Если мы спросим: каким внутренним опытом, если нет пока внешних признаков, свидетельствуется благоуспешность нашей молитвы, то почти все сильные молитвенники указывают, в этом отношении на внутренний «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп. 4:7 . Ср. Колос. 3, 15 ), – на внутреннее возвышение, укрепление и просвещение духовных сил при всей немощи нашей 175 . Впрочем бывают иногда случаи, когда благоуспешность молитвы на время скрывается от взора молящегося. Бывают случаи, когда, по учению подвижников, Господь ввергает на время своих слуг в горнило искушений, отнимает у них благодатную радость и закрывает от них Свое небо, или для того, чтобы испытать крепость их веры, искренность их желаний («доколе Господи»), или для других, Ему только ведомых целей. Так в Ветхом Завете подвергался испытанию патриарх Иаков, который в борьбе с Господом Богом взывал: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» ( Быт. 32:26 ). Так в Новом Завете была испытываема женщина Хананеянка, когда сначала с кажущеюся суровостию Господь отказал ей в просьбе, а в конце концов она услышала полные невыразимой милости и сострадания слова Спасителя: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» ( Мф. 15:28 ) 176 . «И может быть», говорит по этому поводу св. Василий Великий , – «Он (Бог) медлит даровать просимое, умудряя тебя в усердии к Нему, и чтобы ты узнал, что такое дар Божий, и со страхом хранил данное» 177 . Но это бывает только временно. Раньше или позже, посредственно или непосредственно, сильная, неотступная молитва непременно скажется благодатными дарами. «Если вы, – сказал Спаситель, – будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7:11 ). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» – говорит ап. Павел ( Колос. 4, 2 ). «Посему, зная это, получаем ли скорее, или медленнее», – наставляет св. Василий Великий , – «пребудем благодарными Господу, потому что все, что ни делает Владыка, домостроительствует ради нашего спасения; только мы да не будем из малодушия прекращать прошения. Ибо Господь для того и сказал притчу о вдовице, которая своею неотступностью преклонила беззаконного судию, чтобы и мы, ради своей неотступности, получали по прошениям своим» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

О важности и необходимости Св. Писания так свидетельствовал Сам Бог через Моисея израильтянам: «все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Второзак. 12:32). «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, – сказал Господь Иисусу Навину,–но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис. Нав. 1:8 ). Господь Иисус Христос придавал Св. Писанию, существовавшему в Его время, величайший авторитет ( Мф. 5:17 ; Ин. 5:46– 47 ) и признавал его Богодухновенным ( Мк. 12:36 ; Мф. 22:43 ), почему как Сам «изъяснял сказанное о Нем во всем Писании ( Лк. 24:27 ), так и от последователей Своих требовал, чтобы они исследовали Писание ( Ин. 5:39 ; сн. Мф. 22:29 ). Апостолы также учили, что «все Писание Богодухновенно и полезно» (2 Тим. З:16); веровали «всему написанному в законе и пророках» ( Деян. 24:14 ) и заботились, чтобы собственные их писания были известны всей церкви: «заклинаю вас Господом,–пишет ап. Павел Фессалоникийцам,– прочитать сие послание всем святым братьям» ( 1Фес. 5:27 ; ср. Колос. 4:16 ; Деян. 17:11 ; 2Пет. 1:19 ). Из книг Св. Писания большее значение для христиан имеют, конечно, Евангелие и послания Апостольские, как содержащие учение Самого Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов, но не лишены значения и ветхозаветные книги, так как содержащиеся в них установления и заповеди, за исключением обрядовых и гражданских, не отменены в Церкви Христовой, а лишь исправлены ( Евр. 9:10 ):вместо кровавых жертв–жертва бескровная ( Евр. 9: 23; 13:10 ; Лк. 22:19–20 ), вместо обрезания–крещение ( Деян. 15:24,28–29 ; Кол. 2:11–12 ),вместо 10 заповедей–учение Христово ( Еф. 2:15 ), расширившее и восполнившее их (Мф. 5 гл.) и т. д. Не утратили также своего значения и неканонические книги Библии, как назидательные,–тем более, что сами апостолы пользовалась изречениями их (напр., Иак. 1:13 ср. Сирах. 15:11,12 ; Иак. 1:19 ср. Сирах. 