Со времени своего возобновления Спасо-Яковлевская обитель была удостоена особого статуса - её священноархимандритами являлись ярославские владыки: Архиепископ Платон (1991-1993); Архиепископ Михей (1993-2002); Архиепископ Кирилл (2002-2011). С 2011 г. обитель возглавляет митрополит Пантелеимон. Наместники монастыря: игумен Евстафий (1991-2000); иеромонах Димитрий (2000-2003); игумен Серафим (2003-2009); игумен Савва (2009-2011). С 2011 г. наместником монастыря является игумен Августин (Неводничек). Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря был архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию. С начала 1990-х г.г. в Спасо-Яковлевском монастыре широко развернулись строительные работы и обустройство монастырского хозяйства: была построена котельная, проложены теплотрасса и водопровод. В течение нескольких лет осуществлялось расселение жителей, занимавших квартиры в келейных корпусах. Со временем монастырь вернул себе все жилые площади, произвел перепланировку и ремонт помещений. В июне 1991 г. Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. Крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного Чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню. 13 мая 1993 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2009 г. монастырь торжественно отметил 300-летие кончины Святителя Димитрия. 4 октября 2009 г., в день памяти ростовского святителя, обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил праздничную Божественную литургию в Дмитриевском соборе. По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Для служб открыты собор Святителя Димитрия Ростовского и храм Святителя Иакова Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны. Аннинский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1725 г. к единственной церкви обители - Троицкому собору - с северной стороны был присоединен придел, который, в память первосозданного святым Иаковом храма, был освящен в честь Зачатия Св. Анны. Через два десятилетия, в 1754 г., по распоряжению ростовского митрополита Арсения, Троицкая церковь была переименована в Зачатиевскую, а новоустроенный придел получил имя Иакова Ростовского. Таким образом, главному монастырскому храму было возвращено его первоначальное наименование, а придельный храм посвящался основателю монастыря. В последней четверти XVIII – начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. В юго-восточном углу стоял старый монастырский Троицкий собор, теперь церковь Зачатия св. Анны с теплым приделом Иакова Ростовского, построенная в XVII в. В 1824 г., при архимандрите Иннокентии, Яковлевский придел Зачатиевского храма был разобран, а на его месте основан новый просторный храм для зимних богослужений. На его устроение графиня А.А. Орлова-Чесменская пожертвовала 75 тысяч рублей. В 1836 г. церковь была освящена в честь основателя Зачатиевского монастыря Ростовского епископа Иакова. По материалам официального сайта Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря Ярославской Епархии Русской Православной Церкви Спасо-Яковлевский Димитриевский 1 класса (с 1834 г.) необщежительный мужской монастырь на западном конце уездного г. Ростова, в полуторах верстах к юго-западу от ростовского кремля, на берегу озера Неро. Он, сперва, назывался Зачатиевским, по имени первого храма; теперь он называется Яковлевским - по имени основателя, Спасским - по имени приписного монастыря (с 1765 г.) и Димитриевым - по имени нетленно почивающего здесь св. Димитрия, митрополита ростовского (с 1836 г.). Основан в 1389 г. св. Иаковом, епископом ростовским. С 1764 г. стал ставропигиальным 2 класса; с 1834 г. стал ставропигиальным 1 класса; в 1888 г. передан из Синодального ведомства в епархиальное и назначен местоприбыванием викарных епископов Угличских.

http://sobory.ru/article/?object=05709

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин. Подробнее... Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Дата основания: 1390 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, Советская пл., 14 Телефон: 8 (48536) 6-35-83 Сайт: http://rbm76.ru/ Основан в XIV веке святым Феодором, племянником Сергия Радонежского. До XVII века все строения монастыря были деревянными. В конце XVII века по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича была выстроена первая каменная церковь во имя Рождества Богородицы с трапезной. В середине XIX века выстроена пятиглавая надвратная церковь Тихвинской Божией Матери. В XX веке ансамбль монастыря был серьёзно повреждён, в том числе разрушена колокольня, лишь частично сохранились стены и башни. Женский Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы В Ростове Великом В 1990-х годах монастырь был передан церкви. В 1990-2000-е годы из находящихся на территории монастыря зданий постепенно выселялись жильцы. Подробнее... Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь [ править править код ] История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой. Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, святителя Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов

26 апреля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей, согласно которому местным органам власти предписывалось в кратчайший срок изъять из храмов и монастырей предметы, имеющие материальную ценность и сдать их в органы Народного комиссариата финансов. Спасо-Яковлевский монастырь был богатейшим в Ростове, поэтому не удивительно, что в общей массе ценностей, изъятых в Ростове и уезде, на его долю пришлось около 30% серебра, 80% золота и не менее половины драгоценных камней. В целом же, в 1922 г. монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота. В 1920-е г.г. Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах - теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря. Между тем, и здесь Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки, часть хозяйственных сооружений и ограда. По всей видимости, этому отчасти способствовало использование массивных монастырских церквей в качестве военных и торговых складов, и приспособление келейных корпусов - двухэтажных, каменных и удобных - под жилье для горожан. В середине 1980-х г.г. ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова. Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В соборе Святителя Димитрия Ростовского Пасхальную службу совершил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Символично, что в том году Воскресение Христово совпало с Благовещением, так возрождение обители было ознаменовано слиянием двух великих праздников.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Таким образом, третий период развития историографии в отечественной науке (условно назовём его «советским») оказался откровенно бедным на исследования, что было вызвано неблагоприятными условиями для изучения личности церковного деятеля. Главным его результатом было обращение отечественных филологов к творчеству митр. Димитрия Ростовского : отныне Димитрий Савич в глазах исследователей начинает выглядеть не столько «Православия ревнителем и раскола искоренителем», сколько «последним писателем, который имел громаднейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы» 60 . Новый этап историографии начался с началом «перестройки», когда одновременно открылись возможности для глубокого изучения всего связанного с Православной церковью, а на научное поприще вышли те исследователи, которые будут продолжать свою деятельность в постсоветские десятилетия. Также только в начале XXI в. издаются и недоступные до того момента широкому читателю произведения конца первого периода историографии – В.П. Зубова (2001 г.) и прот. А. Державина (2006 г.) 61 . Формирование историографии на данном этапе происходило неравномерно. Особую роль в привлечении интереса научного сообщества к фигуре митр. Димитрия Ростовского сыграли научные конференции, в частности «История и культура Ростовской земли», ежегодно проводящаяся в Ростове Великом с 1991 г., а также конференции, проводившиеся Ростовским Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырём, где покоятся мощи свт. Димитрия, в 2007, 2010−13 гг. Наиболее способствовали развитию димитриеведения несколько крупных конференций, посвящённые непосредственно Димитрию Савичу: Филёвские чтения 1994 г., Международная научная конференция, посвящённая 250-летию канонизации свт. Димитрия Ростовского , проходившая в Ростовском Спасо-Яковлевском Димитриеве монастыре в 2007 г., Международная научная конференция «Православие и православная культура Украины и Московской Руси в эпоху святителя Димитрия Ростовского », проходившая в Ростовском Свято-Яковлевском монастыре в 2013 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Павла об освобождении игумена Гурия (Покровского) от обязанностей наместника Николо-Бавыкинского мужского монастыря Рязанской области и о назначении на эту должность иеромонаха Павла (Удовенко). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Гурия (Покровского) от обязанностей наместника Николо-Бавыкинского мужского монастыря Рязанской области. 2. Назначить иеромонаха Павла (Удовенко) на должность настоятеля Николо-Бавыкинского мужского монастыря Рязанской области. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о назначении игумена Августина (Неводничка) на должность наместника Спасо-Яковлевского мужского монастыря города Ростова Великого Ярославской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Августина (Неводничка) на должность наместника Спасо-Яковлевского мужского монастыря города Ростова Великого Ярославской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумении Павлы (Капитоновой) от обязанностей настоятельницы Рождества Богородицы женского монастыря города Ростова Великого Ярославской области и о назначении на эту должность монахини Афанасии (Силкиной). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумению Павлу (Капитонову) от обязанностей настоятельницы Рождества Богородицы женского монастыря города Ростова Великого Ярославской области. 2. Назначить монахиню Афанасию (Силкину) на должность настоятельницы Рождества Богородицы женского монастыря города Ростова Великого Ярославской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного епископа Брянского и Севского Феофилакта об освобождении игумена Митрофана (Охалова) от обязанностей настоятеля Воскресенского мужского монастыря города Карачев Брянской области и о назначении его на должность наместника Свенского Успенского мужского монастыря города Брянска. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Митрофана (Охалова) от должности настоятеля Воскресенского мужского монастыря города Карачев Брянской области.

