Это общество, открытое в 1893 г., в настоящее время представляет собою уже обширный „религиозный союз мариавитов“. По изданному в 1908 г. „Уставу“ этого союза, „мариавиты исповедуют догматы католической церкви, но для осуществления своих стремлений образовали отдельный религиозный союз, который в своем управлении, внутреннем устройстве и деятельности не зависит от римско-католической иерархии“. Признавая и исповедуя „Господа Иисуса Христа, сокрытого в Святых Дарах, жертвою за жизнь мира и существенно животворящим Источником возрождения христианства, погибающего от неверия и пороков“, религиозный союз мариавитов „считает главною своею целью: а) особым образом почитать и во всем мире восстановить почитание Господа Иисуса Христа, подобающее Ему в Святых Дарах, б) молить Господа Иисуса, пребывающего в Святых Дарах, о снесении человечества, в) распространяя почитание Святых Даров, способствовать среди христиан нравственному их возрождению и восстановлению христианской ревности первых веков, и г) исповедывать, что для достижения этих целей необходима помощь Пресвятой Богородицы, в силу чего весь союз мариавитов состоит под покровом Пресвятой Девы, почитая Ее под названием: Непрестанной помощи». Относительно богослужения в „Уставе религиозного союза мариавитов“ говорится, что их союз „сохраняет литургию западной католической церкви“, что „служебник и часослов мариавиты преобразуют соответственно требованию почитания Святых Даров“, что „мариавиты будут совершать литургию, все богослужения и требы на народном языке“, что они „сохраняют все праздники католической церкви и, кроме того, учреждают праздники Пресвятой Богородице 2 авг. по новому стилю – в память основания союза, и 4 окт. но новому стилю – праздник св. Франциска Ассизского, как своего патрона“. Особенным почитанием пользуется образ, именуемый „Непрестанная помощь“, каковой образ, надо заметить, – восточного письма, с греческими письменами (М. Р. . У. I. С. X. С.), пренебрегаемый ярыми римско-католиками. Согласно установленному означенным „Уставом церковному строю, каждая отдельная община мариавитов, или приход, управляется настоятелем (пробстом) и его помощниками – викарием и диаконом; приходы объединены в округ, управляемый кустошем (хранителем) и его помощником – викарием, а округа составляют провинцию, или епархию, во главе которой стоит провинциальный министр с его помощником – провинциальным викарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Как мне стало известно из беседы с архиепископом Сергием Лариным, которую я имел с ним в Ярославле 25-го марта 1966 года, он купил у Анны Павловны Завьяловой, вдовы покойного, этот труд, которым он хотел воспользоваться в своей магистрской диссертации. Однако вскоре после этого разговора архиепископ Сергий умер (в сентябре 1967 года) и местонахождение этого труда мне неизвестно. И еще следует упомянуть о трудах великого религиозного реформатора епископа Антонина Грановского. Епископ Антонин Грановский, скончавшийся 14-го января 1927 года, к концу жизни, как известно, остался в одиночестве. Он в одинаковой мере разошелся и с официальной православной церковью, возглавляемой патриархом Тихоном, и с обновленческой иерархией. Он возглавлял Союз Церковного Возрождения, который находился в московском Заиконно-Спасском монастыре, и имел в своей юрисдикции еще несколько приходов в провинции. После епископа Антонина оставалось два его труда: «Труды Первого Всероссийского Съезда или Собора Союза Церковного Возрождения” (Торопец. 1925 год) «Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий митрополитом Антонином» (Москва. 1923 год) Тираж 5 тысяч экземпляров. Перепечатана в книге Анатолия Левитина и Вадима Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты». Кунстнахт. 1972 год. Том 3. стр. 309–334. Оба эти труда представляют большой исторический интерес. На похоронах Антонина его сторонник протоиерей Смирнов говорил, что непосредственное наследие Антонина – Союз Церковного Возрождения умер вместе с ним. Он оказался прав. Союз Церковного Возрождения распался через несколько месяцев. Однако идеи Антонина живут и воскреснут в масштабах Вселенской Церкви. Достаточно сказать, что реформы Папы Uoahha XXIII и Павла VI во всех отношениях перекликаются с реформами Антонина. Тут и литургия современной католической церкви, которая буквально повторяет антониновскую. Тут и демократизация духовенства, – в то же время без обновленческой вульгаризации – двоебрачия, женатости епископов, отвержение монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