5:13 ), а Господь И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Скачать epub pdf «Радуйтесь» – это было первое слово, которое услышали из уст воскресшего Иисуса Христа жены-мироносицы, эти первые вестницы Воскресения Христова. «Радуйтесь», – сказал им Христос, и этим положил конец их страху и трепету, невольно охватившим их и от видения небесного вестника, и от созерцания пустого гроба ( Мк.16:5–8 ). Робкая радость, зародившаяся в сердцах их от необыкновенного известия, услышанного ими от Ангела, возвестившего, что Иисуса распятого нет во гробе, потому что Он воскрес ( Мф.28:5–10 ), радость эта получила теперь такую крепость и силу, которых не в состоянии побороть никакие бедствия и страдания. И теперь они понесут эту радость Воскресения Христова не только апостолам и ученикам Христовым, но и далеко за пределы Иерусалима и Палестины. Исполнилось слово Божественного Учителя, сказанное Им ученикам накануне страданий: «печальни будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16:20 )... Теперь (вы) имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Прошло время скорби, плача, рыданий. Обрадовались жены-мироносицы, увидевши воскресшего Учителя и услышав Его сладостное «радуйтесь». Обрадовались путники Еммаусские, узнав в Возлежавшем с ними за вечерней трапезой Христа; обрадовались до такой степени, что не в силах были сдержать эту радость, и, влекомые ею, без промедления возвратились в Иерусалим, чтобы поделиться охватившей их радостью с прочими апостолами и учениками Господа Иисуса. «Обрадовались ученики, увидев Господа» ( Ин.20:20 ), когда в тот же первый день недели вечером явился им воскресший Господь. И отныне никто уже не отнимет у них этой радости. Они понесут ее вместе с истиной воскресения Христова во весь мир и сделают ее основным настроением христианина. Эта радость звучит в письменных приветствиях апостолов верующим ( Иак.1:1–2 ). Она проникает их наставления ( 1Петр.1:6, 4:13 ). Она становится основным мотивом их собственного настроения, не оставляя их даже в самых страданиях: «нас огорчают, а мы всегда радуемся» ( 2Кор.6:10 ), «Преизобилую радостию при всей скорби нашей» ( 2Кор.7:4 ). «Радуюсь в страданиях моих» ( Колос.1:24 ), «радуюсь и буду радоваться» ( Филип.1:18 ), – решительно заявляет апостол, имея в виду расширение благовестия о Христе. Это настроение радости о Господе апостолы настойчиво внедряют и новообращенным христианам, призывая их радоваться возрастанию в христианских добродетелях ( 2Кор.13:11 ). «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю радуйтесь» ( Филип.4:4 ; ср. 1Сол.5:16 ), указывая живой пример христианской радости в некоторых Церквах (Македонских), которые «среди великого испытания скорбями преизобилуют радостию» ( 2Кор.8:2 ). Эта непобеждаемая скорбями, а утишающая и смягчающая всякие скорби и печали христианская радость своим первичным истоком имеет «радуйтесь» Воскресшего женам-мироносицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Колос. 2:18 41 ) по своему существу, и как напрасную, бесцельную трату энергии, предназначенной для доброго, полезного употребления (ср. 1Кор. 15:2 ; Галат. 3:4; 4:11 ; Григорий Богослов . Poemata moralia, v. 357, сод. 838). – Если «гнев», как состояние внутренней жизни, как сердечная неприязненная в отношении к «брату» настроенность хотя и вполне развившаяся 42 , однако не обнаруживающаяся пока вовне, – подвергается тому же нравственному осуждению Господа, какому подлежал по ветхозаветному закону убийца, – то осязательное проявление такого настроения, обнаруживающееся различными способами и, прежде всего, в оскорбительных словах и обращении, подлежит еще более строгому вменению и осуждению. То или иное словесное выражение в Евангелии признается имеющим положительную или отрицательную цену и достоинство лишь потому и постольку, поскольку в слове проявляется и «познается», как «дерево – по плоду» «доброе» или «злое» направление и содержание человеческого сердца, «ибо от избытка сердца говорят уста». Вот почему «люди» «дадут ответ в день суда» «за всякое праздное слово», и каждый от слов своих оправдается и от слов своих осудится» ( Мф. 12:33–37 ). Такое значение имеют и те слова, с коими «гневающийся» в состоянии раздражения и неприязни обращается – по изображению Господа – к своему «брату». А именно, ακ (а не αχ, как D и большинство латинских 43 , представляющее собой передачу еврейского Rêka), речения, весьма обычного у еврейских писателей и очень употребительного в еврейском народе 44 , – служило бранным словом, которое соответствовало приблизительно нашему «бестолковый, безмозглый, тупица» 45 . Если посредством ραχ, таким образом, хотели унизить и уколоть человека указанием преимущественно недостатка в нем догадливости и сообразительности в житейском смысле 46 , то μωρ имело смысл еще более оскорбительный и жестокий. По употреблению в ев. Мф. μωρς означает утрату и извращение в человеке религиозно-нравственного смысла, отсутствие и помрачение в нем важнейшей религиозно-нравственной способности человека, именуемой σοφα и φρ νησις (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

