Arhiva Solemnitile în cinstea Soborului Sfinilor de Rostov i Iaroslavl au avut loc la Rostov Veliky 7 iunie 2019 15:49 5 июня 2019 года в Ростове Великом состоялось празднование Собора Ростово-Ярославских святых. Утром в Успенском соборе Ростовского кремля Божественную литургию совершили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон , епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин , епископ Переславский и Угличский Феоктист в сослужении клириков Ярославской , Рыбинской и Переславской епархий Ярославской митрополии . В приделе собора под спудом хранятся мощи Леонтия Ростовского, первого святителя древнего города. В самом храме покоятся мощи святителей Исаии, Игнатия и Феодора и благоверного князя Василия. Среди молившихся за Литургией были настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), настоятельница женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова Великого игумения Афанасия (Силкина), настоятельница Богоявленского Аврамиева монастыря г. Ростова Великого игумения Миропия (Юрченкова), а также сестры этих обителей. Гостями праздника стали глава Ростовского муниципального района С.В. Шокин и глава администрации г. Ростова Великого А.В. Лось. За богослужением пел Русский хор Йельского университета под руководством Степана Свешникова — потомка русских эмигрантов. Русский хор был основан в 1953 году гражданами США, желавшими учить русские духовные и народные песнопения. После Литургии состоялся крестный ход по улицам города с иконой Ростово-Ярославских святых. Шествие завершилось в Спасо-Яковлевском мужском монастыре, где покоятся мощи святителя Димитрия Ростовского. Крестный ход возглавили митрополит Пантелеимон, епископ Вениамин и епископ Феоктист. Вместе со священнослужителями и паломниками крестным ходом прошли игумении монастырей Ярославской митрополии, семинаристы, воспитанницы регентского отделения при семинарии, учащиеся православных гимназий, паломники. Празднование Собора Ростово-Ярославских святых было установлено решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви 10 марта 1964 года. Празднование совпадает с днем памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского (†1073), апостола Ростово-Суздальской земли. Соборно празднуется память святителей Ростовских, Переславских, святителей, чей подвижнический путь связан с Ростово-Ярославской землей. Прославляются благоверные князья и княгини ростовские и угличские, вместе с ними сонм преподобных, подвизавшихся в этих краях; празднуется память мучеников, преподобномучеников, юродивых и праведных. По материалам сайта Ярославской митрополии Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5451320...

