В Гомеле обсуждается переименование одной из улиц в честь митрополита Филарета (Вахромеева) и сквера — в честь архиепископа Аристарха (Станкевича) 12 февраля 2022 г. 10:38 В январе 2022 года на заседании топонимической комиссии администрация Гомельского городского исполнительного комитета выступила с предложением о переименовании улиц города. Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан поддержал инициативу по переименованию улицы Кропоткина в улицу Митрополита Филарета (Вахромеева) и присвоению имени архиепископа Аристарха (Станкевича) скверу, расположенному у здания бывшего епархиального управления по улице Баумана, д. 16. Ранее вопрос об увековечивании памяти этих выдающихся личностей, внесших неоценимый вклад в духовное возрождение и развитие белорусского общества, был рассмотрен Синодом Белорусской Православной Церкви ( журнал 4 от 20 февраля 2021 года, утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 13 апреля 2021 года ( журнал )) и Епархиальным советом Гомельской епархии от 24 декабря 2021 года. До 10 марта все желающие могут высказать свое мнение о переименовании улиц, приняв участие в опросах, размещенных на сайтах администраций Центрального и Советского районов города Гомеля. За 35-летний период пребывания митрополита Филарета (Вахромеева) во главе Белорусского экзархата были возрождены исторические и учреждены новые православные епархии. Открыты 24 женских и 10мужских монастырей. В несколько раз увеличилось число православных приходов, построены сотни новых церквей и восстановлены многие разрушенные храмы и церковные здания. Заключенное в 2003 году Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью заложило основу церковно-государственных отношений в Беларуси и не имело аналогов на постсоветском пространстве; на его основе заключаются соглашения и подписываются программы сотрудничества последних десятилетий. За многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога в 2006 году митрополит Филарет был удостоен звания «Герой Беларуси». 23 апреля исполнится 10 лет со дня кончины архиепископа Аристарха (Станкевича). Вклад приснопамятного владыки в дело возрождения духовной жизни в Гомельской области и в городе Гомеле трудно переоценить. За 22 года его архиерейского служения в епархии было восстановлено и построено 134 храма, возрождена монашеская жизнь в четырех монастырях, прославлены двое святых. В 2011 году за большой личный вклад в возрождение духовности, обширную деятельность по строительству новых и возрождению разрушенных храмов, активную работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения архиепископу Аристарху было присвоено звание «Почетный гражданин города Гомеля». Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5900158.ht...

«Все военные, без исключения», – свидетельствует Керенский: «были единодушны: для выигрыша времени нужно сейчас же начать переговоры – иначе нельзя ручаться за спокойствие казаков» 253 . «Как ни было мне это противно и трудно... я утвердил мнение большинства», – говорит Керенский, определяя свое личное мнение, как «безусловный отказ от переговоров». По мнению Станкевича, Керенский, «по-видимому, соглашался со мной». Но имели ли какое-нибудь значение, кроме интереса психологического, эти разногласия? Имели – поскольку участники совещания могли еще играть роль в последующей борьбе. Станкевич был послан кружным путем в Петербург 254 для соответствующих переговоров – он повез, как выражается Керенский, «мои условия» перемирия. Керенский хорошо их не помнит: «во всяком случае эти условия не были приемлемы для большевиков». Конечно, ибо по основному требованию, в изложении Керенского, «большевики должны были немедленно сложить оружие и подчиниться обновленному всенародному временному правительству». В декларации на имя. Комитета Спасения, которую повез Станкевич, и которая была опубликована тогда же в газетах, такого требования – во всяком случае, в столь