311 Подр. см.: Kazdan A. Notitiae Episcopatuum II The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991.– Vol. 2, – P. 1496; Науменко В. E. Церковная география Таврики в VII–IX вв. По данным Notitiae Episcopatuum II Крымский архив. – 1999. – – C. 9–20; Науменко В.Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII–IX вв. (по данным Notitiae episcopatuum)//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 35. – С. 123–145. 312 Данные нотиций VII-XIV вв. относительно епархий на Крымском полуострове сведены в таблицы. См.: Бертье-Делагард А.Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде. 2. Православные и униатские епархии, их пределы//ИТУАК. – 1920. – – С. 35–66, 128, спис. А; Кропоткин В.В. Из истории средневекового Крыма (Чуфут-Кале и локализация города Фулл)//СА. – 1958. – Т. 28. – С. 203, табл. 1. 313 Parthey G. Hieroclis Synecdemos et Notitiae graeca episcopatuum. – Berolini, 1866, – P. 150–161; Geizer H. Ungedruckte und ungenugend veroffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum, ein Beitrag zur byzantinischen Kirchen – und Verwaltugsgeschichte//Abhandlungen der philos.– philol. Clase der K.Bayerischen Akademie der Wissenschaft.– Munchen, 1901.– Bd. 21.– S.529–641 (особенно S. 534–549); Гръцки извори за българската история. – София, 1960. – Т. 3. – С. 184–196; Darrouzes J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae: Texte critique, introduction et notes. – Paris, 1981. – P. 3,5,7–9,205–206. 316 De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. I//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – Gotha, 1891. – Bd. 12. – S. 303–322; De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. II//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – Gotha, 1891. – Bd. 12. – S. 519–534; De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. I//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – Gotha, 1893. – Bd. 14. – Heft 3. – S. 573–599. 317 См.: Успенский Ф. Византийские владения на северном берегу Черного моря в IX и X веке//Киевская старина. – 1885. – Т. 25 (Май – Июнь). – С. 261; Кулаковский Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1125 S. Martini рарае epistolae//PL. – 1851. – T. 87. – Col. 202 (XVI), 203 (XVII); Бородин O.P. Римский папа Мартин I... – С. 178 (письмо XVI), 179, (письмо XVII). 1126 Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. – М., 1980. – С. 36, 60. В схолиях к мартирию сосланных в Херсон братьев Феодора и Евпрепия (составлен около 680 г.) и в несколько более поздней компиляции конца VII в., получившей название «Краткой истории о сделанном против блаженного Мартина...», о подобном говорится следующее: ...flagellaque mortalia a praefecto suscipientibus, et Chersonem in ex-silium missis, et illic vi saepius ab invicem separatis, et in castris gentium ibidem adjacentium deputatis: junior quidem frater, qui ut vere in cunctis pheronimus, Euprepes nominatus est, completo in hujuscemodi Dei amico agone, anno nono, ad Dominum abiit mense Octobrio, die vicesima sexta indictione XIV (Anastasii bibliothecarii Collectanea. Scholion sive Hypomnesticum//PL. – 1853. – T. 129. – Col. 684 D); ...epinotia te thanasma para tou eparchou labontes kai exoristhentes en Chersoni kakeise bia pollakis choristnentes ap’ allelon kai en kastrois ton ekeise parakeimenon ethnon aphierothentes, – о men neoteros adelphos, egoun о ontos pheronumos en pasin Euprepios onomastheis, plerosas en to toiouto philotheo agoni etos enaton pros Kyrion eporeuthe meni Oktobrio kz, indiktionos id (Istoria syntomos ta kata ton makarion Martinon gegenotapapan Romes kai ton osion Maximon kaiton sun auto//Епифанович C. A. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника . – К., 1917. – С. 14.11–16, sec.4). Речь идет об октябре 655 г. 1129 Подр. см.: Иванов С. А. Византийское миссионерство: можно ли из варвара сделать христианина? –М., 2003. 1130 Ср.: Романчук А.И. Образ города – одна из причин субъективизма Папы Мартина//Кумуляция и трансляция византийской культуры: Материалы XI Науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 2003. – С. 85–86. 1132 Ср.: Сорочан С.Б. Херсонес в системе константинопольской торговли IV –первой половины VII вв. – С: 106–107; Сорочан С.Б: Мифы и реалии херсонесского хлебного экспорта//Древности 1994: – Харьков, 1994; – С. 69–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

