Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Главная усадьба. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы считается одной из старейших сохранившихся церквей на Валааме. В 1720 году построен деревянный Спасо-Преображенский собор, освященный во имя Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Спустя 10 лет появилась Успенская церковь. Первоначально (1730 г.) она была деревянной, а в 1785 году перестроена и возведена из кирпича при прп. игумене Назарии Валаамском. Церковь была теплой, т.е. предназначенной для богослужений и зимой. Она связана с братской трапезой. " Из­вестно, что церковь неоднократно перестраивалась. Уже в 1796 году она была расширена за счет сдвига на восток алтарной части. В 1860 году были пристроены ризалиты у южного и северного входов на паперть церкви. Сущест­вует предположение, что перестройка, предпринятая в 60-х гг. XIX века, была выполнена по проекту академика А. М. Горностаева, осуществлявшего в это время надзор за строительством Водопроводного дома. В XIX веке Успенская церковь была соединена со Спасо-Преображенским собором небольшим одноэтажным зданием, в котором находилась сначала монастырская больница на шесть келий, а позже, когда больница была переведена во внешнее каре, здесь помещалась ризница. Это здание было разоб­рано в связи со строительством нового собора. Трудно с точностью сказать, как выглядела Успенская церковь до перестроек, но в существующем виде она является ярким примером лучших традиций демократического на­правления в «русском» архитектурном стиле середины XIX века " . ( Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель) В годы советской власти церковь была приспособлена под магазин: иконостас служил перегородкой, иконы верхнего ряда были замазаны синей краской. «Если мы видим храмы, изуродованные либо безбожием, либо человеческой глупостью, то как ранятся наши сердца! – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мы понимаем, что в храме не может не быть красоты, и поэтому забота о внешнем убранстве храмов и монастырей проистекает не от какого-то эстетства, лишенного духовного основания, она проистекает от постоянной потребности созерцать Божественную красоту».

http://sobory.ru/article/?object=14997

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл с первосвятительским визитом на Валаам 18 августа 2005 г. 13:11 Начался первосвятительский визит Предстоятеля Русской Церкви в Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь . Патриаршая поездка приурочена к престольному празднику обители – дню Преображения Господня. Его Святейшество прибыл на самолете в Санкт-Петербург. Из северной столицы Святейший Патриарх вертолетом направился на Валаам. У врат Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря Святейшего Патриарха Алексия встречали митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии; Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил; епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря с братией; Глава Республики Карелия С.Л.Катанандов; руководство Республики Карелия и Ленинградской области. Святейший Патриарх обратился к присутствующим с приветственным словом . Его Святейшество поклонился мощам основателей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских, которые пребывают в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, и совершил чин освящения колокола «Апостол Андрей». По освящении колокола Святейший Патриарх наградил руководителя РАО «Российские железные дороги» Орденом Серафима Саровского II степени за действенную помощь в восстановлении церковной жизни страны.   В Спасо-Преображенском соборе Предстоятеля Русской Церкви приветствовал епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамской обители. Поблагодарив Святейшего Патриарха за решение посетить Валаам, епископ Панкратий напомнил, что в Праздник Преображения Господня на Руси принято приносить в храмы для освящения плоды земные. «Пусть же восстановленный Спасо-Преображенский собор станет истинным даром, преподнесенным Богу насельниками обители, строителями, благотворителями и всеми, кто внес свой вклад в этой святое дело», — подчеркнул преосвященный владыка.  Святейший Патриарх дал также краткую пресс-конференцию для российских и финских журналистов, после чего направился в Воскресенский скит. Фоторепортаж Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/36049.html

