чудеса, совершаемые Христом по воле Бога Отца, удостоверяют, что Он есть Жизнодавец – Ин 6:27 ). «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Установление сего таинства «Иисус взял хлеб (τν ρτoν) и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, едите: сие есть Тело Мое (τoτ στι τ σμ μoυ). И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (τoτo γρ στι τ αμ μoυ) 200 Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; ср. Мк.14:22–24 ; Лк.22:19–20 ). Видимая сторона таинства «Взял хлеб... взяв чашу» ( Мф.26:26–27 ); «взяв хлеб... взяв чашу» ( Мк.14:22–24 ); «взяв хлеб... также и чашу» ( Лк.22:19–20 ); «взял хлеб... также и чашу» ( 1Кор.11:23–25 ). Невидимая сторона таинства В таинстве причащения под видами хлеба и вина Господь Иисус Христос преподает нам в спасительную пищу Самого Себя – Свое пречистое Тело и Свою животворящую Кровь: «сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя» ( Мф.26:26–28 и др.), а не образ или знак Моего Тела, Моей Крови. «Веруем, что в сем священнодействии (таинстве евхаристии) присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (τυπικς, εκoνικς), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием иили через проницание хлеба так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для евхаристии хлеб, как последователи Лютера неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так, что после освящения хлеба и вина хлеб пресуществляется и преобразуется в самое истинное Тело Господа, Которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось в Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, Которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Иными словами мы верим, что после освящения хлеба и вина остаются уже не эти вещества, но самое Тело и Кровь Господня под видом или образом хлеба и вина...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

...В последнем письме ты выражаешь свое удивление и даже недоумение о том, как труден путь спасения. Это давно объявлено Самим Господом в Евангелии: «тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную» (Ср.: Мф.7, 14). Потому Господь и ублажает ходящих путем сим неуклонно, глаголя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11,28—29). И тогда «иго Мое» будет для вас «благо, и бремя Мое легко» (Мф.11, 30). Согласно сему и все святые утверждают, что терпение и смирение, на все победа (преп. Амвросий). Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божии хотения (преп. Амвросий). Вопрос: «Как спастись?» Ответ: «...Елико имаши силы уничижай себя нощь и день, понудися увидети себя под всяким человеком: сей есть истинный путь, кроме бо сего ин несть хотящему спастися, о укрепляющем его Христе» (преп. Макарий). Правда, после тех прыганий да выездов — нечего и ждать духовной радости, чуждой миролюбцам и совершенно им неведомой. Но все-таки на твоей стороне та выгода, что ты хоть и непричастна свету, но и тьма тебя не прельщает: ты уже чувствуешь сердцем бессмысленную мглу светских удовольствий. Но эту истину не всякий может понять, а ему же дано будет свыше. «Никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец Мой привлечет его, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 44). И разум этот, и чувство это даются не всем, а избранным, испрошенным, так сказать, Самим Спасом нашим у Бога: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне... Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин.17. 9, 11) (преп. Анатолий). ... «Иисус утверди лице Свое ити во Иерусалим...» (Лк. 9, 51), решил, приготовился идти во Иерусалим на подвиг Свой. В духовном смысле это означает, что всякий христианин, который, подобно Христу, решил идти в Горний Иерусалим, то есть проводить духовную жизнь ради Царства Небесного, должен «утвердить лице свое», приготовить себя к этому путешествию, решиться на прохождение подвижнической жизни. Надо уготовиться и решиться, ибо путешествие это требует именно подвига, понуждения себя на совершение всех добродетелей, коими достигается Царство Небесное. Надо уготовиться и решиться, ибо самому совершению добродетелей противодействуют и противостоят различные скорби, соблазны, препятствия, и прежде всего от людей, подущаемых врагом нашего спасения. Враг желает воспрепятствовать доброму намерению и внушает людям мира сего ненависть к рабам Божиим (преп. Никон).