нанигиры – 23. VII, 4, 9 (Р: Νανιγροι; Η: Νγειροι – нагиры или нагейры) – (наряду с роданганами) народ на самом юге о-ва Тапробана (нын. Шри-Ланка), по-видимому, на восточной стороне юга. Отмечают связь этого названия с тамошней древней областью Girikanda. Некоторые предполагают в этом названии индийское Ngagiri, «Слоновья гора» (или «гора слонов»?) (такое название горы упоминается в источниках), тем более что в § 8 к югу от горы Малея указано пастбище слонов (связь с nga, «змея», считают менее вероятной); здесь ссылаются и на упоминаемую в местных хрониках Ngapabbatagma – «деревня Слоновьей горы». Однако ничего определенного об этом народе не известно. нанихи – 23. VII, 1, 52 (Р: Νανχαι; Η: νχαι – анихи) – народ в Индии у верхнего течения Ганга, по обе стороны реки, к югу от датихов, которые помещены Птолемеем на самом севере этой местности; к югу от нанихов помещена область Прасиака. Идентифицируемые города нанихов – Персакра (нын. город Канпур, 26°27», 80°24», шт. Уттар-Прадеш, на правом, западном, берегу Ганга) и Туана (нын. Маникпур, 25°46», 81°26», на левом берегу Ганга, там же). Область нанихов локализуют у верхнего течения Ганга перед его соединением (25°26», 81°57») с Джамной. В индийских источниках такое название не встречается. нард – 8. XV, 1, 22. 11. XII, 42–47; 16; XVI, 135. 13. 39; 48; 49; 56; 63. 17а. VI, 22, 5. 23. VII, 2, 23. 49. XI, 15 (греч. νρδος, ж. р.; в 49 – τ ναρδσταχυν, ср. р., «колос нарда» – конъектура, вместо непонятного рукописного νδρσταχυν; лат. nardus или nardum) – так в древности называли различные ароматические многолетние травянистые растения из семейства валериановых (распространенных почти по всему земному шару), из корневища которых добывалось благовонное нардовое масло (нард), применявшееся в парфюмерии, медицине, кулинарии и для приправки вина. Самым ценным был «индийский нард», который сейчас идентифицируют как настоящий (=индийский=восточный=гималайский) нард – Nardostachys Jatamansi DC (=Valeriana Jatamansi Jones=Spica Nardi L.), многолетнее травянистое растение из семейства валериановых, растущее в Гималаях (в штате Сикким, 27°35», 88°35», между Непалом и Бутаном), из корневища которого и добывалось настоящее и самое ценное нардовое масло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Кроме того, в Адамовом сне и в Евином облечении плотию нам подобает усматривать и таинственное предвозвещение сокровенной тайны Христа и Церкви, ибо здесь содержится обетование и образ воскресения плоти. В самом деле, при сотворении женщины берется уже не земля, и не персть обретает определенные очертания, и не от дыхания Божиего бездушное вещество обращается в душу живую 9 , но плоть нарастает на кости, и ей придается телесное совершенство, а за совершенством телесным приспевает и животворная сила духа. Именно о таком порядке воскресения поведал Бог через пророка Иезекииля 10 , научая нас видеть в том, чему предстояло свершиться, могущество Своей силы. Ибо тут все собирается воедино: и плоть берется, и дух приспевает 11 , и ничто из творений Его не пропадает втуне у Бога, у Которого для создания этого тела имелось то, чего прежде не было 12 . Сия же тайна, по слову Апостола, сокрыта от веков в Боге (См. Колос. 1:26 ; Ефес. 3:9 ): «чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе» ( Ефес. 3:6 ), «Который властен, – как сказано у того же Апостола, – уничиженное тело наше преобразить так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил. 3, 21 ). Итак, восставший ото сна Своих Страстей Небесный Адам признаёт, с воскресением Церкви, Свою кость и Свою плоть, уже не из земли сотворенную и не от духновения оживленную, но нарастающую на кости и, через приспевание духа, из тела претворенную в тело. Ибо сущие во Христе воскреснут вослед Христу (Ср. 1Фес. 4:16 ), в Котором уже осуществилось воскресение всеобщей плоти, так как Он Сам рождается во плоти нашей с силою Бога, в каковой прежде века Он был рожден от Отца. А коль скоро иудей и эллин, скиф и варвар, раб и свободный, мужчина и женщина, все они едины суть во Христе (Ср. Колос. 3:11 ), и коль скоро нами признано, что плоть от плоти и что Церковь есть тело Христово, и тайна, сущая во Адаме и Еве, возвещает о Христе и Церкви, то, стало быть, во Адаме и Еве в начале времен уже свершилось то, что при скончании времен через Христа предуготовляется для Церкви 13 . О Моисее

