Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь 4 жовтня 2009 р. 12:00 История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой. Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев. Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г. Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря. Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому. В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201947...

Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1389. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44 Координаты: 57.17474, 39.392082 Проезд: Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удал ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удален приблизительно на 220 км, от Ярославля — на 55 км. Повернуть в центр Ростова следует возле железнодорожного вокзала. По улице Луначарского нужно ехать до Ростовского кремля, далее по улице Ленина до пересечения с улицей Московской. Здесь надо повернуть налево, к озеру. Вскоре перед вами откроется величественная панорама монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан в 1389 г. Объединяет два бывших монастыря - Спасский (церковь Спаса на Песках) и Яковлевский. Дмитриевский собор (1801 г.) построен на средства гр. Н. Шереметьева. В подземном Воскресенском храме располагались подобия Иерусалимских святынь (сейчас храм открывается раз в году на Пасху). Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, 1 класса, в Ростове, на берегу озера Неро. Основан в 1389 году епископом Ростовским святым Иаковом (см. 27 ноября). С 1764 года до 1888 года он был ставропигиальным; в 1888 году назначен местопребыванием Угличских викарных епископов. В монастырской соборной церкви Зачатия святой Анны, построенной в 1691 году, покоятся под спудом святые мощи основателя монастыря и святого Дмитрия Ростовского (см.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Собор Зачатия Анны. Соборная церковь во имя Зачатия святой Анны Карта и ближайшие объекты В 1725 г. к единственной церкви обители - Троицкому собору - с северной стороны был присоединен придел, который, в память первосозданного святым Иаковом храма, был освящен в честь Зачатия Св. Анны. Через два десятилетия, в 1754 г., по распоряжению ростовского митрополита Арсения, Троицкая церковь была переименована в Зачатиевскую, а новоустроенный придел получил имя Иакова Ростовского. Таким образом, главному монастырскому храму было возвращено его первоначальное наименование, а придельный храм посвящался основателю монастыря. В последней четверти XVIII – начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. В юго-восточном углу стоял старый монастырский Троицкий собор, теперь церковь Зачатия св. Анны с теплым приделом Иакова Ростовского, построенная в XVII в. В 1824 г., при архимандрите Иннокентии, Яковлевский придел Зачатиевского храма был разобран, а на его месте основан новый просторный храм для зимних богослужений. На его устроение графиня А.А. Орлова-Чесменская пожертвовала 75 тысяч рублей. В 1836 г. церковь была освящена в честь основателя Зачатиевского монастыря Ростовского епископа Иакова. По материалам официального сайта Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря Ярославской Епархии Русской Православной Церкви Спасо-Яковлевский Димитриевский 1 класса (с 1834 г.) необщежительный мужской монастырь на западном конце уездного г. Ростова, в полуторах верстах к юго-западу от ростовского кремля, на берегу озера Неро. Он, сперва, назывался Зачатиевским, по имени первого храма; теперь он называется Яковлевским - по имени основателя, Спасским - по имени приписного монастыря (с 1765 г.) и Димитриевым - по имени нетленно почивающего здесь св. Димитрия, митрополита ростовского (с 1836 г.). Основан в 1389 г. св. Иаковом, епископом ростовским. С 1764 г. стал ставропигиальным 2 класса; с 1834 г. стал ставропигиальным 1 класса; в 1888 г. передан из Синодального ведомства в епархиальное и назначен местоприбыванием викарных епископов Угличских.

http://sobory.ru/article/?object=05709

В минувшее воскресенье, 4 октября, , в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. В минувшее воскресенье, 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. Утром 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на вертолете прибыл в город Ростов Великий Ярославской области, где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. На вертолетной площадке у Ростовского Кремля Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и духовенство епархии, губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, председатель областной думы В.В. Рогоцкий, главный федеральный инспектор А.С. Киселев, глава Ростовского района, герой России В.И. Токарев, глава администрации города Ростова Великого С.М. Румянцев. Как сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , по прибытии в Ростов Великий Святейший Патриарх направился в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. У врат обители Его Святейшество встречали настоятель игумен Серафим (Симонов) с братией монастыря, духовенство Ярославской и Ростовской епархии, многочисленные миряне. В Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, где покоятся честные мощи святителя Димитрия, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

http://pravmir.ru/vizit-svyatejshego-pat...