Филарет (игум.) упом. в янв. 1724. Пимен Савелов упом. с 1729, а в февр. 1736 перев. в Ипатиевский мнтрь. Иосиф , 1736–41, мар., 1741–49, в Спасо-Ярославском, в братстве. Иоанникий , 1745–47. Вонифатий , 1756 и 57. (См. Спасский Ростовский). Киприан перев. из Ростовского-Яковлевского 1757–61. Иринарх , 1761–75. Филимон (игум.) 1775 перев. из Углицкого Алексеевского; до 1785. Иоанн Терликов (игум.) 1786–89, в июне перев. в Нилов Столбенский. Порфирий (игум.) 1790–95. Анастасий , 1795–97, перев. в Нилов. Никон 16 окт. 1797 перев. из Свенского; 10 мая 1798 перев. в Ростовский Авраамиев. Августин Сахаров определён в апр. 1798, а 1800 перев. в Рязанский Троицкий. Моисей , 1800–12. Иоанн 1813 перев. из Смоленского Троицкого. Аполлос Алексеевский 6 окт. 1813 перев. из Иркутского Вознесенского, а 19 дек. 1816 – в Московский Знаменский. Феофилакт , в 1816–21. Гавриил Розанов в июне 1821 перев. из Спасо-Прилуцкого, а 18 сент. хирот. в еписк. Орловского. Аарон Нарцисов 1821 перев. из Нижнеломовского, а 14 февр. 1826 хирот. в епископа Архангельского. Иассон Никольский 19 апр. 1826 перев. из Козловского Троицк.; до 1830; († …?) Иринарх Попов произведён в февр. 1831, из иеромонахов римской миссии, а 3 мая 1836 хирот. в викария Тверского (еписк. Старицкого). Макарий (из Богоявленского Ростовского?) с 1836 по 1838. Афанасий Соколов 1838 перев. из Колязина, ц 25 июня 1841 хирот. в еписк. Томского. Феогност Лебедев 24 июля 1841 перев. из Спасо-Прилуцкого, а 23 мая 1848 хирот. в викария Воронежской епархии (еписк. Острогожского). Бывший архиеп. Иркутский Ириней управлял мнтрём с 1848–64; † 18 мая. Флавиан , 1865–7. Владимир , 1869. [Любинский протоиерей Феодор Протопопов (отец Нижегородского архиерея Афанасия, род. 1783) был строителем в Геннадиевом, а потом архим. в Тольгском мнтре] 78 . 5 Алексеевский, в Угличе, основан кн. Углицким Димитрием Ивановичем 1492 г. Архимандрия с 1794. Ныне 3-го класса. [III, 91.] Игумены Савватий , 1591. Арсений , архим., убит 1609. Мисаил (строитель) 1610–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1929 году древнейшая обитель Ростова прекратила своё существование. Монастырская ограда, представлявшая собой крепостные стены с башнями, была снесена. В Богоявленском соборе устроено зернохранилище. В Веденском храме сначала был детский сад, затем санаторий, его сменил городской вытрезвитель. В церкви Святителя Николая расположилась воинская часть, позднее - квартиры горожан. Под жильё были отданы также келейные корпуса. В 1991 году из Ростовского музея были возвращены мощи преподобного Авраамия. Их перенесли в единственную возобновлённую тогда обитель - в Спасо-Яковлевский монастырь, где они покоятся и в настоящее время. Вскоре церковная жизнь возродилась и в стенах Богоявленской обители. В 1994 году был освящён надвратный Никольский храм, ставший приходским со статусом Патриаршего подворья. В декабре 2003 года был учреждён Авраамиев Богоявленский женский монастырь. Обитель постепенно преображается, община сестёр небольшая. Возрождена духовная жизнь, налажено подсобное хозяйство. Территория монастыря обнесена металлической оградой, производятся вялотекущие реставрационные и ремонтные работы в храмах возрождённой обители. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " , - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Упоминается в летописи с 1261 года. В церкви Николая Чудотворца сейчас находится рака с мощями прп. Авраамия, перенесенного сюда из Спасо-Яковлеского монастыря, где они временно находились в советское время. 19 июля 2015. Небольшая неточность в моём тексте: Здесь находится место вечного упокоения протоиерея Аристарха Израилева, известного ростовского священника, изобретателя колокольных звонов... " Отец Аристарх, конечно же, не изобретал колокольные звоны. Он приводил колокола в гармонию, т.е. настраивал колокол так, чтобы его основной тон соответствовал определённой ноте. После такой настройки из набора колоколов можно было построить музыкальный аккорд. Сам сочинил несколько колокольных звонов. Самый известный " Ионофановский " . --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00594

Мы поставили задачу преподавать то, что сейчас актуально и нужно. Например, предметы «Государственные отношения с исламом», «Современное церковное право». Последняя дисциплина изучает все те акты, которые были приняты Русской Православной Церковью в последнее время на Поместных и Архиерейских Соборах. Кроме этого изучаются более традиционные предметы, например богослужебный устав и литургика. Связано это прежде всего с пожеланием многих священников и архиереев, которые заметили, что в московских храмах есть отклонения в уставе совершения богослужения. — Расскажите о Вашей научной работе. Чем вызван интерес к теме диссертационного исследования? — Почему именно Авраамиев монастырь? Я был наместником Спасо-Яковлевского монастыря города Ростова Великого. До назначения наместником писал кандидатскую диссертацию в Московской академии об этом монастыре. И пришел к выводу, что о Спасо-Яковлевском монастыре не писал только ленивый. Очень много исследований, особенно Аллы Виденеевой, известного искусствоведа, кандидата исторических наук, сотрудника Ростовского музея. Очень много написала и Вера Вахрина, тоже научный сотрудник Ростовского музея. А Авраамиев Богоявленский монастырь находился в тени, никто почему-то не хотел его исследовать. Хотя по своей значимости, по архитектуре он будет посолиднее, чем Спасо-Яковлевский монастырь, потому что на его территории находится памятник XVI века. А ведь известно, что памятников XVI века на территории города Ростова только три. Это Успенский кафедральный собор, храм Вознесения и Богоявленский собор. Авраамиев Богоявленский монастырь был освящен и построен при Иване Грозном. Этот монастырь практически не был исследован. Публиковались отдельные статьи, но даже монографий не было издано. Кроме того, он самый разрушенный из всех памятников, которые есть в городе Ростове. Надеюсь, мое исследование этого монастыря обратит на него внимание не только научных кругов, но и тех людей, которые занимаются реставрацией, выделением на нее средств. Собор находится в аварийном состоянии. Последняя реставрация проводилась в 1980-х годах Сергеем Баниге, известным реставратором. Он очень многое сделал.

http://patriarchia.ru/db/text/3748981.ht...

