий. Ярослав Куломзин 214 и Андрей Мейендорф приехали в отпуск. Ярослав очень хорошо одет и доволен. Во дворе – около 30 русских солдат и 2–3 офицера. Первые добрые весточки об изменении отношения к русским: в Префектуре с 5 декабря к русским – предупредительное отношение, их повсюду пропускают вне очереди и даже приглашают из очередей к особым столикам внутрь. Понедельник 28 ноября/11 декабря 1939. Владыка назначает aumoniers о. Киприана 215 , Jouanny и Бакста. Выбор – неудачный. О. Киприан не хочет, его здоровье не позволяет ему много ездить. К тому же он – сербский подданный, то есть 100%-ый иностранец. Отец Жуанни несомненен, но, как француз, ничего не сможет дать русским солдатам. О. Валентин к месту сейчас в Марселе, а для aumonier он не представителен и слишком тоже далек для русского сердца, несмотря на все свои качества. Воскресенье 4/17 декабря 1939. На Дарю служил Владыка. Он заметно сдает каждый месяц, ходит как дряхлый старик, и общее впечатление – грустное. Вторник 6/19 декабря 1939. Николин ДЕНЬ. Литургию служил о. Никон с протодиаконом и отцом Алексеем с Подворья, а панихиду по Государю – с отцом Николаем и о. Константином Замбржицким. Настоятель сказал прекрасное слово в память убиенного Императора. Церковь была почти полна. Четверг 8/21 декабря 1939. Первый русский, получивший Légion d’Honneur после ранения и геройства на фронте – Булюбаш 216 . Семья сегодня получила от него радостную телеграмму. Воскресенье 18/31 декабря 1939. Перед службой Владыка вызвал меня по делу штата. Он хочет посвятить Сашу [Шмемана] в иподиакона, а он и по старшинству младше и по возрасту мал, хотя вполне заслужил и настоящий наш церковный столп. Иподиаконствовали Кука и Саша. Кука приехал в военной форме. Он очень прилично устроился и на хорошем счету у капитана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010