708 «Священник, аще стыдится причастити жену свою, и даст чашу, и причастит ю ин, проклятию сицеваго подлагает 103 правило, еже в Трулле» (Номок., 142). Тут очевидная ошибка в ссылке на 103 пр. Трульского собора. Составители Номоканона в настоящем случае могли иметь в виду разве только 13-е правило названного собора. Это 13-е правило, по своей букве, конечно, не имеет ничего общего с настоящею статьёй Номоканона. Но мотив 13-го правила: «да не будет оскорбления браку, Богом установленному и им в Его пришествие благословенному», без сомнения, присущ и 142 ст. Номоканона; ибо «оскорбление браку» оказывается и в том случае, если священник стыдится причастить свою жену и тем показывает перед своими пасомыми, что он живёт с нею как бы не в законном браке, а в блуде (см. подр. Номок. при Бол. Требн., проф., А.Павлова , 57, 63, 281–283 стр.). 709 Не служащему священнику не следует преподавать св. Тайны причастникам в храме. В случае значительного числа причастников, было бы более благопристойно и целесообразно не соборне служить литургию двум священникам, а одному – раннюю, другому – позднюю, и таким образом часть говеющих причастить за ранней и часть – за поздней литургией; если же двум священникам и соборне служить литургию для значительного числа говеющих, то следует им попеременно причащать говеющих из одного потира и при таком способе, не оскорбляющем чувства благоговения к святыне, дело причащения значительно ускорится, так как ни тот, ни другой священник не будут утомлены непрерывным и продолжительным причащением говеющих (Рук. д.с.п. 1888, 12, см. также: «По доводу пер. ст. Ц.О.В.» – отд. отт. из Харьк. Е.В. 1877 г.; сн. Рук. д.с.п. 1889, 21). – Некоторые в оправдание обычая, по которому не служащий священник помогает в причащении мирян служащему, ссылаются на то, что не служащий священник имеет право причащать больных; но аналогия с данным случаем напутствия больных – неприменима, потому что совершить напутствие больного может потребоваться во всякое время дня и ночи и совершенно неожиданно для священника. Впрочем, по мнению «Церк. Вестн.», может по нужде и не служащий священник помогать в причащении мирян служащему, но весьма было бы благоприлично, если бы помогающий священник, зная об этом заранее, по надлежащему приготовлялся к этому, хотя бы и не служил (Ц.В. 1897, 36). – См. 793 стр., 1 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

подр. Оренб. Е.В. 1891, 5). 577 Полоцкой Д. Кон. относительно присоединяемых к православию из других христианских исповеданий было вменено в обязанность духовенству епархии, чтобы оно в донесениях своих Консистории, при коих препровождаются им метрические выписи и ведомости означенных лиц, указывало, к какому римско-католическому костёлу или лютеранской кирхе принадлежали присоединённые до присоединения их (Полоц. Е.В. 1891, 5). 578 Тобольским Преосвященным было сделано распоряжение, чтобы об обратившихся, в течение года, из раскола в православие печаталось в епархиальных ведомостях ежегодно; а священникам приходов, где есть старообрядцы, было вменено в обязанность доводить о сем, до сведения своих прихожан (см. Рук. д.с.п. 1889, 35). 579 Подольским епархиальным начальством в 1894 г. было предписано духовенству епархии, чтобы подписки иноверцев, присоединившихся к православию или вступивших в брак с православными, были представляемы в Консисторию на установленных по форме печатных бланках, долженствующих быть выписываемыми из Консистории, с приложением к рапортам церковных печатей; в противном же случае виновные в нарушении сего распоряжения будут подвергаемы должному взысканию (Подол. Е.В. 1894, 13). – См. выше, 979, 1018, 1019, 1024–1028 стр. печатного оригинала. – Подписки присоединившихся к православию, а равно иноверных родителей и супругов о воспитании детей в православной вере хранятся в архиве консисторском вместе с метрическими книгами (Уст. Д.К., примеч. к 29 ст.). 580 В некоторых епархиях местным Е.Н. были изданы распоряжения, чтобы духовенством, кроме представления ведомости о присоединённых к православию в указанный 29 ст. Уст. Д.К. срок, препровождались Е.Н. немедленные донесения о каждом случае присоединения к православию, причём в иных из этих распоряжений указывалось, какие сведения должны заключать в себе означенные донесения. Так, напр., Владикавказским Е.Н. в 1904 г. было сделано распоряжение, чтобы о случаях присоединения к православию из раскола или сект священники доносили и оо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

