С.Г. Петров Указатель имен А дибеков Г.М. Акишин М.О. Алексашина М.Е. Алексеев В.А Альбинский И., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Альский А.О., заместитель наркома финансов А.Н. – см. Назаретян А.М. Андрей (Ухтомский А.А.), архиепископ Томский Анемподист (Телегин) – см. Макарий (Телегин М.Н.) Аникеев В. В. Антоний – см. Антонин (Грановский А.А.) Антоний (Храповицкий А.П.), митрополит Киевский и Галицкий, председатель ВЦУ за границей Антонин (Грановский А.А.), епископ, лидер обновленческой группы «Союз церковного возрождения» Анцелович Н.М., представитель ВЦСПС в АРК при ЦК РКП(б) Арсений (Стадницкий А.Г.), митрополит Новгородский и Старорусский Артеменко Е., секретарь заместителя председателя СНК РСФСР и СССР Ахапкин Ю.А. Б аделин В.И. Бажанов Б., помощник генерального секретаря ЦК РКП(б) Базилевич Г.Д., заместитель особоуполномоченного СНК по учету и сосредоточению ценностей Бакунина Е.Н., врач Бакунины, владельцы московской больницы (лечебницы) Бардунова – см. Баркунова Е.М. Баркунова Е.М., студентка, осужденная по московскому процессу Башкарев А.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкарев В.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкиров А.А. – см. Башкарев А.А. Башкиров В.А. – см. Башкарев В.А. Бек М., председатель Московского ревтрибунала Белавин, Беллавин В.И. – см.Тихон (Беллавин В.И.) Белков (Толшемский) Е.Х., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз религиозно-трудовых общин» Белобородов А.Г., член ЦК РКП(б), заместитель наркома внутренних дел Белявин – см. Тихон (Беллавин В.И.) Бердяев Н.А. , религиозный философ Бобаль – см. Боболь Андрей Боболь Андрей, иезуит, католический святой XVII в. Богоявленский Л .К., протоиерей, осужденный по петроградскому процессу Борисов И., священник, обновленец Боярский А.И., протоиерей Петроградской епархии, член обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Бранденбургский Н.Я., заместитель наркома юстиции

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > С 25 по 30 июня пройдет крестный ход «Единая - вера - единая история - единый народ» 12.06.2014 1381 По ежегодной традиции Общественное движение «За веру православную», Ветеранское движение «Союз России, Украины и Белоруссии» (СРУБ), ВОО «Сообщество многодетных и приемных семей России «Много деток-хорошо!», МОО «Союз православных женщин» при организационной поддержке Фонда содействия возрождению православных духовно-нравственных ценностей и традиций имени Святого Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского проводят Крестный ход «Единая - вера - единая история - единый народ», сообщили РНЛ организаторы. Цель и задача Крестного хода: Молитвы об укреплении России - самого крупного православного государства, о заступничестве Божием за все православные народы, о противодействии церковному расколу и прекращении агрессии против единого Русского мира. Крестный ход пройдет с 25 по 30 июня 2014 года. Мероприятие начнется с Новоспасского монастыря г. Москвы молебном страстотерпцу Царю Николаю о даровании благоденствия Отечеству Российскому, властям и воинству его, а также об укреплении дружбы между союзными государствами России, Украины и Беларуси. 26 июня планируются мероприятия в мемориальном Храмовом комплексе в Прохоровке (Белгородская область), в котором будет совершена панихида о воинах, голову за Отечество сложивших в боях на фронтах всех войн, молебен о единении и укреплении славянских народов и устранении распрей между ними, и крестный ход по территории комплекса к «Колоколу единения» трёх братских народов Белоруси, России и Украины. После завершения молебна и крестного хода, планируется проведение конференции «Единая вера - единая история - единый народ» (вопросы противодействия церковному расколу, общие духовные, культурные скрепы и проблематика единого Русского народа - великороссов, малороссов и белороссов). Далее (27-28 июня) участники крестного хода планируют посетить Николо-Угрешский монастырь (г.Дзержинский, Московская область), где пройдут литургия, крестный ход и круглый стол.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/12/s_...

