344 Почитание святых, по Лютеру, есть унижение заслуг Иисуса Христа, как единственного Ходатая между Богом и людьми; призывать святых в молитвах, как наших ходатаев и заступников пред Богом, значит смешивать заслуги Христа с человеческими подвигами, которые сами по себе ничто, – с человеческою слабостию и бессилием. Святые, по учению Лютера, – только замечательные исторические лица, о которых нужно воспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвою. Другими словами, святым, по Лютеру, нужно воздавать почтение только гражданское, но не религиозное. 345 В лютеранском молитвослове (см. Краткий Молитвослов Евангелическо-лютеранской Церкви. Изд. А. В. Ферман. Москва. 1906 г.) в молитве „за все человечество“ имеется моление об усопших; откуда следует, что, по крайней мере, современные нам лютеране творят частные молитвы за умерших (см. подр. Ц. Вед. 1906, 28). 346 Подробное учение реформатов о безусловном предопределении можно представить в следующем виде. – Бог, как Существо всесовершенное или безпредельное, не знает для Себя никаких ограничений. Его воля, будучи всемогущей и безграничной, должна, поэтому, безусловно царить над всем, в том числе и над волями существ тварных, конечных. Воля последних существ сравнительно с волей Божией одно полное ничтожество. Но при Своей безграничной воле, Бог обладает и безграничным, всесовершенным знанием. Это божественное знание или всеведение неотделимо от Его воли. А если так, если Бог знал от века все, что имело явиться впоследствии по Его воле, – а не знать этого Он не мог, – то значит от Его воли и зависело все явившееся в действительности. Следовательно, если одни из людей спасаются, а другие погибают, то причина этого заключается в безусловной воле Божией, причине всех причин. Бог от вечности все предвидящий, от века же, по одной Своей воле (следовало бы сказать: по Своему произволу), предопределил, для проявления Своей милости и правды, как избрание, спасение одних людей, так и отвержение других, как блаженную участь спасаемых, так и мучительную участь погибающих. Сообразно с таким Своим избранием, предопределением, Он одним – спасаемым – подает Свою всесильную благодать, которой они не могут противиться и которая, поэтому, есть для них благодать непреодолимая (gratia irresistibis); другим – погибающим – Он не только не подает Своей благодати, не только попускает зло, но и движет их злою волею. В решении вопроса о своем спасении человек таким образом нисколько не участвует. Судьба его решена еще до его рождения. Спрашивать о причине такой или иной судьбы людей – нельзя, потому что эта причина кроется в хотении Верховного Существа, стоящего вне всяких известных нам причин и законов. Но если человек призван к вере в Бога, то он является избранником Божиим и ему, как избранному Богом, подается непреодолимая благодать, в силу чего он обязательно спасется.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002. – С. 28–35; Сазанов А. В. Города и поселения Северного Причерноморья раневизантийского времени: Автореф. д и с с .... докт ист. наук/МГУ. – М., 1999. – С. 39–40; Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – Харьков, 1998. – С. 5–6, 97–98, 164–165; Haldon J. Byzantium. A History. – Stroud, Gloucestershire, 2000. – P. 98. Иную точку зрения см.: Сорочан С. Б. О строительном деле как показателе развития раннесредневековой Византии//Древности 2004. – Харьков, 2004. – С. 185–204. 7 Бородин О. Р. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма (ст., пер., коммент.)//Причерноморье в средние века. – М., 1991. – С. 184. 