Сохранились фотографии 2 ранних портретов И. (предположительно кон. XVII в.; см.: Иванова. 2000. С. 74, 79. Ил. 7, 8), одна в собрании ГЛМ. Известно, что портреты патриарха украшали дом князей Голицыных, ц. Преображения Господня с. Сивкова Верейского у., освященную И. в 1687 г. (Там же. С. 74-75). На поясном портрете 1-й пол. XVIII в. из Димитриева Прилуцкого монастыря (ВГИАХМЗ; упом. в кн.: Савваитов П. И., Суворов Н. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 19023. С. 44) И. показан вполоборота вправо, в богослужебном облачении, с темными волосами и более светлой бородой с проседью. Нек-рые подробности рисунка аналогичны деталям портрета из Тобольска, слева на темном фоне - картуш с именованием; имеются более поздние поновления. Создание портрета предположительно связано с пребыванием в 1740-1753 гг. на Вологодской кафедре еп. Пимена (Савёлова) . В XVIII-XIX вв. существовали живописные списки портретов И. в ряду изображений других патриархов, напр. в ц. ап. Андрея Первозванного в Чудовом мон-ре Московского Кремля (см.: Опись икон, серебряных предметов, тканей и книг Чудова мон-ря 1924 г.//ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1924 г. Д. 41). Др. образец («в полном архиерейском облачении, на груди две панагии и крест») находился в собрании Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове (XVIII в. (?), до 1966 хранился в ГМЗРК; см.: Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 236, 253. Кат. 25). Портрет овальной формы поступил из коллекции А. Н. Муравьёва в ЦАМ при КДА (1-я пол. XIX в., НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 40. 68). В 70-х гг. XIX в. изображение И. входило в группу портретов, размещенных в конгрегационном зале КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293). В монументальной живописи поясной прямоличный образ И. в медальоне встречается в росписи алтарной части собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского мон-ря в Москве (1707; см.: Рус. ист. портрет. 2004. С. 29; Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009. С. 68). Как и др. патриархи, он написан с нимбом, в саккосе, омофоре и митре, с 2 панагиями и крестом, с жезлом в правой руке. У И. крупные черты лица, раздвоенная с острыми клиньями борода с проседью, длинные пряди волос лежат на плечах; надпись утрачена.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Был известен как иконописец, принимал участие в возобновлении стенных росписей в Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах Московского Кремля (70-е гг. XVIII в.); в обители занимался поновлением фресок Зачатьевского собора (с 1780). В Спасо-Яковлевском мон-ре хранились созданные А. Толгская икона Божией Матери, образы свт. Амфилохия, еп. Иконийского, свт. Димитрия Ростовского и финифтяный крест (в наст. время их местонахождение неизвестно). Сохранились Ватопедская икона Божией Матери 20-х гг. XIX в. (ГМЗРК), список с чудотворного образа Ватопедского мон-ря на Афоне, к-рая являлась благословением А. Икона свт. Димитрия Ростовского того же времени (ГЭ) также имеет на обороте надпись - благословение старца. Авторство А. остается предположительным, т. к. в наст. время его иконописное наследие не изучено. после смерти А. проститься с ним съехались его духовные чада из столиц, Ярославля и др. губерний; мон-рь не мог вместить всех. В отпевании участвовало до 150 священнослужителей. В Ярославской епархии установилось его почитание через усердное совершение панихид. Погребен А. на паперти собора Зачатия св. прав. Анны, надгробие выполнено в виде саркофага из красного мрамора. Рядом с захоронением, на стене храма в нише, была поставлена келейная икона Распятия Христа, перед к-рой всегда горела неугасимая лампада по завещанию графини А. А. Орловой-Чесменской . Захоронение с памятником сохранилось до наст. времени. Иконография Изображения А. появились, очевидно, при его жизни, их происхождение связано со Спасо-Яковлевской обителью. Наиболее ранний, возможно прижизненный, портрет работы неизвестного художника 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК), выполненный маслом на холсте, представляет А. в преклонном возрасте, со впалыми щеками, большими запавшими глазами, длинным заостренным носом, светлыми усами и бородой; старец облачен в мантию и клобук, на груди - 2 наградных креста. Образ А. 2-й трети XIX в., выполненный на финифти (ГМЗРК; размер 10,2 ´ 8,2 см), по иконографии близок к живописному портрету, в нем более подчеркнута изможденность лика старца. На гравюре 1834 г. работы А. Афанасьева (опубл. в: Описание жизни) А. представлен в более раннем возрасте; одет в мантию, клобук, епитрахиль, на груди - 2 наградных креста с украшениями и в память Отечественной войны 1812 г.; правая рука возле груди, в левой - развернутый свиток, очевидно со словами его наставлений: «Верно слово и всякаго приятия достоино, на сие бо труждаемся и поношаеми есмь, яко оуповахо(м) на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, пачеж вы къ». 2 эстампа были воспроизведены в издании 1911 г. ( Титов . Илл. 1, 2): на одном - образ А. восходит к сохранившемуся живописному портрету, на др.- старец изображен на смертном одре.

