ПАМЯТЬ «Любовь к псалмопению породила монастыри» Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях. По существующему уставу Валаамского монастыря, саму книгу Псалтири никогда не закрывают… ПОЗИЦИЯ Ярые церковники В синодике Валаамского монастыря поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, но сохранились документы и собраны факты только по 8 новомученикам… МИССИЯ Московский Валаам Угол 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского в Москве. Трехэтажный праздничный «ларец» – так окрестили в прессе это здание: необычная для храма архитектура, богатый декор снаружи, резные двери в два человеческих роста. Перешагнув порог, окунаешься в размеренную и упорядоченную жизнь подворья Валаамского мужского монастыря. Марина Ермаченкова ИНТЕРВЬЮ «Если Вы приняли монашеский постриг, никогда об этом не жалейте» Об особенностях чинопочитания на Афоне, важности келейного правила и монахах в миру журнал «МВ» беседует с начальником Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря игуменом Петром (Романовым) ВОСПИТАНИЕ «Сироту пристроить, что храм построить» Еще в далеком 1994 году игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, тогда еще архимандрит Панкратий, благословил создание церковно-приходской школы при Приозерском подворье под руководством начальника подворья иеромонаха Фотия… Светлана Панченко А также: ПРЯМАЯ РЕЧЬ Послушник двухсот игуменов «Меня часто спрашивают журналисты об институте старчества в наших монастырях, не понимая того, что само монашество – великая Божия тайна. И монастырь не семинария – за пять лет никто не берется подготовить монаха…» Епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря ИСКУССТВО «Кто сказал, что ангелы поют во второй октаве?» Когда Праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря завершил свое выступление в Спасо-Преображенском соборе Валаама, слушатели не сдержались: певчим и их регенту монахине Иулиании (Денисовой) устроили овацию. Мы обратились к монахине Иулиании с просьбой рассказать о ее опыте общения с живой традицией, новом поколении христиан и образе современного церковного пения.

http://pravoslavie.ru/105407.html

С 1945 по 1957 год Ново-Валаамский монастырь находился в юрисдикции Русской Православной Церкви, потом обитель была передана Финляндской Православной Церкви, с 1923 года находившейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. К 800-летию Православия в Финляндии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор. В 1984 году в монастыре был выстроен культурный центр, который объединяет монастырскую библиотеку, конференц-зал, центр по реставрации икон и произведений живописи. В 1989 г. рядом с новым храмом было возведено здание Валаамского народного училища. Это единственное в стране православное народное училище. Между главным зданием и находящимся справа от него дома для трудников, проходит дорожка. Спускающаяся к монастырской пристани. В 1897 году на берегу у пристани была освящена часовня во имя Святителя и чудотворца Николая. На другом берегу залива находится братское кладбище, где в 1979 году была построена часовня во имя преподобного Германа Аляскинского.  На монастырском кладбище помимо братии монастыря похоронены также подвижники и подвижницы Коневского, Печенгского и Линтульского монастырей. Летом 2006 г. рядом с кладбищем освящена построенная по образцу находившейся на Валааме часовня во имя Иоанна Крестителя. Основной источник средств для Ново-Валаамского монастыря – туризм. На территории обители построено несколько гостиниц для туристов и паломников, для этого же приспособлены некоторые старые здания монастыря. По статье в «Журнале Московской патриархии» 8 2006г. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией.