8 Ваклинов С. Формиране на старобългарската култура. VI–XI век. – София, 1977. – С. 49–50; Brandes W. Die byzantinische Stadt in Kleinasien im 7. und 8. Jahrhundert – ein Forschungenbericht//Klio. – 1988, – Bd. 70. – S. 176–208; Brandes W. Die Stadte Kleinasien im 7. und 8. Jahrhundert. – Berlin, 1989. – S. 121–124; Vann R.L. Some Observations on Byzantine Harbors in Isauria//BB. – 1998. – T. 55 (80). – 4.2. – P. 81–85; Гоголев Д. A. Города и крепости Византии в VII–nepboй половине IX в.: эволюция и функции: Автореф. дисс.... канд. ист. наук/Тюменский государственный университет. – Тюмень, 2002. – С. 22 –27. 9 На это обратил внимание уже К. К. Косцюшко-Валюжинич, который писал о результатах своих многолетних раскопок следующее: «Сооружения римской эпохи продолжали служить и в эпоху византийскую с неоднократными исправлениями и изменениями, как можно судить по оборонительной стене, башням и калиткам» (Отчет за 1906 год//Архив НЗХТ. – Д. 15. – Л. 8); подр. см.: Антонова И. А. Западный фланг обороны Херсонеса//СХМ – 1963. – Вып.З. – С. 60–69; Антонова И. А. Оборонительные сооружения Херсонесского порта в средневековую эпоху//АДСВ. – Свердловск, 1971. – Вып.7. – С. 102–118; Антонова И. A. XIV оборонительная башня (К вопросу о хронологии оборонительного строительства)//Херсонес Таврический. Ремесло и культура.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

688 Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. – СПб., 1914. – С. 472–480; Скубетов М. И. Древнехристианский склеп IV-ro века с фресковой декоративной росписью близь Херсонеса (на земле Н. И. Тура)//ИТУАК. – 1916. – 53. – С. 177–189; Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству. – С. 69–72, рис. 21, 37–39. 689 Это рассеивает имеющиеся сомнения в том, что отдельные «места памяти и молитв служили в Херсонесе также в качестве христианских храмов» (Завадская И. А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса. – С. 412). 690 Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству. – С. 80–81; Зубарь В. М. Херсонес – Херсон biд Iфirehhi до Христа//Хрошка 2000. – К., 2000. – Вип.ЗЗ. – С. 223. 691 Ср.: Шульц Г. Й. В1занийська лпурпя... – С. 156, прим. 467; с. 162 (изображение Константина и Елены со стенами Константинополя). 692 Ростовцев М. И. Указ. соч. – С. 467–469; Зубарь В. М., Хворостяный В. М. Указ. соч. – С. 67–68, рис. 21, 32. 696 Раскопки К. Э. Гриневича в 1928 г. и Е. Г. Сурова в 1960 г показали, что участок, примыкающий к древней западной оборонительной стене в IX–X вв. был застроен не менее чем семью помещениями, скорее всего, производственного, хозяйственного и жилого назначения. Затем весь этот район подвергся бедствию, большому пожару, о чем свидетельствуют завалы камней, перегорелой черепицы, мощный слой горения, после которого на всей раскопанной территории уже ничего не строилось и культурного слоя не было. Подр. см.: Суров Е. Г. Отчет о раскопках УрГУ и Херсонесского музея в Северо-западном углу Херсонесского городища. 1960 год//Архив НЗХТ. – Д. 2046. – Л. 20–26, 38–39; Суров Е. Г. К истории северо-западного района... – С. 136–137; Гилевич А. М. Новый клад херсоно-византийских монет//ВВ. – 1964. – Т. 24. – С. 154–155. Разумеется, связывать эту катастрофу, приведшую к концу Западную базилику, с некими «изменениями церковной литургии» и архитектурного облика храмов, нет ни малейших оснований (ср.: Кленина Е. Ю. Хронология... – С. 23). Утверждение о запустении Западной базилики после конца X в. оспаривает С. А. Беляев , предполагающий, что более поздний материал мог быть снят с этой территории при строительстве вала к югу от базилики, во время работ во второй половине XIX в. (Беляев С. А. Новые данные о западной части Херсонеса//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. 