сост. М.А. Бабкин II. Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян (март-июль 1917г.) Долг Церкви – познать волю Божию, а она раскрывается в соборном согласии епископата, клира и народа Божия, то есть всей Полноты Церковной Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси (Из телеобращения патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 июля 1998 г. ЖМП. М., 1998. 9. С. 5). 2.1. Постановления епархиальных съездов духовенства и мирян 162. Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства Ставропольской губернии 330 17 марта 1917 г. П. 12. Обсуждение мер к общем у воодушевлению, объединению народа в борьбе с врагом и в деле продовольствия 331 : Помимо распространения в самых широких размерах соответствующих воззваний правительства и самого духовенства, считать нравственным долгом, непременной и святой обязанностью каждого члена причта при всяком удобном случае путем личных бесед внушать прихожанам необходимость борьбы со врагом до победного конца, в простых и ясных примерах показывая ужасные последствия поражения вплоть до лишения завоеванных народом свобод; поддерживать в народе словом и примером бодрость духа – вернейший залог победы; опровергать всякие ложные и неправдоподобные слухи о ходе военных действий; призывать отцов, матерей и жен воинов к тому, чтобы они и в письмах своих в армию умоляли своих дорогих заступников постоять против врага до полной победы над ним... Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 408409. П. 14. Об отношении духовенства к текущим событиям: По телеграфу поставить в известность г[осподи]на председателя [Совета] министров о том, что духовенство епархии, признавая новый государственный строй и всецело подчиняясь Временному Правительству, приложит все силы к водворению в народе новых начал государственной жизни и надеется, что при единстве твердой правительственной власти отношение последней к церкви и духовенству будет благожелательным. 332 Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 409; Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. 1415. Часть неофиц. С. 148149.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прот. Павел Самойленко Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Ставропольский период жизни и деятельности. 1867–1894 гг. Источник Иоанн Иоаннович Восторгов родился в семье священника Иоанна Александровича Восторгова и супруги его Татианы Ксенофонтовны, как он сам свидетельствует в Ставленническом допросе и как следует из копии аттестата его, – 30 января 1867 года в станице Кавказской, Кубанской области 1 . Вскоре семья переехала в станицу Ново-Александровскую, Кубанской области (ныне город Новоалександровск Ставропольского края). Надо, правда, отметить, что помимо явно неверного года, рождения (1864), приводимого вслед за протопресвитером Михаилом Польским во всех современных публикациях, документы, имеющиеся в нашем распоряжении, указывают еще два года, как возможную дату рождения о. Иоанна. Из клировой ведомости Михаило-Архангельской церкви ст. Ново-Александровской за 1874 год следует, что у священника Иоанна Восторгова трое детей: Иван – 8 лет, Николай – 5 лет, Александр – 1 год 2 . Простое вычитание годов от роду из года составления ведомости дает нам 1866 год, как год рождения о. Иоанна. Сведения о бедных духовного звания, получающих помощь из епархиальных средств за 1882 год 3 показывают, что у вдовы священника ст. Ново-Александровской Татианы Восторговой четверо детей: Мария – 15 лет, Иван – 14 лет, Николай – 10 лет, Александр – 6 лет. Таким образом, на основании этого документа, приходится предположить 1868 год, как год рождения Иоанна Восторгова . И, тем не менее, учитывая все эти факты, мы останавливаемся на 1867 годе, как годе рождения о. Иоанна. Опыт работы с архивными документами того периода подсказывает довольно простое разрешение этой проблемы. Учет рождений был поставлен не на высоте. За каждый год встречаются десятки дел о неправильной дате рождения или крещения. Но уж в семье годы и места рождения детей должны были сохраняться точно, именно это убеждает в верности 1867 года, как года рождения о. Иоанна. Тем более, что и в первом и во втором случае определенно год рождения не указывается, указываются лишь года от рождения в тот или иной год. К тому же, есть два косвенных свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Назарий (Кириллов), еп. Гдовский. Фотография. Между 1893 и 1897 гг. (Кириллов Николай Яковлевич; 4.12.1850, Новочеркасск - 22.07.1928, Одесса), митр. Курский и Обоянский. Из семьи священника. В 1873 г. окончил Донскую ДС. 19 мая 1874 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Никольской ц. в ст-це Багаевской Черкасского окр. обл. Войска Донского, также с 4 июня того же года был законоучителем Багаевского церковноприходского училища. В 1876 г. овдовел, принял решение оставить приходскую службу и продолжить духовное образование. В том же году поступил в КДА. Окончил академию в 1880 г. со степенью кандидата богословия, получил назначение учителем лат. языка в Екатеринодарское ДУ. С 26 июня 1881 г. служил законоучителем в реальном уч-ще и преподавал педагогику в Екатерининской жен. гимназии в Ростове-на-Дону. 1 янв. 1883 г. переведен на должность законоучителя в Новочеркасскую муж. гимназию. Одновременно был делопроизводителем Донского епархиального училищного совета и председателем совета Донского епархиального жен. уч-ща. В 1892 г. был назначен ректором Ставропольской ДС. Принял монашеский постриг с именем Назарий и был возведен в сан архимандрита. 30 сент. 1893 г. определен на кафедру епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Хиротонию 24 окт. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Палладий (Раев) . 13 нояб. того же года Н. был переведен на кафедру епископа Гдовского, 2-го викария С.-Петербургской епархии. Был ответственным за организацию церковно-школьного дела в С.-Петербургской епархии, являлся председателем совета епархиального братства Пресв. Богородицы, обладавшего правами епархиального училищного совета. 21 окт. 1897 г. назначен епископом Олонецким и Петрозаводским. Во время его архиерейства началось издание «Олонецких епархиальных ведомостей» (1898). 20 янв. 1901 г. Н. стал епископом Нижегородским и Арзамасским. Участвовал в освидетельствовании мощей прп. Серафима Саровского и вместе с С.-Петербургским митр. Антонием (Вадковским) и др. архипастырями возглавил в 1903 г. торжества по случаю его прославления. Во время архиерейского служения Н. в Н. Новгороде было закончено строительство храма Всемилостивого Спаса, нового здания для братства во имя св. Георгия (Дом Георгиевского братства), произведен ремонт Спасского Ярмарочного собора, а у зап. входа в собор выстроена новая колокольня, освящены новопостроенные Спасо-Преображенский собор в с. Сормово и Владимирская ц. в с. Гордеевка (ныне в черте Н. Новгорода). В июле 1908 г. в Киеве участвовал в IV Всероссийском миссионерском съезде, был избран там председателем противораскольнической комиссии. 6 мая 1909 г. возведен в сан архиепископа. В этом же году стал почетным членом КазДА.