В виду того, что эти три течения выявились лишь в последнее время в связи с вопросами о монашестве и о форме церковного управления, то точно указать лиц, возглавляющих эти течения, пока не представляется возможности, так как таковые еще хорошо не выявились. В дальнейшем, несомненно, эти течения выявятся ярче и определеннее» . Сразу же после окончания съезда Тучков начинает оформлять выявленные им течения в особые обновленческие группы. Антонин получил возможность создать собственную группу «Союз церковного возрождения» (СЦВ), о ее создании он объявил 20 августа . 24 августа на собрании в присутствии 78 представителей духовенства и 400 мирян был избран центральный комитет СЦВ. «Возрожденцы» делали ставку на мирян. В Положении СЦВ так определялась его задача: «Союз отвергает кастовое крепостничество и кастовое утверждение интересов “белого попа”. Союз стремится к улучшению церковных порядков по девизу: все для народа и ничего для сословия, все для Церкви и ничего для касты» . Сам Антонин утверждал, что создал свою группу «как противовес “Живой церкви” с тем, чтобы зашибить эту разбойничью банду Красницкого, вынырнувшего из бездны» . В начале сентября Антонину удалось ввести в состав ВЦУ трех членов своей группы. Он рассылал письма архиереям с просьбой оказать ему помощь и «организовать отцов в “Возрождение”» . Для левых радикалов был создан «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), программа которого носила откровенно антиканонический характер и включала требования «обновления религиозной морали», введения женатого епископата, закрытие «выродившихся» монастырей, воплощение идей «христианского социализма», участие на равных правах клириков и мирян в управлении делами общин. Первоначально союз возглавил протоиерей Вдовин и мирянин А.И. Новиков, бывший до этого ревностным «живоцерковником». Эта группа объявила о необходимости пересмотра канонического и догматического утроения Церкви. «Тихоновщине» эта группа объявила самую решительную борьбу . Тучков докладывал своему руководству, что эти группы, как и «Живая церковь», были созданы его усилиями: «Были организованы новые обновленческие группы: “Древлеапостольская церковь” и “Союз церковного возрождения”… Все вышеназванные группы были созданы исключительно 6-м от[деле]нием СО ОГПУ через осведомительный аппарат…» .

