14 мая в « Известиях » появилось «Воззвание верующим сынам Православной Церкви России» с требованием суда над «виновниками церковной разрухи» и заявлением о прекращении «гражданской войны Церкви против государства». На следующий день депутацию церковных обновленцев принял председатель ВЦИК Михаил Калинин . Тут же было объявлено об учреждении нового Высшего церковного управления (ВЦУ), полностью состоявшего из членов обновленческого движения. А чтобы облегчить им захват патриаршей канцелярии, самого патриарха перевезли в Донской монастырь . Все под видом тех же церковных реформ. Из секретариата ЦК РКП(б) на места были разосланы директивы о поддержке создаваемых обновленческих структур. ГПУ активно давило на правящих архиереев, вынуждая признать ВЦУ и учрежденную параллельно с ним «Живую Церковь». На «тихоновское» духовенство начались гонения. Смысл обновленческого движения сами его вдохновители видели в реформе института монашества, освобождении духовенства «от мертвящего гнета монашества», мешающего ему «получить в свои руки органы церковного управления и непременно получить свободный доступ к епископскому сану. Но как всякие раскольники, обновленцы тут же стали дробиться на «толки». Уже в августе 1922 года епископ Антонин (Грановский) , председатель ВЦУ, организовал еще и «Союз церковного возрождения» (СЦВ), видевший свою опору не в клире , а в мирянах - как «единственном элементе», способном «зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией». Устав СЦВ, действующий в логике обновленческого движения, обещал своим последователям «самую широкую демократизацию Неба, самый широкий доступ к лону Отца Небесного». Введенский и Боярский организовали « Союз общин древлеапостольской Церкви » (СОДАЦ). Появилось множество и более мелких церковно-реформаторских групп, и у каждой была своя программа церковных преобразований, направленных на радикальное обновление Русской Православной Церкви. К концу 1922 года обновленцы с помощью властей захватили две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Как и рассчитывали власти, шедшая под видом церковных реформ кампания разграбления храмов и надругательства над святынями не вызвала массовых народных протестов просто потому, что Церковь была расколота изнутри, а отдельные очаги сопротивления обновленческому движению легко можно было уничтожить силами ГПУ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

«Союз церковного возрождения» (возрожденцы) 1922–1928 Антонин (Грановский) Служебная реформа, воплощенная в жизнь в собственных храмах: алтарь был перенесен в центр храма, иконостас был убран, службы совершались на современном русском языке. Отсутствовали певчие – служащему отвечали все верующие в храме. Были произведены изменения в чинопоследованиях таинств – крещения, брака и исповеди, изменен способ преподания Причастия. «Союз общин Древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ) 1922–1923 Иоанн (Альбинский), Александр (Введенский) СОДАЦ признавала необходимость существования женатого епископата. Общины СОДАЦ проводили духовные беседы, внедряли пение акафиста нараспев, вводили фисгармонию, привлекали к богослужению женщин в качестве чтецов, организовывали религиозные братства и сестричества. В конце 1923 г. было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении их членов в Обновленческую церковь   Иерархи Обновленческой церкви Развернуть таблицу Орган управления Иерарх Председатель ВЦУ Антонин (Грановский) (18 мая 1922 — май 1923) Владимир Красницкий (конец 1922 — ) сопредседатель Александр Введенский (конец 1922 — ) сопредседатель Председатель ВСЦ, митрополит Антонин (Грановский) (май — июль 1923) Евдоким (Мещерский) (июль-август 1923) Митрополит, Председатель Синода: Евдоким (Мещерский) (август 1923 — 1925) Вениамин (Муратовский) (1925 — 6 мая 1930) Виталий (Введенский) (10 мая 1930 — октябрь 1941) Первоиерарх Александр (Введенский) (10 октября 1941 — 26 июля 1946) (апрель 1940 — октябрь 1941 — заместитель первоиерарха)   Группы священнослужителей-обновленцев Развернуть таблицу Характеристика группы 1. «Первая — самая многочисленная группа — серые батюшки требоисправители». 2. «Вторая — прохвосты, присоединившиеся к обновленчеству в погоне за быстрой карьерой, спешившие воспользоваться «свободой нравов», дозволенной обновленцами. О них епископ Антонин (Грановский) сказал: «Ассенизационная бочка православной церкви». Почти все они были агентами ГПУ». 3. «Третья — идейные модернисты, искренно стремившиеся к обновлению церкви. Эти жили впроголодь, ютились в захудалых приходах, теснимые властями и своим духовным начальством и не признанные народом. Они почти все кончили в лагерях».

http://azbyka.ru/shemy/obnovlencheskoe-d...