Т.Р. Руди Источники жития Димитрия Ростовского 739 M.A. Федотова Мощи святого Димитрия Ростовского были открыты при митрополите Арсении Мацеевиче в 1752 г., но только спустя почти пять лет, в апреле 1757 г., Святейший Синод постановил признать их нетленными и причислил Димитрия Ростовского к лику святых 740 . Почитание же ростовского святителя началось задолго до его канонизации. Об этом может свидетельствовать, например, рукописный сборник упражнений по латинской грамматике ученика Ростовской школы Петра Курохтанского 1703 г. (РГАДА, ф. 381, 1602) 741 . Вторую часть этого сборника составляет «Книга школьных и домашних сочинений, написанных мной, Петром Курохтанским, в школе аналогии в 1703 г.». В конце сборника Курохтанского содержатся «Вирши школьныя» (л. 150−151 об.), свидетельствующие о стихотворном навыке учеников и о прижизненном почитании Димитрия: «Архиерей Димитрий чтити Бога учит,/За то ему бе Бог венец небесный вручит./И подаст ему Бог с небеси честь и славу,/Повелит ему Бог венец тот на главу». Эти вирши 1703 г. сходны со стихами Эпилога драмы «Венец Димитрию», поставленной учениками Ростовской школы 26 октября 1704 г.: «За то венец дадеся ти златокованый/Архиерейский, имже еси увенчанны./Будеши потом увенчан венцем вечносластным,/Яко же и твой ангел дванадцаточастным» 742 . Отметим также, что своё надгробное слово Димитрию Ростовскому Стефан Яворский заключил словами: «Свят Димитрий, свят!» Первые настоятельные требования Святейшего Синода к Арсению Мацеевичу написать Житие Димитрия Ростовского и начало работы над ним относятся ко времени открытия мощей святителя, т. е. к 1752 г., но ещё до его официальной канонизации. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского . Одна, 1756 г., связана с именем Амвросия Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, другая – с настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря Лукой (создана между 1759 и 1763 гг.). Кроме того, были написаны две полные редакции – редакция Арсения Мацеевича (1757−1758) и Синодальная редакция (1784), написанная Я.А. Татищевым 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Текут времена и лета во мгновении ока, Солнце скоро шествует к западу с востока. Приидите людии в вере просвещении, Грядите во святый храм кротцы и смирении. Молитву прилежно к Богу воссылайте, На сие писание умильно взирайте. (Из эпитафии Стефана Яворского на гробнице св. Димитрия). Ростовский ставропигиальный первоклассный Спасо–Яковлевский Дмитриев монастырь находится в западном конце Ростова, на берегу озера Неро или Каово. Этот монастырь прежде носил название Зачатьевского по первоначальному деревянному храму, устроенному во имя зачатия св. Анны. Основание же монастырю положил св. Иаков, епископ Ростовский, в конце XIV века. Согласно указаниям летописей, св. Иаков был рукоположен во епископа Ростовского митрополитом Пименом около 1385 года, после епископа Матфея; между тем, местное рукописное сказание говорит, что он был епископом Ростовским после епископа Арсения, в миру Ростовского князя Семена Луговского-Гривы. До этого времени св. Иаков был игуменом маленького монастыря, находящегося в Ростовском уезде, где теперь погост Копыри 1 . Если верить этому сказанию, то спустя 2 ½ месяца после Мамаева побоища, а именно 20-го ноября 1380 г., близ села Деболь и Скнятинова, в древнем городке, обмываемом рекой Сарой 2 , при монастыре св. Марии, происходил съезд Ростовских князей, на котором обсуждались следствия Куликовской битвы, касавшиеся