http://pravoslavie.ru/33329.html

Исторически все политические активисты, ныне позиционирующие себя как православные, происходят из более или менее единого национал-патриотического движения времен перестройки и начала 1990-х. Поэтому в первую очередь все они - русские националисты в том или ином смысле этого слова. С другой стороны, подавляющее большинство русских националистов, по понятным причинам, - православные, хотя есть, конечно, и неоязычники, и люди религиозно почти или совсем индифферентные. Но для основных националистических организаций 1990-х православие было скорее элементом национальной идентичности, чем самостоятельной и тем более основной ценностью. Национальное при этом понималось, конечно, в диапазоне от сугубо расистской интерпретации (примеры: Русский национальный союз (ныне не существующий) Константина Касимовского, в меньшей степени - Русское национальное единство Александра Баркашова, позже распавшееся и ныне переживающее возрождение по частям) до национал-имперской (примеры: Российский общенародный союз Сергея Бабурина и в значительной степени КПРФ Геннадия Зюганова). Я же более интересуюсь теми, для кого православная самоидентификация не только выше национальной, но и является в той или иной степени основанием для последней. Такие группы весьма разнообразны. Они могут быть достаточно радикальными в политическом смысле, то есть резко оппозиционными власти (при Ельцине, конечно, больше, чем при Путине, но и при Путине тоже) и церковному руководству, - это Союз православных братств в его нынешнем виде, группировки, сконцентрировавшие свою активность на борьбе с ИНН и электронными кодами, самые старые православные националисты (“Память” ныне покойного Дмитрия Васильева, “Черная сотня” Александра Штильмарка), газета “Русь Православная” Константина Душенова и другие. Они могут быть вполне лояльными и в политическом, и во внутрицерковном смысле слова - это сформировавшийся вокруг московского Сретенского монастыря (настоятель которого, архимандрит Тихон (Шевкунов), то и дело оказывается рядом с президентом Путиным) круг изданий (но, отметим, не организаций) - “Русский дом” (журнал и телепередача, замененная в эфире осенью 2003 года на “Русский взгляд”), сайт “Православие.Ру”, журнал “Благодатный огонь” и так далее. И наконец, они могут быть умеренно оппозиционными, причем умеренность эта тоже варьируется. Чтобы не перечислять все многообразие таких групп, укажем сразу на их основную коалицию - Союз православных граждан (СПГ) и тесно с ним связанное братство “Радонеж” с его газетой и радиостанцией. Хотя есть, конечно, и не входящие в СПГ и такие по-разному известные группы, как, например, сайт “Русская линия” Сергея Григорьева и Анатолия Степанова или Комитет “За нравственное возрождение отечества” протоиерея Александра Шаргунова. Умеренная оппозиционность подразумевает, что эти группы не отказывают в доверии ни светской, ни церковной власти, как они есть, но критикуют их за недостаточное соответствие идеалам.

http://religare.ru/2_7926.html

b. Не всегда угрозами и насилием, а часто подкупом при посредстве камилавок, митр и других побрякушек на которые так падко наше безыдейное в своем большинстве духовенство - прим. М.А. Новоселова. c. Я подчеркиваю слово " богодейственный " , чтобы вы не подумали, что я употребляю слово символ в современном, общеинтеллигентском и семинарском условном значении, в каковом прилагаю его, между прочим, и к таинствам. Нет, слово " символ " понимается здесь в смысле безусловном, в каком употребляли этот термин знаменитейшие церковные писатели и святые отцы, как например, Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник и др. Принимая его в безусловном, онтологическом значении, они и именовали таинства символами - прим. М.А. Новоселова. Комментарии 1. " Живая Церковь " - одна из групп так называемых " обновленцев " - течения, возникшего в. русской православной церкви после революции 1917 г.; другие обновленческие группы: " Союз церковного возрождения " , " Союз общин древлеапостольской церкви " , " Свободная трудовая церковь " , " Союз религиозно-трудовых общин " . Объединяясь в главном (в признании тождества христианских и социалистических идеалов), указанные группы расходились по второстепенным вопросам (о второбрачии духовенства, женатом епископате, упразднении монашества и др.). 2. Пс.25:5 (церк-слав.). 3. Угодничество по отношению к властям, демагогия и политиканство, нечистоплотность в личной жизни, поведение на процессе митр. Вениамина Казанского главы живоцерковников Красницкого: его клеветнические показания во многом способствовали вынесению смертных приговоров владыке Вениамину и его друзьям. 4. Явившись 12 мая 1922 г. к Патриарху Тихону, группа обновленцев (Введенский, Красницкий и др.) потребовала от него самоустраниться от власти впредь до созыва собора, указывая на расстройство церковных дел, вызванное борьбой Патриарха против изъятия церковных ценностей. Ожидавший ареста (он последовал через неделю после этого визита) св. Тихон подписал резолюцию о передаче власти ярославскому митрополиту Агафангелу, а до его приезда в Москву - о передаче патриаршей канцелярии в ведение этой " инициативной " группы. Но после этого и Патриарх, и Агафангел были арестованы, и Высшее Церковное Управление оказалось в руках обновленцев, которые стали утверждать, что святитель сам отказался от власти. Впоследствии, выйдя из заключения, Патриарх Тихон писал в своем послании к Церкви (от 2/15 июля 1923): " Торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетельствуем, что перечисленные лица овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами Нашей Церкви законных полномочий " (цит. по книге: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. Париж, 1977. С.342).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