Весной-летом 1922 г. изданы постановления ВЦУ об увольнении на покой ряда иерархов, не признавших законности ВЦУ. Несогласные с этим постановлением иерархи были сразу же арестованы. 16 июня 1922 г. в ж. «Живая церковь» появилось воззвание, в к-ром митр. Владимирский и Суздальский Сергий (Страгородский) , архиеп. Нижегородский Евдоким Мещерский и архиеп. Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков) признали каноничность обновленческого ВЦУ и призвали верующих подчиниться ему, что послужило соблазном для мн. членов Церкви, впосл. митр. Сергий разорвал отношения с обновленчеством и принес покаяние Патриарху Тихону. К авг. 1922 г. из 97 правящих епископов 37 признали платформу «Живой церкви» и ВЦУ, 36 высказались против нее, 24 архиерея не выявили своего отношения. В июне 1922 г. было опубликовано циркулярное уведомление о создании ВЦУ, разосланное епархиальным преосвященным. Циркуляр предписывал немедленное создание в епархиях новых епархиальных управлений, признавших власть ВЦУ, во главе с местным архиереем из лиц, «принадлежащих к прогрессивному белому духовенству, коим и надлежит принять все меры к освобождению приходского белого духовенства от зависимости его от контррев. элементов общества». Об исполнении указанных мероприятий предлагалось срочно сообщить в ВЦУ. 6 июля 1922 г., в связи с тем что еп. Леонид (Скобеев) был переведен на Пензенскую кафедру, председательство в ВЦУ предложили митр. Сергию (Страгородскому), но он отказался, не желая работать вместе с еп. Антонином (Грановским). 23 авг. 1922 г. ВЦУ разослало по епархиям циркуляр 36 с предписанием прекратить поминовение Патриарха свт. Тихона за богослужением и возносить молитвы за святейших правосл. патриархов, ВЦУ и местного епископа. Из-за разногласий, возникших среди раскольников, образовались новые группировки - Союз общин древлеапостольской церкви (СОДАЦ) и Союз церковного возрождения . Под влиянием решений Всероссийского съезда группы «Живая церковь», принявшего в авг. 1922 г. ряд антиканонических постановлений, а также из-за крайней амбициозности обновленческих руководителей во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/161105.html

Бровкин И.П., обвиняемый по московскому процессу Бройдо Г.И., заместитель наркома по делам национальностей Брусилова В.И., осужденная по московскому процессу Брюханов Н.П., заместитель наркома финансов СССР Бубнов А.С., заведующий Агитпропотделом ЦК РКП(б) Будкевич – см. Буткевич К.Ю. Булатов Д.А., председатель Смоленского губисполкома Буракова М.Н., технический секретарь Политбюро ЦК РКП(б) Бурдуков, особоуполномоченный НКСО Буткевич К.Ю., католический прелат Бухарин Н.И., кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б), редактор газеты «Правда» Быков В., священник Петроградской епархии, обновленец Бычков С.И., священник, осужденный по петроградскому процессу 236, 244, 245 В алк С.Н. Варнава Ветлужский, русский святой XV в. Варшавчик М.А. Васецкий Н.А. Василенко – см. Шук А.К. Васильева О.Ю. Введенский А. И., протоиерей Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Венгер А. Венедикт (Плотников В.В.), епископ Кронштадтский, викарий Петроградской епархии Вениамин (Казанский В.П.), митрополит Петроградский и Гдовский Вениаминов – см. Вениамин (Казанский В.П.) Верхотурский, редактор газеты «Московский рабочий» Винокуров А.Н., член Президиума ЦК Помгола при ВЦИК Вишняков В.П., священник, осужденный по московскому процессу Владимир (Путята В.В.), бывший архиепископ Пензенский и Саранский, лидер обновленческой группы «Свободная народная церковь » Владимирский М.Ф., секретарь ЦК КП(б)У, заместитель председателя СНК УССР Волкогонов Д.А. Волобуев П.В. Володичева М.А., помощник секретаря председателя СНК РСФСР и СССР Воробьев В.Н., протоиерей Воронин С.Н., обвиняемый по московскому процессу Воронцов – см. Воронин С.Н. Воронцов Г. В. Воскресенский В.К., протоиерей Петроградской епархии, обновленец Вострышев М.И. Г алкин А.В., заместитель председателя Верховного Суда (ревтрибунала) РСФСР Галкин М.В., бывший священник, сотрудник VIII (V) отдела Геллер М. Генкин, врач-консультант Главацкий М.Е. Глазман М.С., секретарь председателя РВСР Голубцов С. А., протодиакон