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Встревоженный Ирод призвал первосвященников и книжников и требовал у них назвать место рождения Мессии — те подтвердили: в Вифлееме Иудейском, «так написано через пророка» (см. Мф.2:3–6 ). Тогда Ирод, «тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» ( Мф.2:7–8 ). Однако ни обман волхвов, ни замысел разыскать и погубить Младенца Ироду не удаются. Руководимые Ангелом Господним, Иосиф с Младенцем и Матерью укрываются в Египте. Волхвы же, получившие откровение «не возвращаться к Ироду», уходят в свою страну. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» ( Мф.2:16 ). Образ чаши, как некоего вместилища гнева и ярости Господней, нередко возникает в обличительных речах пророков. До дна испивает эту чашу и падает словно пьяный народ израильский, оставивший своего Бога. Исайя призывает Израиль уповать на избавление от страданий: «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил. Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей; ты не будешь уже пить их. И подам ее в руки мучителям твоим…» ( Ис.51:17, 21–23 , ср .: «Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления» — Пс.59:5 , см. также Пс.74:9 ). Пророк Иеремия возвещает воздаяние Господне и народу Иуды, и языческим народам: «…так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости, и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя. И они выпьют, и будут шататься, и обезумеют при виде меча, который Я пошлю на них. И взял я чашу из руки Господней, и напоил из нее все народы, к которым послал меня Господь» ( Иер.25:15–17 ). В иносказательном описании народа, отступившего от своего Бога, пророк Иезекииль уподобляет Самарию и Иерусалим двум сестрам-блудницам: «…блудили они в Египте, блудили в своей молодости, там измяты груди их, и там растлили девственные сосцы их. Имена им: большой — Огола, а сестра ее — Оголива» — Иез.23:3–4 ). Оголиве (Иерусалиму) определено воздаяние: «Ты ходила дорогою сестры твоей; за то и дам в руку тебе чашу ее. Так говорит Господь Бог: ты будешь пить чашу сестры твоей, глубокую и широкую, и подвергнешься посмеянию и позору, по огромной вместительности ее. Опьянения и горести будешь исполнена: чаша ужаса и опустошения — чаша сестры твоей, Самарии! И выпьешь ее, и осушишь, и черепки ее оближешь, и груди твои истерзаешь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. …Ты забыла Меня и отвратилась от Меня, то и терпи за беззаконие твое и за блудодейство твое» ( Иез.23:31-35 ). Испустить дух

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

3 . Так как далее сказано: «Но они не поняли сказанных Им слов» ( Лк.2:50 ), нам надлежит внимательнее рассмотреть написанное. Неужели они были настолько неразумны и маломысленны, что не поняли, что когда Он сказал: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», Он имел в виду «в храме»? Значит ли это что-то еще, что-то более глубокое, что было бы во благо слушающим, каждому из нас, если он добрый и совершенный и принадлежит Богу Отцу? Поэтому в целом Спаситель всех нас учит, что Ему подобает быть только среди тех, кто принадлежит Его Отцу. Если каждый из вас принадлежит Богу Отцу, то Иисус посреди вас. Мы должны верить Ему, когда Он говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». И я предполагаю, что более разумным храмом, храмом живым и истинным является тот храм, образом которого является здание, построенное земными трудами. Поэтому Он был в храме как в образе и «шел от храма» ( Мф.24:1 ) как от образа. Ибо, выйдя из земного храма, Он сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), и, оставив этот дом, Он приходит во владения Бога Отца, а именно в церкви, разбросанные по всему миру, и говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Поэтому тогда «они не поняли сказанных Им слов». 