http://pravenc.ru/text/2564626.html

Александр Бабич Скачать epub pdf Иеремия (Соловьев) – епископ Кавказский и Черноморский (1799 –1884 г.) В данной публикации представлен биографический очерк о епископе Кавказском и Черноморском Иеремии (Соловьеве) , составленный священником Алексеем Воскресенским и опубликованный в Ставропольских епархиальных ведомостях 11. 1907 г. 1 июня. С. 589–603; 12. 1907 г. 16 июня. С. 645–658). Иеремия (в миру Иродион Иванович Соловьев, в схиме Иоанн), епископ Нижегородский и Арзамасский, родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии. С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии. 10 сентября 1820 года, вскоре после окончания семинарии, определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище. 14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса. В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 30 января 1831 года – экстраординарный профессор богословия. 6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря. В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища. С 6 ноября 1839 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря. 6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. 2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским. С 20 ноября 1849 года – епископ Полтавский и Переяславский. 19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую. 17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь. В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 26.05.1854 - 28.05. 1912, Минск), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель. Род. в семье сельского священника Архангельской епархии. Его отец Михаил Гаврилович (1824/25 - после 1894), выпускник Рязанской ДС, служил в 1873-1880 гг. на Шуерецком приходе Кемского у., в 1880-1882 (?) гг.- в мезенском Богоявленском соборе, в 1882-1886 гг. был настоятелем Троицко-Богоявленской ц. (написал очерк о своем приходе: «Кузнечевский приход в г. Архангельске» (Архангельские ГВ. 1884. 37)), затем - Соломбальского кладбищенского храма свт. Мартина в Архангельске, к к-рому в 1886 г. был пристроен сев. придел ап. Иакова Алфеева. Сестра архиерея Ольга окончила епархиальное жен. уч-ще. Семья, как вспоминал М., совершала паломничества в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . Впосл. М. приезжал отпевать обоих родителей. По окончании Архангельской ДС П. М. Темнорусов поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1881 г. со степенью кандидата богословия. Ему предоставили право на получение степени магистра без нового устного испытания. 1 авг. того же года назначен помощником смотрителя Камышинского ДУ, с 1882 г. помощник смотрителя Архангельского ДУ, с 1883 г. преподаватель словесности Архангельской ДС, где также был секретарем правления. Затем преподавал гражданскую историю в семинарии, рус. язык и Свящ. Писание в жен. епархиальном уч-ще. За отличное и усердное преподавание Архангельский и Холмогорский еп. Серапион (Маевский) объявил ему благодарность. С 1885 г. преподаватель Кишинёвской ДС. 14 марта 1890 г. викарием Кишинёвской епархии еп. Аккерманским Аркадием (Филоновым) пострижен в монашество с именем Михаил, 24 марта рукоположен во иерея и назначен инспектором Ставропольской ДС. В 1891 г. М. был возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В том же году вызывался в С.-Петербург для священнослужения. С 1892 г. ректор Новгородской ДС и настоятель новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1894-1895 гг. был цензором «Новгородских епархиальных ведомостей», производил ревизии новгородских обителей и духовных учебных заведений. 1 апр. 1895 г. в Сретенском храме Антониева мон-ря М. постриг в монашество выпускника семинарии помощника епархиального миссионера В. П. Лебедева (см. Варсонофий (Лебедев) , сщмч., еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии). С 1895 г. М. являлся ректором Могилёвской ДС.