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6-17 авг. 1922 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд ЖЦ, на к-ром произошел разрыв между сторонниками Красницкого и группой А., не вернувшегося на съезд после 1-го заседания. Считая ЖЦ «поповским профсоюзом, желающим только жен, наград и денег», А. выступал против второбрачия духовенства, не поддержал идеи закрытия всех мон-рей и упразднения епископата. 24 авг. того же года А. встал во главе «Союза церковного возрождения» (СЦВ) - обновленческой группировки, стремившейся в отличие от сословно-клерикальной ЖЦ найти опору в мирянах. В Положении СЦВ так определялась его задача: «Союз отвергает кастовое крепостничество и кастовое утверждение интересов «белого попа». Союз стремится к улучшению церковных порядков по девизу: все для народа и ничего для сословия, все для Церкви и ничего для касты». 22 сент. 1922 г. А. заявил о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сент. постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей. Красницкий обратился в ГПУ с просьбой выслать А. из Москвы, т. к. «он становится знаменем контрреволюции». В ответном письме Красницкому указывалось, что «органы власти... не имеют ничего против Антонина Грановского и нисколько не возражают против организации нового, второго ВЦУ». В отличие от ГПУ правительство России в это время стремилось предотвратить раскол в обновленчестве. О необходимости преодоления разногласий между группами А. и Красницкого говорилось в справке ВЦИК, подготовленной к заседанию его президиума в кон. сент. 1922 г. В результате между основными обновленческими течениями был достигнут временный компромисс. В окт. 1922 г. А. вернулся на пост председателя ВЦУ, после того как оно было реорганизовано на коалиционных началах, включив в себя представителей ЖЦ, СЦВ и новообразованной группировки «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), к-рый возглавил Введенский. На обновленческом «Втором поместном соборе Православной Российской Церкви» (Москва, 29 апр.- 9 мая 1923) А. был избран его почетным председателем, однако фактическое руководство «Собором» осуществляли Введенский и Красницкий. 8 мая А. вошел в состав избранного «Собором» Высшего церковного совета (ВЦС) в качестве его председателя. Но уже 24 июня в результате резкого конфликта с членами ВЦС, прежде всего с Красницким, был освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой. Этому предшествовала публикация в «Известиях» 17 мая 1923 г. ст. А. «Азбука церковной реформы», ставшей программным документом СЦВ.

http://pravenc.ru/text/116144.html

проф. – профессор проч. – прочее при. – преподобный псева. – псевдоним ПСР(ПЛСР) – партия (левых) социалистов-революционеров ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. ПУР – Политическое управление Реввоенсовета Республики разд. – раздел райком – районный комитет РАН – Российская академия наук РГАСПИ – Российский госуларственный архив социально-политической истории Реввоенсовет, РВС – Революционный военный совет Республики ревком – революционный комитет РКИ – Рабоче-крестьянская инспекция РККА – Рабоче-крестьянская Красная армия РКП(б) – Российская коммунистическая партия (большевиков) РЛУКСМ – Российский (ленинский) коммунистический союз молодежи РОСТА – Российское телеграфное агентство при ВЦИК Ростов Н/Д – Ростов-на-Дону РПЦ – Российская (Русская) Православная Церковь . РСДРП(б). (м) – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), (меньшевиков) РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. РСХД – Русское студенческое христианское движение РуссКАПО (Рускапа) – Русско-канадско-американское пассажирское агентство с. – село с., стр. – страница СБ – Союз безбожников Св. – Святейший, Священный св. – святой (-ая) свв. – святые свящ. – священник СВБ – Союз воинствующих безбожников свт. – святитель с.г. с/г. – сего года сдел. – сделано СДКЛ – Социал-демократия Латышского края СДКПиЛ – Социал-демократия Короленства Польского и Литвы Сиббюро – Сибирское бюро ЦК РКП(б) СибЦУ – Сибирское церковное управление (обновленческое) СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения см. – смотри сн. – сноска, сноски СНК, Совнарком – Совет народных комиссаров (РСФСР–СССР) СО – Секретный отдел Совправительство – советское праство совр. – современный (ая) СОДАЦ – Союз общин древлеапостольской церкви Сост. – составитель Соцобес – Наркомат социального обеспечения РСФСР СПбДА – Санкт-Петербургская духовная академия СРФ – Советская Фелеративная Республика СССР – Союз Советских Социалистических Республик ст. – статья ст.ст. – статьи, старый стиль