1989. – М., 1990. – С. 462). Однако принадлежность этой насыпи к деятельности Военно-инженерного ведомства не доказана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1032 Херсонские святители. Святого священномученика Ефрема, епископа Херсонского, сказание о совершившемся над отроком чуде священномученика и апостола Климента. Греч, текст рукописи XII в. с рус. пер. Зикфоса//ЗООИД. – 1875. – Т. 9. – С. 137. 1033 Пуцко В. Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого//Byzantino-bulgarica. – Sofia, 1986. – T. 8. – C.301 сл.; ср.: Jastrzebowska E. Der Sarkophag des Jaroslav in Kiev//Akten des Symposiums «Fruhchristliche Sarkophage», Marburg, 30.6–4.7. 1999. – Mainz, 2002. – S. 129–135; Jastrzebowska E. II culto di S. Clemente a Chersoneso alla luce della ricerca archeologica//Studi su Clemento Romano. – Roma, 2003. – P. 136–137, fig. 16. 1034 Dujcev I. Une miniature byzantine meconnue avec les images de Cyrille et Methode? 11 Byzantion. – 1966. – Vol.36. – P.51–73; Hofmann J. Op. cit. – S.56, Abb.2; Jastrzebowska E. II culto... – P.128, fig. 2. 1036 Франко I. Сьвятий Климент у Kopcyhi//Записки наукового товариства im. Шевченка. – Льbib, 1902. – Т. 48. – Кн. 4. – С. 139–142. 1039 См.: Сомов Л. Камни ... преткновения?//Слава Севастополя. – 2001. – 1 декабря 225). – С. 3. 1040 Отчет о раскопках в Херсонесе (главная площадь, «базилика в базилике», у западных стен, на северном берегу, за южной оборонительной стеной, в Стрелецкой и Казачьей бухте). 1888–1890 годы//Архив НЗХТ. – Д. 1. – Л. 28, 42, 44. 1042 Производство археологических раскопок... – С. 36–37; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса. – С. 60–61. 1043 Феодосий. О местоположении Святой Земли начала VI века/По рецензии Гильдмейстера издал, перевел и объяснил И. Помяловский//ППС. – СПб., 1891. – Т. 10. – Вып. 1. – C. II–III, 5, 17–18, § 54. 1044 См.: Золотарев М. И. Портовые сооружения Херсонеса Таврического в Карантинной бухте//X. сб. – 2004. – Вып. 13. – С. 62–63, рис. 5. 1045 Подр. см.: Duchesne L. Origines du culte chretien. – Paris, 1903. – P. 327–330; Saxer V. Les rites de l’initiation chretienne. – Spoleto, 1988; Арранц М. Чин оглашения и крещения... – C. 74–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Товарищ может продать или уступить свою долю постороннему лишь с согласия прочих, а если они несогласны, то покупают ее сами, по справедливой оценке, и должны уплатить деньги в месячный срок со дня объявления о продаже. С погибелью судна прекращается товарищество. Когда корабельщик нанимается у хозяина управлять судном за определенную часть выручаемой прибыли, в этом условии нет еще признаков товарищества. Допускается иметь ему участие и в корабельном грузе; в таком случае от условий договора зависит, считать ли его товарищем или только нанявшимся на особом условии. Он товарищ, если условие о товариществе имеет в договоре преобладающее значение, и лицо, управляющее кораблем, занимает самостоятельное положение товарища: в таком случае участвующие в договоре складывают – один свой труд и искусство, другой – свое имущество, для общей операции. Закон (216–252 Уст. Торг.) едва ли имеет в виду такое товарищество, ибо в 252 ст. предвидится возможность выкупа хозяином у корабельщика доли его в товаре или в грузе, когда он окажется неверен и не искусен, и хозяин отрешает его от должности по выгрузке товара. – Товарищество для производства золотого промысла (Уст. Горн. изд. 1893 г., ст. 437, 478). Предполагаются договоры о сем или уставы, которые должны быть представляемы для сведения главному начальству промысла и горному департаменту. Одному товариществу не отводится несколько площадей в смежности, равно как и члену товарищества в смежности с участком товарищества. Лицам, имеющим уже смежные заявки, дозволяется, по получении