Весной-летом 1922 года изданы постановления ВЦУ об увольнении на покой ряда иерархов, не признавших законности ВЦУ. Несогласные с этим постановлением иерархи были сразу же арестованы. 16 июня 1922 года в журнале " Живая церковь " появилось воззвание , в котором митрополит Владимирский и Суздальский Сергий (Страгородский) , архиепископ Нижегородский Евдоким (Мещерский) и архиепископ Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков) признали каноничность обновленческого ВЦУ и призвали верующих подчиниться ему, что послужило соблазном для многих членов Церкви, впоследствии митрополит Сергий разорвал отношения с обновленчеством и принес покаяние Патриарху Тихону. К августу 1922 года из 97 правящих епископов 37 признали платформу " Живой церкви " и ВЦУ, 36 высказались против нее, 24 архиерея не выявили своего отношения. В июне 1922 года было опубликовано циркулярное уведомление о создании ВЦУ, разосланное епархиальным преосвященным. Циркуляр предписывал немедленное создание в епархиях новых епархиальных управлений, признавших власть ВЦУ, во главе с местным архиереем из лиц, " принадлежащих к прогрессивному белому духовенству, коим и надлежит принять все меры к освобождению приходского белого духовенства от зависимости его от контррев. элементов общества " . Об исполнении указанных мероприятий предлагалось срочно сообщить в ВЦУ. 6 июля 1922 года, в связи с тем что епископ Леонид (Скобеев) был переведен на Пензенскую кафедру , председательство в ВЦУ предложили митрополиту Сергию (Страгородскому), но он отказался, не желая работать вместе с епископом Антонином (Грановским) . 23 августа 1922 года ВЦУ разослало по епархиям циркуляр 36 с предписанием прекратить поминовение Патриарха Тихона за богослужением и возносить молитвы за святейших православных патриархов, ВЦУ и местного епископа. Из-за разногласий, возникших среди раскольников, образовались новые группировки - " Союз общин древлеапостольской церкви " (СОДАЦ) и " Союз церковного возрождения " . Под влиянием решений Всероссийского съезда группы " Живая церковь " , принявшего в августе 1922 года ряд антиканонических постановлений, а также из-за крайней амбициозности обновленческих руководителей во второй половине сентября 1922 года в ВЦУ произошел раскол.