http://sobory.ru/article/?object=07791

После разорения 1611 года Валаамский монастырь более ста лет находился в полном запустении. Доклад о восстановлении Валаамского монастыря представил императору Петру I архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх. В 1715 году последовал указ императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721 года). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I. Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность. Захолустная в то время обитель была удостоена, по воле самого Петра, редкого статуса архимандрии. Обитель росла, но в 1754 году ее постигло новое испытание: 3 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса. Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По прошению Синода императрица Елизавета Петровна пожаловала на новые постройки 8000 рублей. В 1756 году завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня. Монастырь обнесли деревянной оградой. С западной стороны ограды располагалось также три часовни: над вратами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. 5 марта 1786 года по повелению государыни императрицы Екатерины II Валаамский монастырь включили в число штатных 3го класса с игуменским настоятельством. В 1789 году была освящена во имя преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, нижняя церковь собора; в 1793 году церковь во имя святителя и чудотворца Николая; в 1794 году Преображенский собор и его придел во имя святых апостолов Петра и Павла, и в 1796 году, по перестройке, храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре учредили епархиальную больницу на пять человек персонала.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Исаакия (Трофимова) и при участии военных священников фин. армии - валаамских иеромонахов Павла (Олмари-Гусева; впосл. архиепископ Карельский и всей Финляндии) и Петра (Йоухки), а также насельников обители монахов Иеракла (Майкевича) и Симфориана (Матвеева) и послушника инженера В. Н. Кудрявцева. По приказу главнокомандующего Оборонительными силами Финляндии фельдмаршала Маннергейма (маршал Финляндии с 1942) в распоряжение мон-ря были переданы грузовые автомобили; помощь при эвакуации также оказывала рота саперов фин. армии ( Клементьев. 2017. С. 213). Монастырское имущество вывозили на грузовиках по проложенной по льду Ладожского оз. дороге, затем везли по железной дороге сначала в Суолахти (ныне в маакунте Кески-Суоми (Центр. Финляндия)) и, уже летом 1940 г.,- в Куопио ( Kohonen. 1982. S. 280). Игум. Харитон писал, что у братии была возможность переселиться в США или др. страны, однако монахи решили остаться в Финляндии, где они «прожили почти всю жизнь и сделались ее гражданами» ( Шевченко. 2012. С. 261-262). 12 марта 1940 г. был подписан мирный договор, по к-рому к СССР отошли Карельский перешеек с г. Выборгом, побережье Ладожского оз. и др. территории, в т. ч. в Финском зал. и в Баренцевом м., на которых находились мужские Валаамский и Коневский в честь Рождества Пресвятой Богородицы и женский Свято-Троицкий Линтульский мон-ри. Большая часть населения этих территорий, в т. ч. 55 тыс. православных, переехали вглубь страны ( Шевченко. 2012. С. 254-255). Церковь Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский). 1940 г. Церковь Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский). 1940 г. 21 сент. 1941 г. Валаамский мон-рь, в к-ром были размещены советские школа юнг и военная база, заняли фин. войска. Валаамские монахи пытались возобновить монашескую жизнь на прежнем месте: 21-28 окт. игум. Харитон и неск. человек братии осматривали мон-рь; в 1942-1944 гг. присланная на о-в Валаам группа монахов совершала регулярные богослужения в храмах обители и вела хозяйственную деятельность.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Наталия 31 августа 2014 Карта и ближайшие объекты Согласно валаамскому преданию, первый из учеников Христовых - Св. Андрей Первозванный, просвящая славянские народы, отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Название " Валаам " переводят с финского как " высокая земля " . Монастырь был основан в Х веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV-XVI в.в. монастырь именовался " великою Лаврою " . В XVIII в. строителем Валаамской обители был определен иеромонах Назарий, старец-подвижник из Саровской обители. Важнейшим делом Назария было строительство каменного пятиглавого Преображенского собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской (1785 г.) и Никольской (1793 г.) церквями по собственному плану. По своей архитектуре и принципам построения Преображенский собор был близок собору Саровской пустыни и Византийских монастырей. Внешнее каре монастырских корпусов с надвратными церквями во имя Святых Апостолов Петра и Павла (1805 г.) и больничной во имя Божией матери " Живоносный Источник " (1814 г.) было построено при приемнике о. Назария - игуменом Иннокентием. В 1887 году происходит закладка нового собора - Преображенского. При его строительстве использовался как старый кирпич из разобранного собора, так и новый, изготовленный на двух валаамских кирпичных заводах. Проект составили епархиальный архитектор Г.И. Карпов и А.Н. Силин. Монастырь неоднократно посещали императорские особы. В память об этом, возможно по проекту А.М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани лестницу была построена " Царская " часовня во имя иконы Божией Матери " Знамение " (1865 г.). Как в закладке Преображенского собора, так и в освящении нижней, во имя преподобных Сергия и Германа (1892 г.) и верхней, во имя Преображения Господня (1896 г.) церквей участвовал Великий Князь Владимир Александрович. В память о его посещениях Валаама у пристани построена часовня во имя Божией матери " Всех Скорбящих радости " (1896 г.). Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, 1 класса, общежительный, на Ладожском озере, на острове Валааме, на вершине довольно высокой утесистой горы. Основан в первой половине XIV века. Основателями монастыря считаются преподобные греческие иноки Сергий и Герман (см. 28 июня). Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.