документов, составлять между собой товарищества. Закон дозволяет составление товариществ по вступлению в договор казенного подряда или поставки. Они составляются либо до производства торгов, и в таком случае представляют, в отношении к торгу, одно лицо, либо по совершенном окончании торгов, с участием того лица, за кем подряд остался; но в таком случае подряд за ним считается и он один есть ответствующее перед казной лицо (Пол. Казен. Подр., ст. 3). В Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Сен. реш. I, 85). Убыток за продержание в казне залогов по подрядам и поставкам должен быть, по обстоятельствам, доказан в действительности и в количестве, в каждом данном случае. Он не выражается в процентах, ибо проценты полагаются лишь за удержание денежного капитала (2 Сб. Сен. реш. I, N 42). Реш. по д. Смита (Сб. Сен. реш. III, N 883) отказано в иске об убытках за непоставку каменного угля по маклерской записке, вследствие невозможности выписать его по военному времени. Отказано по следующим причинам: неустойки в договоре не постановлено, а отыскиваемая сумма представляет не прямой убыток, а разницу в цене договора с продажной ценой угля на месте доставки, следовательно представляет случайную прибыль, стало быть, особый вид неустойки. Задатки, неустойка, проценты. По общему закону (Пол. Казен. Подр., ст. 36), относящемуся до всех вообще казенных подрядов и поставок, – на выдаваемые от казны в пособие, при исполнении казенных предприятий, ссуды (задатки) процентов вовсе не полагается даже и тогда, если бы получивший оные сделался по договору неисправным и задаточные деньги оставались у него по прекращении договора, и самая ссуда взыскивается с подрядчика, из представленных им залогов, единовременно, по предъявлении подрядчику окончательного, по исполненному предприятию, расчета. В виде исключения из этого общего правила в прим. к 123 ст. Уст. Стр. по Прод. 1893 г. установлено, что уплата ссуды, выдаваемой частным лицам при постройке ими на собственный свой счет тюрем и присутственных мест и других казенных помещений, для отдачи оных в пользование на 30 лет, – должна производиться ежегодным вычетом из наемной за здание платы, с причитающимися процентами, на основании расчета 28-летнего займа, по правилам о ссудах из бывших банковых установлений. Законно ли, в договоре подрядчика с казной, такое условие, что на задатки, не уплаченные в течение месяца, со дня требования об уплате, полагаются проценты? 1-й Деп. Сената, по д. Нилуса и Гурари, 25 ноября 1875 г. решил, что законно, и не нарушает 1831 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Таковых Он, силой благодати Своей, повлечет к Себе; весь ум и сердце таковых устремятся горе – на небо; тогда, живя плотию на земле, они будут жить духом своим на небе: «идеже бо сокровище ваше, ту будет и сердце ваше», а где сердце, там весь человек, там вся его жизнь и деятельность, истинного христианина все сокровище сокровенно есть во Христе Иисусе, вознесшемся на небо, а потому там его сердце, там и житие ( Фил.3:20 ). Напрасны спасения за наши земные дела, за наши телесные потребности и нужды, за наши обязанности семейные и гражданские, если мы будем думать только о небе, желать и искать только небесного, пренебрегая все земное! Напрасно думать, что тогда все дела наши придут в крайнее расстройство! Напротив, тогда-то именно все земные дела наши примут правильный и благоуспешный ход, все труды наши сопровождаться будут благословенным успехом, все полезные занятия наши, каковы бы они ни были и в чем бы ни состояли, одухотворятся, освятятся благословением Божьим, примут благоприятный вид Богобоязненного служения Господу, исполнения Его святейшей воли. Если бы все люди всей мыслью и сердцем