категорической форме – нет. Призывая «еще раз» к борьбе, Керенский от имени Временного Правительства писал, что «Правительство готово приостановить подавление мятежа путем переговоров Вр. Пр. в полном составе с руководящими общественными организациями и партиями о воссоздании законной революционной власти». Дана очень общая формулировка, на которой явно сказались предварительные гатчинские закулисные переговоры. В дополнительных телеграммах (очевидно, предполагалось, что Станкевич может и не доехать до Петербурга) в Комитет Спасения и Викжель Керенский сообщал, что он отдал приказ о прекращении военных операций согласно желанию, выраженному Комитетом Спасения 255 . Полная достоинства декларация в Комитет Спасения была послана и от имени красновского отряда, оставшегося верным «законному правительству». В своих воспоминаниях Краснов о ней не упоминает, хотя подпись его, естественно, стоит на первом месте 256 – очевидно, генерал, действительно, мало интересовался «политическими перспективами» (отзыв Станкевича). Предлагалось прежде всего освободить арестованных членов Правительства, восстановить законное Правительство, которое уже вступило в переговоры с представителями всех партий для организации власти; и созыва Учр. Соб., которое одно только может разрешить вопросы о земле и войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Историческое соглашение ПНР и ГДР Напомним, в постановлении Совета министров ПНР во главе с Болеславом Берутом от 23 августа 1953 года говорилось: «Принимая во внимание факт, что Германия в значительной степени выполнила свои обязательства по вопросу компенсаций, а также то, что улучшение экономической ситуации Германии послужит делу ее мирного развития, правительство ПНР - стремясь внести свой очередной вклад в дело урегулирования немецкого вопроса, в духе мира и демократии, а также в соответствии с интересами польского народа и всех миролюбивых народов - приняло решение об отречении, начиная с 1 января 1954 года, от получения компенсаций в пользу Польши». Еще в 1945 году на Потсдамской конференции году стороны договорились о том, что репарационные претензии Польши удовлетворит СССР из своей доли, которую он получит от Германии. В частности, репарации Советского Союза были удовлетворены за счет восточной зоны Германии и за счет германских активов в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Это касалось различного оборудования, материалов, продуктов и прочих материальных ценностей. В 1970 году, напомним, был подписан договор о нормализации отношений между ПНР и ФРГ, в котором Бонн, вслед за восточным Берлином, подтвердил нерушимость новых западных границ Польши. Отметим, что в новейшей истории первой вопрос о выплате Германией репарациях подняла несколько лет назад Греция, чей премьер-министр Алексис Ципрас заговорил о сумме 270 млрд евро. Требования Афин подстегнули теперь и дискуссии в Польше. Польша была жертвой Бывший советник президента России по политическим вопросам, долго проживший в Польше Сергей Станкевич напоминает, что Польша действительно была одной из жертв войны. «Ее статус в этом качестве был подтвержден державами-победительницами последовательно на Ялтинской и Потсдамской конференциях. При этом не предусматривалось материальных репараций, зато была произведена значительная территориальная компенсация. В частности, в Потсдаме восточные границы Германии были перенесены на запад, что сократило ее территорию на 25% по сравнению с 1937 годом. Основная часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши», - напомнил Станкевич газете ВЗГЛЯД. Кроме того, Польше было (по настоянию СССР) предоставлено право подписать решения Сан-Францисской конференции, которая подвела итоги Второй мировой войны. Таким образом, указал Станкевич, подписав решения конференции, Варшава тоже фактически отказалась от права требовать репарации.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/25/tr...