§2. Устранение обрядов, являющихся пережитком языческого миросозерцания. §3. Борьба с суевериями, религиозными предрассудками и приметами, выросшими на почве народного невежества и монашеской эксплуатации религиозного чувства доверчивых масс. §4. Приближение богослужения к народному пониманию, упрощение богослужебного чина, реформа богослужебного устава применительно к требованиям местных и современных условий. §5. Исключение из богослужений выражений и идей, противных духу всепрощающей Христовой любви. §6. Широкое вовлечение мирян в богослужение, до церковного учительства включительно... («Живая Церковь». 1922. 10). В дальнейшем требования этой реформы были детализированы. Так, в тезисах предстоящих реформ Православной Церкви было особо выделено требование: «§37а. Вполне допустимо богослужение на русском и других национальных языках» («Жизнь и религия». 1923. 5). Богослужение на русском языке практиковал в петроградской Захариевской церкви и ближайший сподвижник А. Введенского церковный бунтарь священник Евгений Белков, основавший т.н. «Союз религиозно-трудовых общин»: «В области чисто культовой Союз не производит никаких реформ, за исключением введения русского языка», – говорилось в декларации этого антицерковного Союза. Почти аналогичный характер церковных реформ, особенно в сфере богослужения, носили программы и других обновленческих движений, отколовшихся от «Живой церкви». Союз «Церковное возрождение» епископа Антонина (Грановского) ставил во главу угла именно литургические преобразования, дабы культ был: «От мелочей и от слова до слова понятен каждому верующему и доступен» («Обновление церкви». 1923. 3–4). «Мы, если можно так выразиться, пионеры-новообрядцы, – заявлял в 1924 г. душевно поврежденный расколоучитель-реформатор Антонин. – Вот эти новые формы нашего ритуала, наши новшества Тихону (Святейшему Патриарху. – Н.К.) завидны, а потому ненавистны и неприемлемы... Мы, к примеру, молимся на родном живом языке... Но Тихон, по своей поповской профессиональной узости и корыстному крепостничеству, это запрещает и пресекает... и нам нет никаких резонов потакать его преступному ожесточению против нашего русского языка... Тихон наш душегуб, как представитель, покровитель закостенелого, отупевшего, омеханизировавшегося, выдохшегося поповства... Во имя мира и для единения в духе любви не мы должны, а он должен благословить одинаково и славянский, и русский. Тихон не прав, сто раз не прав, преследуя наш обряд и называя нас сумасшедшими» .

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/bogosl...