своим стремились к Богу Отцу своему, желая угождать Ему, как добрые и послушные чада Его, исполнением свв. заповедей Его, искали всем желанием своим небесных благ и горнего своего отечества и все делали бы во славу Божью и для спасения души своей; если бы изгнаны были из обществ человеческих все злые страсти, которые делают людей и злыми и несчастными: но были-ль бы тогда общества человеческие истинно блаженными и счастливыми? Не сделалась ли бы и самая земля наша всеизобилующим раем, благословенным от Господа? По крайней мере, на ней не было бы столько неправд и озлоблений, не проливалось бы столько слез и не слышалось бы столько воплей и стонов, не было бы столько бед и скорбей, который люди создают себе сами своими пороками и развращением, своей злобой и неправдами, своей необузданной жаждой плотских наслаждений, земных сокровищ и временных почестей. (См. подр. Полн. собр. пропов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Проценты по обязательствам обыкновенно считаются со времени просрочки; но, при несостоятельности, по тем обязательствам, в совершении, явке и представлении ко взысканию коих сделаны упущения, проценты, в случае возможности, полагаются только со дня представления их ко взысканию. Тому же ограничению подвергаются, и без несостоятельности, обязательства, вопреки установленным о гербовом сборе правилам писанные (Зак. Суд. Гражд. 366, 510 п. 3; Зак. Гражд. 2039). Рост по протестованному векселю считается со дня протеста в неплатеже; но рост на издержки протеста, на разность курса и другие законные издержки считается только с того дня, как вексель представлен будет ко взысканию судебным порядком (Уст. Вексельн. 118). По сохранным распискам право на % начинается с востребования, т.е. с подачи прошения в суд (Гражд. 2115 и Касс. реш. 1877 г., N 140). Владение, хотя и незаконное, может быть добросовестное, если владелец не знает, что имущество по праву принадлежит другому. Одно сомнение в законном владении не есть еще признак недобросовестности. Начало недобросовестного владения возникает обыкновенно со времени формального объявления через судебное место об иске или требовании, или с того времени, когда с достоверностью стала известна неправость владения, буде сие доказать можно (529, 530). Недобросовестный владелец обязан при возвращении бывших в незаконном владении его денежных капиталов внести за все время их удержания по 6% в год, хотя бы деньги лежали у него без употребления (641). Особые правила о процентах по договорам с казной см. в ст. 50, 226 Пол. Казен. Подр. На выдаваемые от казны задатки по подрядам не полагается процентов. Проценты умедления исчисляются или с просрочки, когда обязанность платежа сама собой предполагается и сумма по расчету вполне известна; или с предъявления требования, когда ранее того нельзя предположить нарушение обязанности в известной сумме; или со времени решения о взыскании, буде по обстоятельствам дела первая капитализация взыскания не могла последовать прежде решения; с решением же во всяком случае происходит капитализация, срок платежа % начинается во всяком случае, хотя % и не определены в договоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но некоторые данные позволяют нам и вовсе оставить греч. ες τ Σιν, как неточное. Именно в то время, когда в VI веке на Синае Лавры Илиот не отмечается (см. Путник Антонина, Прав. Палест. Сборн., вып. 39; Антонин не упоминает даже о существовании храма во имя св. Ири на Синае, см. стр. 99), для Палестины, м. б. указана местность, которая, как своим наименованием, так и особенностями топографии вполне подходит к условиям исторической обстановки 134 главы. – Лавру Илиот христианское предание обычно указывает (см. Сладкопевцев. Палест. обит., вып. 2, с. 86; ссылки на Норова, Муравьева, Олесницкого) на горе Искушения (на с.