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После совещания с др. викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом митр. Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский еп. Алексий (Симанский) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) 4 июня снял с В. запрещение. На начавшемся 10 июня судебном процессе над митр. Вениамином и др. клириками и мирянами Петроградской епархии (см. ст. Петроградский процесс 1922 г .) В. намеревался выступать на стороне защиты, однако 12 июня, после первого заседания, выходя из зала суда, он был ранен в голову камнем, брошенным одной из женщин. 6 июля, спустя день после вынесения судом смертного приговора митр. Вениамину и др. 9 обвиняемым, обновленческое ВЦУ постановило «лишить сана и монашества» осужденных клириков, а мирян - «отлучить от Церкви». Однако В. скорее всего не был причастен к принятию данного решения, т. к. находился на тот момент в тяжелом состоянии после травмы, а 25 июля уже ходатайствовал перед зам. председателя СНК РСФСР А. И. Рыковым о помиловании митр. Вениамина. Наметившиеся к тому времени разногласия внутри обновленчества привели к образованию в авг. 1922 г. внутри «Живой церкви» группы «Союза церковного возрождения» , к к-рой В. присоединился 5 сент. Однако из-за конфликта с лидером группы еп. Антонином (Грановским) в окт. В. оставил «Союз церковного возрождения» и вошел в группу «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), программа к-рой носила откровенно антиканонический характер и включала требования «обновления религиозной морали», введения женатого епископата, закрытия большей части «выродившихся» мон-рей, воплощения идей «христианского социализма» во внутрицерковной и общественной жизни, участие на равных правах клириков и мирян в управлении делами общин. А. И. Введенский, обновленческий лжемитрополит. Фотография. 20-е гг. ХХ в. А. И. Введенский, обновленческий лжемитрополит. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило В. восстановить общение с «Живой церковью», и 16 окт.

http://pravenc.ru/text/149989.html

1923 гг. ведущую роль в расколе. 6 августа 1922 г. Антонин был назначен ВЦУ на Московскую кафедру с титулом " архиепископа Крутицкого " , а уже 20 августа 1922 г. принимает титул " митрополита Московского и всея России " . 24 августа 1922 г. встал во главе " Союза церковного возрождения " , обновленческой группировки, в противоположность сословно-клирикальной ЖЦ, стремившейся найти опору в мирянах. 22 сентября 1922 г. Антонин заявляет о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, однако в октябре 1922 г. вновь возвращается на пост его председателя, когда последнее реорганизуется на коалиционных началах, включив в себя представителей ЖЦ, СЦВ и новообразованной группировки " Союз общин Древлеапостольской Церкви " (СОДАЦ), во главе которой встал А. И. Введенский. На обновленческом " Втором Поместном Соборе Православной Российской Церкви " (Москва. 29 апреля - 9 мая 1923 г.) А. был избран его почетным председателем. При этом фактическое руководство " Собором " осуществляли Введенский и Красницкий. 8 мая 1923 г. вошел в состав избранного " Собором " Высшего Церковного Совета (ВЦС) в качестве его председателя. Но уже в 24 июня 1923 г. в результате резкого конфликта с членами ВСЦ, и, прежде всего с Красницким, он был освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой. Этому предшествовала публикация в " Известиях " 17 мая 1923 г. декларации Антонином " Азбука церковной реформы " , ставшая программным документом СЦВ. Интересно отметить тот факт, что еще за месяц до раскола у обновленцев его предсказал епископ Иларион, который отлично знал подлинный лик обновленцев, об этом говорится в заключении по делу от 30 июня 1923 г., сказал это епископ Иларион в разговоре с одним мирянином, отбывавшим с ним наказание, от которого это и стало известно ГПУ. 29 июня 1923 г. начинается период " автокефального " существования СЦВ, возглавляемого Антонином. Указанная раскольничья группировка была немногочисленной, насчитывая всего несколько сотен последователей. Ее центром стал собор Заиконоспасского монастыряря в Москве, кроме того, сторонники СЦВ имелись в Ленинграде, Харьковской и Владимирской епархиях.