В том же отношении Ваше Высокопревосходительство изъясняете, что главною причиною отпадения от Православия Порозовских крестьян и возбуждения настоящего дела был местный Православный священник Станкевич, низведённый мною ныне на пономарскую должность; гражданская же власть есть в оном обстоятельство второстепенное. Священник Станкевич не может считаться ни главною, ни даже второстепенною причиною настоящего дела, но разве причиною случайною или скорее предлогом. Он подвергнут строгому взысканию не столько за отпадение его прихожан, сколько за нерадение и дерзость, оказанную в присутствии консистории. Станкевич поступил на Порозовский приход в 1853 году, следовательно, не мог быть причиною дела, которое, как известно Вашему Высокопревосходительству из отношения моего от 17 июня прошлого года, началось до того более десяти лет. Вам известно, что первоначальною причиною отпадения была приверженность Униатского ещё народа к иконе св. Антония, находящейся в Порозовском Латинском костёле, а также участвование тогда сего народа в богослужении в том костёле. Вам известно, что от сего произошло с давнего времени множество совращений не только по Порозовскому, но и по другим соседним Православным приходам. Вам известно также, что о сих совращённых производились тогда дела, и что совращённые возвратились по большей части на лоно Православный Церкви. Вам известно, наконец, что из этих совращённых осталось тогда в отступничестве только девятнадцать лиц, 2 мужеска и 17 женска пола, о которых началось дело по гражданскому ведомству, по отношению консистории от 30 августа 1844 года. Теперь следует обратить внимание, столько ли в этом деле и в движении к совращению 1858 года безвинны гражданские власти, как их, вероятно, представляют. Во-первых. Дело по означенному отношению консистории от 30 августа 1844 года, о совратившихся в Латинство девятнадцати Порозовских прихожан, несмотря на настояния консистории, в течение четырнадцати лет не только не кончено гражданским начальством, но даже не очищено следствием, и наконец в прошлом году передано Вашему Высокопревосходительству, как уведомило консисторию Гродненское губернское правление.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Была ли здесь злая воля? Ни Станкевич, ни Гоц, информировавшие Керенского 30-го о событиях в Петербурге, об этой злой воле предателей и провокаторов не говорят. Поздно вечером 28-го, по возвращении из Гатчины, Станкевич направился в Комитет Спасения. Оказалось, что «за день» организационная работа сделала «громадные шаги». «Военный Комитет имея связи со всеми почти частями и считал себя распорядителем солидной вооруженной силы». На заседании был поставлен вопрос о выступлении, но было «единодушно решено подождать еще хоть один день: каждый день увеличивал нашу силу и организованность; кроме того, мои сведения о том, что отряд Керенского по всей видимости начнет наступление на Петроград лишь через день, тоже склоняли в сторону выжидания для нанесения согласованного удара». Милюков со слов Авксентьева в своей «Истории» подтверждает эту версию. Авксентьев «не участвовал в военном совещании», но находился в том же здании «в качестве председателя Совета Кр. Деп.». Ушел он вместе с Гоцом, и последний сказал ему, что «на завтрашний день ничего не решено, и день пройдет спокойно 225 . На другой день «я узнал, – пишет Станкевич, – что после моего ухода в Комитет пришел Полковников 226 и еще кто-то и принесли известие, что большевики назначили на завтра разоружение юнкеров... Естественно, надо было предупредить удар. Поэтому было решено начать наступление немедленно». Во всей этой запутанной обстановке пока еще трудно разобраться. Невозможно точно установить час, когда был арестован Брудерер, при котором нашли дислокацию восстания – ведь именно это и могло форсировать выступление – делать его неизбежным. Конечно, могли побудить и слухи о готовящемся разоружении юнкеров – прецедент