Святейший Патриарх Алексий отметил отметил в своем выступлении особую роль «Северного Афона» в возрождении духовной жизни в России. «Издревле на Руси созидание монастырей и храмов считалось делом богоугодным и святым», — сказал Патриарх Алексий. Участники Попечительского Совета, известные строители и меценаты, прикладывают значительные усилия к тому, чтобы восстановление прославленной обители осуществлялось насколько возможно быстрее. Сейчас, отметил Святейший Патриарх, близятся к завершению реставрационные работы в главной святыне монастыряСпасо-Преображенском соборе. Освящение соборного храма планируется совершить в престольный праздник обители, на Преображение Господне. Кроме Спасо-Преображенского собора, практически восстановлены и подготовлены к освящению храмы во имя апостола Андрея Первозванного Воскресенского скита, храм-памятник русским воинам на Смоленском скиту и храм на Святом острове, посвященный одному из великих русских святых преподобному Александру Свирскому. Ведутся реставрационные работы и во многих других скитах. Святейший Патриарх отметил также и проблемы, тормозящие восстановление Валаамской обители: «До сих пор, — подчеркнул Патриарх, — не отрегулирован механизм организации приема туристов, в том числе так называемых «диких», поток которых возрастает с каждым годом. Летом палаточные лагеря располагаются в заповедных зонах и зонах монашеской жизни, нанося огромный ущерб уникальной природе Валаамского архипелага. Это вытоптанные участки земли, мусор. Ежегодно на островах Валаамского архипелага из-за костров возникают пожары, грозящие уничтожить леса Валаама». Для желающих уехать с острова на материк, по словам Патриарха, создаются все условия, им предоставляются благоустроенные квартиры. Монастырь существенно поддерживает местную поселковую больницу. «В настоящее время перед обителью стоит задача обустройства богадельни для одиноких пожилых людей, которые прожили на Валааме всю свою жизнь, и не хотят уезжать на материк», — сказал Патриарх. Поблагодарив участников Попечительского Совета за понесенные труды по восстановлению Валаамской обители, Святейший Патриарх Алексий пожелал собравшимся благодатной помощи Божией и преуспеяния в дальнейших благих делах по восстановлению святынь нашего Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/19463.html

Нес послушания, связанные с проведением в Троице-Сергиевой Лавре Юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси, эконома Троице-Сергиевой Лавры, руководил возобновлением издательской деятельности Лавры. 17 июля 1988 г. возведен в сан игумена, 4 мая 1990 г. — в сан архимандрита. 18 января 1993 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен наместником Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. 2 июня 2005 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий II совершил хиротонию архимандрита Панкратия (Жердева) во епископа Троицкого, викария Московской епархии. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых. Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам — один из самых почитаемых в России, именуемый в прошлом Северным Афоном — был возрожден в 1989 г. В 1990-м получил статус ставропигиального. Монастырь находится в северной части самого большого в Европе Ладожского озера, на архипелаге общей площадью 36 кв. км. Традиции монашества Ближнего Востока и Византии были восприняты на Руси вместе с Крещением в Х в. К этому времени значительная часть историков относят житие преподобных Сергия и Германа — первоначальников Валаамского монастыря, другие полагают, что обитель возникла в XIV в. Известно, что Преподобные пришли «от восточных стран» (вероятно, из Греции), имели священный сан, обладали даром прозорливости. Возможно, что жили они в пещере на о. Святой. Преподобные Сергий и Герман своим подвигом обращали ко Христу карел-язычников, утверждали Православие на Севере Руси. Обитель, расположенная на границе России и Швеции, подвергалась нападениям и разорениям, несколько раз на протяжении десяти веков сжигалась дотла, но каждый раз восстанавливалась. После революции Валаамский монастырь оказался на территории Финляндии. В 1920-е гг. он стал средоточием духовной жизни русского зарубежья. В эти годы на Валааме побывали писатели Н. В. Амфитеатров, Б. К. Зайцев, И. И. Савин, А. Н. Толстой, Е. Н. Чириков, М. А. Янсон, государственные деятели Финляндии, например маршал К. Г. Маннергейм. В конце 1930-х гг. Валаам дважды посещал священник из Таллина отец Михаил Ридигер с сыном Алексеем. Спустя много лет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил, что его «духовный жизненный путь определили… две паломнические поездки в Валаамский монастырь/…/Валаам поразил меня своим величием, своей духовной жизнью. Каждая пядь этой земли освящена подвигом, молитвой и трудом».