http://pravenc.ru/text/2563656.html

Судьбоносной вехой в его пастырском служении стало участие в торжествах в честь прославления святителя Иоасафа Белгородского в 1911 У нетленных мощей святого он молился: «Святителю отче Иоасафе… Возгревай во мне дар священства, помоги достойно ходити своего звания!» Паломничество укрепило молодого священника в необходимом утверждении святой веры в душах его паствы и ограждении ее от влияния сект, ересей и раскольников. С этого момента гораздо больше внимания он стал уделять вразумлению заблудших в вере и жизни людей, с которыми приходилось встречаться в разных жизненных ситуациях. В 1912-1913 годах отец Григорий приобрел первый опыт миссионерской в том числе и в форме печатного слова. Сохранились публикации в журнале «Ставропольские епархиальные ведомости», где пастырь дает разъяснения по таким вопросам, как истинное значение воинской необходимость крещения польза поста для души и тела Учение Слова Божия он излагает в популярном в то время жанре путевых заметок. Публицистику автор воспринимал как одну из форм пастырского служения и строго следовал правилу, что пастырям, поставленным на страже Христовой Церкви, должно всеми силами бороться с ложным учением сектантов, запрещая, увещевая и обличая благовременно и безвременно. Противосектантскую направленность имела также его статья «Сыны века сего догадливее сынов света (Лк. где священнослужитель, опираясь на личный миссионерский опыт, писал: «Яд сектантской закваски действует иногда медленно, но результат этого действия ужасен: если со стороны православных пастырей не будет вовремя принято должных мер к вразумлению колеблющихся и сомневающихся, то хромлющее соделается сыном Активную борьбу пастыря с сектантами отметило епархиальное священноначалие, и 18 августа 1914 года отца Григория перевели в Николаевскую церковь станицы Барсуковской Кубанской области (в настоящее время Ставропольского края). На территории этого крупного прихода (более 630 домов, свыше 4 тысяч человек) проживало большое количество сектантов (субботники, баптисты, хлысты), раскольников (поповцы) и инославных (иудействующие). Штат церкви состоял из священника, диакона и