В нулевые годы была даже целая серия выступлений влиятельного профессора одной Духовной Академии, рассчитанных уже на широкую аудиторию, выступлений, нацеленных на прямую дискредитацию книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Те выступления в ответ вызвали ряд весьма Богословски убедительных критических разборов Архимандрита Рафаила (Карелина), Отца Георгия Павл овича и некоторых других. Смею предположить, что неназванный профессор до обращения в нулевые к широкой публике, задолго до того — на протяжении девяностых — с подобной темой обращался в лекциях к будущим Священникам . Откуда такие категоричные противники ИИСУСОВОЙ Молитвы у мipяh вдруг в достаточно большом количестве появились среди Духовенства к середине девяностых?! Вместе с критикой «Откровенных рассказов странника» критика перешла и на свидетельство о недопустимости ИИСУСОВОЙ Молитвы вне стен монастыря: с парохода современности были сброшены не только «Откровенные рассказы», но и трапы к островам спасения, к островам Исихазма и для белого Духовенства, и для мipяh. Ведь тот Священник, который считает ИИСУСОВУ Молитву прямым путем к «прелести» для его паствы, и сам не станет в ней подвизаться. В сухом остатке остается именно такая категоричная позиция: как бы чего не вышло. И нынешние новообращенные за минувшие четверть века, если не имеют навыка паломничества по монастырям и чтения Святых Отцов об идеалах непрестанной молитвы, могут даже не догадываться о существовании духовной практики хотя бы достаточно длительного чтения ИИСУСОВОЙ Молитвы в пути и на досуге. 9. Секуляризация православно-патриотического движения Вспоминая выше случаи общинных искушений в приходах восстанавливаемых храмов в начале девяностых, можно сказать, что ещё более острыми конфликтами были чреваты православно-патриотические общественные движения на протяжении всех девяностых. Особенно такие коллизии сотрясали самодеятельные движения, которые раздирали многократные расколы и дробления. Духи разделения почти безраздельно «царили» тогда над Русским Народом. Достаточно вспомнить общество «Память», штаб-квартира которого располагалась в двух шагах отсюда на Садовом Кольце . К середине девяностых можно было насчитать шесть или семь группировок, на которые раскололась «Память» в Москве и в разных своих подразделениях по России. Некоторые из них отказались и от имени «Память», возникли РНЕ, «Черная Сотня» и другие. Раскалывался Союз Православных Братств, Всемирный Русский Собор, Союз Хоругвеносцев, уже в середине нулевых на несколько течений распался возрожденный В.М.Клыковым Союз Русского Народа. Из-за таких дробных процессов наиболее статусному церковно-общественному объединению по юридическим причинам пришлось изменить название на Всемирный Русский Народный Собор.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/08/...

Этот съезд был началом крушения «Живой Церкви». На нем исчезли последние надежды на благодетельность реформ - попирались каноны, разрушалось основание Церкви. Было ясно, что православные отвернутся от таких реформ. Это не могло не вызвать острых противоречий внутри самого движения. Обновленчество дало трещину. Таким образом, часть не принявших обновленчество епископов перешла на автономное управление. Началась внутренняя борьба. Оскорбленный на соборе митрополит Антонин 6 сентября 1922 г. в Сретенском монастыре так выразился о белом обновленческом духовенстве: «Попы закрывают монастыри, сами садятся на жирные места; пусть знают попы, что пропадут монахи - пропадут и В другом разговоре он заявил следующее: «Ко времени собора 1923 г. не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой. Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных Стало ясно, что обновленцы пережили пик своего стремительного взлета - теперь началось медленное, но необратимое их разложение. Первым шагом к этому стал раскол внутри самого движения, съедаемого противоречиями. Разделение обновленческого движения Процесс разделения обновленчества начался в 20-х числах августа 1922 г. после окончания первого Всероссийского съезда белого духовенства. 24 августа на учредительном собрании в Москве была создана новая группа - «Союз церковного возрождения» (СЦВ), возглавляемая председателем ВЦУ митрополитом Антонином (Грановским). К нему присоединяется Рязанский комитет группы «Живая Церковь», большая часть Калужской группы, епархиальные комитеты живоцерковников Тамбовский, Пензенский, Костромской и других областей. За первые две недели перешли 12 Всероссийский «Союз церковного возрождения» выработал свою программу. Она заключалась в преодолении разрыва между обновленческим духовенством и верующим народом, без поддержки которого реформаторское движение обречено на провал. СЦВ требовал лишь богослужебной реформы, оставляя нетронутыми догматические и канонические основы Церкви. В отличие от «Живой Церкви» СЦВ не требовал упразднения монашества и допускал поставление в епископы как монахов, так и белого духовенства, но не женатого. Второбрачие клириков не допускалось.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/18/ob...