4 . В то же время обратите внимание на то, что пока Он находился во владениях Своего Отца, Он был в выси. А так как Иосиф и Мария еще не обладали полнотой веры, то они не могли все время находиться с Ним наверху, и поэтому, как сказано, Он нисходил к ним. Иисус часто нисходит к Своим ученикам, не всегда Он стоит на горе, не остается все время в вышине. На гору Фавор Он восходит с Петром, Иаковом и Иоанном (ср. Лк.9:28 ), но с остальными учениками Он был в другом месте. К тем, кто страдал различными недугами, был очень слаб и не мог взобраться на гору, «сошел Он с горы» ( Мф.8:1 ), к тем, кто был внизу. И здесь также сказано: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» ( Лк.2:51 ). 5 . Дети, будем учиться быть в повиновении у наших родителей. Больший подчиняется меньшему, ибо видит, что Иосиф старше Его годами, и потому воздает ему честь, подобающую родителю. Он – образец для всех сыновей, которые должны подчиняться отцам; а если у них нет отца, то они должны подчиняться тем, кто обладает честью отца. Но к чему я говорю о родителях и детях? Ведь если Иисус – Сын Божий – подчиняется Иосифу и Марии, то не должен ли я подчиняться епископу, которого Бог поставил мне отцом, или пресвитеру, который по воле Господа надо мной поставлен? Думаю, что Иосиф понимал, что Иисус, подчинявшийся ему, выше его, и из почтительности ограничивал свою власть. Поэтому все должны понимать, что зачастую меньший поставлен над большим, и подчас случается, что подчиненный выше того, кто, как кажется, имеет власть над ним. И когда тот, кто занимает более высокое положение, понимает это, он не превозносится в гордыне своей тем, что он выше, ибо знает, что тот, кто выше, подчиняется самому себе, как Иисус подчинялся Иосифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

То же самое произошло и на Елеонской горе, когда Христос подчинился служителям от иудейских первосвященников. И это было вызвано не бессилием, ибо прежде Он явил перед ними Свою силу. Услышав признание Иисуса, что Он есть Тот, Которого они ищут – «это Я», – сказал Он, «они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18, 6). И здесь Христос тоже не опроверг Своей Божественной силы. Однако Он её органичил и не позволил ей действовать. Поэтому смешным кажется рвение св. ап. Петра, когда тот извлекает свой меч и ударяет им «раба первосвященникова» (Мф. 26, 51), ибо можно подумать, что Христос действительно нуждается в земной силе. Ведь достаточно было только одного Его возгласа, и Отец небесный предоставил бы Ему «более, нежели двенадцать легионов ангелов» (Мф. 26, 53). Однако «как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф 26, 54). То есть: как в таком случае Христос искупил бы мир? Насилием? Но ведь это нелепость. А если по добровольному согласию человека и общим деланием? Но ведь сотрудничество включает и несогласие, и отвержение, и поимку, и распятие. Поэтому Христос Спаситель мог явиться в мир только как Агнец, а не как Владыка, несмотря на то, что в Себе Он нес всю власть – небесную и земную. Но Он ограничил Свою силу и подчинился «власти тьмы» (ср. Лк. 22, 53). Могущество Бога совершенно явственно ощущается на каждой ступени Его кенозиса. И чем глубже степень кенозиса, тем сильнее это могущество ограничивается. В служении Христа человеку вплоть до Его подчинения смерти это ограничение достигает высочайшей степени. Но именно так Христос разрушает языческое переживание Бога как бесчувственного тирана и являет Его как беспредельную Любовь.       В этом и кроется объяснение того, почему Христос так глубоко потрясает душу восточного христианина, почему Он, по словам Достоевского, становится единственной любовью русского народа. Ведь ответить на кенозис Христа можно только любовью: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). До тех пор, пока Бог открыто не показывал Своей любви к людям, они не могли любить Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Господь наш Иисус Христос полностью признавал ветхозаветный канон. Приводя изречения из ветхозаветных книг, Иисус Христос называл священные книги «писанием» ( Ин.10:35; 17:12 ), «писаниями» ( Мф.21:42; 22:29 ), «законом» ( Ин.10:24 ), а ветхозаветных писателей называл богодухновенными ( Мк.12:36 ср.