http://pravenc.ru/text/114638.html

Алексей Орлов в преклонные годы 24 декабря 1808 года на 72-м году жизни скончался граф Алексей Григорьевич Орлов. Пораженная смертью любимого отца, Анна упала в обморок и оставалась 14 часов без признаков жизни. Придя в себя, она произнесла перед иконой Спасителя: «Господи! Будь мне вместо матери и отца и руководствуй всеми поступками моей жизни». Наследовав несметные богатства в виде дворцов, земель, конных заводов и денежного капитала, она решила потратить деньги на монастыри и храмы – в Бога богатеть. Уже через год после смерти отца, в 1809 году, Анна возводит храм Покрова Пресвятой Богородицы в принадлежавшем ей селе Пады Воронежской губернии. Всего же в данной губернии на ее пожертвования было возведено 15 храмов. Она снабдила деньгами и оружием земское ополчение Воронежа. После смерти графа Орлова недоброжелатели рассказали Анне о его подлых поступках, после чего она едва не лишилась рассудка. В поисках утешения отправилась в паломничество в Киево-Печерскую лавру, где ею была основана бесплатная столовая для бедных стариков. После Киева поехала в Ростов поклониться мощам свт. Димитрия Ростовского. Здесь, в Спасо-Яковлевском монастыре, она познакомилась со старцем иеромонахом Амфилохием, после бесед с которым «возчувствовала охлаждение к мирскому счастью», поняла суету светских развлечений. Началась новая жизнь графини Анны Алексеевны, полная самоотвержения, благочестия и бурной благотворительности. Она стала духовной дочерью старца, ежегодно на время Великого поста приезжала к нему в монастырь, говела, а затем праздновала Пасху. До самой смерти иеромонаха Амфилохия в 1824 году она вела с ним переписку. Анна стала направлять в Спасо-Яковлевский монастырь пожертвования, которые не прекратились со смертью ее духовного отца. Всего в монастырь ею было пожертвовано около 300 тысяч рублей – колоссальная по тем временам сумма. На ее средства здесь возвели каменный храм в честь св. Иакова Ростовского, а над мощами святителя Иакова она устроила серебряную раку. В 1840-е годы она пожертвовала средства на обновление живописи храма Зачатия святой Анны и на изготовление серебряного оклада для его престола. Ею неоднократно делались также пожертвования в данный монастырь в виде облачений, окладов для икон, богато украшенных богослужебных книг и т.п.