ЦВ 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г. «Обновленческий» раскол и литургические реформы В церковных дискуссиях последних лет нередко можно услышать утверждения, что обновленческий раскол, организованный большевиками, ставил своей целью провести коренные реформы в православном богослужении и, в частности, отказаться от использования церковнославянского языка. Соответствуют ли эти утверждения исторической правде? Насколько уместно в связи с этим использовать термины «обновленчество» и «неообновленчество» применительно к вопросам литургических реформ? В мае 1922 года группа «прогрессивного» духовенства образовала так называемое Высшее церковное управление, пришедшее к власти в результате церковного переворота, учиненного большевиками. Первой и главной группировкой в расколе стала «Живая церковь». Ее учредительный съезд состоялся 29 мая 1922 года. В заявленной программе предлагалось провести широкий круг реформ и по возможности возродить в Церкви чистоту Апостольского века. В богослужебных вопросах «Живая церковь» предлагала пересмотреть церковную литургику с целью устранения из нее тех наслоений, которые были внесены пережитым периодом «союза Церкви и государства», и «создать условия для свободы пастырского творчества в области богослужения, но без изменения чинопоследований Таинств». Некоторые частные инициативы членов группы нашли отражение на страницах одноименного журнала группы. Так, например, с призывом к пересмотру богослужения выступал протоиерей А.И. Введенский, видевший смысл литургической реформы в возвышении значения Таинства Евхаристии, а именно, во введении более частого причащения мирян. В журнале высказывались мнения о необходимости служения с открытыми Царскими вратами, о русификации богослужебных текстов, чтении вслух тайных молитв на Литургии и т.д. В августе 1922 года состоялся Всероссийский съезд «Живой церкви», на котором предлагалось ввести второбрачие духовенства, женатый епископат и осудить контрреволюционную политику патриарха Тихона. При этом богослужебные вопросы прямо не рассматривалось. Августовский съезд фактически расколол ряды «прогрессивного» духовенства, и очень скоро в среде «обновленцев» возникли еще две группы — «Союз церковного возрождения» (СЦВ) во главе с епископом Антонином (Грановским) и «Союз общин Древле-Апостольской Церкви» (СОДАЦ) во главе с группой священников, важное место среди которых занимали протоиереи А.Введенский и А.Боярский.

http://e-vestnik.ru/history/obnovlenches...

Наказал ли Бог Россию в 20 веке, или сохранил? Что значит православие для России? Совместный проект телеканала « Союз » и портала « Правмир ». Новая беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным) , вышедшая на телеканале «Союз», посвящена вере в России. Добрый день, уважаемые телезрители! Мы продолжаем цикл бесед со схиархимандритом Илием — известным духовником нашего времени, священником, к которому за наставлением, советом, а иногда и просто утешением приезжают люди из разных уголков России. Среди множества вопросов, с которыми люди приходят в церковь, есть один, который до сих пор, ещё с апостольских времён продолжает волновать, заставляет задуматься…. Это вопрос о том, что такое вера. — Батюшка, я думаю, и вам не однажды задавали этот вопрос. Что есть вера? Что значит православие для России? Народ в России жил той настоящей духовной жизнью, которую он утратил в недавнем прошлом. Конечно, были люди, которые сохраняли живую и крепкую веру, жили церковно, и Господь хранил их. Но больше мне кажется, что за непосильные порой страдания и труды, Господь даровал нам милость свою и сохранял наше Отечество,  хотя, конечно, нам всем небезызвестно, что наказание Божье постигло нас за поругание святынь и отступление от веры. Русский народ претерпел огромные бедствия в Отечественной войне , да и после войны, и закрытие церквей… Все это было страшным временем для нашего отечества, которое лишь в отношении веры немного поднимается, но несёт громадные трудности и скорбь людям, которые хотели бы жить благочестиво и хотели бы иметь настоящую духовную жизнь. Они, как верующий народ, видят и понимают, что ни в чем другом не воспрянет наше отечество. Только нашим духовно-нравственным нашим возрождением, укреплением веры, и возрастанием с тем, что было хотя бы в древней России. — И, все-таки, отступление от веры произошло. Православные святыни были отданы на поругание, многие храмы были разрушены или закрыты. Революциями и геноцидом Россия была отброшена, мало сказать, на полтора столетия, а то и больше. Поэтому, конечно, Россия будет подниматься и возрождаться любовью к труду, верой и благочестием в нашем многонациональном народе. И будет то, что хотелось бы — навстречу к красоте, к духовности, к нравственности. Поэтому для нас сейчас, как никогда важно,  чтобы голос был совести, голос веры, требования нашей души, которая всегда стремится к тому, чтобы быть в мире и радости.