http://pravoslavie.ru/54772.html

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ AЛEKCUЙII ПОСЕТИЛ ВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ июля 2000 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил 10-11 июля ВалаамскийСпасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь с традиционнымвизитом по случаю престольного праздника обители -- дня памяти преподобныхСергия и Германа Валаамских. Главу Русской Православной Церкви (РПЦ) сопровождалимитрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), архиепископКарельский и Петрозаводский Мануил (Павлов); епископы Тихвинский Константин(Горянов), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) и Зарайский Меркурий (Иванов). Патриарх Алексий II и сопровождающие его лица, среди которых были почетныегости и многочисленные простые паломники, прибыли на Валаам на теплоходе " Санкт-Петербург " , специально подготовленном к паломническому рейсу Северо-Западнымморским пароходством. Верхняя часть палубы теплохода, служащая во времяобычных рейсов кинозалом, была временно переоборудована в часовню, гдевечером 9 июля -- сразу же после отправления судна в рейс из Санкт-Петербурга-- Патриархом Алексием II был отслужен молебен " в путь по морю шествующим " . Утром 10 июля на острове Валаам Патриарха встречали глава правительстваРеспублики Карелия Сергей Катанандов и члены правительства Карелии. Послеторжественной встречи предстоятель РПЦ направился в Спасо-Преображенскийсобор Валаамского монастыря, в нижнем храме которого он совершил молебену раки с мощами преподобных Сергия и Германа. В кратком слове, произнесенномпо окончании молебна, Патриарх отметил, что " по милости Божией возрождаетсяэта обитель уже 11 лет " и пожелал, " чтобы никто из паломников не ушел тощиз обители, но получил духовные силы для внутреннего духовного подвига,который совершает каждый человек на своем жизненном пути " . В ответном словенаместник Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев) выразилПатриарху " глубокую сыновнюю благодарность " за то, что глава РПЦ " уже которыйгод разделяет с нами радость празднования дня преподобных Сергия и Германа " .Архимандрит Панкратий особо подчеркнул факт трехдневного мироточения иконыпреподобных Сергия и Германа, происшедшего после прошлогоднего посещениямонастыря Патриархом. Это чудо, по мнению наместника монастыря, свидетельствуето том, что труды предстоятеля РПЦ " угодны Богу " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Гефсиманский скит. Желтый скит Скит. Действует.   Год основания:1906. Адрес: Республика Карелия, Сортавальский район, Валаамские острова Координаты: 61.37004, 30.902157 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В небольшой деревянной часовне Гефсиманского скита была когда-то только одна икона, изображавшая Моление о чаше. Часовня, рубленая из брусьев и обшитая тесом, построена в стиле деревянных церквей Средней Руси. Она украшена сквозной резьбой, примечателен резной орнамент над входом, на колонках, пилястрах на углах. На восьмигранной " шее " — луковичная главка. Первоначально у дороги, ведущей в монастырь, построили деревянную часовню. В 1911 г. она была расширена за счет пристройки алтаря и обращена в церковь. План деревянной Успенской Церкви, как и часовни, рубленной из бруса и обшитой тесом, напоминает план Воскресенского храма. С запада к церкви примыкает трехъярусная колокольня традиционного типа " восьмерик на четверике " (восьмигранник, где находились колокола, на четырехграннике). У входа — крыльцо на колонках с " глухой " резьбой, с висячими гирьками, пришедшими из каменного зодчества. К прямоугольной в плане церкви пристроен пятигранный алтарь. Центральная глава имеет " древнерусское " шатровое завершение о луковичной главкой, четыре боковые главки находятся на коньках двускатных крыш. Успенская церковь имеет самое сложное декоративное убранство среди всех деревянных построек на Валааме. Здесь и пилястры по углам здания, и карниз с накладным резным орнаментом, и наличники окон с килевидным завершением, и арочки, колонки и прямоугольные зубцы - " сухарики " на центральной главе и колокольне. Во славу Божию трудились безвестные валаамские мастера. За церковью, среди пихт, два рубленых и обшитых тесом келейных корпуса для братии (здесь жило 8-10 человек). Небольшая пихтовая аллея ведет к Малой Никоновской бухте — самой спокойной на Валааме. Берега ее замечательно красивы. Сюда прибывали тысячи паломников на судах из Петербурга. И здесь, как и в Никольском скиту, установлен поклонный крест.