13 мая он подписал воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России», призывавшее к осуждению иерархов, «виновных в организации противодействия государственной власти». 17 мая вместе с др. представителями обновленческого духовенства направил ходатайство во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих (см. Московский процесс 1922 г. ). 12-13 мая послал во ВЦИК единоличное ходатайство о смягчении приговора, в к-ром, соглашаясь с обвинением, призывал власть к милосердию. 12, 16 и 18 мая в составе делегации обновленцев посещал находившегося под домашним арестом свт. Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. С 18 мая по авг. 1922 г. Б. являлся членом и управляющим делами обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). 28 мая вместе с др. руководителями раскола был отлучен от Церкви сщмч. Вениамином (Казанским) , митр. Петроградским, в июне временно управлявший епархией Ямбургский еп. Алексий (Симанский ; впосл. Патриарх) восстановил общение отлученных с Церковью. 28 июня обновленческим ВЦУ Б. был возведен в сан протоиерея с возложением палицы, 25 июля награжден митрой. В июне-авг. 1922 г. являлся членом ЦК группы «Живая церковь» , редактором одноименного журнала. Из-за конфликтов с руководителем «Живой церкви» Владимиром Красницким в авг. 1922 г. Б. был исключен из ВЦУ и вошел в обновленческое Петроградское епархиальное управление (ПЕУ), в сент.-окт. 1922 г. состоял членом президиума группы «Союз церковного возрождения» . Не удовлетворенный существующими обновленческими орг-циями, Б. в дек. 1922 г. создал и возглавил «Союз религиозно-трудовых общин», состоявший преимущественно из прихожан Захарие-Елисаветинской ц. «Союз» ставил целью «воспитание в своих чадах жажды и любви к соборной (коммунальной) жизни и ко всякого рода трудам», к-рые почитались общинниками равноценными молитве; программа «Союза» была основана на «Записках о христианском жизнестроительстве» прот. И. Егорова. Устав общины, проповеди, расписание богослужений и др.

http://pravenc.ru/text/77906.html

О возрожденцах М. Горев писал: «В своё время Лютер не побоялся выкинуть из церкви мощи, чудотворные иконы и т. д., – наши русские лютеры церковного обновления устремились к “единой церковной кассе”, усевшись между двумя стульями. Группа “Союза Церковного Возрождения” требует сокращения числа таинств до двух (крещения и причащения), крещение должно совершаться только над людьми, достигшими совершеннолетнего возраста. Группа говорит о пересмотре всей вообще вероучительной стороны. Она заявляет, что нелепо представление Бога в виде грозного старика, сидящего на огненном престоле, что дико говорить о том, что грешники обязаны лизать в адском огне горячие сковороды. Группа требует пересмотра списка святых и сокращения их числа» 532 . Горев со свойственным ему цинизмом и издевательствами над учением святой Церкви клеветал даже на возрожденцев. Никаких таких нелепых девизов возрожденцы не выставляли. Это была группа, выступившая против самоуправства и узости живоцерковников, но сама ударившаяся в крайности, граничащие с еретическими заблуждениями, но не до такой степени, чтобы окончательно впасть в ересь. Из устава «Союза Церковного Возрождения» видно, в чем его сущность и основные тезисы. УСТАВ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА ЦЕРКОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ § 1. Союз Церковного Возрождения является собиранием творческой потенции и организации бесклассовых народных сил для улучшения и усиления жизненного значения и действия православного обряда (культа). Он желает зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией, оживить, освежить и культурно оздоровить верующую среду. Задача СЦВ – определенно реформистская. § 2. Главная задача СЦВ – борьба с духовной буржуазностью, с утончённым кулачеством, со жречеством, как своекорыстным приспособлением культа к интересам сословия жрецов (попов) для легчайшего кормления на счёт убаюкивания легковерия и невежества народа. § 3. СЦВ есть проводник реальных реформ по очищению культа от всего того, что накопилось в нём под влиянием внешней политической эксплуатации Церкви и внутренних – жреческой лености и своекорыстия, а равно темноты и косности масс.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010