http://pravmir.ru/starec-iliy-o-vere-v-r...

12. «Каролингское Возрождение» К Оглавлению Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них. Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для клириков и монахов, а также капитулярий (802 г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ являлось воспитание образованных клириков и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Аахене Карл I собрал самых выдающихся людей своего времени. При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф (вестгот из Испании), но самым блистательным был молодой Эйнгардт, который позднее напишет биографию Карла I «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей». Римские первосвященники, папство, по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать Римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными. При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Аахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441058/

Возрожден храм воинской славы 12 мая 2015 г. 18:07 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 9 мая 2015 года. Дорогие братья, сестры, друзья, Христос Воскресе! Вновь поздравляю вас с продолжающимися пасхальными днями и особенно с отмечаемым ныне 70-летием Победы нашего народа, с датой окончания Великой Отечественной войны. Сегодня будет проходить парад на Красной площади, сегодня ветераны получат поздравления в самых разных городах и весях не только Российской Федерации и не только стран исторической Руси, но и стран всего мира. Состоится массовое шествие в центре Москвы — от Белорусского вокзала, откуда уходили на фронт многие и многие тысячи людей, до Красной площади. А вчера совершилось освящение последнего храма, который был разрушен в Москве — храма Преображения Господня на одноименной Преображенской площади. Это храм воинской славы, который не случайно связывается с самыми судьбоносными периодами истории нашего Отечества, в том числе с появлением при императоре Петре I регулярной русской армии. Это храм, в котором служил пламенный проповедник Слова Божия митрополит Николай (Ярушевич). Это храм, который и разрушен был, возможно, именно потому, что в нем служил любимый всей церковной Москвой и многими во всей Русской Церкви архипастырь. Святейший Патриарх совершил освящение этого воссозданного храма в присутствии воинства, представителей высшего государственного руководства и большого числа молящихся, в том числе тех, кто в течение многих десятилетий собирал подписи под прошениями, отправляемыми священноначалию Церкви и властям, о восстановлении этого храма. Я как «абориген» север-востока Москвы прекрасно помню Преображенскую площадь в 70-е и 80-е годы. Это место всегда поражало своей непередаваемой духовной пустынностью. Площадь, отмеченная в истории тем, что в ее районе начиналась воинская слава петровской армии, известная тем, что рядом находится старообрядческое кладбище, также ставшее одним из значимых мест христианского наследия города, — представляла собой обычную транспортную развязку. На ней не было ничего, что свидетельствовало бы о ее богатой истории. Самым примечательным зданием оставался в течение нескольких десятилетий Институт дальней радиосвязи — уважаемое учреждение, в котором совершались и совершаются многие труды, важные для нашего государства и для нашего воинства. Но на этом здании в советское время не было вывески, так как институт был сугубо секретным. И больше ничего значимого на площади не было — были только выходы из метро, довольно неказистые по виду.