http://sobory.ru/article/?object=00888

Нижегородская область Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Дивеевский район, Дивеево Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), А.В. Меньшова, С.В. Осышный, С.А. Васильева Год постройки: Между 2012 и 2022 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Дивеевский район, Глухово Архитектор: А.А. Анисимов, И.П. Канаев, А.В. Меньшова, П.В. Сергеев Год постройки: Между 2009 и 2010. Колокольня - 1731 Церковь Ольги равноапостольной в Верхних Печёрах Нижний Новгород, город, Нижегородский район Архитектор: А.А. Анисимов Год постройки: приблизительно не ранее 2014 Церковь Серафима Саровского при Машиностроительном заводе Нижний Новгород, город, Московский район Архитектор: А.А. Анисимов (рук. проекта), А.В. Меньшова Год постройки: Между 2014 и 2018 Церковь Георгия Победоносца в Ляхове Нижний Новгород, город, Приокский район Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), И.С. Земляков, С.С. Кантерин, С.В. Осышный Год постройки: Между 2013 и 2014 Церковь Царственных страстотерпцев Саров, город, Саров Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), С.В. Осышный, С.В. Семёнов Год постройки: Между 2014 и 2018 Приморский край Собор Максима Исповедника Находка, город, Находка Архитектор: А.А. Анисимов (рук. проекта), Е.И. Носкова, С.В. Осышный, С.С. Кантерин, К.В. Матвеева, С.В. Семёнов Год постройки: Между 2016 и 2017 Псковская область Церковь Троицы Живоначальной на подворье Воскресенского Новодевичьего монастыря Себежский район, Жуки Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), Т.И. Ефимова, С.В. Осышный, С.В. Семёнов; А.С. Тиханская (интерьер) Год постройки: Между 2012 и 2015 Республика Карелия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Владимирский скит. Церковь Александра Невского Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: А.А. Анисимов (автор проекта), З.А. Батракова Год постройки: Между 2007 и 2015 Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Владимирский скит. Церковь Владимира равноапостольного Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), Т.И. Ефимова

http://sobory.ru/architect/aaanisimov

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви передал игумении Серафиме (Волошиной) документы из архива святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, а также комплект медалей, выпущенных к 175-летию со дня рождения основателя Иоанновской обители. Днем Святейший Патриарх прибыл в Александро-Невскую Лавру и ознакомился с ходом проведения реставрационных работ, а затем посетил находящуюся там резиденцию санкт-петербургских митрополитов и епархиальное управление Санкт-Петербургской митрополии, где митрополит  Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир рассказал Его Святейшеству о епархиальной работе и организации епархиального управления. В заключение своего визита в Санкт-Петербургскую епархию   Святейший Патриарх Алексий посетил Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, главу Республики Карелия С.Л.Катанандова за оказанное гостеприимство по отношению к Святейшему Патриарху и всем сопровождавшим его лицам. 3. Благодарить Министра Обороны Российской Федерации С.Б.Иванова за участие в программе состоявшегося визита. 4. Возблагодарить Бога за Всещедрую Его помощь в деле возрождения  Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря и благоустроения церковной жизни Санкт-Петербургской епархии. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей  КИРИЛЛ митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202075...

Для возобновления монашеской жизни в обители митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) вызвал из Саровской пустыни известного своей подвижнической жизнью иеромонаха Назария (Кондратьева). Указом Консистории от 7 марта 1782 года отца Назария назначают строителем Валаамского монастыря с возведением в сан игумена. Трудами и попечением игумена Назария обитель Валаамская возродилась из запустения. Игумен Назарий составил план и проект каменных монастырских строений: Спасо-Преображенского собора и корпусов внутреннего каре. План был утвержден митрополитом Гавриилом 10 февраля 1785 года и в течение восьми лет, с помощью благотворителей, все монастырские постройки были возведены. Определенное в нем расположение частей монастырского комплекса сохранилось до сих пор: на восточной стороне возвышался каменный двухэтажный собор, по обеим сторонам которого, над кровлей келейных корпусов, появились главы Успенской и Никольской церквей. Собор возводился вновь пятиглавым, с куполами в форме луковиц. Несмотря на то что колокольня теперь вплотную примыкала к собору, в основных ее формах проявились черты прежнего деревянного здания: средняя часть звонницы представляла собой восьмерик, поставленный на четверике, много общего сохранилось в абрисе кровли – это создавало впечатление строгости и монументальности устремленного ввысь силуэта. Двухэтажный в плане Спасо-Преображенский собор представлял собой вытянутый прямоугольник, разделенный шестью столбами на три нефа, но в нижнем этаже боковые части храма были заняты подсобными помещениями. Таким образом, пространство в нижней церкви имело очертания греческого креста с полукруглой алтарной апсидой на востоке. Нижняя церковь собора, во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, была освящена в 1789 году, верхняя, в честь Преображения Господня, – в 1794-м. Впервые на Валааме появился храм с посвящением в честь основателей монастыря, преподобных Сергия и Германа, церковная служба которым была официально утверждена Святейшим Синодом только в 1819 году. Есть основание считать, что одной из причин этого посвящения стал чудесный случай, произошедший до начала строительства храма с помощником игумена Назария, казначеем отцом Иннокентием. Ему приснился сон: он увидел множество людей, ожидавших прибытия митрополита Гавриила для начала закладки фундамента собора. Преосвященный владыка явился в мантии с архиерейским жезлом в руках. Его сопровождали два светолепных схимника. Приблизившись к месту, где пребывали мощи преподобных Сергия и Германа, они остановились, осенили крестным знамением могилу и все пространство, предназначенное под строение, и стали невидимы. Отец Иннокентий рассказал игумену Назарию о своем видении. Мудрый старец увидел в этом благоволение Валаамских чудотворцев к возобновлению древней обители, а в сновидении познал преемника и деятельного продолжателя своего великого подвига.