Пс.109:1). Своё служение и явление миру Он считал исполнением ветхозаветного Писания ( Мф.5:37–18 ). Точно так же учили о священных книгах Ветхого Завета и апостолы. Ветхозаветные книги, по учению апостолов, готовили евреев к принятию Мессии – Иисуса Христа. Они были для иудеев «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ), потому что содержали в себе заветы и обетования о спасении человечества ( Евр.10:1 ). Поэтому апостолы называли ветхозаветные книги «священными писаниями» ( 2Тим. 5:15 ), «словом Божиим» ( Рим.3:2 ), «древним заветом» ( 2Кор.3:14 ). Все ветхозаветные книги апостолами признавались богодухновенными ( 2Пет.1:21 ; 2Тим.3:15–16 ). Но какие именно книги признаются в Новом Завете священными и богодухновенными? Список канонических книг во времена Христа начинался книгой Бытие и заканчивался 2Парапипоменон. В Мф.23:35 приведены слова Христа, которые удостоверяют истинность ветхозаветного канона «...да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Cp. Лк.11:51 : «... да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля ( Быт.4:8 ) до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом ( 2Пар 24:20 )...». Убийство Авеля описано в Быт.4 , а убийство Захарии в Пар.24, в книге, которая считается последней по порядку в иудейском каноне. Поэтому Господь как бы говорит: «От первого до последнего убийства в Ветхом Завете». В Новом Завете цитируются как «Писание» все ветхозаветные канонические книги, кроме Есфири, Ездры, Неемии, Екклесиаста и Песни Песней. Второй вопрос, который стоит перед исследователями: «Цитировал ли Иисус Христос или апостолы неканонические книги?»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Христос и самарянка. Икона. Нач. XVII в. Мастер Никифор Савин (ГРМ).Фрагмент Христос и самарянка. Икона. Нач. XVII в. Мастер Никифор Савин (ГРМ).Фрагмент Дар В. ж. воспринимается людьми уже здесь, на земле, через веру в Сына Божия (Ин 3. 36; 5. 24) и Крещение (Ин 3. 5). В беседе с самарянкой Христос говорит о живой воде, т. е. о благодати Св. Духа, к-рая становится в принимающих ее «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4. 14). Приобщиться к В. ж. могут как живые, так и почившие. По мысли Патриарха Сергия (Страгородского) , В. ж. «не обусловлена воскресением из мертвых, она раньше его, и как будто бы даже обусловливает его собою: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я (как будто бы в силу этого) воскрешу его в последний день» (Ин 6. 54). С др. стороны, «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин 3. 15), т. е. не только не имеет твердой надежды на получение вечной жизни в будущем веке, но прямо не имеет вечной жизни здесь на земле, как своего душевного достояния» ( Сергий (Страгородский), архиеп. 1898. С. 113-114). Полученный в Крещении Божественный дар В. ж. должен быть не только сохранен, но и преумножен (ср. Мф 25. 14-27). Он требует динамичного восприятия и непрестанного развития, «возгревания» (2 Тим 1. 6) со стороны самого человека. Этот процесс осуществляется через соблюдение заповедей (Мф 19. 17), самоотверженное следование за Христом (Мф 19. 29), Который есть «путь, истина и жизнь» (Ин 14. 6), постоянство в добродетели (Рим 2. 7) и евхаристическое приобщение к Христовым Плоти и Крови (Ин 6. 54). Однако полное приобщение к В. ж. станет возможным только после всеобщего воскресения (Ин 6. 40; 2 Кор 5. 1), когда Бог обновит все творение, соделает его нетленным и вечным (Откр 21. 5). В новом преображенном состоянии (1 Кор 15. 51-53) человек получит возможность созерцать Бога непосредственно (Откр 22. 4), «как Он есть» (1 Ин 3. 2). Богопознание , непрестанно возрастающие соединение с Богом и уподобление Ему станут источником бесконечного блаженства человека, содержанием его вечного бытия: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17. 3). Это соединение не предполагает спиритуалистического развоплощения или пантеистического растворения в Божестве, напротив, человек не утратит ни своего личностного начала, ни духовно-телесной целостности. Так будет окончательно осуществлен Божий замысел о творении.

http://pravenc.ru/text/вечная жизнь.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010