http://pravoslavie.ru/46807.html

T. 2. S. 200-212; eadem. w. Dymitra z Rostowa przyczynek do zagadnie chronologii historycznej//Zeszyty naukowe Wydziau humanistycznego Uniwersytetu Gdaskiego: Sawistika. Gdask, 1992. N 6. S. 119-146; она же. Житие прп. Сергия Радонежского в обработке свт. Димитрия Ростовского//ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 10-26; она же. Еще несколько замечаний по поводу проблемы источников и лит.-богосл. значения житий свв. Зосимы и Савватия Соловецких//Филевские чт. М., 1994. Вып. 9. С. 75-107; она же. Жития визант. песнотворцев в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского//Acta Univ. N. Copernici: Nauki humanistyczno-spolecz. Toru, 1994. Zesz. 281: Filologia rosyjska. S. 3-17; она же. Лит.-богосл. наследие свт. Димитрия Ростовского: восприятие иезуитской науки XVI-XVII вв.: АДД. М., 1994; она же. «Летопис келейный» св. Димитрия Ростовского из коллекции А. А. Титова в б-ке Высшей ДС в Люблине//ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 27-36; она же. «О Pyciu, отколи Русь почалася» в «Книге житий святых» и в «Летописе келейном» свт. Димитрия//Там же, 1997. Ростов, 1998. С. 179-185; Белоненко М. А. , Енин Г. П. «Диариуш» Димитрия Ростовского//Исслед. памятников письменной культуры в собр. и архивах Отд. рукописей и редких книг: Восп. и дневники. Л., 1987. С. 7-21; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1989. С. 261-264; Росовецкая Т. Н. Лаврские издания «Книги житий святых» Димитрия Туптало и их распространение на Украине в 1-й пол. XVIII в.//Книга в России: Век Просвещения. Л., 1990. С. 58-59; Виденеева А. Е. К истории посвящений храмов Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря//СРМ. 1991. Вып. 1. С. 74-119; она же. Свт. Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский мон-рь//Учемский сб. Мышкин, 2001. Вып. 3. С. 43-48; она же. Ростовский архиерейский дом и система епарх. управления в России XVIII в. М., 2004 (по указ.); Brogi Bercoff G. The «Letopisec» of Dimitrij Tuptalo, the Metropolitan of Rostov, in the context of Western European culture//Ricerche slavistiche.

