И надо только посмотреть на состязание в употреблении мяса и вина, какое у них бывает, и на зрелище тех пошлых празднеств, о которых стыдно и говорить. Должно умеренно пользоваться [пищей и питием], возблагодарить Господа за то, что прежде было, и достойно приготовиться к предстоящему празднеству. Они же, наоборот, увлекаемые кознями диавола, делают совершенно иное, показывая тем, что приняли одно вместо другого. Что же сказать мне об этом? А то, чтобы мы, смиренные монахи, не обращали своего ума туда и не увлекались их желаниями, достойными не пожелания, но рыдания. Напротив, обратимся к Евангелию, которое должны выслушать сегодня и о котором пелось в каноне, размышляя о том великом и славном дне (ср. Деян.2:20 ) пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда Судья поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю ( Мф.25:33 ). И Он произнесет, обращаясь к стоящим направо, этот блаженный и многожеланный призыв: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). Стоящим же налево Он скажет этот самый ужасный и самый печальный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Увещание. Эти слова наполняют ужасом, страхом и исступлением. Об этом размышляя, и нам, и тем должно с мольбою припадать, плакать и тем умилостивить Бога, прежде чем на деле подвергнемся тому, о чем слышали. Но тогда как те остаются в таком состоянии, мы, прошу вас, будем радостно слушать евангельскую проповедь , служа Господу со страхом и трепетом (ср. Флп.2:12 ), удаляя из души всякое зло, а вместо того приобретая всякое познание доброго дела, сострадание, благорасположение, скромность, кротость, терпение и все иное прекрасное и похвальное, чтобы, живя достойно Евангелия Христова, нам сделаться наследниками Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 51. О том, что нам должно быть смелыми и мужественными во время настоящего гонения 145

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Мк.6:42 .  И ели все, и насытились. Мк.6:43 .  И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Мк.6:44 .  Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. О чуде насыщения пяти тысяч пятью хлебами см. Мф.14:14–21 . Евангелист Марк прибавляет, что Христос, сжалившись над народом, который был похож на овец без пастырей (ср. Мф.9:36 ), много учил здесь народ (стих 34). Он же определяет ту сумму, какую апостолы считали возможным истратить на покупку хлеба для народа (200 динариев – ок. 40 руб., что соответствует стоимости 800 г серебра), и замечает, что Христос велел «рассадить» народ «на зеленой траве» – время было весеннее, перед Пасхой (ср. Ин.6:2 ) – «отделениями» (стих 39). Мк.6:45 .  И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. Мк.6:46 .  И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Мк.6:47 .  Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. Мк.6:48 .  И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Мк.6:49 .  Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Мк.6:50 .  Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. Мк.6:51 .  И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, Мк.6:52 .  ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. О чуде укрощения бури см. Мф.14:22–33 . Евангелист Марк замечает, что Господь понудил своих учеников отплыть раньше Его по направлению к Вифсаиде (стих 45). Некоторые предполагают, что было два города с таким именем: Вифсаида Юлиева на восточной стороне моря, где и произошло насыщение пяти тысяч, и Вифсаида западная – родной город апостолов Андрея и Петра (еп. Михаил). Но с таким предположением нельзя согласиться. Археологические исследования не открыли какой-либо другой Вифсаиды, кроме той, которая находилась на северо-восточной стороне Тивериадского моря ( Мк.8:22 ). Лучше поэтому принять перевод (Воленберга): «понудил: плыть вперед на другую сторону – к месту, которое выходит на Вифсаиду», т.е. «лежит на противоположной стороне от Вифсаиды», около которой в настоящее время находились ученики с Христом. Таким образом, ученики отправились в лодке, а Господь, по-видимому, намеревался пройти берегом моря, перейдя вброд через Иордан, отделявший Его от того места, куда Он направил Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей... Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его,- утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом… А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс 68. 4-5, 21-22, 30; ср.: Пс 21. 7-9; 41. 11; 87. 2-10). У мн. пророков предсказываются конкретные кенотические события в жизни Мессии: «...тростью будут бить по ланите судью Израилева» (Мих 5. 1); «...отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище,- высокая цена, в какую они оценили Меня!» (Зах 11. 12-13). Кроме прямых пророчеств ряд исторических событий в ВЗ прообразуют буд. уничижение, страдания и искупительную смерть Мессии: убийство Авеля (Быт 4. 8), жертвоприношение Исаака (Быт 22. 1-18), продажа в рабство Иосифа (Быт 37. 