К сожалению, современные священники, живущие в пределах юго-западной и западной Руси, смотрят на обливание, допускаемое только в крайних случаях, как на обычную форму крещения, что весьма соблазняет и удерживает от присоединения к Церкви колеблющихся старообрядцев (см. Ц.Вед. 1905, 6). Они позабывают, что обливание как обычная форма крещения, есть «явное отступление от узаконенного чина» и что это крещение – крещение католическое, которое явилось у нас в период польского владычества на западе и юго-западе, в период подавления народности и православия и введения в ополячиваемых областях католицизма. Со времени возвращения отторгнутых поляками областей православной России, духовное начальство не раз останавливало своё внимание на уклонении некоторых священников от канонических постановлений нашей Церкви и указами предписывало выводить из употребления крещение чрез обливание. К сожалению, указы эти не везде возымели желаемое действие (см., напр., Ц.Вед. 1903, 50, Ц.В. 1904, 28). Нельзя допустить, чтобы священники отдавали предпочтение обливанию при крещении по незнанию существующих относительно этого прямых церковных правил. Нельзя также это предпочтение оправдать мнимою трудностью и опасностью погружения младенцев (см. подр. Рук. д.с.п. 1887, 46). Известно, что в великорусских губерниях везде, без исключения, священники крестят младенцев чрез погружение, и нигде не бывает несчастных случаев – смерти младенцев от погружения. Нам кажется, что эта привязанность к обливанию главным образом держится по привычке и на недостаточном сознании важности канонического постановления Православной Церкви о крещении. Молодые священники, поступая на приход, приучаются приёмам и внешним формам богослужения от своих отцов, от своих родственников и от других опытных священников. Они видят, что и отцы их и другие, по их мнению, опытные священники совершают крещение чрез обливание; быть может, даже слышат от своих руководителей убеждения, что эта форма крещения легче и безопаснее. При таких условиях, хотя они и помнят ещё школьные наставления о погружательном крещении, но, предпочитая живую, по их понятию, практику мёртвой, – и сами начинают употреблять ту же форму крещения – чрез обливание; и мало-по-малу приучаясь к ней, до того свыкаются с этою, допущенною только по нужде, формою, что начинают считать её законною и в свою очередь становятся образцом и авторитетом для других молодых священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

иконы; епархиальным Преосвященным поручено при разрешении к употреблению одеяний для прислуги при похоронных процессиях, а также балдахинов, колесниц, фонарей и носилок, не допускать никаких украшений, несогласных с уставом церковным и оскорбляющих чувства православных христиан; в случае нарушений конторами установленных для них правил, церковные причты доносят о том епархиальным начальствам для поставления в известность подлежащих учреждений (см. Ук. Св. Син. от 30 мая 1898 г., за 4, и от 30 сент., 1898 г., за 5; см. С.-Петерб. Дух. Вестн. 1898, 31, 44; Ц.В. 1903, 21). – Преосвященным Иларионом, епископом Полтавским, на прошении одного содержателя погребального заведения о разрешении иметь при означенном заведении конных жандармов для участия их в похоронных процессиях была положена такая резолюция: «При погребении умерших не только не следует дозволять конных жандармов, но весьма желательно, чтобы процессия погребения христианина совершалась как чин церковный, с умиляющей простотой и благоговением, и чтобы, кроме колесницы, не было вовсе безобразных плащей, шляп, факелов, а на лошадях – попон, что воспрещается указами императрицы Елисаветы Петровны от 15 мая и 1 сентября 1746 г., которые не отменены и потому должны быть руководством в настоящем деле» (Екатерин. Е.В. 1897, 26). – Ношение при погребении служителями погребальных контор шляп, несмотря на присутствие при этом св. креста и священнослужителей в облачении, есть «оскорбление святынь Православной Церкви» (см. подр. Псков. Е.В. 1897, 12). 1069 Употребляется также каждый раз при заупокойных молитвах каждение фимиамом. Оно есть символ умилостивления Бога за усопшего; но оно имеет отношение и к телу усопшего и есть воздаяние ему почести (см. Нов. Скриж.). 1070 К глубокому прискорбию, простой народ всё ещё держится противных христианству воззрений на умерших, вследствие чего смерть и погребение в некоторых местах, особенно на юге, сопровождается различного рода суеверными обрядами, обычаями и повериями. – Если у покойника глаза остаются открытыми, то это будто бы, предвещает смерть кому-либо из его родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