http://patriarchia.ru/db/text/4077330.ht...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Соловецкая святыня. Итоги и уроки общественной деятельности по ее защите Случилось так, что мне выпало счастье с 2001 года участвовать в общественном движении по защите Соловецкой святыни. Речь не только о защите возрожденного два десятилетия назад Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, хотя, конечно, и монастырю нужны защита и попечение. Соловецкая святыня, утвердившаяся на далекой северной земле монашеским подвигом, много больше самого монастыря. Это целый мир — мир иной, где и молитва иноков, и творения церковного искусства, и преображенная руками человека природа, и память о мучениках и исповедниках недавно минувшего века, и обращенность русского сердца к этому святому месту, — все раскрывает душе и уму образ мироздания, устроенного по Божию замыслу. Это заповеданное нам свидетельство о подлинной России. Читатели «Церковного вестника» не раз имели возможность узнать о соловецких скорбях , и все же кратко повторю, от кого и от чего надо было защищать святыню. Охранители против коммерсантов К 2000 году вокруг Соловков сложился эффективный союз федеральных и региональных чиновников, бизнесменов, зарубежных фондов. Их цель — коммерциализация нашей святыни, превращение ее в модный международный курорт. Соловецкой обители при таком подходе было отведено место одного из привлекательных экспонатов, экзотического товара на европейском рынке развлечений. Проводником этого подхода на Соловках стало руководство Соловецкого государственного музея-заповедника. Для церковного сознания подобная перспектива была возмутительна и абсолютно неприемлема. Духовное сродство устроителей Соловецкого лагеря особого назначения и нынешних апологетов «развития Соловков» было и остается для нас очевидным. На этом чувстве сложился первоначально узкий, но сплоченный круг православных ревнителей Соловецкой святыни. Первым нашим общим делом стало раскрытие намерений тех, кто разворачивал на Соловках свой большой проект. За оптимистичными формулировками планов и программ, подготовленных известными специалистами на деньги зарубежных фондов, надо было увидеть последствия — плененный монастырь, деградирующую природу, культ потребления и наживы на костях молитвенников и лагерных мучеников.

http://e-vestnik.ru/society/solovetskaya...

поиск:   разделы   рассылка ХХ век. Трагедия Церкви? Источник:  Православие и мир Книги по истории ХХ века протоиерея Георгия Митрофанова всегда порождают многодневные острые дискуссии. В прошлый раз спор развернулся о Власове. Новая аккуратно отредактированная книга " Русская Православная Церковь на историческом перепутье XX века " появилась в новостных лентах после того как о.Георгий сказал на презентации: " Меня совершенно не интересует судьба той страны, которая называлась Советский Союз, а теперь называется Российской Федерацией. Я не могу гордиться страной, которая так истребляла Церковь " . И действительно – должна ли верующих интересовать страна, в истории которой есть периоды гонений? О Русской Церкви и российском государстве в XX веке мы беседуем с заведующим кафедрой церковной истории Московской Духовной Академии профессором Алексеем Константиновичем Светозарским. Все, что у нас работает, создано в советский период – Алексей Константинович, один из ключевых вопросов для формирования отношения к сегодняшнему российскому государству: является ли современная Российская Федерация преемницей богоборческого государства, Советского Союза? – Юридически – является. Российская Федерация изначально объявила себя преемницей СССР, несущей весь груз ответственности. Является она преемницей СССР и потому, что все, что у нас работает, было создано в период Советского государства. Но при этом, на мой взгляд, следует сделать одно замечание: реальные посты государственной и общественной жизни даже в те времена не всегда были вплотную сопряжены с постулатами официальной коммунистической идеологии. Хотя понятия " советский " и " коммунистический " развести достаточно сложно, если возможно вообще, но сам факт допущения со стороны государства возрождения церковной жизни на территории СССР в военные и послевоенные годы свидетельствует о том, что такое в истории было возможно. И далеко не всегда государство, устремляясь к прагматическим целям, следовало коммунистическим иделологемам.