http://drevo-info.ru/articles/25872.html

14 мая в « Известиях » появилось «Воззвание верующим сынам Православной Церкви России» с требованием суда над «виновниками церковной разрухи» и заявлением о прекращении «гражданской войны Церкви против государства». На следующий день депутацию церковных обновленцев принял председатель ВЦИК Михаил Калинин . Тут же было объявлено об учреждении нового Высшего церковного управления (ВЦУ), полностью состоявшего из членов обновленческого движения. А чтобы облегчить им захват патриаршей канцелярии, самого патриарха перевезли в Донской монастырь . Все под видом тех же церковных реформ. Из секретариата ЦК РКП(б) на места были разосланы директивы о поддержке создаваемых обновленческих структур. ГПУ активно давило на правящих архиереев, вынуждая признать ВЦУ и учрежденную параллельно с ним «Живую Церковь». На «тихоновское» духовенство начались гонения. Смысл обновленческого движения сами его вдохновители видели в реформе института монашества, освобождении духовенства «от мертвящего гнета монашества», мешающего ему «получить в свои руки органы церковного управления и непременно получить свободный доступ к епископскому сану. Но как всякие раскольники, обновленцы тут же стали дробиться на «толки». Уже в августе 1922 года епископ Антонин (Грановский) , председатель ВЦУ, организовал еще и «Союз церковного возрождения» (СЦВ), видевший свою опору не в клире , а в мирянах - как «единственном элементе», способном «зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией». Устав СЦВ, действующий в логике обновленческого движения, обещал своим последователям «самую широкую демократизацию Неба, самый широкий доступ к лону Отца Небесного». Введенский и Боярский организовали « Союз общин древлеапостольской Церкви » (СОДАЦ). Появилось множество и более мелких церковно-реформаторских групп, и у каждой была своя программа церковных преобразований, направленных на радикальное обновление Русской Православной Церкви. К концу 1922 года обновленцы с помощью властей захватили две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Как и рассчитывали власти, шедшая под видом церковных реформ кампания разграбления храмов и надругательства над святынями не вызвала массовых народных протестов просто потому, что Церковь была расколота изнутри, а отдельные очаги сопротивления обновленческому движению легко можно было уничтожить силами ГПУ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Поместный собор не удалось провести ещё и потому, что между противниками патриарха Тихона также разгорелась ожесточённая борьба за власть. К этому времени внутри обновленческого движения наметилось три течения: собственно «Живая церковь» во главе с протопресвитером В. Красницким, «Союз церковного возрождения» под руководством епископа Антонина и выросший в недрах «возрожденцев» «Союз общин древлеапостольской церкви» под началом А. Введенского. Все руководители этих течений стали претендовать на роль верховного координатора обновленческого движения. Отсутствие единства в лагере противников патриарха Тихона сильно беспокоило власти. 5 сентября 1922 года член Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) П. Смидович в письме «председателю Высшего Церковного Управления митрополиту Антонину» и его заместителю протоиерею Красницкому настоятельно рекомендовал «обсудить и преодолеть вопросы возникших разногласий в движении церковного обновления». О необходимости скорейшего преодоления разногласий между группами Антонина и Красницкого говорилось и в справке ВЦИК, подготовленной к заседанию его Президиума в конце сентября 1922 года. Наиболее чёткое представление об отношению властей к данной проблеме можно получить из доклада о проделанной работе Комиссии по проведению отделения церкви от государства, который был предоставлен в Политбюро ЦК РКП(б) 3 ноября 1922 года. В нём в частности говорится: «На втором заседании по заслушании доклада от ГПУ из коего было видно, что деятельность ВЦУ в связи с образовавшимися в ней группами значительно ослабела и потеряла влияние на места, чем воспользовались тихоновско-черносотенные элементы, которые начинают объединяться и ликвидировать обновленцев. Было постановлено взять твёрдую ставку на группу «Живая церковь», как наиболее активную… развернуть шире работу по очистке от тихоновского… элемента приходских советов в центре и на местах, провести через ВЦУ повсеместное публичное признание Соввласти епархиальными советами и отдельными епископами и попами. Чтобы не встретить препятствий со стороны прокуратуры в проведении этой работы предложить последней оказывать содействие ГПУ в административной борьбе с тихоновщиной.

http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pr...

Антонин говорил: «... Народ ходит в церковь и желает, чтобы учение Христа мы проводили на понятном ему языке, и мы должны это сделать. Союз “Церковное возрождение” дает то, чего желает народ» (Труды первого Всероссийского съезда или собора Союза «Церковное возрождение». М. 1925. С. 25). Те же требования русификации богослужения выдвигал и «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), основанный виднейшими деятелями обновленчества А.Введенским и А.Боярским (последний образовал в Колпино т.н. «кружок друзей церковной реформации»). Приведем ещё высказывания по этому вопросу епископа Антонина (Грановского). Антонин рассказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти об открытии одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: «пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите». Антонин говорил: «Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь – представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились». А вот как описывалось в одной из провинциальных газет богослужение, совершавшееся епископом Антонином (Грановским) в Заиконоспасском монастыре в Москве в 1922 году: «Антонин в полном архиерейском облачении возвышается посреди храма в окружении прочего духовенства. Он возглашает; отвечает и поет весь народ; никаких певчих, никакого особого псаломщика или чтеца... У всех ревнителей служебного благочестия и церковного Устава волосы дыбом становятся, когда они побывают в Заиконоспасском монастыре у Антонина. Не слышать “паки и паки”, “иже”, и “рече”. Все от начала до конца по-русски, вместо “живот” говорят “житие”. Но и этого мало. Ектении совершенно не узнаешь. Антонин все прошения модернизировал. Алтарь открыт все время... В будущем он обещает уничтожить алтарь и водрузить престол посреди храма».

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/bogosl...