таинствах, необходимо, чтобы человек находился в сознании и желал совершения над ним тайны (Ц.В. 1875, 30; 1893, 38; 1896, 40). Необходимость для принятия благодати таинства указанного условия – очевидна сама по себе. Однако нельзя упускать из виду и то, что не всегда тот, который по внешним признакам кажется находящимся в бессознательном состоянии, действительно не владеет сознанием. «Кто знает», – как говорит Преосвященный Платон, Архиепископ Костромский, – что «все движения, вздохи, стоны» кажущегося в бессознательном состоянии не суть «знаки, которыми он свидетельствует своё раскаяние? Бывали больные, которые казались лишёнными всякого сознания, но слышали всё, что им говорили, не имея сил обнаружить своих чувств никакими знаками». «Врачи утверждают, что человек может жить и следовательно иметь сознание в течение многих часов, не показывая никакого признака жизни» (Напомин. священ., 226, 227 стр.); в последнее же время некоторыми доказывается, что действительной смерти всегда предшествует мнимая, большая или меньшая продолжительность которой зависит от характера болезни и особенностей организма умирающего, откуда делается тот вывод, что умирающих можно безбоязненно даже и причащать до последней минуты (подр. см. Ц.Вед. 1906, 37, 2586 стр.). Таким образом вопрос о глухой исповеди не имеет однообразного решения, в виду чего, по мнению «Цер. Вестника», совершать или не совершать этот акт милосердия, если не по отношению к болящему, то по отношению к его ближним, зависит всецело от усмотрения иерея (Ц.В. 1903, 28). Признавая в больном наличность сознания и при отсутствии свидетельствующих о нём внешних признаков, некоторые пастыри и дают разрешение от грехов такому больному. Во всяком случае пастырю не должно спешить уходом от больного, чтобы, в случае, когда он придёт в сознание, можно было удостоить его последнего напутствия. Необходимо пастырю также испытать все средства к открытию каких-либо признаков сознания в больном. Между прочим, иногда таким признаком может служить движение век больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1033 Некоторые относительно совершения в данном случае таинства покаяния рассуждают так: «исповеди действительно подобает предшествовать принятию таинства елеосвящения; но эта необходимость не безусловная, а просто – необходимость нравственная, в смысле приготовления к принятию сакраментального акта, потому что последний также имеет в своей конечной цели и очищение от грехов» (см. подр. Тайная исповедь, А.Алмазова , 2 т., 423–425 стр.; сн. Догм. Богосл. Высокопреосв. Макария, 473 стр.). 1034 При одновременном совершении елеосвящения и причащения, сперва совершается «Последование о исповедании», потом – «Последование св. елеа» с обрядом испрошения прощения больным, и, наконец, – «Чин како причастити больнаго», с опущением исповеди, как и замечено в этом последнем чине: «аще будет больный прежде сего исповедался (а он исповедался пред елеосвящением), то (иерей) абие (прямо после молитв) причащает его св. Таин» (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 230 стр.). – В некоторых изданиях Бол. Требника после молебного пения есть такое указание: «аще убо есть вечер, бывает отпуст; аще ли есть заутрие, приготовляется столец для лампады и служба продолжается». Этим указывается на древний порядок чинопоследования таинства елеосвящения, по которому молебное пение совершалось вечером, а освящение елея и помазание им больного – в утреннее время на другой день. Такому порядку можно следовать и в настоящее время. Может елеосвящение быть соединено с обыденным богослужением и таким образом: болящий может принять молитвенное участие в совершении вечерни и утрени, после утрени исповедаться и удостоиться св. помазания, а за литургией причаститься св. Таин (там же, 179–180, 227–230 стр.; сн. Приб. к твор. св. отд., 1888 г., 42 ч., 119–122 стр., а также ниже, 3 прим. на 1280 стр.). – Как известно, в современной нам практике вовсе не принято разделять на две части совершение елеосвящения, и всё чинопоследование оного таинства, обыкновенно, совершается одновременно. 1035 В случае смертной опасности для больного, исповедь и следующее за нею причащение совершаются по «Чину, како причастити больнаго»; после же этого совершается елеосвящение, смотря по состоянию больного (О тайне св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