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5979408...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Кавказской и Черноморской епархии, выходившее в Ставрополе с 1873 по янв. 1886 г. 2 раза в месяц. После разделения и переименования Кавказской епархии в Ставрополе с февр. 1886 г. стали издаваться «Ставропольские епархиальные ведомости» , продолжившие нумерацию К. е. в., а во Владикавказе с 1895 г.- «Владикавказские епархиальные ведомости» . Программа К. е. в. была составлена еще в 1868 г., тогда же по представлению еп. Феофилакта (Губина) (см.: Розалиев В. Ф., прот. Воспоминания о преосв. Феофилакте//Кавказские ЕВ. 1873. 1. С. 26-29; 2. С. 65-69; 3. С. 88-94; 9. С. 286-292; 15. С. 498-501) окружным духовно-училищным съездом на должность редактора был избран смотритель Ставропольского духовного училища Г. П. Михайловский. Однако только при новом Кавказском еп. Германе (Осецком) 19 нояб. 1872 г. Михайловский смог приступить к обязанностям редактора и исполнял их до своей кончины (22 янв. 1886), должность 2-го редактора с 1873 г. занимал И. А. Спасский, а в 1874-1875 гг.- И. П. Протопопов. Именно Михайловский, опубликовавший за свою жизнь 145 статей, не считая мелких заметок (см.: Архангельский А. В. Г. П. Михайловский: (Биогр. очерк)//Ставропольские ЕВ. 1886. 12. С. 162-196), являлся автором значительной части материалов К. е. в., большинство из к-рых анонимны или подписаны криптонимом «Г. М.». Каждый номер К. е. в. состоял из офиц. и неофиц. отделов с общей пагинацией. Большинство материалов размещалось в офиц. отделе, здесь печатались «Распоряжения высшего правительства» (высочайшие манифесты, определения и указы Святейшего Синода, распоряжения обер-прокурора и синодальных учреждений), «Распоряжения епархиального начальства» (распределения благочиннических округов, расписание проповедей в соборах, назначения катехизаторов, сведения о назначениях на должность, перемещениях и увольнениях, наградные списки и др.), распоряжения и известия, касающиеся духовно-учебных заведений (отчеты, журналы духовно-училищных съездов, утвержденные учебные программы, разрядные списки семинарий и духовных уч-щ), а также списки вакансий, извлечения из отчетов викарного епископа по обозрению церквей епархии, объявления о вакантных местах, некрологи и др. Нек-рые материалы офиц. отдела были переизданы в одном томе в систематическом порядке (Кавказские ЕВ: 1873-1882. Ставрополь, 1883).

http://pravenc.ru/text/1319756.html

В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко­уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно­памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не­сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архи­пастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток. Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 1 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в назван­ном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» при­надлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так ду­мать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“ 2 . Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Содержание    В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко­уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно­памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не­сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архи­пастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток.    Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в назван­ном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» при­надлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так ду­мать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова    Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“. Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2636...

Константин (Булычев Константин Иоакимович), архп. б. Могилевский Родился 23 декабря 1858 года в семье зажиточного купца г. Орлова , Вятской губернии. В 1881 году окончил физико-математический факультет СПБ университета со степенью кандидата. В 1890 году поступил в СПБ духовную академию. 29 января 1892 года пострижен в монашество, 21 февраля того же года рукоположен во иеродиакона. 7 ноября 1893 года рукоположен во иеромонаха. В 1894 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и определен на должность смотрителя СПБ Александро- Невского духовного училища. В 1896 году назначен ректором Витебской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Во время своего служения в должности ректора состоял председателем Полоцкого епархиального училищного совета, председателем Витебского Свято-Владимирского братства, цензором «Полоцких Епархиальных Ведомостей» и проповедей, произносимых духовенством г.Витебска в кафедральном соборе. 1900 г. – ректор Киевской духовной семинарии. 29 июля 1901 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПБ епархии. Чин хиротонии совершали в Троицком соборе Александро-Невской Лавры: митр. СПБ Антоний, архп. Финляндский и Выборгский Николай, епископ Пермский и Соликамский Петр, епископ Симбирский и Сызранский Никандр, епископ Калужский и Боровский Вениамин и епископ Нарвский Никон. С 23 апреля 1904 года – епископ Самарский и Ставропольский. 21 мая 1904 года награжден панагией с украшениями. С 4 октября 1911 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 6 мая 1915 года возведен в сан архиепископа и оставлен на той же кафедре. 5 октября 1916 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Участник Священного собора в Москве 1917/1918 гг. Был сторонником патриаршества. В 1922 году и в последующие годы несколько раз уклонялся в обновленческий раскол, каялся и вновь уходил в раскол. С 9/22 декабря 1925 года – в числе основоположников григорианского раскола. Член ВВЦС. В числе трех подписал письмо от 29 января 1926 года митрополиту Петру Крутицкому.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010