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Язык его посланий, хотя и не чужд общих всем апостольским писаниям характеристических особенностей, отличается, однако, между ними сравнительно большею правильностью и чистотой. Место рождения св. евангелиста Луки в точности неизвестно; полагают, что родиною его была Антиохия 141 – столица Сирии, населенная по преимуществу греками и славившаяся также как средоточие греческого образования в Азии 142 . Во всяком случае несомненно, что родом св. Лука был не Еврей ( Колос. 4:14 ; ср. 4: 11), равно как не принадлежал и к какой-либо арамейской народности. Вероятнее всего, что он был грек по происхождению и, следовательно, греческий язык был его природным языком. Как врач ( Кол. 4:14 ) и по позднейшему преданию – живописец (Nicephor. Hist, eccles. II, 43), он принадлежал вообще к кругу людей образованных. Прочие шесть писателей Н.Завета – свв. Матфей, Иоанн, Петр, Иаков, Иуда и Марк были также, подобно ап.Павлу, природные Евреи, происходившие притом все, за исключением св. Марка (местом рождения которого считается обыкновенно Иерусалим 143 ), из Галилеи, из различных городов ее, расположенных частью около Геннисаретского озера. Как Евреи и природные жители Палестины, все они говорили, без сомнения, по-арамейски. Арамейский язык был обычным разговорным языком их, точно также как и их Божественного Учителя – И.Христа 144 . Но нет также никаких решительных оснований отрицать безусловно и то, что еще прежде апостольского служения им был известен отчасти и язык греческий. Отрицать это всего менее можно на том лишь основании, что они были люди простые, неученые (γρμματοι χα διται – Деян. 4:13 ), по ремеслу – большей частью рыбари, так как для некоторого знакомства с известным языком отнюдь не необходимо непременно книжное образование, школьное изучение этого языка. Во времена И. Христа Галилея в особенности имела смешанное население, и греческий элемент в ней был весьма значителен 145 . Не могли ли, таким образом, св. апостолы как галилеяне практическим путем приобрести достаточный навык в греческом языке еще во время постоянного пребывания своего на берегах Геннисаретского озера, так что понимали его и могли свободно вести разговор на нем 146 ? Относительно евангелиста Марка как жителя Иерусалима, где греческая речь слышалась, без сомнения, еще чаще, чем в каком-либо из городов галилейских, это предположено может быть сделано еще с большею вероятностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

136 Но если бы отцы ваши. – Вставку нельзя назвать обоснованной хотя бы потому, что она дублирует смысл стиха 34. 138 У Бардыгина был сын... – Прототипом послужил Никифор Михайлович Бардыгин (1888–1933), впоследствии ставший директором правления «Товарищества П. Малютина сыновья» и «Товарищества Н. М. Бардыгина наследники», членом совета Российского взаимного страхового союза. 140 ...неужели иначе нельзя? – «...Земное богатство, привязанность к нему лишает человека Бога и вечной жизни, оно является врагом человеку. Мудрствуй же о нём по Христову и апостольскому учению и примеру святых, как они смотрели на богатство земное, как его добровольно оставляли, как его презирали, считали за сор, за великое препятствие к боголюбию, спасению души» ( Иоанн Кронштадтский , прав. Живой колос. М., 1998). 141 ...о. Иоанн учит в церкви... – Епископ Орловский и Севский Ириней (Орда) с церковной кафедры возглашал: «Бедные и неимущие также необходимы в мире, как богатые и многоимущие, подобно тому, как незаметная травка и кустики зелени среди высоких дерев и больших кустарников Представьте себе бесплодную необозримую равнину, заросшую зеленой травой Так пустынно было бы в мире, если бы не было разделения на бедных и богатых, связующего людей в единое общество». (цит. по: Эрн В. Христианское отношение к собственности. М., 1906. С. 25). Ср.: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.. ибо и пророк и священник – лицемеры; даже в доме Моём Я нашёл нечестие их» ( Мф. 15:9 ; Иер. 23:11 ). 144 И много ли останется от богатства твоего... – «Сколько же дней, вернее, сколько часов просуществует этот достаток, т. е. частная собственность, если каждого брата и каждую сестру, которые наги и не имеют пропитания, обогреть и напитать и сделать так, чтоб они не нуждались в том, что «потребно для тела»?» (Эрн В. Указ. соч. С. 8). 