уделов, а вместе с тем происходил и выбор преемника оставившему епархию, Ростовскому епископу Арсению. По предложению Ростовского князя Федора Андреевича Щепина (или князя Андрея Федоровича) Ростовским епископом был избран настоятель обители Копырей св. Иаков. Во время управления своей паствой, св. Иаков много боролся с разными ересями; особенно же восставал он против иконоборства, проповедуемого неким Маркианином, который, благодаря энергии святителя, вскоре был изгнан из Ростова. Рукописные жития передают следующее обстоятельство из жизни св. Иаков, послужившее причиной основания Яковлевского монастыря. Одна из ростовских фрин успела почему-то своим поведением вооружить против себя Ростовского князя Александра Константиновича. Застигнутая однажды на месте преступления и осужденная на смерть, она припала к ногам святителя, умоляя спасти ее от казни. Св. Иаков, следуя примеру Иисуса Христа, велел бросить в нее первый камень тому, кто считал себя безгрешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Впечатлил меня в первую очередь Спасо-Преображенский собор нашей обители и его фрески. Заканчивалась их реставрация при моем предшественнике, ныне архиепископе Костромском и Галичском Алексии . Здесь находится усыпальница бояр Романовых, захоронения от первых бояр Захарьиных до Сергея Александровича Романова, бывшего губернатора Москвы. Утешительным для меня стало и то, что здесь исторически находились два престола: в честь Димитрия Ростовского (а я прибыл сюда из Спасо-Яковлевского Димитрова монастыря Ростова), а также престол в честь преподобного Саввы Освященного, имя которого я удостоен носить. — Самые яркие моменты, имена для Вас? — Новоспасский монастырь — это первый монастырь Москвы. Он кочевал из разных точек Москвы — сначала находился на Даниловском валу (где сейчас Даниловский монастырь), потом перешел в Кремль, а потом сюда, на Крутицкий холм. Жизнь монастыря была всегда нераздельно связана с родом Романовых, здесь была их родовая усыпальница. В советские годы здесь находились концентрационные лагеря НКВД, на территории расстреливали людей. У нас есть итальянский дворик, где при реставрации находили пули в стенах… По описаниям говорится о том, что стоны здесь настолько слышны, что они распространялись за стены, и власть поставила здесь колонки, которые в течение всех суток играли какую-то музыку, чтобы заглушить стон пленных людей. Греет мое сердце имя инокини Досифеи, которая здесь похоронена в часовне — урожденная княжна Тараканова. Наш собор — один из больших храмов, после Успенского Патриаршего собора в Кремле. И колокольня наша является почти самой высокой после Ивана Великого. Ей не хватает одного яруса, потому что нельзя было строить выше колокольни Ивана Великого. — Вы, наверное, сегодня самый молодой из всех наместников московских монастырей, и даже Московской епархии… — Да, я являюсь самым молодым архиереем Русской Церкви, 222-м по счету. — Это ведь редко, когда архиерею так мало лет… — Конечно, в связи с моим возрастом есть определенное недоумение, но я нахожусь 10 лет в священном сане. Сейчас назначается более молодая администрация. Связано это с потребностью времени: требуется быстрота решений, быстрота исполнений решений. И наша основная задача — быть скорыми помощниками Патриарха. Я стараюсь компенсировать отсутствие архипастырского опыта тем, что советуюсь с более старшими по возрасту и по сану моими собратьями-архиереями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1599727...