28), жертвенное заклание чистых и непорочных агнцев, страдания праведника Иова и др. Новозаветные свидетельства о К. В НЗ формы глагола κενω используются 5 раз (Рим 4. 14; 1 Кор 1. 17; 9. 15; 2 Кор 9. 3; Флп 2. 7), но именно цитата Флп 2. 7 является ключевой для понимания христ. учения о К. Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Новозаветные свидетельства о К. Христа согласуются с предсказаниями ветхозаветных пророков. Согласно Евангелию , божественное достоинство Иисуса Христа было сокрыто под образом страждущего человека, а вся Его земная жизнь являлась смирением и чередой страданий: Он родился в пещере для скота, потому что для Его Матери, ожидавшей рождения Богомладенца, не нашлось места в гостинице в Вифлееме (Лк 2. 5-7); вырос в бедной семье плотника в послушании у родителей (Лк 2. 51); принял крещение от св. Иоанна Предтечи , желая совершить определенное Богом (Мф 3. 14-15); не имел земного богатства и славы и, совершая служение ради людей, «не имел, где преклонить главу» (Лк 9. 58; ср.: 2 Кор 8. 9); творя чудеса для других, не пользовался божественной силой для Себя (Мф 26.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Истинные миротворцы приобщаются, так сказать, подвигу Самого Единородного Сына Божия, Который, разрушив стоявшую между людьми преграду вражды, через «примирение их с Богом, благовествовал мир нам, дальним и близким» ( Еф. 2:14–18 . Ср. Ис. 6:6–7 ). Из св. отцов Церкви особенно прекрасно и трогательно изображает благотворность миролюбия св. Григорий Богослов в своем слове о мире 968 . Впрочем, как ни велики блага и счастье мира, мы, однако, не обязаны приобретать и сохранять его во что бы то ни стало. Ведь для водворения мира между некоторыми людьми весьма часто требуется со стороны миротворцев пожертвование даже высшими обязанностями ( Мф. 5, 10–12 ) и потворство самым низким склонностям и поступкам наших ближних. Мир, покупаемый такою ценой, есть гнусное явление. Не создать и не упрочить такой мир между людьми приходил Спаситель, а разрушить и сделать его навсегда невозможным для истинных Своих последователей. Потому-то он и говорит о себе: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение ( διαμερισμν). Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. Отец будет против сына, и сын против отца: мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки, и невестка против свекрови своей» ( Лк. 12:51–53 . Ср. Мф. 10:34–36 ). Из этих слов Христовых ясно, что возможно разделение даже в кровной семье во имя христианской истины, добра и правды. Подобно Иисусу Христу, ап. Павел не мог требовать от верующих, чтобы они заботились о мире друг с другом во что бы то ни было. Похваляя миролюбие и прямо внушая его нам, он, однако, выражается так: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим. 12:18 ). Возможность же нашего мира с людьми обусловливается, конечно, их отношением к требованиям истины, добра и правды. Хранить мир с близкими в ущерб всему священному и дорогому для нас значило бы делать зло. Праведное разногласие с людьми несравненно лучше неправедного мира. «Да не подумают, – говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

49-51). И. X. «был в повиновении» Марии и Иосифу. Евангелия сообщают о непонимании Его близкими, «ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин 7. 5). (О семье см. в статьях Братья Господни ; Иаков , брат Господень). Крещение Господне. Икона из " Васильевского чина " . Ок. 1408 г. (ГРМ) Крещение Господне. Икона из " Васильевского чина " . Ок. 1408 г. (ГРМ) Перед выходом на проповедь И. X. отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну Крестителю и принимает от него Крещение на Иордане . В беседе И. Х. с Иоанном раскрывается смысл этого события - исполнение «правды Божией», т. е. верности Бога Своим обетованиям, а также проявляется решимость Мессии, безгрешного, но принявшего крещение, принять все возложенное на Него Отцом, вплоть до Крестной смерти. Крещение И. Х. сопровождается голосом с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3. 17), утверждающим И. X. в мессианском достоинстве, и явлением Св. Духа в обличье голубя (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22; ср.: Ин 1. 32-34) (см. Крещение Господне ). В крещении И. Х., о к-ром пророчествовал Исаия (ср.: Ис 40. 3; Ин 1. 23), совершилось явление Триединого Бога: крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа. В Евангелии от Иоанна рассказ о крещении И. Х. ведется от лица Иоанна Крестителя, который говорит, что не знал, что Иисус есть Мессия, до того момента, как увидел, что на Него сошел Св. Дух (Ин 1. 15-34). Евангелист Лука подчеркивает важность служения Иоанна Крестителя в истории спасения тем, что указывает время начала его проповеди: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). После Крещения И. X. удаляется в пустыню, где пребывает, подобно ветхозаветным пророкам, 40 дней и ночей, претерпевая искушение от диавола. Господь побеждает диавола, троекратно отклоняя его предложения словами ветхозаветных речений.