был в виде разоружения 27-го Павловского училища. Такое постановление ВРК имеется, но помечено оно 29 числом и относится к дневному часу, когда восстание было уже в значительной степени подавлено. Вернее предположить, что «форсировали» восстание не только случайные «недостаточно еще выясненные обстоятельства», но отчасти и информация, полученная военной комиссией от того же Станкевича, и что восстание было окончательно назначено в ночном заседании в той или иной степени с общего согласия – арест Брудерера лишь облегчил большевикам подавление не достаточно подготовленного движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Архив Пн В Гомеле появились улица имени первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) и сквер имени архиепископа Аристарха (Станкевича) 12 сентября 2022 г. 14:32 На прошедшей 40-й сессии Гомельского городского совета депутатов было принято решение о переименовании части улицы Кропоткина в улицу имени митрополита Филарета (Вахромеева) , первого Патриаршего экзарха всея Беларуси. Зеленая зона между улицами Билецкого и Баумана в городе Гомеле, напротив администрации Центрального района, будет именоваться сквером имени архиепископа Аристарха (Станкевича) . Проект решения Гомельского горсовета «О присвоении наименований (переименований) составным частям города Гомеля» представил начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Гомельского горисполкома Павел Млынарчик. Он напомнил, что внесенные предложения прошли общественное обсуждение и нашли поддержку у населения. Ранее вопрос об увековечивании памяти этих выдающихся духовных личностей, внесших огромный вклад в духовное возрождение и развитие белорусского общества и посвятивших свое служение Отечеству, был рассмотрен Синодом Белорусской Православной Церкви (журнал 4 от 20 февраля 2021 года, утвержден на заседании Священного Синода от 13 апреля 2021 года ( журнал 8 )) и Епархиальным советом Гомельской епархии от 24 декабря 2021 года (журнал 81). Приснопамятные архипастыри своим служением на белорусской земле внесли исключительный личный вклад в дело возрождения церковной жизни. За 35-летний период пребывания первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) во главе Белорусского экзархата были возрождены исторические и учреждены новые православные епархии. Открыты 24 женских и 10мужских монастырей. В несколько раз увеличилось число православных приходов, построены сотни новых и восстановлены многие разрушенные храмы и церковные здания. Заключенное в 2003 году Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью заложило основу церковно-государственных отношений в Белоруссии и не имеет аналогов на постсоветском пространстве; на его основе заключаются соглашения и подписываются программы сотрудничества последних десятилетий. За многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога в 2006 году митрополит Филарет был удостоен звания «Герой Беларуси».

http://patriarchia.ru/db/text/5958347.ht...

Во глубине России, по новой моде, возникали такие же неведомые, не сосчитанные и неизвестно как выбранные советы, советы – и слали запросы петроградскому Совету, какой же тактики придерживаться? как относиться к Временному правительству? как…? (А минский Совет слал телеграмму: отвяжитесь, не вмешивайтесь в наши дела!) Петроградский Исполком и хотел бы руководить всеми этими местными советами, да не успевал справиться. И всё чаще говорили, что надо бы ещё в марте собрать Всероссийское совещание Советов. Станкевич всегда был натурой не только деятельной, но направляющей. Он не мог быть пассивным свидетелем хаоса. Высшая задача была: из какого-то опорного центра опередить разлив анархии, не дать ей развалить армию и Россию! И когда он сидел в бурлении двухтысячного Совета – ему казалось: нет, тут толку не будет, действовать только из ИК. Но с презрением наблюдая бестолковое прозябание ИК, его страхи перед конфликтами с рабочими и с таинственным