Введение брачного епископата нанесло сильный удар по авторитету обновленцев. 22 сентября епископ Антонин официально заявил о выходе из ВЦУ и прекращении евхаристического общения с «Живой Церковью». Произошел раскол внутри раскола. Протоиерей Владимир Красницкий решил прибегнуть к испытанной силе - он обратился в ОГПУ с просьбой выслать епископа Антонина из Москвы, потому что «он становится знаменем контрреволюции». Но там Красницкому указали, что «органы власти не имеют никаких оснований вмешиваться в церковные дела, не имеют ничего против Антонина Грановского и нисколько не возражают против организации нового, второго Вступил в действие план Троцкого. Теперь началась массовая антирелигиозная пропаганда без исключения ко всем группировкам. Стали выходить газета «Безбожник», журнал «Атеист» и т. д. Красницкому пришлось идти иным путем. Он пишет письмо епископу Антонину, где согласен на любые уступки, лишь бы сохранить единство обновленческого движения. Начались переговоры. Но они ни к чему не привели. А в это время случился еще один раскол. В среде петроградского обновленческого духовенства была образована новая группа - «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ). Основателем этого движения стал протоиерей Александр Введенский, состоявший ранее в группе «Живая Церковь», а затем перешедший в СЦВ. Программа СОДАЦ занимала промежуточное положение между группами «Живая Церковь» и «Союз церковного возрождения». Она, хотя и была по своим социальным задачам более радикальной, чем последние, решительно требовала осуществления идей «христианского социализма» в общественной и внутрицерковной жизни. СОДАЦ решительно выступал за пересмотр догматики. Этот пересмотр должен был состояться на предстоящем Поместном соборе: «Современная мораль Церкви, - говорили они в своем «Проекте реформ церкви на - насквозь пропитана духом рабства, мы же не рабы, но сыны Божии. Изгнание духа рабства, как основного принципа морали, из системы этики есть дело Собора. Также должен быть изгнан капитализм из системы морали, капитализм есть смертный грех, социальное неравенство недопустимо для

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/18/ob...

Программа СОДАЦ требовала пересмотра всех церковных канонов. В отношении монастырей они желали оставить лишь те, которые «построены на принципе трудового начала и носят аскетически-подвижнический характер, например Оптина пустынь, Соловки и Допускался женатый епископат, также в своих выступлениях члены союза высказывались за второбрачие клириков. В вопросе о формах церковного управления СОДАЦ требовал уничтожения «монархического принципа администрирования, соборное начало взамен единоличного». В литургической реформе выступали за «введение древлеапостольской простоты в богослужении, в частности в обстановке храмов, в облачении священнослужителей, родной язык взамен языка славянского, институт диаконис и т. д.». В деле управления приходскими делами вносили равноправие всех членов общины: «В управлении делами общин, а также и их объединений (епархиальных, уездных, районных) участвуют на равных правах пресвитеры, клирики и Этот съезд был началом крушения «Живой Церкви». На нем исчезли последние надежды на благодетельность реформ - попирались каноны, разрушалось основание Церкви. Затем помимо трех основных групп обновленцы стали дробиться на другие более мелкие толки. Так, протоиерей Евгений Белков основал в Петрограде «Союз религиозно-трудовых общин». Междоусобная война грозила провалом всего движения. Необходим был компромисс. 16 октября на заседании ВЦУ было решено реорганизовать состав. Теперь оно состояло из председателя митрополита Антонина, заместителей - протоиереев Александра Введенского и Владимира Красницкого, управляющего делами А. Новикова, 5 членов от СОДАЦ и СЦВ и 3 от «Живой Церкви». Была создана комиссия по подготовке По мысли обновленцев он должен был уладить все разногласия внутри движения и закрепить окончательную победу над тихоновцами. «Второй Всероссийский Поместный Собор» Обновленцы с самого начала захвата церковной власти заявляли о необходимости созыва Поместного Собора. Но этого не нужно было властям. По мысли советского руководства Собор мог стабилизировать ситуацию в Церкви и устранить раскол. Поэтому еще 26 мая 1922 г. Политбюро РКП(б) приняло предложение Троцкого занять выжидательную позицию в отношении существовавших направлений в новом церковном руководстве. Сформулировать их можно так:

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/18/ob...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОБНОВЛЕНЧЕСТВО Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Обновленчество - оппозиционное движение в русском православии в послереволюционный период, повлекшее за собой временный раскол. Было инспирировано и некоторое время активно поддерживалось большевистской властью, с целью разрушения канонической " тихоновской " Церкви. Возникло весной 1922 года после ареста патриарха Тихона (по делу об изъятии церковных ценностей). Сначала существовало в виде реформаторских групп " Живая Церковь " , " Союз церковного возрождения " , " Союз общин Древлеапостольской Церкви " (СОДАЦ), " Народ и Церковь " и множества других более мелких образований такого же типа. Ими был создан общий орган руководства Церковью - " Высшее Церковное Управление " (ВЦУ), призванное заменить Патриарха. Каждая группа разработала свою программу церковных преобразований, рассчитанную на радикальное обновление Русской Православной Церкви . Эти программы были обсуждены на созванном обновленцами " поместном соборе " 1923 г. , который провозгласил родственость революционных идеалов с христианскими и объявил о низложении патриарха Тихона . При этом собор санкционировал лишь частичные преобразования церковной жизни, отложив проведение основных реформ на более поздний срок. ВЦУ было преобразовано в Высший Церковный Совет (ВЦС). Не признавший соборных решений св. патриарх Тихон анафематствовал обновленцев как " незаконное сборище " и " учреждение антихристово " . Митр. Вениамин (Казанский) , попытавшийся пресечь деятельность обновленцев уже на их первых шагах, был расстрелян по сфабрикованному обвинению в " препятствовании изъятию церковных ценностей " . Обновленчество сначала привлекло многих представителей епископата и духовенства - одним из пиков его популярности было воззвание о признании каноничности обновленческого ВЦУ от 16 июня 1922 года подписанное владыками Сергием (Страгородским) , Евдокимом (Мещерским) , Серафимом (Мещеряковым) и Макарием (Знаменским) в Нижнем Новгороде .

http://drevo-info.ru/articles/116.html

А уже 14 мая в «Известиях» появилось «Воззвание верующим сынам Православной Церкви России» с требованием суда над «виновниками церковной разрухи» и заявлением о прекращении «гражданской войны Церкви против государства». На следующий день депутацию обновленцев принял председатель ВЦИК Михаил Калинин. Тут же было объявлено об учреждении нового Высшего церковного управления (ВЦУ), полностью состоявшего из обновленцев. А чтобы облегчить им захват патриаршей канцелярии, самого патриарха перевезли в Донской монастырь. Из секретариата ЦК РКП(б) на места были разосланы директивы о поддержке создаваемых обновленческих структур. ГПУ активно давило на правящих архиереев, вынуждая признать ВЦУ и учрежденную параллельно с ним «Живую Церковь», на «тихоновское» духовенство начались гонения. На фото по центру — А.И. Введенский Смысл обновленческого движения сами его вдохновители видели в освобождении духовенства «от мертвящего гнета монашества», мешающего ему «получить в свои руки органы церковного управления и непременно получить свободный доступ к епископскому сану. Но как всякие раскольники, они тут же стали дробиться на «толки». Уже в августе 1922 года епископ Антонин (Грановский), председатель ВЦУ, организовал еще и «Союз церковного возрождения» (СЦВ), видевший свою опору не в клире, а в мирянах — как «единственном элементе», способном «зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией». Устав СЦВ обещал своим последователям «самую широкую демократизацию Неба, самый широкий доступ к лону Отца Небесного». Введенский и Боярский организовали «Союз общин древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ). Появилось множество и более мелких церковно-реформаторских групп, и у каждой была своя программа церковных преобразований, направленных на радикальное обновление Русской Православной Церкви. К концу 1922 года обновленцы с помощью властей захватили две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Как и рассчитывали власти, кампания разграбления церквей и надругательства над святынями не вызвала массовых народных протестов просто потому, что Церковь была расколота изнутри, а отдельные очаги сопротивления легко можно было уничтожить силами ГПУ.

http://foma.ru/nachalo-dvizheniya-czerko...