http://sobory.ru/article/?object=05457

В течение года был подписаны четыре соглашения о социальном партнерстве и сотрудничестве Русской Правослаавной Церкви с государственными структурами. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл посетил с официальными визитами 24 епархии Русской Православной Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Азербайджане. В течение года Предстоятель посещал ставропигиальные монастыри, как в Москве, так и за ее пределами: Троице-Сергиеву лавру (неоднократно), Оптину пустынь , Валаам , Соловки , Стефано-Махрищский монастырь и другие обители. В некоторых поездках были организованы масштабные встречи с общественностью ( Алма-Ата , Екатеринбург , Петрозаводск , Одесса ), с епархиальным духовенством ( Днепропетровск , Тверь , Калининград ) и насельниками монастырей ( Свято-Введенская Оптина пустынь , Спасо-Преображенский Валаамский монастырь , Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь , Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ). Во время этих встреч Святейший Патриарх Кирилл ответил на многочисленные вопросы присутствовавших. В 2010 году Предстоятель Русской Правослаавной Церкви совершил 195 богослужений, из них: В 2010 году Патриарх возглавил 7 епископских и совершил 30 иерейских хиротоний, освятил 22 храма. За прошедший год Предстоятель возглавил заседания семи попечительских советов: благотворительного фонда «Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца» , программы «Александр Невский» , Совета по изданию «Православной энциклопедии» , Попечительского совета Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря и Попечительского совета Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря ; принял участие в заседании Попечительского совета православного монастыря святого Георгия Победоносца в Гётшендорфе (Германия) ; вместе с Президентом РФ участвовал в заседании Попечительского совета Национального благотворительного фонда ; возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага . В декабре 2010 года Святейший Патриарх возглавил первое заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1346602.ht...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Смоленский скит. Карта и ближайшие объекты В 1914-1917гг. на полуострове Бобылек по инициативе Верховного главнокомандующего Русской армией Великого князя Николая Николаевича был построен Смоленский скит с храмом-памятником погибшим в Первую мировую войну солдатам и офицерам (архитектор Великий князь Петр Николаевич, церковь освящена в 1917г.). Единственным насельником скита вплоть до эвакуации монастыря в 1940г. был личный духовник Николая Николаевича иеросхимонах Ефрем (Хробостов), он ежедневно совершал в скитской церкви поминовение погибших. " Валаамские острова " О.А. Яровой, И.А. Смирнова, Сортавала, 2009г. Князь Петр, опираясь на псковские традиции, создал храм-воин, у него это получилось. Смоленский скит расположен на мысу Популинниеми Скитского острова. Скит с церковью Смоленской иконы Божией Матери был последним, построенным на Валааме перед революцией: возвести его предложил в июне 1914 года, перед самым началом Первой Мировой войны, главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич. По его замыслу, 12 схимников этого скита должны были неустанно читать Псалтирь с поминовением воинов, павших за Веру, Царя и Отечество. Смоленский храм был освящен в июне 1917 года и оставался действующим вплоть до закрытия монастыря. В 2007 году церковь Смоленской иконы Божией Матери была восстановлена в первоначальном виде в стиле традиций новгородского и псковского каменного зодчества, ее освятил Патриарх Алексий II. Последний из 13 скитов Валаамского монастыря планировалось освятить в честь Валаамской Заступницы обители. Строительство его шло в годы Первой мировой войны под руководством иеромонаха Георгия (в схиме - Ефрема). Валаамский старец Ефрем был духоником великого князя Николая Николаевича Романова - верховного Главнокомандующего русскими войсками. Скорбя о множестве павших, Николай Николаевич дал обет построить на Валааме храм-памятник и при нём скит, братия которого совершала бы непрестанное поминовение всех русских воинов " на поле брани живот свой положивших " . Проект храма выполнил брат Великого Князя - Пётр Николаевич Романов - талантливый архитектор. За образец он взял древние псковско-новгородские церкви с их строгостью и трогательной простотой. Церковь венчала главка в форме шлема на круглом барабане. В стене алтарной апсиды прорезано окно в виде креста. Место для скита тоже было выбрано самими ктиторами - на южной оконечности о. Скитского.

http://sobory.ru/article/?object=23333

К 800-летию православия в Финляндии на Новом Валааме был воздвигнут каменный, в новгородском стиле, Спасо-Преображенский собор. В 1949 году на Валааме был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984) здесь находился дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. Монастырские здания, представляющие собой уникальный по архитектуре ансамбль, даже формально не состояли под государственной охраной. В 1950е годы был сожжен деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита к середине 1950х годов остались только фундаменты. Церковь, перевезенную на центральную усадьбу, приспособленную под кормокухню и оскверненную, позже также уничтожил пожар. Последняя, Покровская часовня, как и многие другие, сгорела в 1982 году (ныне, как и Владимирская, отстроена заново). В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. В 1979 году природный заказник был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был придан статус памятников (1971, 1985 годов). Конец 80х годов стал первым этапом в восстановлении обители. В 1989 году Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского. С приездом монахов возобновились службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Одновременно начались монастырские реставрационные работы. С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального. Возрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы. В мае 1991 года братия обители обрели великое духовное сокровище – нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Мощи преподобного Антипы Валаамского помещены в раку, которая установлена в нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают по своей вере помощь и исцеления от болезней.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Ууси-Валамо. Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения (старый). Старая церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно не ранее 1945. Адрес: Финляндия, Южное Саво, Ууси-Валамо Координаты: 62.563246, 28.790457 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Здание старой церкви состоит из двух старых амбаров, соединённых вместе. До постройки нового собора вся братия Ново-Валаамского монастыря молилась в этом деревянном храме - с 1940-х по 1970-е гг. Кроме того, храм использовался в качестве трапезной. Сейчас в храме в летнее время служатся молебны, в зимнее время богослужения не проводятся. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией. Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07574

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010