-з. от Иерихона), недалеко от Иордана, в восточной части Ефремова колена. С другой стороны, мы знаем, что соседняя с ней область Тамнитская, в числе определительных пунктов которой приблизительно можно указать: западн. склон горы Ефремли, дорогу из Иерусалима в Лидду (Евсевия Памфилова, О названиях местностей встр. в Св. Писании; бл. Иеронима, О полож. и назван. евр. местн., пл., проф. И. Помяловского, Прав. Пал. Сборн., 37 вып., стр. 168), Вефиль (ibid 105; подр. см. здесь же, примм. – 847, с. 306; 128, с. 168), называлась так же и «Сим» (Σεμ, цит. соч., с. 359), что вполне объясняет и слав. «(в) Сима» (гл. рон л. 95) и латин. «(in) Sigma» (Migne, 873:2998). След., мы не имеем надобности искать Лавру Илиот, вопреки преданию, ες τ Σιν, когда более естественное оправдание получают слав. и лат. названия. 2779 По таким сображениям: 1., – по возвращении из Египта Мосх поселяется в киновии Феодосия [– в 594 году он был вместе со своим игуменом у только что поставленного Иерусалимского Патриарха Амоса (гл. 149)], и по всей вероятности непосредственно, так как 589 год застает его еще во время путешествия, на Синае (см. гл. 121), откуда прямой путь вел его в Палестину; во 2-х, если путешествие Мосха в Египет преследовало миссионерские цели (об этом ниже), то нужно ожидать, что и послан он был из той же киновии Феодосия, отличавшейся в эту эпоху христологических споров стойкою защитою православных взглядов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2813 Игуменья Дамиана, сообщившая Мосху рассказы 127 главы, жила, по его словам, в «затворе» (=«προ το γλεισϑναιμε», рук. Моск. Син. Б-ки 163, 256о. 1). Под последним же необходимо нужно разуметь те многочисленные, преимущественно женские, затворы, расположенные в долине Иосафатовой, о которых упоминает только современник М., Феодосий (Феодосий, О местоп. св. земли, Пр. Пал. Сб., в. 28, стр. 17; подр. см. прим., стр. 73.). У Епифания см. 203 стр. 2814 Та же и. Дамиана (127 гл.) в своем рассказе упоминает про сестру Императора Маврикия (582–601), еще царствовавшего в то время. Ср. указание анонимного биографа Мосха, который приход последнего в Антюхию приурочивает к моменту, следовавшему непосредственно за убиением Имп. Маврикия. 2815 В одной мили от Иордана, к ю.-вост. от Иерихона; гл. 107, а также – по связи – гл. 12. 141. 142. Олтаржевский, 90; Епифаний, 236; Сладкопевцев, в. 2, 73 стр. 2822 Главы 62–67; вероятно, все они записаны в то время, когда Мосх там имел десятилетнее пребывание. Сладкопевцев, в. 2, 85 с. 2823 Гл. 20 и 91; впрочем, судя по выражению 20-й главы – «передать мне», и по хронологии рассказа (событие рассказа произошло в 533–34 годах, после которого рассказчик прожил в пещере Копратской Лавры еще тридцать пять лет=534+35=569 г.), можно думать, что здесь Мосх был один, в то время, когда жил в Лавре Илиотской и в пещерах, расположенных по Иорданскому берегу, в соседстве с Лаврою Копраты. Сладкопевцев, в. IV, с. 196. 2824 На противоположном берегу Иордана; там, вероятно, был записан рассказ 1-й главы, дающий сведения об основателе Лавры. Епифаний, 221 и 222; Сладкопевцев, в. 2, стр. 82. 2834 Когда Мосх был в окрестностях г. Россы, то в некоем селении ему пришлось видеть могилу одного отшельника, скончавшегося, согласно его собственной записи, «15-го индикта». Принимая же во внимание, что 15-й год индикта на рубеже 600 года падал на 597 или 612 годы и прибавляя сюда добавочные 7 лет (ибо Мосх явился сюда спустя 7 лет после указанного события), получим 604 год (597+7), как дату пребывания Мосха в Киликии, около Росса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010