Критика и расколы в " Живой Церкви " Программные установки съезда " Живой Церкви " вызвали возмущение среди вовлечённых в обновленчество епископата, клира и мирян. С решительным протестом против постановлений съезда " Живой Церкви " , принятых вместо основных требований церковной дисциплины, выступил признававший в то время ВЦУ Владимирский митрополит Сергий (Страгородский) . Несогласие с доктриной ЖЦ высказали и примкнувшие к обновленчеству архиепископы Евдоким (Мещерский) и Вениамин (Муратовский) . Резко критиковал живоцерковников глава ВЦУ епископ Антонин (Грановский) , который покинул съезд Живой Церкви после 1-го заседания. 20 августа 1922 года епископ Антонин основал и возглавил альтернативную ЖЦ обновленческую группировку « Союз церковного возрождения » (СЦВ) . В сентябре 1922 года о разрыве с ЖЦ и переходе к СЦВ заявило обновленческое духовенство 12 епархий. Также на съезде «Живой церкви» образовалось так называемое «левое крыло» во главе с мирянином А. И. Новиковым. Против Красницкого выступила даже петроградская организация во главе с Введенским , Боярским и Белковым. Они поддержали епископа Антонина, перейдя в СЦВ. 3 октября 1922 года на расширенном пленуме Центрального комитета «Живой церкви» Владимир Красницкий констатировал, что А. И. Новиков «часто голосовал против предложений [Центрального] К[омите]та, поддерживая группу Антонина и тем подрывая как авторитет группы, так и дисциплину среди ее членов». За это, а также за собственную программу реформ, не совпадавшую с взглядами Красницкого, А. И. Новиков был исключён из «Живой церкви». После этого А. И. Новиков объединяется с А. И. Введенским, создав на основе «Левого крыла» (или «Левого лечения») новую обновленческую группировку « Союз общин древлеапостольской церкви » (СОДАЦ). Причинами отделения различных групп от " Живой Церкви " была борьба за власть в ВЦУ между лидерами обновленцев и серьёзные разногласия между ними по «тактическим вопросам». Важную роль играла и позиция советских государственных органов, которые не хотели излишнего укрепления обновленческого движения и готовились перейти к открытой антирелигиозной политике. Тем не менее власти не желали и преждевременного ослабления обновленчества, по-прежнему отводя ему роль важного оружия против православной Церкви, особенно в связи с подготовкой направленного против патриарха Тихона обновленческого «Поместного собора». При этом государственные органы уже не рассматривали " Живую Церковь " как приоритетную для них обновленческую структуру. После того как в конце сентября 1922 года ГПУ отказало лидеру " Живой Церкви " в просьбе принять репрессивные меры против вышедшего из ВЦУ епископа Антонина, Красницкий вынужден был признать, что не претендует на «монополию власти и влияния», и пошёл на некоторые уступки оппонентам.

http://drevo-info.ru/articles/26251.html

   Осенью 1922 г. появилась еще одна обновленческая секта: Содац — «Союз общин древлеапостольской Церкви» во главе с Введенским и Боярским. В их программе много говорится о христианском социализме, о грехе капитализма, о возврате к первохристианскому, апостольскому «первокоммунизму» — это все в пику поповскому материализму «живоцерковников», но в отличие от Антонина и его «возрожденцев», Содац, как и «живоцерковники», не видел греха во второбрачии священников, в пополнении епископата женатыми священнослужителями. Антониновцы добавляли к этому еще устранение иконостаса и перенос алтаря на середину храма. «Живоцерковники» отвергали крайности богослужебных новшеств только потому, что их мало интересовала эта сторона дела.    Именно тогда вошло в моду устраивать диспуты между православными и обновленческими священниками, и нередко раскольник оказывался красноречивее, но правда, которую отстаивал православный пастырь, побеждала, хотя часто за нее победителю приходилось расплачиваться тюрьмой или ссылкой. Однажды бывшему ректору Петербургской семинарии протоиерею Кондратьеву удалось одержать верх над самим Введенским, обнародовав секретный циркуляр Введенского епархиальным архиереям об обращении в НКВД для принятия административных мер против тихоновцев.    В провинции появлялись еще более диковинные новообразования. Так, в ноябре 1922 г. в Пензе создается «Свободная трудовая церковь», которую возглавил обновленческий архиерей Иоанникий. Сектанты провозгласили своей целью слияние всех религий в одну и союз религии и науки, заодно уничтожение зла и достижение бессмертия на «научной почве», для чего необходимо «бороться против касты духовенства и против предрассудков», и непременно устранять из храмов иконостасы. Уполномоченный обновленческого ВЦУ Коблов учредил в Саратове «Пуританскую партию революционного духовенства и мирян» как левую фракцию «Живой церкви», открытую даже для тех, кто не признает Господа Иисуса Христа Богом.    В конце осени сформировано было новое ВЦУ, в которое Антонин, Красницкий и Введенский вошли уже как предводители отдельных фракций.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005