Иона, митрополит Ростовский и Ярославский (Сысоевич) Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова. Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре. Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона . Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона . В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона . С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе. Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию. В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XI. Замечательные мужи, жившие в Оптиной Пустыни От трехвекового периода, протекшего со времени основания Оптиной Пустыни, до ее возрождения, в начале текущего столетия, до нас не дошло никаких материалов для настоящей главы. Имена почивших о Господе братий сей обители остались лишь на листах древних ее синодиков, для всякого поминовения в роды родов, и, без сомнения, из числа их многие вписаны и в ту великую книгу жизни, которая некогда будет читана вслух неба и земли. Из полувекового же периода обители, протекшего от возрождения ее и до наших времен заимствуем, для помещения здесь, жизнеописания некоторых иноков, подвизавшихся в сей обители, а также и приснопамятных мужей, избравших Оптину Пустынь местом молитвенного успокоения после своей притружденной жизни 52 . 1. Архимандрит Мелхиседек Замечательный старец этот пребывал на покое в сей обители 17 лет и скончался на 80 году от рождения, в 1841 году апреля 15 дня. Начально поступил он в Николаевский Песношский монастырь в 1782 году, где и пострижен в монашество 1786 года славным архимандритом Новгородского Тихвинского монастыря Игнатием. В том же году посвящен во иеродиакона и иеромонаха, а в 1788 году переведен в Тихвин монастырь, где был ризничим. В 1791 году взят в ту же должность в Александро-Невскую лавру. Находясь здесь, между прочим, в 1794 и 1795 годах, он имел поручение переделать на ризницу придворный гардероб покойной Императрицы Елисаветы Петровны, для отсылки в, обращенные из унии, церкви четырех епархий. 1795 года произведен игуменом в Николаевский Моденский монастырь и оставлен наместником лавры. Впоследствии, в сане архимандрита, был настоятелем трех знаменитых монастырей: Ставропигиального Ростовского Яковлевского, потом Спасского Арзамасского и, наконец, Суздальского Спасо-Евфимиевского. В последнем, за отличное прохождение своей должности и благоразумное содержание арестантов в годину искушения для России (в 1812 и 1813 годах) Высочайше награжден орденом Св. Анны 2-й степени. Отказавшись, за немощью, от настоятельской должности, о. Мелхиседек в разное время проживал на покое во многих монастырях, но с 1824 года и по день кончины в 1841 году, имел постоянное жительство в Оптиной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Наталья Михайлова Скачать epub pdf Содержание Что есть вера? Хулы раскольников на святые вещи     См. также: «Розыск о раскольнической брынской вере» 28 октября 1709 года почил о Господе митрополит Ростовский Димитрий (Туптало) и по его завещанию был погребен в Ростовском Яковлевском монастыре. Господу угодно было прославить Своего подвижника, ревнителя и учителя Православия вышеземною славою. Спустя сорок три года, при митрополите Ростовском Арсении (Мацеевиче) , 21 сентября 1752 года, при переделке церковного пола на месте погребения Святителя были обретены нетленными его честные мощи. По освидетельствовании и точном удостоверении как в нетленности мощей, так и в чудесах, от них происходивших, Православная Российская Церковь 22 апреля 1757 года причислила митрополита Димитрия к лику святых и празднует память этого чудотворца два раза в год: 28 октября (10 ноября), в день кончины, и 21 сентября (4 октября), в день обретения его мощей. Ныне Спасо-Яковлевский монастырь восстановлен, и богомольцы вновь могут поклониться святым мощам угодника Божия, митрополита и чудотворца Ростовского. Из трудов святителя Димитрия наиболее замечательны, во-первых, Четии-Минеи, над составлением которых он работал более двадцати лет. Вторым капитальным трудом является «Летопись келейная, или Синопсис», в которой изложены события библейской истории с нравственно-поучительной целью. Святитель Димитрий известен также как борец со старообрядческим расколом. В те времена старообрядцы уже раскололись на множество толков. Много их скитов находилось в Заволжье, по реке Керженец и в Брынских лесах, откуда старообрядческие агитаторы почти беспрепятственно расходились по всей Русской земле и совращали в раскол простых и доверчивых людей, распространяли свое лжеучение, отторгая людей от лона Православной Церкви точно так же, как это делают современные сектанты. В бытность свою митрополитом в Ростове (с 1702 по 1709 год) святитель Димитрий часто объезжал свою епархию, встречался здесь с раскольниками и видел страшные последствия их деятельности для своей паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010