146 Николаевская шинель – длинная двубортная офицерская шинель с широким, до талии, воротником (зимой бобровым) в виде пелерины; носилась без погон и эполет, не застегивалась, а запахивалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Крестную смерть Христа естественно связать с закланием «упитанного тельца» в притче, тем более что присвоение Отцу происходит через «причащение образа» Отца, т. е. Сына Божия (ср. Евр. 1:3; 2 Кор. 4:4; Колос. 1:15; Филип. 2:6). На такое же понимание настраивает и паремия из книги Притчей Соломоновых, которая читается перед пением этой стихиры. В паремии (Притч. 8: 32–36; 9:1–11) говорится, что Премудрость создала дом, заколола жертву («заклá своя жéртвенная»; σφαξεν τ αυτς θματα) и приглашает всех неразумных вкусить от уготовленной трапезы из хлеба и вина (Притч. 9:1–6) . Хотя в изданиях Евангелия не встречается ссылка на 9-ю главу из книги Притчей в качестве параллельных мест к притче о блудном сыне, некоторые коннотации смыслов очевидны. Вероятно, составители Триоди не случайно поставили эти тексты рядом. Богослужебные тексты седмицы сохраняют тему блудного сына и одновременно приуготавливают верующих к Крестопоклонной неделе, а значит, и к особенному воспоминанию о крестной жертве Спасителя. В Евангелии имеются три притчи, связанные с темой пира (Мф. 22:2–14; Лк. 14:16–24; Лк. 15:11–32), причем в двух из них (первой и третьей) упоминается заколение. Во всех трех притчах присутствуют «неразумные» среди званных, которые по разным причинам отказываются прийти. Объединяет же все три притчи один и тот же «персонаж по умолчанию»: названный или не названный «телец упитанный» и заколотый. Именно о нем идет речь и в указанной паремии. По общему святоотеческому толкованию , Премудрость – это Сын Божий, дом – это Богородица и Церковь, трапеза (хлеб и вино) – это Евхаристия. В таком случае «своя жертвенная» (τ αυτς θματα) – это Сам Христос. Характерно, что в греческом тексте в качестве притяжательного местоимения «свой» использовано возвратное местоимение αυτυ («себя самого, себя самой»). «…Здесь идет речь о том великом священнодействии в Церкви Христовой, в котором действенно воспоминается крестная смерть Агнца Божия, за нас грешных предавшего Себя на заклание и пролиявшего Свою Кровь… – пишет епископ Виссарион. – Впрочем, не одно таинство Евхаристии здесь разумеется, но вообще все блага Церкви Христовой, которые в Новом Завете изображаются под образом трапезы (Лк. 22:30) и вечери (Лк. 14:24; Мф. 22:1 и др.)» .

http://bogoslov.ru/article/6177711

Моя жизнь во Христе. М-Спб., 1998, с. 127. 218 Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Живой колос. М.,-Спб., 1998, с. 11. 219 Св. праведный отец Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Т.2. с. 253. 220 Св. праведный отец Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Т.1. Валаамский монастырь, 1991, с. 15. 221 Св. праведный отец Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Т.1. с. 286. 222 Там же, т. 2, с. 250. 223 Там же, т. 1, с. 96. 224 св. Нектарий Эгинский. Вступление к “Песне Божественной любви”//Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание. М.,1998, с. 187. Ср. в православных молитвах ко Причащению: “Усладил мя еси Божественным Твоим Рачением” 225 Эта минута наступила явно прежде 1932 г. 10 окт. 1928 г. между Святославом Рёрихом и его матерью происходит занятный спор по этому поводу: “Светик говорит, что он живет по “Тайной Доктрине” и “Письмам Махатм”. Е. И. ему ответила, что она эти книги знала раньше его, ибо в 1924 году он их еще не знал” (Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 384). 226 А такие советы очень нередки в рёриховских письмах. Напр.: “Очень огорчили меня Ваши строки о Е. П. Блаватской. Именно Е. П. Бл. была Огненной Посланницей Белого Братства. Именно Она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е.П. Бл. имела счастье получить Учение в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжелое Поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм” (Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 2, с. 257). 227 Рерих Н. К. Майтрейя//Твердыня пламенная. Рига, 1991, с. 195. 228 Энтин Д . Вступительное слово//Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, сс. 13-14. “Автоматическое письмо – графический способ телепатической передачи текстовых посланий, не контролируемой сознанием принимающего информацию” (Примечания//Фосдик З. Г. Мои Учителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010