http://religare.ru/2_89161.html

Русская Православная Церковь ХХ век 28 мая Митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский) 1908 год – Скончался митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский). Преосвященный Никон был убит выстрелом из пистолета на лестнице Грузино-Имеретинской Синодальной конторы. 1922 год – Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) предал анафеме лидеров обновленчества. С амвонов петроградских церквей было зачитано послание митрополита Вениамина, в котором он анафематствовал взбунтовавшихся священников Александра Введенского и Евгения Белкова, а также всех присоединившихся к ним. «По учению Церкви, — говорилось в послании, — епархия, почему-либо лишенная возможности получать распоряжения от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающим в духовном единении с Патриархом... Епископом Петроградским является митрополит Петроградский, послушаясь ему, в единении с ним и вы будете в Церкви». В ответ обновленческое ВЦУ уволило митрополита Вениамина с его поста, обвинив в желании «продолжать и впредь вовлечение Церкви в политическую контрреволюционную борьбу». 1924 год – Владимир Красницкий подал в ГПУ рапорт об организации высшего церковного управления, приложив заявление Святейшего Патриарха Тихона в НКВД, содержащее соответствующую просьбу. Заявление о регистрации Синода и Высшего Церковного Совета было принято Центральным административным управлением НКВД. Высшему Церковному Совету разрешалось осуществление деятельности до регистрации. Это заявление было подписано патриархом после 21 мая, когда был утвержден проект состава Синода и ВЦС, но до 24 мая, когда патриарх аннулировал этот проект с участием Красницкого. 1945 год – Первым из предстоятелей Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий отправился в паломничество на Святую Землю. Значение этого события было велико, в первую очередь — с точки зрения возрождения духовного влияния Русской Церкви на православную паству Ближнего Востока. В течение 1945 г . стало ясно, что в Европе союз Православных Церквей состоялся. В развитие плана председатель Совета предложил И. В. Сталину “усилить влияние на Восточные Патриархаты, которые хотя и малочисленны, но считаются авторитетными в православном мире, с целью использования их в будущем на своей стороне при решении ряда важных церковных вопросов”. Сталин согласился.

http://pravoslavie.ru/5465.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русское или советское?»: к дискуссии вокруг книги прот. Георгия Митрофанова «Трагедия России: " Запретные " темы истории ХХ века» 24.08.2009 493 Время на чтение 10 минут Возвращаясь к полемике вокруг книги протоиерея Георгия Митрофанова, предлагаем вниманию читателей статью преподавателя византийской истории в Хайфском университете (Израиль) диакона Александра Занемонеца. Книга о. Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории XX века» (СПб, 2009) принадлежит к числу тех книг, которые не имеют целью дать окончательный ответ на поставленные в них вопросы. Это сборник статей, проповедей и речей о.Георгия за последние годы, которые объединены общей темой - русская история XX столетия, особенно то, что в советское время не подлежало обсуждению. В этом смысл подзаголовка «запретные темы...». Статьи и речи посвящены Белому движению, проблеме конформизма в первые годы Советской власти, новомученикам, началу церковного возрождения во время Великой Отечественной войны, проблеме «власовского» движения и некоторым вопросам новейшей российской истории - правление Б.Н.Ельцина, «мутации» коммунистического сознания и т.д. Книга призвана пробудить интерес и дискуссию к определенным темам русской истории прошедшего века. И вот это ее назначение уже во многом выполнено. Из тех, кто возражает о.Георгию, в первую очередь стоить отметить его коллегу по Петербургской Духовной Академии диакона Владимира Василика - петербургского византиниста, специалиста по византийской литературе и гимнографии, преподавателя Духовной Академии и Санкт-Петербургского Государственного Университета. То, что книга вызвала такое внимание со стороны не-руссиста, говорит о ее общественном значении. В этом и цель книги - подвигнуть читателей к размышлениям о спорных «узлах» русской истории. Какое место в современном русском сознании должно занимать Белое движение? Был ли Советский Союз продолжением русского государства, или же отсутствие самого названия Россия на протяжении 70 лет в достаточной мере характеризует то, как это государство соотносилось с «исторической Россией»? А в этом контексте - была ли борьба против коммунизма на стороне нацистской Германии предательством, подвигом или же одной из многочисленных русских трагедий? Восстановлена ли «историческая Россия» после падения коммунизма, при всех несовершенства современного российского государства? Именно на эти вопросы о.Георгий Митрофанов и о.Владимир Василик нередко дают разные ответы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010