http://pravoslavie.ru/5819.html

Бурную дискуссию на съезде вызвало обсуждение вопроса о церковных денежных средствах, особенно в связи с предложениями части делегатов ввести единую епархиальную кассу. В принятой резолюции признавалась необходимость передать все «кружечные, кошельковые, свечные и другие сборы» в непосредственное распоряжение ВЦУ, где ЖЦ занимала тогда господствующее положение. Делегаты съезда обратились к советским властям с просьбой передать ЖЦ значительную часть финансовых средств, получаемых от существовавших свечных заводов, имущества закрывавшихся храмов, доходов от бывш. мон-рей и часовен. Для «воспитания верующих» предлагалось взимать с них в пользу ЖЦ постоянный налог. Съезд выразил пожелание о снятии церковного отлучения с Л. Н. Толстого . 16 авг. с разрешения советских властей в Успенском соборе Московского Кремля живоцерковниками был отслужен благодарственный молебен, после чего Красницкому поднесли титул протопресвитера. 17 авг. делегация съезда во главе с Красницким была принята председателем ВЦИК М. И. Калининым. Программные установки съезда ЖЦ вызвали возмущение среди вовлеченных в обновленчество епископата, клира и мирян. С решительным протестом против постановлений съезда ЖЦ, принятых вместо основных требований церковной дисциплины, выступил признававший в то время ВЦУ Владимирский митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Несогласие с доктриной ЖЦ высказали и примкнувшие к обновленчеству архиепископы Евдоким (Мещерский) и Вениамин (Муратовский) . Резко критиковал живоцерковников их недавний союзник - глава ВЦУ еп. Антонин (Грановский), который покинул съезд ЖЦ после 1-го заседания. 24 авг. еп. Антонин встал во главе созданной им альтернативной ЖЦ обновленческой группировки «Союз церковного возрождения» (СЦВ). В сент. 1922 г. о разрыве с ЖЦ и переходе к СЦВ заявило обновленческое духовенство 12 епархий. Против Красницкого выступила даже петроградская орг-ция во главе с Введенским, Боярским и Белковым. Они поддержали еп. Антонина, а впосл. создали собственную обновленческую группировку «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ). Раскол произошел и в ЦК ЖЦ, где образовалось т. н. левое крыло во главе с А. Новиковым, вскоре исключенным из состава ЦК.

http://pravenc.ru/text/182247.html

С.Г. Петров Указатель имен А дибеков Г.М. Акишин М.О. Алексашина М.Е. Алексеев В.А Альбинский И., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Альский А.О., заместитель наркома финансов А.Н. – см. Назаретян А.М. Андрей (Ухтомский А.А.), архиепископ Томский Анемподист (Телегин) – см. Макарий (Телегин М.Н.) Аникеев В. В. Антоний – см. Антонин (Грановский А.А.) Антоний (Храповицкий А.П.), митрополит Киевский и Галицкий, председатель ВЦУ за границей Антонин (Грановский А.А.), епископ, лидер обновленческой группы «Союз церковного возрождения» Анцелович Н.М., представитель ВЦСПС в АРК при ЦК РКП(б) Арсений (Стадницкий А.Г.), митрополит Новгородский и Старорусский Артеменко Е., секретарь заместителя председателя СНК РСФСР и СССР Ахапкин Ю.А. Б аделин В.И. Бажанов Б., помощник генерального секретаря ЦК РКП(б) Базилевич Г.Д., заместитель особоуполномоченного СНК по учету и сосредоточению ценностей Бакунина Е.Н., врач Бакунины, владельцы московской больницы (лечебницы) Бардунова – см. Баркунова Е.М. Баркунова Е.М., студентка, осужденная по московскому процессу Башкарев А.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкарев В.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкиров А.А. – см. Башкарев А.А. Башкиров В.А. – см. Башкарев В.А. Бек М., председатель Московского ревтрибунала Белавин, Беллавин В.И. – см.Тихон (Беллавин В.И.) Белков (Толшемский) Е.Х., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз религиозно-трудовых общин» Белобородов А.Г., член ЦК РКП(б), заместитель наркома внутренних дел Белявин – см. Тихон (Беллавин В.И.) Бердяев Н.А. , религиозный философ Бобаль – см. Боболь Андрей Боболь Андрей, иезуит, католический святой XVII в. Богоявленский Л .К., протоиерей, осужденный по петроградскому процессу Борисов И., священник, обновленец Боярский А.И., протоиерей Петроградской епархии, член обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Бранденбургский Н.Я., заместитель наркома юстиции

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010