http://pravenc.ru/text/293939.html

д. Послшайте мен, людїе мо, послшайте, и царїе, ко мн вншите: к законъ менє изыдетъ, и сдъ мой во свтъ зыкмъ. 4. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Моё, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдёт закон, и суд Мой поставлю во свет для народов. є. Приближаетс скор правда мо, и изыдетъ к свтъ спнїе мо, и на мышц мою зыцы надтис бдтъ: мен строви жидати и на мышц мою уповати бдтъ. 5. Правда Моя близка; спасение Моё восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою. Ис.51:6 Воздвигните на небо чи ваши и воззрите на землю дол, понеже небо к дымъ утвердис, и земл к риза бетшаетъ, живщїи же на земл коже сї изомртъ, спнїе же мо во вкъ бдетъ, и правда мо не скдетъ. 6. Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут; а Моё спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет. Ст. 4–6. Своему избранному народу Господь возвещает, что произошедшие от Него закон и право должны просветить все языки ( Лк.2:31 ), что приблизилось время оправдания и опасения всего человечества, дабы народы, находящиеся вдали от царства Божия, уповали на Господа и надеялись на мышцу Его; – устрояемое же Господом оправдание и спасение людей не связаны условиями времени и пространства (неба и земли), но суть абсолютны и вечны ср. Мф.24:25 ; Евр.1:10–12 . В ст. 4, вместо =в р.-с. и племя Моё, 70 читали: , чему придали синекдохический смысл, а посему: κα ο βασιλες – и царе. Св. Кирилл Александрийский по поводу сего выражения цитирует: кнзи людстіи собрашас с Бгомъ авраамлимъ ( Пс.46:10 ). Последнее сл. ст. =в р.-с. поставлю 70 читали: , почему: ταχ= скор (ср. Притч.12:19 ). В ст. 5 славян. к свт=в ват. ς φς не имеет себе соотв. в евр.-м. и ал. т.; вместо: – в р.-с. и мышца Моя (буквально сл. мышцы Мои) будет судить народы, 70 читали: , почему: κα ες τν βραχονα μου ϑνη λπιοσιν= и на мышц мою зыцы надтис бдтъ. По поводу этих слов св. Кирилл Александрийский замечает: «а мышцей Отца св. Писание везде называет Сына: ибо Он есть сила Его. Если же кто пожелает здесь разуметь мышцу самого Сына, на которую будут надеяться народы, призываемые ко спасению, то пусть тот разумеет здесь божественную и превосходную силу Его, которой Он сотрёт сатану и миродержителей века сего, спасая сущих от язык» ( Мф.12:29 ; Пс.88:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Мф.26:55 .  В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. (Ср. Мк.14:48–49 ; Лк.22:52–53 ). Иоанн замечает, что «воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его» ( Ин.18:12 ). Слова, приведенные синоптиками, произнесены были, вероятно, во время пути к Иерусалиму, на что указывает употребленное у Матфея неопределенное обозначение времени ( «в тот час»), т. е. в тот час, когда Христос был взят и связан. В словах Христа слышен горький упрек. Самое первое поругание заключалось в том, что Он к «злодеям причтен был» ( Ис.53:12 ). Но Он не был λστς, разбойник. Это сильно выражено в словах «сидел Я» ( καθεζμην), которые, с одной стороны, указывают на обычай Христа учить в храме «сидя», а с другой – на полную противоположность Его мирной и спокойной деятельности деятельности разбойников, подвижной, тайной и полной опасностей. На людей, взявших Христа, такое разоблачение всей бессмыслицы содеянного не повлияло и не могло повлиять, потому что они были простыми исполнителями высших велений, как в весьма узком (велений первосвященников), так и в самом широком (велений Божиих) смысле. Но если слова Христа не были назидательны для окружающих Его лиц (хотя, может быть, и не безусловно), то они глубоко назидательны для нас. Как часто бывало, что с оружиями и дрекольями выступали против людей, которые занимались совершенно мирной деятельностью! Лука добавляет: «но теперь ваше время и власть тьмы». Мф.26:56 .  Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. (Ср. Мк.14:50–51 ). Речь у Марка: κα οκ κρατσατ με λλ´ να πληρωθσιν α γραφα (и вы не брали Меня, но да сбудутся Писания) показывает, что слова у Матфея сказаны были Самим Христом, а не являются вставочным замечанием евангелиста. Такое понимание естественно. Сначала Спаситель сказал ученикам, что на Нем должны исполниться Писания (стих 54), теперь говорит сопровождавшему Его народу о том же и почти в тех же словах. Как там, так и здесь нет ссылки на определенные места Писания. Под «писаниями пророков» понимается весь Ветхий Завет . λον (все) показывает, что слова Христа относились ко всем событиям Его взятия под стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что касается исторической достоверности (ς πρς τν στοραν), полезно прочесть, что претерпел Иеремия среди народа, по поводу чего он сказал: «И сказал: не возглаголю и не назову имя Господне» ( Иер.20:9 ), и ещё в другом месте: «был в посмеянии» ( Иер.20:7 ). И всё, что он претерпел от тогдашнего царя Израиля, записано в его пророчестве. И что некоторые люди из народа неоднократно приходили забросать камнями Моисея, это тоже написано (см. Исх.17:4 , Чис.14:10 ), и для него отечеством была не какая-нибудь каменистая местность (οχ ο λθοι τινς τπου), но те, кто последовал за ним, [т. е.] народ, у которого даже он был лишён чести. И об Исаие передано, что он был распилен народом. Если же кто не принимает эту историю, потому что она содержится в апокрифической [книге] Исаии 71 , пусть поверит тому, что написано в [Послании] к Евреям в таких словах: «[пророки] были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке» ( Евр.11:37 ). Ибо «перепиливаемы» относится к Исаие, точно так же, как «умирали от меча» ( Евр.11:37 ) – к Захарии, убитому «между храмом и жертвенником» ( Мф.23:35 ; ср. Лк.11:51 ), как указывал Спаситель, свидетельствуя, на мой взгляд, в пользу сочинения, которое не числится среди общепринятых и широко распространённых книг, но, похоже, числится среди апокрифов 72 . Были лишены чести в отечестве, [т. е.] у Иудеев, и те, кто скитались «в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби» и так далее ( Евр.11:37 ). Ибо «всё, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Похоже, что Павел, зная это – что пророк не имеет чести в своём отечестве (ср. Ин.4:44 ), повсюду возвестив Слово, не возвестил в Тарсе. И апостолы из-за этого оставили Израиль, выполнили же приказанное Спасителем: «Научите всё народы» ( Мф.28:19 ) и «будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Они и в самом деле выполнили приказанное в Иудее и Иерусалиме, но, поскольку пророк не имеет чести в своём отечестве, когда Иудеи не приняли Слово, они ушли «к язычникам» ( Деян.13:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Иудеи гордились своим происхождением от Авраама, гордились знанием и исполнением закона Моисеева ( Мф. 3:89 ; Лк. 3:8 ; Ин. 8:33; 9:28 ; Рим. 2:1723 51 . Крайнее самомнение иудейского народа ярко выражается в следующих словах автора 3-й книги Ездры: «о, Владыко Господи! Ты из всех лесов на земле и из всех дерев на ней избрал только одну виноградную лозу, из всех построенных городов освятил для Себя один Сион, из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ, и возлюбил его, дал ему закон совершенный. Для нас создал Ты век сей. О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда» ( 3Ездр.5:23. 25. 27 ; 3Ездр.6:55. 56 ). Грядущее спасение иудеи склонны были ограничивать одним своим народом: они ждали от Бога Израилева посещения Его народа и избавления только ему (ср. Лк. 1:6869 ). Иудеи являлись наследниками царства Мессии уже в силу своего происхождения от Авраама, поэтому блага этого царства ждали всех иудеев без исключения: для участия в царстве Мессии иудеи будут собраны из всех стран рассеяния их, и даже, может быть, воскреснут мертвые (книга Еноха, псалмы Соломона, Сивиллины книги). В царстве Мессии иудеи надеялись занять первые места и получить владычество над всеми языческими народами. А так как ко времени Иисуса Христа иудеи находились в политической зависимости от римлян, то ближайшим образом свободы от этой зависимости – вот чего ждали они от Мессии: они надеялись в Нем видеть своего национального царя ( Ин. 6:15 ). С пришествием Мессии они соединяли грозный суд над всеми своими врагами, над всеми теми народами, которые в течение времен порабощали иудейский народ и причиняли ему страдания (ср. Лк. 1:71 ). Знаменательно, что язычники знали о мессианских чаяниях иудеев, прежде всего, как об их надежде овладеть миром (Suet. Vespas. IV; Тас. Hist. V, 13). Этим и объясняется смысл искушений Иисуса Христа в пустыне. Согласно ожиданиям иудеев, Мессия должен был явиться чудесным питателем их и, конечно, лично стоять, как чудотворец, выше материальной зависимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010