http://sobory.ru/article/?object=05454

Строительство он начал практически с нуля: сам заказывал локомобиль и кирпичеделательную машину, сам вводил их в действие. Одновременно он заказал стройматериалы, принял библиотеку, сам составил книжный каталог. С благословения Преосвященного Иннокентия поехал в 1903 г. на Валаам и привез оттуда в помощь себе двух монахов, Гермогена и Елеазара, и еще трех послушников. Предполагалось построить собор с отдельной колокольней, монастырский корпус и ограду. Троих валаамских священноиноков ввели в Строительный комитет по Носовскому монастырю. Таким образом, из Валаамского братства строить Носовский монастырь стали шестеро валаамских иноков, ставших его первыми насельниками. Первой монастырской постройкой был двухэтажный на цокольном основании братский корпус, начатый строительством 8 апреля 1904 и законченный к августу 1908 г. Братский корпус помимо келий второго и первого этажей имел «подвальный этаж, приспособленный для хозяйственных служб (амбар, кладовая, погреб и др.)». На втором этаже была церковь. Чину освящения места закладки храма предшествовал многолюдный крестный ход, попавший под сильный проливной ливень, на который народ совсем не обращал внимание. Строитель иеромонах Константин тоже участвовал в закладке и положил третий камень после Владыки и главы строительной комиссии о. Светозарова. Корпус и домовая однопрестольная братская церковь во имя преподобных Серафима Саровского, Сергия и Германа Валаамских была освящена Преосвященным епископом Иннокентием 26 октября 1907 г. После освящения владыка вспомнил, что прибыл в Тамбовскую епархию как раз, когда родственники А.М. Носова чуть было не отняли у Епархиального ведомства земли, пожертвованные под монастырь. Они затеяли судебную тяжбу из-за того, что епархия долго не начинала строительства. Так как прошло 10 лет спустя вскрытия завещания, они надеялись вернуть имение. Однако Преосвященный Иннокентий, помолившись у мощей Преподобного Серафима, предложил считать срок не от вскрытия завещания, а со времени, когда землю закрепили за Духовным ведомством, что случилось гораздо позднее. И суд, и родственники согласились с этим.

http://sobory.ru/article/?object=55496

Один из пунктов Устава гласит, что Патриарх «представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления». За истекший год я не раз встречался с Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым 2 , Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 3 , с членами Правительства России, мэрами г. Москвы 4 , полномочными представителями Президента в Федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств 5 . На встречах обсуждались насущные вопросы взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и государства. Мною были подписаны 5 соглашений о социальном партнерстве и сотрудничестве Русской Православной Церкви с государственными структурами 6 . Еще один пункт Устава предписывает Патриарху «обращаться с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви». Помимо традиционных Рождественского и Пасхального посланий я также направил епископату, клиру и пастве г. Москвы послания в неделю Крестопоклонную (6 марта) и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Устав наделяет Патриарха правом посещать епархии Русской Православной Церкви. В текущем году с официальными визитами я посетил 24 епархии в России, Украине, Казахстане и Азербайджане 7 . Традиционно в течение года я посещал ставропигиальные монастыри как в Москве, так и находящиеся за пределами столицы: неоднократно бывал в Троице-Сергиевой лавре, посетил Оптину пустынь, Валаам, Соловки, Стефано-Махрищский монастырь и другие обители. В некоторых поездках были организованы масштабные встречи с общественностью городов (Алма-Ата, Екатеринбург, Петрозаводск, Одесса), с духовенством епархий (Днепропетровск, Тверь, Калининград) и насельниками монастырей (Свято-Введенская Оптина пустынь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь). Во время этих встреч я имел возможность ответить на многочисленные вопросы присутствовавших.

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010