http://pravenc.ru/text/178011.html

6 июня в Ростове Великом насельники Спасо-Яковлевского мужского монастыря, Петровского мужского монастыря, Борисоглебского мужского монастыря и насельницы Аврамиевого Богоявленского женского монастыря и Рождества Богородицы женского монастыря сдавали зачет по дисциплине «История Русской Православной Церкви». Вместе с членами аккредитационной группы зачет принимал преподаватель курсов, настоятель храма Державной иконы Божией Матери Ростова Великого иерей Димитрий Бузин. Зачет на этой учебной площадке — в Спасо-Яковлевском мужском монастыре сдали девять учащихся: настоятельница Рождества Богородицы женского монастыря игумения Афанасия (Силкина) и одна сестра этой обители, три сестры Аврамиевого Богоявленского женского монастыря, два насельника Спасо-Яковлевской обители, один насельник Борисоглебского монастыря и один насельник Петровского монастыря. После зачета члены комиссии проверили учебно-методическую документацию курсов и ознакомились с библиотечным фондом курсов для монашествующих. В этот же день члены комиссии помолились у мощей святителя Димитрия Ростовского и у чтимых икон Спасо-Яковлевского монастыря. 6 июня во второй половине дня прошла аттестация обучающихся на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих в Богоявленском женском монастыре г. Углича. Зачет по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» на этой учебной площадке сдали три насельницы обители. Об истории Богоявленской обители членам аккредитационной группы рассказала настоятельница монастыря игумения Антонина (Злотникова). Члены комиссии посетили монастырский храм, помолились у Феодоровской иконы Божией Матери, чтимой святыни Богоявленского монастыря г. Углича. 7 июня аттестация обучающихся на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих прошла в Свято-Введенском Толгском женском монастыре близ г. Ярославля. Комиссию тепло встречала в обители игумения Варвара (Третьяк) с сестрами, она присутствовала и на зачете, который состоялся в Толгском монастыре. Зачет по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики» сдали 23 насельницы Толгского женского монастыря, два насельника Николо-Бабаевского мужского монастыря и три насельницы Казанского женского монастыря г. Ярославля. Члены аккредитационной группы присутствовали на зачете, который принимал первый проректор Ярославской духовной семинарии, преподаватель курсов иеромонах Сергий (Барабанов). Всего на этой учебной площадке зачет сдали 28 учащихся курсов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Как бы то ни было, осенью 1887 г. архимандрит Илларион рапортовал в Синод о том, что «храм окончательно устроен и совершенно готов к освящению», и просил разрешения освятить его и выдать для этого антиминс. Судя по имеющейся описи икон трех двухъярусных иконостасов, к освящению был готов не только Сергиевский храм, но и два придельных. Возможно, приделы остались неосвященными, поскольку известно, что в 1909 г. из подклета Спасского храма были вынесены два неосвященных иконостаса. Финансировал устроение храма преп. Сергия архимандрит Илларион, как это следует из его собственного донесения. Но в описании Спасо-Яковлевского монастыря, составленном А.А. Титовым, утверждается, что Сергиевская церковь устраивалась на средства крестьянина деревни Кустеры Ростовского уезда И.А. Рулева. Там же сообщается об освящении храма Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским. Вероятно, освящение храма можно датировать 1887 г. Итак, за несколько лет до празднования 500-летия преставления преп. Сергия Радонежского в Ростове появился первый престол, освященный в его честь. В храме преп. Сергия завещал похоронить себя настоятель Спасо-Яковлевского монастыря, епископ Угличский Амфилохий, известный археограф и палеограф. Его надгробная плита до сих пор хранится в подклете Спасского храма. Церковь преп. Сергия Радонежского просуществовала недолго. Подвальный этаж Спасо-Преображенского храма оказался не лучшим местом для её устройства. Из-за сильной сырости богослужение там было затруднено. По данным монастырской описи 1919 г., к концу 10-х гг. нашего столетия Сергиевский храм числился «совершенно» упраздненным». А. Виденеева. Ростовский вестник. 1992 г., 17 июля. С. 1. Церковь Толгской иконы Богоматери В 1909 г. по настоянию епископа Иосифа в монастыре появилась новая церковью, посвященная Толгской Богоматери − явленному чудотворному образу, обретенному в XIV столетии в пределах Ростовской епархии. Местом ее размещения была выбрана юго-западная башня монастырской ограды. Как писал известный исследователь ростовских древностей А.А. Титов, «окруженная со всех сторон водою, весною виднеющейся во все окна, церковь производит впечатление плывущей на водах, создавая особое настроение, свойственное лишь Афонским обителям». В верхнем ярусе башни, прямо над храмом, была устроена смотровая площадка, откуда открывался восхитительный вид на озеро. По свидетельству современников, оттуда, сверху в ясный день можно было различить три десятка церквей, стоящих вокруг озера и в окрестностях монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Ещё одной щедрой благотворительницей Спасо-Яковлевской обители была графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1848), в монашестве Агния. Единственная наследница богатейшего графа Алексея Орлова, единственная настоящая любовь своего отца, она всю жизнь не выходила замуж; будучи фрейлиной императрицы, при дворе появлялась только для исполнения своих обязанностей, а остальное время проводила как монахиня - ни с кем не общаясь, посещая богослужения, вычитывая келейные правила. Её подвиг - исключительный пример пожертвования собой ради горячо любимого отца. Всю жизнь одна из самых завидных невест России посвятила отмаливанию души своего родителя, участника убийства императора Петра III. Она много благотворила при жизни, а в своём завещании не забыла ни один храм Российской империи. Всё своё многомиллионное состояние она завещала Церкви. Графиня Анна долгое время пользовалась советами иеромонаха Яковлевской обители Амфилохия. Именно он стал для неё духовным руководителем после кончины графа Алексея Орлова. Тогда графиня Анна пережила самый сильный стресс в своей жизни: узнав о кончине отца, она восемь часов находилась в обмороке. К началу ХХ столетия Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь процветал, слава о его святынях простиралась по всей России. Размеренный ход жизни обители был нарушен революционными потрясениями. Только за первое десятилетие деятельности советского правительства монастырь пережил национализацию капитала, строений и территорий, многократное изъятие церковных ценностей, вскрытие мощей святых, изгнание монашествующих и устройство тюрьмы. В 1929 году обитель была упразднена. В дальнейшем в корпусах расположился детский дом, затем детский сад и квартиры горожан, а в храмах были устроены сначала военные, а затем продуктовые склады. В 1988 году храмы обители стали филиалом Ростовского музея-заповедника. В 1991 году Спасо-Яковлевский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. В настоящее время это самый значительный мужской монастырь не только Ростова, но и всей Ярославской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00226

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010