http://pravoslavie.ru/158150.html

В архитектуре Преображенского храма – много общего с церквями Борисоглебского монастыря в Борисоглебском и Ростовского кремля. В связи с чем исследователи полагают, что его могли строить те же мастера, что возводили ростовские и окрестные храмы при известном митрополите Ионе Сысоевиче и после его смерти.Внешнее оформление собора, несмотря на определенные несовпадения в декоре разных ярусов, прекрасно и устремлено ввысь. Украшающие верхнюю часть основного объема здания аркатурно-колончатые пояса, барабаны под главами, апсиды придают довольно массивному зданию изящество и легкость. Центральный световой барабан и два яруса окон делают интерьер церкви праздничным и светлым, особенно в сочетании с живописными фресками. На галерее до наших дней сохранились керамические вставки, на которых имеются изображения всадников, батальных сцен, цветов.Сегодня Спасо-Песоцкая церковь находится в некотором роде на задворках Яковлевского монастыря. Лучше всего ее видно со смотровой башни, поскольку к самому храму проход закрыт. Пятиглавая церковь Спаса на Песках — в прошлом соборный храм существовавшего на южной окраине Ростова Княгинина монастыря, основанного в XIII в. вдовой кн. Василько Ростовского Марией и упраздненного в XVIII в. Храм был воздвигнут в 1603 г. В 1680-х г.г. при митрополите Ионе Сысоевиче интерьер Спасской церкви был местами украшен фресковой росписью, в том числе была расписана нижняя часть алтарной преграды. Остатки этой росписи впервые были обнаружены в 1889 г. Над главным входом в алтарь изображено «Распятие» и сцены евхаристии в круглых медальонах, над южным входом «Знамение», а над северным «Ангел - Благое молчание». На колоннах центрального портала написаны ангелы, а на боковых порталах травный орнамент, напоминающий узор на расписных подсвечниках XVII в., так называемых «тощих свечах». Над местным иконным ярусом проходит фресковый фриз с шестью фигурами летящих ангелов. Подобный пример частичного украшения храма росписью нигде более в ростовских церквях не встречается. Стилистически роспись близка к фрескам церкви Иоанна Богослова (1683).

http://sobory.ru/article/?object=00595

Совершать дальние паломничества не позволяли многочисленные обязанности Сергея Александровича и работа Елизаветы Фёдоровны. Но иногда, особенно в первые годы генерал-губернаторства, выручали инспекции Великого князя, дававшие возможность посетить духовные места подведомственного края. Вначале подмосковные — Коломна (с молитвой в Тихвинском соборе и приездом в соседние обители), Бронницы (с поклонением чудотворной Иерусалимской иконе Божией Матери), Клин (с посещением Влахернского и Деденевского монастырей), Волоколамск (с присутствием на празднике в Иосифо-Волоцкой обители)… Потом соседние губернии — Рыбинск, Романов, Углич. Большое впечатление произвёл Ярославль, восхитил Ростов Великий. «Мы в восторге от Ростова! — писал Сергей Александрович младшему брату. — Ты себе представить не можешь, что за прелесть, — какие идеальные церкви, какой музей… Но день был ужасно жаркий — мы изжарились, и жена слегка изнемогала. Были мы и в Спасо-Яковлевском монастыре, где покоятся мощи святителя Димитрия». Святой Димитрий Ростовский почитался в Великокняжеской семье сугубо. Его имя получил племянник и крестник Елизаветы Фёдоровны, родившийся в Ильинском при столь трагических обстоятельствах, и Сергей Александрович вскоре испросил для мальчика частицу мощей святителя. В июне 1904 года подрастающего воспитанника вместе с его сестрой дядя и тётя привезли в Ростов, чтобы он помолился своему небесному заступнику. Поездка оказалась насыщенной. «После поклонения ростовским святыням Успенского собора, — сообщает официальный источник, — прослушивания ростовских звонов, осмотра Музея церковных древностей и прослушивания кантов святителя Димитрия Ростовского , исполненного учениками Димитриевского духовного училища, Их Высочества отбыли в Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь, где молились за молебном святителям-чудотворцам Иакову и Димитрию». Судя по всему, образ ростовского подвижника (духовного писателя, историка и просветителя) стал очень близким Великой княгине. В годы Первой мировой войны она ещё дважды совершит паломничества в его обитель и тогда же проиллюстрирует посвящённые ему страницы благотворительного сборника рассказов для детей «Под благодатным небом».

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

В Спасо-Яковлевском монастыре Ярославской епархии создается музей святителя Димитрия Ростовского 3 августа 2021 г. 15:34 В Спасо-Яковлевском мужском монастыре г. Ростова Великого ( Ярославская епархия ) идет работа над созданием музея святителя Димитрия Ростовского. В настоящее время художники оформляют пространство помещений, выделенных под музей, формируется экспозиция. Посетители музея смогут погрузиться в эпоху святителя Димитрия, увидеть предметы, бывшие в обращении в то время. Особое место в экспозиции займут творческие работы, посвященные святому. «Терпеливо ждут своего часа и работы, присланные нам на конкурс " Не солгать на святого. Жизнь и творчество святителя Димитрия Ростовского в работах современных художников " , — рассказывает помощник настоятеля обители по научной работе Мария Рубцова. — Поступило уже немало работ и все очень индивидуальные. Среди них есть и картины маслом, и акварели, и гравюры, и скульптуры, и керамические панно. Радуют нестандартные сюжеты, выбранные некоторыми авторами». Ярославская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010