фронтом, как бы он ветром не сдул их тут чертовщинную слаженность, и как ёжились перед распахнутыми лицами фронтовиков; и слушая жалкий жаргон здешних циммервальдистских формул и как они запутались с этой империалистической войной, что о ней думать, и скорей же надо её кончать, и нельзя же стать лёгкой добычей Гогенцоллернов, – Станкевич откидывался: нет! даже с громоздким солдатским сборищем можно кашу сварить надёжнее: оно благоразумней своего Исполкома, потому что солдаты, по крайней мере, стихийные патриоты, их безграмотная толпа настроена здоровей и дружелюбней. А тут – участились фронтовые делегации. И перенимая общую самовольщину Исполкома – Станкевич, на то не уполномоченный, стал к ним выходить и решать армейские вопросы. Едва ли не каждая фронтовая часть уже слала или хотела прислать свою депутацию в Петроград: узнать, понять, что тут делается – как может существовать две власти (иногда спрашивали о судьбе царя). Но – высказаться и самим. И высказывания их были самые не циммервальдские: готовы до последних сил бороться! ни пяди не уступим врагу! армия не потерпит мира с Германией! мы не хотим, чтобы жертвы прошлых лет окончились ничем, и это позор для России! всё для войны! Мы 24 часа под снегом, дождём и ветром – а как будет работать тыл? и он должен идти на те же жертвы! Боимся только одного: что нам не дадут кончить победой! Мы под пулемётами врага не хотим купить своё личное спасение позором России! Неужели новая Россия заклеймит себя изменой? И даже: не трогайте Армию, не мутите её вашими крайностями! Пусть тыл спасёт нас от провокаторов-агитаторов, а мы спасём его от немцев!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Составят с Савченко «женский дуэт» «Вполне правдоподобно, что за спиной у «блокировщиков» стоят Коломойский и Тимошенко, поскольку это помогает радикально обесценить энергетические и металлургические активы. Но, конечно, они - не главный заказчик, - считает эксперт Фонда Собчака, бывший советник президента России Сергей Станкевич. - Коломойский хочет перехватить единственное, что осталось ценного в украинской экономике: электроэнергетику и металлургию. Тимошенко готовится к перехвату власти и роли спасительницы Отечества от смуты. Потребуется харизматичный лидер масс, а на эту роль, кроме Тимошенко, других претендентов нет. Не исключено, что они еще составят вместе с Надеждой Савченко женский дуэт». На Тимошенко работает время и ситуация - ей помогает все, что углубляет кризис и ослабляет режим Порошенко, предупреждает эксперт. «В том числе ей выгодна блокада. Но Юлии Владимировне выгодно, чтобы Порошенко губил себя и пропадал медленно, чтобы под вопли проклятий дотянул свою резину до выборов», - пояснил Станкевич. «На Украине сложилось три неформальных группировки: партия войны, партия стены и партия резины. Партия войны - Андрей Билецкий, Игорь Мосейчук, «Правый сектор» и национал-радикалы. Партия стены - это вся «Сампопомощь», ее позицию формулирует вице-спикер Верховной рады Оксана Сыроед и примкнувшие к ней Семенченко с Парасюком. Первая партия хочет ввести военное положение, довооружиться и смести мятежные донбасские анклавы мгновенным ударом в «хорватском» стиле. Партия стены хочет изолировать «оккупированные территории», заморозить конфликт и строить милитаристское государство на подконтрольной части Украины. Партия резины по главе с Петром Порошенко хотела бы бесконечно затягивать ситуацию, получая помощь в качестве жертвы агрессии и продлевая антироссийские санкции», - сказал политолог. Как считает Станкевич, партия стены первой бросила вызов «резинщику» Порошенко, перекрыв товарообмен между Украиной и ДНР/ЛНР. Политический смысл блокады в том, чтобы делегитимировать и предельно ослабить Порошенко, показав его управленческую беспомощность. Партия войны пока выжидает, накапливая ресурсы для возможного силового перехвата власти.

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/06/na_u...