выше, 1337 стр. печатного оригинала), кладбища признаны состоящими в ведении духовного начальства, на обязанности коего посему лежит забота о благоустройстве их и содержании в порядке (Ук. Св. Син. 30 апр. 1897 г., 4 Черниговским епархиальным начальством, для должного, в чём следует, исполнения по содержанию указа Св. Синода 30 апр. 1897 г., было постановлено послать благочинным епархии циркулярные указы, с предписанием – в случае, если где прихожане или городские управления откажутся от должного содействия к приведению Синодального распоряжения в исполнение, то о сем доносить Консистории (Черн. Е.В. 1897, 17). – Самарским епархиальным начальством в 1893 г. было постановлено в особенную обязанность благочинным епархии, настоятелям церквей, церковным старостам и церковно-приходским попечительствам наблюдать за чистотой и опрятностью на православных кладбищах (см. подр. Сам. Е.В. 1893, 6); в 1897 г. тем же начальством было вменено в обязанность благочинным епархии каждое полугодие внимательно осматривать кладбища и о состоянии их доносить местному Преосвященному (см. там же, 1897, 16). Владикавказской Духовной Консисторией было предписано благочинным епархии, чтобы они при обозрении церквей, непременно осматривали и местные кладбища, побуждая, где следует, причт и церковного старосту принять зависящие от них меры к надлежащему содержанию кладбищ, располагая прихожан к пожертвованиям на благоустройство кладбищ и обращаясь, в случае нужды, к местным властям за содействием. Об оказавшемся по ревизии благочинные должны доносить Его Преосвященству в своих годовых отчётах под особой рубрикой: «О приходских кладбищах», с указанием причин неблагоустройства тех кладбищ, о коих ими будет замечено, на предмет надлежащих распоряжений и наложения должных взысканий на причты, оказавшие небрежность по содержанию кладбищ (Ц.Вед. 1901, 3). – Отрадно отметить, что в некоторых местах дело благоустроения кладбищ, поставленное надлежащим образом, уже принесло желаемые благие плоды. Так, в Тульской епархии это дело (судя по напечатанным в «Тульских Епарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

подр. Волын. Е.В. 1897, 12–13; см. также Лит. Е.В. 1891, 25–26). – За места для погребения на столичных кладбищах хотя и взимается установленная плата, но крестьяне, дворовые люди, мастеровые, работники и фабричные, все снискивающие себе пропитание подённою работою, служащие и отставные нижние чины, нижние служители казённых мест и бедные служащие и отставные чиновники, не исключая и семейства их, освобождаются от всякой платы за места на кладбищах (Извлеч. из Отч. Г. Обер-Прокурора Св. Синода 1844 г., 53 стр.; Обозр. узак., 234 стр.). – Относительно погребения умерших в С.-Петербурге и на С.-Петербургских кладбищах постановлены особые правила (см. указ С.-Петерб. Дух. Конс. от 27 нояб. 1867 г. и изд. в 1871 г. прав. об устр. кладбищ в С.-Петербурге). – В губерниях Царства Польского действуют (см. Уст. Врач., 2 прим. к 704 ст.) особые правила, утверждённые Советом Управления Царства Польского от 31 мая 1846 г. о погребении умерших, содержащие в себе и некоторые постановления относительно устройства и содержания кладбищ и помещённые в 38 томе Дневника Законов (см. Холм.-Варш. Е.В. 1897; 16). – Особые правила о выдаче свидетельств на погребение умерших в Варшаве см. в Уст. Врач., 731–739 ст.). – Закона, запрещающего хоронить православных на лютеранском кладбище, нет (Ц.Вед. 1896, 3; сн. 2 прим. на 1345 стр.). – Нигде нет указаний на право приходского священника обращать в свою пользу холст, коим покрывается гроб умершего и при посредстве коего гроб опускается в могилу, и потому подобные вещи, во избежание раздора в причте, приличнее обращать в доход церкви (см. Ц.Вед. 1897, 45; сн. выше, 1 прим. к 951 стр.). – Существует обычай устроять в память усопшего после его погребения похоронный обед. Этот обед обыкновенно предваряется литией об усопшем и вкушением колива (кутии), оканчивается вкушением киселя с молоком (коровьим, а в постные дни так называемым миндальным) и так называемою заупокойною чашею с пением заупокойных стихов (см. Ц.В. 1896, 27). Вкушение указанных снедей и питий имеет связь с молитвою об отшедшей душе и служит символами этой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010