Станкевич был болезнен, — чахоточный. Может быть, это обостряло, утончало его. Придавало некую пронзительность. Тургенев вздыхал по старшей дочери Ховриных, Шушу, но довольно безболезненно. Поляк Брыкчинский, тоже туберкулезный, угощал их музыкой. Тургенев собирался брать уроки живописи, да так и не собрался. Впрочем, рисовал разные шутливые рисунки, вроде карикатур. Пожалуй, это первые черты позднейшего тургеневского сатиризма. Рим склонен располагать к меланхолии, но прозрачной, творческой. В Риме человек чувствует свою бренность, и свою вечность. Гете, Гоголь многое в Риме создали. Тургенев учился. Станкевич заглядывал уже в бездну. Вот он подымается на четвертый этаж к Ховриным, читает стихи Пушкина и вдруг, задохнувшись, останавливается, кашляет. На поднесенном ко рту платке кровь. Или они с Тургеневым возвращаются в коляске из Альбано, по аппиевой дороге. Близки сумерки. Прозрачно в воздухе, справа немеют под небом Сабинские 39 горы, вершины их тронуты розовым. Акведуки, стада, все замолкшее, закаменелое. Пастухи в кожаных штанах и безбрежный купол св. Петра, и налево, к Остии, тихое полыханье заката, уходящего в море, прорезанного одинокой башней. У высокой развалины, обросшей плюющем — они идут по обеим сторонам дороги — Тургенев остановил экипаж, высунулся, крикнул: — Divus Caius Julius Caesar! Эхо ответило каким-то стоном. Станкевич, дотоле веселый и разговорчивый, вдруг побледнел, поник острым подбородком в свой огромный галстук. — Зачем вы это сделали? — спросил он, когда коляска тронулась. И до самых Порта Сан-Себастьяно был молчалив. Наступал вечер. Древняя земля Кампанья дышала прахом. Его предчувствия сбылись. Расставшись позднею весной с Тургеневым, он больше с ним не встретился: скончался летом в Нови, на руках Дьяковой и Ефремова. Тургенев находился в это время в Неаполе. А возвращался в Берлин через Геную. Смерть Станкевича очень его взволновала, но не могла остановить. Может быть, сквозь вуаль искренней слезы острей воспинимался самый мир. Пешком путешествовал он по Швейцарии, в костюме туриста, с палкою и ранцем за плечами. Проезжая через Франкфурт, влюбился во встреченную в кондитерской красавицу-девушку (Джемма из «Вешних вод» — только она была еврейка, а не итальянка). Чуть во Франкфурте из-нея не застрял — но не его судьба, конечно, прикрепиться к захолустной булочнице. Добравшись до Берлина, написал прекрасное письмо Грановскому о смерти Станкевича.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2404...

В первый период в творчестве Белинского (1834–1836 годы) мы находим у него сочетание шиллеровской эстетической морали с шеллинговской натурфилософией и его же философией искусства. «Весь беспредельный прекрасный Божий мир, — так начинает Белинский свою первую статью («Литературные мечтания“), — есть дыхание единой вечной идеи, мыслей единого вечного Бога. Для этой идеи нет конца, она живет беспрестанно». «Все миры связаны между собой электрической цепью любви…, вся цепь сознания есть восходящая лестница познания бессмертного и вечного Духа, живущего в природе…, человек есть орган сознания природы»… В этих положениях натурфилософская концепция Шеллинга выступает в антропоцентрическом аспекте, — а поэтическая окраска всей концепции явно отражает романтическое умонастроение. «Не умом, а сердцем, — замечает Венгеров,  — воспринимали юные философы шеллинговский пантеизм». Для идеологии эстетического гуманизма, которая уже царила в русском секуляризме и над дальнейшей обработкой которой немало потрудился как раз Белинский, характерно возвышенное отношение к человеку, как высшей ступени природы: это — первые начатки философского персонализма. Некоторых исследователи видят в прославленной статье Белинского «Литературные мечтания» влияние Надеждина (проф. Московского Университета), о влиянии которого на Станкевича мы уже говорили. Можно считать этот вопрос уже достаточно исследованным — и о влиянии Надеждина надо говорить утвердительно. Белинский горячо отдался своему поэтическому восприятию мира, своей вере в человека, — конечно, более всего под влиянием Станкевича, но в нем был я свой собственный источник морального вдохновения. Отчасти это была его глубокая хотя и не церковная) религиозность, отчасти — моральный склад его натуры. Надо всем вое же в душе его царил эстетический момент, — и оттого ранний период у Белинского так отмечен влиянием Шиллера. Позже Белинский называл это время периодом «абстрактного героизма». Пыпин отчасти прав, отвергая обвинения в «эстетическод квиетизме», будто бы царившем в это время во всем кружке Станкевича, но вое же «абстрактный героизм» действительно уводил всю энергию души ввысь и отъединял от эмпирической жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010